Сочинение могучий дух мцыри
Обновлено: 02.07.2024
Там, где, сливаяся шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…
-
О, как туда хотелось мне, От мрака кельи и молитв, В тот чудный мир страстей и битв… Я слезы горькие глотал, И детский голос мой дрожал, Когда я пел хвалу тому, Кто на земле мне одному Дал вместо родины – тюрьму…
Образ монастыря-тюрьмы был для Лермонтова воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, подрезает крылья человеку, мешает свободному полету его духа, лишает права на жизнь и борьбу. Развалины монастыря Джвари помогли поэту создать этот образ громадного прогрессивного значения.
-
Сквозь пары Вдали чернели две горы. Наш монастырь из-за одной Сверкал зубчатою стеною. Внизу Арагва и Кура, Обвив каймой из серебра Подошвы свежих островов, По корням шепчущих кустов Бежали дружно и легко…
Мцыри был вынослив, как его сородичи. Он с детства привык лазить по горам. Аулы его племени повисли, как орлиные гнёзда, на уступах скал, и к ним вели едва проходимые тропинки. Мцыри увезли шестилетним мальчиком. Он хорошо помнил родные места и сохранил с детства приёмы и навыки горца.
Мечтая о доме, Мцыри все время смотрит на восток. Он принадлежит к одному из горных племен, живших в одном из самых величественных и диких мест Кавказа, к востоку от Военно-Грузинской дороги. Племена эти, тушины, пилавы и хевсуры, известны в грузинских летописях под именем пховелов. Они отличались баснословной храбростью, про них пели песни. Сдаваться в плен у них считалось позором. В сражениях иногда участвовали мальчики моложе 15 лет. В черновиках поэмы сохранилось описание сородичей Мцыри. Лермонтов точно воспроизвел их костюм.
Мечтая о родном доме, юноша видит сон. Земля гудит под тысячью копыт. Несутся всадники в боевом вооружении. На каждом – стальной шлем и красный бешмет. Именно так одевались воины этих горных племен. Они носили красную или синюю суконную одежду, а отправляясь в бой, воин был весь закован в железо и на голове его был надет шишак с сеткой, покрывающей шею.
Сила духа - это очень тонкое понятие. Она состоит из сильной воли, стойкости, презрения к боли и страданиям. Это то, что помогает человеку победить казалось бы в безнадёжной ситуации.
Молодой офицер Лермонтов, служа на Кавказе, не раз наблюдал эту силу духа у представителей горских народов. Сама природа, довольно суровая в тех краях, воспитывала в людях стойкость и умение идти на риск.
Мальчиком еще Мцыри перемещен волею судеб в иную атмосферу. Его окружают монахи, которые предпочитают послушание и добровольный отказ от всего мирского. Для них сила духа проявляется в беззаветном служении Богу.
Мцыри - совсем другой человек: он горец, он родился среди свободного пространства высоких гор, он наблюдал свободное парение больших птиц, он - человек свободы. Но вскоре Мцыри предстоит принять монашеский обет, и юноша вспоминает клятву, что совершил он пред горами и пред самим собой - вырваться из теплого, но тесного его душе монастыря на свободу.
Эта идея полностью поглотила все помыслы Мцыри, обстоятельств не сломили силу духа, его стремление к свободе.
Тот факт, что воспитание в монастыре не убило в нем свободолюбивого горца, говорит о его большой победе, о стойкости духа.
Те три дня, что Мцыри провел вне стен монастыря, многое ему показали, какой может быть жизнь полная тревог и опасностей. Он увидел подлинную красоту природы, и прекрасную девушку, и победил в схватке горного хищного барса.
За эти три дня Мцыри будто прожил отдельную жизнь идя на восток в поисках Родины.
Однако его путь завершился по кругу, все надежды парня оказались обманными: он проиграл свою свободу.
Он не жалеет о своем поступке, Мцыри горд и рад, хотя сознает, что находится при смерти. Теперь он не может упрекнуть себя в том, что ничего не сделал, чтобы воссоединиться со своими родными, а не оставаться сиротою.
Мцыри вызывает действительное восхищение силой своего свободолюбия и целеустремленности. Его жизненный путь не из легких, но дух Свободы делает его фигуру геройской. Даже умирая, он благословляет свою Родину и родных, которых ему уже не суждено увидеть.
Поэма оставляет читателя в горьком раздумье и с вопросом: найдутся ли у меня такие душевные силы в тяжкую минуту жизни?
Идейное содержание поэмы выражено в ее центральном и по существу единственном образе – Мцыри. Его исповедь – главная часть поэмы, в которой с особой полнотой и глубиной раскрывается духовный мир героя. Но исповеди Мцыри предшествует вступление от автора, в котором не только дается краткое изложение всего сюжета, но и содержатся указания, позволяющие судить о характере Мцыри.
Еще ребенком Мцыри проявил “могучий дух его отцов”, стойкость и выносливость, гордость.
“Пугливый и дикий”, он “без жалоб” переносил болезнь:
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
С детских лет попав в монастырь, он не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. “Он знал одной лишь думы власть” – вернуться в родной аул,
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре.
Только на воле, в те дни, которые Мцыри провел вне монастыря, раскрылось все богатство
его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи.
Он проявляет упорство в достижении поставленной цели – вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод:
…Я цель одну – Пройти в родимую страну, Имел в душе – и превозмог Страданье голода, как мог…
Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна.
Мцыри любит природу, чувствует ее красоту, понимает ее. Он ощущает свое родство со свободной и мощной стихией. Истомившийся от душевного одиночества в монастыре, Мцыри в общении с природой стремится победить гнетущее чувство тоски по родине.
Его душевное состояние, его жажду найти родных людей выразительно раскрывают сравнения, к которым он прибегает, рассказывая о природе. Так, деревья шумят “свежею толпой, как братья в пляске круговой”; сам он, “как брат, обняться с бурей был бы рад”; “обнявшись крепче двух друзей”. В предсмертном бреду ему кажется, что рыбка поет о своей любви к нему.
Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ. “На мне печать свою тюрьма оставила”,- так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его. Но он умирает непреклонным; дух его не сломлен.
Для него понятия “жизнь” и “воля” неразрывно связаны.
…За несколько минут Между крутых и темных скал; Где я в младенчестве играл, Я б рай и вечность променял…
Мцыри просит отнести его перед смертью в то место сада, откуда виден ему родной Кавказ.
В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о человеке-герое, который стремится к свободной жизни и способен на борьбу за нее. Отмечая родственность стремлений Мцыри и самого Лермонтова, Белинский писал: “Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности.
Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью!” Так же понял образ Мцыри и поэт Огарев, друг Герцена. Он сказал, что Мцыри – “его (Лермонтова) самый ясный или единственный идеал”.
Идейное содержание поэмы выражено в её центральном и по существу единственном образе — Мцыри. Его исповедь — главная часть поэмы, в которой с особой полнотой и глубиной раскрывается духовный мир героя. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Мцыри в поэме Мцыри. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Но исповеди Мцыри предшествует вступление от автора, в котором не только даётся краткое изложение всего сюжета, но и содержатся указания, позволяющие судить о характере Мцыри.
. даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре.
Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.
Он проявляет упорство в достижении поставленной цели — вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод:
. Я цель одну — Пройти в родимую страну, Имел в душе — и превозмог Страданье голода, как мог. .
Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна.
. За несколько минут Между крутых и тёмных скал; Где я в младенчестве играл, Я б рай и вечность променял.
Мцыри просит отнести его перед смертью в то место сада, откуда виден ему родной Кавказ.
Читайте также: