Сочинение на тему агрессивный ли я человек

Обновлено: 18.05.2024

Агрессия – это весьма сложная и разрушающая эмоция, несущая вред не только человеку, проявляющему ее, но и, конечно же, тем, на кого она направлена. В психологии различают несколько видов агрессии, и почти каждый из нас так или иначе с ней сталкивался. Как контролировать это состояние и как реагировать на его проявления вы узнаете из этой статьи.

Также агрессией называют модель поведения (словесная или физическая), направленного на причинение вреда собеседнику. Обычно агрессивность проявляется как реакция на ситуацию, созданную кем-то иным. Человек злится на факт возникновения неких препятствий на пути к его цели. Он не углубляется в то, была ли эта ситуация спровоцирована намеренно или это произошло случайно.

Различают прямую и косвенную агрессивность, а также враждебную, деструктивную, вербальную и прочие – о них будет подробнее написано дальше. Нередко можно услышать, что агрессия это форма реагирования на негативные жизненные ситуации, вызывающие подавленное состояние и стресс. Это так, но этими ситуациями дело не ограничивается – агрессия может быть и осознанным выбором поведения человека.
Виды агрессии в психологии.

Прямая или косвенная

Прямая агрессия направляется непосредственно на человека, а косвенная – является реакцией в виде действия, направленного на кого-то (недобрые шутки, несправедливые сплетни) или в виде бесконтрольных действий (взрывы ярости, швыряние вещей, битье кулаками по стене или столу и так далее).

Физическая и вербальная

При физической агрессии используется физическая сила против другой личности или объекта. При вербальной агрессии отрицательные эмоции проявляются в виде крика, ругани, визга и так далее.

Провоцирующая и защитная

Внешняя и аутоагрессия

Вектор внешней агрессии направлен на окружающих. Внутренняя – на собственную личность. Второй случай выражается самобичеванием, а в критических случаях – даже самоубийством.

Враждебная и инструментальная

В основе враждебной агрессивности находится гнев, и ее итоговая цель – причинения вреда. Если нанесение вреда не самоцель, а только средство обретения иной цели – речь идет об инструментальной агрессии.

Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная)

Границы агрессии определить сложно, и каждый имеет о ней свое представление. Кто-то агрессией называет то, что иные назовут энергичностью. Если для такого поведения имеются веские основания (пример: защита слабого) и оно вызывает симпатию, то такую агрессию называют здоровой.

Формы агресиивного поведения.

Агрессивностью называют переживание определенных эмоций, которые запускают агрессивное поведение. Эмоции этого спектра имеют несколько форм.

Возмущение


Обычно является ответом не несправедливое или абсурдное поведение окружающих, на нелепость ситуации и т.д. (нарушение закона, пренебрежение нормами приличий, несоблюдение договоренностей и прочее).

Раздражение


Проявляется, когда мы не можем обосновать или оправдать чье-то поведение. Мы не знаем, как точнее сформулировать наше недовольство ситуацией. Порой мы даже не можем определить, на кого конкретно направлено переживание – оно безадресное и диффузное.

Ярчайшая эмоция агрессии, сопровождающая ее поведенческие проявления. Характеризуется недовольством, яростью, злостью. Зачастую является ответом на действия второй стороны.
Причины агрессивного поведения.

Наблюдаете агрессию у ребенка? Важно понимать ее причины. Иногда она помогает при достижении цели, самозащите и удовлетворении потребностей.

Когда речь заходит об агрессии у детей, то стоит учитывать, что в некоторых ситуациях агрессия необходима каждому человеку. Агрессивность помогает в случае самозащиты, достижении своих целей, отстаивании прав и удовлетворения желаний.

Агрессия в приемлемой форме дает возможность быстрее адаптироваться социально, и увереннее двигаться к успеху. Речь не идет об агрессии характеризующейся ненавистью, нанесением ущерба, формированием негативных черт характера.

Нередко наблюдаются приступы агрессии у детей, достигших 4-х летнего возраста. Основная ее причина: семья, агрессивное поведение близких в бытовых ситуациях. Чаще случается в семьях, где допустима ругань, оскорбления, унижения, хамство. Вторая причина: безразличие или слишком властное отношение родителей. Методы преодоления проблемы: умейте слушать ребенка, окружите его добротой, лаской, донесите свои переживания.

Пик подростковой агрессии приходится на период полового созревания. Черты, характерные для агрессивных подростков: отсутствие серьезных интересов и хобби, узость мышления, недостаток финансов на базовые потребности.
Они склонны к подражанию и внушаемости. Чувствуют озлобленность по отношению к родителям и сверстникам. Отличаются низкой самооценкой, повышенной тревожностью, эгоцентризмом. Не знают, как преодолеть сложности, контролировать поведение. Все эти факты в совокупности и ведут к агрессии.

Агрессивных подростков и детей можно увидеть не только в неблагополучных семьях – они встречаются на разных социальных уровнях, являясь средством демонстрации самостоятельности и зрелости. Если речь не идет о психическом отклонении, то методом лечения может стать разговор по душам или консультация психолога.

Знание о том, что такое темперамент, позволяет современному человеку находить общий язык с самыми разными собеседниками. Данное понятие многим из нас знакомо с детства, мы можем определять тип темперамента, однако суть этого явления как такового понимают далеко не все емперамент – это устойчивая совокупность индивидуальных психофизических свойств личности, связанных не с содержательными, а с динамическими аспектами деятельности темперамент – это устойчивая совокупность индивидуальных психофизических свойств личности, связанных не с содержательными, а с динамическими аспектами деятельности

Типы темпераментов и их характеристика.


  • Сангвиник – энергичный, весёлый и общительный, уравновешенный индивид.

  • Холерик – энергичный, но неуравновешенный человек, подверженный приступам ярости и гнева, с трудом контролирующий свои поступки.

  • Флегматик – уравновешенный, спокойный и медлительный человек, скрупулёзно выполняющий свои обязанности и не склонный к суете.

  • Меланхолик – неуравновешенный и слабый человек, подверженный чувствам страха и грусти.

Изучение темпераментов велось на протяжении всего ХХ века и продолжается до наших дней. Многие исследователи отмечают, что классическое понимание типа темперамента состоит из двух компонентов: активность поведения и эмоциональность. На основе этого были построены усовершенствованные классификации. А тот факт, что темперамент человека зависит от типа высшей нервной деятельности, впервые доказал великий русский учёный И. П. Павлов. Он установил, что высшая нервная деятельность имеет сходное строение у человека и высших животных. Таким образом, определённый тип темперамента свойствен не только человеку, но и наиболее развитым млекопитающим.

Существуют и другие теории и классификации, разделяющие личности согласно их свойствам. Одна из наиболее популярных классификаций – предложенное Карлом Юнгом разделение людей на экстравертов и интровертов. Первые объединяют холериков и сангвиников, а вторые – флегматиков и меланхоликов. Экстраверты направлены на взаимодействие с внешними раздражителями, а интроверты обращены к своей внутренней жизни.

В связи с этим важно разбираться в свойствах темперамента. А они определяют многое: с какой скоростью человек может думать, действовать, совершать работу, насколько хорошо запоминает информацию, насколько способен радоваться, грустить, сердиться, как быстро может менять настроение. Темперамент может существенно влиять на карьеру и самореализацию человека. При этом, однако, человек с определённым темпераментом не обязательно является более умным или глупым по отношению к человеку с другим темпераментом, и, к примеру, более начитанный, сообразительный и изобретательный флегматик может быть менее успешен в научных исследованиях, чем его чуть менее развитый, но более активный и коммуникабельный коллега-сангвиник.

Люди различных типов по-разному относятся к межличностным связям, дружбе. Сангвиники любят заводить как можно больше друзей и знакомых и умеют привлечь их к себе; холерики также склонны иметь большое количество знакомых, но своим поведением могут отталкивать других. Флегматики заводят тесные отношения с небольшим количеством людей, но эти отношения обычно крепкие и долговременные; меланхолики же могут быть привязаны также к небольшому числу друзей и знакомых, но зачастую связи быстро рушатся.

Однако исследованиями установлено, что особенности темперамента практически не влияют на результативность деятельности человека в обстановке, которую можно охарактеризовать как нормальную. И возбудимые, и тормозимые работники показывают одинаковые результаты и проделывают одну и ту же работу, если их, попросту говоря, ничего не отвлекает – посторонние шумы, недостаток времени, слишком большое или маленькое количество сотрудников в помещении, недостатки температурного режима и так далее. Но дело в том, что создать абсолютно нормальные условия для работы очень трудно, и тогда особенности темперамента вступают в силу.

Как же работают люди с различными характеристиками личности?

Холерики обладают очень высокой работоспособностью, однако им свойственно чрезмерно увлекаться, из-за чего они растрачивают свою энергию впустую. Сангвиники также имеют огромную работоспособность, но реализуют её лишь в том случае, если работа им нравится; если же она им не по нраву, они начинают относиться к своему делу безразлично и скучают. Флегматики работают неспешно, однако отличаются невозмутимостью, спокойствием и настойчивостью, благодаря чему выполняют свою работу добросовестно. Меланхоликам свойственно остро реагировать на внешние раздражители, они поглощены своими внутренними переживаниями; добросовестно выполнять свои обязанности они могут лишь в максимально спокойной и положительной обстановке при наличии каких-либо положительных впечатлений.

Известный советский психолог Б. М. Теплов установил, что работники с различным темпераментом отличаются не конечными результатами своей деятельности, а способами достижения этих результатов. То есть от конкретного темперамента зависит в первую очередь индивидуальный стиль деятельности того или иного работника. Знание об этом позволяет организовать работу организации таким образом, чтобы от каждого сотрудника получить максимальную результативность.

Например, для меланхоликов можно установить гибкий график, можно посадить их в помещение с минимальным количеством раздражающих факторов; от флегматиков не стоит требовать выполнения работы в строго установленный срок, особенно сжатый, вместо этого лучше сделать акцент на качестве продукта. Сангвиников необходимо заинтересовать работой, создав им условия, в которых они могут проявить свои способности и продемонстрировать свои умения окружающим.

Темперамент является совокупностью врождённых свойств человека. И когда говорят, что эти врождённые, изначально заложенные свойства оказывают влияние на поведение, работу человека и его деятельность в целом, то у неподготовленных это может вызвать недоумение: ведь известно, что человек – существо обучаемое, и всему он учится на протяжении всей жизни. Действительно, многим вещам человек обучается, однако на пределы обучаемости всё-таки оказывают влияние врождённые свойства личности.

Среди выдающихся людей были представители всех темпераментов и их сочетаний. Так, Петра Ильича Чайковского описывали как типичного меланхолика. Такими же были Есенин, Чехов, Гоголь, Шопен. Холериками были Бетховен, Пушкин, Байрон. Типичные флегматики – Иван Крылов, Кутузов, Галилей, Кант. Сангвиники – Моцарт, Прокофьев, Бальзак, В. И. Ленин.

Широкую известность получила дружба двух великих композиторов – Шопена и Листа. Первый был личностью меланхолической, а второй – типичным холериком. Это, впрочем, не мешало их дружбе, и даже наоборот – качества одного дополняли то, что отсутствовало в другом. Характер музыки и самого стиля исполнения у обоих композиторов существенно отличался. Шопен не мог играть в больших залах, ему больше по нраву были небольшие аристократические помещения. Лист, наоборот, обожал выступать в огромных залах, причём чем больше людей было на концерте, тем больше он вдохновлялся. Современники писали, что по окончании концерта Лист стоял посреди зала как победитель среди поверженных врагов. Рассказывают, что на одном из званых вечеров Лист сыграл одно из произведений Шопена, причём в своей манере. Присутствовавшему там Шопену такое исполнение не понравилось; впрочем, когда его друг сыграл другой его этюд, в восторг пришёл даже сам Шопен.

Отличия темперамента от характера.

Характер представителей различных темпераментов может быть одинаковым, однако проявляется он по-разному. Так, флегматики и сангвиники могут быть в одинаковой степени общительными, но внешнее проявление этой общительности будет существенно отличаться. Какие-то конкретные врождённые качества могут предопределять развитие одних черт характера и противодействовать появлению других. Бывает и так, что развитие определённых черт характера позволяет человеку сдерживать негативные и нежелательные в данный момент врождённые свойства; это явление лежит, в частности, в основе силы воли.

Знание о зависимости врождённых и приобретённых качеств позволяет находить индивидуальный подход к воспитанию детей. У ребёнка с любым типом личности (меланхолика, холерика, сангвиника или флегматика) можно выработать какие угодно черты характера, но способы воспитания при этом должны быть различными.

Вернёмся к выдающимся личностям. Михаил Илларионович Кутузов был по натуре флегматиком, но только лишь соответствующие врождённые свойства психики не смогли бы сделать из него знаменитого полководца – здесь больше пригодился бы холерик. Воспитание, обучение и самосовершенствование сделали Кутузова таким, каким он вошёл в историю.

Агрессия — открытая неприязнь, которая приводит к вражде.

Ненависть — чувство сильной вражды.

Вражда — отношение или действия проникнутые ненавистью и агрессией.

Я считаю, что эти чувства связаны между собой и являются следствиями друг друга. Я попробую в этом разобраться и привести примеры из нашей современной жизни. С чего же всё начинается? Конечно, из семьи…

Папа: Как он себя сегодня вёл.

Воспитатель: Он дрался!

Папа: Ааа.… Это значит всё в порядке! Молодец, сынок!

Вот яркий пример из нашей жизни. Чего же ждать от этого мальчика в будущем? Этот разговор говорит сам за себя. А дети растут.… Попадают в школу, а потом поступают в институт…

Я хочу привести пример из моей школьной жизни:

Недавно у моей подруги был день рождения. Она пригласила друзей из класса. Все уже приготовили подарки. Две девочки вышли, чтобы поделиться тем, кто какой подарок приготовил. Я вышла из класса и увидела, что эти девочки начали ссориться. Девочки купили одинаковый подарок и убеждали друг друга не дарить эту вещь. Они были очень агрессивны! Когда все гости собрались, мы начали веселиться. Эти девочки сразу увлеклись и помирились. Вся эта история уже забылась и надеюсь, она не приведёт к вражде между подружками и они будут дружны, как и раньше!

Люди в наше время стали очень злы и даже агрессивны, что было сильно заметно на городской эстафете, куда недавно ездили ребята нашей школы. Мы были очень рады, что побежим вместе с детьми из разных школ и посмотрим, как бегают другие. Но мы сильно удивились, когда увидели серьёзные и даже злые лица детей. Я думаю, что они просто хотели победить и поэтому были так агрессивны.

Такие, на первый взгляд, мелочи, незначительные, казалось бы, события могут привести к проблеме мирового уровня. Именно ненависть, агрессия привели к трагедии на Украине. Каждый день все новые жертвы, новые разрушения! Никто не хочет отступить, никто не хочет пойти навстречу друг другу. Погибают люди! Родители теряют детей, жёны мужей, дети остаются без отцов! Люди одумайтесь! Не повторяйте чужих ошибок! Станьте хоть немного добрее к своим ближним! Умейте прощать! И тогда в нашем современном мире не будет больше ненависти, агрессии и вражды!

С детства человеку внушается, что быть агрессивным – нехорошо и деструктивно, хотя во взрослой жизни нередко случаются ситуации, когда агрессия вынуждена и жизненно необходима. Психологи так и не пришли к единому мнению: агрессия – это хорошо или плохо, норма это или патология?

Психолог, гештальт-терапевт, ассоциированный член Европейской ассоциации телесных психотерапевтов (ЕАВР), член Профессионального Совета и руководитель программ Московского гештальт-института, действительный член Европейской ассоциации гештальт-терапевтов (ЕАGT)

В повседневной жизни каждый человек сталкивается с агрессией либо как ее инициатор, либо как жертва, и обе позиции вызывают негативные эмоции. В обществе сложилось традиционно отрицательное отношение к подобной модели поведения. Считается, что интеллигентный человек, особенно родитель, должен всегда сдерживать себя и проявлять чудеса выдержки, в крайнем случае выражать свою агрессию конструктивно.

С детства человеку внушается, что быть агрессивным – нехорошо и деструктивно, хотя во взрослой жизни нередко случаются ситуации, когда агрессия вынуждена и жизненно необходима. Психологи так и не пришли к единому мнению: агрессия – это хорошо или плохо, норма это или патология?

Конечно, человек выражает свои агрессивные чувства, к счастью, чаще по-другому. И, если уж от агрессии никуда не деться, то выражать ее нужно, по крайней мере, конструктивно и цивилизованно.
Почему же у человека есть потребность в агрессии? Понятно, что все живые существа на земле – и люди, и животные – способны к агрессии и прекрасно оснащены функцией агрессивности. Для чего она нужна? Прежде всего, для охраны своей территории и жизненного пространства, для обеспечения и сохранения собственной жизни, то есть для какой-то витальности, и, кроме того, для расширения своих границ. Это крайне важная биологическая функция, и ни уменьшить ее, ни избавиться от нее совсем невозможно. Но делать-то с этим что-то нужно!

Человек может ее окультурить, то есть находить какие-то приемлемые формы, которые будут не только конструктивны, но и конформны, что позволит выстроить цивилизованный диалог между антагонистическими субъектами. Это позволяет договориться, и, не переходя на уровень открытой войны или вражды, выяснить, что предшествовало агрессивному проявлению, откуда появился этот гнев, протест, раздражение или недовольство. И в этом случае можно выяснить реальную потребность инициатора агрессии, которая, по его мнению, не будет удовлетворена, если его партнер по взаимодействию что-то не сделает, либо сделает, но не так.

Реальная потребность мамы, возмущенной тем, что сын-подросток не вынес мусор, скорее всего не пустое помойное ведро. Это может быть соучастие, подтверждение дружественности, недостаток внимания, и ее раздражение основано на этих дефиците этих чувств.

Если чело век проголодался, то через некоторое время он почувствует дискомфорт, нарастающий с течением времени от легкого раздражения до ярости

Любопытно, но любая, даже самая простая, нереализованная потребность приводит к агрессии в той или иной степени. Например, если человек проголодался, то через некоторое время он почувствует дискомфорт, нарастающий с течением времени от легкого раздражения до ярости. И, если он не заметил, что он голоден, его дискомфорт и развивающаяся дисфория относятся исключительно к тому, что он не реализовал эту простую потребность в еде. Любой человек, обратившийся к нему в это время, вызовет у него, по крайней мере, недовольство, возможно, каким-либо образом выраженное, хотя на самом деле это недовольство имеет другие корни – голод. И для того, чтобы прийти в более спокойное состояние, достаточно совершить очень простые, неагрессивные действия – что-то съесть.

Люди с давних времен пытались разобраться в разных проблемах, анализируя определенные ситуации. Личность каждого человека уникальна, но в то же время между людьми всегда есть сходные черты. На основе этого и создавались психологические тесты.

Современные тесты помогают понять особенности нашего характера, разобраться с комплексами, обрести согласие в семейной жизни, научиться понимать себя и своих близких и находить общий язык с коллегами по работе. Обрести гармонию в отношениях помогут тесты. Это прекрасный способ лишний раз убедиться

в том, что все в порядке, или подсказать верный способ решения проблемы. Психологические тесты уже давно подтвердили свою высокую значимость.

Самое сложное – научиться интерпретировать их, но для вас подобной проблемы не существует, поскольку с помощью данного сборника вы с легкостью получите ответы на любые вопросы.

Если вы хотите лучше разобраться в себе, предложенные тесты предназначены именно для вас. Постарайтесь отвечать предельно честно и без лишних раздумий, выбирая тот вариант ответа, который наиболее соответствует действительности. Ни один тест не даст точной характеристики, если вы

Полученные результаты позволят вам взглянуть на себя чужими глазами, увидеть себя со стороны. Стоит помнить о том, что тест является в первую очередь вспомогательным материалом, который указывает на определенные особенности характера. Соответственно, возникает повод задуматься над результатами, обратить внимание на выявленные проблемные места.

Но все‑таки не стоит воспринимать результаты тестирования как приговор.

Конфликтный ли вы человек?

Этот тест поможет вам распознать, насколько вы терпимы к окружающим, можете ли вы нейтрализовать конфликтную ситуацию и насколько вы можете быть сдержанным в такие моменты. Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Критикуете ли вы начальство за допущенные ошибки?

– б) да, в зависимости от личного отношения к руководству;

2. Любите ли вы спорить с коллегами и друзьями?

– а) если споры не портят отношений;

– б) только по принципиально важным вопросам;

3. Споря с детьми, признаете ли вы свои ошибки?

– б) если это не снизит моего авторитета;

4. Можете ли вы вмешаться в спор в общественном транспорте?

– б) да, с удовольствием;

– в) только, чтобы отстоять свою точку зрения.

5. Что вы будете делать, если кто‑то попытается пролезть вперед вас без очереди?

– а) тоже пойдете без очереди;

– б) будете возмущаться, но про себя;

– в) выразите свое недовольство.

6. Если вас обсчитали в ресторане, как вы поступите?

– а) не дадите чаевых;

– б) попросите пересчитать еще раз;

– в) устроите скандал.

7. Вам предлагают план работы, который кажется вам нерациональным, подвергнете ли вы его критике?

– в) в зависимости от обстоятельств.

8. Возмущает ли вас, если кто‑то недостаточно хорошо выполняет свои обязанности?

Читайте также: