Сочинение на тему гордый человек в произведениях писателя

Обновлено: 06.07.2024

(496 слов) Есть два понятия, отражающие отношение человека к себе, — это гордость и гордыня. Первое отражает стремление человека сохранять достоинство в любой ситуации и не унижать себя компромиссами с судьбой или окружением. А вот второе понятие отражает высокомерие личности, ее завышенную самооценку. Отличить эти качества непросто, но русская классическая литература поможет разобраться в проявлениях гордыни и гордости.

Таким образом, гордыню всегда можно отличить от гордости по масштабам ее проявления. Если человек ставит себя выше всех людей, правил, ценностей и канонов, то он точно одержим фанатической верой в себя и свою правоту. Если же он уважает не только себя, но и окружение, стремясь жить по высоким стандартам, то он всего лишь обладает стремлением сохранить свое достоинство в любой ситуации.

Гордым человеком называют того, кто готов бороться, чтобы защитить свои честь и достоинство. Если перед таким человеком встает выбор между нравственным и безнравственным поступком, он всегда выберет честный путь, даже если он принесет беды или смерть. Жизнь в соответствии с честью и достоинством – вот основа мировоззрения человека, которого можно назвать гордым. Именно этими явлениями он руководствуется, когда оказывается перед выбором. Выгодные предложения, которые противоречат его принципам, всегда отходят на второй план. Гордые люди – сильные люди, потому что они идут по своему жизненному пути в соответствии со своими взглядами, никогда от них не отступая.

О том, кого же можно назвать гордым человеком, писали многие русские и зарубежные писатели.

Таким образом, гордый человек – это тот, кто не сворачивает со своего жизненного пути из-за различных обстоятельств. Гордые люди готовы защищать свою честь до конца, даже если в итоге они останутся ни с чем. Таких людей не пугает даже собственная смерть, ведь для них важно остаться до конца жизни верным и преданным самому себе и своим принципам.

Показать текст целиком

Гордый человек в произведениях Ф. М. Достоевского

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф. М. Достоевский

Федор Михайлович Достоевский считал, что каждому человеку присуще творить. Пока он будет жить, он будет творить, выражать себя. И он жил в борьбе мнений и взглядов, в творении бессмертных произведений русской литературы. Всю свою жизнь он посвятил раскрытию главной темы своих исканий - темы Человека. Он открыл много неизведанного, показал человека во всевозможных столкновениях с жизнью.

Перед Достоевским всегда стояла проблема преодоления гордости как главного источника разобщения людей. Эту тему он пытается решить в каждом романе. Очень ярко она выражена в романах “Бесы”, “Братья Карамазовы” и “Преступление и наказание”.

Согласно христианскому миропониманию, верховное зло есть гордость. В чистом виде гордость обнаруживается на высшем уровне личности, обладающей значительною силой и богатыми дарами духа. Освобождение от этого зла - задача самая трудная, разрешаемая обыкновенно лишь после преодоления других видов зла. Отсюда становится ясным, почему в творчестве Достоевского так много внимания уделено различным проявлениям гордости и всевозможным искажениям жизни, производимым ею. Даже и поверхностный обзор его важнейших произведений убеждает в этом. Ставрогин, Раскольников, Иван Карамазов - все это лица, в характере и судьбе которых главную роль играет гордость. Рассмотрим этих героев, чтобы дать себе отчет в том, какие искажения вносит гордость в состояние личности.

Обдумывая образ Ставрогина, Достоевский писал в своих тетрадях: “Это просто тип из коренника, бессознательно беспокойный собственною типическою своею силою, совершенно непосредственною и не знающею, на чем основаться. Такие типы из коренника бывают часто - или Стеньки Разины, или Данилы Филипповичи, или доходят до всей хлыстовщины или скопчества. Это необычайная, для них самих тяжелая непосредственная сила, требующая и ищущая, на чем устояться и что взять в руководство, требующая до страдания спокою от бурь и немогущая пока не буревать до времени успокоения. Такие люди бросаются в чудовищные уклонения и эксперименты до тех пор, пока не установятся на такой сильной идее, которая вполне пропорциональна их непосредственной животной силе - идее, которая до того сильна, что может наконец организовать эту силу и успокоить ее до елейной истины.

Но Достоевского интересует не просто могучая сила, внимание его сосредоточено на силе личности, оторвавшейся от бога и людей вследствие безмерной гордости. Его герой, “великий грешник” -гордейший из всех гордецов и с величайшею надменностью относится к людям. В ранней молодости “он уверен, что будет величайшим из людей”. “Необычайная гордость мальчика делает то, что он не может ни жалеть, ни презирать людей”, среди которых он живет, будучи свидетелем их порочных и мучительных отношений друг к другу. Пройдя через разврат, через “подвиг и страдания злодейства”, герой Достоевского от гордости и от безмерной надменности к людям становится до всех кроток и милостив - именно потому, что уже безмерно выше всех.

У Достоевского образ гордеца-грешника распался на несколько разновидностей, осуществленных главным образом в личностях Ставрогина, Ивана Карамазова и Раскольникова.

Ставрогин - гордый человек, богато одаренный духовно, задавшийся целью развить в себе беспредельную силу, способную преодолеть всякое препятствие, и внешнее и внутреннее. Горделивое самопревознесение обособляет его от Бога и от всех людей. От Бога он удалился настолько, что отрицает Его бытие и признает себя атеистом.

Дары своего духа Ставрогин не воспитал, ни к чему он не приложил настойчивого труда и даже не научился правильно выражать свои мысли, оставшись “баричем, не совсем доучившимся русской грамоте, несмотря на свою европейскую образованность”. И неудивительно, утратив верховные ценности, Ставрогин не мог надолго увлечься ни одною из частичных ценностей настолько, чтобы серьезно поработать над нею.

Есть, впрочем, одна ценность, над которою потрудился и Ставрогин. Ни одно существо не может окончательно отказаться от стремления к абсолютной полноте жизни. Творить свою жизнь, наполняя ее богатым содержанием, - это значит также осуществлять красивую жизнь. Наиболее простая формальная слагаемая красоты, сила, естественно увлекает людей, не успевших еще вследствие молодости или вообще неспособных выработать возвышенное содержание жизни.

Беспредельную силу Ставрогин приобрел дорогою ценой. Свою жизнь он наполнял рискованными опытами, не склоняясь ни перед каким лицом и ни перед какими ценностями, не слушаясь никаких веяний долга, обычая, приличия. Когда он был гвардейским офицером и “закутил, рассказывали о какой-то дикой разнузданности его, о задавленных рысаками людях, о зверском поступке с одною дамою хорошего общества, с которою он был в связи, а потом оскорбил ее публично. Что-то даже слишком уж откровенно грязное было в этом деле. Прибавляли сверх того, что он какой-то бретер, привязывается и оскорбляет из удовольствия оскорбить”.

Но в конце концов Ставрогин признает, что он в самом деле не ладья, а “старая, дырявая дровяная барка”, годная лишь “на слом”. И он кончает с жизнью, повесившись, т.е. тем отвратительным способом, к которому прибегают люди, находящиеся в безысходном унынии.

Начав с титанизма, Ставрогин закончил свою жизнь беспросветным мраком; освобождения от него он мог достигнуть только путем смерти. Иван Карамазов был тоже человеком гордым, сильным и духовно одаренным, но гордость его глубоко отлична от ставрогинской, и весь ток его жизни иной.

О гордости Ивана Карамазова очень много упоминаний в романе по различным поводам. Она лежит в основе его стремления к независимости, его упорного систематического труда, обеспечивающего его материально и социально, выражается в его “недомолвках свысока”, в презрительном отношении к осуждаемым им людям (“один гад ест другую гадину”), в присвоенном себе праве судить того, кто не заслуживает жизни, в его идее титанически гордого человекобога.

Горделиво обособленному Ивану любовь к человеку дается с трудом и при столкновении с его гордостью быстро улетучивается. Умный старик Федор Павлович говорит, что “Иван никого не любит”. Алеша привлек было его к себе чистотою своего сердца, но как только брат коснулся раны в его душе, сказав “не ты убил отца”, он вспыхнул к нему жестокою ненавистью: “. я пророков эпилептиков не терплю, посланников божьих особенно, вы это слишком знаете. С сей минуты я с вами разрываю и, кажется, навсегда”.

Существенное отличие Ивана Карамазова от Ставрогина состоит в том, что он сердцем и умом стоит близко к Богу. Сознание абсолютных ценностей и долга следовать им в нем настолько обострено, что он не может подменять их ценностями относительными. Совесть мучительно казнит его за каждое, также и мысленное, вступление на путь зла, и постоянные колебания между верою в абсолютное добро Божие и отрицанием добра и Бога невыносимо тягостны для него. Он понял, что если Бога и бессмертия нет, то в строении мира нет основ для добра, тогда “все позволено”, даже антропофагия, и “эгоизм даже до злодейства” становится самым разумным способом поведения.

Ум Ивана не может решить, как совместить бытие Бога с существованием зла в мире, а совесть не может успокоиться на отрицательном решении вопроса. Он и остается на полпути между атеизмом и признанием бытия Бога. Но и тогда, когда он признает бытие Бога, он горделиво критикует строение мира и, как бы укоряя Бога за то, что в мире есть возмутительное зло, “почтительнейше” возвращает “Ему билет”, вступает на путь “бунта” против Бога.

Горделивый титанизм Ивана Карамазова обнаруживается и в его отношении к Церкви. В поэме “Великий инквизитор” он обрисовывает Иисуса Христа и Его учение как подлинно абсолютное добро, а Церковь - как учреждение, принижающее добро и человека.

Недоверие к Богу, к Церкви и к осуществимости абсолютного добра сочетается у Ивана с любовью к добру, к культуре, к природе и с могучею жаждой жизни. “Пусть я не верую в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо, дорог иной человек, которого иной раз, поверишь ли, не знаешь за что и любишь, дорог иной подвиг человеческий, в который давно уже, может быть, перестал и верить, а все-таки по старой памяти чтишь его сердцем”.

Титанический бунт Ивана Карамазова, горделиво возвращающего Богу билет за то, что Бог сотворил мир не так, как, по его мнению, следовало бы устроить его, соответствует тому титанизму, который был в XIX веке широко распространен в Европе и в умах наших связывается прежде всего с именем Байрона. В основе этого течения всегда лежит гордость, ослепляющая человека настолько, что он отвергает понятие греха, и отсюда необходимо вытекают все бедствия нашей жизни. “Страдание есть, виновных нет”, - думал Иван Карамазов и пришел к “бунту”.

К титаническому богоборчеству приводит гордость, но она руководствуется при этом в значительной мере благородными мотивами. В Иване Карамазове Достоевский показал именно то видоизменение гордости, в котором обнаруживаются высокий положительный источник этой страсти, сознание достоинства личности и абсолютной ценности ее. В тварном мире личность есть высшая ценность; жизнь, наполненная защитою и культивированием этой ценности, однако оторванная от такой же ценности других личностей, может содержать в себе проявления высокого благородства, но может иметь следствием и страшнейший вид зла - ненависть к Богу, которая ведет из области земного бытия в сатанинское царство. Искажение высших начал создает наихудшие виды зла. Испытание соблазнами гордости есть последняя ступень очищения сердца на пути к Царству Божию.

Главный герой романа “Преступление и наказание” - Родион Раскольников - бедный студент, разночинец. На первых нее страницах романа, мы знакомимся с условиями его жизни. Живет он в каморке-клетушке, шагов в шесть длиной, которая имеет самый жалкий вид, с пыльными желтенькими обоями, и до того низкая, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Достоевский очень страстно рисует портрет героя: “Он был замечательно хорош собою с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен”. Внешний вид его свидетельствует о крайней бедности: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”. Но он не обращает внимания на свои лохмотья, он безразличен к своему внешнему виду. Чем же это объясняется? Душевное состояние Раскольникова было таково, что он уже не смущался своим видом. Достоевский пишет: “. столько злобного презренья уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев”. Достоевский делает еще одно замечание о Раскольникове: “. трудно было еще больше опуститься и обнеряшиться, но Раскольнико-ву это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа. Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу. Так бывает у иных мономанов, слишком на чем-нибудь сосредоточившихся. Итак, Раскольников сосредоточился на какой-то идее, все же остальное отошло на задний план. Голодный, опустившийся, но полный презрения в душе, он задумал совершить какое-то дело, мысль о котором приводит его самого в состояние душевного разлада. Раскольников видит острые противоречия жизни в капиталистическом мире, он понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, - это деньги. Но как добыть деньги, чтобы бедняки были счастливы. Мучительное раздумье наталкивает Раскольникова на чудовищную мрачную идею - на убийство старухи процентщицы, с целью воспользоваться ее деньгами для улучшения своего положения и близких. Что же толкнуло его на это преступление? Несомненной причиной являются прежде всего социальные причины. Отчаянное положение Раскольникова, тупик, в котором он находится, будучи бедным студентом и живя на скудную поддержку матери, едва позволяют ему сводить концы с концами. Его мучила бедность близких, болезненно он ощущал безвыходность и унизительность своего положения, недоучившегося студента, мучался сознанием собственного бессилия облегчить свою судьбу и судьбу матери и сестры. Из письма матери он узнает, что сестра решила выйти замуж за Лужина с целью поддержать брата. Размышляя о судьбе матери и сестры, он невольно вспоминает слова Мармеладова: “. надобно, чтобы всякому человеку было куда пойти”. Письмо матери напоминает ему о жестокой необходимости действовать. В эту решающую минуту новое происшествие приводит его на грань катастрофы: Раскольников встречает девушку, преследуемую “жирным франтом”. Ему живо представляется ее неминуемая судьба, и снова он вспоминает сестру. Но есть и другие причины - они кроются в теории Раскольникова. После убийства Родион исповедуется Соне; он заявляет, что хотел узнать, вошь ли он или человек. Неслучайно проницательный Порфирий говорит Раскольникову, что “тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце”. Теория Раскольникова, который пожелал “Наполеоном сделаться”, могла возникнуть только в том обществе, в котором человек человеку волк и где живут по закону “либо всех грызи, либо сам лежи в грязи”, в обществе, где царят право и мораль угнетателей. В этой теории проявляется сущность морали буржуазного общества: насилие над человеком, произвол власти, решающая роль денег.

Список литературы

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Проблема “гордого человека”, его отношения с окружающими, его жизненного пути волновала многих отечественных классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Горького и др. Гордость – один из семи смертных грехов. Гордые герои по своей природе одиноки, холодны.

Они ставят себя выше простых смертных, считают, что им уготована иная, высшая миссия.

В русской литературе сложилась целая галерея подобных героев: Онегин (роман ” Евгений Онегин “), Печорин (” Герой нашего времени “), князь Андрей Болконский

(” Война и мир “), Раскольников (” Преступление и наказание “), Настасья Филипповна (” Идиот “), Ларра (” Старуха Изергиль “). Все эти герои, несмотря на разнообразие их характеров, обладают одной ведущей чертой – гордостью. Это внутренняя черта личности, которая отдаляет героя от людей, от истинной жизни, от простых радостей, от гармонии с окружающим миром.

Отчуждение, одиночество – вот страшные последствия гордости.

Галерея “гордых героев” открывается образом Евгения Онегина. Европейское воспитание, оторванность от национальных корней, самолюбие, умение притворяться,

играть чужими судьбами долгое время не открываются другим персонажам романа: Ленскому, Татьяне. Истинное лицо героя предстает перед читателем, когда Татьяна оказывается в его библиотеке.

Здесь она впервые видит, чем живет ее возлюбленный, проникает в сферу его духовных интересов. В книгах, которые читает Онегин “отразился век и современный человек с его холодною душою”.

Гордость, стремление подражать Наполеону, самомнение мешают Онегину открыться навстречу истинным чувствам, ответить Татьяне взаимностью. Его скука, “тоскующая лень” – еще один вариант проявления гордости. Герою кажется, что он постиг мелкую сущность людей, знает цену жизни.

Но это не так. Своей гордостью и эгоизмом он приносит несчастья многим героям, даже совершает убийство друга на дуэли.

Но в итоге, простота, открытость, искренность чувств победили, сердце героя наполнилось нежностью и любовью к изменившейся Татьяне. Только теперь Онегин стал жить по-настоящему, почувствовал весь аромат жизни, испытал и муку, и счастье. Любовь и гордость находятся на разных полюсах.

Они не сосуществуют вместе. Гордыня была свойственна и Печорину, который привык смотреть на всех свысока, отстраненно. Во многих случаях он был прав. Его холодность связана с пошлостью высшего общества, но эгоизм, самоуглубленность героя распространяются и на его близких людей: Максима Максимыча, Мери, Бэлу.

Причины и характер гордыни Печорина отличаются от его знаменитого предшественника. Гордыня, одиночество стали для него своеобразной защитной маской. С детства Печорину не позволяли быть искренним, и он научился лицемерить.

Герой рано разочаровался в идеалах и окружающих людях.

Печорин ко всему подходит со своей меркой. Его “я” всегда выступает на первом плане. Он видит в людях марионеток, играющих глупую игру, жизнь же считает нелепой шуткой: “Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…”.

Недаром из дневника Печорина мы узнаем, что он принимает за счастье “насыщенную гордость”. Человек, уставший от жизни, разочаровавшийся в людях, может быть, нашел бы счастье с Бэлой. Но Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия.

Именно поэтому “глаза его никогда не смеялись”.

Сам герой напряженно ощущает свою внутреннюю обреченность нести людям беды, в одной из дневниковых записей он называет себя “топором в руках судьбы”. Для окружающих он, как и Онегин, – загадка. Этой таинственностью, непохожестью на других он привлекает княжну Мери.

В этой манящей загадочности Печорину пытается подражать Грушницкий, но это оборачивается нелепой и трагической комедией.

Гиперболизированная гордость наполняет сердце Ларры в повести М. Горького “Старуха Изергиль”. Здесь отчуждение достигает высшей степени, высшего накала. Небывалая самовлюбленность героя, его самоуверенность в собственной красоте и величии толкает его на преступления. Проблема эгоизма и вседозволенности решается М. Горьким в символическом, аллегорическом плане.

Люди наказывают Ларру самым страшным приговором – одиночеством. Таковы последствия его гордости.

Таким образом, проблема “гордого человека” всегда оставалась актуальной для русских писателей во все времена. Они решали ее в нравственном, гуманистическом ключе. Гордость создает изоляцию, делает жизнь искусственной, одинокой, приносит страдания, сожжет подтолкнуть к преступлению.

Гордость вовсе не означает величия или превосходства, ибо “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.

Гордость — это то качество в человеке, которое может быть одновременно как положительным, так и отрицательным, ибо может служить как во благо, так и во вред. В одной ситуации гордость можно воспринять как чувство собственного достоинства, умение любить себя и не давать в обиду окружающим, уметь говорить "нет" в действительно нужных ситуациях. А порой гордость может служить самодовольством, надменностью. Да, человек, безусловно, уважает и любит себя, но беда в том, что он не уважает других. Грань тонкая, но разница огромна и ее нужно понимать. Исходя из этого, логично предположить, что тема гордого человека присутствует во многих произведениях русских писателей.

Одним из них является "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Главный герой Раскольников делит всех людей на две категории: "твари дрожащие" и "право имеющие".

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Себя он относит к последним, и чтобы доказать это, убивает старуху-процентщицу и её сестру. Именно его уверенность в том, что ему дозволено больше остальных ведет его на неверный путь.

В качестве ещё одного примера произведения, где присутствует тема гордого человека, можно привести пьесу М. Горького "На дне". Здесь Клещ видит своё превосходство над остальными, так как он занят трудом. Он искренне верит, что его ждет светлое будущее, но его мечты не сбываются. Однако после похорон жены он остается без денег и мириться с происходящим, а также, признав свои ошибки, со временем сближается с ночлежниками.

Другим произведении с подобной тематикой является "Старуха Изергиль" того же М. Горького. Ларра — это гордый и самоуверенный сын орла. Он ставит себя выше других, так как является не просто человеком. Из-за этого он и совершает плохие поступки, за которые наказывается бессмертием и одиночеством.

Таким образом, можно сделать вывод, что гордость — это то качество, которое нужно держать под контролем. Ведь самоуверенность наказуема, а наказание ему одиночество среди толпы. Гордость не позволит принять рядом с собой кого-то, как равного. Следовательно, имея это качество человек сам себя наказывает.

Некоторые качества характера могут проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны, например, гордыня и кротость. Во время сдачи государственного экзамена выпускники в обязательном порядке пишут эссе на подобные тематики. Именно поэтому очень важно разобрать аргументы и примеры гордости и смирения в литературе для сочинения ЕГЭ в 11 классе. Только внимательное изучение поможет написать работу.

  • Старуха Изергиль
  • Роман Пушкина о Дубровском
  • Евгений Онегин
  • Преступление и наказание
  • Капитанская дочка
  • Повесть Лескова о левше

Гордость и смирение

Старуха Изергиль

Данко — милосердный и храбрый

  1. Ларра — бездушный и эгоистичный, вырос вдали от общества. Герой всячески демонстрирует собственное преимущество, считая, что он лучше всех. Безусловно, это говорит о гордыне, которая является отрицательной характеристикой персонажа. Она основана на эгоистичности и высокомерном отношении. Однажды мужчина убил девушку, отказавшей ему в любви. Это в очередной раз демонстрирует его негативные качества.
  2. Данко — милосердный и храбрый. Беды местных жителей подтолкнули мужчину к действию, он вызвался вести всех за собой в поисках лучшей жизни. Далеко не каждый сможет взять ответственность за жизнь и судьбу целого народа. Персонаж справедливо оценивал собственные возможности, понимая, что сможет спасти племя, — в этом и кроется его гордость. Герой достиг своей цели и не сошел с заданного пути, когда люди стали выражать свое недовольство.

Роман Пушкина о Дубровском

В начале произведения между Троекуровым и Дубровским завязался конфликт. Мужчины знакомы давно, живут неподалеку, когда-то даже вместе служили. Несмотря на бедность, Андрей никогда не боялся отстаивать перед богатым Кирилой собственную точку зрения. Окружающие не переставали удивляться этому. В этом случае гордость — положительное качество.

Между Троекуровым и Дубровским завязался конфликт

Однажды между мужчинами произошел конфликт, разрешить который Троекурову не позволила гордыня. Герой не смог признать ошибки и принести извинения другу, честь которого посрамили. В результате между персонажами начались судебные тяжбы. Сердце Андрея Гавриловича не выдержало переживаний, вскоре он умер.

В этом произведении проблематика гордости и смирения касается и Владимира Дубровского. О случившемся конфликте мужчина узнал только после похорон отца. Недолго думая, он принял решение отомстить обидчику — на эти мысли его натолкнули гордость и задетая честь всего рода.

Спустя некоторое время Владимир полюбил дочку Троекурова и отказался от мести. Так гордость сменилась смирением. Аналогичными характеристиками отличалась и Мария, которая смирилась с тем, что отец выдал ее замуж за своего друга. Хоть Маша могла сбежать с Дубровским, она приняла свою несчастную и сложную судьбу.

Евгений Онегин

В романе Александра Пушкина проблема гордости тесно связана с героиней Татьяной Лариной. Хоть в то время было принято говорить мужчине о своих чувствах, она очень боялась запятнать репутацию. Этот поступок стал для нее настоящим проявлением воли и силы духа. У героини было собственное понимание гордости.

Эта же проблема касается и центрального героя, которому свойственны самоуверенность и самолюбие. Эпиграф романа Пушкина указывает на гордыню и мнимое превосходство Евгения Онегина.

Отношения Ленского и Онегина

Писатель в очередной раз поднимает эту тему, когда рассказывает про отношения Ленского и Онегина. Последний знает, что друг испытывает искренние чувства к Ольге, однако из-за своей надменности все равно приглашает девушку на танец.

Конечно же, эта ситуация задевает Ленского, поэтому он вызывает Евгения на дуэль. Этот поступок подчеркивает способность молодого человека отстаивать честь и достоинство. В результате поединка Владимир умирает. Финал отношений между героями является подтверждением тому, что в дружбе недопустимы гордость и надменность.

С Татьяной Лариной также связана тема смирения. Девушка мужественно переносит все испытания, которые готовит для нее судьба. Она выходит замуж за нелюбимого человека, но сохраняет ему верность, даже когда Онегин признается ей в чувствах.

Преступление и наказание

Ярчайший пример смирения в романе Федора Михайловича Достоевского — Соня Мармеладова. Девушка готова пожертвовать собственной жизнью ради окружающих, она очень добрая и милосердная. Чтобы заработать на содержание семьи своего отца, Сонечка тратит последние силы. После смерти родителя героиня не бросает его семью, хотя она не имеет с ней никаких родственных связей.

 Соня Мармеладова и Раскольников

Девушка мужественно мирится со всеми испытаниями жизни. Затем она в очередной раз жертвует собой для счастья близких. Соня — верующий человек, поэтому она не позволяет себе роптать на Бога за трудности и испытания.

Героиня старается привить смирение и Раскольникову. Зачатки изменений главного героя напрямую связаны с его отношениями с Мармеладовой. Вместе с Родионом Соня отправляется на каторгу, там она проповедует идею всепрощения.

Гордость проявляется и у Свидригайлова. Он считает, что окружающие ему в подметки не годятся, хотя в душе понимает свои ошибки. Прежде чем совершить самоубийство, он делает хорошие поступки:

  • устраивает детей Катерины в приют;
  • отдает ее долги;
  • помогает с похоронами мужа.

Кроме того, герой искренне хочет образумить Дуню и отговорить ее вступать в брак с Лужиным. Последний живет по законам эгоизма и вседозволенности. Поведение Свидригайлова наталкивает на мысль, что даже гордые люди могут признать ошибки и попросить прощения.

Капитанская дочка

Александр Пушкин в своей повести рассматривает понятие гордости с нескольких позиций. Он показывает, к чему могут привести человека истинные и ложные качества. В этом произведении Швабрин и Гринев оказываются перед выбором:

  • остаться верными Родине;
  • дать присягу на верность Пугачеву.

Петр Гринев

Персонажи делают свой выбор. Петр остается преданным родной стране, он не может переступить через себя и подчиниться самозванцу. Герой находится на краю смерти и четко это понимает, но отступить от принципов для него означает осквернить свое достоинство. Мужчина в итоге отдает предпочтение смерти. В этом случае гордость — синоним чести.

Алексею ближе самолюбие и тщеславие. Он принимает решение поддерживать Пугачева, причем не только для сохранения жизни, но и для ощущения превосходства над другими. Автор специально подчеркивает надменность героя.

Пушкин намеренно демонстрирует в произведении два типа гордости. В результате Пугачев помогает Гриневу, хоть тот не принимает его сторону. Швабрина же он, напротив, наказывает.

Маша Миронова — смиренная девушка. Когда Гринев предлагает ей выйти замуж, героиня отказывается принимать предложение без получения благословения родителей Петра. Но последние категорически против этого брака. Мария мирится с этим, не пытаясь идти против судьбы. Позднее она все же обрела счастье с любимым.

Повесть Лескова о левше

Платов всеми способами притесняет главного персонажа и других мастеров. Левша вынужден терпеть от него оскорбления и унижения. Он привык к жестокому отношению настолько, что даже не препятствует действиям обидчика.

Левша - представитель русского народа

Левша — настоящий представитель русского народа. Демонстрируя смирение литературного героя, Николай Лесков указывает, что жители России привыкли к различного рода притеснениям, научились мужественно преодолевать все трудности жизни и мириться со сложной судьбой.

Кроме тематики смирения в произведении затрагивается проблема гордости. Это качество четко прослеживается у Николая I. Правитель всеми способами старался доказать, что у него в государстве есть специалисты, которые сделают работу не хуже английских умельцев, создавших блоху.

Император уверен, что российский народ талантлив и может доказать это всему миру. Именно эти качества и отличают Николая I от его брата, предыдущего правителя Александра I. Тот ценил только таланты английских мастеров, игнорируя возможности русских умельцев.

Гордость императора Николая обусловлена искренним желанием продемонстрировать мастерство местных жителей. Это, безусловно, хорошее качество правителя. Однако писатель старается показать, что между гордостью и горделивостью очень тонкая грань. Государь радуется, что у мастеров из Тулы получилось подковать блоху и тем самым повысить его авторитет в глазах международных партнеров.

В творчестве знаменитых русских писателей хорошо раскрыты тематика смирения и проблема гордости. Аргументы с примерами на эту тему школьники смогут без труда составить после внимательного изучения всех произведений.

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький —

Романтик?

омантические произведения раннего Горького овеяны страстной мечтой о подвиге, о необходимости героического в жизни, в них воплотилась мечта писателя о гармо­ническом человеке, страстно влюбленном в идею о совершенной жизни.

Образ Человека Горький создает романтическими приемами, говорит о нем с вос­торгом и в приподнятом тоне, ритмической прозой и белыми стихами. Художе­ственные средства в поэме — эмоциональные эпитеты, резкие контрасты — подчинены творческой идее: вызвать у читателя приподнятое настроение, укрепить веру в свет­лые начала жизни.

Горьковский Человек — борец за новый светлый мир; эстетическое значение образа в том, что в нем дано конкретное воплощение человеческих идеалов, а воплощенный идеал — это и есть прекрасное в жизни.

У рассказа четкая и стройная композиция. Повествование много повидавшей на своем веку старухи Изергиль делится на три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Своеобразие композиции заключается в том, что каж-

дая часть может стать самостоятельным рассказом.

В каждой части свои тема, сюжет, идея, герой. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, объ­единенное общей идеей, —
стремлением автора выявить
смысл жизни, истинные ценности о мире.

Ларра — красивый, сильный — спускается с гор к людям в долину. Он сын орла и женщины, смотрит свысока на других, считает, что ему все позволено. Когда выбран­ная им девушка оттолкнула его, Ларра поступил с ней бесчеловечно. Ларра не хочет знать людские законы. Большую смысловую нагрузку в раскрытии двух концепций жизни играет разговор надменного эгоиста, вообразившего, что он выше других, с людьми племени. Ларра хочет свободы лишь для себя, утверждает право на господ­ство сильной личности.

Жизненно-исторический смысл контрастного противопоставления Ларры и Данко заключается в противопоставлении двух типов морали и общественного поведения.

Но в итоге, простота, открытость, искренность чувств победили, сердце героя наполнилось нежностью и любовью к изменившейся Татьяне. Только теперь Онегин стал жить по-настоящему, почувствовал весь аромат жизни, испытал и муку, и счастье. Любовь и гордость находятся на разных полюсах. Они не сосуществуют вместе.

Гордыня была свойственна и Печорину, который привык смотреть на всех свысока, отстраненно. Во многих случаях он был прав. Его холодность связана с пошлостью высшего общества, но эгоизм, самоуглубленность героя распространяются и на его близких людей: Максима Максимыча, Мери, Бэлу. Причины и характер гордыни Печорина отличаются от его знаменитого предшественника. Гордыня, одиночество стали для него своеобразной защитной маской. С детства Печорину не позволяли быть искренним, и он научился лицемерить. Герой рано разочаровался в идеалах и окружающих людях.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Основные персонажи

В своей истории автор определяет несколько основных персонажей, а также главного героя, Алексея Пешкова. Это мальчик подросткового возраста, который стремится учиться, отличается добротой и честностью, но ввиду тяжелых жизненных обстоятельств вынужден зарабатывать себе на жизнь всеми доступными способами.

Несмотря на наличие центрового персонажа, повесть косвенно затрагивает жизни других людей. Также героями произведения выступают:

Читайте также: