Сочинение на тему алим азамат оглу

Обновлено: 04.07.2024

В 1895 году увидел свет художественный роман Н.Попова " Алим - крымский разбойник ".

Он был настолько популярен, что затмил собой даже героя романа А.С.Пушкина "Дубровский".

На волне этой популярности в 1916 году, в прокат вышел российский немой фильм "Алим - крымский разбойник". Через 10 лет будет снят советский фильм под тем же названием, и про того же героя.

При этом герой романа и фильмов реальная историческая личность - благородный разбойник из крымских татар Алим Азамат-оглу Айдамак.

Его судьба в принципе схожа с сюжетом фильма 1916 года.

Алим Азамат-оглу Айдамак (крымскотат. Alim Azamat oğlu; 1816, Копырликой, Таврическая губерния — не ранее 1849) — крымскотатарский народный герой. Известен в литературе как благородный разбойник, отдававший награбленное в пользу бедных.

Алим Азамат-оглу Айдамак (крымскотат. Alim Azamat oğlu; 1816, Копырликой, Таврическая губерния — не ранее 1849) — крымскотатарский народный герой. Известен в литературе как благородный разбойник, отдававший награбленное в пользу бедных.

Он родился в бедной семье и его отдали в услужение богатому караиму Соломону в Карасубазар.

Алим влюбился в дочь хозяина - Рахиль. Та ответила взаимностью. Зато отец был против.

Белого́рск (до 1944 года Карасубаза́р; укр. Білогірськ, крымскотат. Qarasuvbazar, Къарасувбазар) — город в Белогорском районе Крыма. Административный центр района; образует городское поселение Белогорск/Белогорский горсовет как единственный населённый пункт в его составе.

Белого́рск (до 1944 года Карасубаза́р; укр. Білогірськ, крымскотат. Qarasuvbazar, Къарасувбазар) — город в Белогорском районе Крыма. Административный центр района; образует городское поселение Белогорск/Белогорский горсовет как единственный населённый пункт в его составе.

Его обвинили в краже золотых часов, которые нашли у него дома. Затем отправили в Бобруйск, в арестантскую роту. Четыре года он тянул солдатскую лямку, а затем сбежал.

В городе Карасубазар (Белогорск) по улице Гоголя, 10 находится здание БТИ. Это здание бывшей тюрьмы XIX века, где находился в заключении по ложному обвинению Алим.

В городе Карасубазар (Белогорск) по улице Гоголя, 10 находится здание БТИ. Это здание бывшей тюрьмы XIX века, где находился в заключении по ложному обвинению Алим.

Вернувшись на родину Алим стал разбойником. Но он никогда не грабил бедняков, и также не грабил именно богатых. Он грабил только тех богачей, которые притесняли простых людей. А все награбленное отдавал беднякам, за что пользовался у них уважением.

При этом Алим не делал различий по национальности и помогал всем. Об этом осталось много легенд, одна из которых такая:

Благодаря помощи простых людей и хорошему знанию местности Алим легко уходил от стражей порядка. Ночевал он обычно в пещерах, которых сейчас насчитывается около десятка. Они так и называются - Пещеры Алима. Люди уже забыли про народного героя, но помнят названия пещер.

Алим не только скрывался, но постоянно участвовал во всех праздниках, на которые приглашали его простые люди. И никогда его не могли поймать, так как даже осведомители местной полиции не хотели о нём рассказывать.

И не только на свадьбах. Его любимым местом в Симферополе была гостиница "Белый хан", которую содержал армянин Мартин Сысоев. Он уважал Алима Айдамака и специально держал для него комнату с потайным выходом.

В конце-концов на поимку разбойника отправили батальон солдат. Они смогли его настичь на Яйле в чабанском коше, где и арестовали его в ночь на 25 октября 1849 года.

Был суд, на котором так как на Алиме не было ни одной загубленной души ему вынесли следующий приговор:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая работа для учителей крымскотатарского языка и литературы.

Бинъ яшасын халкъымызнынъ Алим киби эрлери!

Унутылмаз, ерде къалмаз миллетнинъ перверлери,

Баба-деде топрагъында анъылмагъан къалмасын

Батырнынъ абидеси даима парылдасын.

Эр бир халкъынынъ озь миллий къараманлары олгъан:инглиз халкъында-Робин Гуд,русларда- Емельян Пугачев ве дигерлери. Бойле де миллий къараман къырымтатар халкъында да бар - Алим Айдамакъ. Бу адынен онынъ атиклиги,адамлыгъы ве акъикъий образы джанлана. Алим- тарихий инсандыр,омюр тарзы айдутлыкъ эди, амма яшагъан еринде къанунлар кутильмеген. Ким олгъан Дагъ айдутларнынъ башы? Къарасувбазардаки Копюрликойде, Азамат акъайнынъ фукъаре къорантасында дюньягъа кельген Алим, яш чагъындан ишлемеге меджбур олгъан. Асыл, шу девирден башлап Алимнинъ гонълюнде акъсызлыкъкъа ачувы къозгъалап башлай.

Алим акъкъкында эсерлерде онынъ садыкъ досту- намлы аты Тозлу тору анъыла ве макътала. Эр бир къыйынлыкълардан къуртаргъан, байыр, дере, озенлерден йылдырым киби учырып кечирген атындан айырылмай, даима берабер ола. Алим Айдамакъ бир озю шахсен курешкен. Эсас куреши зенгинлернинъ байлыгъыны тартып алмакъ ве адий адамларгъа ярдым этмек.О факъыр-фукъаре койлюлернинъ къорчалайыджысы олгъан. Алим Айдамакънынъ эсас куреши-къоркъузмакъ,тенбиелемек, озь дегенини яптырмакъ.

Джесюр халкъ къараманы,Алим акъыллы, ирадели, бильгили инсан эди. О, озь душманларыны тек силянен дегиль де, сёз усталыгъынен де шашмалата эди. Къырымтатар фольклорында Алим акъкъында йырлар,эфсанелер,риваетлер, хатырлавлар юксек бедиийликке малик эсерлердир. Оларнынъ чокъусы фактик материаллар устюне къурула. Бу эсерлерде Алимнинъ омюринде олып кечкен базы вакъиалар текрарланса да, халкъ оларны даа да толдурып эеджаннен хатырлай.

Миллий фольклор эр бир халкънынъ буюк зенгинлигидир. Къырымтатар халкъ агъыз яратыджылыгъы асырлар девамында инсанларгъа мераметлик, джесюрлик, адалетлик, инсаниетлик, эйилик киби чизгилерни ашлагъан.Менимдже, Алим Айдамакъ акъкъында олгъан эсерлер тамам бу чизгилерни къайд эте. Шимди мектеп талебелерни ойле джесюр халкъ къараманы Алим киби ве келеджекте озь халкъымызнынъ къорчалайыджысы олмагъа тербие бермемиз лязим.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Къырымтатар фольклорында Алим Азамат огълунынъ (Алим Айдамакъ) къараманий омю.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Къырымтатар фольклорында Алим Азамат огълунынъ (Алим Айдамакъ) къараманий омю.

Къырымтатар фольклорында Алим Азамат огълунынъ (Алим Айдамакъ) къараманий омюри ве фаджиалы такъдири Алим Айдамакъ ве Робин Гуд

Бинъ яшасын халкъымызнынъ Алим киби эрлери! Унутылмаз, ерде къалмаз миллетни.

Бинъ яшасын халкъымызнынъ Алим киби эрлери! Унутылмаз, ерде къалмаз миллетнинъ перверлери, Баба-деде топрагъында анъылмагъан къалмасын Батырнынъ абидеси даима парылдасын. С. Усеинов.

Алим Айдамакъ - къырымтатарларнынъ гъуруры Халкъымыз Алим Азамат огълу акъкъы.

Алим Айдамакъ - къырымтатарларнынъ гъуруры Халкъымыз Алим Азамат огълу акъкъында чокътан - чокъ риваетлер яраткъан Халкъымыз Алим Азамат огълу акъкъында чокътан - чокъ йыр, ривает, эфсанелер яратты, оларнен таныш олгъан сонъ, анъымызда халкъ къараманы, акъикъий батыр образы джанлана.

Алим акъкъында эсерлерде онынъ садыкъ досту — намлы аты Тозла тору анъыла ве.

Робин Гуд кимдир? Робин Гуд – инглиз халкъы балладаларнынъ къараманы, дагъ а.

Робин Гуд кимдир? Робин Гуд – инглиз халкъы балладаларнынъ къараманы, дагъ айдутларынынъ башы, факъыр –фукъаре койлюлернинъ къорчалайыджысы. Робин Гуд XIV асырнынъ башында яшагъан , онынъ акъкъында къыркъкъа якъын эсер яратылгъан

Робин Гуд Алим Айдамакъ Миллети инглиз къырымтатар Яшагъан вакъты XIV асырн.

Робин ГудАлим Айдамакъ Миллети инглизкъырымтатар Яшагъан вакътыXIV асырнынъ башыXIX асырнынъ ортасы Догъгъан ери Локсли кою Ноттингем, ИнгильтереКопюрли кою Къарасувбазар Фукъарелешкен мырза Факъыр койлю Баш урбасы Башында капюшон кийильгенБашында къалпакъ кийильген Онынъ акъкъында фольклор эсерлери БалладаларРиваетлер , йырлар Тарихта беллимиТарихий шахсы белли дегиль Тарихий шахыс, адамлар оны якъын бильгенлер, архивде суд материаллары сакъланды. Ким олгъанДагъ айдутларынынъ башы.Бир озю шахсен курешкен. Эсас куреши Зенгинлернинъ байлыгъыны тартып алгъан адий адамларгъа берген Зенгинлерининъ байлыгъынъы тартып алгъан адий адамларгъа берген Кимни къорчаладыФакъыр-фукъаре койлюлернинъ къорчалайыджысыФакъыр-фукъаре койлюлернинъ къорчалайыджысы Эсас хасиетлериКъаршы чыкъкъанларны ольдюргенИч бир адамны ольдюрмеген Эсас курешиКъоркъузмакъ, ольдюрмекКъоркъузмакъ, тенбиелемек, озь дегенини яптырмакъ

Душманлары Ноттингем шерифи, къыралнынъ орманджылары. Чар укюмети, зенгинлер.

Душманлары Ноттингем шерифи, къыралнынъ орманджылары.Чар укюмети, зенгинлер, мырзалар. Шахсий яшайышыМарианна деген бай къызыны севген ве граф кийимлерини кийип эвленген.Бобовичнинъ Сара къызыны севген. Онынъ акъкъында хатырасы Балладалар, фильмлер, сериаллар, спектакль, романлар, Робин Гуд музейиРиваетлер, йырлар, шиирлер, спектакль , кинофильм, роман ве пьеса. Къарасувбазар ёлунда абидеси тикленген

Джедвельден билинген фаркъы: Алим Айдамакъ Къырымда догъды ве яшады , фукъаре.

Джедвельден билинген фаркъы: Алим Айдамакъ Къырымда догъды ве яшады , фукъаре койлю эди. Алимнинъ бир ресими сакъланып къалгъан, архивлерде суд материаллары бар. О курешини бир озю алып баргъан ве ич кимсени ольдюрмеген

Акъ къая, Къарасувбазар

Акъ къая, Къарасувбазар

Джесюр халкъ къараманы, Алим акъыллы, ирадели, бильгили инсан эди. О, озь душ.

Джесюр халкъ къараманы, Алим акъыллы, ирадели, бильгили инсан эди. О, озь душманларыны тек силянен дегиль де, сёз усталыгъынен де шашмалата эди. Къырымтатар фольклорында Алим акъкъындаки йырлар, эфсанелер, риваетлер, хатырлавлар юксек бедиийликке малик эсерлердир. Оларнынъ чокъусы фактик материаллар устюне къурула. Бу эсерлерде Алимнинъ омюринде олып кечкен базы вакъиалар текрарланса да, халкъ оларны даа да толдурып эеджаннен хатырлай

Алим Азамат огълунынъ абидеси Къарасувбазар ёлунда

Алим Азамат огълунынъ абидеси Къарасувбазар ёлунда

Миллий фольклор эр бир халкънынъ буюк зенгинлигидир. Къырымтатар халкъ агъыз.

Миллий фольклор эр бир халкънынъ буюк зенгинлигидир. Къырымтатар халкъ агъыз яратыджылыгъы асырлар девамында инсанларгъа мераметлик, джесюрлик, адалетлик, инсаниетлик, эйилик киби чизгилерни ашлагъан.


АЛИМ Азамат оглу (1816, с. Копирликой Таврической губернии, - 2 половина XIX в.) крымскотатарский народный герой. Активно боролся против помещиков, царских чиновников и татарских мурз. Имущество, захваченное у богатых, разделял среди бедняков. Неоднократно арестовывался царскими властями, но каждый раз бежал и снова продолжал свою деятельность народного заступника. О последних годах жизни Алима точных данных нет. Многие исследователи полагают, что после ссылки в Сибирь он уехал в Турцию или на Кавказ.

Об Алиме народ сложил много песен, легенд (см. Легенды Судака: Разбойничья пещера). Ему посвятили свои произведения Ю. Болат (романы “Алим” и “Алим аткъа минди” (“Алим сел на коня”), Н. Попов (роман “Алим – крымский разбойник”), Ф. Соколовский (поэма “Долина эха”), С. Качиони (повесть “Свадебный подарок”) и другие писатели. По мотивам легенд и преданий об Алиме поставлено 5 кинофильмов: “Алим” (1916), “Алим – крымский разбойник” (1916), “Мамут и Яйше” (1925), “Алим” (1926), “Песнь на камне” (1926).

В историко-литературном журнале “Исторический вестник” (май, 1912) М. Шевляковым был опубликован рассказ “Гордость Крыма - разбойник Алим”, перепечатанный в сокращении в крымскотатарской газете “Мераба”:

“Действуя в духе героя, Алим защищал обездоленных. Известен случай, когда один симферопольский армянин, запутавшись в долгах, принужден был уступить свою красавицу дочь старому греку-ростовщику, владевшему векселями этого армянина. Грек поставил ультиматум - Или подавай деньги, или выдай за меня свою дочь. Долго изворачивался армянин, но поделать ничего не мог. Пришлось согласиться на последнее. Девушка плакала, убивалась, но день свадьбы был назначен, и событие казалось неотвратимым. Но кто-то надоумил армянина просить заступничества у Алима. Через посредничество татар армянин имел с разбойником свидание, результатом которого было то, что в тот же день Алим посетил ночью ростовщика, отняв у него все векселя армянина, строго-настрого приказал ему отказаться от искательства руки молодой девушки. Имя Алима в то время было так грозно, что грек беспрекословно последовал его совету. И слава Алима дошла в Крыму до того, что обиженные стали грозить своим обидчикам: - А вот я пожалуюсь на тебя Алиму. И жаловались…

В пояснениях к легендам (“Легенды Крыма”, выпуск первый, 1913) Н. Маркс писал: “… Предание об этой пещере сообщил мне местный грек Петр Егорович Джеварджи. Это предание связано с именем разбойника Алима, хорошо известного в Крыму по народному рассказу и песням. Поют о нем и татарские чал-гыджи на пирах, и местные гречанки, укачивая детей, как говорила мне помещица Елисавета Ставровна Должичева, из рода Цирули.

Алим, из д. Зуя под Симферополем, разбойничал в Крыму в сороковых годах прошлого столетия. Это был последний из ряда джигитов, с которыми русской власти пришлось считаться по присоединении Крыма к России. Он пользовался огромной популярностью и несомненной поддержкой среди татарского населения края. До безумия смелый и дерзкий Алим, говорят, отваживался вступать в открытую борьбу с небольшими отрядами войск, был не раз окружен и схвачен, но каждый раз бежал из тюрьмы, пока, наконец, в 1850 г., по наказании шестью тысячами ударов розг, был сослан в каторгу…

Помимо известных, более или менее достоверных, ходящих среди крымского населения рассказов, анекдотов, сцен, в последнее время появились в печати целые литературные произведения, - повести, романы, даже театральная пьеса под заглавием: “Алим, крымский разбойник”. Собственно говоря, Алим не был разбойником в полном смысле этого слова. Алим не убивал; он только, прибегая к насилию, грабил с оружием в руках и употреблял его лишь для того, чтобы напугать свою жертву, или для собственной защиты. Он походил на сицилийских или корсиканских бандитов, скрывавшихся в лесистых горах от преследования административных и судебных властей. Как известно, Алим был дезертиром и как таковой, смотря по обстоятельствам, всеми способами старался ускользнуть от преследовавших его полицейских и военных чинов. Благодаря присущей татарину-горцу ловкости, прекрасному знакомству с местностью, а равно и укрывательству со стороны своих соплеменников, быстрыми, громадными переходами из одного уезда в другой, часто пробивался он сквозь расставленные цепи охотников и солдат.

Из страха ли, или из участия к его несчастному положению, все татарские деревни, все муллы ему покровительствовали, доставляли приют, укрывали. Сколько раз для его поимки устраивали облавы из ста и более человек! Окруженный, как зверь в искусно подготовленной облаве, в местности, из которой, казалось, не ускользнул бы и мышонок, Алим, подобно оперному разбойнику, верхом, на глазах всех, пробивался сквозь чащи, спускался с крутой скалы в пропасть, или быстро поднимался на вершину соседней горы. В начале 80-х годов истекшего столетия мне случилось побывать в имении Шейх-Мамай, Феодосийского уезда, у профессора Ивана Константиновича Айвазовского. Зашла речь об Алиме. Вот что, между прочим, в беседе мне рассказывал маститый художник: “Однажды, в 40-х годах, помню, заехали ко мне, в Шейх-Мамай, из Феодосии, несколько офицеров и полицейских чинов и попросились здесь переночевать. “Алим, говорили они, скрывается тут недалеко, в окрестных старокрымских лесах. Идем завтра на рассвете устраивать облаву”. “Действительно, вставши утром, я их уже у себя не застал.

Услышав этот рассказ “Рафаэля морей”, мне казалось, что я присутствую при повторении на почве Тавриды известной сцены из биографии Сальватора Розы, когда, где-то в горах Калабрии, своими только что оконченными с натуры этюдами этот художник очаровал и довел до нежного умиления невинной овечки грозного политанского бандита. Нам хорошо известно, как горячо Айвазовский любил свой Крым. Алим же, несмотря на легкую для него возможность сто раз покинуть скалы и пропасти яйлы, предпочел покориться строгости государственных законов, чем переселиться куда-нибудь, хотя бы и в мусульманскую Турцию. - Нет, Алим, не “прощай”, - продолжал свой рассказ Айвазовский. - Я здесь хозяин. Выпьем, по крымскому обычаю, по чашке хорошего кофе. И на веранде Алим принял от хозяина чашку турецкого кофе. Они разговорились. - Холост ты еще, Ованес-ага? - Да, но думаю скоро жениться. - Буду на твоей свадьбе! Хочу посмотреть на твою невесту. Айвазовский весь содрогнулся от ужаса. - Да, да, буду. Прощай, Ованес-ага! И, поспешно вышедши за плетень сада, Алим вскочил на серенького дружка и помчался по направлению к Бурундуку.

В 1849 году Айвазовский женился на англичанке Ю.Я. Гревс. Брачный обряд происходил в феодосийской армянской церкви, а затем, по желанию невесты, в виде благословения, в цюрихтальской реформатской церкви. Многочисленный свадебный кортеж возвращался после венчания из кирки в Шеих-Мамай. Путь был недалек, всего 4-5 верст. Среди экипажей, карета в четверку с опущенными стеклами везла молодых. Вдруг, по дороге из-за бугра, в праздничной одежде, с повязанным бантом шелковым платком, на левой руке, в серой смушловой шапке на сером коне, показался лихой ездок – татарин и подскакал к карете. Жених узнал Алима. Этот же, наклонившись с седла к дверцам экипажа, сделал знак рукой жениху. - Сказал я тебе, Ованес-ага, что буду на твоей свадьбе. Вот и явился. Поздравляю - невеста твоя хороша! - И Алим, несколько отставая от кареты, исчез за бугорком. Несколько дальше, опять пользуясь неровностью почвы, он уже скачет рядом с другими дверцами кареты и в упор смотрит в лицо молодой. Безмолвно вынимает он из-под куртки дорогой шелковый турецкий платок и, как истинный татарский джентльмен, ловко, грациозно бросает его на колени невесты. - Желаю тебе счастья, Ованес-ага! крикнул он. - Видишь, я сдержал слово. Прощай!

Прошло несколько месяцев после этого эпизода. Айвазовские проводили зимние месяцы в Симферополе. В губернском городе, во всех кружках, только и говорили об Алиме. Разбойник был задержан. Надоела ему эта жизнь преследуемого зверя. Передавали, что среди бела дня зашел он в городской сад и лег на скамью, в тени, на берегу любимого им Салгира. Довольно разбойнической жизни, довольно борьбы с законом! Настал час искупления. Он заснул. Его окружили полицейские, задержали и под сильным конвоем препроводили в губернский тюремный замок. В это же время в Симферополе подвизалась француженка; сопрано, лауреат парижской консерватории, девица Лелоррен. Объезжала она крымские города под крыльями матери, образованной женщины, вместе с младшею сестрою, Leonie, художницею-портретисткой. Этому трио покровительствовали дамы высшего общества города, и певица Лелоррен давала концерты в дворянских домах, куда ее приглашали на вечер. Везде ее успех был блестящий. Особое благоволение успела она приобрести в лице добрейшей и благороднейшей Прасковии Константиновны Кушниковой, рожденной Гирс, переехавшей на время с семьею из Феодосии в Симферополь. В начале декабря 1849 года Лелоррен была приглашена петь на вечере в доме тогдашнего таврическаого губернатора, Владимира Ивановича Пестеля. Гостей было много, и между ними профессор Айвазовский. Младшая Лелоррен была ему представлена, и тут, как собратья по профессии, они разговорились. От области живописи, слово за слово, беседа перешла к злобе дня, к Алиму. - Нельзя ли, - спросила Лелоррен, - срисовать его портрет? - Для этого, сударыня, - возразил Айвазовский, - придется преодолеть много препятствий. Если, благодаря вашему таланту, вы вторая Шехерезада, то, пожалуй, постараюсь быть вам вторым Аладином и раскрыть пред вами те двери, за которыми слышно дикое рычание зверей и характерный звон арестантских оков. - Знаю, что вы большой волшебник. - Говорят, что для женщин закон всегда снисходителен, но когда женщина такова, как вы, с божьим огнем, то какие же могут быть для нее преграды? Искусство не имеет пределов, и пред ним, надеюсь, преклонится и строгость господина прокурора.

Этому нечего удивляться: Алим – герой татарских саклей, деятельность которого разукрашена народом богатою восточною фантазией. Между тем все его поступки, если они исторически не правдивы, являются по крайней мере правдоподобными. Вот почему, как уже было сказано, для полной характеристики крымского разбойника, когда мы говорим о его портрете, нужно еще упомянуть о следующей, ведущей начало, вероятно, из татарского источника легенде, ярко освещающей, “рыцарскую” сторону души Алима. Окончив рисунок, Леони готовилась уже уходить из тюремной камеры, как Алим выразил желание взглянуть на ее работу. Одобрив исполнение портрета, Алим обратился к художнице будто бы со следующими словами: “Уходя отсюда, ты уносишь с собой эту вещь как память, воспоминание о мимолетном появлении твоем предо мной. Спасибо тебе за благословенное внимание ко мне. Я этого не заслужил. Твои черты навсегда останутся запечатленными в душе моей!” На это Леони нервно сняла закреплявшую ее шейный платочек золотую булавку, дрожащею от волнения рукою приколола ее к отвороту халата приговоренного и направилась к выходу. - Нет, - крикнул разбойник, - в таком случае не так следует поступать, а вот как! И, широко распахнув халат и сорочку и раскрыв грудь, вонзил он себе в грудную кость острие булавки, переломал ее пополам и вручил конец с головкой художнице, твердо произнеся: “Это тебе, а это, - указывая на грудь, - останется мне!” Передаю рассказ об этой драматической сцене без дальнейшего коментария. Легенда здесь очевидна, но она слишком характерна, чтобы я о ней умолчал, тем более, что мне ее передавал сам “Рафаэль морей”.

Памятник Алиму Айдамаку в Крыму

Я помню, как меня поразил памятник Алиму Айдамаку на трассе Белогорск-Симферополь. Я видел памятники Олексе Довбушу, Робин Гуду, Устиму Кармелюку, представлял образы других народных мстителей, но в этом памятнике соединилось несоединимое – вот он есть, и в то же время его нет, просунешь руку, а там воздух, отверстие, он есть, но уловить и удержать его нельзя! Гениально!


Это время вытеснения крымских татар из Крыма, когда под гнетом несправедливости и разбоя сотни тысяч людей покидали Крым

Его история имеет свои особенности. Во-первых, исторический контекст формирования образа народного героя у крымских татар в начале – середине XIX века совпадает с первыми десятилетиями существования полуострова под владычеством России. А это время связано с преступным отбиранием земли у крымских татар, со многими другими несчастьями, вызванными российским господством. Только за первых 12 лет Россия отобрала у крымских татар и передала российским дворянам 288 тысяч десятин земли. Это время вытеснения крымских татар из Крыма, когда под гнетом несправедливости и разбоя сотни тысяч людей покидали Крым и искали убежища за морем. Составительница этой серии книг Надежда Гончаренко детально описывает исторический контекст этого феномена – формирования у народа образа защитника и героя, отстаивающего справедливость.

Про Алима пишут книги, ставят пьесы, снимают кино, публикуют воспоминания. Об Алиме народ сложил много песен, легенд, ему посвятили свои произведения не только Юсуф Болат, но и еще более десятка авторов. По мотивам легенд и преданий об Алиме поставлено 5 кинофильмов.

Во-вторых, Алима называют крымскотатарским Робин Гудом, а его историю – первым крымскотатарским блокбастером. Это поднимает крымский сюжет на самые высокие ступени мировой культуры. Но на самом деле, как пишет Тамила Сейтягъяева, в центре всей этой истории судьба человека, который силой обстоятельств оказался по ту сторону закона, однако в таком месте, где нарушение закона было доминирующим явлением. То есть, не он сам по своей воле становится разбойником, а несправедливости жизни вынуждают его бороться против зла и обид, которые не только не были предотвращены законом, но часто и порождены именно им.

Правда истории и история лжи

Образ Алима в крымскотатарском фольклоре и в искусстве – это образ сопротивления крымскотатарского народного героя не только против своих помещиков, мурз, но в значительной степени против царских чиновников. Алим неоднократно арестовывался царскими властями, но каждый раз бежал и снова продолжал свою миссию народного заступника.

Это был последний из ряда джигитов, с которыми русской власти пришлось считаться по присоединении Крыма к России

Автор очерка рассказывает, что во время его одной из встреч с известным художником-маринистом Иваном Айвазовским, он рассказал ему, как помог французской художнице встретиться с Алимом в камере и она нарисовала тогда единственный дошедший до нас прижизненный портрет Алима.

Эту же историю пересказывает в книге Тамила Сейтягъяева, ее же повторяли много других рассказчиков. И она превратилась почти в легенду.

В то время в Крыму находилась семья Лелоррен из Франции, две сестры и мать. Младшая сестра Леоне была художницей-портретисткой. Ее представили Айвазовскому.

«…И тут, как собратья по профессии, они разговорились. От области живописи, слово за слово, беседа перешла к злобе дня, к Алиму.

– Нельзя ли, – спросила Лелоррен, – срисовать его портрет?

– Для этого, сударыня, – возразил Айвазовский, – придется преодолеть много препятствий. Если, благодаря вашему таланту, вы вторая Шехерезада, то, пожалуй, постараюсь быть вам вторым Аладином и раскрыть пред вами те двери, за которыми слышно дикое рычание зверей и характерный звон арестантских оков.

– Знаю, что вы большой волшебник.

И Фемида, действительно, преклонилась пред искусством. На другой день Леони Лелоррен срисовала портрет крымского Фра Даволо. В изображении бандита чувствуется поспешность исполнения. Но удары карандаша начерчены метко, твердо, искусною рукой. Наоборот, главное, черты лица разбойника схвачены опытным глазом. Видно, что Лелоррен была портретисткой не на шутку, и мы должны быть благодарны волшебнику Айвазовскому, что, благодаря его протекции благосклонно раскрылись перед художницей двери тюрьмы.

Справедливый разбойник Алим. О фильме-легенде

Читайте также: