Сочинение миниатюра судьба дубового листка после встречи с чинарой

Обновлено: 07.07.2024

2 Поэтическая разминка -Прочитайте строчки, - назовите автора - название стихотворения

3 Поэтическая разминка 1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом 2. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. 3. Выхожу один я на дорогу…

4 Поэтическая разминка 4. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко.

5 Узнай стихотворение 5. Один и без цели по свету ношу с я давно я 6. На севере диком стоит одиноко Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…

6 Лексическое значение Одиноко одинокий один одиночество

7 М.Ю.Лермонтов Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Акварель.1837 г.

8 М.Ю.Лермонтов (в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка). Художник Ф.О.Будкин 1834 г.

9 М.Ю.Лермонтов. Художник П.П.Кончаловский.

11 Цели урока - Выявить ключевые образы стихотворений -роль изобразительно- выразительных средств языка - дать интерпретацию поэтического текста

12 Цели урока - попытка проникнуть в творческую лабораторию - сформулировать авторскую позицию и свое отношение к ней

13 Словарная работа Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.

14 Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова: мотив действия и подвига; мотив странничества; мотив изгнанничества; мотив сна; мотив памяти и забвения; мотив одиночества…

16 Эпиграф И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды… М.Ю.Лермонтов

17 Эпиграф Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, И даже злым в толпе кажусь… (М. Ю. Лермонтов)

18 Терминологический диктант Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Необычный порядок слов в предложении. Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. Повторение однородных согласных звуков. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов.

20 Краткий анализ поэтического текста Какова композиция стихотворения? Как называется противопоставление образов, настроений? Для чего автор именно так выстроил композицию? Каков мотив? Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?

23 Образы, характеры героев лирических героев - Какие качества, свойства олицетворяют образы тучки и утеса?

25 Роль эпитетов - Какова роль эпитетов в стихотворении?

28 Энциклопедическая страничка Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.); природная светло – синяя краска, оттенок синего цвета.

29 О цвете Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. У многих народов он символизировал небо и вечность. Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу.

34 Композиция - Как построено это стихотворение? - Какова композиция стихотворения? - Сколько строф в стихотворении?

35 Антитеза - стихотворение построено на антитезе. Противопоставление – антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера лирических героев.

37 Особенности лексики стихотворения В чем особенности лексики стихотворения и каково ее значение?

39 Изобразительно- выразительные средства языка - Найдите изобразительно- выразительные средства языка и определите их роль в раскрытии авторской позиции ?

42 Листок Погибающий Бесприютный Страдающий Одинокий Несчастный Одиночество

44 Изобразительно- выразительные средства - Назовите изобразительно- выразительные средства языка и их роль в раскрытии авторской позиции ?

47 Чинара Бесчувственная Самовлюбленная Самодовольная Равнодушная Радость бытия. Счастливая.

48 Листок и чинара Противопоставлены бесприютное одиночество, скитальчество в образе дубового листка и спокойное самодовольство в образе красавицы - чинары.

49 Аллегория Образ листка - это аллегория.

50 Аллегория Иносказание. Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения).

51 Краткий анализ поэтического текста Какова композиция произведения (каково его построение)? Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении? Каков мотив стихотворения?

52 Как показаны одиночество и бесприютность героя?

55 Ключевые слова Значимые слова вынесены в конец строки и зарифмованы

58 Море Море символизирует край света, оно сулит гибель листка

59 - В каких стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть мотивы одиночества и странничества? Мотивы одиночества, странничества

63 Лексическое значение Одиноко одинокий один одиночество

66 Индивидуальное творческое задание: (Наташе) - проиллюстрировать судьбу дубового листка после встречи с чинарой

67 Значение эпиграфа Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, И даже злым в толпе кажусь… (М. Ю. Лермонтов)

Мини сочинение "что произошло с дубовым листом после встречи с чинарой"?



Сочинение на тему Интересная встреча?

Сочинение на тему Интересная встреча.


Тропы?

Стихотворении "Молитва" М.


Сочинение на тему неожиданая встреча?

Сочинение на тему неожиданая встреча.


Выделенные слова употреблены в переносном значении : A) КАЗЕННЫЙ подход B) ДУБОВЫЙ стол C) ДУБОВЫЙ лист D) КАЗЕННЫЕ деньги 2) звонкие не имеющие парных глухих, согласные : это?

Выделенные слова употреблены в переносном значении : A) КАЗЕННЫЙ подход B) ДУБОВЫЙ стол C) ДУБОВЫЙ лист D) КАЗЕННЫЕ деньги 2) звонкие не имеющие парных глухих, согласные : это?


Сочинение на тему "что произошло со мной летом"?

Сочинение на тему "что произошло со мной летом".


Встреча с лучшей подругой сочинение?

Встреча с лучшей подругой сочинение.


Напишите мини сочинение на 3 абзадца на одну из тем : , , памятный день", , , весёлое происшествие", , , интересная встреча" Плз до воскресенья?

Напишите мини сочинение на 3 абзадца на одну из тем : , , памятный день", , , весёлое происшествие", , , интересная встреча" Плз до воскресенья.


Написать мини сочинение 5 - 7 предложений неожиданная встреча?

Написать мини сочинение 5 - 7 предложений неожиданная встреча.


Помогите сочинить мини сочинение употребляя эти слова(Заливая все ярким светом ; протягивая на встречу ; отбрасывая на снег ; создавая причудливые узоры?

Помогите сочинить мини сочинение употребляя эти слова(Заливая все ярким светом ; протягивая на встречу ; отбрасывая на снег ; создавая причудливые узоры.


Мини сочинение на тему день в весеннем лесу ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО на пол листа?

Мини сочинение на тему день в весеннем лесу ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО на пол листа.


А где фото? Ты забыл скинуть фото или написать сам текст.


Схема [ _ _ _ волнистой _____ = = = = ] характеристика ( повествовательное , не восклицательное , простое , не осложнено , распространенное ).


Ложка и всем чем ты ешь.


Предметами домашнего обихода называют посуду, приспособления, средства, предназначенные для чистки, уборки дома и т. П.


Перелётные птицы потянулись в тёплые края.


Не однокореные. О - тец ; о - тцовс - кий ; о - те - че - ство ; о - тчи - зна.


Словообразование слов : подход . Подсвечник . Поощрительный.


Задание 2 1. Д 2. б 3. А 4. г 5. В Задание 3 1. В 2. б 3. Г 4. а 5. Д Задание 4 1. Г 2. в 3. Д 4. а 5. Б Задание 5 1. Б 2. г 3. А 4. в 5. Д.

Созданное в 1841 году, оно отразило душевные страдания М. Ю. Лермонтова, который после недолгого отпуска в Петербурге вынужден был вернуться в ссылку на Кавказ.

Стихотворение увидело свет после трагической гибели поэта в 1843 году.

Образ бездомного одинокого листа М. Ю. Лермонтов заимствовал из элегии французского поэта А. В. Арно.

Тема и идея

Тема этого стихотворения – неприятие чинарой засохшего, измученного листка. Основная идея – одиночество и никому-не-нужность присутствует и в других его произведениях:

Лермонтов чувствовал себя одиноким и ненужным. Эта мысль разъедала его, отсюда происходила его желчность и неспособность ладить с людьми.

Лермонтов был не угоден императору своей прямолинейностью, и возможно, он рассчитывал обосноваться на Кавказе, подальше от императорской фамилии и шефа жандармов Бенкендорфа. Но здесь он также не находил духовного родства. Более того, не зная языков, он не мог общаться с местным разнородным населением – грузинами, осетинами, кавказскими татарами (азербайджанцами).

Система образов

Основные образы произведения противопоставлены друг другу. Ими являются дубовый листок и чинара. Страдания бездомного потрепанного ветром листа становятся понятнее на фоне солнечного мира зеленой чинары.

Читатель встречается с эпизодическими персонажами, которые дополняют образный ряд стихотворения. В первых строках возникает образ жестокой бури, заставившей дубовый листок скитаться по свету. Изнеженную чинару окружают ласковый ветер и райские птицы.

Проведение анализа

Чтобы хорошо и грамотно написать сочинение, посвященное анализу стихотворения, важно составить план работы, это позволит излагать свои мысли последовательно и избежать повторов. Первый пункт плана — краткое введение, в котором следует раскрыть историю создания произведения, указать, в какой период жизни и творчества поэта оно было создано. Далее следует внимательно прослушать текст, это поможет понять его настроение, впечатление, которое он производит на слушателя. Читать лучше всего выразительно, с интонацией, стараясь передать голосом все оттенки и нюансы, образы и события.

Составить письменный конспект

Можно составить письменный конспект источников, критических статей и научных исследований, поскольку литературоведы достаточно хорошо и подробно рассмотрели особенности стихотворения, основные мысли и идеи можно выписать и использовать в дальнейшем в собственной работе. Главное правило — писать кратко, емко, не злоупотреблять цитатами, их должно быть немного, отбирать следует значимые.

При выборке образных средств на первом месте также должно оказаться качество, а не количество, не нужно выписывать все имеющиеся в строках прилагательные, принимая их за эпитеты, 2−3 наиболее интересных и иллюстрирующих идеи автора гораздо более значимы, чем простое перечисление.

Важно не просто опираться на теоретическую базу, исследования литературоведов, но и высказывать собственные мысли, размышления по поводу прочитанного текста, собственное понимание. Тогда сочинение получится отличным.

Сюжет

Сюжетная линия стихотворения связана с основными персонажами.

Вначале читатель знакомится с дубовым листком, который не может противостоять жестокой буре. Он скитается по свету, ищет приюта, терпит лишения.

Открытый финал повествования передает чувство обреченности дубового листка. Последние слова произносит чинара, которая не желает нарушать свой уютный мир. Дубовый листок остается одиноким как прежде.

Вариант 1

История создания

Тема

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

Композиция

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть в стихе и элементы сюжетной лирики, так как в нем можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал параллельную рифмовку ААВВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.

Вариант 2

Поздний этап литературного творчества великого русского поэта Михаила Лермонтова, предшествовавший его смерти на дуэли, характеризуется полным переосмыслением его жизненных ценностей, размышлениями над мотивами своих поступков, и общему подведению итогов земного существования.

Главная тема стихотворения

В центре поэтического повествования оказывается непростая судьба человека, вынужденного скитаться на чужбине в поисках счастья, образ которого автор искусно передает с помощью описания желтого и увядшего дубового листочка, гонимого ветром, опаленного солнцем и стужей. В эпоху романтизма у писателей и поэтов того времени очень часто оторванный от дерева листок выступал символом бесприютной, скитальческой жизни, обездоленности и изгнания

По роду литературы данное произведение относится к философской лирике, его основной темой является желание одинокой и несчастной души наконец-то обрести покой и получить хоть немного человеческой любви и понимания. По жанру это автобиографическая элегия, здесь четко прослеживаются эмоциональные переживания лирического героя, его боль, тоска и острое чувство одиночества.

В основе развития сюжетной линии произведения лежит композиция, состоящая из противопоставления двух центральных аллегорических персонажей: бездомного-скитальца дубового листочка, вянущего и желтеющего от жестокости и безразличия окружающего его враждебного мира, и молодой и красивой чинары, которая живет в полной гармонии с ветром и солнцем, является их любимицей, и поэтому полна силы и энергии. На просьбу о приюте бедного и гонимого странника чинара отвечает гордым отказом, она живет в своем собственном мирке, вдали от чуждых ей проблем и ничего не хочет менять в своей жизни.

Однако, попросив о помощи, он был отвергнут жестокой и эгоистичной чинарой, являющейся яркой представительницей мира, в котором нет места жалости и состраданию, где царят забота о собственной выгоде, эгоизм и пресыщение земными благами. Финал стихотворения остается открытым, хотя все равно становится понятно, что дубовый листок обречен либо на смерть, либо на бесконечные скитания, полные мучений и гонений.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано довольно редким для русской поэзии размером, пятистопным амфибрахием с использованием двух способов рифмовки: смежной и перекрестной. Особая напевность и ритмичность поэтического повествования достигается путем включения парной женской рифмы.

Образ дубового листка передается в первых трех строфах с помощью бессоюзных сложных предложений, образ чинары передается в двух последних строфах, состоящих из пяти предложений в восклицательной и вопросительной форме для передачи её гнева и возмущения.

Судьба бедного скитальца дубового листка, гонимого и не принятого ни кем, во многом созвучна судьбе Михаила Лермонтова, которого считали в обществе человеком замкнутым и нелюдимым. Его богатый внутренний мир был никому не интересен, произведения тоже не пользовались при жизни особой популярностью.

Вариант 3

Восприятие, толкование, оценка

Тема стихотворения — бесприютность одинокой души в жес­током, враждебном мире. Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа.

Судьба несчастного листка оставляет ее безучастной. В сердце ее нет места жалости, сочувствию. Рас­сказ листка о его суровой Отчизне, о беспокойной судьбе и чуд­ных скитаниях по свету не рождает в душе ее ни интереса, ни любопытства. Чинара враждебно настроена по отношению к усталому путнику:

Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море.

Образы листка и чинары в этом произведении антитетичны. В аллегорической форме, используя прием олицетворения, М.Ю. Лермонтов передает основную мысль стихотворения: в этом мире нет места жалости и состраданию, одинокая душа нигде не сможет найти себе приюта, благополучие и счастье глу­хи к бедам, горестям и одиночеству.

Вариант 4

Образ листка, символизирующий изгнанничество, получил широкое распространение среди произведений европейской и русской литературы еще в восемнадцатом веке, в эпоху романтизма.

Конструктивные особенности стихотворения Лермонтова Листок

Конструктивные особенности произведения, следующие: пять строф, четыре из которых — четверостишия, а последняя строфа представлена в форме восьмистишия. Трехсложный размер, примененный Лермонтовым, встречается весьма нечасто, и представляет собой пятистопный амфибрахий. При этом, в стихотворении использованы два вида рифмовки – смежный и перекрестный.

Произведение является автобиографичным. Это становится очевидным еще по последним строкам первой строфы стихотворения. Через образ листка показана судьба самого автора, который в свое время оказался изгнанником Родины, и был отправлен в ссылку на Кавказ, где находится Черное море. Здесь, возле Черного моря, растет молодая и красивая чинара, у корней которой он надеется найти приют.

Противопоставление внешних и внутренних качеств (антитеза) дубового листка и зеленой чинары являются основой стихотворения. Молодая чинара привыкла жить в радости и спокойствии, не зная бед и невзгод. Она имеет хорошие взаимоотношения с окружающими ее морем, солнцем и ветром, в то время как к листку они настроены враждебно: палящее солнце его иссушило, ветер, превратившийся в бурю, гнал его до самого Черного моря, а само море не оставило шансов на спасение.

Такая же ситуация произошла и с самим Лермонтовым: на родине творчество Михаила Юрьевича было востребовано, автор был любим и почитаем, у него имелись поклонники и сподвижники. На Кавказе его произведения не пользуются спросом в силу различий в менталитете. Лермонтов остается непонятым и чужим для местного народа, и чувствует тоску, одиночество и растерянность.

Средства художественной выразительности в стихотворении Листок Лермонтова

В произведении присутствует ряд средств художественной выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, инверсия, аллитерация, ассонанс.

Олицетворение в стихотворении

Если обратить внимание, то в произведении нет четкого описания, что же в дальнейшем происходит с листком, после того, как чинара его отвергает. Также отсутствует ярко выраженная мораль произведения.

Лермонтов заставляет читателей поразмыслить над тем, судьба какого персонажа им ближе: листка, который, пройдя через ряд тяжелых испытаний, получил полезный жизненный опыт и познал смысл жизни, или же бессмысленное существование красивой чинары, которая по-своему счастлива, однако внутренне абсолютно пуста. На протяжении стихотворения автор подводит читателя к тому, чтобы каждый смог сделать вывод самостоятельно.

Поэтому, не стоит надеяться на помощь окружающих, нужно рассчитывать только на себя. При этом, единственным местом, где человек может чувствовать себя защищенным и счастливым, является его Родина, какой бы суровой она не оказалась в один момент.

Художественное своеобразие произведения

Необычен синтаксический ряд стихотворения. Бессоюзные предложения описывают страдания дубового листка в первых строках произведения. Восклицательные помогают почувствовать негодование чинары. Диалог делает образы героев понятнее и реалистичнее.

Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий). Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения. Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.

Чинара

На юге листок встречается с молодой чинарой. На дереве – красивые зелёные ветки на которых сидят райские птицы и поют дивные песни. Хотел бы около такой красивой чинары поселить свой природный прототип Михаил Юрьевич Лермонтов. Листок прижался к корням дерева и просит чинару, чтобы она приютила его на время. Он ей объясняет, что на родине созрел раньше срока и вырос в довольно суровом мире. Скорей всего, в этих строках поэт имеет ввиду своё поколение, которое тоже преждевременно созрело и ведёт бесцельную жизнь.

Средства художественной выразительности

Небольшое по объему стихотворение имеет глубокий смысл. Понять мысли и чувства автора помогают многочисленные тропы.

Стихотворение представляет собой аллегорию. Под образами листка и чинары скрываются человеческие судьбы.

Жанровая специфика, особенности

Какой принцип положен в сюжет стихотворения листок

Однако если прочитать текст внимательно или же прослушать его, можно найти и уникальные особенности, которые отличают его от классических элегий. Тематика не имеет никакого отношения к безответной любви или разлуке влюбленных, она гораздо шире и касается одиночества каждого в мире.

Сама композиция стихотворного текста построена таким образом, что сначала поэт рисует перед читателем образ странника, листка, который оторвался от родимой ветки и пустился в путь. Для его создания используется особая изобразительно-выразительная лексика:

Дубовые листья

  1. Эпитет (жестокая буря).
  2. Метафоры (засох и увял).

Но тропов при описании ключевого образа мало, гораздо более значимо настроение, которое он вызывает при чтении. Возникает грустное настроение, сочувствие, сопереживание.

И после этого Лермонтов рисует образ роскошной чинары, сама часть текста, посвященная этому дереву, велика по объему и богата:

  • эпитетами (молодая чинара, зеленые ветки, изумрудные листья);
  • олицетворениями (шепчется ветер).

Для характеристики экзотического дерева используется своеобразная лексика, богатая и образная. И автор уверен в том, что горделивая и высокомерная чинара отнюдь не виновата в том, что судьба несчастного скитальца оказывается отнюдь не интересна ей.

У нее есть все для счастья, и она попросту неспособна в полной мере понять того, кто вынужден скитаться по миру. Привыкшая к красоте и роскоши, она утратила способность к сопереживанию и жалости.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Поэтическая разминка -Прочитайте строчки, - назовите автора - названи.

Поэтическая разминка
-Прочитайте строчки,
- назовите автора
- название стихотворения

Поэтическая разминка1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом 2. На.

Поэтическая разминка
1. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом

2. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.

3. Выхожу один я на дорогу…

Поэтическая разминка4. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Од.

Поэтическая разминка
4. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко.

Узнай стихотворение5. Один и без цели по свету ношуся давно я 6.“На сев.

Узнай стихотворение
5. Один и без цели по свету ношуся давно я

6.“На севере диком стоит одиноко. ”

7. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить…

Лексическое значение Одиноко одинокий один одиночество

Лексическое значение
Одиноко
одинокий
один
одиночество

М.Ю.ЛермонтовАвтопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Акваре.

М.Ю.Лермонтов
Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка).
Акварель.1837г.

М.Ю.Лермонтов(в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка). Художник Ф.О.

М.Ю.Лермонтов
(в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка).
Художник Ф.О.Будкин1834г.

М.Ю.Лермонтов. Художник П.П.Кончаловский.

Проверка ДЗЧто же было задано на сегодня? Кто желает продекламировать стихотв.

Цели урока- Выявить ключевые образы стихотворений -роль изобразительно-выраз.

Цели урока
- Выявить ключевые образы стихотворений

-роль изобразительно-выразительных средств языка

- дать интерпретацию поэтического текста

Цели урока- попытка проникнуть в творческую лабораторию - сформулировать ав.

Цели урока
- попытка проникнуть в творческую лабораторию

- сформулировать авторскую позицию и свое отношение к ней

Словарная работаМотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся д.

Словарная работа
Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.

Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова: мотив действия и подвига; мотив стр.

Основные мотивы лирики
М.Ю. Лермонтова:

мотив действия и подвига;
мотив странничества;
мотив изгнанничества;
мотив сна;
мотив памяти и забвения;
мотив одиночества…

Эпиграф И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды.

Эпиграф
И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…
М .Ю.Лермонтов

ЭпиграфНикто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. То.

Эпиграф
Никто не дорожит мной на земле;
И сам себе я в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд,
И даже злым в толпе кажусь…

Терминологический диктантПостроение художественного произведения, расположени.

Терминологический диктант
Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
Необычный порядок слов в предложении.
Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли.
Повторение однородных согласных звуков.
Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.
Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов.

Краткий анализ поэтического текстаКакова композиция стихотворения? Как называ.

Краткий анализ поэтического текста
Какова композиция стихотворения?
Как называется противопоставление образов, настроений?
Для чего автор именно так выстроил композицию?
Каков мотив?
Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?

Творческая лаборатория«…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, ко.

Образы, характеры героев лирических героев - Какие качества, свойств.


Образы, характеры героев лирических героев

- Какие качества, свойства олицетворяют образы тучки и утеса?

 Роль эпитетов - Какова роль эпитетов в стихотворении?

- Какова роль эпитетов в стихотворении?

Энциклопедическая страничка Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар.

Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.);
природная светло – синяя краска, оттенок синего цвета.

О цветеЭто цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуж.

О цвете
Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину.
В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной.
У многих народов он символизировал небо и вечность.
Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу.

Образы, герои, характерыКАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ.

Мироощущение двух поэтов-Каким настроением проникнуто стихотворение? - В чем.

Композиция- Как построено это стихотворение? - Какова композиция стихо.

Композиция
- Как построено это стихотворение?
- Какова композиция стихотворения?
- Сколько строф в стихотворении?

Антитеза - стихотворение построено на антитезе. Противопоставление – антитез.

Антитеза
- стихотворение построено на антитезе.
Противопоставление – антитеза –
оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера лирических героев.

КомпозицияПервая строфа рассказывает о судьбе гонимого «жестокою.

Особенности лексики стихотворения В чем особенности лексики стихотворения.

Особенности лексики стихотворения


В чем особенности лексики стихотворения и каково ее значение?

Изобразительно- выразительные средства языка - Найдите изобразительно-.

Изобразительно- выразительные средства языка


- Найдите изобразительно- выразительные средства языка и определите их роль в раскрытии авторской позиции ?

ЛистокПогибающий Бесприютный Страдающий Одинокий Несчастный О.

Изобразительно- выразительные средства - Назовите изобразительно- выразительн.

Изобразительно- выразительные средства
- Назовите изобразительно- выразительные средства языка и их роль в раскрытии авторской позиции ?

ЧинараБесчувственная Самовлюбленная Самодовольная Равнодуш.

Радость бытия. Счастливая.

Листок и чинараПротивопоставлены бесприютное одиночество, скитальчеств.

Листок и чинара
Противопоставлены бесприютное одиночество, скитальчество в образе дубового листка и спокойное самодовольство в образе красавицы - чинары.

 АллегорияОбраз листка - это аллегория.

Аллегория
Образ листка - это аллегория.

Аллегория Иносказание. Выражение отвлеченного, абс.

Аллегория
Иносказание.
Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения).

Краткий анализ поэтического текста Какова композиция произведения (каково ег.

Краткий анализ поэтического текста

Какова композиция произведения (каково его построение)?
Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении?
Каков мотив стихотворения?

Как показаны одиночество и бесприютность героя?

Как показаны одиночество и бесприютность героя?

Инверсия - обратный порядок слов « оторвался от ветки родимой «жесток.

Инверсия - обратный порядок слов

 Ключевые слова Значимые слова вынесены в конец строки и зарифмованы

Значимые слова вынесены в конец строки и зарифмованы

Значение образа моря - Что символизирует море? - Почему чинара отказы.

Значение образа моря
- Что символизирует море?

МореМоре символизирует край света, оно сулит гибель листка

Море
Море символизирует край света, оно сулит гибель листка

- В каких стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть мотивы одиночест.

- В каких стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть мотивы одиночества и странничества?

Мотивы одиночества, странничества

Мотивы одиночества, странничества

 Литературная гостиная

Лексическое значение Одиноко одинокий один одиночество

Лексическое значение
Одиноко
одинокий
один
одиночество

Индивидуальное творческое задание: Кириллу, Рите – Напишите сочинение - ми.

Индивидуальное творческое задание:

Индивидуальное творческое задание: (Наташе) - проиллюстрировать судьбу.

Индивидуальное творческое задание: (Наташе)

- проиллюстрировать судьбу дубового листка после встречи с чинарой

Значение эпиграфаНикто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тя.

Значение эпиграфа
Никто не дорожит мной на земле;
И сам себе я в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд,
И даже злым в толпе кажусь…

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 596 412 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.11.2020 476
  • PPTX 610.5 кбайт
  • 95 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Рева Вера Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: