Сочинение на тему авторитет учителя

Обновлено: 07.07.2024

В современном мире существует огромное количество разнообразных профессий. Некоторые из них появились совсем недавно, а другие – много лет назад. Одной из старейших профессий является профессия учителя.

Учитель – это человек, который необходим всем и каждому. Без учителя не будет ни врача, ни инженера. Все профессии важны для нормального существования в цивилизованном мире.

Но, если не будет учителей, то цивилизации придет конец.

Быть учителем очень трудно. Необходимо обладать очень многими качествами: добротой, терпением,

Даже, если ребенок не может решить задачу или написать сочинение, учитель все равно найдет в ученике что-то хорошее и неповторимое, и будет любить его.

Ребята в школе проводят большую часть дня. Родители видят своих детей утром и вечером. Учитель же находится рядом с ребенком весь день, и не только учит его, но и воспитывает. Поэтому учитель не может вести себя так, как ему хочется.

Он должен быть примером для подражания своим ученикам, и примером хорошим. Учителю приходится придерживаться определенного стиля в одежде,

и не только на работе, но и в общественных местах. Учитель должен всегда думать, что он говорит и какими словами.

Дети находятся всегда рядом, и он не может плохо влиять на ребенка.

Учитель должен быть честным, а иначе с подростками нельзя: они сразу чувствую фальш и не будут уважать человека, который им лжет.

Еще учитель должен обладать чувством юмора. Это не значит, что он должен травить байки с учениками, но необходимо во время сложного урока разрядить обстановку и дать время передохнуть ученикам.

Учитель должен быть взрослым человеком. Он не может быть ровней своим ученикам, даже если он только что окончил учебное заведение и всего лишь на пару лет старше своих учеников. Быть взрослым – значит нести ответственность.

В присутствии учителя в классе он должен быть лидером, который ведет за собой учеников.

Учитель не имеет право выгореть, то есть остыть к своей профессии. Он обязан интересоваться новинками в преподаваемом им предмете. Он должен постоянно развиваться и проявлять интерес к современному миру, чтобы лучше понимать учеников и быть способным предостеречь их от ошибок.

Если дети видят, что учитель современен, то они прислушаются к его мнению.

Быть учителем очень сложно, но без учителя невозможно жить.

Сочинение на тему Профессия учитель

Учитель – это не профессия, а больше призвание.

Сам Менделеев говорил: “Вся гордость учителя – в учениках, в росте посеянных им семян”.

Становление самой личности ребенка зависит не только от того, что вложат в него родители, но и именно от его первого учителя. Эти люди отдают часть себя каждому своему ученику. Они должны любить жизнь, детей, уметь найти ключ, подход к каждому своему ученику; быть очень терпеливыми, любить сам процесс обучения. Это ответственная, но и в то же время очень почетная профессия.

Главной наградой для них будет именно слова благодарности от их учеников, уважение детей.

Быть учителем – это очень тяжелый труд. Не мало людей в нашей стране имеют педагогическое образование, но не каждому дано быть Учителем с большой буквы.

Учителя дают информацию не только по своему предмету, но и решают вопросы жизни, поведения детей, расширяют мировоззрение, помогают найти свое место в жизни.

Не каждый учитель может добиться на своем уроке идеальной тишины. Заинтересовать темой разговора всех учеников одновременно, чтобы они смогли уловить верную мысль рассказчика и вынести для себя выводы с этого разговора.

Ведь не просто своих первых учителей мы помним всю свою сознательную жизнь, вспоминаем с теплом, трепетом в душе. Это именно они учили нас добру, справедливости, нести в мир позитив.

После окончания школы многие считают себя обязанными поведать о своих достижениях, успехах своим учителям. Никто из нас не может обойтись в своей жизни без учителя.

Учитель – это очень сложная профессия. Постоянное нервное напряжение, огромная ответственность, надо уметь быстро принимать правильные решения, быстро суметь сориентироваться в сложной ситуации. Уметь достойно пройти все детские проверки и остаться авторитетом в ихних глазах.

Надо все нам ценить труд этих замечательных людей, принадлежащих к профессии учитель!

Педагогическая деятельность — есть особый вид общественно полезной деятельности в которой достижение результата зависит от характера отношений между участниками. Решающее значение в успешном решении ответственных задач обучения и воспитания имеют личностные качества педагога, его нравственные позиции, профессиональное мастерство.

Педагог дополнительного образования и его ученик — это две главные фигуры в педагогической деятельности. Две личности, взаимоотношения которых в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования напрямую имеют влияние на учебно-воспитательный процесс и определяют его успех. Именно этот фактор и обуславливает создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимопонимания в учреждениях дополнительного образования.

Влияние педагога дополнительного образования в становлении личности обучающегося во многом зависит от авторитета педагога. Прежде всего, авторитет педагога это средство воспитательного воздействия на учащегося. В тех случаях, когда педагог является авторитетом для своего ученика, ему приписывается компетентность в различных областях и авансируется успех в любых начинаниях. Авторитет педагога — это сложное явление, которое является качественным показателем отношения к педагогу. К авторитетному педагогу отношения обучающихся имеют эмоционально положительную окраску. Чем выше авторитет педагога, чем интереснее для воспитанников науки, основы которых дает педагог, тем обоснованнее кажутся ученикам его требования, тем справедливее сделанные замечания и тем весомее каждое его слово.

Характер педагога дополнительного образования, его личностные качества является мощным педагогическим фактором в организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования. Слишком твердый характер, большая общественная активность педагога приводит к подавлению спонтанности детей, что делает их равнодушными, безынициативными зрителями в учебно-воспитательном процессе. С другой стороны, слишком мягкий характер педагога приводит к отсутствию элементарного порядка на занятиях. Отсутствие глубоких знаний в области педагогики и психологии, отсутствие желания преодолевать себя дают простор эпизодическим проявлениям натуры, таким как вспыльчивость, жестокость или же наоборот, бесхарактерности и нетребовательности. Во избежание подобных ситуаций необходимо четко понять, что определяет характер воспитательных отношений. Педагогическая деятельность предполагает такие формы проявления и развития дисциплины и демократии в воспитательном процессе, которые могут быть реализованы только специально подготовленной личностью, обладающей педагогическим авторитетом. Учащиеся охотно следуют за тем педагогом, вызывает у них уважение. В иных случаях взаимоотношения между педагогом и обучающимися держатся на формальных основаниях, требованиях. Такие отношения в педагогике оказывают негативное влияние и теряют свой позитивный воспитательный смысл.

Подлинный авторитет педагог может только заслужить упорным и честным трудом. Есть мнение, что сама должность педагога способна обеспечить ему авторитет среди обучающихся. Но это не так. В наше время должностной авторитет замещен авторитетом личностным. В связи с этим стоит различать авторитет власти, и власть авторитета. Если авторитет власти дан педагогу в связи с занимаемой им должностью, его профессиональной деятельностью, то власть авторитета приобретается педагогом в результате длительных взаимоотношений со своими обучающимися. Авторитет, данный педагогу занимаемой должностью, не может быть длительным, если он не подкреплен властью самой личности, которая влечет за собой добровольное признание обучающимися профессионализма учителя.

Стремление каждого педагога — завоевать авторитет. Но, не работая над собой, некоторые педагоги идут к завоеванию авторитета ложным путем. А это, неизбежно ведет к приобретению ложного авторитета. Ложный авторитет имеет множество разновидностей. Ложный авторитет — это такое отношение обучающихся к педагогу, которое дает им основание быть активными или пассивными потребителями готового опыта. Основной целью ложного авторитета является стремление педагога добиться послушания от обучающегося, при этом, дети, проявляя послушание, развивают в себе такие качества, которые абсолютно противоположны главным целям обучения.

Наиболее часто у педагога можно встретить следующие виды ложного авторитета: авторитет подавления, который педагог стремится завоевать путем демонстрации превосходства в правах удерживать учеников в страхе перед наказанием. Авторитет расстояния. Он достигается путем стремления педагога держать учащихся на дистанции, вступая с ними только в официальный контакт. Авторитет педантизма. Педагог постоянно придирается к обучающимся, так как у него существует целая система своих никому не нужных мелочных условностей. Авторитет резонерства состоит в том, что педагог постоянно поучает своих учеников, считая, что главное средство воспитания — это нотации. Авторитет мнимой доброты чаще всего встречается у молодых педагогов, которые считают, что учащиеся оценят их доброту и ответят вниманием и послушанием.

Но, лишь истинный авторитет педагога способен показать реальное отношение обучающихся к своему наставнику. Именно он способен побуждать учащихся участвовать вместе с педагогом и под его руководством в улучшении жизни.

Педагогу необходимо знать, чем интересуются его ученики, а для этого необходимо лишь немного внимания к их жизни вне образовательного учреждения. В жизни каждого ребенка бывают ситуации в которых он не может разобраться сам и нуждается в помощи. Но лишь в том случае, если педагог является для ученика авторитетом, ученик обратится к нему за советом. При этом, ребенок будет чувствовать заботу педагога, но в тоже время, он будет осознавать, что педагог не собирается снять с него ответственность и будет кое-что от него требовать.

Авторитетный педагог обязательно должен обладать моральной чистоплотностью. Любая из сторон общения педагога с учениками пронизана нравственными отношениями. Любой поступок, не важно, плохой он или хороший, всегда имеет нравственный аспект. В тех случаях, когда любая просьба педагога выполняется учениками без пререканий, свидетельствует о высоком авторитете педагога.

Следовательно, первоочередной задачей педагога является самовоспитание. Оно должно быть направлено на формирование таких качеств, без которых завоевать высокий авторитет невозможно. Для выполнения этой задачи необходимо выявить те качества, которые мешают завоевать авторитет, сформировать твердую установку самовоспитания и проявить волевые усилия, направленные на достижения поставленной цели. Данная задача посильна любому педагогу.

Успех педагогической деятельности, зависит от основных, ведущих качеств личности, которые предают определенный стиль поступкам и действиям педагога. Основные компоненты авторитета педагога, которые мы рассмотрим, условно можно разделить на личностный и профессиональный.

Ключевое значение в профессии имеет любовь человека к своему делу. Педагог же должен любить не только свою профессию, но и любить детей. Любовь к детям — это предъявление к ним определенных требований, без которых ни воспитание, ни обучение невозможны.

Каждый взрослый испытал на себе, насколько тонко чувствуют отношение к себе дети. Как болезненно они переживают проявление недоверия к их словам и поступкам. И тот педагог, который не может разглядеть в своих юных учениках личность, не вправе ожидать от них ничего кроме замкнутости, обиды и даже открытой враждебности. Такой педагог вряд ли стремиться завоевать авторитет и любовь учеников, ведь для него не представляет никакой ценности их мнение о нем — они ему не интересны. Даже опытному педагогу бывает трудно признать себя неправым перед лицом своих же собственных учеников. Сложно всегда и во всем соответствовать тем требованиям, которые мы предъявляем к детям. Мешают и возрастная дистанция, и боязнь потерять свой авторитет, а то и представление о самой роли педагога как о гарантии от любых ошибок. Но, если педагогу удается преодолеть данные препятствия, педагогический успех не заставит долго ждать.

Немаловажное значение для педагога — это умение держать себя в классе. Положительными качествами являются его выдержка, спокойствие. Хождение педагога по классу, его чрезмерная жестикуляция рассеивает внимание обучающихся, они хуже усваивают объясняемый материал.

Недостаточность личностного развития педагога, его низкая речевая культура подрывает его авторитет и снижает качество педагогической работы.

Еще одно необходимое качество хорошего педагога — это педагогический оптимизм. Отзывчивость педагога по отношению к обучающимся у такого педагога сочетается требовательностью, которая педагогически оправдана, и проводится в интересах самого ученика.

Рассмотрим теперь более подробно профессиональный компонент педагогического авторитета. К нему относятся такие качества, как профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия педагога и учащихся.

Первое, что стоит выделить, авторитетный педагог знает свой предмет. Он хорошо владеет методикой предмета. Учащиеся любят тех педагогов, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести. Для этого педагогу необходимы знания общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики и частных методик. Знание этих наук помогают разобраться в закономерностях педагогического процесса и сделать его организованным и целенаправленным. Знания в области указанных наук помогаю педагогу правильно оценивать поступки учеников и изучать коллектив в целом и каждого в отдельности.

Педагог не может использовать шаблонами и опытом других педагогов при разрешении воспитательных и учебных вопросов. Он обязан обладать педагогическим тактом, а это не что иное, как проявление творческих способностей. Педагогический такт — это мера педагогической целесообразности и полезности поступков педагога, его слов, средств взаимодействия с обучающимися. Нарушением педагогического такта — это все то, что выходит за рамки педагогической целесообразности. Педагогический такт позволяет учителю творчески разрешать учебно-воспитательные вопросы в конкретной обстановке, а также с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся.

Компоненты педагогического авторитета имеют неодинаковое значение для различных субъектов педагогического процесса в зависимости от их возраста. Для младших школьников большее значение имеет личностный компонент авторитета. Подростки и старшеклассники более значимым считают профессиональный компонент авторитета, но немаловажным остается для них личностный компонент.

Для авторитетного педагога обязательны оба компонента, которые должны сопровождаться индивидуальным творчеством педагога.

В жизни каждого есть люди, которые берут нас за руку и приводят во взрослую жизнь, и не всегда это родители. В большинстве случаев ими являются наши учителя. Они не просто обучают нас основам каких-либо наук, они воспитывают нас, отдают все свои силы, чтобы научить нас правильно размышлять и анализировать. Поэтому в современном мире стала актуальной проблема роли учителя в жизни человека, о которой и размышляет Ф.А.

Абрамов в своем тексте.

Автор считает, что в обществе нет более важной фигуры, чем учитель. Именно от того, насколько педагоги отдаются своему делу, зависит наше будущее, будущее страны и планеты.

Я полностью согласна с мнением автора. Школа является одним из важнейших институтов первичной социализации индивида, то есть именно там человек знакомится с социальными нормами, приобщается к культурным ценностям и выбирает образцы поведения, которые он считает правильными. И, если рассматривать школу как агент социализации, можно сделать вывод о том, что именно учителя помогают ребенку стать личностью, и от их вклада в данный процесс зависит будущее человека.

В заключение хочется сказать, что роль учителя невозможно переоценить. Она огромна. И фундамент для успешного развития человечества выстраивают именно люди, посвятившие себя педагогике. Поэтому хотелось бы, чтобы в данной области работали именно те, кто понимает всю ответственность, лежащую на его плечах.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Учитель сочинения

Эти люди отдают часть себя каждому своему ученику. Преподаватель – это ответственная, но и в то же время очень почетная профессия. Главной наградой для них будет именно слова благодарности от их учеников, уважение детей.

Короткие сочинения про учителя

Вариант 1

Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя — носители знаний, которые передают следующим поколениям.

Мой первый учитель — мой ключ к знаниям. Светлана Олеговна дала мне первый важнейший жизненный урок: урок добра, порядочности, честности, любви к Родине. Мне повезло с таким хорошим первым учителем!

Вариант 2

В начальных классах у нас было четыре учительницы. В старших классах у нас их уже более десяти. И к каждой надо найти подход, понять. У каждого человека есть характер, душа, сердце, семья. Ведь учителя — это тоже люди, и мы должны их понимать.

Вариант 3

Учитель — одна из самых сложных профессий. Учитель играет важную роль в жизни каждого человека. Учителя не только обучают своему предмету, но и помогают ориентироваться в жизни. Быть учителем трудно: надо уметь находить общий язык с каждым учеником.

Один из моих любимых учителей – Светлана Петровна Мацаева. Она очень интересно проводит уроки. Я стараюсь заниматься без замечаний, чтобы не огорчать учителя.

Светла Петровна всегда интересуется моими успехами по другим предметам. С ней всегда можно поговорить и о внешкольной жизни. Моя учительница английского языка очень добрая, умная и справедливая. Хорошо, что есть такие учителя.

Вариант 4

Учитель — одна из самых уважаемых и ответственных профессий. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики в будущем добились успеха, применяли знания, полученные учителем на практике.

Не каждый сможет преподнести свои знания так, чтобы слушающий его человек улавливал мысль рассказывающего, делал для себя какие-то выводы. Благодарность учеников является главной радостью для учителя. У меня нет любимого учителя. Все учителя — любимые. Я считаю, что нельзя выделить кого-то конкретного, который бы нравился больше других.

Учитель обучает детей и воспитывает в них личность, которая необходима обществу. Мы очень благодарны своим учителям. Я думаю, что не каждый человек может быть учителем, так как эта профессия требует огромного терпения, труда, интереса к своему предмету.

Вариант 5

В нашей школе работают прекрасные учителя, но я хочу рассказать про Анну Григорьевну, потому что она — мой первый учитель. Анна Григорьевна хорошая, добрая и справедливая. Она всегда объясняла тему урока так, что всем ребятам в классе было понятно и весело.

Анна Григорьевна всегда одевалась как положено учителю, ведь настоящий учитель должен подавать пример своим ученикам во всем: в одежде, в манерах, в речи. Она всегда помогала нам решать трудные задачи, писать незнакомые слова. Она всегда ко всем относилась с любовью.

Если бы было больше таких учителей, как Анна Григорьевна, мир стал бы чуть-чуть интереснее, добрее и радостнее.

Мне нравится 24

Мой любимый учитель – сочинение

Вариант 1

Современный учитель – это человек, имеющий нравственный стержень, человек, не боящийся ошибаться, умеющий признавать и исправлять свои ошибки. Его главное качество – открытость.

Школа – это не место, где предоставляют образовательные услуги. Школа – это храм знаний, где влияют на умы и души. Учитель помогает войти в этот храм и дает возможность прикоснуться к фундаментальным камням науки и ощутить восторг от маленького собственного открытия.

Вариант 2

Мой любимый учитель — это классный руководитель. Зовут ее Марина Васильевна. Она — прекрасный учитель! Познакомились мы в седьмом классе, по началу мы немножко побаивались учительницу, потому что Марина Васильевна казалась всем ребятам очень строгой, ведь она заместитель директора.

Но через некоторое время поняли, что она очень мягкая и приятная женщина, настолько добрая, что для многих была второй мамой, ведь Елена Валерьевна относится к нам, как к своим родным детям.

Она знает о нас даже больше, чем наши родные родители. Мы часто с ней разговариваем на различные темы, как с другом, а не как с учителем. Она не ведет у нас никакой урок по предмету, только классные часы, но их никто и никогда не прогуливает.

Скорее всего она мечтала о работе учителя с детства, потому что, чтобы быть таким замечательным учителем, нужен талант, которому нельзя обучиться в институте или на каких-то особых курсах. Благодаря нашей учительнице будни проходят не так скучно, как было раньше.

Я уверена, что каждый учитель желает, чтобы его ученик добился успеха в будущем. Очень радует то, что многим учителям нравится их работа и они с удовольствием дают ребятам новые знания. Я думаю, мы будем с трепетом вспоминать учебные дни и учителей, которых мы сильно любим

Вариант 3

У каждого человека в жизни были первый зуб, первое слово, первая книжка… Вместе с мамой я сделала первые шаги … Она привела меня за руку в первый класс, где учитель повёл меня дальше по дорогам знаний. Именно о нём я и хочу рассказать.

Первый учитель! Он научил меня читать, писать и считать, дружить, любить Родину, природу, уважать старших… Я помню, как он радовался моим успехам, волновался и переживал за меня, а иногда и сердился.

Мне казалось, что со мной он особенно строг, придирчив и требователен. А я не понимала почему. Помню первый урок, первую парту, за которой я познакомилась со своим первым другом, первые учебники, первую награду и первую двойку… Так много всего первого связано с первым учителем!

В то время, когда мы ложились спать, он все еще проверял наши тетрадки, придумывал, сочинял, и иногда ложился спать под утро. Он хотел, чтобы мы с удовольствием шли в школу и не скучали на занятиях. Отдавая себя другим детям, к сожалению, мало времени оставлял на семью.

Учитель стремится к тому, чтобы ученики понимали его, ведь труд любого педагога направлен на то, чтобы у ребят было счастливое будущее. Я благодарна своему первому учителю за мой первый класс, за всё, чему он меня научил. Спасибо Вам, Светлана Михайловна! Спасибо тебе, мама!

Вариант 4

Мой любимый учитель – по физкультуре. Он самый бодрый и веселый. У него всегда интересно на уроках. Есть те упражнения, что мы делаем всегда. Однако важно, что у него даже упражнения на пресс (и самые простые), всегда интересные. И всегда есть что-то новое и интересное. Очень люблю, когда он устраивает баскетбол!

Учитель наш может и прикрикнуть, может и пошутить зло. Но мы всегда видим, что это он ради нас — он за нас переживает. И даже когда кричит на кого-то, то тут же улыбнется. Еще он интересуется людьми и всем вокруг.

Ему интересно узнать, что за ученик к нему пришел, чем он живет. И не “эй ты”, а всегда узнает имя и запоминает его. Он пытается что-то выучить по-английски, спрашивает и у нас. И с ним всегда можно поделиться проблемой.

Он всегда выслушает, поймет. Но он не такой просто добренький. Если вдруг очень нужно отпроситься, то он отпустит. Но после обязательно отработка. Вообще, он требовательный и строгий, но это правильно.

Когда мы сдаем нормативы, то видно, что он переживает за нас. Однажды я никак не мог прыгнуть через козла, оставался самым последним. И мне казалось уже, что я никогда не прыгну! День, наверное, был не мой. И я поймал взгляд учителя — полный волнения и надежды.

Как если бы я забыл строчку стихотворения, которое хорошо выучил, а мне б одноклассник пытался подсказать. Вот такое выражение. Мне стало так забавно, что я как-то расслабился сразу и прыгнул нормально.

Учитель наш никогда не берет больничный. Даже если он повредил мышцу, то все равно старается работать. И нас учит не расслабляться!

Но один раз он все-таки свалился с температурой — с гриппом. Уроков не было по физ-ре, но мы пошли его навестить. Повязки марлевые взяли, конечно. Он ругался на нас, но видно, что ему приятен был наш приход.

И семьи у него нет, одни кошки. Он их подбирает на улице и лечит. Теперь и люди подкидывать стали…

Вот Николай Павлович — мой любимый учитель. Он восхищает меня и как человек, и как педагог!

Мне нравится 10

Работа учителя не заканчивается, когда он покидает здание школы после уроков, он должен все время совершенствоваться и расти, только так он сможет воспитать в себе высокие моральные качества и научить тому же детей.

Конечно, первым нашим учителем становится мама, она учит нас всему, что знает сама. Вскоре нам становится этого недостаточно и на помощь к маме приходят воспитатели в детском саду, а позже — школьные учителя.

Даже другие дети в какой-то степени часто становятся нашими учителями. Мы смотрим, как они себя ведут, как говорят, перенимаем их повадки. Поэтому в жизни очень важно правильно выбирать себе друзей.

Хороший учитель, сумевший найти подход к ученику, вложить что-то в его душу, может остаться в его памяти на всю жизнь.

Важность профессии учителя сложно переоценить, ведь если он сам не имеет жизненных ориентиров, то может нанести серьезный вред формированию личности учеников. Выбирая для себя эту профессию, каждый должен помнить об этом и трижды подумать, готов ли он взять на себя эту ответственность и сможет ли ее с честью пронести через всю жизнь.

Лично мне с учителем повезло – это наш классный руководитель. Он мудрый и справедливый человек и кроме знаний, которые он в нас вкладывает, мы все получаем от него поддержку и понимание.

Сочинение про преподавателя

Преподаватель – это великая профессия, которая заслуживает большого уважения. Ведь учитель, на протяжении многих лет, идет с нами нога в ногу и вкладывает свои знания.

Можно сказать, что профессия преподаватель одна из самых тяжелых, так как на хрупкие плечи преподавателей специальных дисциплин ложиться огромная ответственность на нашу профессиональную подготовку.

Мало того, учителя участвуют непосредственно в воспитании каждого ученика, вкладывая в него свою душу, свои силы, свою любовь. И всегда гордились нами, когда мы достигали определенных высот, добивались своих целей, даже банальная пятерка за тему вызывала радость у каждого учителя, а уж что говорить про отлично защищённый дипломный проект…

Я с гордостью могу сказать, что в моем родном и любимом Политехническом колледже очень много таких учителей. Но об одном учителе я хочу рассказать подробнее. Мой любимый преподаватель – преподаватель специальных дисциплин, а точнее информационных технологий Ткаченко Николай Павлович.

К слову сказать, он не только мой любимый преподаватель, но и по совместительству наставник моей жизни в целом.

В современном мире существует огромное количество разнообразных профессий. Некоторые из них появились совсем недавно, а другие – много лет назад. Одной из старейших профессий является профессия учителя.

Учитель – это человек, который необходим всем и каждому. Без учителя не будет ни врача, ни инженера. Все профессии важны для нормального существования в цивилизованном мире. Но, если не будет учителей, то цивилизации придёт конец.

Быть учителем очень трудно. Необходимо обладать очень многими качествами: добротой, терпением, умом и любовью к детям. Хороший учитель будет любить не только свой предмет, но и учеников. Даже, если ребёнок не может решить задачу или написать сочинение, учитель всё равно найдёт в ученике что-то хорошее и неповторимое, и будет любить его.

Ребята в школе проводят большую часть дня. Родители видят своих детей утром и вечером. Учитель же находится рядом с ребёнком весь день, и не только учит его, но и воспитывает. Поэтому учитель не может вести себя так, как ему хочется. Он должен быть примером для подражания своим ученикам, и примером хорошим.

Учителю приходится придерживаться определённого стиля в одежде, и не только на работе, но и в общественных местах. Учитель должен всегда думать, что он говорит и какими словами. Дети находятся всегда рядом, и он не может плохо влиять на ребёнка.

Учитель должен быть честным, а иначе с подростками нельзя: они сразу чувствую фальш и не будут уважать человека, который им лжёт.

Ещё учитель должен обладать чувством юмора. Это не значит, что он должен травить байки с учениками, но необходимо во время сложного урока разрядить обстановку и дать время передохнуть ученикам.

Учитель должен быть взрослым человеком. Он не может быть ровней своим ученикам, даже если он только что окончил учебное заведение и всего лишь на пару лет старше своих учеников. Быть взрослым – значит нести ответственность. В присутствии учителя в классе он должен быть лидером, который ведёт за собой учеников.

Учитель не имеет право выгореть, то есть остыть к своей профессии. Он обязан интересоваться новинками в преподаваемом им предмете. Он должен постоянно развиваться и проявлять интерес к современному миру, чтобы лучше понимать учеников и быть способным предостеречь их от ошибок. Если дети видят, что учитель современен, то они прислушаются к его мнению.

Быть учителем очень сложно, но без учителя невозможно жить.

Учитель – это очень сложная профессия. Постоянное нервное напряжение и огромная ответственность. Надо уметь достойно пройти все детские проверки и остаться авторитетом в их глазах. Все мы должны ценить труд этих замечательных людей, принадлежащих к профессии учитель!

Цель исследования: выявить, какие компоненты составляют содержание (или суть) педагогического авторитета и какое значение они имеют для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.

Методы и приёмы работы:

-изучение состояния проблемы по разным источникам;

-анкетирование, беседа, анализ;

-метод математической статистики.

Полученные результаты и выводы: В ходе исследования выяснили, что авторитет учителя-воспитателя это важнейшее средство воспитательного воздействия. Авторитет учителя – педагогический феномен, особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет учителя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т.п.

1. Компоненты педагогического авторитета имеют неодинаковое значение для различных субъектов учебно-воспитательного процесса в зависимости от возраста и педагогического опыта.

2.Младшие школьники считают наиболее значимым личностный компонент педагогического авторитета. Это объясняется их психологическими особенностями, а также неумением оценивать качество профессиональных знаний.

3. Подростки и старшеклассники выделяют как наиболее важный профессиональный компонент педагогического авторитета, хотя придают и не малую значимость личностному компоненту. Это происходит потому, что старшеклассники осознают потребность в хороших знаниях для дальнейшего обучения. И поэтому им важно, чтобы учитель знал свой предмет и умел доступно объяснять.

4. Опытные же учителя считают значимым как личностный, так и профессиональный компоненты педагогического авторитета.

Таким образом, наиболее важными для различных субъектов учебно-воспитательного процесса являются разные компоненты педагогического авторитета.

ВложениеРазмер
nauchno-_issledovatelskaya_rabota.docx 305.1 КБ

Предварительный просмотр:

VIII ОКРУЖНАЯ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Авторитет учителя как

Секция: социально – гуманитарные и экономические науки

Подсекция: история, политология, философия, социология

Автор: Попова Анастасия Васильевна, муниципальное

общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 9, 10 класс

Руководитель: Ситникова Елена Викторовна, учитель математики,

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

  1. Введение 3 – 4
  2. Методика проведения исследования 4 – 5
  3. Результаты исследования:

3.1. Теоретическая часть 5 – 7

3.2. Практическая часть 7 – 11

  1. Список литературы 12
  2. Приложения 13 – 19

Авторитет учителя как педагогический феномен

Ямало – Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 , 10 класс

В послании президента Д.А.Медведева к народу во главу угла нашего общего дома – России – он вновь поставил образование. И был сто раз прав, ибо без глубоких знаний, без нравственных уроков, которые, прежде всего, должна давать школа в любой её ипостаси, невозможно строить общество в высоком смысле этого слова. Ведь не зря 2010 год объявлен годом Учителя.

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. И чем выше этот авторитет, тем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.

Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому. О значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А. , Крупская Н.К., Сухомлинский В.А и др.).

Актуальность данного исследования, его социальная значимость состоит в том, что учитель – это человек, в руках которого наши судьбы, а значит и будущее нашего общества.

Объект нашего исследования: авторитет учителя- воспитателя.

Предмет исследования: компоненты авторитета учителя- воспитателя.

Цель нашего исследования : выявить, какие компоненты составляют содержание (или суть) педагогического авторитета и какое значение они имеют для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.

В работе мы будем доказывать следующую гипотезу: значение различных компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета учителя, не одинаково для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса и зависит от их возраста и педагогического опыта.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи :

  • изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
  • изучить структуру авторитета учителя – воспитателя;
  • изучить положительный опыт завоевания учительского авторитета среди учащихся;
  • выявить педагогические условия становления истинного авторитета учителя - воспитателя.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленной задачи использовались следующие методы:

-изучение состояния проблемы по разным источникам;

-анкетирование, беседа, анализ;

-метод математической статистики.

Методика проведения исследования

В ходе исследования была изучена научно – популярная и методическая литература, проведена проверка выдвинутой нами гипотезы (значение различных компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета учителя, не одинаково для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса и зависит от их возраста и педагогического опыта). Для этого мы выбрали следующие субъекты учебно-воспитательного процесса:

1) детей (младших школьников, подростков, старшеклассников);

2) учителей с опытом (стаж от пяти лет и более).

Для выявления профессионально-личностных качеств учителя, которые являются самыми значимыми для младших школьников, мы выбрали следующие методы.

Детям предлагалось написать сочинение на одну из тем: “Мой любимый учитель”, “Каким я представляю настоящего учителя”, “Какие черты характера я хотел (а) бы перенять у своего учителя”.

Были даны предложения типа: “Я люблю своего учителя, потому что он…”

Предлагались качества учителя, которые необходимо было расположить по степени важности (смотри приложение).

Для выявления значимых профессионально-личностных качеств учителя у подростков и старшеклассников были использованы такие же методы и методики, кроме сочинения, что и с младшими школьниками. А также использовался метод тестирования . Тест был дан с целью выявления значимых качеств учителя и отношений между учителем и учеником.

Для проверки качеств педагога, которые ценят больше всего учителя с опытом, мы использовали следующие методы:

Учителям предлагалось расположить по степени важности для педагога предложенные качества, а также выполнить тесты № 1 и № 2 (смотри приложение). Целью теста № 1 является выявление наиболее значимых профессионально-личностных качеств учителя. Тест № 2 направлен на выявление стиля взаимодействия между учащимися и учителем.

С каких бы позиций не подходили мы к вопросу о роли учительства признаем ее ключевой. Даже циничная рыночная экономика согласна, что человеческие ресурсы, наряду с сырьем и технической базой, основной фактор производства. Учитель - главное звено, главный элемент, основа, душа и сердце системы образования

Понятие “авторитет” буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае, учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Подлинный авторитет нельзя получить свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся. Но это не так. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменен авторитетом личностным. В связи с этим различают авторитет роли, то есть авторитет власти, и власть авторитета. Если первый даётся должностью учителя, то второй является результатом длительных взаимоотношений. Авторитет должности не надёжен, быстро проходящий, если не подкрепляется властью личности, добровольным признанием школьниками профессионализма учителя. В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, то есть власти педагога, как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации его творческих потенциалов, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния учителя. Если же она принижает, насилует, деформирует, то вырождается в орудие авторитарности, диктата и беззастенчивого манипулирования воспитанников. Обязательным требованием к авторитетному учителю является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Если учащиеся увлеченно работают на уроке и не слышат звонка на перемену, если, не пререкаясь, выполняют любую просьбу учителя, авторитет последнего высок.

Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты.

Структура педагогического авторитета

Завоевание и поддержание авторитета педагогом – сложная, кропотливая работа по совершенствованию профессионального состояния. Если педагог перестаёт быть в курсе событий, не следит за собой, опускается в быту, встает в отношении с детьми на путь панибратства и формализма, отчуждается от детей, каким бы непререкаемым не был сначала его педагогический авторитет, он истлевает вместе с распадающейся личностью учителя. Поэтому для педагога важно постоянно поддерживать свою “авторитетную” форму. Это значит нужно серьёзно анализировать свои отношения с детьми, критически осмыслить свое поведение, преодолевать черствость, сохранять человеческое достоинство и педагогическую честь. Также для поддержания авторитета необходимо, чтобы учитель занимался не только самовоспитанием , но и самообразованием. Авторитет учителя не самоцель и не самоценность . Он приобретает педагогический смысл и действенность не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия, противодействия детям, поддержание внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспитаннике внутреннего человека, свободной воли, таланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопроявления. Для того чтобы учитель мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом в глазах своих учеников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным).

Рассмотрим полученные результаты исследований. Начнем с вопроса о том, какие качества учителя считают наиболее важными младшие школьники. Проанализировав сочинение, можно сделать вывод о том, что учащиеся подчеркивают в своих учителях “доброту”, “ум”, “красоту”, “любовь к детям”. И как нежелательные качества учителя “злость”, “крики”. Ни в одном из сочинений учащиеся не указали на то, что учитель должен знать свой предмет. В основном сочинения сводились к описанию личностных качеств учителя.

Используя методику “Продолжи предложение” мы получили следующие результаты.

Читайте также: