Сочинение на тему философские проблемы добра и зла жизни и смерти в драме лермонтова маскарад

Обновлено: 01.07.2024

Конфликт в литературе – система противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей, которая развертывается в каждом произведении. Термин конфликт близок к термину коллизия, они нередко взаимозаменяют друг друга. Так как понятие конфликта имеет узкое значение, то есть употребляется, когда коллизия приобретает наиболее острый и открытый характер, то термин конфликт обычно используют применительно к драматическим произведениям, где столкновения героев выступают с особенной очевидностью.

Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия характеров.

В выборе конфликта, его осмыслении и разрешении воплощается концепция драматурга, художественная идея пьесы.

В образе Арбенина отражены раздумья поэта о сильных сторонах своевольного героя, бросающего вызов всему обществу, и одновременно обозначены его нравственные слабости.

Раз в жизни человека мне чужого,

Рискуя честию, от гибели я спас.

А он – смеясь, шутя, не говоря ни слова,

Он отнял у меня всё, всё – и через час.

В результате Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает об этом, то оказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы и мстителя в заурядного убийцу.

Так волею обстоятельств и интриги Арбенин подозревает Нину в измене. Состояние дисгармонии порождает отношения, которые не могут существовать длительно, они нуждаются в преобразовании. Через любовную коллизию проясняется двойственность Арбенина. Это и проверка Арбенина. На чьей он стороне – добродетели или зла.

Беги, красней, презренный человек,

Тебя, как и других, к земле прижал наш век…

Но Арбенин не бежал, не сдался, и пока силы зла не потушили в нем разум, никто и ничто не смогло поставить его на колени.

Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят в его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, ни пистолеты. Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а у черты безумия.

несущих идею благородной мести, духовного мятежа (ранняя лирика, кавказские поэмы).

Тупой, бессмысленной толпы – и не был

Убийцею создатель Ватикана?

С этим сходно восклицание Арбенина в конце III акта, после смерти Нины:

. Но все черты спокойны, не видать

В них ни раскаянья, ни угрызений.

Список литературы

Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Институт русской литературы; – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 746 с.: ил.

Литературная энциклопедия: В 11 т. – М., 1929-1939.

Нейман Б.В. Язык пьес Лермонтова // Лермонтов М. Ю. Маскарад:

Сб. ст. – М.; Л.: Изд-во ВТО, 1941.

Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове / АН СССР. Институт русской литературы; – М. –Л., Изд-во АН СССР, 1961. – 372 с.

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Уроки литературы в 10 классе[1]


УРОК 22-23
Развитие речи. Контрольное сочинение
по творчеству М. Ю. Лермонтова

Цель:
учить учащихся работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу, опорную лексику); выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; прививать стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
таблицы, черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты стихотворений М. Ю. Лермонтова, запись на доске.

Тип уроков:
урок развития речи, урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных поэтических произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения, используя стихотворный текст.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Что мы узнали о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, с какими произведениями поэта ознакомились?
• Чем близок нам поэт и его произведения?
• Какие критические статьи, книги о Лермонтове вам известны? Расскажите об одной из них.

IV. Работа над темой урока

1. Чтение молча высказываний В. Г. Белинского
о лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
(работа в парах с раздаточным материалом)

2. Беседа

• Испытали ли вы влияние поэзии Пушкина, о котором говорит Белинский?
• В чём, по мнению Белинского, главная отличительная черта лирики Пушкина?
• Каким материалом можно проиллюстрировать черты поэзии Лермонтова, которые так образно перечисляет Белинский?
• Заинтересовала ли вас поэзия Лермонтова?
• Какие стихотворения вы прочитали (кроме программных)? Какие мысли и чувства пробудили они?
• Какие стихи Лермонтова, положенные на музыку, вам известны?

3. Слово учителя

— Сочинение — один из самых трудных жанров для школьников, поскольку требует предельной сосредоточенности, умения грамотно излагать и аргументировать свои мысли. Для того чтобы хорошо написать сочинение, необходимо не только помнить содержание книги, но и глубоко понимать художественное произведение, анализировать его, делать выводы и обобщения из отобранных и осмысленных исторических и литературных фактов.

При написании сочинения необходимо обращать внимание
на следующие требования:

1) соответствие содержания работы предложенной теме, полнота её раскрытия;
2) глубина и разносторонность анализа текста произведения, подтверждение мыслей автора примерами и цитатами из текста;
3) композиция сочинения (присутствуют ли в работе все композиционные части, правильно ли они оформлены);
4) самостоятельность и оригинальность суждений;
5) последовательность изложения мыслей (логика рассуждений и доказательств, уместность отступлений, оправданность ассоциаций);
6) речевое оформление сочинения (соблюдение речевых, грамматических, стилистических требований).

Большое значение имеют также богатство или бедность словаря пишущего, степень владения литературной нормой, точность и яркость словоупотребления.

Значительно снижают качество сочинения обилие фактических ошибок, пересказ, намеренное упрощение синтаксиса. Существенным недочётом являются недостаточная опора на текст, отсутствие цитат (если речь идёт о сочинении, связанном с анализом поэтического творчества), обилие общих слов и пространных рассуждений.

Выбор темы — очень важный этап в работе над сочинением. Как правило, основой сочинения становится произведение, которое автор ясно помнит и знает, может уверенно цитировать.

Самое главное — хорошо понимать тему, идею и проблему произведения.

Кроме того, пишущий должен умело использовать сведения по теории и истории литературы, иметь некоторый опыт анализа литературного произведения, по которому он собирается написать работу. Эмоциональный интерес к избранной теме позволит пишущему сочинение сделать своё творение более ярким, интересным, проявить свой личностный потенциал.

4. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
(запись на доске)

Темы сочинений по творчеству М. Ю. Лермонтова

Комментарий.
Учитель записывает темы на доске и организует их обсуждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

В методической литературе представлено множество типологий тем сочинений. Если учитывать содержательную сторону сочинения, темы условно можно разделить на три группы:

а) темы аналитического характера, то есть требующие анализа художественного произведения;
б) темы, связанные с делением литературы на роды и жанры;
в) темы, раскрывающие литературоведческие понятия.

Темы аналитического характера

Характеристика одного литературного героя

Создавая сочинение-характеристику, автор обязан помнить о том, что характеристика должна содержать определённую информацию о персонаже, которая позволяет оценить его поступки и объяснить его взаимоотношения с другими персонажами.

Следующим этапом в создании характеристики персонажа является описание его натуры. Характер героя становится ясен из оценок автора произведения, из самооценок героя, из анализа его поступков.

Характеризуя человека, мы должны установить его нравственный идеал, то есть отношение к таким категориям бытия, как любовь, природа, искусство, жизнь, смерть.

При оценке конкретного героя необходимо учитывать также описание эпохи, исторических и социальных условий формирования характера.

Сопоставительная характеристика

Сопоставительная характеристика подразумевает не просто раскрытие характера каждого персонажа, а именно сравнение героев. Для этого, прежде всего, необходимо определить критерий, который лежит в основе такого сравнения.

Кроме того, говоря о соотносимых персонажах, мы постараемся выделить в их характерах сходства и различия.

Ещё один немаловажный момент в создании сопоставительной характеристики — это отношение интересующих нас героев к одним и тем же людям.
(Кроме того, необходимо помнить план анализа каждого образа, изложенный в предыдущем разделе.)

Тема-проблема

Следующая подгруппа тем аналитического характера
— темы-проблемы,
подразумевающие при написании сочинения раскрытие проблематики произведения, понимание его концепции, замысла автора.

Тема-понятие

Принцип раскрытия темы-понятия — тот же, что и при раскрытии темы-проблемы.

Темы, связанные с делением литературы на роды и жанры

Анализ лирического произведения

Темы этого вида обычно формулируются однотипно, например: «Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова. Для раскрытия этой темы автор сочинения должен знать наизусть или близко к тексту несколько стихотворений, объединённых общей темой.

Объём анализируемых в сочинении произведений не должен быть чрезмерно велик, некоторые стихотворения можно просто упомянуть, чтобы показать важность данной темы для писателя. В качестве основного объекта анализа лучше взять 3–4 стихотворения.

Во вступлении необходимо обосновать важность заявленной темы для творчества того или иного автора. Это проявляется не только в большом количестве стихотворений на эту тему, но и в их разноаспектности, в представлении проблемы с разных сторон.

Необходимо выделить основные пункты плана сочинения (в зависимости от аспектов воплощения темы). Это и будет составлять основу работы над сочинением. Кроме того, необходимо показать, какие художественные средства использует автор для раскрытия той или иной темы.

Не следует увлекаться цитированием: основное содержание работы должен составлять анализ. Цитаты используют для подтверждения мыслей и выводов.

Заключение должно расширительно трактовать основной тезис, придавать ему общефилософское звучание. Можно обратиться к мнению критиков или литературоведов, возможен и другой вариант. В принципе, такой тип заключения подходит для любого автора и адекватен любой теме. Это вывод-размышление об актуальности темы не только в творчестве писателя, но и в общечеловеческом плане.

6. Консультация учителя (обращение к записи на доске)

Я вижу (слышу, полагаю, думаю)…;
перед моими глазами встаёт…;
часто наблюдается…;
одно из интересных…;
на мой взгляд…;
можно заметить…;
как хочется…;
люблю перечитывать…;
не знаю лучше…;
хотелось бы думать…

Идейно-художественное значение;
художественные средства;
аргументы;
исходная тема;
контрастные интонации;
строфика;
многообразие рифмы;
величавый стиль;
чёткий ритмический рисунок;
народная лексика

Когда я впервые внимательно прочёл…;
стихотворение — одно из любимейших, потому что…;
оно полно Солнца, Любви, Радости…;
неторопливо, раздумчиво, свободно и естественно движется…;
в каждой строке чувствуется…;
так постепенно поэт переходит…

Среди других произведений этих лет…;
это стихотворение — исповедь…;
первые строки…;
но уже в следующей строфе…;
резкая смена интонации ведёт…;
что означают эти слова…;
нет, не случайно поэт…;
своеобразие этих строк в том…

Страстный, мятежный, непокорный, независимый характер,
романтическая натура,
романтический порыв,
гордый,
бесстрашный,
нравственный выбор,
раздумье,
вслушивается в тайны природы,
иронизирует,
досадует,
укоряет, осуждает, критикует, бичует


7. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

8. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

9. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

Образцы сочинений
ТЕМА СУДЬБЫ ПОКОЛЕНИЯ, ПОЭТА И ПОЭЗИИ
В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнёт мечту мою,
На праздник не званую гостью,
О, как мне хочется смутить весёлость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.

Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!

Эти строки демонстрируют то презрение, с которым толпа относится к поэту.

Такое положение поэта в обществе ещё раз доказывает, что слово, поэзия служат оружием.

Но в своей порочности Арбенин оставался выше подавляющего большинства людей мишурного света. Он ненавидел их и мстил им за ничтожество влечений, чувств и дум. Презирая творимое им зло, он оставался страдающим эгоистом.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Тезисный план сочинения

I. Главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова — летопись становления души, и в этой исповедальности истинное художественное открытие автора. Лирический герой Лермонтова предельно близок автору.

II. Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Миропонимание поэта строится на понятиях Личности и Судьбы.

V. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Галина Фефилова. — М.: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


Эпизод из сражения при Валерике. Худ. М. Ю. Лермонтов, Г. Г. Гагарин. 1840
Русский музей, Санкт-Петербург

Лермонтов Михаил Юрьевич

Год написания и публикации – Лермонтов написал пьесу в 1835 году, а впервые опубликована она была в 1842 году.
История создания – есть мнение, что сюжет взят Лермонтовым из реальной жизни.
Жанр – пьеса.
Направление – реализм.
Основная идея – человеку важно следовать истинным ценностям, а в светском обществе ценности сильно искажены. Светские люди эгоистичны и злы, и взаимодействие с ними может привести к трагическому финалу.
Тема – извращенные нормы и правила светского общества.
Проблема – отсутствие искренних отношений между людьми приводит к пустой бессмысленной жизни, а иногда – к трагическому финалу.
Композиция – прямая. Пьеса описывает небольшой временной период из жизни группы людей.

п.1. Тематика и проблематика

Тема: Влияние социальной среды на человека, на его характер и судьбу.

Проблема: Неблагоприятная социальная среда, с большим количеством ограничений и условностей, формирует лживых и неискренних людей, искажает человеческие ценности.

В результате мы видим большое количество несчастных людей, которые тратят свою жизненную энергию неизвестно куда – на карты, интриги, сплетни. Их действия только умножают это неблагополучие в себе и в своем окружении.

Тема: Любовь и дружба.

Проблема: Человек стремится к искренности в дружбе и любви. Если он не находит этих чувств в жизни, то он недоволен, мстителен, зол.

Любовь и дружба бывает разной. Она либо укрепляет веру, либо разрушает ее. Такое чувство, что любви и дружбы в пьесе практически нет. Баронесса дружит с Ниной, но подставляет ее под удар. За помощь князь платит Арбенину черной неблагодарностью. Арбенин любит свою жену, и у него нет больше собственных интересов. Его любовь испепеляющая, слишком зацикленная на одной Нине, что приводит к трагедии. Нина любит Арбенина, но не в состоянии защитить себя и свою любовь, когда возникает необходимость. Она слишком доверчива, ведет себя как ребенок.

Тема: Выражение своих чувств.

Проблема: Желание скрыть свои чувства под маской, невозможность проявить их и верить другим людям.

Законы светского общества таковы, что нет возможности открыться в своих истинных чувствах. Например, Баронесса Штраль может признаться в любви только, будучи в маске, но не с открытым лицом. Маскарад – это внутреннее состояние людей, относящихся к высшему обществу. Сложно разобраться в том, о чем говорят в светских кругах. Желание скрыть свои чувства, несовпадающие с критериями светского общества, приводит к неудачам, бессмысленной жизни, к трагедии.

п.2. Идея и пафос

Пафос пьесы – яркое и красноречивое обличение светской жизни. Лермонтов мастерски передает сцены в игорном доме, на маскараде, на балу, у гроба Нины.

Свет общества представляют знатные люди, имеющие благородные корни. Все они стремятся соответствовать странным правилам касательно чести и достоинства человека. Именно в этом они видят смысл жизни – фальшивый и иллюзорный. Критика светских взаимоотношений и общественных устоев проявлена в эмоциональных и сильных монологах Арбенина, в его исканиях. Иллюзорные представления о чести и достоинстве отражены в мыслях и действиях практически всех персонажей пьесы.

Не понятно, что для этих людей есть святого в жизни. Практически все персонажи - черствые, жестокие, хитрые, завистливые, легкомысленные, безвольные, себялюбивые, мстительные, коварные, злые. Взаимоотношения с такими людьми приводят к убийствам, самоубийствам, болезням. Если человека окружают такие люди, то не хочется жить. Именно так чувствует себя Арбенин, найдя утешение только в одном - в горячей любви к Нине. Только эта женщина противопоставлена эгоизму и жестокости светской жизни, но и она слаба, слишком доверчива и по-детски беспечна.

Лермонтов ярко, пафосно, эмоционально призывает к гуманному отношению, к человечности, протестует против условностей, унижающих человеческое достоинство.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Основное противостояние – человеческая индивидуальность конфликтует с общественными устоями. Чтобы существовать в мире интриг и лжи, нужно одеть на себя маску, принять конкретную личину. Этого не делает Нина и погибает, как инородный элемент общества.

Практически все персонажи принадлежат светскому обществу. Их образы так подобраны, как будто каждый из них отражает определенную сторону порока, одну из его граней. И все они противопоставлены образу Нины. Она никак не вписывается в рамки этого общества, хотя по-детски любит балы и праздники. Светское времяпровождение для Нины – это совсем не то, что для других. После бала она вспоминает, какой восхитительный был романс, ее не интересуют интриги и сплетни.

Образ Арбенина находится и в слиянии с ней, и в противоречии. Для него Нина – олицетворение правды, искренности, любви. Этих качеств так недостает и обществу, и самому Евгению, но Арбенин в состоянии разглядеть истинное в Нине и боготворить ее.

Несмотря на это, взаимодействие образов Арбенина и Нины приводит к трагедии, поскольку есть и противостояние их. Нина честна, откровенна и естественна, но ей не верит муж – все подвергается сомнению и проверке. А выяснить правду сложно, поскольку каждый из персонажей пьесы следуют своему порочному эгоистичному интересу.

п.4. Литературные приёмы

Самый меткий и впечатляющий символ представлен в названии пьесы. Маскарад – это сборище людей в масках. Люди натягивают на себя чужой образ, прячут свое лицо. Персонажи пьесы не знают реальности, искажают ее. Они обманывают и обманываются сами, каждый отделен от других глухой, непроницаемой стеной. Здесь практически нет естественных, добрых отношений между людьми.

Интересны и другие символы, которые использует Лермонтов в пьесе, они помогают раскрыть смысл произведения, усиливают его яркость и полноту образов.

Символичен каждый персонаж пьесы – это набор конкретных людских пороков.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – это конфликт личного и социального. Именно он подталкивает Арбенина совершить преступление, приводит его к помешательству.

Удивительный драматический талант М.Ю. Лермонтова раскрылся во всем своем блеске в пьесе "Маскарад". В это произведении очень много романтики, в котором главную роль выполняет Арбенин, обладающий мятежным романтическим духом, показан поэтом, как столкновение добра и зла, божественного и дьявольского начал. В нем бушуют и накаляются, как романтические, так и трагические страсти. Стремление героя к добру оборачивается злом.

Бал, маскарад, игра - это жизнь. Под маской можно не притворяться, под маской можно быть самим собой, можно позволить себе искренность. Маскараду противопоставляется карточная игра, где наоборот, все построено на обмане, соперничестве. Здесь свои правила, правила преисподней. Эта игра не для всех. Для тех, кто в игре - это цель, сама жизнь. Но, Арбенин вне игры, для него цель жизни - любовь к жене. За маской не виден обман. Или ты участвуешь в маскараде, или решаешь свои проблемы на дуэли. Но, это не для Арбенина. Он идет против общества и устанавливает свои правила игры.

Герой не хочет знать, что такое неизвестность. Но, она сама находит его. Арбенин устал сам от себя. Весь мир с каруселью масок, шулеров и подлецов, с интригами и обманами враждебен герою Лермонтова. Он чужой и на маскараде и в игре. И каждый раз общество старается отомстить за это Арбенину. Образ Арбенина связывает героев Лермонтовских произведений от Демона к Печорину. Лермонтов силой своего таланта превращает обыденную интригу обмана и предательства в сюжет большего масштаба, решающий вечные проблемы жизни.Арбенин не нигилист, как многие герои того времени. Он верит в Бога, в его справедливость, но потом за чертой смерти, в вечности. На земле же все для героя - обман, а мир погружен в хаос.

Арбенин живет одной страстью. И поэтому, когда ему кажется, что его жена неверна, он считает себя вправе судить и казнить Нину. Арбенин презирает общество и толпу и в то же время живет по ее законам. Для Арбенина не могло быть благополучной развязки для решения конфликта, чем смерть. Арбенин описывается Лермонтовым, и жертвой и преступником. Он не просто мститель, а сам становится жертвой своей же мести. Для Лермонтова раздумья и поступки Арбенина - это не просто критика общества, в котором живет и творит поэт. Для поэта главное во всем этом раскрытие философской проблемы, принятия мира, как центра зла. Зло показывается как изначальная субстанция, которая должна быть отменена.

Читайте также: