Сочинение лето господне пасха

Обновлено: 04.07.2024

Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему.

Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. После обеда отец прощает Василь Василича.

Ваня с Горкиным идут в церковь: начались особенные великопостные службы. Горкин – бывший плотник. Он уже старенький, потому и не работает, а просто живет “при доме”, опекает Ваню.

Весеннее утро. Ваня смотрит в окно, как набивают льдом погреба, едет с Горкиным на Постный рынок за припасами.

Приходит Благовещение – в этот день “каждый должен обрадовать кого-то”. Отец прощает Дениса, пропившего хозяйскую выручку. Приходит торговец певчими птицами Солодовкин.

Все вместе, по обычаю, выпускают птиц. Вечером узнают, что из-за ледохода “срезало” отцовские барки. Отцу с помощниками

Пасха. Отец устраивает иллюминацию в своей приходской церкви и, главное, в Кремле. Праздничный обед – во дворе, хозяева обедают вместе со своими работниками. После праздников приходят наниматься новые рабочие.

В дом торжественно вносят Иверскую икону Богородицы – помолиться ей перед началом работы.

На Троицу Ваня с Горкиным едет на Воробьевы горы за березками, потом с отцом – за цветами. В день праздника церковь, украшенная цветами и зеленью, превращается в “священный сад”.

Приближается Преображение – яблочный Спас. В саду трясут яблоню, а потом Ваня и Горкин отправляются на Болото к торговцу яблоками Крапивкину. Яблок нужно много: для себя, для рабочих, для причта, для прихожан.

Морозная, снежная зима. Рождество. В дом приходит сапожник с мальчишками “славить Христа”. Они дают маленькое представление про царя Ирода.

Приходят нищие-убогие, им подают “на Праздник”. Кроме того, как всегда, устраивают обед “для разных”, то есть для нищих. Ване всегда любопытно посмотреть на диковинных “разных” людей.

Наступили Святки. Родители уехали в театр, и Ваня идет на кухню, к людям. Горкин предлагает погадать “по кругу царя Соломона”. Читает каждому изречение – кому какое выпадет.

Правда, эти изречения он выбирает сам, пользуясь тем, что остальные – неграмотные. Только Ваня замечает лукавство Горкина. А дело в том, что Горкин хочет для каждого прочесть самое подходящее и поучительное.

На Крещение в Москве-реке освящают воду, и многие, в том числе Горкин, купаются в проруби. Василь Василич состязается с немцем “Ледовиком”, кто дольше просидит в воде. Они исхитряются: немец натирается свиным салом, Василь Василич – гусиным. С ними состязается солдат, причем без всяких хитростей.

Побеждает Василь Василич. А солдата отец берет в сторожа.

Масленица. Рабочие пекут блины. Приезжает архиерей, для приготовления праздничного угощения приглашают повара Гараньку.

В субботу лихо катаются с гор. А в воскресенье все просят друг у друга прощения перед началом Великого поста.

Горкин и Ваня едут на ледокольню “навести порядок”: Василь Василич все пьет, а нужно успеть свезти лед заказчику. Однако выясняется, что поденные рабочие все делают быстро и хорошо: Василь Василич “проникся в них” и поит каждый день пивом.

Летний Петровский пост. Горничная Маша, белошвейка Глаша, Горкин и Ваня едут на Москву-реку полоскать белье. Там на портомойне живет Денис.

Он хочет жениться на Маше, просит Горкина поговорить с ней.

Праздник Донской иконы, торжественный крестный ход. Несут хоругви из всех московских церквей. Скоро наступит Покров. Дома солят огурцы, рубят капусту, мочат антоновку.

Денис и Маша перебрасываются колкостями. В самый праздник появляется на свет Ванина сестренка Катюша. А Денис с Машей, наконец, сосватались.

Рабочие спешат подарить Сергею Ивановичу на именины невиданных размеров крендель с надписью: “Хозяину благому”. Василь Василич, в нарушение правил, устраивает церковный звон, пока несут крендель. Именины удаются на славу.

Больше сотни поздравлений, пирогов со всей Москвы. Прибывает сам архиерей. Когда он благословляет Василь Василича, тот плачет тоненьким голоском…

Настает Михайлов день, именины Горкина. Его тоже все любят. Ванин отец жалует ему богатые подарки.

Все заговляются перед Рождественским постом. Приезжает тетка отца, Пелагея Ивановна. Она – “вроде юродная”, и в ее прибаутках таятся предсказания.

Приходит Рождество. Отец взялся выстроить в Зоологическом саду “ледяной дом”. Денис и Андрюшка-плотник подсказывают, как это нужно сделать. Выходит – просто чудо.

Отцу – слава на всю Москву (правда, никакой прибыли).

Ваня идет поздравлять с днем ангела крестного Кашина, “гордеца-богача”.

На крестопоклонной неделе Ваня с Горкиным говеют, причем Ваня впервые. В этом году в доме множество дурных предзнаменований: отец и Горкин видят зловещие сны, расцветает страшный цветок “змеиный цвет”.

Скоро Вербное воскресенье. Старики угольщики привозят из леса вербу. Пасха. Дворника Гришку, который не побывал на службе, окатывают холодной водой.

На Святой неделе Ваня с Горкиным едут в Кремль, ходят по соборам.

Егорьев день. Ваня слушает пастушеские песни. Снова дурные предзнаменования: воет собака Бушуй, не прилетели скворцы, скорняку вместо святой картинки подсунули кощунственную.

Радуница – пасхальное поминовение усопших. Горкин и Ваня ездят по кладбищам. На обратном пути, заехав в трактир, слышат страшную весть: Ваниного отца “лошадь убила”.

Отец остался жив, но все болеет с тех пор, как разбил голову, упав с норовистой лошади. Ему становится лучше, он едет в бани – окачиваться холодной водой. После этого чувствует себя совсем здоровым, отправляется на Воробьевку – любоваться на Москву.

Начинает ездить и на стройки… но тут возвращается болезнь.

В дом приглашают икону целителя Пантелеймона, служат молебен. Больному ненадолго становится лучше. Доктора говорят, что надежды нет. Сергей Иванович на прощание благословляет детей;

Ваню – иконой Троицы. Уже всем ясно, что он умирает. Его соборуют.

Наступают отцовские именины. Снова отовсюду присылают поздравления и пироги. Но семье умирающего все это кажется горькой насмешкой.

Приходит батюшка – читать отходную. Ваня засыпает, ему снится радостный сон, а наутро он узнает, что отец скончался. У гроба Ване становится дурно.

Он заболевает, не может идти на похороны и только в окно видит вынос гроба.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Извечная проблема взаимоотношения человека и общества нашла свое решение в этом романе. Маленький герой получает от людей старшего поколения бесценные уроки добра, милосердия, терпения, трудолюбия.

Глазами ребенка мы видим, что духовность и нравственность переплелись так тесно, что без них невозможно было бы жить. Автор раскрывает нам глаза на настоящие человеческие ценности. Невозможно говорить о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье, не ощутив в душе светлую и чистую любовь к Богу.

Все, что окружает и волнует маленького мальчика, когда-то было миром самого писателя. Он сохранил в своей душе эти чувства и сумел образно передать их нам, читателям. Поражаешься, с какой точностью, восхищением он описывает картины жизни. Кажется, попадаешь в какой-то иной для нас мир. Глазами мальчика любуешься видами тогдашней Москвы, восхищаешься куполами церквей. А вокруг тебя звучит музыка, бесконечная музыка жизни: музыка весенней капели, музыка старой Москвы, музыка колоколов и певчих птичек – весь мир – музыка.

Если вдуматься, жизнь в доме артельного мастера очень нелегка: каждодневная работа, превратности природы, не всегда гладкие отношения между людьми. Но как нельзя не уважать отца мальчика за его по-настоящему строгую и справедливую любовь к своим работникам и к своей семье. Перед нами проходят грустные для ребенка сцены, когда отец ругает и наказывает Василия Васильевича, Дениса, толкового парня-управляющего, за то, что они в Прощенное воскресение были пьяны: один из-за этого потерял сумку с деньгами, покалечил людей, катая их на санях с гор. А другой пропил деньги. Но сумка нашлась, а в ней оказалось даже больше денег, чем должно быть. Честность, благоверность людей заставляет нас гордиться своими предками, восхищаться праведниками земли Русской, для которых жить по законам Святого писания было нормой, а не каким-то подвигом.

А поведение отца ребенка? Умение мучиться вместе с оступившимися и умение прощать – одно из ярких проявлений благородного и большого сердца. И детское восприятие, впитывая отцовскую любовь к миру, наполняется душевной силой и красотой. Ведь наказывая провинившихся работников, сердясь и возмущаясь, отец скорее заботится не о себе, а о тех, кто погряз в пороках, кому необходимо неравнодушное отношение окружающих, поддержка, а иногда и отчуждение близких: только тогда человек, позволивший себе безнравственное поведение, испытывает страх перед одиночеством, его пугает, что его не любят. Именно глазами ребенка смотрит на мир И.Шмелев – каждому, наверное, знакомо чувство малыша, когда он теряет из виду мать. Поэтому-то мы ощущаем всеобщую радость и отца, простившего работников, и Василия Васильевича, и Дениса, и, конечно, мальчика, для которого ситуация стала примером христианского отношения к людям: все люди одинаково нужны Богу, каждый достоин внимания и любви окружающих. Взаимовыручка, искреннее желание людей не испортить предстоящий замечательный праздник Пасхи делают людей добрее, внимательнее друг к другу.

Очень впечатлила меня сцена, когда люди дружно возят ледяные глыбы, для того чтобы забить льдом глубокие погреба для хранения продуктов летом. Тяжелая работа превратилась в настоящий праздник: сверкают на солнце острые грани льда, прыгают по ним люди, смеются, бойко подвозят с Москвы-реки на лошадях все новые и новые телеги льда, несут снег из сада – этот труд объединяет людей; здесь нет ни старших, ни младших, ни бедных, ни тех, кто побогаче. Ведь радость труда воспевалась во всех русских сказках - труд – мерило человеческой сути. С этим вполне согласен писатель.

Шмелев удивительно по-доброму, поэтично с какой-то особой ласковостью рассказывает о детстве маленького Вани, для которого настоящей семьей стали работники его отца. С какой любовью и вниманием относятся окружающие к мальчику! Самый главный воспитатель для него после отца был Горкин, один из артельщиков. Его речь мягкая и добрая, она пересыпана поговорками, божественными стихами и песнями, она словно красивая музыка.

Не отсюда ли у маленького Ванюши любовь к весенней капели: "Под сосенкой – как-кап…

Под елочкой – кап-кап…

Прилетели грачи, - теперь уж пойдет, пойдет. Скоро и водополье хлынет, рыбу будут ловить. "

С нескрываемым восторгом мальчик ждет обещанной поездки на рынок. Целый мир открывается ему во время неспешного путешествия на старой кобыле по Москве. Все замечая, всему удивляясь, Ваня сохранил в памяти до мельчайших подробностей ту поездку. Да и для Горкина поездка за продуктами наполнена ожиданием встреч с другими людьми, с возможностью проехать по улицам Москвы, увидеть ее красоту, ощутить в себе сопричастность к прошлому и настоящему столицы.

С возрастом зреет душа мальчика. И вот он уже стоит возле храма Христа Спасителя, будто наперед чувствуя возвращение через этот замечательный храм русского народа к истинной вере на рубеже 21 века. Наверное, Шмелеву дано было свыше предугадать будущее нашей многострадальной страны.

Самым большим и светлым праздником для православного человека является Пасха. Для мальчика она целый мир незабываемых подарков, улыбок, наигрышей гармони и, конечно, радостных и таинственных событий в храме: святой свет лампадок, прикладывание к плащанице, украшенные зажигательными нитками свечи, обвитые золотцем…

Познакомившись с романом, нельзя было не узнать о жизни самого писателя. Судьба Ивана Сергеевича Шмелева была нелегкой. Он рано потерял любимого отца, с матерью добрых отношений, к сожалению, не сложилось. Самое страшное, что он испытал, - это потеря единственного сына и скоропостижная смерть любимой жены. Проводив в 1915 году на фронт горячо любимого единственного сына, он не сомневался в том, что его семья должна выполнить свой долг перед Россией. Но сын, вернувшийся из Добровольческой армии Деникина, был взят чекистами и жестоко расстрелян.

В жизни писателя было немало чудесных событий, связанных с его искренней верой в Спасителя. Он чудом спасся от страшной болезни желудка, как считал писатель, через заступничество преп. Серафима Саровского. А в Троице-Сергиевой лавре преподобным Варнавой Гефсиамским ему предсказано было стать писателем.

Нет с нами писателя Шмелева, но он весь в своих книгах, которые утверждают истину на Земле. Эта истина в духовности нашего народа. Там, где есть это качество, там царит радость, истинная благость и вдохновение. А радость – синоним Солнца, Света, Бога. И пусть такие произведения помогут вывести наш народ на путь добра и спасения от лжи, лени, равнодушия и гордыни.

История создания

В 1922 году Шмелев принимает решение навсегда покинуть Россию из-за неприятия революции. Не только разруха, но и опасность для жизни направили автора прочь из родной страны. Он был сыном богатого купца — строительного подрядчика, поэтому сразу же попал в ряды врагов пролетариата по признаку материальной обеспеченности.

Жанр, направление

Направление творчества писателя — реализм. Автор описывает свои детские годы такими, какими они были, даже не меняя имен своих родственников.

Композиция

Листая страницы известного романа, читатель замечает, что повествование состоит из трех сюжетных линий. Первая из них описывает движение церковного года через православные праздники. Во второй части произведения мы больше узнаем о Ване и его семье. В третьей части рассказывается о смерти отца Вани и о духовном взрослении семилетнего мальчика — говении.

Писатель показывает читателю, как происходит формирование нравственных качеств Вани. Ребёнок осознает, в чем заключается смысл каждого праздника, работает над собой и проникается мудростью православия. В финале произведения отец Вани умирает. Благодаря тому, что мальчик был религиозно воспитан, он смог найти в себе силы пережить это, правда, пережил соблазн.

Суть: о чем роман?

Не секрет, что над своим произведением Иван Сергеевич работал за границей. На взрослого человека, которому было суждено перенести смерть родного сына, нахлынули воспоминания из детства. Персонаж представляет образ своего отца, которого звали Сергей Иванович, а также образ Горкина — духовного наставника. Он вспоминает о досуге в кругу семьи и славных традициях старины. Отчасти он даже полемизирует с большевистской пропагандой, в каждой главе указывая на то, что рабочие при его отце жили очень обеспеченно.

Истории о культуре православной семьи дополняют воспоминания героя. Каждому празднику посвящена отдельная глава из книги. В финале произведения описывается очень трагическое событие — кончина отца Вани.

Подробнее мы описали содержание каждой главы в кратком пересказе.

Главные герои и их характеристика

  1. Православная культура — основная тема романа. Автор подробно описывает каждую традицию, каждую святыню, каждый праздник. Читатель узнает об особенностях меню на каждую дату и разбирается, какие обычаи легли в основу красного дня календаря. Герои рассказывают о святых и их подвигах, о смысле религиозных обрядов.
  2. Быт и нравы купеческой семьи. Рассказчик не жалеет подробностей, описывая детство и связанные с ним яркие воспоминания. Из них мы узнаем, как жили дети в зажиточных семьях Москвы. Обильные трапезы, дорогие подарки, интересные поездки — все это доставляет много радости Ване. Но в то же время на его отце лежит большая ответственность: он много работает, контролирует 300 рабочих и за результат стройки отвечает честью.
  3. Царская Москва. Автор описывает порядки, царящие в городе. Он описывает рынки, набитые дорогой и эксклюзивной провизией, дороги и площади, храмы и церкви. Также он демонстрирует жизнь всех слоев общества: нищих, калек, ремесленников, торговцев, ростовщиков, подрядчиков, рабочих.
  4. В центре повествования — тема исторической памяти. По мнению Ивана Шмелева, пока народ помнит прошлое, мир будет незыблем. Человек будет нравственным, если не забудет соблюдать древний порядок. Автор утверждает, что благодаря православному образу жизни люди остаются духовными и их жизнь наполняется глубоким смыслом.
  5. Кроме того, в произведении поднята тема семьи. По мнению Вани, его отец является идеальным человеком. Сергей остался жить в образе своих детей.

Проблемы

Многомудрый Литрекон добавит и темы, и проблемы, если Вы сочтете это необходимым. Напишите об этом в комментариях!

Основная идея

Художественные средства

Языку произведения свойственна особая простота и чистота слога, что присуще народному стилю. Читатель замечает, как лаконично бытовая лексика сочетается с церковнославянской. Иван Сергеевич смог придать обыденности духовный смысл.

Читатель благодаря автору узнает значение многих церковных слов: говение, епитимья, просфора и т.д. Но автор по-народному коверкает их, чтобы показать безграмотность простых людей и реально отразить события из прошлого.

Автор: Самый Зелёный · Published 02.01.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 09.04.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 12.07.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Сюжет и тема

Иван Шмелев пишет роман за границей. Взрослый человек, перенесший горечь утраты любимого сына, обратился к воспоминаниям своего детства. Из глубины памяти возникают дорогие образы отца, Сергея Ивановича, и дядьки Горкина. Воспоминания дополняют рассказы о православной культуре семьи. Завершает роман рассказ о самом печальном событии в жизни Вани – смерти отца.

Главные герои

События жизни семьи Шмелевых описаны через восприятие мальчика Вани. Рядом с ним его воспитатель и наставник Горкин. Отец Сергей Иванович – крупный подрядчик. В доме Шмелевых, особенно в сезон, живут дружной семьей многочисленные работники.

Композиция

Композиция романа включает три части: Праздники, Праздники-Радости и Скорби. Начинается с описания Великого Поста. Непросто выдержать его испытания, но Ваня подготовлен к ним. Он растет наблюдательным, видит изменения в жизни людей, наблюдает за природой. Русская жизнь, простая, народная, живет в романе. Вместе с героем и его наставником читатель отправляется на постный рынок Москвы и поражается обилию продуктов и щедрости русской земли.

Автор рассказывает, как взрослеет Ваня, как расширяется его кругозор, как он впитывает основы православия. Не лишенный пытливого ума, мальчик многое замечает. Каждый раз, проезжая или бывая в Кремле, Горкин много рассказывает ему. Так естественно мальчик понимает, что родился в городе, которым нужно гордиться. Наряду с православием даны замечательные образцы-описания трудовых процессов в доме. Это труд многих людей. Приходит праздник Покрова, а вместе с ним заготовки моченых яблок и рубка капусты. Ее готовили много, на двор въезжало более двадцати возов, груженных доверху. С любовью автор дает описание осенних именин, именников много, но особо празднуются именины отца Сергея Ивановича. Отец –фигура заметная, поэтому в доме к ним тщательно готовятся. И мальчик не просто на все смотрит, он уже учится анализировать события.

Читателю предстоит многое узнать о той жизни, которая безвозвратно ушла. Например, о Кремле. Каждая встреча с ним оставляет след в памяти мальчика. Трудно представить зимнюю жизнь москвичей без забав. И мальчик вспоминает, как устраивались ледяные горки и организовывалось катание с них, как это стало любимым занятием жителей.

Третья часть – Скорби посвящена болезни отца и его смерти. Горькими днями назовет их автор. Уходит из жизни самый близкий и родной человек, с которым связаны лучшие воспоминания детства.

Заканчивается роман, но еще долго читатель будет погружен в жизнь московской семьи, вспоминать праздники и мальчика Ваню, которые не только сохранил их в памяти, но и записал для потомков.

2 вариант

Произведение писателя не имеет определенного жанрового направления и может восприниматься в виде сказки, мифа, легенды, свободного эпоса, однако в любом случае роман является высокодуховной автобиографической книгой, поскольку отображает духовное становление маленького героя под влиянием окружающей его реальной действительности.

Повествование в романе ведется от имени семилетнего мальчика Вани, глазами которого писатель изображает старую дореволюционную Россию конца XIX века, отличающуюся ярмарками, гуляниями, постными рынками и многочисленными христианскими праздниками.

Ключевой темой произведения является историческая и родовая память человека, позволяющая обрести в земной жизни глубокий нравственный смысл.

Отличительной особенностью романа является его композиционная структура, состоящая из сорока одной части, написанных в виде очерков и являющихся самостоятельными завершенными произведениями в отсутствии определенной сюжетной линии. В композиции писателем используется принцип кольцевания, представляющий хронологическое описание человеческой жизни, сочетающей временные циклы в виде труда, календаря и церковного православия в соответствии с годовой цикличностью христианских праздников.

Языковая стилистика произведения характеризуется использованием простого, чистого народного слога, раскрывающего секрет русской души своим сочным и ярким произношением. При этом эмоциональная составляющая романа представляется исключительно посредством детских ощущений в виде воодушевления, радости, чистоты мыслей и помыслов.

Центральным лейтмотивом романа изображается тема отцовства в качестве его земного назначения и небесного, выражающаяся через восприятие маленького мальчика, принимающего собственного отца как идеального человека и проживающего детские годы в духовной сущности бытия сквозь призму всех православных праздников.

Описывая церковный календарь, писатель не имеет целью навязать свою религиозную точку зрения, а стремиться передать самозабвенные, искренние человеческие чувства в виде радости, скорби, веселья в торжественные православные даты.

Роман пронизан авторскими нравственными идеалами сознания русского человека, его духовного мира, отличающегося христианским православным традиционализмом, открытым доброте, великодушию и благочестию.

Анализ 3

Произведение создано в эмиграции после русской революции и поражения Белого движения. Шмелев ставил своей целью создать единый целостный образ прежней России, ушедшей в небытие.

При создании повести автор использовал собственные детские впечатления, изобразив, по сути, самого себя в образе лирического героя семилетнего мальчика. Однако главной его целью было не предаться ностальгии по прежней России, но построить идеальный образ Родины, показать не столько какой она было, сколько какой она должна была быть.

Персонажи повести – отец главного героя строительный подрядчик Сергей Иваныч и его работники изображены в повести православными и русскими по духу людьми.

Подрядчик – добрый, но деловитый хозяин. Он не попустительствует рабочим, которые, будучи пьяными, могли по неосторожности покалечить людей. Однако Сергей Иваныч ограничивается только руганью и в тот же день прощает провинившихся работников. Подрядчик не заносчив и, по патриархальному обычаю на Пасху обедает с подчиненными. Кроме того, в его доме из милости живет престарелый плотник Горкин, которому поручено присматривать за мальчиком. Добрые отношения между хозяином и работниками, изображенные в повести, должны были стать как бы ответом большевистской пропаганде, показать, что непримиримых противоречий между предпринимателями и наемными работниками не существовало.

Отец главного героя при этом показан не религиозным фанатиком, он соблюдает умеренность и не чуждается светских развлечений, например, ходит в театр.

Православная вера персонажей повести легко уживается с верой в приметы (которые сбываются по ходу повествования) и гаданиями на Святки. Автор пишет не столько о религии, сколько о менталитете и образе жизни, бытовых подробностях.

В конце произведения отец главного героя умирает, будучи покалеченным до этого лошадью. Подобный финал выбран как горькая констатация ухода прежней счастливой жизни, которую эмигранты потеряли. Смерть хорошего человека, произошедшая от несчастного случая, является олицетворением судьбы страны, подвергшейся революционной ломке.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Лето Господне Шмелева

Популярные сегодня темы

Медведев – полицейский, но факт наличия ночлежки с сомнительными персонажами его не пугает. Работа позволяет быть терпимей к людям.

Перед тем, как написать свое сочинение, я хочу сразу ответить на вопрос, поставленный в теме сочинения. Нет, нет и еще раз нет. Никто и никогда не сможет заменить ребенку его родителей. А теперь, объясню, почему я так думаю.

Комаровский - это один из персонажей романа Пастернака, Доктор Живаго. По профессии он адвокат, он сильно прогрессирует в своей работе. Благодаря своему удачному положению, он переманивает к себе в совместное сожительство молодую девушку

Читайте также: