Сочинение мастерство толстого в обрисовке характеров героев

Обновлено: 10.05.2024

Характеристика главных героев романа

По сюжету произведения, Андрею надоело высшее общество, он мечтал о славе, не меньшей славы Наполеона, поэтому и едет на войну. Эпизодом, перевернувшим мировоззрение Болконского, становится встреча с Бонапартом – раненый на поле Аустерлица Андрей осознал, как на самом деле незначителен Бонапарт и вся его слава. Вторым переломным моментом в жизни Болконского становится любовь к Наташе Ростовой. Новое чувство помогло герою вернуться к полноценной жизни, поверить, что после смерти жены и всего перенесенного, он может полноценно жить дальше. Однако их счастью с Наташей не суждено было сбыться – Андрей получил смертельное ранение во время Бородинской битвы и вскоре умер.

Есть люди, которые живут нормальной, естествен­ной жизнью. Это один мир. Есть другой, построен­ный на иных, неестественных интересах (карьера, власть, богатство, самолюбие и т. д.). Это мир обре­ченный, лишенный движения и развития, мир, подчи­ненный заранее установленным правилам, обрядам, регламентам, всякого рода условностям, абстракт­ным теориям, мир, который в основе своей мертв.

Кутузов и Наполеон образуют в романе два свое­образных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действую­щие лица. Что касается любимых толстовских геро­ев, то они как раз показаны в процессе постоянного изменения, преодоления замкнутости и эгоистической односторонности. Они в дороге, в пути, и уже одно это делает их дорогими и близкими автору.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

Другие важные персонажи

Анатоль Курагин – брат Элен, такой же красивый внешне и заметный в высшем обществе, как и его сестра. Анатоль жил так, как ему хотелось, отбрасывая все моральные принципы и устои, устраивал пьянки и дебоши. Курагин хотел украсть Наташу Ростову и повенчаться с ней, хотя уже был женат.

По мнению Толстого, с духовной красотой человека сочетается и его отношение к природе. Вот почему пейзаж в романе тоже стано­вится психологическим: он обращен к человеку, открывая ему красо­ту мира и оттеняя глубинный смысл происходящих событий. Не слу­чайно ни разу на лоне природы не появляются Элен, Жюли или Анна Павловна Шерер — они чужды естественной жизни и не могут воспринимать ее во всей красоте и разнообразии. Зато Наташа — это органичная часть природы, недаром именно ей может прийти в го­лову мысль о полете — то, что так поразило Андрея в случайно ус­лышанном им ночном разговоре Наташи и Сони в Отрадном.

Художественные средства раскрытия характеров в романе

Портреты героев романа


В портрете своих героев Толстой подчеркивает одну повторяющуюся деталь: толщину Пьера, мраморность плеч Элен, лучистые глаза княжны Марьи, дрожание ляжки Наполеона, дряхлость Кутузова…

Толстой не боится показать некрасивость своих героев. Наташа может

некрасивость княжны Марьи постоянно оттеняют ее лучистые глаза. В минуты сильных потрясений с героями может произойти преображение. Описывая встречу Наташи и Андрея в Мытищах, Толстой пишет, что лицо его для Ростовой было страшно, но при этом самые прекрасные чувства объединяют героев. Когда княжна Марья полюбила Николая Ростова,

облик героини становится прекрасным: появляются грудные женские нотки, в движениях проявляется женственность и грация.

Характеристики персонажей

Характеристику того или иного персонажа может дать другой герой. Так, Пьер думает об Элен:

Выделить доминанту характера может и сам автор.

«Сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней, «

— говорит Толстой о Наташе.

Один из любимых приемов Толстого для раскрытия характеров своих героев — это контраст.

Так на приеме контраста идет описание первого бала Наташи Ростовой, когда ее живая, чистая красота сравнивается с мраморной красотой Элен и противопоставляется ей, как истинная — ложной. Как антагонисты выступают в романе образы Кутузова и Наполеона (см.: Историческая тема).

Природа в раскрытии характеров

Характер героя определяется и его способностью чувствовать красоту природы.

Этой способностью обладают:

  • князь Андрей (небо Аустерлица, дуб по дороге в Отрадное),
  • Пьер (звездное небо ),
  • Наташа (ночь в Отрадном)

— все любимые герои писателя. На контрасте построен диалог Наташи и Сони ночью в Отрадном. Соне чужда прелесть летней ночи.

Речи героев как характеристика

Речь самого персонажа может также служить его характеристикой. Наказ старого князя Болконского сыну перед отъездом в армию говорит о высоких нравственных требованиях к дворянской чести и служению Родине, о скрываемой любви к сыну, о тревоге за его судьбу:

Сравнение как средство

Часто для характеристики героя или его состояния писатель использует сравнения:

(о князе Василии Курагине),

вечер у Анны Павловны Шерер сравнивается с прядильной мастерской, в которой

о состоянии Пьера:

Важные события жизни героя могут комментироваться через описание эпизода. О князе Андрее:

При описании характера героя, его поступков возможно проявление авторской иронии, как, например, при описании поведения князя Василия при назначении Кутузова главнокомандующим.

Показывая диалектику души своих героев, Толстой позволяет нам проникнуть в стремления, переживания, суть поступков людей, жизнь которых отделена от нашей почти двумястами столетиями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

Суть толстовского принципа портретной динамики состоит главным образом в разновременной подаче портрета персонажа по частям в ходе развития сюжета, то есть в ходе повествования портретная характеристика персонажа, данная, например, в начале произведения, дополняется новыми деталями, которых не было в первом портрете.

В портретном описании любого литературного героя обязательно найдутся замечания о выражении лица, глаз, голосе, походке, жестах.

Первое место по значимости в любом портрете занимают глаза, ибо, являясь зеркалом души, они могут рассказать о человеке практически все, точнее, поведать о том, что у него внутри.

Так и у Толстого особое место в арсенале средств портретной живописи занимает изображение глаз героев. Путем передачи выражения глаз своих персонажей Толстой раскрывает самые сложные внутренние процессы, происходящие в их душе, их тончайшие, едва уловимые переживания и чувства. Поэтому Толстому недостаточно описать, какого цвета глаза героев, ему нужно передать выражение этих глаз, в их взгляде уловить особенность натуры персонажа.

Итак, от тринадцати до двадцати двух лет – девять лет из жизни героини, и как тонко, внимательно и бережно показано изменение ее внешности. Этот эволюционирующий портрет героев Толстого стал безусловным открытием в русской прозе. Психологизм образа во многом раскрывается через взгляд Наташи, это зеркало человеческой души.

Толстой считал, что портрет в литературе в редких случаях выступает как единственное средство создания образа и не всегда является главным средством повествования о человеке.

Невозможно иногда угадать в первоначальных набросках тех героев, которых мы знаем по роману.

Таким образом, при создании портрета действующего лица у Л.Н.Толстого присутствуют детали, говорящие о движениях, мимике, жестах, речи персонажа. Выразить движения души через внешность - это цель психологического портрета.

Но ещё хуже холопов, забывших о человеческом достоинстве, предатели интересов народа. Таким оказался староста Глеб, который ради денег сжёг завещание своего барина, в котором тот освобождал всех своих крестьян из крепостной зависимости. А ведь сам Глеб из простого народа, в памяти которого он и остаётся вечным преступником.

Мастерство Толстого-романиста: глубина анализа внутреннего мира героев (диалектика души).

Произведения великого русского писателя Льва Толстого насыщены интересными, сложными и порой противоречивыми героями.

Ведь диалектика души представляет собой постоянное описание внутреннего мира героев, их развитие и движение.

Толстой создавал интересные образы героев и, показывая их внутреннее восприятие происходящего – обращал внимание читателя на их нравственность и ценности.

Герои близки ему самому, потому что он тоже стремился к нравственным и духовным поискам, он желал совершенствоваться и двигаться вперёд.

Самобытный психологизм Толстого

Критики и литераторы отмечают оригинальность писателя в выборе средств изобразительного психологизма.

То, как он желал продемонстрировать характеры героев в движении, было отчасти новаторским решением для русской литературы той эпохи, но даже сейчас его углублённый анализ личностей и влияние событий на их движение вперёд или нравственное падение вызывает восхищение.

Таким образом, Толстой не просто показывал героев читателям, он также выражал своё мнение и выражал оценку изображаемого. И эта оценка была нравственной, потому что предпочтительнее всего для Толстого было смотреть на вещи с этой позиции.

Толстой использовал сны, чтобы преподнести подсознательный ментальный план Пьера, детализированные впечатления персонажей от мира, чтобы показать, на чем конкретно заостряется их психика, и тем самым определить их внутренний психологический процесс мышления – Наташа Ростова на балу.

Истории душ в романах Толстого, духовные искания героев.

Личности героев меняются и вырастают – через борьбу и страдания, через тяжести и радости, через жизненные взлёты и падения. Идеал человека Толстой видел в подлинности его личности, он старался раскрывать душевную суть и глубину героя через моменты, когда человек меньше всего управляет собой и своим поведением.

Толстой создавал переломные моменты в кажущейся спокойной жизни героев (Наташа, Анна Каренина, Андрей Болконский, Пьер), чтобы избавить их от искусственного, чужого.

Показывая истинное лицо героев, их искренние побуждения и переживания, писатель показывал своё личное отношение к людям и к тому, каким должен быть настоящий человек.

Его герои находились в постоянном, усложнённом поиске самих себя и искренней жизни, им приходилось бороться за это право не только с окружающими, но и с собственной противоречивой психикой. Через разрушения, борьбу и потери, Толстой избавлял их от наносного и пустого, таким образом показывая, как протекала история становления их душ.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Читайте также: