Сочинение мцыри художественные средства

Обновлено: 05.07.2024

В поэме “Мцыри” Лермонтов использует многообразные изобразительные средства, что помогает ему показать богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создается страстный, приподнятый тон поэмы.
Поэма написана 4-стопным ямбом с мужскими окончаниями, который, по словам Белинского, “…звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимой силою могучей натуры и трагическим положением героя

поэмы.” Смежные мужские рифмы, четко и твердое звучание фраз укрепляют энергичную мужественную тональность произведения.
Самым употребительным средством художественной выразительности является СРАВНЕНИЕ. Сравнения подчеркивают эмоциональность Мцыри (как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник).Сравнения отражают мечтательность натуры юноши(я видел горные хребты, причудливые, как мечты..)С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетаясь, как пара змей),так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей).
В этих

сравнения – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри.
МЕТАФОРИЧЕСКИК ЭПИТЕТЫ передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь),поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы).
МЕТАФОРЫ передаю напряженность, гиперболичность переживаний Мцыри, эмоциональное восприятие мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; судьба…смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал).
С помощью РАЗВЕРНУТЫХ ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ передается понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи.

Она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна(там, где, сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры..)
РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ также являются средством выражения сильных душевных переживаний. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают поэтической речи взволнованность и страстность (дитя мое, останься здесь со мной; о милый мой не утаю, что я тебя люблю).
Созданию лиризма способствует АНАФРОРА (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с ее бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.
Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли…
Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про легких бешеных коней…
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал.

Мцыри-герой пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою душу в рассказе-исповеди. Он полон силой воли, гордости, терпения, целеустремленности, неустрашимости. Но все же это романтический герой. Его речь точно и прямо описывает мир, она эмоциональная, насыщенная, яркая. Образ героя очень тесно связан с природой, точнее природа-это отражение души Мцыри, его чувств, переживаний.. . убежав из монастыря, герой попал в незнакомый мир, когда день-погода ясная, светит солнце, Мцыри спокоен, мысли его не тревожны, сразу вспоминаются юности разгульные мечты, а вот когда наступает ночь-время таинственности, герой склоняется к странным, беспокойным мыслям. ночь готовит для мцыри препятствия, буйствует. День-это стихия Мцыри. У персонажа тонкая и сложная душа, отображающая светлый мир ппироды. У героя очень сильный внутренний мир, но он очень слаб физически.. . Именно из-за этого недостатка он карает себя.

мцыри-романтическая поэма лермонтова. Сюжет ее, композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит в образе мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.
Детство Мцыри было очень тяжелым. В 6 лет он попадает в плен к русскому генералу. Уже в столь раннем возрасте его лишают всего: семьи, близких, друзей и родины. Он обречен на жизнь в монастыре. Для Мцыри это место становится символом неволи, тюрьмой. Ему не с кем поделиться своими мыслями, здесь у него совсем нет друзей. Мцыри испытывал чувство одиночества и жажду свободы. И тогда он сбегает. Поближе к природе, к родине. Здесь он чевствует себя частью природы: Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял. И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг;
Он сравнивает себя со змеей, с барсом, чувствовал себя, "как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков". Даже перед смертью он просит похоронить его поближе к природе, в саду: Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ!
В своей исповеди о "тех трех блаженных днях" Мцыри честно признается себе и в своих радостях, и в неудачах. Он благодарен чернецу за то, что тот его выслушал. Но рассказывал он все это не только для того, чтобы "облегчить грудь", а чтобы заново пережить все события. Чтобы еще раз оказаться на свободе, пусть даже в своих мыслях. Бедный мальчик даже не успел узнать, что такое жизнь. Вся жизнь для него была пленом, и лишь три дня ему было дано, чтобы узнать, что такое счастье, свобода. Это мы видим не только в самой поэме, но и в эпиграфе: "Я пробовал немного меду, и вот я умираю". Помимо эпиграфаавтор использует для раскрытия характера героя изобразительные средства: "пылающая грудь", "снег, как алмаз", "сребристый голосок", "я, как змей", "рука судьбы". Эпитетами, метафорами, сравнениями автор создает образ романтического героя. Лермонтов долго искал подходящего героя и нашел его именно в образе Мцыри, ведь главное в характере героя - свободолюбие, целеустремленность, выносливость. Произведением Лермонтова восхищался даже Белинский. Он поражался описаниям природы. "Природа сама несла и подавала материалы, когда он писал эту поэму"-говорил Белинский. "Многие положения были верны, схожи с реальностью. Поражает разнообразие образов, характеров". Я считаю, что Белинский был совершенно прав. Поэма поражает разнообразием красок, изобразительных средств.
Что же сподвигло Лермонтова на создание такого шедевра? В его время было запрещено любое проявление идей о свободе человека. И единственным способом выражения своих мыслей было именно написание произведений. Так сделал и Лермонтов. В поэме Мцыри он раскрыл идею свободы и равенства.
конец.

История создания

  • В качестве основы сюжета поэмы Лермонтов взял случай из реальной жизни. Во время своей первой ссылки на Кавказ поэт встретил монаха из горцев, который рассказал ему, что ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловым, но был оставлен в монастыре из-за болезни. Юноша долго не мог прижиться в непривычной для себя обстановке и неоднократно пытался сбежать. После очередной попытки он заболел и едва не умер, а в итоге смирился со своей судьбой и остался монахом.
  • Работу над поэмой писатель начал в 1873 году, взяв за основу, но изменив историю жизни монаха и разнообразив повествование элементами кавказского фольклора, вроде боя главного героя с тигром. Эту историю юный поэт узнал еще в детстве, путешествуя по Кавказу вместе с бабушкой.
  • Еще одной историей из жизни, вдохновившей поэта на славный труд, могла быть биография художника П.З. Захарова, которого в детстве тоже похитили из родного края и зачем-то привезли в Тифлис. Сделал это все тот же генерал Ермолов все с теми же непонятными целями.


Критика

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Жанр, направление и размер

  • Конфликт
    . Сюжет романтической поэмы строится на конфликте между идеальным во всех отношениях героем и несовершенным миром.
  • Место действия
    . Порочной цивилизации противопоставляются экзотические южные края, в которых живут простые и искренние люди.
  • Сюжет
    . Герой вступает в безнадёжное противостояние с самой судьбой, но терпит полное поражение.
  • Роль природы
    . Мцыри обретает в естественном мире долгожданную свободу и реализует себя. Только в лесу за стенами монастыря он обретает радость жизни. Также природа Кавказа манит его сквозь детские воспоминания. Она воплощает идеал красоты и вольности.

Выразительные средства

Анализ произведения будет неполным, если оставить без внимания средства художественной выразительности, которые использовал Лермонтов. Некоторые из них:


Все средства выразительности Михаил Лермонтов использовал для формирования картины окружающего героя мира, а также для того, чтобы подчеркнуть глубину и силу переживаний Мцыри. Произведение написано четырехстопным ямбом с использованием только мужской рифмовки. Благодаря этому строки звучат четко и мужественно.

Все творчество Михаила Юрьевича пронизано образом Кавказа. Величественная природа, свободные люди с юных лет приводили Лермонтова в восторг, что отразилось в его ранних произведениях.

Композиция и конфликт

  1. Первая часть включает в себя экспозицию, когда нам представляют место действия и рассказывают судьбу главного героя, а также завязку, в которой нам говорят о зарождении конфликта между ним и абсолютно чуждым ему окружением.
  2. Вторая часть содержит в себе кульминацию, когда побег героя приводит его к сражению с диким барсом, развязку, в которой Мцыри на пороге смерти продолжает отстаивать идею свободы, и, наконец, финал, в котором герой умирает, и его сюжетная линия приходит к его логичному завершению.

Конфликт, лежащий в основе сюжета поэмы, заключается в противостоянии героя и общества. О выборе, который он делает между жизнью невольным рабом и смертью свободным человеком.

Смысл названия

Особенности

Анализ поэмы Лермонтова “Мцыри” показывает настоящее противоречие между суровой действительностью и идеалами. Для этого автор использует символические образы и исповедальное повествование.

Рассмотрим образ самого мцыри. Он обладает цельным характером и романтическими чертами. Благодаря исповеди мы можем понять его внутренний мир и психологию. Отметим, что эпиграф является ключом к пониманию этого произведения. Лермонтов привел фразу из библейской легенды, где сын нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера.

лермонтов мцыри анализ

Суть: о чём поэма?

Поэма начинается с того, что недалеко от горного монастыря русский генерал вёз захваченного им мальчика-горца. Мальчик заболел, и генерал вынужден был оставить его на попечении монахов.

Монахи выходили героя и оставили его в обители. Сначала мальчик не мог ужиться в незнакомой ему обстановке, но со временем выучил русский язык и даже проникся православием. Ребенок превратился в прекрасного юношу и, казалось бы, был уже готов посвятить свою жизнь служению Богу, но однажды он бесследно исчез.

Героя находят через три дня в лесу, израненного и больного. Уже фактически на смертном одре юноша рассказывает о тех трёх днях, которые он провёл в горах, и в итоге приходит к выводу, что те три дня свободы были для него гораздо ценнее жизни в неволе. После этого главный герой умирает.

Подробнее о содержании поэмы Вы можете узнать в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника,

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев и система образом отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

ГеройХарактеристика
МцыриЮный послушник– горец, пленённый в детстве русским генералом и воспитанный православными монахами. Прекрасен и душой, и телом. Горд, свободолюбив и принципиален. Готов умереть за свои идеалы, но никогда не примет чужие. Любит родину и тоскует по семье. Тяготится своим одиночеством. Жаждет упокоиться в родной земле. На протяжении всей жизни терзался сомнениями, где ему будет лучше — в монастыре или на родине. В итоге юноша решает для себя этот вопрос и умирает счастливым, хоть и жалеет о том, что не добрался до родных мест, чтобы найти покой среди своих гробниц.
МонахПеред смертью юношу исповедует спокойный, терпеливый и молчаливый старик. Он составляет контраст с пылким и страстным юношей. Характер монаха передает атмосферу монастыря — родную для старца, но чуждую для юного сердца. Там спокойно и мирно, но не того нужно юноше от жизни.
ГенералМы не знакомы с генералом и не знаем, зачем ему понадобился мальчик. Однако очевидно, что герой довольно легкомысленно и эгоистично вырвал птенца из его гнезда и отправился в рискованный путь, в ходе которого ребенок еще и заболел. Словом, дальновидным и отзывчивым генерала точно не назвать.
ГрузинкаПрекрасная, тонкая и веселая девушка в бедном наряде, которую повстречал Мцыри в своем странствии.

Проблемы

  1. Одиночество
    – основная проблема в поэме. Герой Лермонтова зажат между двумя мирами: мрачным, но безопасным монастырём и прекрасным, но смертельно опасным Кавказом. В итоге для него не находится места ни в одном из этих миров. Больше всего в своей исповеди Мцыри сетует на то, что лишен семьи и родины, братьев и единомышленников. Если монахи сделали свой выбор отречения сознательно, то за героя все решили обстоятельства.
  2. Побег Мцыри и бунт против тюрьмы
    – борьба главного героя против системы и своей собственной судьбы заранее обречена на поражение, однако Лермонтов показывает, что только этот путь правилен, и человек, если он действительно человек, а не животное, выберет его.
  3. Отчаяние
    – всю свою жизнь юный горец был на грани отчаяния, так как не мог найти своего места в монастыре и боялся покинуть место своего заточения. Однако в итоге его сила воли побеждает, герой обретает свободу и счастье. Даже смерть оказывается не способной поколебать его.
  4. Война
    – на примере своего героя, поэт показывает, как война на Кавказе ломает судьбы людей, не несёт ничего, кроме несчастий — не только для отдельных людей, но целых народов. Судьба Мцыри — наглядный пример того, как боевые действия отражаются на жизни мирного населения. В плен попадают даже дети, которые и не воевали вовсе.
  5. Смысл жизни
    – герой Лермонтова искал смысл своего существования. В итоге он понял, что именно к свободе и родному краю он стремился всю свою жизнь и перед смертью обрёл покой.

Проблематика

Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.

Основная идея

Краткое содержание

У монаха получается вылечить юношу, приучить его к христианской вере. Однако вопреки доброму отношению, герой отчаянно тоскует по Отчизне. Он ни с кем не общается, выглядит диковато, однако со временем смиряется с судьбой и даже планирует пройти постриг и стать монахом. Накануне такого важного события что-то случается в душе молодого человека, он планирует убежать.

Мцыри хочет почувствовать дух свободы. Он сбегает из храма и отправляется в лес. На пути ему встречается молодая грузинка, сердце юноши замирает от истомы. Однако умом он понимает, что счастливая жизнь — не его судьба.

Герой продолжает идти, вскоре встречает барса. Сражение с хищником становится для Мцыри роковым — он побеждает животное, но сам получает ранения, несовместимые с жизнью. Из последних сил молодой человек идет вперед, но оказывается у ворот храма.

Даже перед лицом смерти горец не жалеет о содеянном — впервые в жизни он ощутил себя счастливым и по-настоящему свободным.

Чему учит?

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мцыри.

Год написания – 1838 – 1839 гг.

Композиция – Поэма разделена на две части. В первых двух главах дана экспозиция – рассказ о том, как Мцыри попал в монастырь, его жизнь в тех стенах. Затем происходит завязка сюжета – побег из плена. Во второй, большей части поэмы, звучит исповедь беглеца о его свободной жизни, продолжавшейся всего лишь несколько дней.

Направление – Поведение и жизненная цель юноши, его желание приобрести свободу любой ценой, все это относит его к романтическому герою, и направление поэмы – романтизм.

История создания

Когда Лермонтов отбывал ссылку на Кавказе, однажды он столкнулся с монахом, который рассказал поэту историю своей жизни. Он поведал писателю, как в детстве был захвачен в плен генералом, как заболел, и его оставили у монахов. Его не оставляла мысль о свободе, и плененный горец делал неоднократные попытки убежать в горы. Есть вероятность того, что этот рассказ и взят в основу сюжета произведения.

В поэме использован и местный фольклор: в одном из эпизодов, где происходит схватка юноши с барсом, основой послужила грузинская песня, героями которой были молодой юноша и тигр.

Год написания поэмы – 1839, она претерпела много редактирований, чтобы пройти через цензуру. Поэту пришлось убрать много фрагментов из глав, где особенно сильно воспевалась свобода, а также, где были ярко выраженные антиправославные эпизоды.

Тема свободы выражена в двух измерениях, в одном случае, затрагиваются проблемы Грузии, подчинённой империи России, а во втором – воля к свободе отдельного человека, в данной поэме – главного героя. Мцыри, воспитанный в неволе, чувствующий себя одиноким среди чуждых ему монахов, мечтает о свободной и вольной жизни, его тяготят монастырские стены, и он совершает побег. Он является жертвой военных действий, развязанных властью, по их вине мальчик остался сиротой, и оказался в плену чужих людей. На три дня, свободолюбивый и гордый, Мцыри стал свободным человеком, вся беда его в том, что он не умеет жить самостоятельно, и снова оказывается в плену монастыря.

Мцыри никогда не был любим родными людьми, не чувствовал заботы близких людей. Когда он встретил молодую девушку, то понял, что в жизни все может быть по-другому, но судьба распорядилась иначе, юноша не в силах найти дорогу, и возврат в монастырь неизбежен.

Общая характеристика этой поэмы – открытый призыв к свободе, к борьбе против угнетателей. Поиски правильного пути, стремление к лучшей жизни – в этом заключается смысл повествования.

Композиция

Действие начинается с описания того, как Мцыри попадает в монастырь к монахам. В первых двух главах описывается его воспитание и жизнь. Завязка поэмы – побег юноши из плена. В остальных главах описана кульминация поэмы – схватка героя с барсом. Это главный и пафосный момент, где Мцыри вступает в борьбу и одерживает победу.

Мцыри находится на грани жизни и смерти, и он открывается старому монаху. Звучит исповедь Мцыри, в которой он описывает свои три дня, проведенные на свободе. Он не сожалеет ни о чем, эти три дня дали герою больше, чем вся его жизнь под неусыпным надзором монахов. Он был свободен, дышал полной грудью воздухом свободы, и действие приходит к развязке: Мцыри уже умирает, но он счастлив, и никого не хочет проклинать.

Главные герои

Критики восторженно приняли поэму Лермонтова, они увидели в Мцыри отражение самого поэта, его горячность и бунтарский пыл.


Мцыри – это романтическая поэма, одна из последних поэм в русской литературе, принадлежащая романтическому направлению в русской литературе.

Коротко об истории создания поэмы

Поэма вошла в первое прижизненное издание, увидевшее свет в 1840 году.

Тема и идея произведения

Композиция и построение поэмы

(подробная статья об особенностях композиции произведения здесь)

Поэма начинается авторским вступлением, экспозицией, в которой автор рассказывает, где происходят события поэмы. Во второй строфе завязка сюжета, в которой автор рассказывает о русском генерале, везшем мальчика.

С третьей строфы начинается развитие основного действия. Отсюда рассказ ведется от лица Мцыри. Он повествует о своих переживаниях, о том, что успел увидеть, оказавшись на воле.

Кульминацией произведения служит его выход к монастырю и голос колокола. Развязка произведения – завещание юноши, его просьба похоронить в саду.


Действующие лица поэмы

На первом плане этого произведения основных 2 действующих лица. Мцыри и монах. Мцыри рассказывает, монах слушает. О монахе читатель знает, что именно он выходил и вырастил юношу. Это свидетельствует о его добром христианском сердце. Возможно, он знаком с народной медициной. Благо, за воротами монастыря целый лес зеленой аптеки. Мы можем предположить, что у монаха в прошлом была бурная мирская жизнь, разочаровавшись в которой он удалился в монастырь.

Мцыри в отличие от старого монаха жизни совсем не знал. До шести лет он жил в ауле, а после того, как оказался в монастыре, кроме монахов и монастырских стен никого и ничего не видел. Эти три дня свободы были для него глотком настоящей, беспокойной жизни со всеми ее заботами и опасностями.

На третьем плане – отец Мцыри и сестры. О них Мцыри рассказал как о детских воспоминаниях. Детские годы запомнились как счастливые. Сестры пели у его колыбели, смеялись между собой. Отец пользуется авторитетом и уважением. У крыльца дома часто собирались старики, чтобы посоветоваться о делах. Он слушал рассказы о боевых подвигах сельчан.

Средства художественной выразительности произведения

  • Сравнения: обнявшись, будто две сестры; как серна гор, пуглив и дик; слаб и гибок, как тростник; Она, (пламенная страсть) как червь,
  • Эпитеты: во тьме ночной оторванный листок; келий душных, грузинки молодой и др.
  • Метафоры — Изгрызла душу; я эту страсть вскормил слезами и тоской; бой закипел, смерть их навеки заживит; мечтанья погибли; страданье спит.
  • Олицетворения рассыпанный аул, гордый непреклонный взор, ночную свежесть.


В этих строках что ни слово, то все – поэзия. В каждой строке по одному или несколько художественных средств, В этих стихах Лермонтов постарался выразить красоту природы после грозы, увидеть ее глазами юноши, впервые оказавшегося в лесу. Цвел божий сад – это гипербола. Растений радужный наряд – метонимия. Наряд хранил следы – метафора, небесных слез (дождя) – олицетворение. Кудри виноградных лоз – тоже олицетворение. И грозды полные на них серег подобье дорогих – сравнение. Птиц пугливый рой — олицетворение.

Заключение

Читайте также: