Сочинение мой читательский дневник

Обновлено: 28.06.2024

“Читать – это еще ничего не значит, ЧТО читать и КАК ПОНИМАТЬ прочитанное – вот что главное.” К. Д. Ушинский
Дата чтения______________________ Название____________________________________________________________Автор_____________________________________________ Главные герои_________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ Сюжет________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ Впечатления от прочитанного____________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ Воплощение впечатлений в рисунках (как вариант)

(1 votes, average: 5.00 out of 5)


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ШКАТУЛКА МОИХ МЫСЛЕЙ – ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новолялинского городского округа "Средняя общеобразовательная школа №4"


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Теоретическая часть работы………….………………………….………. ……4

Практическая часть работы…………….. .………………………….…………. 5

Чтобы заполнить читательский дневник, нужно стать настоящим читателем…7

Вид и оформление читательского дневника………………………………………7

Введение

Любите книгу, она облегчит вам жизнь,

дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей,

чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя,

она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Летом 2013 года я ездила к моей бабушке, которая живет в деревне. Она показала мне удивительную вещь – свою шкатулку. Бабушка сказала, что в ней хранится все самое ценное и дорогое ее сердцу.

Тема актуальна для младшего школьника, так как именно сейчас мы учимся наблюдать за героями, быть внимательными и наблюдательными. Формулировать основную мысль (выискивать главное), учимся записывать это.

Объект исследования: читательский дневник.

Предмет исследования: разные виды читательских дневников, которые может вести школьник.

Гипотеза. Я предположила, если вести читательский дневник (делать периодически свои записи), то можно привыкнуть наблюдать за героями книг, разбираться в их плохих и хороших побуждениях и поступках, анализировать и, как следствие, изменить свой характер в лучшую сторону; а также лучше учиться: быстрее читать, писать без ошибок

Цель – найти помощника – завести читательский дневник и определить для себя пользу.

Узнать, что такое дневник.

Рассмотреть, какие виды дневников бывают.

Изучить литературу и узнать, вели ли дневники великие люди и как это им помогло.

Провести опросы и эксперименты со своими одноклассниками.

Описать практические эксперименты.

Предложить свой способ ведения читательского дневника.

Проанализировать полученные результаты.

Теоретическая часть работы

Из словаря Д.Н. Ушакова я узнала, что дневник это: 1. Записки личного характера, ведущиеся изо дня в день. 2. Ежедневные записи научных наблюдений, производимых во время экспедиций и исследований. 3. Книга, в которую записываются служебные операции, производимые в течение дня. 4. Ученическая тетрадь для записи задаваемых уроков и для отметок об успехах.

Изучив литературу я узнала, что Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой вел свой дневник шестьдесят три года, с юности и до самой старости. Чтобы стать лучше, чем ты есть, надо, думал Толстой, узнать свои недостатки и их побороть. Недостатков в самом себе он видел много, но для борьбы с ними у него не хватало воли. Вот он и решил записывать в дневнике все свои слабости и дурные поступки, чтобы не забывать о них, а постараться от них поскорее избавиться. Дневник помог молодому Толстому не только сделаться великим тружеником, но и стать писателем. Перечитывая дневник, Толстой видел, как постепенно изменяется его характер, следил за развитием своих стремлений, за исполнением своих собственных хороших намерений. Дневник, как зеркало, отражал внутреннюю жизнь Толстого, его душевный рост. Так, дневник Толстого помог ему воспитать в самом себе силу воли, научил его не только следить за внутренними переживаниями человека, но и описывать их. А ведь в этом и состоит главная задача писателя.

Ученый также не может обойтись без дневника. Ему важно помнить всю жизнь, где, когда, при каких обстоятельствах делал он свои наблюдения и опыты. Ему все нужно записывать. Например, Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия писал в свой дневник новые, интересные сведения о флоре и фауне тропических стран для ученых и любителей естествознания.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изученной литературы я выявила, что дневники могут сыграть большую роль в жизни человека и подняла этот вопрос в своем классе. Возможно, одноклассники обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями.

Практическая часть работы

В январе 2015 года я спросила у ребят в классе, ведут ли они дневники? 100% опрошенных ответили, что ведут дневник школьника, потому что это обязательно, только 6% опрошенных ведут личный дневник, читательский дневник не ведет никто. Причины, по которым не ведут дневник: не интересно – 18%; не знают, с чего начать – 44%; не знают, для чего их нужно вести – 20%; никогда не слышали о таких дневниках – 16%.

Разнообразие дневников

В современном мире большинство взрослых людей ведут дневники. Деловые люди ведут ежедневники. Это необходимо, чтобы четко спланировать свой день и записать важные дела. Такой ежедневник есть у каждого школьника. Это дневник. В своем дневнике я не только записываю расписание уроков, домашнее задание, но и ставлю самооценку своей работе, анализирую успехи в конце недели, записываю важные дела. Если, еще учась в школе, научиться правильно пользоваться своим дневником, то в будущем это непременно поможет добиться успехов.

Дневник наблюдений и исследований. Ученые, проводя исследования или опыты, непременно фиксируют результаты своих действий, чтобы его можно было повторить или проделать вновь, не совершив ошибок. Когда я была еще в детском саду, то наблюдала за ростом и развитием огурцов и дынь в огороде. Полученные результаты зарисовывала в дневник наблюдений. В первом классе наблюдала за погодой на улице и записывала, анализировала результаты. При ведении такого дневника развивается наблюдательность и внимание.

Личный дневник. Помогает узнать человеку самого себя. Писать то, что происходит каждый день, особенно когда не с кем поделиться…. Мой личный дневник называется Моя счастливая жизнь. Там я записываю, что со мной произошло за день. Но самое главное, в конце я обязательно указываю пять причин, которые сделали меня счастливой в этот день.

Самый значимый дневник, который может вести младший школьник – это дневник читателя. Ведь больше всего информации мы получаем из книг. Чтобы лучше запомнить и понять произведение, разобраться в поступках героев, вынести из произведения какую-то мысль, школьник нуждается в помощи. Помощником для него будет дневник читателя. Он поможет тренировать память, научит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли.

Читательский дневник

Чтение делает человека знающим,

а привычка записывать – точным.

Я провела эксперимент.

Мои одноклассницы Соня и Лена прочитали рассказ. Соня делала записи о прочитанном, Лена - нет. Через две недели с ними провели беседу. Результат: Соня принимала активное участие в разговоре, с интересом отвечала на вопросы, Лена вспомнила только имена главных героев, с трудом могла пересказать сюжет рассказа.

Я убедила одноклассников, что вести дневник читателя полезно.

Чтобы заполнить читательский дневник,

нужно стать настоящим читателем

Мой научный руководитель Елена Афанасьевна познакомила меня с технологией продуктивного чтения. Продуктивное чтение - это чтение, результатом которого является глубокое восприятие и понимание текста.

Технология – это последовательность этапов работы (шагов). Сноска

Итак, получилось, что технология продуктивного чтения включает три шага.

Вид и оформление читательского дневника

Нужно решить, как хранить дневник, на бумаге или в электронном виде.

Существует следующие виды электронных читательских дневников:

Дневник на вики-странице.

Дневник читателя в формате книжки.

Дневник в виде путешествий литературных персонажей на Гугл-карте.

Дневник читателя в виде рекламных плакатов к прочитанным книгам.

Дневник судеб персонажей прочитанных книг в виде Ленты времени.

Видеодневник читателя на YouTube.

Я для себя решила вести читательский дневник в тетради в клетку формата А4. В этой тетради съемные листы. Это удобно, т.к. в любой момент можно вложить дополнительный блок листов. Также я веду читательский дневник в алфавитном порядке по фамилии автора, то есть пишу о произведении на отдельном листе и вкладываю его в нужное место. Можно вставить рисунок к любому произведению. Считаю этот вариант наиболее удобным.

Следующий момент - оформление дневника читателя.

Единых требований ведения дневника не существует.

Я веду читательский дневник читателя в произвольной форме. В нем по порядку идут разделы:

- название произведения, жанр, год написания;

- автор, его годы жизни, род деятельности;

- главные герои, их краткое описание;

- краткое содержание книги;

- мои мысли о книге (здесь я анализирую поступки героев);

- раздел книга меня научила (в этом разделе записываю цитаты, мудрые мысли и слова героев книги, которые стали для меня правилами в жизни);

Хочу отметить, что в свой читательский дневник я записываю не все произведения, которые я прочитала, а только те, которые произвели на меня особое впечатление, которые чему-либо научили или заставили задуматься.

Практические эксперименты

Ребята из класса заинтересовались темой моего исследование еще больше и приняли участие в следующих экспериментах.

На лето всем ученикам класса дали задание читать понравившиеся книги и сделать записи в читательский дневник.

14 чел. – выполнили задание, завели дневник читателя;

7 чел. – не выполнили, т.к. отдыхали.

Эксперимент №1. Беседа по прочитанным книгам.

Описание эксперимента. С классом провели беседу по прочитанным за лето книгам.

Итог эксперимента. Ребята, которые прочитали больше книг и сделали подробные записи в дневниках, более активно принимали участие в беседе, подробно пересказывали сюжет, анализировали поступки героев, высказывали и отстаивали свою точку зрения, четко формулировали свои мысли, а значит, меняли что-то в себе, своем характере. Остальные сбивчиво говорили или просто молчали.

Эксперимент №2 Проверка техники чтения.

Описание эксперимента. Учащиеся читали текст за 1 минуту и показали следующие результаты: более 120 слов в минуту читают 4 человека; от 100 до 120 слов – 9 человек; от 70 до 100 слов – 9 человек; от 50 до 70 слов – 2 человека; до 50 – 1 человек.

Итог. Самую высокую скорость чтения показали учащиеся, которые ведут читательские дневники.

Эксперимент №3. Написание диктанта.

Описание эксперимента: Учащиеся написали диктант и показали следующие результаты: не допустили ошибок в диктанте – 7 человек; допустили 1 ошибку – 6 человек; допустили 2 ошибки – 3 человек; допустили 3 ошибки – 4 человека; допустили 4 ошибки – 3 человека; допустили 5 ошибок – 1 человек; допустили 6 ошибок – 1 человек.

Итог. Не сделали ошибок в диктанте либо допустили 1 ошибку учащиеся, которые ведут читательские дневники. Остальные допустили 3,4 и более ошибок.

Заключение

В течение целого года я проводила исследовательскую работу. В январе 2016 года вновь провела опрос одноклассников и получила следующие результаты. 100% опрошенных продолжают вести дневник школьника, 74% - опрошенных периодически делают записи в дневнике читателя, 24% - попробовали вести дневник наблюдений, 6% опрошенных продолжают вести личный дневник.

Проанализировав проведенное мною исследование, я пришла к выводу, что ведение дневников это очень важно, они могут сыграть большую роль в судьбе человека. В период, когда большую часть информации, мы получаем из книг, важно вести дневник читателя – это хороший помощник школьнику.

Во-первых, Читательский дневник помогает тренировать память, лучше учиться. Грамотно и красиво писать, развить читательские навыки, четко формулировать и высказывать свои мысли – это все то, чему должен научится каждый в школе. Дневник будет помощником и при подготовке к литературным конкурсам, викторинам, и самое главное к Единому государственному экзамену.

Список литературы

Большой энциклопедический словарь, Астрель, 2011г.

Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. Том 21 Избранные дневники 1947-1894гг., Москва, Художественная литература, 1984г.

Шкатулка моих мыслей

Сергей Светлов и Василий Темкин возвращались из школы и увидели соседку бабушку Варвару, которая стояла возле подъезда с большими сумками. Ребята подбежали к ней и закричали:

- Бабушка Варвара, мы поможем донести сумки до квартиры. И не дожидаясь ответа, схватили каждый по сумке.

Когда друзья, пыхтя от тяжести своих школьных рюкзаков и покупок бабушки Варвары, забрались на четвертый этаж, то она пригласила их к себе пить чай с конфетами. Они не отказались. У порога их встречал кот Ошибка, то есть Рыжик. С того момента, как познакомил и подружил Сережу и Васю, он стал большим и пушистым.

Мальчики стали ходить по квартире бабушки Варвары, пока она кипятила чайник. Все вокруг казалось необычным. Здесь не было ни большого телевизора, ни компьютера, ни микроволной печи. Зато по середине комнаты стоял большой стол, накрытый белоснежной скатертью, в углу - швейная машинка, вдоль стены - старинный сервант, где стояли фотографии, некоторые даже черно-белые. Особое внимание мальчишек привлекла необычная шкатулка. Уж очень им захотелось узнать, что лежит внутри. Они стояли и смотрели на нее, пока в комнату не зашла бабушка Варвара.

- Что понравилась шкатулка? – спросила она своих помощников. – Действительно, необычная. Садитесь скорей за стол, я вам сейчас покажу.

Разлив в чашки мальчиков ароматный чай, она аккуратно, с какой-то особой заботой взяла шкатулку из серванта и поставила на стол.

- Неужели это дорого стоит, - удивленно спросил Темкин. – Ничего особенного.

- Молчи, Вася, - громко шепнул ему Сергей.

Бабушка Варвара ничего не ответила. Она долго и внимательно рассматривал свои вещи, а по щека у нее текла слеза… Наконец, она начала говорить:

- Да, Вася, никто за это ни даст и монеты, но дороже этого у меня ничего нет. Здесь спрятаны мои воспоминания, мои чувства, мои мысли…

Темкину, наверно, стало стыдно, потому что он покраснел.

- А знаете, бабушка Варвара, - вдруг начал говорить Сергей. – У меня тоже есть такая шкатулка.

- Какая шкатулка, Светлов? - почти засмеялся Темкин, - ведь ты еще школьник.

- Да Вася, мы школьники, и самое главное для нас сейчас получать знания, чтобы потом применять их в жизни. Мы узнаем много информации из книг, и у нас возникают свои мысли о прочитанном, мы полны разных эмоций. Я записываю свои мысли в читательский дневник. Это и есть шкатулка моих мыслей.

- Правильно ты, Сергей, рассуждаешь, - поддержала соседка. – самое главное в жизни – это работа над собой. И твоя шкатулка обязательно пригодится тебе в жизни.

Василий Темкин сидел и смотрел то на бабушку Варвару и ее шкатулку, то на своего друга Сергея Светлова. Может быть, в его голову пришла правильная мысль, которую нужно непременно положить в свою шкатулку…

Название Автор Просмотры Маленький принц
Описание
5 класс 97 588 147 48Пилот самолета вынужден осуществить экстренную посадку в пустыне Сахара. Там он встречает Маленького принца, который является инопланетянином. Тот рассказывает летчику о своих путешествиях, жизни дома. Там он оставил Розу, красавицу с шипами,… Дубровский
Описание
6 класс 88 380 93 33В поместье Покровское обитают двое друзей – бывший генерал Троекуров и отставной поручик Дубровский. Кирила Петрович славится своим жестоким нравом и порой для развлечения закрывает гостей в комнате с голодным медведем. Между помещиками возникает… Недоросль
Описание
8 класс 81 731 50 20Митрофан — шестнадцатилетний сын Простаковых, тот самый недоросль. Мать наняла ему учителей, но сама же мешает проводить уроки и часто отпускает сына порезвиться. Она считает, что уметь читать и считать необязательно, достаточно уметь пересчитывать… Алые паруса
Описание
6 класс 80 686 133 34В небольшой рыбацкой деревне Каперне живет старый моряк Лонгрен с дочкой Ассоль. Мать девочки умерла, когда малышка только родилась. Однажды Ассоль играла корабликом с алыми парусами у лесного ручья. Там она встретила старика Эгля. Старик пообещал… Детство
Описание
7 класс 78 999 55 22Десятилетний мальчик Николенька Иртенев живет в дворянской семье. Отец принял решение забрать их с братом в Москву. Папа хотел дать своим детям лучшее образование. Перед отъездом семья вышла на охоту, того попросили дети. Разлука с матерью сильно… Капитанская дочка
Описание
8 класс 68 268 32 14Отец главного героя решает, что его сыну на 17 году жизни пора повзрослеть и стать на службу в армию. Он отправляется в Белгородскую крепость, близ Оренбурга. В тяжелой дороге помощь оказывает Пугачев, которого отблагодарили заячим тулупом. По… Ревизор
Описание
8 класс 65 102 41 17Городничий небольшого уездного города получил известие, что из Петербурга к ним едет ревизор – инкогнито. Он сам и все чиновники сильно напуганы этим известием, поскольку каждый из них нечист на руку и нарушают законы на своей службе. Хлестаков,… Уроки французского
Описание
6 класс 65 097 70 18В 1948 году мальчик отправился в 5 класс райцентровской школы для продолжения образования. Он был старшим ребенком в большой семье, отец его не вернулся с фронта, а мать много трудилась, стараясь прокормить троих детей. Но все село возлагало на него… Левша
Описание
6 класс 62 058 59 21Будучи с визитом в Англии Александр I увидел блоху, умеющую танцевать. Он ее купил. Когда на трон взошел Николай I, блоха была найдена в вещах покойного. Платов объяснил государю, что это за блоха. Он восхитился европейскими механиками, но заявил,… Кладовая солнца
Описание
6 класс 59 668 57 22Настя и Митраша стали сиротами. Их мама умерла от болезни, а папа погиб под пулями на войне. Дети остались сами жить в родительском доме. Сразу вести хозяйство помогали соседи, но со временем они стали все делать сами. Однажды Веселкины пошли…

Название Просмотры Мертвые души
Описание
46 437 28 21Чичиков является коллежским советником средних лет. Он приезжает в один губернский город. Расспросив в гостинице о главных людях местности Чичиков их посещает. Ему удается произвести приятное впечатление на помещиков и чиновников. Но цель у него не… Горе от ума
Описание
41 737 19 8Молодой дворянин возвращается на Родину после трехлетнего пребывания за границей. В Москве у него оставалась любимая девушка, к которой он и стремится всей душой. Но, встретившись с Софьей, он замечает в ней большие перемены. При этом юноша,… Герой нашего времени
Описание
41 474 20 15Печорин — представитель современной молодежи, эгоистичный и жестокий человек, живущий сиюминутной страстью и не думающий о будущем. Вот он увидел Бэлу и украл ее из под носа жениха, а потом оставил в крепости, понимая, что не любит, а девушка… Евгений Онегин
Описание
39 860 22 7Евгений Онегин — молодой повеса, он циничен и холоден, поскольку светское общество и развлечения ему пресытились, он испытывает хандру, его ничего не интересует, и он прожигает время в кратковременных удовольствиях. Умирает его дядя из глубинки,… Матрёнин двор
Описание
30 169 9 5Автор – рассказчик после войны и лагерей оказывается в глубине России, в маленькой деревне под названием Тальново, куда он устраивается учителем и встает на постой к местной жительнице Матрене Васильевне Григорьевой. У Матрены была нелегкая судьба:… Судьба человека
Описание
29 919 12 4Автор и рассказчик встречаются на переправе, автор обращает внимание на глаза Андрея, словно подернутые пеплом. Они разговорились, и Соколов поведал всю историю своей жизни: как до войны у него была хорошая семья и трое детей. На фронте Андрей попал… Слово о полку Игореве
Описание
28 374 7 3В начале повести есть небольшое лирическое отступление к древним былинам. Первая часть повести рассказывает о приготовлениях к военной кампании двух князей-братьев и об их большом походе на половцев. По пути князь Игорь видит затмение солнца. В те… Гамлет
Описание
21 939 8 4Гамлет видит дух своего отца, и тот рассказывает, что его убил Клавдий с целью получить трон и королеву, и требует отомстить. Гамлет в расстройстве чувств, как родной дядя и мать могли так поступить! Он мечется между желанием отомстить и… Белые ночи
Описание
21 790 8 2Мечтатель часто гуляет в одиночестве, зная всех прохожих и дома. Он живет в Петербурге много лет, но не имеет друзей и никогда не знакомился с женщинами. Одной из белых ночей он увидел на набережной плачущую девушку, но не решился подойти. Когда к… Смерть чиновника
Описание
20 007 22 1Червяков посетил театр и во время представления наблюдал за сценой через бинокль. Почувствовав щекотание в носу, он отвернул лицо от бинокля и чихнул. Сначала он подумал, что ничего страшного не совершил, но затем увидел, как генерал Бризжалов,…

Самостоятельная работа на заданную тематику. Она должна быть написана полностью самостоятельно. Если работа содержит плагиат, то она не засчитывается. Если она не соответствует требованиям, предъявленным преподавателем, то она не засчитывается. Если работа сдана не в сроки указанные преподавателем, то она не засчитывается.
Анализ полного текста по этике, анализ части текста по философии
Студент должен отвечать на поставленные вопросы к тексту, свободно излагая материал, иллюстрируя его цитатами из текста. Если студент построил свой ответ, опираясь на критику, а не на текст, то ответ не засчитывается. Если студент вместо самостоятельного ответа, читает текст, то ответ не засчитывается. Если студент не может ответить на вопросы к тексту, то ответ не засчитывается.
Требования к реферату
Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. В процессе реферирования главная информация корректируется незначительно. Цель реферата – ответ на вопрос, ЧТО ИМЕННО говорится в работе нового, существенного. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат имеет следующие признаки: содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника; содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
Реферат с защитой
Студент свободно излагает материал, обращаясь к тексту реферата изредка. Отвечает на поставленные вопросы. Если студент читает реферат, а не рассказывает, то реферат не засчитывается. Если реферат не отвечает требованию, то реферат не засчитывается. Может быть только один на каждую тему.
Реферат без защиты
Реферат написанный от руки на листах А4. Объём не менее 5 страниц. Если содержимое реферат не отвечает заявленной теме, то реферат не засчитывается. Один человек может сдать только один реферат без защиты по теме практической.
Анализ проблемной и конкретной ситуации
Студент активно участвует в дискуссии, обсуждение проблемной ситуации. Высказывает свою точку зрения, оспаривает точку зрения других. При этом под точкой зрения понимается: аргументированная и продуманная точка зрения на проблему. Если студент вставляет случайные реплики, оперирует мнениями, мешает ходу дискуссии либо обсуждения, то это не засчитывается.

Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?

В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
Записывая автора произведения , главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.
Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.
Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости , подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

Как же оформить читательский дневник?

впечатлениях и настроении, полученных о прочитанной книге;
событиях, которые оставили наибольшее впечатление, используя словарь настроений;
впечатлениях о времени или событиях, в котором жили герои произведения;
впечатлениях о стиле автора, его способности передавать события, интересные сведения.
Отзыв в читательском дневнике о прочитанной книге
Конечно же, ребенок в 1 классе не сможет сесть и написать отзыв о произведении, так как его словарный запас еще должен пополняться, а сложная мыслительная деятельность развиваться.
Сначала первоклассник будет просто наговаривать ответы на вопросы, а родители помогать записывать и оформлять. Не писать за ребенка, а помогать, наталкивать на мысль, умело задавать вопросы. С каждый отзывом будет все легче. Работа в команде не останется незамеченной и раскроет литературные таланты ребенка.

Этапы написания читательского отзыва:

Вступление.
Описание книги и персонажей.
Сюжет (краткий пересказ)
Рассуждение. Основная часть (свое мнение, впечатления)
Заключительная часть (рекомендации)
Лучше писать отзыв о книге, используя перечень примерных вопросов:
В чем главная мысль произведения? Тема? Идея?
Перечисли главных героев книги. Чем они тебе запомнились? Нравятся ли тебе черты характера и поступки какого-то героя? Ты бы поступил также? Хотел бы быть похож на него/нее? Какого героя осуждаешь? За что?
Какой эпизод из книги запомнился больше всего?
Что показалось необычным в историческом периоде (времени) жизни героя? Какие события удивили? Какое это время?
Чему учит автор и книга в целом? Над чем пришлось задуматься? Зачем, по твоему мнению, автор ее писал? Что хотел донести читателю? Согласен ли ты с автором?
Хочется ли перечитать книгу снова? Посоветуешь ли прочитать эту книгу своим друзьям? Почему?
Хочешь ли прочесть другие книги этого автора? Если уже читал произведения этого автора, что можешь сказать, похож ли стиль написания, литературные приемы? Какой он человек, автор книги?
Созданы ли по книге: фильм, мультфильм, картины, вышли продолжения книги и т.п?

Шпаргалка выражений для написания отзыва:

В прошлом посте я рассказывала вам об общих рекомендациях по ведению читательского дневника. Сегодня на своём примере расскажу и покажу, как я адаптировала под себя несколько систем. И отвечу на часто задаваемые вопросы.

Зачем тебе это нужно?

Я довольно много читаю и делюсь отзывами о книгах в социальных сетях. Читательский дневник помогает не упустить важные и интересные моменты произведений и написать подробный обзор.

Есть ли какая-то система?

Да, определённая система у меня уже сложилась. Вначале каждого блокнота я обязательно делаю страничку с условными обозначениями , которые ставлю на полях. Символы я увидела в одном из видеороликов на YouTube, а саму идею взяла из bullet journal. Если вам интересно подробнее узнать об этой системе планирования и моём опыте её использования – дайте знать в комментариях.

Далее – содержание . Здесь три столбца: даты чтения, автор и название книги, страницы. Обязательно нумерую все листы в дневнике, чтобы потом легко ориентироваться в записях. (Ещё раз спасибо bullet journal).

Содержание и условные обозначения, которые помогают ориентироваться в записях. Фото из личного архива

Содержание и условные обозначения, которые помогают ориентироваться в записях. Фото из личного архива

В этом году я решила вести статистику прочитанного. А также отслеживать годовые цели и планы на месяц. Как вы можете видеть на фото ниже, у меня это плохо получается. Последние три месяца я мало читаю из-за подготовки к экзаменам на права. Но после окончания учёбы планирую всё наверстать.

Из чего состоит отзыв?

Здесь всё довольно просто: имя автора и название произведения. Ниже комментарий: откуда взята книга (личная или общественная библиотека, буккроссинг), формат (бумажная, электронная, аудио), жанр. Если произведение прочитано в рамках марафона, обязательно это указываю. А также в какую подборку потом его можно вставить.

В самом отзыве я пишу всё, что придёт на ум: краткий пересказ сюжета, характеристика персонажей. Описываю свои чувства и эмоции во время прочтения и после. Отмечаю интересные или спорные моменты.

Если это рецензия на нон-фикшн книгу , я могу рисовать схемы, писать подробные конспекты глав, которые особо меня заинтересовали, рисовать или вклеивать распечатки. Однако порой эти приёмы я использую и при написании отзыва на художественное произведение.

Кстати, не так давно я стала украшать свои записи картинками с обложками книг. Эту идею я подсмотрела на YouTube. Вообще там можно найти много интересных и вдохновляющих роликов, если хорошенько поискать.

А как же эстетика и красота?

Когда все мысли перенесены на бумагу, я ставлю оценку книге. От 1 до 5 звёзд. В этом мне помогают штампы с Aliexpress. Что касается оформления читательского дневника, то тут я, пожалуй, минималист. Максимум, что использую: декоративные скотчи и всё те же штампы. Очень редко в моих читательских дневниках появляются стикеры.

Далее следуют цитаты . Обычно я выписываю их довольно много. Особенно из художественных произведений. Все цитаты из нон-фикшн идут в основную запись-конспект.

Поделись лайфхаками.

Как я писала в прошлом посте , для читательского дневника лучше всего выбирать блокноты с разлиновкой в точку. Мне удобно, когда есть закладка-ляссе (тонкая лента), а также резинка, которая закрывает блокнот. Чтобы было проще ориентироваться, я клею сбоку специальные стикеры с обозначениями месяцев.

Ещё один лайфхак : придумайте цветовую кодировку. Её можно применять в содержании: ставить разноцветные кружочки рядом с названием книги. Так вам будет легче ориентироваться в прочитанном. Для этого можно использовать цветные ручки или карандаши, специальные стикеры или декоративный скотч.

Что посоветуешь тем, кто решил вести читательский дневник?

  • Не бойтесь экспериментировать.
  • Изучайте различные системы ведения записей и адаптируйте их под себя.
  • Пишите, что хотите и как хотите. Мы не в школе, и никто не запретит вести вам читательский дневник так, как того требует душа. Рисуйте, клейте стикеры. Пишите длинные сочинения или короткие отзывы – всё, что угодно.
  • Если вам не нравятся бумажные носители, можете смело писать рецензии в электронных блокнотах. И там оформлять заметки по вашему вкусу.
  • Не надо себя заставлять вести читательский дневник, если вам это неинтересно вообще или в данный конкретный момент. Делайте то, что нравится!

В конце каждого отзыва ставлю оценку книге. А затем выписываю понравившиеся цитаты. Фото из личного архива

В конце каждого отзыва ставлю оценку книге. А затем выписываю понравившиеся цитаты. Фото из личного архива

Вот здесь вы можете посмотреть небольшой обзор одного из моих законченных читательских дневников.

Расскажите в комментариях: надо ли вести читательский дневник? Ведёте ли вы подобный блокнот?

Если вам понравилась статья, поддержите мои труды лайком. Поделитесь этой записью с вашими друзьями. Подписывайтесь на канал, впереди вас ждёт много интересных и полезных статей.

Читайте также: