Сочинение мое любимое стихотворение лермонтова листок

Обновлено: 04.07.2024

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря,

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы,

Вариант 1

В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире.

Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.

Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.

Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.

Вариант 2

Лермонтов был великим поэтом и писателем, хотя прожил не много. Если бы жизнь подарила ему шанс пожить ещё на этом свете, то вероятно, что он написал бы ещё много прекрасных произведений.

В последние годы своей жизни, судя по сочинению Лермонтов написал стихотворение “Листок”. Здесь фигурируют два образа, листок и чинара. Старый листок, который уже упал с дерева, и гоним ветром, странствовал по свету с маленькой надеждой обрести новый дом.

Это образ путника, который покинул свою родину, не по своей воле. Кинуться в странствия его заставили важные и жестокие обстоятельства. И вот после долгих путешествий по холодной и мокрой, а главное, чужой земле, его поток судьбы принесло к новому райскому уголку, в котором он бы мог найти покой.

Но прекрасный новый мир, только на первый взгляд оказывается таким красивым и радушным. Но молодая и нежная чинара, не считает, что такой старый, грязный листок, может остаться здесь, вместе с ними. Ведь зачем он здесь? Её молодым и зелёным листикам, не интересно будет слушать рассказы старого листика о жизни. Чинара не понимает, что именно он им может дать, и не хочет, чтобы он надолго оставался рядом с ней.

Ведь её здесь хорошо, её корни омывают морские воды, на зелёные листья светит тёплое солнце, и компания старого потрепанного листка не приходилась ей по душе. Для развлечений у неё есть разноцветные птички, что сидят на её ветвях и поют ей весёлые песни. И не смотря на мольбу листка о теплом уголке и небольшой капли любви в чужом мире, рядом с Чёрным морем.

Образ Чёрного моря, усиливает впечатление ещё большей отдаленности от родных краёв. И последнее слово осталось за чинарой, после её отказа, нет больше смысла просить приюта. И все сладкие мечты листка, разрушились в один миг.

Ведь теперь ему опять предстоит податься в путь, и никто не знает, когда он сможет найти то место, в котором сможет чувствовать себя так, как на своей родине. С помощью этого перевоплощения самого себя в листок, автор пытается передать свои чувства изгнания в художественном виде. А образ чинары, это новое общество, новые земли, все то, что относится с пренебрежением и отчужденностью ко всему новому, в том числе и к нему.

Вариант 3

Тема стихотворения — бесприютность одинокой души в жес­током, враждебном мире. Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа.

Судьба несчастного листка оставляет ее безучастной. В сердце ее нет места жалости, сочувствию. Рас­сказ листка о его суровой Отчизне, о беспокойной судьбе и чуд­ных скитаниях по свету не рождает в душе ее ни интереса, ни любопытства. Чинара враждебно настроена по отношению к усталому путнику:

Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море.

Образы листка и чинары в этом произведении антитетичны. В аллегорической форме, используя прием олицетворения, М.Ю. Лермонтов передает основную мысль стихотворения: в этом мире нет места жалости и состраданию, одинокая душа нигде не сможет найти себе приюта, благополучие и счастье глу­хи к бедам, горестям и одиночеству.

Вариант 1

История создания

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

Композиция

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть в стихе и элементы сюжетной лирики, так как в нем можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал параллельную рифмовку ААВВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.

Вариант 2

Поздний этап литературного творчества великого русского поэта Михаила Лермонтова, предшествовавший его смерти на дуэли, характеризуется полным переосмыслением его жизненных ценностей, размышлениями над мотивами своих поступков, и общему подведению итогов земного существования.

Главная тема стихотворения

В центре поэтического повествования оказывается непростая судьба человека, вынужденного скитаться на чужбине в поисках счастья, образ которого автор искусно передает с помощью описания желтого и увядшего дубового листочка, гонимого ветром, опаленного солнцем и стужей. В эпоху романтизма у писателей и поэтов того времени очень часто оторванный от дерева листок выступал символом бесприютной, скитальческой жизни, обездоленности и изгнания

По роду литературы данное произведение относится к философской лирике, его основной темой является желание одинокой и несчастной души наконец-то обрести покой и получить хоть немного человеческой любви и понимания. По жанру это автобиографическая элегия, здесь четко прослеживаются эмоциональные переживания лирического героя, его боль, тоска и острое чувство одиночества.

В основе развития сюжетной линии произведения лежит композиция, состоящая из противопоставления двух центральных аллегорических персонажей: бездомного-скитальца дубового листочка, вянущего и желтеющего от жестокости и безразличия окружающего его враждебного мира, и молодой и красивой чинары, которая живет в полной гармонии с ветром и солнцем, является их любимицей, и поэтому полна силы и энергии. На просьбу о приюте бедного и гонимого странника чинара отвечает гордым отказом, она живет в своем собственном мирке, вдали от чуждых ей проблем и ничего не хочет менять в своей жизни.

Однако, попросив о помощи, он был отвергнут жестокой и эгоистичной чинарой, являющейся яркой представительницей мира, в котором нет места жалости и состраданию, где царят забота о собственной выгоде, эгоизм и пресыщение земными благами. Финал стихотворения остается открытым, хотя все равно становится понятно, что дубовый листок обречен либо на смерть, либо на бесконечные скитания, полные мучений и гонений.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано довольно редким для русской поэзии размером, пятистопным амфибрахием с использованием двух способов рифмовки: смежной и перекрестной. Особая напевность и ритмичность поэтического повествования достигается путем включения парной женской рифмы.

Образ дубового листка передается в первых трех строфах с помощью бессоюзных сложных предложений, образ чинары передается в двух последних строфах, состоящих из пяти предложений в восклицательной и вопросительной форме для передачи её гнева и возмущения.

Судьба бедного скитальца дубового листка, гонимого и не принятого ни кем, во многом созвучна судьбе Михаила Лермонтова, которого считали в обществе человеком замкнутым и нелюдимым. Его богатый внутренний мир был никому не интересен, произведения тоже не пользовались при жизни особой популярностью.

Вариант 3

Восприятие, толкование, оценка

Тема стихотворения — бесприютность одинокой души в жес­током, враждебном мире. Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа.

Судьба несчастного листка оставляет ее безучастной. В сердце ее нет места жалости, сочувствию. Рас­сказ листка о его суровой Отчизне, о беспокойной судьбе и чуд­ных скитаниях по свету не рождает в душе ее ни интереса, ни любопытства. Чинара враждебно настроена по отношению к усталому путнику:

Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море.

Образы листка и чинары в этом произведении антитетичны. В аллегорической форме, используя прием олицетворения, М.Ю. Лермонтов передает основную мысль стихотворения: в этом мире нет места жалости и состраданию, одинокая душа нигде не сможет найти себе приюта, благополучие и счастье глу­хи к бедам, горестям и одиночеству.

Вариант 4

Образ листка, символизирующий изгнанничество, получил широкое распространение среди произведений европейской и русской литературы еще в восемнадцатом веке, в эпоху романтизма.

Конструктивные особенности стихотворения Лермонтова Листок

Конструктивные особенности произведения, следующие: пять строф, четыре из которых — четверостишия, а последняя строфа представлена в форме восьмистишия. Трехсложный размер, примененный Лермонтовым, встречается весьма нечасто, и представляет собой пятистопный амфибрахий. При этом, в стихотворении использованы два вида рифмовки – смежный и перекрестный.

Произведение является автобиографичным. Это становится очевидным еще по последним строкам первой строфы стихотворения. Через образ листка показана судьба самого автора, который в свое время оказался изгнанником Родины, и был отправлен в ссылку на Кавказ, где находится Черное море. Здесь, возле Черного моря, растет молодая и красивая чинара, у корней которой он надеется найти приют.

Противопоставление внешних и внутренних качеств (антитеза) дубового листка и зеленой чинары являются основой стихотворения. Молодая чинара привыкла жить в радости и спокойствии, не зная бед и невзгод. Она имеет хорошие взаимоотношения с окружающими ее морем, солнцем и ветром, в то время как к листку они настроены враждебно: палящее солнце его иссушило, ветер, превратившийся в бурю, гнал его до самого Черного моря, а само море не оставило шансов на спасение.

Такая же ситуация произошла и с самим Лермонтовым: на родине творчество Михаила Юрьевича было востребовано, автор был любим и почитаем, у него имелись поклонники и сподвижники. На Кавказе его произведения не пользуются спросом в силу различий в менталитете. Лермонтов остается непонятым и чужим для местного народа, и чувствует тоску, одиночество и растерянность.

Средства художественной выразительности в стихотворении Листок Лермонтова

В произведении присутствует ряд средств художественной выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, инверсия, аллитерация, ассонанс.

Олицетворение в стихотворении

Если обратить внимание, то в произведении нет четкого описания, что же в дальнейшем происходит с листком, после того, как чинара его отвергает. Также отсутствует ярко выраженная мораль произведения.

Лермонтов заставляет читателей поразмыслить над тем, судьба какого персонажа им ближе: листка, который, пройдя через ряд тяжелых испытаний, получил полезный жизненный опыт и познал смысл жизни, или же бессмысленное существование красивой чинары, которая по-своему счастлива, однако внутренне абсолютно пуста. На протяжении стихотворения автор подводит читателя к тому, чтобы каждый смог сделать вывод самостоятельно.

Поэтому, не стоит надеяться на помощь окружающих, нужно рассчитывать только на себя. При этом, единственным местом, где человек может чувствовать себя защищенным и счастливым, является его Родина, какой бы суровой она не оказалась в один момент.

Вариант 1

Это произведение относят к последнему периоду жизни и творчества автора. Оно было написано за несколько месяцев до гибели поэта в 1841 году. И эту работу в некотором смысле можно отнести к автобиографичной.

Стихотворение “Листок” наполнено метафорами, взять пример того, как Лермонтов сравнивает себя с листом дуба, которая была оторвана от родной ветки и брошена в странствия. В сюжете главную роль занимает человек, который одинок и не может обрести покой.

Это произведение можно отнести к философской лирике, а главной темой выделить поиск самого себя, тепла, свободы и спокойствия. Автор пишет о том, что листок держит свой путь на юг, этим же подчеркивает то, что сам он был с Кавказа.

Лист в стихотворении играет роль одинокого человека, который не может обрести спокойствие в реальном мире. В итоге мы видим, что все надежды на покой и счастье были разрушены. Последние слова в произведении подчеркивают трагичность жизни листка. Итог печален, главного героя в любом случае ждет смерть и одиночные скитания.

Вариант 2

Её листья ветер ласкает. На ветвях – райские птицы, поющие свои сказки. Казалось бы, дубовый листок обрёл покой, пусть и временный. Листок молит чинару о пристанище. Он рассказывает ей о своей нелёгкой судьбе, судьбе странника. Всё, чего он просит – места рядом с её листьями. В благодарность листок будет рассказывать ей истории мудрёные и чудные, которых он знает много.

Но чинара глуха к мольбам. Она пресыщена негой жизни. Её слух утомили даже песни райских птиц. Чинара говорит листку: ты не чета моим сынам, моим листьям, зелёным и свежим. Истории твои мне тоже не нужны. Иди прочь, я тебя не знаю! И чинара услаждается своим выгодным положением. Она раскинула ветви, она для солнца цветёт и блистает, а корни её умываются холодным морем. Вот оно счастье. Но оно не дубовому листку.

Финал стихотворения остаётся открытым. Что сказал листок надменной чинаре, читателю не показывается. Что с ним будет дальше, неизвестно. Возможно, его ждёт гибель, а может быть, скитания продолжатся. Но в любом случае не будет ничего хорошего.

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий поэт и драматург. Его творчество покоряет сердце, он один из тех, кто в своем творчестве, опирается на образ природного мира. Последние годы жизни Михаила Юрьевича были расцветом его поэтической карьеры. В этот период он размышления о жизни и его переосмыслений, нашли отражение в его творчестве.

Финал стихотворения заканчивается довольно печально. Ведь странник, не находит приют. Герой обречен на страдания. Странник теряет ту тонкую нить на обретение покоя и внутреннего счастья. Ожидание мечты и реальности отражает безверие самого поэта в свои собственные силы.

Сочинение 2

Лермонтов написал огромное количество разных произведений. И во многих своих произведениях он затрагивает образ природы. Кроме этого многие его произведения хватают за душу читателей.

Здесь же используется и еще один метод и называется он противопоставление. Автор сравнивает чинара и одинокого странника. Вокруг чинары всегда находится большое и яркое солнце, также рядом с ней летают постоянно разные птицы. И другой жизни она совсем не представляет, да и не нужно ей этого. А вот за всем этим Лермонтов показывает жестокий внутренний мир. Листок никогда не имел своего родного дома, где бы мог спокойно жить. И поэтому ему приходится постоянно находится в скитаниях. Сначала он переносится на юг, а потом на Кавказ, где находился сам Лермонтов. А немного позже чинара своими выходками дает понять, что он ей больше не нужен и она легко может обойтись и без него.

В произведении имеется огромное количество разных эпитетов и метафор, при помощи которых можно красиво и ярко описать все события данного стихотворения.

Также читают:

Картинка к сочинению По стихотворению Листок

Популярные сегодня темы

Будущий писатель родился 27 июля 1853 г. в г. Житомире. Его отец был судьей.

Известный писатель нашей страны Валентин Распутин написал множество книг, герои которых подают нам жизненные примеры. Одним из таких произведений писателя является автобиографическая повесть



Первая строфа стихотворения коротко описывает страдания героя. Но нам неизвестно насколько долгим будет его странствие. Ведь автор пишет и о степи, и о Черном море. Понятно, что листок совершает большое путешествие, прежде чем достигнуть цели. Кажется, что дорога была очень долгой.

Вторая строфа произведения — это красивое описание земли. При чтении этого отрывка чувствуется тепло, которое передается с помощью слов. Этого эффекта автор достигает с помощью образов райских птиц и морской царь-девицы.

В третьей строфе листок просит дерево дать ему приют. Лирический герой кажется совсем несчастным. Следующие строки рассказывают о судьбе листка.

Четвёртая строфа продолжает рассказ. Её строки — главные в произведении. Л исток называет себя пришельцем, он знает много рассказов. Ради покоя он готов на всё.

Действие подходит к кульминации в пятой строфе, где начинает говорить чинара. Она грубо отказывает в приюте. Чинаре не нужен грязный и вялый листок, ей не интересны истории.

Последнюю строфу произведения можно назвать развязкой. Чинара говорит свое решение: она прогоняет листок из райской земли. Надежда листка на успокоение рушится, а жизнь чинары продолжается. В конце произведения мы понимаем величие образа чинары.

Мне кажется, что Лермонтов через образ листка и чинары пытается показать человеческую жизнь. Одиночество одних сопоставляется с эгоизмом других. Автор говорит о том, что представления человека не всегда соответствуют его реальной картине жизни.

Требования к тексту: шрифт, объём, поля и нумерация

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Как правило, для школьников не предъявляются такие строгие требования, как для студентов, но всё же, многие преподаватели предпочитают придерживаться основных правил оформления. Ведь каждый учащийся должен иметь элементарные понятия, так как в будущем предстоит писать очень много разнообразных работ в высших учебных заведениях. Перед тем, как оформлять доклад в школе, рассмотрим основные требования.

Итак, преподаватели стараются придерживаться ГОСТа 7.32-2001, так как он на сегодняшний день остается самым востребованным. По ГОСТу нужно придерживаться таких требований:

  • шрифт Times New Roman;
  • размер шрифта не менее 12 кегль, но многие преподаватели требуют 14 размер;
  • межстрочный интервал – 1,5 мм;
  • нумерация сквозная внизу страницы по центру и начинается с первой страницы, но на титульном листе и на странице с оглавлением номер не ставится;
  • поля: левое – 3 см., правое – 1 см, а нижнее и верхнее по 2 см.

Лучше всего доклад печатать на компьютере, тогда он выглядит более аккуратно. Иногда учителя предъявляют свои требования и поэтому, нужно перед написанием уточнять у преподаватели все важные моменты, касающиеся оформления работы.

Обычно для школьников дается небольшой объем работы, в зависимости от возраста ребёнка. Чаще всего доклад нужно написать объемом от 5 до 15 страниц формата А4.

Листопад, листопад, листья желтые летят…

Недолговечен чудесный наряд деревьев. Начинается листопад; процесс этот совершенно необходимый. И вот почему. Листья испаряют влагу, а зимою вода из корней не поступает в кроны деревьев. Останься листва на дереве, оно бы засохло. Кроме того, листья, отяжеленные снегом, сгибали бы и ломали ветви, что иногда и бывает при ранних осенних снегопадах. За лето в листьях накопляется много ненужных растению минеральных солей. При листопаде растение избавляется от них. Наконец, опавшие листья — это удобрение.

Но почему листья так крепко держались на ветвях деревьев летом и так легко опадают осенью?


Еще до изменения цвета листьев их питательные вещества перемещаются в ветки, ствол, корни. Одновременно появляется в основании черешка листа слой особых тонкостенных клеток, своего рода перегородка между веточкой и черешком листа. У клеток этого слоя гладкие стенки, и связь между ними легко нарушается. Лист к началу листопада держится на ветках лишь благодаря сосудистым пучкам. Эта связь непрочна. Достаточно выпасть обильной росе, повеять ветерку, и лист отрывается.

После листопада к деревьям приходит глубокий покой. У различных растений он разной продолжительности. У тополя, сирени, черемухи кончается к декабрю, у дуба, березы, липы продолжается до февраля. Веточки, срезанные с дерева во время покоя, обычно не распускаются в воде.

Структура доклада школьника

Структура доклада стандартная и требования к ней одинаковые у каждого преподавателя.

Структура доклада состоит из:

  • титульного листа;
  • содержания;
  • введения;
  • основной части;
  • заключения;
  • списка использованной литературы;
  • приложений (для школьников в редких случаях).

Все вышеперечисленные части кроме приложений должны быть в докладе обязательно. Оформление зависит от требований преподавателей, так как одни просят сделать доклад со ГОСТам – 7.32-2001 и 7.9-95, а другие – в виде сочинения по своему усмотрению.

Как оформить титульный лист

Посмотрите на образец, где показано, как правильно оформить титульный лист доклада или рефчерата в школе:


Титульная страница реферата (образец)

Как оформить содержание

В этом разделе указываются все части доклада. Сюда входят:

  • введение;
  • название глав и параграфов;
  • заключение;
  • список использованной литературы;
  • приложения (если уместны).

Содержание должно выглядеть примерно так:


Содержание реферата (образец)

Как видите, на образце описаны все части, а напротив темы стоит номер страницы, что говорит о том, на какой странице можно найти тот или иной раздел. Имейте ввиду, что номера ставятся только после того, как доклад уже написан, ведь оглавление должно соответствовать действительности.

Как оформлять заголовки

Заголовки не выделяются заглавными буквами. Первая буква – заглавная, а последующие – прописные. Заголовки пишутся по центру страницы в самом верху, а точка после них никогда не ставится.

Иногда преподаватели требуют выделять заголовки жирным шрифтом, подчеркнутым или цветным. Все требования нужно заранее уточнять у преподавателя.

Что писать во введении, в основной части и заключении

Во вступлении обязательно указывается, почему данная тема актуальна, есть ли какие-то перспективы и т. д. Также нужно написать, что именно вы изучили самостоятельно. Например, сколько книг прочитано, какая идея выделена, какие графики или таблицы использовались и т. д.

После введения пишется основная часть с главами, где более подробно расписывается постановка проблемы.

Оформление разделов

Каждый раздел начинается с новой страницы. Иногда в разделах могут быть не только главы, но и параграфы. Всё зависит от сложности темы.

Сначала пишется введение, в котором должно быть описание на одну, максимум две страницы. После введения, с нового листа пишется название первого раздела, потом второго и т. д. Примерно на все разделы выделяется 10-12 страниц.

После описания основной части нужно писать выводы и заключение по теме доклада. Заключение начинается также с новой страницы.

Популярные сочинения

  • Сочинение Почему я люблю зиму?
    Я очень люблю зиму. Это мое любимое время года. Как только она заканчивается, я уже жду следующую. Потому что я обожаю кататься с горки – на ватрушке, на специальных санях
  • Сочинение-описание картины Март Левитана (4, 5, 6 класс)
    Исаак Левитан известный русский пейзажист, им написана не одна замечательная картина с пейзажном стиле, одна из таких картин сейчас передо мною. Картина
  • Анализ произведения Челкаш Горького
    Основа произведения, относящегося к раннему творчеству автора, представляет собой историю реального человека, услышанную писателем во время нахождения в лечебном заведении по причине болезни.

Как оформить таблицы

Как правило, цифровой материал оформляют в виде таблицы. Таким образом, работа становится более аккуратной и удобно сравнивать показатели. Поэтому преподаватели часто требуют от учащихся построение таблиц.

Часто учителя требуют оформлять таблицы по ГОСТу 2.105-95.

Название таблицы должно отражать ее содержание чётко, кратко и понятно. Название таблицы указывается вверху слева над таблицей. Сначала пишется слово “Таблица” и ставится номер главы и номер таблицы. Например, ваша таблица оформляется в первой главе, а по счёту вторая таблица, тогда писать нужно так: “Таблица 1.2”. Затем ставится тире и пишется название таблицы. Например: “Таблица 1.2 – Название величин и их обозначение”.


Оформление таблицы (образец)

В докладе по тексту необходимо ссылаться на каждую таблицу, где указывается номер цифрового материала. Таблицу желательно размещать сразу же под текстом, где дана на нее ссылка. Однако, всё зависит от размеров. Если таблица большая и не поместилась сразу же под текстом, тогда разрешается ее оформить на следующей странице.

Заголовки строк и столбцов нужно писать с заглавной буквы, но уже подзаголовки должны начинаться со строчной буквы.

Однако, есть сложные таблицы, где в подзаголовках бывает несколько предложений. В этом случае новое слово после точки пишется с заглавной буквы.

Слово “Таблица” нужно указывать всего один раз. Если необходимо перенести таблицу на следующую страницу, тогда пишется “Продолжение таблицы”, а название писать не нужно.


Как остановить процесс потери листьев комнатными растениями

Стратегия борьбы с опадением листы напрямую зависит от причины этого явления. Устраните неблагоприятный фактор – и ваше растение вновь будет радовать вас только растущими, а не опадающими листьями. Так, на сквозняках нужно переставить культуру, при слишком ярком освещении — установить экраны, скорректировать частоту поливов по темпам просыхания субстрата, изменить комнату при неправильной температуре и т.п.

Если потеря листьев комнатных растений вызвана вредителями или заболеваниями, стратегия совсем другая:

  • растение нужно немедленно изолировать от остальной коллекции;
  • при возможности (если листья не опушенные и речь идет о вредителях) провести механическую обработку – обмывание мыльным раствором, душевание;
  • обработать растение биопрепаратами;
  • при запущенной проблеме применить инсектициды или фунгициды, действие которых направленно на конкретные вредители или грибки, а при поражении почвенными вредителями — провести экстренную пересадку.

Как оформить рисунки и диаграммы

В докладе может быть не только таблица, но и рисунки или диаграммы. Они нужны для лучшей наглядности. Количество иллюстраций не ограничено, лишь бы они раскрыли и пояснили излагаемый текст.

В соответствии с ГОСТом 2.105-95, рисунки (диаграммы) могут быть расположены, как по тексту, так и в конце изложения.

Любой рисунок нумеруется исключительно арабскими цифрами. Принцип точно такой же, как и в таблицах. Первая цифра – номер главы (раздела), а вторая – порядковый номер иллюстрации. Например, глава первая, а рисунок по счёту третий. Тогда пишется “Рисунок 1.3”.

Под рисунком по центру подписывается диаграмма (иллюстрация), ее номер и название (если есть). Не стоит забывать, что учащиеся создают рисунки самостоятельно и поэтому на них ссылки не нужны. Для наглядности представляем вам образец с рисунком.


Оформление рисунков (образец)

Сочинение про собаку 3 класс

Как оформлять ссылки на источники

Как правило, доклад – авторский текст, где не должно быть плагиата. Поэтому, во время написания работы, необходимо ссылаться на те источники, откуда взялась та или иная информация.

Существует три основных вида ссылок:

  • внутритекстовые;
  • затекстовые;
  • подстрочные.

Внутритекстовые ссылки находятся внутри доклада сразу же после цитаты или другого фрагмента. Для этого в квадратные скобки заключаются данные автора, название литературы, издательство и страницу. Не обязательно в ссылках указывать автора и другие данные. Достаточно написать порядковый номер использованного источника и номер страницы, где написана данная информация. Например:


Оформление ссылок на источники (образец)

Затекстовые ссылки – это ссылки на источники, которые находятся в конце работы. Как правило, затекстовые ссылки используют студенты, а от школьников такой вариант оформления не требуется.

И последние, подстрочные ссылки – это сноски, которые указывают на использованную литературу в самом низу страницы. Такое оформление преподаватель может потребовать, но очень редко.

Когда в тексте написана цитата, сверху над предложением необходимо поставить порядковый номер источника, который находится в сноске. Посмотрите, как ссылка выглядит на примере:


Оформление сносок на источники (образец)

Как видите, ничего сложного в оформлении ссылок нет. Главное, во время написания работы делать для себя пометки, откуда бралась информации и тогда вы легко справитесь со ссылками на использованные источники.

Оформление использованной литературы

Источники, которыми пользовался школьник при написании доклада должны быть указаны на последней странице. Список литературы оформляется в алфавитном порядке. Сначала указывается фамилия автора, его инициалы, а потом название учебника, издательство и год выпуска.

Часто школьники пользуются интернетом для написания доклада и это неудивительно. Однако, ссылки на источники пишутся после списка литературы. На примере видно, как правильно оформлять использованные источники:

Как оформлять приложения

Приложения редко используются в школьном докладе, но иногда без них не обойтись. Здесь содержатся рисунки, графики, диаграммы и таблицы, которые соответствуют теме работы.

Обратите внимание на важные нюансы при оформлении приложений:

  • каждый график, таблица или рисунок должны быть сделаны на отдельном листе;
  • у каждого приложения должно быть название, которое пишется по центру в самом верху страницы;
  • листы приложений не нумеруются;
  • оформление может быть не только книжной ориентации страницы, но и альбомной.

Продолжительность светового дня



Разрушение хлорофилла в листе при сокращении светового дня
Осенью постепенно сокращается продолжительность светового дня. По мере снижения воздействия дневного света в листьях уменьшается производство хлорофилла – зелёного пигмента, с помощью которого растение поглощает солнечный свет и затем превращает его в питательные вещества; и замедляется процесс фотосинтеза (который осуществляется при участии хлорофилла), пока не остановится.

В результате этого прекращается выработок сахарозы, которую растения используют в качестве пищи, и, следовательно, ограничивается поступление в дерево элементов питания. Чтобы уменьшить потребность в питательных веществах и противостоять холоду или засухе деревья сбрасывают листву.

Интересный факт: Замечено, что лесные деревья быстрее сбрасывают листву, чем городские. Это связано с тем, что в городе больше освещения, включая искусственное (фонари, свет окон, машин и пр.).

Читайте также: