Сочинение на тему гуманитарные науки это науки о человеке

Обновлено: 30.06.2024

Нет, я, конечно, понимаю - это такой хороший американский подход. Если есть спрос - значит, направление нужно развивать. Но на услуги астрологов спрос тоже есть, и это никак не свидетельствует о важности и пользе астрологии.

Сегодня я достал из архива текст, написанный мной три с половиной года назад для прежнего моего ЖЖ. Я публикую его без изменений, хотя сегодня многое бы написал иначе. Пусть он будет отправной точкой - а там поглядим.

- Что бы Вы сказали нынешним выпускникам гуманитарных вузов?
- Два кофе с собой, пожалуйста.
Популярный анекдот

В обществе - не только российском - широко распространено представление о том, что истинные науки - это науки естественные и точные. А гуманитарные - это так, красивая болтовня, не более того. Соответственно, основные ресурсы следует направлять именно на финансирование естественных наук. На гуманитарные деньги распределяются скорее по остаточному принципу, в результате их состояние довольно плачевное. Среди приоритетных направлений научного развития, обозначенных Правительством РФ, гуманитарных практически нет.

Такая тенденция наблюдалась и в Советском Союзе. Несмотря на то, что на гуманитарные науки там выделялось заметно больше ресурсов, чем в сегодняшней России, естественные явно опережали их в своем развитии. "Технарям" уделялось огромное внимание, поэтому в этой области мы находились на мировом уровне. В области гуманитарных наук до этого уровня мы, увы, явно не дотягивали. Это вполне понятно - ресурсы в Советском Союзе были ограничены, а интересы оборонки по очевидным причинам имели безусловный приоритет.

Однако вопрос заключается в том, чем все это закончилось.
Советский Союз имел высочайший уровень развития естественных наук.
Но где теперь сам Советский Союз?

Разумеется, я далек от мысли выводить гибель СССР только из отставания в области гуманитарных наук. Но стоит вспомнить знаменитую фразу Андропова: "Мы не знаем общества, в котором живем". Именно это незнание стало одним из обстоятельств, сделавших возможным катастрофу второй половины 80-х годов. И это незнание - на совести именно гуманитарной сферы.

Более того - именно достижения гуманитарных наук лежат в основе господствующей идеологии. От уровня их развития во многом зависит, способно ли общество отстоять свои ценности, свое мировоззрение, свою систему. От него также зависит способность идеологической базы адаптироваться к постоянно меняющейся среде, к возникающим непрерывно новым вызовам. Грубо говоря, для того, чтобы иметь возможность убедить людей в том, что социализм/капитализм - это хорошо/плохо, необходимо опираться на достижения истории, философии, социологии, психологии, экономики, политологии и т.д. Ядерная физика здесь мало поможет.

Почему же представление о "несерьезности" гуманитарных наук является настолько живучим? На то есть несколько причин.

1. В гуманитарных науках гораздо меньше четко сформулированных правил, законов и теорем. Это правда, и это во многом объясняется тем, что предмет общественных наук намного более сложен. В истории, например, поиски неких универсальных законов неоднократно упирались в необходимость учесть слишком много самых различных факторов, влияющих на события и процессы.

2. Практическое воплощение естественных наук является гораздо более осязаемым. Вот передо мной стоит компьютер - понятный и неоспоримый результат технического прогресса. Гуманитариям трудно похвастаться чем-то подобным. Если же упомянуть такие вещи, как правовая или налоговая система, можно услышать, что они возникли сами по себе, в результате длительной эволюции, являлись детищем политиков, а не ученых, и далеки от совершенства. Мало кому приходит в голову вспомнить, что современный компьютер тоже стал итогом длительной эволюции вычислительных систем, является детищем бизнесменов, а не ученых и также не свободен от массы недостатков.

3. Гуманитарные науки более подвержены вмешательству со стороны политической элиты. Часто приходится слышать высказывания типа "Зачем нужна история, если ее каждый раз переписывают?" На самом деле, если бы история была не нужна и не важна, ее никто бы даже и не подумал переписать. Регулярное вмешательство политиков в сферу общественных наук как раз и показывает высокую актуальность и значимость последних для современного общества.

4. В гуманитарных науках гораздо легче симулировать научную деятельность. Это чистая правда - и, добавлю, значительно труднее заниматься серьезной наукой. Далеко не случайно математики и физики часто делают выдающиеся открытия в 20-40 лет, большинство же действительно масштабных исторических трудов написаны людьми в возрасте старше 40 лет. Объясняется это сложностью предмета гуманитарных наук (см. п. 1)

Есть много разных вещей, которые мы ценим. Кто-то отдает предпочтение бизнесу, так как видит в нем свой успех, кто-то старается преуспеть в политике. Каждый человек по-разному смотрит на вещи. Но есть та категория, которая не поддается жестокой критике и по праву является очень важной частью нашей жизни – это знания.

На протяжении всей истории именно знания определяли статус человека, его положение в обществе. На основе знаний ставилась оценка культуре всей страны. В первую очередь это были гуманитарные знания. В чем же их особенность?

Все мы знаем, что есть разные направления, в которых можно развиваться. Техническое направление нельзя просто так убрать и сделать вид, что в нем нет смысла. Ведь знания этой области дали возможность человечеству покорять все новые вершины и создавать то, что раньше казалось невозможным.

Но чем же отличаются гуманитарные науки? Для чего обществу нужны такие знания?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть основные виды гуманитарных наук. В первую очередь стоит обратить внимание на историю.

В каждом школьном учебнике говорится, что история – это наука о прошлом. Большинство людей соглашаются с такой терминологией и не предают этому особого значения. Сегодня для многих эта наука не играет важной роли. Ее считают бесполезной, видя в ней только различные истории из жизни предков. На самом деле, не все так просто. История – это наука, которая раскрывает не все прошлое. Ведь это сделать просто невозможно. Тогда нам придется на уроках параллельно изучать, что вчера делал Петя Иванов. В прошлом было много событий, которые не стоит так детально рассматривать. История – это, прежде всего, наука о людях, которые в определенный момент хотели что-то изменить. То есть, история – это изменения. Если начать анализировать эту науку, то мы поймем, что ее роль – это не просто интересные рассказы. Цель истории – научить будущее поколение, показывая ошибки старого. Да, ученые выделили это направление и сказали, что это наука. Но это больше чем просто направление. Это жизнь. Изучая историю, наше общество может достигнуть большего. Ведь на протяжении многих веков постоянно происходили войны, катаклизмы, реформы. Мы знаем, какие последствия были. Это дает нам огромные возможности и шанс, устранить проблему до того, как она начнет приносить вред. Ведь все те знания, которые были приобретены прошлыми поколениями, бесценны. Наше общество должно бережно относиться к истории. Не стоит наступать на одни и те же грабли. Следует прислушаться к людям, которые со страниц наших учебников, говорят нам, как поступить правильно. Не зря же они проливали кровь, терпели поражения, голодали, сражались с аппаратами управления. Этот опыт мы должны сохранить, а также постараться сделать все, чтобы он не пропадал зря, а действовал в нашей жизни.

Следующая гуманитарная наука, которая очень важна для общества – это социология. Некоторые относятся к ней предвзято. Ведь социология очень часто ассоциируется у нас с людьми, которые постоянно просят заполнить какие-то бланки или проводят тесты. На самом деле, социология – это наука, цель которой заключается в изучении общества. Для чего это нужно? В первую очередь, жизнь в обществе – это не легкий процесс. Мы постоянно контактируем с множеством людей. И так как все мы разные, то часто происходят различные столкновения интересов. Социология помогает решить все эти проблемы, ведь одна из ее задач – найти подход к каждому человеку, понять его мотивы и сделать все, что эта неприятность быстро закончилась. Также социология работает не только в мелких стычках. Она разбирает вопрос о том, что нужно обществу, как им управлять, чтобы был порядок и не было хаоса. Это очень сложная работа, так что данная наука имеет большое значение для развития современного общества.

Далее следует рассмотреть философию. Здесь все намного туманней. Хотя ее значение сложно переоценить. Задача философии состоит в том, что она помогает понять человеку смысл его жизни. В данной науке есть множество направлений и каждый человек может выбрать то, что подходит именно ему. Философия – это то, что совершенно не навязывается. Она является осознанным выбором. Кто-то, возможно, никогда в жизни не вникал в ее суть и при этом чувствует себя замечательно. Но есть люди, которые находят в философии нечто очень ценное для себя. Что касается общества, то данная наука занимается вопросами о том, как возникает общество, что влияет на его развитие. Далее она глубже разбирается, в чем смыл общества и какая у него цель. Мы не можем утверждать, что философия всегда говорит истину. Ведь большинство теорий начинают строиться из обычных догадок. Но сам факт того, что наше общество не стоит на месте, а решает такие глубокие вопросы, не может не радовать.

Более практичной гуманитарной наукой является география. Для того чтобы изучить все тонкости и донести до нас важную информацию, целым поколениям приходилось упорно работать, совершать далекие путешествия, чтобы открывать все новые и новые глубины нашего мира. На сегодняшний день исследованы все материки и мелкие острова, созданы карты, где указаны все страны, границы, моря, океаны, реки, озера, города и села. Начиная от разбора маленького города и заканчивая целым миром, мы можем с головой уйти в эту науку. Ее значение в том, чтобы наше общество развивалось не только духовно, но и имело определенную базу знаний. Также, следует заметить, что знания, которые предоставляет география, имеют большое значение и не раз спасали людям жизнь, помогая сориентироваться на местности.

Далее необходимо упомянуть педагогику. Если кому-то кажется, что процесс воспитания очень прост, то это заблуждение. Каждый человек индивидуален, и найти подход к каждому стоит больших усилий. А тем более сложно воспитать целое поколение. Для того чтобы общество не стояло на месте, нужно постоянно уделять большое внимание этой науке. Ведь дети – это будущее общества. И если запустить этот вопрос, то придется очень худо. Педагогика – это залог стабильности общества и формирования в каждой личности моральных ценностей, которые могут сделать народ сильным и стойким.

Гуманитарные науки безусловно очень важная часть в нашей жизни. Взять хотя бы историю, она помогает узнать больше о своей стране и других, помогает учиться на ошибках прошлого. Литература - с ней мы связаны неразрывно всю нашу сознательную жизнь. Именно она расширяет наш кругоозор, может помочь в решении сложных жизненных проблем. А русский язык? Неужели можно представить себе жизнь без языка? Это просто невозможно. Именно с помощью русского языка мы общаемся, живем.
что-то типо того, я выдохлась

Вот готовое: [ссылка появится после проверки модератором]

Единство и целостность материального и духовного мира обусловливают единство всех наук. Особо тесная взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными) науками. Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гуманитарных наук находятся человек, его достоинство, права и свободы.

Вопрос общественной жизни — вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества. Этот вопрос не может быть монополией какой-то одной науки. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают его, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с философией, экономической теорией, социологией, политологией и др. Она опирается на их передовые достижения, занимает в системе гуманитарного знания место, определяемое значением государства и права в жизнедеятельности общества.

Зависимость между философскими основами мировоззрения и государственно-правовыми теориями просматривается на протяжении всей их истории. Именно философское мировоззрение того или иного мыслителя может быть использовано и для прогрессивного, и для реакционного влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право. Так, идеалистическая философская система Гегеля в условиях Прусской монархии способствовала распространению антидемократических взглядов на государство, слепому ему повиновению. В то же время диалектика Гегеля стала объективным источником прогрессивных научных представлений о государстве и праве. Правда, не всегда идеализм в философии порождает реакционное истолкование государственно-правовых явлений, точно так же диалектическое их истолкование не ведет автоматически к прогрессивным политическим взглядам.

Философское мировоззрение помогает более глубокому усвоению теории государства и права как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права, их многостороннего воздействия на общественные процессы.

Теория государства и права и экономические науки. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т. п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты.

Наука о государстве и праве исходит из следующего тезиса: объективная экономическая обусловленность государственно-правовых явлений выражается прежде всего в том, что каждый способ производства функционирует тем успешнее, чем больше простора ему дают государственно-правовые механизмы. Словом, экономические отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных государственных и правовых институтов. В этом смысле можно говорить об экономической заданности государственных учреждений и правовых норм, где непосредственно смыкаются экономические и правовые проблемы. Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и д

Есть много разных вещей, которые мы ценим. Кто-то отдает предпочтение бизнесу, так как видит в нем свой успех, кто-то старается преуспеть в политике. Каждый человек по-разному смотрит на вещи.

Но есть та категория, которая не поддается жестокой критике и по праву является очень важной частью нашей жизни – это знания.

На протяжении всей истории именно знания определяли статус человека, его положение в обществе.

На основе знаний ставилась оценка культуре всей страны. В первую очередь это были гуманитарные знания.

В чем же их особенность?

мы знаем, что есть разные направления, в которых можно развиваться. Техническое направление нельзя просто так убрать и сделать вид, что в нем нет смысла. Ведь знания этой области дали возможность человечеству покорять все новые вершины и создавать то, что раньше казалось невозможным.

Но чем, же отличаются гуманитарные науки? Для чего обществу нужны такие знания?

Для того чтобы ответить на этот вопрос следует рассмотреть основные виды гуманитарных наук. В первую очередь стоит обратить внимание на историю.

В каждом школьном учебнике говорится, что история – это наука о прошлом. Большинство

людей соглашаются с такой терминологией и не предают этому особого значения. Сегодня для многих эта наука не играет важной роли.

Ее считают бесполезной, видя в ней только различные истории из жизни предков. На самом деле, не все так просто. История – это наука, которая раскрывает не все прошлое. Ведь это сделать просто невозможно.

Тогда нам придется на уроках параллельно изучать, что вчера делал Петя Иванов. В прошлом было много событий, которые не стоит так детально рассматривать. История – это, прежде всего, наука о людях, которые в определенный момент хотели что-то изменить. То есть, история – это изменения.

Если начать анализировать эту науку, то мы поймем, что ее роль – это не просто интересные рассказы. Цель истории – научить будущее поколение, показывая ошибки старого. Да, ученые выделили это направление и сказали, что это наука.

Но это больше чем просто направление. Это жизнь. Изучая историю, наше общество может достигнуть большего. Ведь на протяжении многих веков постоянно происходили войны, катаклизмы, реформы.

Мы знаем, какие последствия были. Это дает нам огромные возможности и шанс, устранить проблему до того, как она начнет приносить вред. Ведь все те знания, которые были приобретены прошлыми поколениями, бесценны.

Наше общество должно бережно относиться к истории. Не стоит наступать на одни и те же грабли. Следует прислушаться к людям, которые со страниц наших учебников, говорят нам, как поступить правильно. Не зря же они проливали кровь, терпели поражения, голодали, сражались с аппаратами управления.

Этот опыт мы должны сохранить, а также постараться сделать все, чтобы он не пропадал зря, а действовал в нашей жизни.

Следующая гуманитарная наука, которая очень важна для общества – это социология. Некоторые относятся к ней предвзято. Ведь социология очень часто ассоциируется у нас с людьми, которые постоянно просят заполнить какие-то бланки или проводят тесты. На самом деле, социология – это наука, цель которой заключается в изучении общества.

Для чего это нужно? В первую очередь, жизнь в обществе – это не легкий процесс. Мы постоянно контактируем с множеством людей. И, так как, все мы разные, то часто происходят различные столкновения интересов.

Социология помогает решить все эти проблемы, ведь одна из ее задач – найти подход к каждому человеку, понять его мотивы и сделать все, что эта неприятность быстро закончилась. Также, социология работает не только в мелких стычках. Она разбирает вопрос о том, что нужно обществу, как им управлять, чтобы был порядок, и не было хаоса.

Это очень сложная работа, так что данная наука имеет большое значение для развития современного общества.

Далее следует рассмотреть философию. Здесь все намного туманней. Хотя ее значение сложно переоценить. Задача философии состоит в том, что она помогает понять человеку смысл его жизни.

В данной науке есть множество направлений и каждый человек может выбрать то, что подходит именно ему. Философия – это то, что совершенно не навязывается. Она является осознанным выбором. Кто-то, возможно, никогда в жизни не вникал в ее суть и, при этом, чувствует себя замечательно.

Но есть люди, которые находят в философии нечто очень ценное для себя. Что касается общества, то данная наука занимается вопросами о том, как возникает общество, что влияет на его развитие. Далее она глубже разбирается, в чем смыл общества и какая у него цель.

Мы не можем утверждать, что философия всегда говорит истину. Ведь большинство теорий начинают строиться из обычных догадок. Но сам факт того, что наше общество не стоит на месте, а решает такие глубокие вопросы, не может не радовать.

Более практичной гуманитарной наукой является география. Для того чтобы изучить все тонкости и донести до нас важную информацию, целым поколениям приходилось упорно работать, совершать далекие путешествия, чтобы открывать все новые и новые глубины нашего мира. На сегодняшний день исследованы все материки и мелкие острова, созданы карты, где указаны все страны, границы, моря, океаны, реки, озера, города и села.

Начиная от разбора маленького города и заканчивая целым миром, мы можем с головой уйти в эту науку. Ее значение в том, чтобы наше общество развивалось не только духовно, но и имело определенную базу знаний. Также, следует заметить, что знания, которые предоставляет география, имеют большое значение и не раз спасали людям жизнь, помогая сориентироваться на местности.

Важное место в развитии общества играет литература. Конечно, большинство произведений являются абсолютным вымыслом, но не в этом суть. Каждый писатель пишет о вещах, которые он страстно хочет донести обществу.

Например, произведение Гоголя “Мертвые души” повествует нам о таких вещах, как лесть и хитрость. Он показывает нам систему отношений в обществе во время крепостного права. На примере вымышленных героев он дал четкий образ помещика того времени, который не думает о крепостных, как о людях, а видит в них лишь свою собственность.

И так можно перечислять произведения бесконечно.

Далее необходимо упомянуть педагогику. Если кому-то кажется, что процесс воспитания очень прост, то это заблуждение. Каждый человек индивидуален, и найти подход к каждому стоит больших усилий.

А тем более сложно воспитать целое поколение. Для того чтобы общество не стояло на месте, нужно постоянно уделять большое внимание этой науке. Ведь дети – это будущее общества.

И если запустить этот вопрос, то придется очень худо. Педагогика – это залог стабильности общества и формирования в каждой личности моральных ценностей, которые могут сделать народ сильным и стойким.

Самое главное для общества – не забыться в накоплении информации, а оставлять место для более важных вещей.

Гост

ГОСТ

Гуманитарные науки – это обладающая специфическими методами познания отрасль научного знания, объектами исследования, которой выступают человек и общество, а также продукты их деятельности.

Развитие гуманитарного знания

Гуманитарное знание – это знание о человеке и обществе, а потому оно всегда было среди актуальных вопросов мыслителей разных времен и народов, ведь в конечном итоге вся философия и всякое знание вообще исходят из стремления человека понять самого себя и найти свое место в этом мире. Вместе с тем, гуманитарное знание значительно дольше, чем естествознание, находилось и развивалось в лоне философии, прежде чем смогло выделиться в самостоятельную систему наук.

  • риторику, т.е. искусство ведение диалога и произношения речей;
  • грамматику, т.е. искусство письменной речи;
  • поэтику, т.е. искусство стихосложения.

Как полностью самостоятельная область знаний гуманитарные науки оформляются лишь в девятнадцатом веке и данный процесс полностью детерминирован логикой развития человеческого общества. Философия просвещение, торжество научно-технического прогресса, следующая за ними либерализация и демократизация общества, расширение возможностей образования и его доступности для широких слоев, превратили народы из пассивного третьего сословия, которое долгие века было лишь покорным фундаментом для властвующих и действующих элит, в самостоятельный субъект истории, способный формировать собственную политическую волю и проявлять ее через новые социальные институты. Необходимость понять процессы, происходящие в обществе, а также получить в свои руки рычаги к их эффективному управлению, обусловили необходимость возникновения гуманитарного знания, как самостоятельной области науки, а не как разделов философских размышлений.

Готовые работы на аналогичную тему

Не только власть, но и общество стремилось к самосознанию и самопознанию. Именно в девятнадцатом веке происходит формирование большинства гуманитарных наук, возникает интерес не только к элитарной, но и народной, самобытной культуре, к научному и доказательному изучению собственной истории, исследованию человеческой психики.

Специфика гуманитарного знания

Вместе с тем, на своем пути гуманитарные науки встречали большее число препятствий в сравнении с науками естественными, что обусловлено особенностями их специфики:

  • феноменом свободы главного объекта познания – человека и общества;
  • уникальностью объекта исследования;
  • ограниченной применимостью естественно-научной методологии, необходимостью собственных, уникальных методов исследования.

В то время как естественные науки изучают окружающий мир существующий по более-менее объективным законам, гуманитарные рассматривают мир человека и его деятельности, в котором любые законы создаются самим человеком и им же нарушаются. Человеческое поведение в самых разных сферах жизни – политической, экономической, духовной, юридической и т.д. остается слабо прогнозируемым и в настоящее время, более того закономерности и процессы, выявленные в одно время и в одной культуре, становятся неактуальными уже спустя несколько десятилетий или даже лет, и не пригодными для другой культуры, в то время как законы природы относительно незыблемы и вечны.

Гуманитарное знание с самого момента своего возникновения находится под давлением позитивистских установок в науке, рассматривающих опытно-экспериментальную организацию науки как идеал и образец. Однако в гуманитарных областях использование как экспериментальных методов исследования, так и соблюдение требований к критериям истинности знания не представляется возможным, более того сам характер объекта исследования таков, что каждый исследователь становится скорее интерпретатором, чем объективным описателем данного объекта, ведь культура непосредственно связана с системой ценностей, мировоззрения, убеждений каждого человека, и любая оценка будет в той или иной степени пристрастной.

История и развитие человечества

Изучения развития человечества с древнейших времен и до наших дней представляет собой удел исторической науки. История стремится не только к восстановлению фактологической цепочки события, что в некоторых случаях бывает невозможно, но в большей степени к ее качественному анализу, выявлению тех механизмов и закономерностей, которые направляют движение исторического процесса, детерминируют развитие общества, определяют его направление, и позволяют с определенной вероятностью рассмотреть, как общество будет развиваться в дальнейшем.

Историческая наука является одной из наиболее пристрастных наук, поскольку исследователь, как бы не хотел являться объективным, является носителем определённой культуры, языка, политических взглядов, гражданином определенного государства, что безусловно не может не сказываться на его интерпретации изучаемых событий. Более того именно история чаще какой-либо другой науки находится под давлением политического заказа. При всякой смене власти, история страны начинает заново переписываться, меняются ее акценты в угоду тем или иным идеологическим позициям власти.

Читайте также: