Сочинение на тему бунтующее сердце образ базарова в романе отцы и дети

Обновлено: 04.07.2024

Минусы характера

Сочинение на тему образ евгения базарова бунтующее сердце

Бунтующее сердце (образ Е. Базарова).

Встреча с Одинцовой

“…В романе, за исключением одной старушки (матери Базарова), нет ни одного живого лица и живой души… А о нравственном характере и о нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одного чувства, какого-нибудь увлечения или страсти…”. Эти слова относятся к главному герою романа Тургенева “Отцы и дети” и принадлежат известному критику первой половины XIX в. М. Антоновичу (его статья так и называется — “Асмодей нашего времени”). Это сказано о “титанической личности”, честном, правдивом демократе “до конца ногтей”! Это сказано о герое нового времени, который пришел на смену Онегиным и Печориным, Чацким и Рудиным! Прав ли критик, отзываясь подобным образом о Базарове? Если тургеневский Рудин — энтузиаст и романтик, мечтающий о высоких, вечных, но призрачных идеалах, то Базаров — реалист до мозга костей, он — естествоиспытатель, ничего не принимающий на веру. Автор дает читателю четкое и ясное представление о своем герое, о простоте его происхождения и натуры. “Мой дед землю пахал”, — не без гордости заявляет Базаров. Его отец — уездный лекарь, добрый и честный человек. Когда Базаров знакомился с отцом Аркадия Кирсанова, он протягивал ему “обнаженную красную руку”, а лицо его “оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Герой обладает “мужественным голосом”, его белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали “крупных выпуклостей просторного черепа”. Из этих штрихов вырисовывается личность человека из низших сословий, умного, одаренного энергией и волей. Следовательно, не прав был Антонович, либо невнимательно прочитавший, либо просто не понявший роман. Правда на стороне тех критиков, которые во главу угла ставили не нигилизм Базарова, а его “страстное, грешное, бунтующее сердце”. Уже первое знакомство с Базаровым убеждает читателя в том, что в душе героя есть чувства, которые он тщательно скрывает от окружающих. Очень “непростой” с виду, самоуверенный и резкий в высказываниях и поступках, тургеневский разночинец на самом деле имеет слабости и обладает очень рани-мой душой. Тревожное и вместе с тем уязвимое сердце бьется в его груди. Павел Петрович Кирсанов сразу невзлюбил “волосатого” за его непохожесть на окружающих и за его огромную энергию и ум. Ведь сам он постепенно превращается в мертвеца, так как ничего, кроме “английских сьютов, крахмальных воротничков” и чищеных ногтей, его не могло заинтересовать. В отличие от Рудина и других “пассивных”, плывущих по течению тургеневских героев, Базаров чувствует, что пришло время действовать, а не говорить, “красивые речи” его раздражают: “О, друг мой Аркадий! Об одном прошу тебя: не говори красиво!”. Базарова отличает активное отношение к жизни, он стремится переделать самого себя, свое время и современное ему общество: “Исправьте общество, болезни не будет”. А мысли Базарова о человеке и его воспитании оказываются актуальными на все времена: “Всякий человек себя воспитать должен…”. Природа для Базарова — “не храм, а мастерская”. Отчасти в этом есть своя правда, но уж больно резок герой в обращении с миром природы. Скорее всего, природа — и храм, и мастерская. Но для Базарова характерно одностороннее отношение — во многом критическое и осуждающее — ко многим явлениям действительности. Например, любовь для него — лишь физическое влечение, искусство — пустое развлечение праздных и привилегированных слоев общества. Вот как цинично Базаров отзывается о чувствах и ухаживаниях друга: “Да ты, я вижу, Аркадий, понимаешь любовь, как все новейшие молодые люди; цып, цып, цып, курочка а как только курочка начинает приближаться, давай ноги! Я не таков”. “Я только этим и горжусь. Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает”. Базарова обвиняли и обвиняют в дерзости, в бунтарстве, в излишней категоричности сркдений. Но он живой человек, потому и имеет право на ошибки. Многие высказывания нигилиста Базарова на первый взгляд циничны, грубы, полны ненависти ко всему и глубоко неверны (например, в разговоре с Кукшиной, Ситниковым, Аркадием и Павлом Петровичем). Кукшина мечтала стать нигилисткой и своими самоуверенными выпадами только провоцировала Базарова на дерзость. Но герой груб далеко не всегда. Сразу заметно, как много и с охотой общается Базаров с Одинцовой — единственным человеком, которого герой по-настоящему уважал и ценил. В беседах с ней Базаров не позволяет себе резких суждений, ведет себя сдержанно и тактично. А вот в схватках с Павлом Петровичем герой хочет во что бы то ни стало шокировать противника: раздразнить его из-за своей неприязни к ухоженному аристократу. Нередко стремление задеть за живое проявляется и в спорах Базарова с Аркадием. “Мягонький либеральный барич”, — так в начале романе называет герой своего лучшего друга, демонстрируя тем самым снисходительно-дружеское покровительство. Но час от часу пропасть между ними растет, и это заметно в ревности Базарова к Аркадию и трагической любви к Одинцовой, которая ломает и переворачивает жизнь Базарова. По-своему Базаров любит и родителей, о которых говорит, что “таких людей днем с огнем не сыскать”. Но все же его оценка жизни отцов, старого поколения однозначна и полна отрицания: “Кажется, чего лучше — ешь, пей? Только тоска одолеет от такой жизни!”. Вероятно, внезапно вспыхнувшее чувство к Одинцовой дано герою в наказание за слишком упрощенное толкование жизненных явлений. Любовь Базарова к Одинцовой, с одной стороны, указывает на его слабость, но одновременно и возвышает его. Герой не в состоянии полностью отдаться своему чувству, но вместе с тем оно глубже и серьезнее “страстных вздохов” Павла Петровича Кирсанова. Достаточно вспомнить эпизод, Когда Базаров просит только о том, чтобы о его смертельной болезни известили любимую женщину. Умирающий Базаров прост и человечен. Теперь отпала необходимость прятать свой романтизм глубоко внутри. Герой умирает удивительно, почти стихами прощаясь со своей возлюбленной: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. И в финале раскрывается еще одна прекрасная черта в герое: любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются воедино с любовью к родине, к таинственной России, о преобразовании которой он втайне мечтал, но которая так и осталась для него неразгаданной тайной. “Нужен ли я России”, — сомневается Базаров, в последние минуты своей жизни думая о высоком и важном, возвышаясь над узкими мирскими заботами, чем становится ближе и дороже читателю.

Противоборство

Философские мысли героя

Неразрешимый конфликт

Бунтующее сердце образ Базарова сочинение 10 класс

Образ Базарова – один из самых сложных и в тоже время предсказуемых, законченных. Нигилизм, принимаемый, как бунт против всего мира, это защитная реакция от неминуемо приближающегося конца. Базаров сам признаёт, что он не творец, не созидатель, но и неизбежно задаётся вопросом, что останется после меня?

Этот вопрос напрямую не звучит в произведении, но его отголоски слышаться из разных углов. Именно с ним связаны заявления главного героя, что его судьба быть уездным доктором. Но разве самолюбие Евгения способно смириться со столь посредственной ролью? Аркадий восхищённо говорит, о великой роли Базарова в будущем, но конкретизировать это будущее не способен. Будучи неглупым человеком Базаров всё это прекрасно понимает, он видит плоды своего труда, две посредственные и даже глупые личности. Заявление о разрушителях и созидателях, это не вызов, это защита, попытка оправдать свою жизнь.

Дед поохал землю, а отец лекарь, большой прогресс для крестьянской семьи. Отец считает себя умным человеком, не отказывает себе в праве высмеять господ, посчитать себя умнее. Но в нем это все происходит с ещё рабской учтивостью, неуверенность и как бы оглядкой на висящие на стене розги. На самом деле Базаров просто откинул, избавился от крепостного в себе, от рабского. Именно поэтому его так любят бывшие крепостные, он ведь такой какими они надеются стать.

Бунт произошел в сердце Базарова, оно чуяло близкую смерть, хотело уберечься. Попытка любить здесь равно попытке жить. Но старый потрёпанный солдат не смог вызвать ответных чувств, он способен породить лишь жалость к себе. Это был последний удар.

Другие: ← Чацкий — победитель или побежденный↑ По литературеПреступление и наказание →

Минусы характера

Так ли нигилистические взгляды правильны

Потому что нигилисты отрицают и возможность проявления добрых чувств, таких как сострадание, забота, любовь. И когда необходимо их показать, то люди, подобные Базарову, делают это с трудом. Поэтому со стороны кажется, что они черствые, холодные, хотя по тому, как Евгений переживал по поводу ситуации с Одинцовой и отдалением Аркадия, можно увидеть, что это люди, способные на глубокие чувства.

Базаров не проявляет никакого уважения к прошлому страны, людям старшего поколения. Он не хочет понять их точку зрения и узнать их получше. Вследствие этого общество их не принимает, и они остаются одинокими. Ведь даже на могилу Евгения приходят только его родители, которые по-настоящему любили его.

Встреча с Одинцовой

Сочинение на тему “Бунтующее сердце” – (образ Евгения Базарова)”

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Целью своей жизни Евгений Базаров видит лишь одно разрушение. Он считает, что цель его поколения – расчистить место. Герой стремится освободить жизнь от всего, накопленного аристократией. Евгений Базаров думает, что все это совершенно не нужно главному участнику истории – народу. Ради него герой и совершает все свои деяния.

Базаров уверен, что его поколение должно разрушать. Строить же что-то новое будут другие, поколения детей и внуков.

На все этот герой смотрит с рациональной и материальной точки зрения. В его жизни нет места ни малейшему чувству. Даже любовь Базаров считает лишь простой физиологией, влечением тел и не более того. От взглядов этого героя так и веет холодом и смертью.

Тургенев ни в коем случае не был согласен с философией своего героя. Чтобы развенчать мировоззрение Базарова, автор проводит его через испытания. Постепенно становится ясно, что их герой не выдерживает. Таким образом, взгляды Базарова, его основа, жизненный стержень, рушатся. В финале романа герой погибает, доказывая еще раз неправильность своей теории.

Самым большим и самым важным испытанием в жизни Базарова стала любовь. Он, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам. Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя. Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?

Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным. Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.

Противоборство

Философские мысли героя

Неразрешимый конфликт

Образ Базарова и Кирсанова: сравнительная характеристика

Образ базарова и кирсанова


Образ Базарова и Кирсанова
Базаров и Кирсанов – представители кардинально разных точек зрения. Вот подробная сравнительная характеристика этих образов:

Можно сказать, что это столкновение двух мировоззрений, которые сформировались незадолго до крестьянской реформы. Один из них революционер – либерал, а другой – консерватор. Один – молодой человек, готовый менять мир. Второму нравится жить по привычному укладу.

Даже двигаются они по-разному. Базаров ходит быстро и уверенно, а Кирсанов – медленно. Друг Евгения по своей натуре аристократ. Он следит за своей внешностью. В молодости был любимцем женщин. Теперь же он среднего возраста. Что же касается Базарова, это бедно одетый молодой человек с густой шевелюрой. У него худощавое лицо с выразительными глазами. Он умен и самоуверен. Видно, что Евгений не особенно следит за своей внешностью.

Для молодого Базарова главное – движение к прогрессу путем развития научной мысли. Что же касается Кирсанова – ему главное жизненное спокойствие. Соответственно, его все устраивает. Менять он уж точно ничего не собирается.

Отличается и происхождение. Базаров – сын военного лекаря. Именно поэтому он далек от высшего общества. Что же касается Кирсанова, это офицер, дворянин. Бывать в высшем обществе для него не в новинку.

Кирсанов не интересуется наукой, он мало эрудирован. А вот Базаров, напротив, несмотря на бедность, очень начитан и порой говорит очень логичные вещи. Отличается и образ жизни. Базаров рано встает и успевает сделать много дел, пока все остальные еще спят. Порой он даже забывает поесть. Если Базаров попадает за стол, то ест много и много пьет. А вот Кирсанов ценит комфорт и годами принимает пищу в одно и то же время. Он любит нежиться в постели, встает поздно.

Что же касается взглядов на семью, Павел Петрович после смерти любимой женщины хранит ей верность. Ведь он однолюб. А Базаров вообще отношения с женщинами ни во что не ставит, он цинично говорит о любви. Хоть впоследствии и обретает ее. Базаров честен. Он презирает крестьянское невежество и суеверие. Но сочувствует простому люду. Считает, что все равны. А вот Кирсанов жалеет крестьян для вида, а при встрече с ними ему мерзко, он морщится и не разговаривает с ними.

Подобных Базаровых и Кирсановых можно и ныне наблюдать в современном обществе.

Сочинение
Образ Евгения Базарова – один из самых ярких и противоречивых в русской литературе. У читателя знакомство с героем вызывает разные, порой кардинально противоположные эмоции – от восхищения до жалости. Для кого-то этот герой – пример, а другие считают его человеком заблудившимся, бездарно прожившим свою короткую жизнь. Истина где-то посредине.

Это борец, путь которого имеет четкую направленность, а именно – разрушить старое, чтобы расчистить место для нового. Базаров – не аристократ, не дворянин. Его отец – врач. Сам Евгений тоже серьезно занимается медициной. Он исследователь, которые ни минуты не может просидеть без дела.

Базаров искренне ненавидит праздность и всех тех, кто исповедует такой образ жизни – то есть типичных представителей высшего света 19 века, которые пользуются благами, созданными другими, а сами лишь развлекаются, пьют, едят, тратят свое время на сплетни и удовлетворение тщеславия. Евгений – полная противоположность таким людям.

Свое призвание, помимо науки, он видит в борьбе с ними, как с представителями старой, прогнившей, не оправдавшей себя системе. Базаров чует новую эпоху, которая уже не за горами. Время, где будет возглавлена наука и ее достижения, когда в почете окажется труд. Сердце героя бунтует против всего, что, по его мнению, мешает приходу такой счастливой эры.

Однако в жизни Базарова происходит неожиданный поворот. Взрослый, умный, талантливый и прогрессивный человек Евгений встречает женщину и влюбляется. Более того Анна Сергеевна Одинцова – представительница столь ненавистного ему высшего света. Настоящая русская барыня, хоть и наделенная недюжинным умом и волевым характером. Пожалуй, именно последнее, а отнюдь не внешность, покорило Базарова. Бунтующее сердце нигилиста, отрицавшего любовь, было поражено стрелой амура и разбито.

Какое-то время Евгений не признавался себе в своих чувствах. Однако как человек трезвомыслящий и честный, долго прятаться от правды он не мог. Осознав случившееся, признался не только себе, но и Одинцовой, а она не приняла его чувств. Зачем аристократке, привыкшей к роскоши высшего света, было что-то менять в своей жизни? Одинцова не хотела перемен. Ее все устраивало, хоть Евгений тоже был мил ее сердцу.

Эта любовь, настигшая Базарова, разбила в пух и прах все его убеждения. Ведь он сам стал жертвой того, что всю жизнь отрицал. Путеводная звезда померкла. Реалии разбили идеи героя вдребезги. И Базаров умирает.

Мастерски созданный Тургеневым полтора века назад образ Базарова не может не вдохновлять и сегодняшнего читателя. Сначала мы видим Базарова глазами Аркадия, но потом, по мере того как эти два героя начинают отдаляться друг от друга, Базаров предстает перед нами немного в другом свете.

Его бунтующая натура не может не удивлять: полное пренебрежение привычными ценностями (любовь, привязанность), упорство, граничащее с упрямством, абсолютная вера в свою исключительность. Его слова Павлу Петровичу можно о том, что в существующих условиях полезнее всего все отрицать, произвели на последнего ошеломляющий эффект.

Бунтари как Базаров рождаются не часто, но именно они являются той движущейся силой, которая заставляет общество посмотреть на свои правила с другой стороны, по возможности, – пересмотреть их, а в некоторых случаях – и внести изменения.

Без базаровых жизнь была бы пуста и неинтересна, а общество неминуемо превратилось бы в спокойное застарелое болото, не восприимчивое ни к каким новым веяниям и переменам.

Вариант №2

В образе Базарова Тургенев изобразил черты, которые начали проявляться в молодых людях, его современниках. В первую очередь автор обращает внимание на их противоречивые нигилистические взгляды, низводящие основные нравственные принципы и человеческие институты до уровня третьестепенных.

Отрицая все, что не может быть научно доказано, новое поколение выбирает жизнь без принципов и без привязанностей, и, страдая от этого, делает вид, что ничего не происходит.

Будучи одаренными от природы, но оторванные от своих корней, они (эти “новые люди”) так и ничего и не сделав, уходят в никуда. Смерть Базарова, по большему счету, остается никем не замеченной, кроме его матери и отца. В конце концов, талантливый молодой человек был в состоянии сделать много больше, чем слегка нарушить жизнь горстки людей, живущих в глухой деревне.

Вариант №3

Евгений Базаров многие годы в советский период немного насильно навязывался в школе как революционер. На самом деле он был нигилистом, а не революционером. Эти два понятия надо отличать.

Революционер хочет преобразовать старое в новое быстрыми революционными методами. У революционера есть хотя бы неправильный, но образ того будущего, к которому он хотел бы стремиться. А нигилист – это человек, который мечтает все вокруг разрушить, т.к. это ему претит, но при этом он не знает, что на самом деле хочет взамен.

Сам Базаров так об этом и говорил, что наше дело- это расчистить место, а строить будут другие. Но если другие еще не пришли, тогда такая идеология вредна, потому что можно все разрушить, и останутся просто развалины. А на них ничего не будет построено. Сам Евгений Базаров представляет из себя человека, в котором нет гармонии. У него ум думает и делает одно, а сердце с умом не согласно и делает другое.

Отсюда современный человек может сделать вывод, что Евгений не осознавал себя, свое “я” в должной мере. Все в нем было смутно, не проявлено. И только в одной области он был специалистом – это в естествознании. Я считаю, что Базаров выбрал эту область, т.к. она наиболее удалена от человеческого фактора, в ней важны законы природы, которые можно изучать, но отрицать не получится. Сколько угодно отрицай, что солнце встает на востоке, но оно там встанет.

образ базарова бунтующее сердце сочинение

Кто такой Базаров

сочинение на тему бунтующее сердце образ базарова

Вариант 2

Евгений Васильевич очень жесткий и уверенный в себе человек, который добивался своей цели при помощи своего умения к ораторству и напору. Базаров был нигилистом, и он отрицал все убеждения и побуждения, для него не существовало авторитетов, он сам для себя авторитет.

Базаров приехав погостить к своему другу Аркадию, тут же вступил в спор с его дядей, который был аристократом и не очень любил работу. Кирсанов был очень тонким человеком, любил поэзию, музыку и живопись. Базаров же в свою очередь называл все это чушью и не хотел ничего слышать о любви и романтике. Он считал, что вся это любовь и проявление чувств это слабость для человека и всячески отталкивал от себя мысли о любви.

Родители Базарова его очень любили, но никогда открыто не говорили вслух об этом, потому что знали, что их сын разозлиться. Они понимали, что в глубине души он их тоже любит, хотя Базаров это всегда отрицал и настаивал на том, что любви не существует.

Тургенев описал Базарова как человека, который очень серьезно относится к науке и пытается добиться успеха по максимуму. Он очень уверенный в себе и заявляет об этом прямо всем в лицо и не боится этого. Где бы он ни появился, он заявляет о себе как о лидере и человеке, который стремится поставить науку на первое место.

Иван Сергеевич Тургенев не забыл, и написать о том, как впервые Базаров влюбляется. Он открывает для себя новые ощущения, Евгений Базаров готов идти за своей дамой сердца на край света. Базаров готов отказаться от всего лишь бы Одинцова была рядом с ним и любила его, так же как и он её.

На протяжении всего романа писатель пытается раскрыть душевные качества Базарова и читатель видит, что для таких как он не все еще потеряно. Он, оказывается, может любить, хотя и тщательно скрывает ото всех. Ему самому не нравится чувствовать себя слабым, но он ничего не может с этим поделать.

Когда Базаров умирает, Тургенев пытается показать о том, что наконец-то герой получил умиротворение и покой.

Минусы характера

бунтующее сердце образ базарова сочинение 10 класс

Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова

К старшим представителям семьи Кирсановых он относился с некой иронией. А вот с прислугой и Фенечкой он очень хорошо сладил. Внешняя холодность и безразличие скрывала под собой мягкость и доброту. Он был свой среди обычных дворовых людей, он не отличался от них и общался на равных.

Между ними происходило несколько дуэлей, но все это словесные распри, настоящая дуэль произошла позже. Причина этой дуэли – внезапный порыв чувств, который захлестнул Евгения, в этом порыве он поцеловал Фенечку. Свидетелем именно этого события стал Павел Кирсанов, это же событие и стало началом нового конфликта.

Дуэль вносит ясность в отношения между мужчинами и является жирной точкой в их конфликте. Но изначально ни тот ни другой не правы. Имея поверхностные знания, судить о чем либо невозможно.

И к сожалению наш герой не состоялся в любви. Но он до смерти хранил память о ней, думал о той, которая помогла почувствовать, что же все таки такое любовь. Возможно он бы еще долго жил и снова смог бы полюбить, но глупая, нелепая случайность оборвала его жизнь так рано.

Этот удивительный человек – Евгений Базаров. Человек с бунтующим сердцем. Разносторонний, удивительно умный и трудолюбивый. Он умер слишком рано, так и не осуществив свое призвание. Его сгубило то чувство, которое он так долго отвергал, но он умер как достойно, его смерть не может вызывать жалость, напротив, она вызывает уважение. И бунтующие сердце всегда будет биться в такт с нашими.

Встреча с Одинцовой

сочинение бунтующее сердце образ евгения базарова

Нигилистическая натура Базарова

В этих убеждениях и проявляется мятежность его натуры, потому что, отрицая любые авторитеты, он становится особняком от остального общества. И такая сильная натура сразу привлекает внимание целеустремленностью и силой воли и смелостью взглядов. Именно это и привлекло Кирсанова в первую очередь, т. к. он сам был мягкой натурой.

образ Базарова бунтующее сердце сочинение

Противоборство

План работы учащегося может быть примерно таким:

  1. Описание внешности Базарова.
  2. Его поступки и высказывания.
  3. Что чувствует главный герой.
  4. Его отношение к окружающим.
  5. Встреча с Одинцовой.
  6. Как заканчивается его жизнь.
  7. Мое впечатление о Базарове.

Данный план является приблизительным, школьник может добавить в него и свои пункты.

бунтующее сердце образ базарова план сочинения

Философские мысли героя

Неразрешимый конфликт

Базаров завирается — это, к сожалению, справедливо. Он сплеча отрицает вещи, которые не знает или не понимает; поэзия, по его мнению, ерунда; читать Пушкина — потерянное время; заниматься музыкой смешно; Наслаждаться природой — нелепо… Выкраивать других людей на одну мерку с собою значит впадать в узкий умственный деспотизм… Д.И. Писарев

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Но каким перед нами предстает Евгений Васильевич Базаров? В первую очередь он нигилист, материалист, атеист. Он принимает и понимает только то, что было проверено на основании его собственного опыта. На веру, не доказанную никакими научными фактами, он ничего не принимает.

Базаров — медик, который активно увлекает естественными науками. Поэтому ежедневно он трудится.

Евгения Базарова, сидящим без дела, увидеть очень трудно. Наверное, именно эта черта позволяет ему быть всегда там, где его помощь и знания нужны больше всего: в Марьино и в родительском поместье он без устали помогает больным. Кроме того, Базаров считает, что именно труд сделал из него стоящего человека. И только трудясь, можно добиться поставленной цели.

Но нельзя сказать, что Енюша (так называла его мама) состоит сплошь из одного положительного качества: трудолюбия — нет. В нем есть много отрицательных черт. И они проявлены в большей части в эстетических и философских взглядах. Например, Базаров не признает романтику природы, ее красоту, гармонию, отрицает искусство, литературу, поэзию.

Базаров признает только биологию, химию и физику, как естественные науки, которые можно доказать делом. Именно поэтому Базаров — истинное проявление своего времени, времени действующих людей.

Сам герой осознает, что его жизненный путь не будет легким, что он будет наполнен лишениями и жертвами. Евгений это понимает, принимает и идет дальше своей дорогой, не изменяя убеждений.

Помимо всего прочего Базаров не признает такое чувство, как любовь. Он не видит в ней ничего высокого, великого. Для него любовь — физическое влечение и ничего больше. Для Базарова-нигилиста, отвергающего все, этого чувства просто не существует. Но по мере развития сюжета романа мы увидим, что Евгений начинает осознавать, что он ошибался.

Чувства к Анне Сергеевне возрождают в Базарове духовную силу. Любовь становится для него испытанием. Испытанием, которое продолжается на всем протяжении нового для героя чувства. Чувство преломляет понимание мира Базаровым. Он полюбил женщину, которую счел бы незаурядной. Но под влиянием любви он видит ее ум, кругозор, необыкновенное восприятие мира.

Он меняется и возвышается в наших глазах. Базаров, общаясь с Анной Сергеевной, делится с любимой своими взглядами на мир и мыслями. Но в ходе разговора Базаров понимает, что Анна не готова пойти дорогой лишений, которой идет он сам. Понимая это, Базаров объясняется с ней. И Одинцова понимает, что Базаров ради дела пожертвует даже любовью. Любовь не выбивает его из колеи, но почти ломает и уничтожает его теорию.

Стоит отметить, что Евгений Васильевич чрезмерно резок и категоричен в производимых оценках и высказываниях. Такие проявления как красота, наслаждение понимаются им как не существующие.

А такие члены общества, как Кирсанов П.П., воспринимаются им, как ненужные. Эта позиция объясняется его пониманием необходимости труда, а такие люди, как Кирсанов, не способны трудиться, так как им не известна тяга к своему народу.

Однако, даже не соглашаясь с взглядами Евгения Базарова, можно отдать ему дань почести за то, насколько крепка его сила духа. Его твердость, непреклонность, умение смотреть правде в глаза даже перед неминуемой смертью восхищает. Даже сам И.С. Тургенев в письмах к М. Еремину отмечал, что, заканчивая работу над романом, вместо неприязни к своему герою он чувствовал не неприязнь, а восхищение. Но, несмотря ни на что, Базаров — воплощение своего времени. Эпохи, в которой были часты и даже модны споры между людьми нового и старого века. И то, что ему приходится отстаивать свое мнение при условии постоянного время пребывания в чуждом мире, преследует его нещадно, и, сломав единственный допустимый для себя барьер: отрицание любви — он погибает.

Гибель главного героя — это одна из характерных черт, которая приписывалась произведениям И.С. Тургенева той поры. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена во времени и пространстве. Духовные стремления Базарова минутны, но ярки и стремительны, как в зарождении, так и угасании. Нигилист Базаров перед самой смертью прочувствовал всю силу любви.

Читайте также: