Сочинение легенда о батыре

Обновлено: 02.07.2024

Я хочу познакомить вас, дорогой читатель, с Урал–батыром – главным героем одноименного башкирского эпоса!
В честь Урал-батыра названы Уральские горы. Он приходится сыном герою Янбирде и младшим братом Шульгену.
Однажды, Урал попал в страну горя Катилы. Там – то он впервые показал себя. Поясняю: Урал-батыр сразился с грозным быком, которого и не испугался. Правда, Урал не убил быка, а только поранил. Этот фрагмент говорит нам о чистосердечности и милосердии богатыря.
Также, храбрый Урал-батыр любит свою родину. Ведь, если человек бескорыстно спасает свое отечество и людей живущих в нем, то вероятнее всего, он любит свою родину.
Есть у защитника бедных и слабых злейших враг – падишах Катила. Что между ними произошло? Почему они стали враждовать? Ответ прост: огромный, как обвешанный кладью верблюд, сопящий как ожиревший медведь, с налитыми кровью глазами, со вздутыми веками и бровями, Катила, был отцом единственной дочки, которая выбирала себе жениха. Выбирала – выбирала да и выбрала Урала. Но богатырь не захотел становиться ее мужем, тем самым показав свою независимость. И из – за этого Катила на него осерчал. Но, в конце концов, Урал-батыр усмирил его гнев.
Ну вот, настал конец нашему путешествию по башкирским народным эпосам. Надеюсь, что Урал-батыр вам понравился.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Рашид Нурмухаметов как раз был таким живописцем, для которого определенный факт, живой материал были основным, начальным мотивом. И какие бы обобщения, какие бы символические наименования не делал живописец, в базе каждой картины лежал натуральный увиденный сюжет. Это могло дотрагиваться как картинного многофигурного холста, так и пейзажа. В этом смысле сюжет, литературный рассказ означал для живописца очень много, так как в рассказе об определенных людях, об определенном событии, природе он видел свое художническое назначение. И хотя картины могли называться Легенда о батыре либо В нефтяном крае (о их чуток позже) , они были о определенных людях, событиях, в основе были писанные с определенных людей портреты, наблюдения за ними, за их поведением в их обыкновенной жизни. Непридуманность, если можно так выразиться, полное отсутствие лжи в любом, даже маленьком, даже заказном творении отличают работы живописца. (Ловлю себя на мысли о том, что впадаю в тот же патетический тон, каким грешат многие статьи о Нурмухаметове. Но что поделаешь - живописец таковой.) Образ человека труда в искусстве существует очень издавна, он встречается еще в древнем искусстве. В зависимости от медли, исторических событий, проживаемых разными народами, тема и образ видоизменялись, но не исчезали. Многие заслуги в области художественного обобщения темы продолжают жить и сейчас. В творчестве Рашида Нурмухаметова поиски образцового вида человека труда прошли через суровый стиль в его лучшем смысле. Такие картины, как Нефтяники Башкирии в Алжире (1977), триптих Будни Крайнего Севера (1972-1974), Первопроходчик Заполярья (1974) и иные полностью точно отвечают многим необыкновенностям грозного стиля (о них теснее говорилось) . Непременно, наихорошая из сходственных работ - В нефтяном крае (1969). Эта картина была одной из первых подобной направленности в творчестве живописца.

Как и все свои работы, он начал с определенных портретов-фактов, определенных ишимбайских и туймазинских пейзажей. Вероятно, и ранее написанные Бурильщик Гафур , и портреты ветеранов-нефтяников, и романтичные дамские образы его сюжетных картин также сыграли великую роль. То, что он, живописец, желал сделать образ людей труда, соединив его с образом любимого края, - это факт. Он много раз выступал на встречах со созерцателями, участвовал в обсуждении своих картин на фоне индивидуальных выставок и всегда разговаривал о героях картины В нефтяном крае с великий теплотой, утверждая свою близость с ними. Он сказал, что живет с ними в одном ритме, дышит тем же воздухом и беспокоится о том же - о собственной возлюбленной отчизне, о ее процветании.

Рашид Мухамедбареевич очень любил жизнь. Оптимизм был его натурой. Наверняка, поэтому и картины его были о сильных людях, о радостных событиях, о хороших характерах. Любил писать прекрасные лица, сам был таким
ыф

Сочинение по картине Р Нурмухаметов легенда о батыре в родном ауле.


Рашид Нурмухаметов как раз был таким художником, для которого конкретный факт, живой материал были главным, исходным мотивом.

И какие бы обобщения, какие бы символические названия не делал художник, в основе каждой картины лежал натуральный увиденный сюжет.

Это могло касаться как картинного многофигурного холста, так и пейзажа.

В этом смысле сюжет, литературный рассказ значил для художника очень много, так как в рассказе об определенных людях, об определенном событии, природе он видел свое художническое предназначение.

Непридуманность, если можно так выразиться, полное отсутствие фальши в любом, даже небольшом, даже заказном произведении отличают работы художника.

(Ловлю себя на мысли о том, что впадаю в тот же патетический тон, каким грешат многие статьи о Нурмухаметове.

Но что поделаешь - художник такой.

) Образ человека труда в искусстве существует очень давно, он встречается еще в древнейшем искусстве.

В зависимости от времени, исторических событий, проживаемых различными народами, тема и образ видоизменялись, но не исчезали.

Многие достижения в области художественного обобщения темы продолжают жить и сегодня.

Эта картина была одной из первых подобной направленности в творчестве художника.

Как и все свои работы, он начал с конкретных портретов - фактов, конкретных ишимбайских и туймазинских пейзажей.

То, что он, художник, хотел создать образ людей труда, соединив его с образом любимого края, - это факт.

Он говорил, что живет с ними в одном ритме, дышит тем же воздухом и заботится о том же - о своей любимой родине, о ее процветании.

Рашид Мухамедбареевич очень любил жизнь.

Оптимизм был его натурой.

Наверное, потому и картины его были о сильных людях, о веселых событиях, о хороших характерах.


На затерянной земле, где не ступала нога человека, жили Янбирде с супругой Янбике, и было у них два сына, младшего звали Урал, а старшего Шульген. Младший был послушным и сдержанным, Шульген же, напротив, непокорным и упрямым, он не раз перечил своему отцу. Семья занималась охотой на диких зверей, рыбным промыслом, так они и коротали деньки, не зная невзгод.

Однажды Янбирде рассказал своим сыновьям о Смерти, которая забирает жизнь и приносит горе. Велел отыскать живительную воду, дарующую вечную жизнь. Дал старик мужчинам львов и отправил в дорогу. Урал принял решение немедля одолеть Смерть, подарить людям спокойствие.

Дороги двух братьев разошлись, Шульген отправился в край Самрау, а Урал пошел в земли правителя Катила, который каждый год приносил своих людей в жертву предкам. Захотел Урал одолеть Смерть в этой стране и вышел на бой с царским быком. В тяжелой схватке, Урал одолел быка, но убивать не стал, пощадил, с тех пор весь бычий род на службе у человека, рога у быков загнуты, а копыта рассечены на двое в память о битве с могучим Батыром. Падишах в ужасе покинул пределы своего государства, а Урал взял в жены его прекрасную дочь.

Шульген в своем пути повстречал змеиного правителя, по имени Заркум. Заркум был на стороне злых сил, он подчинил волю Шульгена и настроил его против младшего брата. Шульген всячески препятствовал Уралу осуществить свое предназначение. Урал сражается с разными мифическими чудовищами и всегда побеждает. Из тел поверженных врагов образовались горы, впоследствии названые Уральскими.

В следующей части эпоса повествуется о смерти великого Батыра. Урал погибает, но после него остаются потомки, такие же честные и благородные. Они заселяют просторы, обосновываются у самих Уральских хребтов, там, где они проходили, рассекая своими мечами горы, образовались реки, носящие по сей день их имена.

А живую воду Урал все – таки нашел, но не принес ее людям, а отдал природе, ведь именно только она одна, по его мнению, должна жить вечно. Великий герой, подаривший своим людям спокойствие и благополучие.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Легенда о Урал-батыре

Урал-батыр же сумел исполнить поручение отца и сохранить чистое сердце. С многими злодеями приходилось сражаться Урал-батыру. Он сражался с огромным быком а после с четырьмя лучшими воинами кровожадного царя Катилы. Победил царя змей Кахкаху. Сражался со злыми дивами (человекоподобные существа, имеющие вид великанов; служители Шульгена) и их предводителем Азракой.

Как Шульген нарушил запрет отца

Однажды Йанбирде и Йанбике ушли на охоту и долго не возвращались. Мальчики играли на полянке, а когда проголодались, Шульген вдруг сказал младшему брату:

– Давай попробуем то, что пьют наши родители. Я подсмотрел, где они прячут кровь.

– Нельзя, – отвечал ему Урал. – Отец не разрешает, ведь ты же знаешь об этом.

Тогда Шульген стал уговаривать брата:

– Да ты не бойся, он ничего не узнает, мы же только попробуем кровь на вкус. Питье-то сладкое, наверно. Если бы это было не так, отец и мать не ходили бы на охоту, не губили зверей, позабыв о сне и отдыхе.

– Пока не стану егетом, пока не узнаю людских обычаев, пока не постранствую по земле и не уверюсь в том, что Смерти-Улем на свете нет – пробовать кровь не буду, – твердо стоял на своем Урал.

– Да ты просто трус, – разозлился тогда Шульген и стал громко смеяться над братом.

– Нет, я не трус, – не поддался Урал. – Львы, тигры и медведи тоже очень храбрые звери, но и они плачут, когда к ним приходит Смерть. Вдруг, если попробовать кровь на вкус, она здесь появится?

На плотву щука охотится, на суслика – сурок, а лисица – на зайца. Если так подумать, получается, что сильный для слабого и есть Смерть. Разве не мы, люди, ловим рыб, ныряющих в глубину, птиц, что поют на скалах? Мы, четверо, и ввели этот обычай в наших краях. А если звери задумаются об этом, если все соберутся и когти свои обратят против нас, как сукмар, и бросятся на нас – разве тогда не явится к нам Смерть, о которой отец нам говорил?

Призадумался тут Шульген, однако большого значения этим словам не придал.

– А ты не бойся, – только и сказал.

Побежал непослушный Шульген к тайному месту и отпил понемногу из раковин морских, в которых хранилась кровь.

Так Шульген нарушил запрет отца.

Сражение с быком

Однажды кровожадный царь Катилла угнетающий народ послал против Урала огромного быка, но тот не мог противостоять силе героя. Человеческим голосом бык угрожает Уралу поднять его на рога и носить до тех пор, пока богатырь не превратится в прах, который развеет ветер. Но не тут-то было.
В схватке Урал согнул быку, выбил верхний зуб и разорвал копыта. С тех пор у быков кривые рога, не растет передний зуб и разделенные на две половины копыта.

Помилованный Урал-батыром бык привел свое стадо на Урал, и оно с тех пор служит людям.

Как была поймана белая лебедь

И вот однажды случилась великая охота. Дичь словно сама лезла в силки – все охотничьи мешки были переполнены.

Когда охотники наконец вернулись домой, стали они разбирать добычу. Тогда попалась им среди прочей живности птица-лебедь со сломанным крылом. Опутал ей ноги старик Йанбирде, замахнулся острым ножом, чтобы голову отсечь, и тут заплакала птица кровавыми слезами, заговорила:

– Не убивайте меня, не безродная я сирота, вашего, людского племени дочь!

Удивились таким речам Йанбирде, его жена Йанбике и дети их Урал и Шульген. А птица-лебедь продолжала:

– Когда отец мой пару себе искал, никого не нашел на всей земле. Обратил он взор на небо и взял себе в жены Солнце и Луну, приворожил к себе обеих. Он – Падишах всех птиц, имя его Самрау, вот кто мой отец! Он все равно придет ко мне на помощь и освободит меня! Прошу вас, не лишайте меня жизни!

А если не послушаетесь меня, если разорвете меня на части, все равно не стану для вас пищей! Мать моя, Кояш-Солнце еще в младенчестве омыла меня в водах Живого Родника, так что Смерти я не подвластна. Так говорю вам я, Хумай! Отпустите меня, и я укажу вам путь к Живому Роднику!

Растерялись Йанбирде и Йанбике, не знали они, что делать, как поступить. Стали спрашивать совета у своих детей. Шульген не поверил птице, сказал, что ее надо съесть, а вот Урал заступился, думая отпустить ее на волю. Такой между ними вышел спор.

Наконец Урал сказал Хумай (этим именем назвалась лебедь):

– Не горюй, я верну тебя твоим родителям.

Осторожно отнес ее в сторону, положил раненую птицу на землю.

Лебедь взмахнула здоровым крылом, и выпали из него три пера. Она обмазала их сочившейся кровью, бросила на землю и тогда, откуда ни возьмись, появились три птицы. Подхватили они лебедь легкими крыльями и унесли в высокое небо.

Понял тогда Йанбирде, что кончилось для его детей беззаботное время, что пора им отправляться в путь, за птицей-лебедью – искать дорогу к Живому Роднику.

Наказал Йанбирде своим детям слушаться друг друга, во всем помогать, а если Смерть им по дороге попадется – отрубить ей голову и привезти домой.

Сели сыновья на могучих львов и отправились в далекий путь. Долго смотрели вослед сыновьям Йанбирде и Йанбике, и не знали они, когда увидят своих сыновей, и придется ли когда встретиться с ними.

Победа над царем змеев Кахкахой

После победы над Кахкахой Урал женится на освобождённой им девушке по имени Гулистан и отправляется дальше.

Как Йанбирде обнаружил, что из раковины кто-то пил

Долго рассказывал Йанбирде, наконец, в горле у него пересохло, и он решил утолить жажду. Пошел он в укромное место, принес оттуда морскую раковину, в которой хранил свое питье. Открыл Йанбирде раковину и вдруг увидел, что она неполная. Тогда осмотрел он ту раковину повнимательней и обнаружил на ней следы детских пальцев. Понял Йанбирде, что кто-то из его сыновей, а может быть, и оба, нарушил запрет. Страшно рассердился Йанбирде.

– Кто пил из этой раковины? – грозным голосом спросил он у сыновей.

– Кто посмел? – спросил он еще более страшным голосом. Тут сердце Шульгена не выдержало, и он срывающимся голосом крикнул:

– Никто! Никто не пил, атай!

Этого Йанбирде стерпеть уже никак не мог. Схватил он палку и стал бить сыновей, приговаривая:

– Не только пили, но еще и врете!

Мальчики вскрикивали под ударами, закрывались руками, но палка безжалостно хлестала их по рукам, по ногам, по спинам. Наконец Шульген не выдержал и закричал:

Но это не принесло ему облегчения. Теперь отец бил его одного, бил страшным, яростным боем.

Тут Урал подскочил к отцу, схватил его за руку и закричал:

– Одумайся, отец! Остановись! Посмотри на палку в твоей руке – ведь она когда-то была молодым деревцем, что росло в лесу, на ветру колыхалось, трепетало листвой. Птицы пели на ней, вили гнезда. Словно младенец, что сосет грудь матери, это деревце сосало влагу из земли и была прекрасным существом!

А когда его от родного корня отделили, когда лишили его веток и листьев, стало оно безжалостным, что твой каменный молот, словно щука, что ловит рыб, собака, с которой ходят на охоту, как сокол, что пускают на птиц. Разве не стало оно бездушным орудьем в твоих руках?

Много лет ты прожил на земле, но так и не понял, что такое Смерть, сердцем ее не почувствовал. Если еще раз ударишь свое дитя, не значит ли это, что ты в своем собственном дому, на собственных детях хочешь показать, как приходит смерть от сильного к слабому, от отца к детям его? Если сегодня брата убьешь, завтра – меня, останешься совсем один. А когда придет старость, сгорбишься, высохнешь ты, не сможешь ходить на охоту, и лев твой, и собака, и сокол и пиявка – все станут голодать, кровью нальются их глаза. И тогда лев, разъярившись, порвет свою привязь и набросится на тебя и разорвет на куски. Что станет с тобой тогда? Не придется ли тебе встретить Смерть в своем собственном жилище?

– Наверное, Улем-Смерть пришла сюда незримо и искушает меня убить сына, – сказал он наконец. – Что же такое эта Смерть? Надо созвать всех зверей и птиц, расспросить их. Не может быть, чтобы никто не видел ее. Тогда и решим, что дальше делать.

Победа над дивом Азракой

В бою с главным дивом (человекоподобные существа, имеющие вид великанов) Арзаку, Урал срубил его голову алмазнм мечом. Огромное тело дива упало с такой силой что весь мир содрогнулся, и на этом месте образовалась самая всокая гора — Большой Ямантау, что означает Большая плохая или Злая гора.

Последний подвиг

Но главным и последним подвигом Урала стала победа над старшим братом Шульгеном, который похитил волшебный посохи пытается устроить всемирный потоп. Но Урал по маленькому клочку отвоевывает сушу для людей, и в конце концов исчезает безбрежное море, остаётся только небольшое озеро.
Терпя поражение Шульген вместе со своими дивами решает укрыться от брата в озере. Но это не остановила Урала — он решил выпить всю воду из озера. Долго пил Урал воду, но вместе с водой Урал глотал и злых дивов которые разорвали его сердце изнутри. Урал умирает, но вместе с ним гибнут и все злодеи.

Урал-батыр мог исцелиться и даже стать бессмертным выпив живой воды, но он не оставил себе ни капли, когда прыснул ею на природу и сказал, что никто кроме нее не должен жить вечно. Так он возродил землю истощенную злом, но сам пал в схватке со злом.

Как Йанбирде наставлял сыновей

Дети Йанбирде и Йанбике росли очень быстро.

Но Йанбирде не дал им на это своего благословения. Он сказал им так:

– Дети мои! Вы дороги мне, словно очи, которыми я смотрю на белый свет. Но разрешить вам охотиться не могу – у вас еще не выпали молочные зубы, вы еще не окрепли телом и душой, не пришло пока ваше время сесть верхом на льва, в руки взять сукмар, сокола с криком выпустить на дичь.

Не торопите своего детства и слушайте меня.

А я вам говорю – чтобы привыкнуть к верховой езде, садитесь на оленя. Чтобы научиться охотиться с соколом, пускайте его на стайку скворцов. Есть захочется – ешьте, пить захочется – пейте, но только воду из родника. Пить то, что мы с матерью пьем, вам запрещено.

Кивнули мальчики, усмирили юный пыл, принялись за свои новые занятия.

Кратко о эпосе

Впервые о глубокой самобытности эпоса было заявлено в трудах А. А. Петросян. Она первая из исследователей обнаружила сюжетное сходство башкирского эпоса с шумерско-аккадским эпосом о Гильгамеше, но в то же время пришла к выводу о существовании глубоких различий идейно-художественных концепций данных произведений:

Легенды, предания передаются из уст в уста, а отважность и другие качества казахстанских батыров становятся примером для подрастающего поколения.

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz представляет подборку национальных героев и историй, которые передаются из уст в уста.


Казахский батыр и народный герой. По преданиям, Кобланды жил в XV веке во времена правления чингизида Абулхаира и был одним из его военачальников. По одной из версий, именно Кобланды стал причиной образования Казахского ханства.

Согласно одной из национальных легенд, народный герой, преследуемый врагами, оказался на пустынном острове Барсакельмес. Там он пробыл трое суток, а затем отправился в обратный путь. Вернувшись на родину, он обнаружил, что прошло не 3 дня, а 33 года. С тех пор остров Барсакельмес приобрел славу места, где меняются время и пространство.

Очевидно, народный батыр попал в пространственно-временную ловушку. По одной из версий, она существует до сих пор. В 1934 году на берегу Барсакельмеса был пойман японец, который знал только диалект Страны восходящего солнца. В итоге переводчику удалось выяснить: японец утверждает, что является членом императорской семьи и что родился в 1718 году. Пленный пояснил, что попал в шторм в Тихом океане, а очнулся здесь – на берегу острова Барсакельмес.

Источником сведений о народном герое также является сложенный народом эпос "Кобыланды батыр". В героической эпопее рассказывается о мужестве и подвигах полководца.

Память о Кобланды-батыре живет по сей день. На берегу реки Кобда расположен мавзолей Кобланды-батыра. В 1995 году на месте захоронения был установлен камень, а в 2007 году возведен мавзолей высотой 17,5 метра и шириной 12 метров. По задумке создателей он напоминает традиционный шлем казахских батыров.

Также в Кызылорде в 2009 году воздвигнут 12-метровый памятник Кобланды-батыру. Авторами памятника являются архитектор Сагидолла Кубашев и скульптор Муратбай Умбетов.

В городе Актобе именем Кобланды-батыра назван Центральный стадион. Именем батыра названы улицы в Астане, Актобе, Кентау (ЮКО), Костанае, в посёлках Айтеке-Би (Кызылординская область) и Зачаганске (Западно-Казахстанская область).


Казахский батыр и просветитель Бекет-ата родился в ауле Кульсары в Атырауской области. Обучался в Хорезме у Пакыржана-хаджи. Религиозный деятель, почитаемый как святой. С детства отличался живым умом и интересом к новым знаниям. Строил медресе и мечети.

Помогал обучать детей грамоте. Также, как утверждают многие источники, Бекет-ата обладал даром лечить людей.

В семье, помимо Бекета, было ещё трое сыновей: Алдаберген, Алдонгар, Мендикул. Также, согласно сохранившимся источникам, у самого батыра было пятеро детей: Байтели, Жайлау, Тогай, Байнияз и Кодар.

Люди передавали любовь и уважение к этому благородному человеку через легенды из поколения в поколение. Сушествует немало легенд, но истории, связанные с именем Бекет-ата, были взяты из его жизни.

Подземная мечеть суфия Бекета-ата находится на плато Устюрт в урочище Огланды. Она расположена в среднем ярусе массивной скалы, уступами спускающейся в заросший кустарником глубокий овраг. Перед входом в подземную мечеть расположена небольшая площадка. В первом помещении свет льется из люка, пробитого в куполообразном потолке.


Настоящее имя девушки - Майсара. Из ветви басентиин рода аргын. Жена Каракерея Кабанбя. Она была соратником супруга и сражалась наравне с мужчинами. Такой же отважной, как мать, стала и дочь Назым. С тех пор в казахстанских преданиях известны слова: "Атадан ұл болып тума, ер болып ту" (Родись не сыном своего отца, а родись храбрецом).

Согласно легенде, однажды Назым пригнала на поле боя необученных верблюдов, которые создали суету в стане вражеского племени.


Казахский батыр. Его отец был сапожником, а также изготавливал плетки. С детства Сыпатай имел острый ум и отличные ораторские способности. Освободил родные земли от иноземных захватчиков.

В 1991 году отмечалось 210-летие со дня рождения Сыпатай-батыра. В селе Мерке Жамбылской области в честь него установлен памятник .

Один из аулов Меркенского района Жамбылской области назван в честь Сыпатай-батыра.


Вымышленный фольклорный персонаж. Находчивый и умный мальчик, происходит из бедной семьи. Согласно преданиям, Алдар-Косе обманывает жадных богачей. Его часто сравнивают с зарубежным персонажем Робином Гудом. Однако оружие Алдара-Косе - ум и слово.

Существует немало популярных сказок и сатирических миниатюр об Алдар-Косе.

Примечательно, что аналогичный персонаж встречается в фольклоре туркмен, узбеков и татар и других народов. Джоха — у арабов, Пулу-Пуги — у армян, Ахмет-акай — у крымских татар, Мушфике — у таджиков, Саляй Чаккан и Молла Зайдин — у уйгуров, Кемине — у туркмен. Тиль Уленшпигель — у фламандцев и немцев.

О значении знания истории для подрастающего поколения высказалась мастер-кукольник из Алматы Евгения Бабникова, которая в своих работах воплощает национальных героев.

- Мысль популяризировать наше культурное наследие возникла у меня после знакомства с соседским мальчиком. В игре ребенок воображал себя Человеком-Пауком. И я подумала, что дети могут воображать себя персонажами из нашей истории. Теми героями, которые нам ближе. Поэтому о них надо больше рассказывать, показывать их и в том числе воплощать их в творчестве. Наши предания, легенды и персонажи тоже являются связью между поколениями, - поделилась Евгения Бабникова.

Читайте также: