Сочинение на тему философские мотивы в лирике лермонтова

Обновлено: 02.07.2024

М.Ю. Лермонтов – один из удивительнейших русских лириков, воплотивший в своем творчестве глубинные смысложизненные проблемы человечества. Лирика Лермонтова – философская по своей натуре. Она понимает такие вопросы, как проблемы Бога и свободы человека, бренности человеческого пути, смерти и веры в бессмертие, тайны любовного чувства, совместимости добра и зла, борьбы светлого и темного в личности каждого человека и.т.д.

В центре внимания любого поэтического произведения поэта стоит вопрос о том, для чего человек приходит в этот мир, полый страданий и разочарований? Может ли он что-то изменить в своей судьбе?

Библейская философская лирика М.Ю. Лермонтова

Образ Бога и тема человеческого непослушания Ему является центральной в религиозной философской лирике поэта. Богоборческие мотивы слышатся в его стихотворениях постоянно.

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он…

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой.

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя.

Заканчивается стихотворение символически: поэт просит у Бога освободить его от изматывающего душу песенного дара, чтобы обрести веру в своем сердце:

От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

Таким образом, проблемы веры и неверия (а также связанного с неверием богоборчества) являются центральными в философской лирике М.Ю. Лермонтова. Ответы на эти вопросы во многом определяют другие темы его философских исканий.

Тема борьбы противоположностей

Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами,
Когда же перед смертью с глаз
Завязка упадет,
И все, что обольщало нас,
С завязкой исчезает;
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был – мечта,
И что она – не наша!

Поиски гармонии бытия

Лермонтов не был бы гениальным поэтом, если бы не смог в своем творчестве показать хоть и призрачный, но живой образ гармонии бытия.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка.
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой.
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Философская лирика Лермонтова входит в сокровищницу русской литературы и культуры. Поэт глубоко и пронзительно раскрывает перед читателями вечные проблемы человеческого бытия и дает на них свои ответы.

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Несмотря на недолгую жизнь, творческое наследие Лермонтова является неоценимым вкладом в литературу. Основная тема лирика поэта – философские рассуждения о смысле жизни, о предназначении человека, о вечном противостоянии зла и добра, темного и светлого в личности каждого.

Философскую лирику Лермонтова можно разделить на три основных темы: библейская, тема борьбы противоположностей и поиск себя, гармонии жизни. Для каждой представленной темы характерны свои особенности и черты.

И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Философская лирика Лермонтова - неоценимое достояние русской литературы. Поэт отвечает на вечные вопросы жизни и смерти, веры и неверия, поисков себя и постижения счастья. На основе рассуждений поэта можно сделать личные выводы о неповторимой красоте бытия.

2 вариант

Философия в темах затрагиваемых Лермонтовым совсем не редкая гостья.

Михаил Юрьевич Лермонтов описывался большинством критиков как ярчайший писатель своей эпохи. Также, большинство критиков, в том числе Ромашин, отмечали большие философские настроения, которые он развивает в своих произведениях.

Михаил Юрьевич сторониться всех наград и привилегий высшего общества. Ему больше по нраву простые русские вечерние гулянья и прекрасная природа. Также во всем его творчестве, как клинком, проходит тема одиночества.

Он активно развивает ее. Лермонтов действительно не сильно радовался своей жизни. В раннем возрасте он потерял обоих родителей и по-сути остался сиротой. Все свое детство и дальнейшую жизнь он провел в дворянских домах и был лишен всех радостей простой и свободной жизни крестьянских людей, о чем он очень жалел.

Многие философские размышления автор пытается раскрыть через тематику любовных чувств. Все жизнь Лермонтов искал чистую душою женщину, чтобы скрасить любовью с ней эту жизнь. О своих поисках он часто повествует в своих же произведениях. Он крайне озабочен этим вопросом, что совсем не удивительно. Также интересно наблюдать заходом мысли Лермонтова и тем, как в его произведениях сплетаются любовь и одиночество.

Важную проблематику в жизни Лермонтова, которую он транслировал через свои произведения – это недопонимание его, как творца и народа. Он не противопоставляет себя ему, но показывает, что его идеи не нравятся населению и в том числе от этого он становится одиноким.

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова под названием пророк также раскрывается именно эта тема. Лермонтов показывает, что общество не может принять идеи пророка о несовершенстве мира и изгоняют его. Пророк становится одиноким странником, но даже при всех тех неудобствах, что нанесли ему народ он все равно готов к самопожертвованию ради его спасения.

Философские идеи встроены в произведения Лермонтова одна за другой, и без них просто невозможно представить его творчество. Он определенно является выдающимся философом своего времени. Своей, пусть и недолгой жизнью, он привнес через свои произведения множество новых философских идей.

Сочинение

Глубокой философией пронизано любое произведение Лермонтова. Его верно мечущаяся душа постоянно тоскует, но не может найти того, чтобы могло бы утолить печаль. Поэт страдает от желания найти и познать настоящую, искреннюю любовь, но не может этого сделать. Его современники очерствели, чистота отношений и глубокой привязанности для них недоступна. Поэтому автор не может встретить вторую половину. Ему остается только рассуждать о смысле любви. Наблюдать за ней со стороны, мечтать о ней, но так и не прикоснуться к этому чувству. Множество стихотворений посвящены именно этим поискам.

Создается четкое ощущение, что Лермонтов восхищается окружающим миром, природой, людьми. Но не может стать его частью. Чувствовал он себя отверженным всеми. Поэтому все его работы пронизаны тонким намеком на то, что он хочет покинуть этот мир. В одном стихотворении он прямо и говорит, что веселее будет умереть, чем жить. Он – всеми униженный и отвергнутый вечный странник. Его никогда не примут, у него не будет семьи и близких друзей. Но он готов пожертвовать собой ради такого прекрасного, но несовершенного мира.

Рассуждение

Следовательно, несмотря на все сомнения, человек тянется к всему светлому и прекрасному, и это дает надежду на лучшее.

Также читают:

Картинка к сочинению Философская лирика Лермонтова

Популярные сегодня темы

Данное произведение Карамзина стало одним из начальных работ в жанре сентиментализма в истории литературы России. Писатель хотел показать переживания и эмоции персонажей крайне интересными и необычными.

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева "Муму" важным второстепенным персонажем является Гаврила. Гаврила дворецкий и верный слуга барыни. Он был беспрекословен и выполнял все, что прикажет ему барын

В принципе, тема Родины важна для любого поэта. А в сложные периоды (революций и войн) она становится ещё более значимой. Анне Ахматовой пришлось пройти и через первое, и через второе

Знаменитый писатель Сергей Есенин зарекомендовал себя как искусный чуткий поэт. Он мог вызывать высокие чувства в душах разных читателей. Поэзия его восхитительна

Тема философии в текстах поэтов, встречается не редко.

М.Ю.Лермонтов является ярчайшим представителем того времени, в чьих произведениях присутствует нотка философии. Критик Белинский В.Г. описывал Лермонтова как поэта совсем другой эпохи.

Автор пропитывает свои лирические произведения национальным духом и характером одиночества и грусти. Причина этому - веяния той эпохи. Автор переплетает с философской лирикой, патриотическую, разделяя жителей Руси на крестьян и дворян. Поэт показывает, что ему чужды награды и победы, радуют его простые гуляния крестьян и русская природа.

Тесно связана с философией тема любви. Автор всю жизнь пытался найти в возлюбленных чистоту души, редко встречающуюся в том времени. Произведения Лермонтова это больше рассуждения о самой любви, чем рассказ о возникающем светлом чувстве. В стихотворениях о любви, автор затрагивает важные философские темы.

Философская лирика М.Ю.Лермонтова о покинутом страннике, которого не хотело понимать общество, но, несмотря на это, согласным за это общество погибнуть. Автор не обращает внимания на то, что может вылечить его встревоженную душу, когда доходит дело до современности. Лишь легкую улыбку вызывает у автора поколения современников.

Философией пропитано все, о чем повествовал Лермонтов в течении своего пусть не длинного, но блестящего творческого пути с его раздумьями и ощущениями, ошибками и просветлениями. Автор по своей натуре был явным философом и никогда не писал бездумно. Он осознавал полное переплетение происходящих в жизни событий с его Родиной.

Лишь спустя сотни лет творчество М.Ю.Лермонтова стало узнаваемым и почитаемым, многие начали следовать примеру в его лирике и встали на правильный путь в поиске верной дороги жизни.

Вариант 2

Многие поэты посвящали свои произведения рассуждениям над вечными вопросами о смысле жизни и мироздания, о роли человека и о своем предназначении и месте в этой жизни. Немного отличается своеобразием лирика Михаила Юрьевича.

Присутствующие в его произведениях философские мотивы посвящены поиску себя в этом мире, подмечанию того, что зачастую руководит людьми и на чем основывается жизнь общества. С сожалением и горечью излагает поэт свои наблюдения. Оказывается, что праздность, леность и низость в этом мире считается благом.

Для Лермонтова становится тесным этот мир, в котором негде разгуляться свободолюбивой душе, где все ограничивается нормами и рамками поведения. Мысли о смерти звучат так, что она есть освобождение. В одном из произведений так и говорит поэт, что веселее умереть, нежели жить. Подмечает он и отсутствие гармонии в мире.

И во многих своих стихотворения ставит он эти вопросы и рассуждает на философские темы с присущими поэту грустью и трагизмом. И так и не нашел Лермонтов своего места в суетном мире, но нашел для себя выход своих эмоций – творчество. В лирике своей он полностью изливает душу.

Сочинение Философская лирика Лермонтова 10 класс

Все стихотворения поэта на философскую тематику условно можно разделить на несколько категорий.

К первой можно отнести произведения, в которых на первое место выходят отношения между Господом и людьми, которые не стараются внимать его голосу.

Итак, стихотворения, составляющие эту группу, определяют последующие темы в других его перу принадлежащих текстах на философскую тематику.

Философская лирика Лермонтова

Несколько интересных сочинений

Данная история повествует о приключениях принцессы из далёкого королевства. Важным отличием служит то, что казну этого королевства регулярно пополнял осёл, снабжая министров золотыми монетами вместо

События, описываемые в летописи, происходили в 1228 году, то есть задолго до канонизации святых Петра и Февронии. Первая часть произведения больше похожа на сказку. В ней говориться, как к жене князя Павла стал приходить змей.

Все мы любим героев, которые спасают других людей и готовы прийти на помощь в самый неожиданный момент. Но прежде всего мы должны быть честными не только с другими, но с собой.

Все лирические произведения Лермонтова прони­зывают философские мотивы. Наиболее полно они вы­ражены в стихотворениях “Отрывок” (“На жизнь на­деяться страшась…”, “Ночь” (I-III), “Когда б в покор­ности незнанья…”, “Чаша жизни”, “Парус” и особенно в лирическом монологе “1831-го июня 11 дня”.

Под ношей бытия не устает

И не хладеет гордая душа;

Судьба ее так скоро не убьет,

А лишь взбунтует; мщением дыша

Против непобедимой, много зла

Она свершить готова, хоть могла

Составить счастье тысячи людей:

С такой душой ты бог или злодей…

Пафосом философской лирики Лермонтова являет­ся его стремление к самопознанию, желание определить свое отношение к людям и к миру. В центре внимания поэта – столкновение дьявольского и божественного в душе человека. Эту проблему автор унаследовал от Байрона, который также ставил перед собой философ­ские вопросы.

Во многих случаях в самой постановке подобных вопросов и у Байрона, и у Лермонтова наме­чаются ответы.

Лермонтов задумывается над извечным вопросом о смысле жизни и находит его не в гармонии и покое,

не в покорном подчинении судьбе, а в стремительном движении вперед, в борьбе и исканиях. Это наиболее ярко выражено в стихотворениях “Парус”, “Я жить хочу! хочу печали…”.

Пора, пора насмешкам света

Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

(“Я жить хочу! хочу печали…”)

Лермонтов отвергает настоящее и все надежды возлагает на будущее, в котором только и возможно идеальное устройство жизни (“Оставленная пустынь предо мной…”, “На жизнь надеяться страшась…”). Поэт понимает, что бегство от действительности невозможно и лишено смысла. Чем зорче он вглядывался в жизнь, тем яснее ему становилось, что нельзя быть равнодуш­ным к бедам человеческим – со злом надо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с сущест­вующей несправедливостью, оно обусловливает одино­чество и стремление жить в замкнутом мире собствен­ного “Я”.

И самое страшное – оно порождает равноду­шие к миру и людям.

Душа сама собою стеснена,

Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.

Находишь корень мук в себе самом,

И небо обвинить нельзя ни в чем!

(“1831-го июня 11 дня”)

Лермонтова-философа волнует вопрос о взаимосвязи человека и природы, он пытается осмыслить свое место во вселенной (“Мой дом”, “Небо и звезды”, “Для чего я не родился…”). Он заявляет о несправедливости вселен­ских и человеческих законов и выступает с обвинением против Бога, в котором иногда готов видеть виновника мирового зла (“Ночь. I”, “Ночь.

II”), Поэта волнует “за­гадка жизни и смерти”, он часто поднимает тему бес­смертия души, но при этом склонен к утверждению ма­териальной жизни как наиболее близкой и понятной (“К деве небесной”, “Земля и небо”, “Что толку жить. Без приключений…”).

С детских лет отзывается в наших сердцах благо­родный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, ут­верждающий чувства долга и чести. Этот голос никог­да не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к духов­ному наследию наших великих поэтов и писателей, от­крывая в их творчестве новые стороны, заставляющие нас совершенно иначе посмотреть на мир.

Читайте также: