Сочинение на тему бурятский язык мой родной язык

Обновлено: 02.07.2024

Внимание к бурятскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, бурятский язык – материнский язык, поэтому его сохранение потомкам актуально.

Подрыв позиций бурятского языка способен запустить необратимые процессы, которые могут иметь непредсказуемые последствия. Мы потеряем свою социальную идентичность, свою культуру, уйдёт уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма усвоения родного языка, его утрата повлечёт за собой потери эстетических и нравственных начал народности. Наш родной язык – это изучение родословной, устное народное творчество, обрядность, национальные праздники, традиции, знаменательные даты, поверья и приметы, и всё это влияет на нравственность, духовность подрастающего поколения.

Общая стратегия ДОУ – высокий уровень развития дошкольников, самостоятельность в деятельности, умение применять бурятский язык в самых разных жизненных ситуациях и событиях на селе, в которых дошкольники принимают активное участие.

Нормативные документы: Проблемы развития бурятской речи дошкольников еще малоисследованы. При этом, вопросы, связанные с исследованием разговорной русской речи, обширны разносторонни. Вопросами исследования детской речи, резервов речевого развития на разных этапах обучения занимались И. А, Зимняя, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнорович и другие исследователи.

- В психологии разработана теория деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн). Основа её - теория речевой деятельности, которая служит основанием для объяснения такого психологического явления, как речь.

- Вопросы развития устной речи школьников бурятской школы разработаны в исследованиях Д. Д. Ошорова, Б. Б. Батоева, Э. Р. Раднаева, С. Ц. Содномова.

- Требования к оснащению образовательного процесса.

Цель: Создание условий для обучения и сохранения бурятского языка на традициях духовно-нравственного воспитания.

Задачи:

1. Подготовительный этап: Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме обучения, развития и сохранения бурятского языка;

2. Определить условия и факторы, влияющие на обучение, активизацию и сохранение родной речи; создание языковой образовательно-воспитательной среды, содействующей духовно-нравственному становлению личности ребенка;

3. Основной этап: Разработать программу обучения дошкольников связной речи через игровые событийные ситуации и ситуативно-вариативные упражнения; способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей в процессе обучения;

4. Активизировать родительскую общественность в реализации проекта по сохранению родного языка.

Этапы реализации проекта: 2016 – 2019гг.

2-ой этап – 2018 – 2019г. Разработать методы обучения дошкольников связной речи через ситуативно-вариативные упражнения в игровой форме, событийные мероприятия. Занятия этики через обрядность и традиции. Развитие свободного детского общения во всех видах детской деятельности; приобщение детей к культурным нормам и традициям семьи, чувства привязанности к месту рождения и жительства, уважения моральных устоев, знания правил речевого и неречевого поведения.

3-й этап – сентябрь – декабрь 2019г. Результативность проекта прослеживать через познавательную, творческую активность дошкольников, отражающиеся в мероприятиях духовно-нравственного характера, проводимые на селе и в детском саду, обогащение речи, способность понимать и чувствовать пластичность речевых оборотов, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность бурятского языка.

[b]Механизм реализации проекта осуществляется через:[/b]

- интегрированные игровые занятия, ситуативно-вариативные, событийные мероприятия, проводимые в ДОУ и на селе: праздники, досуги, конкурсы, спортивные состязания, музыкально-театрализованные представления, мастер-классы, экскурсии на природу, по памятным местам;

- сотрудничество и сотворчество детей и взрослых с целью воспитания патриотизма, возрастание интереса к родному краю через благозвучность, напевность, образность родного языка, приобщение дошкольников к сказочным сюжетам, раскрытие красоты родной природы через действенно-практическое отношение.

Новизна проекта:

- Ценность проекта состоит в изучении регионального фольклора с детьми дошкольного возраста. На его основе узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру, где расселилось много бурятов – это способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма.

- интеграция разных видов детской деятельности в системе ребенок – взрослый по проблеме обучения; развитие индивидуальных способностей, накопление опыта разговорной речи у дошкольников;

- определение организационных условий создания модели дополнительного образования - кружковая деятельность;

- формирование умений и навыков детей позиционировать себя в качестве актёров, воспитателей, учителей, художников, сказочников и др.

В данной исследовательской работе автор предпринял попытку дать характеристику современному состоянию бурятского языка и найти пути решения сохранения языка.

ВложениеРазмер
buryatskiy_yazyk_sovremennoe_sostoyanie_i_puti_ego_sohraneniya.docx 66.99 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

Управление образования МО Заиграевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заиграевская средняя общеобразовательная школа

Бурятский язык: современное состояние

и пути его сохранения

Дамбаева Оюна 9 класс.

Научный руководитель: Додиева О.Д.

2. Основная часть

2.1. Современное состояние бурятского языка…. ….…………………………..…..…………….….8

2.2. Знаем ли мы свой родной язык? …….…………………………………………………. ………7

2.3. Пути решения проблемы сохранения бурятского языка…………………………………….…..8

В данной работе сделана попытка изучить проблему владения бурятским языком носителями языка и выявить пути решения сохранения языка.

Актуальность исследования : В данной исследовательской работе затронута тема, волнующая всех людей, не безразличных к культурному наследию человечества, в частности, к его языковому разнообразию. Эта тема необычайно актуальна в современном мире. Бурятский язык является культурным достоянием, живым и великим наследием предков. И, как любая драгоценность в мировой сокровищнице культуры, бурятский язык и его изучение заслуживает бережного отношения и всемерной поддержки. В настоящее время бурятский язык признан ЮНЕСКО одним из вымирающих языков. Снижение уровня знания бурятского языка несет угрозу самому существованию бурятского этноса.

Мы попытались узнать, владеют ли школьники и их родители родным бурятским языком; почему язык находится на грани исчезновения и ответить на следующие вопросы :

  • Почему мы не умеем говорить на родном языке?
  • Что нужно делать, чтобы сохранить бурятский язык?

Были выдвинуты следующие гипотезы:

  • Язык- неотъемлемая часть национальной культуры, и вымирание языков ведет к потере культурного разнообразия, национальной индивидуальности и, в целом, этноса.

Цель : выяснить современное состояние бурятского языка, определить причины вымирания и пути сохранения родного языка

1. Выяснить причины вымирания бурятского языка;

2. Изучить проблему владения родным языком учащимися-бурятами и их родителями;

3. Рассмотреть пути сохранения бурятского языка;

Объект и предмет исследования : школьники-буряты и их родители, процесс вымирания бурятского языка.

Методы исследования : анализ , наблюдение, анкетирование, интервьюирование.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем предпринята попытка поиска путей для решения проблемы сохранения бурятского языка.

Практическое применение: данную работу можно использовать при изучении проблемы сохранения языка, поиске путей возрождения бурятского языка.

2.1. Современное состояние бурятского языка

Язык каждой нации является отражением уникальных исторических традиций, накопленных знаний, мыслей и духовности народа. И пока люди говорят на родном языке, сохраняются духовные ценности, сохраняется культура народа, с ее богатыми традициями и обычаями. Похвально знать много языков. Сколько языков столько и культур.

По данным Росстата, буряты стали вторыми по образованности в стране. В то же время вошли в тройку национальностей с самым низким владением родным языком. 45% не говорит на бурятском языке. Носителей бурятского языка в республике Бурятия - 286869 человек. На 1000 человек 181 считают родным языком русский язык.

Несмотря на то, что вымирание языков явление не новое и в какой-то мере закономерное, скорость, с которой это происходит сейчас, тревожит учёных. Каждые две недели исчезает один язык. На сегодня около половины из примерно 7000 живых языков мира находится под угрозой исчезновения в течение ближайших ста лет. Согласно статистическим данным через 50 лет количество языков сократится вдвое. Через 500 лет в мире может остаться лишь один язык.

Основной проблемой исчезновения бурятского языка учёные - лингвисты называют отсутствие языковой среды. Около 55% бурят - билингвы. Именно билингвы являются надеждой на сохранение языка. Если в своих семьях билингвы начнут обучать своих детей языку, то ещё не всё потеряно. Кроме изучения языка в семье, большой проблемой филологи считают отсутствие внешней языковой среды, нет детских иллюстрированных книг, способных заинтересовать малышей, за последние двадцать лет не написано ни одного крупного романа,

отражающего современную действительность через призму бурятского менталитета и

философии. Языком преподавания является русский язык, сфера общественно - политической

жизни связана с русским языком, и конечно же средства массовой информации.

Проблемы языка тесно связаны с проблемой образования. 100% респондентов ответили, что в школе обучались на русском языке.

Начали выпускаться детские журналы с произведениями поэтов и писателей на бурятском языке. Доцент, заведующая кафедрой бурятского языка в БГУ Валентина Патаева считает, что ситуация сегодня намного лучше. Бурятский язык сегодня преподается во всех школах республики начиная с 1985 года. Минобразования РБ ввело обязательное изучение бурятского языка для всех школьников.

2.2. Знаем ли мы свой родной язык?

Ученые-лингвисты считают, что в первую очередь родную речь должны прививать в семье. Для того, чтобы узнать, насколько учащиеся нашей школы и их родители владеют родным бурятским языком, культурой, мы провели анкетирование с детьми-бурятами и их родителями. Из 708 учащихся 136 – буряты. Респондентам были предложены следующие вопросы:

  1. Владеете ли вы родным языком?
  2. Имена ваших членов семьи бурятские или русские?
  3. Как вы считаете, нужно ли изучать бурятский язык?
  4. Придерживаетесь ли вы традиций бурятского народа?
  5. Что нужно сделать, чтобы возродить родной язык и культуру?
  6. Что вы знаете об истории Бурятии? Каких выдающихся деятелей, писателей, поэтов Бурятии вы знаете?
  • начинать изучение бурятского языка с детского сада;
  • создавать мультфильмы на бурятском языке;
  • изучать бурятский язык с 1 по 11 классы;
  • записывать бурятские песни на караоке;
  • побольше выпускать хорошие детские иллюстрированные книги на бурятском языке.

При этом родители подчеркивают, что вся проблема в том, что нет языковой среды. Они пишут, что даже если в семье говорят на бурятском языке, начиная с детского сада, затем в школе они не сталкивались с родной речью. Таким образом русский язык постепенно вытесняет необходимость общаться на родном языке.

Отрадно, что история Бурятии интересует почти всех. 91,8% респондентов назвали выдающихся деятелей из области культуры, искусства, спорта, перечислили факты из истории нашей республики.

2.3. Пути решения проблемы сохранения бурятского языка

Таким образом, получается замкнутый круг. Чтобы разорвать его, надо начинать что-то делать. В рамках поселка и школы для решения проблемы сохранения родного бурятского языка предлагаем следующее:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Актуальность: Бурятский язык является культурным достоянием, живым и великим.

Актуальность: Бурятский язык является культурным достоянием, живым и великим наследием предков. И, как любая драгоценность в мировой сокровищнице культуры, бурятский язык и его изучение заслуживает бережного отношения и всемирной поддержки. В настоящее время бурятский язык признан ЮНЕСКО одним из вымирающих языков. Снижение уровня знания бурятского языка несет угрозу самому существованию бурятского этноса.

Мы попытались узнать, владеют ли школьники и их родители родным бурятским з.

Мы попытались узнать, владеют ли школьники и их родители родным бурятским зыком; почему язык находится на грани исчезновения и ответить на следующие вопросы: Почему мы не умеем говорить на родном языке? Что нужно делать, чтобы сохранить бурятский язык? --

Были выдвинуты следующие гипотезы: Язык- неотъемлемая часть национальной куль.

Были выдвинуты следующие гипотезы: Язык- неотъемлемая часть национальной культуры, и вымирание языков ведет к потере культурного разнообразия, национальной индивидуальности и, в целом, этноса.

Цель: выяснить современное состояние бурятского языка, определить причины вым.

Цель: выяснить современное состояние бурятского языка, определить причины вымирания и пути сохранения родного языка Задачи: 1. Выяснить причины вымирания бурятского языка; 2. Изучить проблему владения родным языком учащимися-бурятами и их родителями; 3. Рассмотреть пути сохранения бурятского языка;

Объект и предмет исследования: школьники и их родители, процесс вымирания бур.

Объект и предмет исследования: школьники и их родители, процесс вымирания бурятского языка . Методы исследования: анализ, наблюдение, анкетирование, интервьюирование.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем предпринята попытка п.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем предпринята попытка поиска путей для решения проблемы сохранения бурятского языка. Практическое применение: данную работу можно использовать при изучении проблемы сохранения языка, поиске путей возрождения бурятского языка.

Результаты социологического исследования «Проблема сохранения родного (бурятс.

Ощущается ли содействие исполнительной власти в сохранении и развитии родного.

Ощущается ли содействие исполнительной власти в сохранении и развитии родного языка в вашем районе?

Что, на ваш взгляд, может стать наиболее эффективной мерой по сохранению родн.

Что, на ваш взгляд, может стать наиболее эффективной мерой по сохранению родного языка в вашем районе?

Пути решения проблемы сохранения бурятского языка: создать интернет-сайты на.

Пути решения проблемы сохранения бурятского языка: создать интернет-сайты на бурятском языке; издавать дидактические материалы на бурятском языке; проводить конкурсы на лучшее исполнение бурятских песен, танцев, художественного чтения; ввести изучение бурятского языка в детских садах; Увеличить количество часов в школах, ввести изучение бурятского языка как родного; дать возможность выбора школьникам литературы на бурятском языке; школьникам изучать культуру, традиции, обычаи бурятского народа совместно с родителями. организовывать флэшмобы (не только на Сагаалган, но ежемесячно): ёхор, игры и т. д. Проводить месячники бурятского языка.

Сроки реализации проекта: Данный проект носит долгосрочный характер.

Сроки реализации проекта: Данный проект носит долгосрочный характер.

Предполагаемый результат: владение родным языком повседневно

Предполагаемый результат: владение родным языком повседневно

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 124 человека из 44 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 396 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.03.2019 1061
  • PPTX 2.2 мбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Малыгина Татьяна Нимаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Актуальность: Бурятский язык является культурным достоянием, живым и великим наследием предков. И, как любая драгоценность в мировой сокровищнице культуры, бурятский язык и его изучение заслуживает бережного отношения и всемирной поддержки. В настоящее время бурятский язык признан ЮНЕСКО одним из вымирающих языков. Снижение уровня знания бурятского языка несет угрозу самому существованию бурятского этноса.

Были выдвинуты следующие гипотезы: Язык- неотъемлемая часть национальной культуры, и вымирание языков ведет к потере культурного разнообразия, национальной индивидуальности и, в целом, этноса.

Цель: выяснить современное состояние бурятского языка, определить причины вымирания и пути сохранения родного языка Задачи: 1. Выяснить причины вымирания бурятского языка; 2. Изучить проблему владения родным языком учащимися-бурятами и их родителями; 3. Рассмотреть пути сохранения бурятского языка;

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем предпринята попытка поиска путей для решения проблемы сохранения бурятского языка. Практическое применение: данную работу можно использовать при изучении проблемы сохранения языка, поиске путей возрождения бурятского языка.

Ощущается ли содействие исполнительной власти в сохранении и развитии родного языка в вашем районе?

Что, на ваш взгляд, может стать наиболее эффективной мерой по сохранению родного языка в вашем районе?

Пути решения проблемы сохранения бурятского языка: создать интернет-сайты на бурятском языке; издавать дидактические материалы на бурятском языке; проводить конкурсы на лучшее исполнение бурятских песен, танцев, художественного чтения; ввести изучение бурятского языка в детских садах; Увеличить количество часов в школах, ввести изучение бурятского языка как родного; дать возможность выбора школьникам литературы на бурятском языке; школьникам изучать культуру, традиции, обычаи бурятского народа совместно с родителями. организовывать флэшмобы (не только на Сагаалган, но ежемесячно): ёхор, игры и т. д. Проводить месячники бурятского языка.

Сроки реализации проекта: Данный проект носит долгосрочный характер.

Предполагаемый результат: владение родным языком повседневно


Номер материала: ДБ-509658

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тункинский район. Республики Бурятия

01.09.2016г. Разработала: Воспитатель

1-ой кВ-ой категории

Хартаева Анжела Андреевна

Цель проекта:

Задачи:

1.Учить детей любить свой родной язык.

2 Продолжать воспитывать любовь к родному краю.

3.Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования. Знакомить с народными играми.

Ожидаемые результаты:

1- этап: накопление знаний 1.Рассматривание иллюстрации бурятского народа.

2 – й этап: Творческий

3 – й этап: Результат

План мероприятий по реализации проекта бурятскому языку

с октября 2016г.- по май 2018г.

Тема: Подготовка к празднику бурятскому языку Праздник бурятский язык

Тема: Подготовка к празднику бурятскому языку Праздник бурятский язык

Старшая группа

3.Научить детей поздороваться на бурятском языке

4.Моя семья- Гэрэй булэ 5.Юроолы:

6.Подготовка к празднику « Сагаалган «

13.Подготовка к празднику бурятскому языку 14.Праздник бурятский язык

В данной исследовательской работе автор предпринял попытку дать характеристику современному состоянию бурятского языка и найти пути решения сохранения языка.

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

Управление образования МО Заиграевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заиграевская средняя общеобразовательная школа

Бурятский язык: современное состояние

и пути его сохранения

Дамбаева Оюна 9 класс.

Научный руководитель: Додиева О.Д.

2.1. Современное состояние бурятского языка…. ….…………………………..…..…………….….8

2.2. Знаем ли мы свой родной язык? …….…………………………………………………. ………7

2.3. Пути решения проблемы сохранения бурятского языка…………………………………….…..8

В данной работе сделана попытка изучить проблему владения бурятским языком носителями языка и выявить пути решения сохранения языка.

Актуальность исследования : В данной исследовательской работе затронута тема, волнующая всех людей, не безразличных к культурному наследию человечества, в частности, к его языковому разнообразию. Эта тема необычайно актуальна в современном мире. Бурятский язык является культурным достоянием, живым и великим наследием предков. И, как любая драгоценность в мировой сокровищнице культуры, бурятский язык и его изучение заслуживает бережного отношения и всемерной поддержки. В настоящее время бурятский язык признан ЮНЕСКО одним из вымирающих языков. Снижение уровня знания бурятского языка несет угрозу самому существованию бурятского этноса.

Мы попытались узнать, владеют ли школьники и их родители родным бурятским языком; почему язык находится на грани исчезновения и ответить на следующие вопросы :

Были выдвинуты следующие гипотезы:

Цель : выяснить современное состояние бурятского языка, определить причины вымирания и пути сохранения родного языка

1. Выяснить причины вымирания бурятского языка;

2. Изучить проблему владения родным языком учащимися-бурятами и их родителями;

3. Рассмотреть пути сохранения бурятского языка;

Объект и предмет исследования : школьники-буряты и их родители, процесс вымирания бурятского языка.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем предпринята попытка поиска путей для решения проблемы сохранения бурятского языка.

Практическое применение: данную работу можно использовать при изучении проблемы сохранения языка, поиске путей возрождения бурятского языка.

2.1. Современное состояние бурятского языка

Язык каждой нации является отражением уникальных исторических традиций, накопленных знаний, мыслей и духовности народа. И пока люди говорят на родном языке, сохраняются духовные ценности, сохраняется культура народа, с ее богатыми традициями и обычаями. Похвально знать много языков. Сколько языков столько и культур.

Несмотря на то, что вымирание языков явление не новое и в какой-то мере закономерное, скорость, с которой это происходит сейчас, тревожит учёных. Каждые две недели исчезает один язык. На сегодня около половины из примерно 7000 живых языков мира находится под угрозой исчезновения в течение ближайших ста лет. Согласно статистическим данным через 50 лет количество языков сократится вдвое. Через 500 лет в мире может остаться лишь один язык.

отражающего современную действительность через призму бурятского менталитета и

жизни связана с русским языком, и конечно же средства массовой информации.

Проблемы языка тесно связаны с проблемой образования. 100% респондентов ответили, что в школе обучались на русском языке.

Начали выпускаться детские журналы с произведениями поэтов и писателей на бурятском языке. Доцент, заведующая кафедрой бурятского языка в БГУ Валентина Патаева считает, что ситуация сегодня намного лучше. Бурятский язык сегодня преподается во всех школах республики начиная с 1985 года. Минобразования РБ ввело обязательное изучение бурятского языка для всех школьников.

2.2. Знаем ли мы свой родной язык?

Ученые-лингвисты считают, что в первую очередь родную речь должны прививать в семье. Для того, чтобы узнать, насколько учащиеся нашей школы и их родители владеют родным бурятским языком, культурой, мы провели анкетирование с детьми-бурятами и их родителями. Из 708 учащихся 136 – буряты. Респондентам были предложены следующие вопросы:

При этом родители подчеркивают, что вся проблема в том, что нет языковой среды. Они пишут, что даже если в семье говорят на бурятском языке, начиная с детского сада, затем в школе они не сталкивались с родной речью. Таким образом русский язык постепенно вытесняет необходимость общаться на родном языке.

Отрадно, что история Бурятии интересует почти всех. 91,8% респондентов назвали выдающихся деятелей из области культуры, искусства, спорта, перечислили факты из истории нашей республики.

2.3. Пути решения проблемы сохранения бурятского языка

Таким образом, получается замкнутый круг. Чтобы разорвать его, надо начинать что-то делать. В рамках поселка и школы для решения проблемы сохранения родного бурятского языка предлагаем следующее:

Муниципальна h уралсалай эмхи зургаан

Сэдьхэлдэм сэнтэй үгэ

Дүүргээ: 11-хи классай h урагша,

Хүтэлбэрилэгшэ: буряад хэлэ

ба литературын багша,

Галсанова Баярма Даниловна

Секци: Тоонто нютагайм түүхэ h ээ

Би мүнөө түрэл буряад литература 11-хи класста үзэнэб. Уран шүлэгүүдые уншаха дуратайб. Тэдээн соо h оо манай нютаг тухай бэшээтэй шүлэг бүришье h аа зүрхэ сэдьхэлыемни хүдэлгэдэг.

«Зунай сагаар ябаа h эм,

Зугаа дууешни шагнаа h эм,

Хөөрүү үбгэдөөрш хөөрэлдөө h эм,

Хөөрхэн басагадаарш зугаалаа h эм,

Арза хорзо h оош амсаа h эм,

Ханда – Сурэн нагаса – ямаршье ажалда дүрбэн тэгшэ бай h ан юм. h үхэ, хюрөө баряад барилгашье эрхилхэ. Адуун h үрэгэй ама мэдүүлжэ, агта хүлэгшье h ургаха. Хангай тайгые хээлэжэ, хэрмэ, булга олзолхо. Эндэ1962 он ехэ олзотой бай h ан гэжэ хөөрэлдэдэг. Гүрэн түрэдөө хоёр зуу гаран хэрмэ, 4 булга тушаа h ан байна. Дайнда хэды хабаадаагүйшье h аа, тэрэ үеын шэмэрүүн, хатуу шанга бэрхэшээлнүүдые h айса амсажа яба h ан хүн гээшэ. Дайнай ара талада ажалла h ан эхэнэрнүүдтэ, үхибүүдтэ, хүгшэдтэ хэлэшэгүй баяр баясхаланиие хүргэхэ байнаб.

Дайнай урдахи болон h үүлээрхи жэлнүүдтэ үнды h эн зон онсо хүнүүд гээшэ.

Хүн бүхэн өөрын эхэ нютагтай байдаг. Энэ нютаг оронойнгоо үзэсхэлэнтэ h айхан байгаалиие нюдэндөө хаража баясан, арюун сэбэр агаараарнь сээжэ дүрэн амилжа, ямар гоё элшэ хүсэ, энерги абана гээшэбибди.

Манай элинсэг хулинсагуудай хадалиг Ахын шэмэрүүн эрхэ байдалда тааража, тэсэжэ h уу h аниинь гайхалтай. Тиихэдэ үдхэжэ бай h ан малнуудынь- h арлаг, хайнагууд, нютагай үүлтэрэй эбэртэ бодо мал, буряад h үрэгэй хони, ямаад, адуун h үрэг, оронууд хадалиг газарай шэмэрүн байдалда таара h ан, эдеэ хоол ехээр хэрэглэдэнгүй, бүхэли жэлдээ хадын эгсэ үбэр майлын бэлшээринүүдээр ябажа ондо орохо шадалтай h эн. Олон үе сагта үдхэжэ бай h ан эдэ малнуудаа үри хүүгэдтэ дамжуулан үгэ h эн юм. Теэд бидэнэрэй эдэ малыень үдхэжэ шадаагүймнай гомдолтой. Хүдөө нютагта ажа h уухада тэрэ сагта ехэ хэсүү байгаа. Мүнөө сагтай жэшээмээр бэшэ ааб даа.

Мүнөө үеын үхибүүдтэ энэ ажабайдалда бэлээр юумэн бии болодоггүй, бүхы юумэн оролдолгын ба ажалай хүсөөр бии болодог гэжэ ойлгуулха шухала.

Сэдьхэлдэм сэнтэй нэрэ! Арюун сэбэр нэрыень дээрэ үргэн наринаар сахижа, доодо үедөө залгуулан дамжуулжа ябаха гэжэ ехэтэ найданаб. Мүн арад зоноймнай сэдьхэл зүрхэндэ гэрэлтэ дурасхаалынь хэтын хэтэдэ мүнхэрэн үлэ h эниинь дамжаггүй.

Буурал аба эжын үринэр эбтэй, эетэй, ажалша бэрхэ, эрдэм номдоо оролдосотой, зон согоо хүндэтэй, h ара нарандал h айн h айхан ябахатнай болтогой!

Энэ тэнюун дэлхэй дээрэ хʏн боложо мʏндэлхэ h ɵɵшни холо урид шинии тʏлɵɵ ʏдэр h ʏниин h анаа ʏнɵɵндэ абтажа, элʏʏр энхэ тʏрэхыншни тʏлɵɵ оролдо h он хэн бэлэй? Аятай бʏлеэхэн альгатай, энхэргэн халуун зʏрхэ сэдьхэлтэй, урин h аа урин шарайтай эжыл ааб даа, ашата h айхан эжы!

Хʏн тʏрэлтэн бʏхэн, бʏхы хамаг амитад эхэ h ээ эхи абажа, энэ дэлхэй дээрэ мʏндэлнэ. Эхэ хʏн амитан зоной уг гарбал энэ юртэмсэдэ мʏндэлʏʏлдэг. Гал гуламта, айл боложо нэгэдэн жаргахада, эхэнэр хʏнэй ʏʏргэ ехэ гэжэ намда нагаса эжымни хэлэдэг h эн.

Тʏрэхэ ʏдэр h ɵɵ хойшо ʏлгытэй хʏʏгэдтээ аминай амин – Эхэ болоно. Нялха нарай ʏедэмнай нимгэн хɵɵрхэн уралыемнай ажалша гараараа амтан хʏхэндɵɵ хʏргэнэ. Хʏн бʏхэн, амитан бʏхэн эхынгээ хʏхэ хʏхэжэ, ами ородог, тамиртай болодог. Би эхынгээ хʏхэ 1,6 на h атай болотороо хʏхэжэ, жаргажа яба h ам. Эхэ хʏн ʏри бэенэртээ ʏлʏʏсэ h анаагаа зободог. Ὑлдэнэ, даарана гʏ гээд, ʏдэр h ʏнигʏй зобожо, яаража ябадаг. h ургуули h аа бусахада, эжынгээ гэртээ байхадань бʏри гоё болодог. Заримдаа зэмэтэйшье байхадамни зэмэлдэггʏй. Эльгэ нимгэн эжымни!

Ὑхибʏʏгээ жаргахынь тʏлɵɵ тʏрэхэдɵɵ унтаха нойроошье мартажархидаг. Гэр h ээ холо ошоходо, эжы ходол h анаагаа яаража ябадаг, энхэргэн h айхан эжымни!

Уран зохёолшод, поэдʏʏд эхэ тухай хэды гоё шʏлэгʏʏдые, дуунуудые зохёоно гээшэб!

Эжы h ээ ондоо хэн байлтай? Энээхэн сагаан дэлхэй дээрэ.

Энхэргэн бидэнээ ябадаг, эжымнайл, хайрата эжымнай.

Хэды h айхан ʏгэнʏʏдээр Ц.-Д.Дондогой ɵɵрынгɵɵ шʏлэг соо эхэдээ ханданаб. Хэды уянгата дуунууд зэдэлэгдэнэ гээшэб! Эхэ тухай хэдышье хэлэхээр, хэдышье ном бэшэхээр болоно. Эхын ʏʏргэ юунтэйшье жэшээхээр бэшэ. Хайрата h айхан эжы!

Би эжыдээ хододоо иимэ залуу, уйдхар гашуудал ʏзэнгʏй, зол жаргалтай, элʏʏр энхэ ябахыень хʏсэнэб! Энэ тэнюун дэлхэй дээрэ эхын нэрэ хододоо мʏнхэ байг лэ!

Родной язык - это тот язык, который мы слышим вокруг себя с самого раннего детства. У каждого народа он свой. Родной язык - это отражение культуры и традиций, наше наследие.

Русский язык! Как же он богат, могуч и красив! Это язык, на котором говорили и создавали свои шедевры многие поэты и писатели: А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, С. Есенин, А. Ахматова и данный список можно продолжать без конца. Какие прекрасные строки написала поэтесса Серебряного века Анна Андреевна о родном языке:

С кириллицы начав родное слово,

И изучив его от А до Я,

Нет лучшего, чем языка родного,

Пока звучит родимая земля.

А. Ахматова, русская поэтесса.

И смысл данных слов понять немудрено. Мало говорить на родном языке, необходимо знать его историю, любить свой край и чтить традиции. Все мы знаем создателей кириллицы. Каждая буква азбуки имела определенный смысл. Сейчас наш алфавит упростили, усовершенствовали. И этим мы обязаны языковой реформе Петра Великого, который начал бороться с лишними буквами, и она увенчалась успехом в 1917-1918 гг.

Любовь и уважение к родному языку воспитывается с раннего детства. И первые учителя – это родители. Они развивают в нас необходимость познания и углубления не только родного языка, но и культуры в целом. Именно мама и папа привили мне любовь к народным сказкам, русским писателям. Их произведения приобщают к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Поэты в своих стихах показывают нам, какой русский язык могучий, мелодичный, красивый и богатый.

Я считаю, что тот, кто уважает свой родной язык, является культурным человеком. В жизни каждого, неважно ребенок он или взрослый, большую роль играет слово. Родной язык – это символ родного дома и тепло домашнего очага.

Читайте также: