Сочинение мальчик со шпагой крапивин

Обновлено: 05.07.2024

Действие истории происходит на небольшой железнодорожной станции. На эту станцию однажды приходит маленький мальчик-Сережа Каховский. Ребенок был в одиночестве, но окружающим он сразу показался добрым и вежливым. Вскоре Сережа нашел себе нового друга-пса.

Взрослые выяснили, что ребенок на станцию попал с лагеря, он бежал оттуда, так как там над ним издевались, смеялись и не понимали. Сережу начинают искать, но тот убегает вместе с собакой.

Однажды рядом оказался журналист и видит человека, который ранее угрожал мальчишке, он узнает этого человека, это был мошенник. Журналист вызывает милицию и после этого закручивается целая криминальная история.

Сережа давно рос без материнской заботы, но не падал духом, он знал, что нужно учиться принимать несправедливость, а также идти на помощь нуждающимся. Мальчика ждет и влюбленность, и друзья, и даже враги. Мальчик идет учиться в клуб, там он посещает фехтование. Именно клуб помогает ребенку воспитать в себе такие качества, как смелость и благородность. В жизни мальчика попадались и предательства, были случаи, когда нужно было защищаться от хулиганов. Так случилось, что Сережа даже засветился на страницах газеты.

Но в детскую жизнь часто встревали и взрослые. Одна мама мальчика, который был наказан за дело, делает так, чтобы помешать развитию клуба. В результате главный вожатый клуба, уходит в другое место. Сережа ходит в школу в форме клуба, чтоб все знали, что он не бросит отряд и своих друзей.

Заканчивается произведение тем, что Сережа отдыхает на море и его беспокоит один звонок. Это звонили с отряда и просили мальчика срочно вернуться, что помочь. И главный героя бросая и море, и отдых, мчится к своим друзьям.

Главная идея заключается в том, что даже будучи в юном возрасте, важно стараться быть смелым, учиться самому преодолевать препятствия. Идти до победного конца, ведь не смотря на все испытания, которые могут ожидать человека на пути, в итоге все будет хорошо.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сюжет — краткое содержание:

Главные герои и их характеристика

Главными героями трилогии стали ученик 6-го класса Сережа Каховский, его лучший друг Генка и преподаватель фехтования Олег Московкин.

Сережа и Гена

по задумке автора слыл вполне обычным мальчишкой, честным и порядочным, хотя и отстающим в учёбе. Ему свойственна излишняя горячность и порывистость в поступках, он не терпит, когда с кем-то несправедливо обращаются, и всегда готов прийти на помощь.

Пословицы к произведению:

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

Друг познаётся в беде.

Не множество, а храбрость побеждает.

Другие читательские дневники здесь

Второстепенные персонажи

На страницах романа-трилогии встречается немало персонажей второго плана.

Мальчик со шпагой

Вот список некоторых из них:

    Алексей Борисович Иванов

– пожилой журналист, с которым завязывает дружбу Сережа. Поступки Алексея Борисовича характеризуют его как порядочного и доброжелательного человека.

– плохой педагог, равнодушный и незаинтересованный в детях. Он выгоняет Серёжу из лагеря, ведёт себя глупо и некрасиво.

– физрук лагеря, попытавшийся поймать и вернуть Серёжу. Оказывается мошенником и мстительным человеком.

— отец Серёжи, порядочный и смелый мужчина, с раннего возраста прививший сыну тягу к справедливости. Он часто уезжает по работе в тайгу, где борется с браконьерами.

— вторая жена Серёжкиного отца (родная мать умерла, когда мальчику было всего 5 лет).

– ученик 2-го класса, которого Сережа постоянно защищает и опекает.

– друзья Серёжки, посещающие фехтовальный клуб.

– учительница, классный руководитель Сережи Каховского.

– учительница, классный руководитель Стасика Грачёва.

– мальчик, который учится в одном классе со Стасиком Грачёвым.

– ещё один журналист, своими статьями защищающий клуб, когда тот подвергается нападкам.

Отзывы читателей

Интересная и захватывающая книга. Думаю ее стоит читать всем детям, так как в ней показано, как важно работать над характером. Если бы Сережа смолчал, стерпел, то он не стал бы смелым и решительным. Только под воздействием внешней среды человек может меняться.

Крапивин — один из любимых писателей. Он искренне и правдиво описывает действительность. Кто-то осуждал Каховского за то, что он спорит со взрослыми. Но разве если человек старше, то это делает его правым? Нет. Всегда нужно об этом помнить.

Одна из лучших книг Крапивина! Искренняя, добрая, показывающая взросление! Сначала Сережа показан слабым и трусливым, но проходит время и он стал смелым. Это очень хорошая книга, которую нужно прочитать всем. В ней писатель рассказывает об обычных мальчишках. Думаю, каждый был на месте главного героя. Поэтому роман очень полезен для изучения.
Марина

Мальчик со шпагой

Мушкетёры XX века!

— У нас ведь тоже компания ничего, не слабенькая, — сказал Кузнечик. — Без боя не сдадимся. — А чего нам сдаваться? Мы же правы, — сказал Митя.

Ну нельзя просто взять и не добавить к оценке ещё

— Медведев! — Голос у Елизаветы Максимовны стал металлическим. — Еще слово, и ты отправишься за дверь. — Не отправлюсь, — просто, даже скучновато сказал Кузнечик. Глаза у Елизаветы Максимовны стали круглыми. — Ты соображаешь, что говоришь? — Соображаю. Не отправлюсь! — вдруг взвинтился Генка. — Не отправлюсь, и все! — Он даже в парту вцепился, словно его хотели силой из класса вытащить. — Это мой класс! Каждый день говорят: вы хозяева в классе, вы хозяева в школе! А как слово скажешь — марш за дверь! Что за собрание, когда сказать ничего нельзя! Елизавета Максимовна овладела собой. — Сядь, пожалуйста. Вы все уже сказали достаточно, и собрание закончено. Каховского и Медведева прошу иметь в виду, что за третью четверть у них неудовлетворительные оценки по поведению. — Разве это не педсовет решает? — спросил Павлик Великанов. Елизавета Максимовна не сочла нужным откликнуться на эти слова.


«Только очень маленькие дети верят в чудеса. Да еще старые, много пожившие люди утверждают, что чудеса всё-таки бывают. Редко-редко, но случаются. Но Сережа-то не был маленьким ребенком. И старым опытным человеком он тоже не был. Он был просто мальчик и твердо знал: на свете не бывает чудес.

И он изумился и вздрогнул почти так же, как его враги, когда в полыхании рыжих грив и с глухим громом подков пятеро кавалеристов вылетели на поляну и встали полукругом.

И самый главный всадник – смуглый, белозубый, в зеленой рубашке и парусиновой буденовке с суконной голубой звездой – негромко сказал:


«Гортензия часто кричала, потому что в отряде не было дисциплины. Все хотели то в поход, то на речку, то футбол гонять, а проводить тематические сборы и выполнять режим никто не хотел. Гортензия из кожи лезла, чтобы добиться порядка. Но у нее ничего не получалось, хотя она изо всех сил старалась походить на старшую вожатую Евгению Семеновну.

А Костя не старался быть похожим. Он ходил в темных очках и носил зеленые шорты с широким командирским ремнем.

Да, мир полон жестокости и несправедливости. Но это не значит, что нужно опускать руки и мириться с ними

«– Но что от этого изменилось в мире?

– В мире? Я не знаю… Он обрадовался.

– Мир обрадовался твоему благородному поступку?

– Мальчик обрадовался. Побежал в кино.

– А ты остался без билета, – усмехнулся дядя Витя. – Нет, я понимаю, билет – не потеря. Но ведь каждый раз так поступать не будешь.

Сережин путь только начинается, но уже в самом начале он непрост и неоднозначен. И вряд ли будет легче. Потому что не может он пройти мимо чужой беды. Так сложнее, конечно – и легче одновременно. Потому что человек, отзывающийся на беды других, живет в согласии со своей совестью.


Тем интереснее мне было прочитать современную повесть о спорте, дружбе, хорошем тренере и преодолении. Здесь тоже есть неравнодушные взрослые – и взрослые, которым плевать на детей; есть подростки, которые грезят тем, чем так скудна обыденность. А самое главное – здесь настоящие, неидеальные, но добрые и честные люди. Те, в душе которых живут боль и жалость, не дающие задремать в сытом спокойствии.

Однако при всем этом Якоб обладает острым ироничным умом и чуткой душой. Он читает книги и пишет стихи, много думает, многое видит и понимает. А еще он хочет обойти вокруг света на парусной яхте.

Казалось бы, мечта абсолютно несбыточная для человека с такими проблемами, да еще в российских реалиях, да еще в провинции, в неполной семье, в стесненных материальных условиях. Но Якоб набирается смелости и отправляет электронное письмо в яхт-клуб, где занимаются подростки.

Честно говоря, повесть Дарьи Варденбург подкупила меня хорошим реализмом, правдивой действительностью. Здесь ничего не приукрашено: ни здания, ни идеи, ни люди. Легкий налет равнодушия, хамство, ленивое и обыденное, бездумное веселье, разбитые алкоголем судьбы. Но всё это – не главное. Нет в повести беспросветности и безнадежности. Есть люди.

Жизнь без прикрас и романтического флера – но нет беспросветности и безнадежности. Есть люди

Есть, например, Шевцов – бывший чемпион международного уровня, а теперь человек, изо всех сил пытающийся удержать на плаву маленький и по сути никому, кроме четырех ребят и их родителей, не нужный яхт-клуб. Есть Репа – талантливый тренер, который пытается бороться со своей страстью к алкоголю, а еще склеить хоть что-то в разбитой своей судьбе – отношения с дочерью и внуком, например. Есть Тоха – девочка-пацанка, скрывающая свою боль, брошенность и маму-алкоголичку. Есть дед Якоба – умный и честный, но смертельно обиженный советским государством немец. Мама – веселая и усталая. Отец, живущий далеко и с новой семьей. В общем, настоящие, живые, слабые люди. Люди, у которых мало счастья, но вдруг становится чуть легче дышать и чуть светлее на сердце оттого, что они помогают друг другу.

И вдруг оказывается, что за грубыми нравами, сложными судьбами, недолюбленностью – чуткая душа и мудрость. И Тоха вдруг предстает перед читателями настоящей художницей, способной заметить и передать красоту мира:

И о дружбе тоже приходится серьезно задумываться, читая повесть. Друзья – далеко не всегда пушистые зайчики или благородные рыцари. Бывает, друг приходит не сразу. То есть вот он, но и не друг вовсе – насмешливый, жестокий, равнодушный. Но взаимодействуя с этим человеком, ты открываешь и в нем, и в себе нечто важное, и вдруг вспыхивает та самая искорка, и этот человек встает рядом с тобой, подставляет плечо.

Повесть Дарьи Варденбург – это настоящий подростковый опыт. Русский опыт, не приглаженный и не выхолощенный, провинциальный – да, жестокие нравы бытуют у нас в глубинках, в юношеской среде. И, мне кажется, особенно важно говорить о нем так: не страшась поранить нежную душу. Ведь подростки многое видят и подмечают, они хотят достоверности и честности. И гораздо важнее найти положительные примеры вот здесь, прямо среди той действительности, в которой живешь, оглянувшись вокруг, присмотревшись к тем, кто рядом.

Очень важно найти положительные примеры, оглянувшись вокруг, присмотревшись к тем, кто рядом

А положительные примеры есть. Они лишены пионерской романтики и пафоса, да и для современной инстаграмной эстетики не очень-то подходят. Но они настоящие, живые и цельные – люди, которые понимают, что не могут отступить и промолчать. Например, принять поздравления с победой в соревнованиях и заслуженную славу, забыв о своем тренере. Неугодный и неудобный Репа с сомнительным прошлым и репутацией алкоголика некрасиво смотрелся бы в новостях, да еще и рядом с мэром – но ребята говорят о нем, о его вкладе в победу. И получают самую важную награду, ту, что стоит всех трудностей, ту, которой дорожил и Сережа Каховский, – согласие со своей совестью.

Хотя в Интернете можно найти множество цитат, пересказов и отзывов о книге, чтобы использовать их для читательского дневника, лучше всё же читать произведение полностью — онлайн или взять книгу в библиотеке.

История создания романа-трилогии Владислава Крапивина

Крапивин Владислав Петрович

Наблюдая за детьми, Крапивин подмечал и записывал, как меняются со временем их привычки, взгляды, характеры. Именно на основе своих наблюдений писатель создал яркие образы мальчишек и девчонок, ставших персонажами книги.

Многократно переиздававшиеся книги содержат немало цветных и чёрно-белых иллюстраций. С картинок на читателя смотрят герои, мало отличающиеся от современных ребят.

Главные герои и их характеристика

Главными героями трилогии стали ученик 6-го класса Сережа Каховский, его лучший друг Генка и преподаватель фехтования Олег Московкин.

Сережа и Гена

Серёжа по задумке автора слыл вполне обычным мальчишкой, честным и порядочным, хотя и отстающим в учёбе. Ему свойственна излишняя горячность и порывистость в поступках, он не терпит, когда с кем-то несправедливо обращаются, и всегда готов прийти на помощь.

Второстепенные персонажи

На страницах романа-трилогии встречается немало персонажей второго плана.

Мальчик со шпагой

Вот список некоторых из них:

Алексей Борисович Иванов – пожилой журналист, с которым завязывает дружбу Сережа. Поступки Алексея Борисовича характеризуют его как порядочного и доброжелательного человека.

Директор лагеря – плохой педагог, равнодушный и незаинтересованный в детях. Он выгоняет Серёжу из лагеря, ведёт себя глупо и некрасиво.

Станислав Андреевич – физрук лагеря, попытавшийся поймать и вернуть Серёжу. Оказывается мошенником и мстительным человеком.

Владимир Каховский - отец Серёжи, порядочный и смелый мужчина, с раннего возраста прививший сыну тягу к справедливости. Он часто уезжает по работе в тайгу, где борется с браконьерами.

Галина Каховская - вторая жена Серёжкиного отца (родная мать умерла, когда мальчику было всего 5 лет).

Стасик Грачёв – ученик 2-го класса, которого Сережа постоянно защищает и опекает.

Митя Кольцов, Димка Соломин, Андрюшка Гарц – друзья Серёжки, посещающие фехтовальный клуб.

Данилка Вострецов – командир барабанщиков.

Татьяна Михайловна – учительница, классный руководитель Сережи Каховского.

Нелли Ивановна – учительница, классный руководитель Стасика Грачёва.

Валера Шагалов – мальчик, который учится в одном классе со Стасиком Грачёвым.

Игорь Лесников и Мария Лесникова – родители Наташи.

Владимир Матвеевич Ларцев – ещё один журналист, своими статьями защищающий клуб, когда тот подвергается нападкам.

Действие начинается на платформе железнодорожной станции, где главный герой дожидается поезда, сидя на скамейке. Серёжа Каховский оказывается там после того, как сбегает из лагеря, где с ним произошла неприятная история.

Сережа

Во второй части трилогии Серёжа вступает в новый фехтовальный клуб. Идеалы клуба и слова журналиста Иванова побуждают мальчика приходить на помощь более слабым: он защищает второклассника Стасика от гнева его отца и дворовых ребят от хулиганов, не боясь быть раненым.

Мальчику представляется, что настоящие дуэлянты всегда благородны, а добро побеждает зло. Чтобы помочь другу, Серёжа даже намеренно проигрывает в состязании. Олег видит это и, узнав причину действий мальчика, присваивает ему звание капитана.

Мальчик со шпагой

Всё идёт хорошо до тех пор, пока в дело не вмешивается мама одного из мальчишек, получившего по заслугам за свои поступки. Из-за её действий в конечном итоге руководитель клуба вынужден оставить своих воспитанников.

Трилогия заканчивается тем, что уже распавшийся клуб вдруг получает надежду на возрождение. Серёжа, находящийся на отдыхе, получает известие об этом от друга и торопится вернуться к друзьям.

Анализ произведения

Владислав Петрович Крапивин, автор подростковой трилогии, написал данное произведение в жанре реализма. Он показал взросление главного героя Серёжи и становление его характера. Повествование разворачивается очень быстро и с первых страниц захватывает читателя, заставляя сопереживать главному герою.




Совок – это общественные и межличностные отношения, возникшие в СССР благодаря тотальному проникновению коммунистической идеологии во все сферы жизни людей. Совок – это детерминированная этими отношениями материальная бытовая культура, в которой обитало население страны. Ну и конечно же, Совок – это существо, которое комфортно могло жить только в сфере этих отношений, а к нормальной жизни не приспособлено.

Повесть начинается с того, как Совок обрушивается на Серёжу Каховского – в лице начальника пионерлагеря с милой говорящей фамилией Совков – и заканчивается в сущности победой Совка. Но на этом я остановлюсь отдельно во второй части своего исследования. А пока – общая характеристика.

Итак, главный герой – пионер Сергей Каховский. Из повести я так и не уяснил, в каком он учился классе. Либо в шестом, либо в седьмом. Возможно, я не очень внимательно читал и пропустил момент, где об этом говорится напрямую. Но это не столь важно. Будем считать, что Серёжа Каховский учится в шестом классе. То есть ему примерно двенадцать лет. Поскольку свою повесть Крапивин начал писать в 1972 году, но поскольку в повести упоминается свержение Сальвадора Альенде (которое армия под командованием генерала Пиночета свершила 11 сентября 1973 года), временная привязка в повести очень чёткая: лето 1973 – лето 1974 г.г. Стало быть Серёжа Каховский родился в 1961 году или около того.

Всё происходящее в повести подаётся через призму восприятия 12-летнего мальчика (что естественно для детской книги). А у ребёнка всё достаточно просто и полярно. Все, кто ему нравятся – а нравятся ему обычно те, кто потрафляют ему в его желаниях – хорошие, кто не нравятся – плохие. В этом смысле и почти все взрослые, которые встречаются Серёже, делятся либо на абсолютно хороших, либо на абсолютно плохих. Своего героя Крапивин показал мальчиком, который на поведение людей обращает куда большее внимание, чем на, скажем, окружающую природу. То есть Серёжа конечно рад зелёной траве-мураве или синему морю (морю рад особенно сильно, но лишь в самом конце повести), но львиная доля всего повествования связана либо с его общением со взрослыми людьми, либо с его внутренним анализом поведения тех людей, с которыми он общался. Собственно, акцент на окружающем ландшафте сделан только в самом конце – когда Серёжа с другом оказались в Севастополе, а точнее – в Херсонесе. И вот тут Крапивин заставляет Серёжу приходить в восторг и от остатков древнегреческих построек, и от знаменитого сигнального колокола, укрепленного на квадратных столбах.

Поэтому никакого политического подтекста в отношении Крапивина к Севастополю в 60-х и 70-х не было и быть не могло. Но при этом почему-то именно этот город грезился ему как некая далёкая мечта, которая манила. Но с чего вдруг у Крапивина возникла эта idee fixe, связанная именно с Севастополем? Крапивин бредил морем и кораблями. Факт известный. Но почему бы свою мечту о море не отнести подальше, чтобы она стала в самом деле романтичной? Скажем, на Кубу? Мечтать о Кубе и Гаване для советского морского романтика 60-х – вроде самое то? А то можно замахнуться и на Марсель! Словом, как ни крути, Севастополь – достаточно приземлённая цель для того, кто бредит морскими странствиями.

Конечно, этот город окутан всполохами воинской славы. Тут вам и Крымская война 1853–1856 с её героической, но, увы, бесперспективной защитой Севастополя. Тут и Вторая мировая с героической защитой города, продолжавшейся 250 дней. Эта вторая защита Севастополя, увы, закончилась также плачевно, как и первая – город был сдан врагу.

Вообще надо отметить – к повести и мечтам Крапивина это, правда, отношения не имеет – что никому и никогда не удавалось защитить Севастополь – и вообще, Крым, от врага. Любой враг, который хотел наложить лапу на Крым и Севастополь, это намерение осуществлял. Иногда после долгого – и, увы, бессмысленного – сопротивления защитников, а иногда почти сразу. Севастополь, как военно-морская база, имеет массу плюсов с точки зрения стоянки кораблей и способен неплохо защищаться от атак с моря. Но его ахиллесовой пятой является север – Крым. Никто и никогда не мог защитить Крым от высадки вражеских десантов. Не буду брать более древние события, ограничусь только XX веком. Скажем, немцы в мае 1944 года даже не сильно сопротивлялись, сдав Севастополь в течение нескольких дней. И поступили, безусловно, правильно, поскольку даже если бы они оказали сопротивления как при защите Берлина, то всё равно рано или поздно потеряли бы Севастополь. Точно также, как Красная армия потеряла его за два года до этого. Ну или период Гражданской войны. Севастополь буквально переходил из рук в руки. То его брали немцы на несколько месяцев, то французы, то Красная армия, то её выбивали Белые (1919 год), а когда красные прорвали Перекоп, то снова захватили Севастополь почти без шума и пыли (сразу после чего устроив массовые расстрелы – ликвидировали даже своих вчерашних союзников, анархистов).



На фото: немецкие подлодки в бухте Севастополя во время кратковременной немецкой оккупации 1918 года.

Севастополь защищать бессмысленно. И считать такой город городом русской славы – ну это значит считать русской славой массовую и бессмысленную гибель русских солдат. Одно дело с воодушевлением вспоминать победные сражения (Суворов, Румянцев, Ушаков и т.д.) или хотя бы условно ничейные (Кутузов при Бородино), и совсем другое – воодушевляться, скажем, Аустерлицем. Все обороны Севастополя – это тот же Аустерлиц. Героизма много, а результат – плачевный.

Словом, Севастополь для Крапивина был почти тем же самым, что какой-нибудь Марсель или Пусан. Только в отличие от Марселя и Пусана (или Роттердама, или Калькутты и т.д. и т.п.) в Севастополь советский мальчишка всё же мог попасть. Вот отсюда и все эти мечты про Севастополь. Ну это моя версия, конечно. Основанная на знании психологии индивида, которая (психология) раскрывается на страницах повести.

Я моменту с Севастополем уделил столько места, поскольку тема эта стала достаточно политизированной. А для Крапивина – по крайней мере, для Крапивина образца 1972 года – никакой политики тут не было. Севастополь для него – и для его героя Серёжи Каховского – это просто очень далёкая и романтическая цель, но в которую можно попасть, проявив известную настойчивость. Ладно, идём далее.

Как я уже сказал, мир в повести подан через призму восприятия 12-летнего мальчика Серёжи Каховского. А мир этот, не забудем – это, в основном, СССР. Каким же разворачивается перед читателем СССР Серёжи Каховского? По большому счёту – достаточно депрессивным. Серёжа постоянно находится в стрессе от тех или иных печальных событий.



На фото: члены Гитлерюгенда в летнем лагере. Австрия, конец 30-х.

Но Серёжа Каховский не член Гитлерюгенда. Он – член Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. И он, разумеется, против фашизма. Причём фашизм в повести Крапивина вполне конкретен – это захват Пиночетом власти в Чили. Не то чтобы этому моменту в повести уделено много места, но один из друзей Серёжи Каховского каким-то боком познакомился с чилийским мальчиком. А у того отец – коммунист. И вот теперь друг и сам Серёжа переживают (Серёжа вообще любит переживать за других), не попал ли отец того мальчика в концлагерь. А когда им в руки попадает какой-то иностранный журнал (кто-то из взрослых имел какие-то заграничные контакты и ему прислали), то они в с тревогой рассматривают фотографию из Чили, на которой на мостовой лежит окровавленное тело какого-то чилийского мальчика и пытаются понять, не тот ли это чилийский знакомый. Вот и ещё одна смерть в жизни Серёжи Каховского – смерть никогда им невиданного, но ставшего дорогим для него чилийского мальчика. Серёжа Каховский вообще всегда готов (как велит масонско-пионерский призыв) всем сердцем откликаться на такие события.

И вот тут я подходу к главному. К теме Совка, который окружает Серёжу. Моё определение совка, если кто забыл, я дал в начале этого эссе.

Читайте также: