Сочинение лактанция о смерти гонителей
Обновлено: 02.07.2024
До 303 года, когда началось жестокое гонение на христиан, императору удалось провести реформу армии и разделить власть с тремя правителями, создав систему, получившую название тетрархии. Диоклетиан понял, что невозможно управлять одному столь большой империей, которую нужно было постоянно защищать от нападения варваров. Вместе с соправителем Максимианом он избирает двух цезарей и поручает каждому управление своей частью территории. Эта мера впоследствии сыграла важную роль в гонениях на христиан – оно было очень жестоким в одних частях государства и довольно мягким в других.
До сих пор до конца неясны причины, из-за которых Диоклетиан решил уничтожить христиан. Очевидно, что кесарь, желавший собрать воедино распадающуюся империю, захотел прибегнуть к помощи римских богов. В древней религии он видел способ оздоровления общества и поднятия дисциплины.
Для римлянина его времени религия была не столько средством связи с Богом или богами, сколько своеобразными договорными отношениями. Почитание богов было признаком верности, бывшей одной из основных гражданских добродетелей. Все началось со второго римского царя Нумы Помпилия, который торговался с Юпитером. По преданию бог потребовал принести в жертву головы, и Нума принес ему в дар головки чеснока. Бог сказал, что головы должны быть живыми, и Нума принес в дар ему несколько рыбок. Юпитер расхохотался, и в римской религии не было человеческих жертвоприношений, кроме нескольких случаев добровольной жертвы за страну. С тех пор римляне строили отношения с богами на основе договора. Им было важно правильно совершить все обряды, прочитать нужные молитвы и принести жертвы. Божество, получив все предписанное, в свою очередь помогало своему почитателю, выполнившего свои условия договора. Религия для римлян также была и способом выражения государственной лояльности, что ярко проявилось при гонениях Диоклетиана.
Гонения Диоклетиана были последней попыткой уничтожить Церковь. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть самое начало действий Константина Великого, который сделал христианство сперва религией терпимой в империи, а затем и предпочитаемой им самим. Впрочем, Диоклетиан не был фанатичным язычником. Он лишь хотел продлить время существования Рима. До падения Вечного города оставалось уже чуть меньше ста лет.
В Риме сохранились развалины терм Диоклетиана, в которых сейчас находится христианская церковь
Православная теория Государства и Права (ПТГП) запись закреплена
Денис Абара
Лактанций. О смертях преследователей. Пер. с лат. языка, вступ. статья, коммент., указ., библиогр. список В. М. Тюленева. – СПб.: Алетейя, 1998. – 282 с. – (Античное христианство. Источники).
Луций Цецилий (Целий) Фирмиан [лат. Lucius Caecilius (Caelius) Firmianus Lactantius] (ок. 250, Цирта, Нумидия (ныне Константина, Алжир) - ок. 320, Августа Треверов (Треверы), Галлия (ныне Трир, Германия)), апологет раннехристианский.
Жизнь
Сочинения
Блж. Иероним перечисляет 12 сочинений Л., из которых сохранились лишь 5, написанных после его обращения в христианство и в основном имеющих апологетическую направленность ( Hieron. De vir. illustr. 80).
Несохранившиеся сочинения
Приписываемые сочинения
Учение
Особенности богословия и апологетики
Богопознание. Религия и философия
Учение о Боге
Триадология
Учение Л. о Св. Троице весьма слабо разработано и изобилует недостатками, главные из которых - субординационизм и бинитаризм. Л. не хватает терминологической точности, к к-рой он, как апологет, и не стремится ( Pichon. 1901. Р. 17). В тринитарном учении Л. заметно влияние мысли Тертуллиана, к-рую он популяризирует и упрощает ( Морескини. 2011. С. 362).
Учение о творении
Ангелы и демоны. Происхождение зла
Антропология
Грехопадение и его последствия
Христология и сотериология
Экклезиология
Эсхатология
Место Л. в христианской традиции
Соч.: CPL, N 85-92; собрания: Divinae Institutiones, De ira Dei, De opificio Dei / Ed. C. Sweynheim, A. Pannartz. Subiaco, [1465] [editio princeps]; Opera / Ed. J. P. Valerianus. Venetiis, 1502; Opera omnia / Ed. J.-B. Le Brun, N. Lenglet Dufresnoy. P., 1748 (переизд.: Bibliotheca Veterum Patrum / Ed. A. Gallandi. Venetiis, 1768. Vol. 4; PL. 6–7); Opera omnia / Hrsg. S. Brandt, G. Laubmann. W., 1890, 1893, 1897. 3 vol. in 2. (CSEL; 19, 27. 1–2); отдельные произведения: De ave phoinice / Ed. M. C. FitzPatrick. Phil., 1933; De mortibus persecutorum liber / Ed. G. Pesenti. Torino, 1934. (CSL Paravianum; 40); Le Divine istituzioni / Ed. G. Mazzoni. Siena, 1936–1937. 2 vol.; Institutiones divinae: Lib. 6: De vero cultu / Hrsg. C. Iordăchescu, T. Simenschy. Ci_inău, 1938; Epitome divinarum institutionum / Ed. E. H. Blakeney. L., 1950; De la mort des persécuteurs / Ed. J. Moreau. P., 1954. (SC; 39); De ira Dei / Hrsg. H. Kraft, A. Wlosok. Darmstadt, 1957; Divinae Institutiones: Buch 5 / Hrsg. H. Hross. Münch., 1963; De mortibus persecutorum / Ed. F. Corsaro. Catania, 1970; Divinae institutiones; De opificio Dei; De ira Dei / Ed. U. Boella. Firenze, 1973; Institutiones divines: Lib. I, II, IV, V, VI / Ed. P. Monat, Chr. Ingremeau. P., 1973, 1986, 1987, 1992, 2007. 6 vol. (SC; 204, 205, 326, 337, 377, 509); L’ouvrage du Dieu Createur / Ed. M. Perrin. P., 1974. 2 vol. (SC; 213, 214); La colère de Dieu / Ed. Chr. Ingremeau. P., 1982. (SC; 289); De mortibus persecutorum / Ed. J. L. Creed. Oxf., 1984; Épitomé des Institutions divines / Ed. M. Perrin. P., 1987. (SC; 335); Divinarum institutionum libri septem / Ed. E. Heck, A. Wlosok. Monachii, 2005–2011. Fasc. 1–4; Divinae institutiones. Buch 7: De vita beata / Einl., Text, Übers. und Komment. S. Freund. B., 2009; De ira Dei (= Vom Zorne Gottes). Aadorf, 2010; рус. переводы: Луция Цецилия Лактанция Фирмиана… Божественных наставлений седмь книг… С присовокуплением др. творений: О гневе Божием, О удивительном и чудном строении человека и О кончине гонителей христианства / Пер.: И. Н. Тредиаковский. М., 1783. Ч. 1–2; Творения / Пер.: Е. В. Карнеев. СПб., 1848. Ч. 1–2; О смертях преследователей / Пер., вступ. ст. и примеч.: В. М. Тюленев. СПб., 1998; Божественные установления: Кн. I–V, VII (фрагм.) // Тюленев В. М. Лактанций: Христ. историк на перекрестке эпох. СПб., 2000. C. 205–317; О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы Божественных установлений / Пер., вступ. ст. и примеч.: В. М. Тюленев. СПб., 2007, 20142; Божественные установления: Кн. I–VII / Пер., вступ. ст. и примеч.: В. М. Тюленев. СПб., 2007.
с. 102 В поздней античной литературе отчетливо выражен интерес к ранней римской религии. Он обусловлен появлением и распространением такого могучего соперника римского язычества, как христианское вероучение. В развернувшейся между сторонниками старой и новой религии полемике вырабатывались определенные методы и с. 103 приемы оппонента. Неудивительно, что сочинения языческих критиков христианства почти не сохранились, зато в достаточном объеме дошли до нас христианские апологетические сочинения, характер отражения в которых реалий римской религии и является темой настоящей статьи.
Особое внимание хотелось бы уделить произведениям двух апологетов: Арнобия (конец III — начало IV) и Лактанция (IV в.). Эти имена часто встречаются вместе в исследовательской литературе. Оба автора жили в западной части римской империи, получили хорошее риторическое образование. Увлекшись христианскими идеями, они превратились из гонителей этой религии в ее рьяных защитников и посвятили апологии христианства свои труды на латинском языке. Кроме того, по сообщению Иеронима Стридонского, Лактанций был учеником Арнобия (Hier. De vir. il., 2343). Все это позволяет параллельно исследовать их труды.
Итак, два интересующих нас произведения являются христианскими апологиями. Обычно сочинения христианских писателей состоят из критической и собственно апологетической частей. В критической части анализируется старая языческая религия, выявляются ее негативные, с точки зрения христиан, черты. Наличие этой части вполне понятно: адресатом такого труда были именно язычники. Попытка дискредитации язычества предпринималась для того, чтобы читатель лучше оценил преимущества и благородство новой веры по сравнению с разоблаченной старой. Однако для разоблачения с. 104 требовался фактический материал, что заставляло христианских авторов обращаться к трудам предшественников — языческих теологов. Чтобы оценить материал по римской религии, содержащийся в трудах апологетов, необходимо выявить источники, а по возможности — первоисточники рассматриваемой информации.
Труды христианских авторов изобилуют ссылками. Так, Арнобий упоминает 34 греческих и 30 латинских авторов, Лактанций — 12 греческих и 27 латинских 1 . Однако сочинения не всех этих авторов являлись непосредственными источниками апологетов. Текстуальное сопоставление трудов Арнобия и Климента Александрийского доказывает, что информация о греческой религии вместе со ссылками на источники (16 имен) заимствована Арнобием у Климента (Arn. Adv. n., IV, 14— 29; V, 19— 28; VI, 3— 23; Clem. Protr., II, 12— 47; III, 44; IV, 46— 57). Такая же картина наблюдается при сравнении фрагментов из Лактанция и Тертуллиана, касающихся вопроса о человеческой природе Сатурна (Lact. Div. Inst., I, 13; Tert. Apol., I, 10). Иначе, информация, зафиксированная в трудах апологетов, могла заимствоваться через посредника.
Упоминание христианскими апологетами имен анналистов (Фабий Пиктор, Валерий Анциат, Кальпурний Пизон, Элий Стилон — Arn. Adv. n., VII, 38, 39; V, 1; VI, 7), ссылки на annalium scripta (Arn. Adv. n., VII, 44), а также сообщения легендарного характера позволяют говорить о значении анналистический традиции. Подобные сведения, как правило, детально разбираются апологетами с точки зрения здравого смысла, и делается вывод об их курьезности.
Издатель фрагментов трудов римских грамматиков Х. Фюнайоли и составитель сборника фрагментов Варрона Б. Кардаунс, по-видимому, придерживались такого же мнения, поскольку использовали труды Арнобия, Лактанция, Тертуллиана и Аврелия Августина для реставрации утраченных текстов Варрона 4 .
с. 106 Но еще более важным кажется им другой аргумент: если языческие бога получили имена от названий предметов и действий, например: Limentinus — бог Порога — от Limen — порог (Am. Adv. n., IV, 7), то появились они позже этих предметов и действий, а значит, никак не могут претендовать на роль демиургов. Между тем известно, какое большое значение придается в христианском вероучении мифу о сотворении мира богом-отцом. Таким образом, сравнение всесильного христианского бога-демиурга с языческими маломощными богами оказывалось не в пользу последних.
с. 107 Итак, источниковедческое исследование позволяет утверждать: основными источниками поздних западных апологетов были сочинения анналистов, Варрона и Цицерона, у которых заимствовался не только фактический материал по языческой религии, но и идеи и аргументация, которые были выработаны язычеством, но могли быть использованы против него. Таким образом, вся критическая часть в трудах христианских авторов, посвященная разоблачению политеизма, восходит к языческим авторам, причем сравнительно ранним, что и обусловливает ее ценность как исторического источника.
Итак, точность информации в случае сохранности источника дает возможность, применяя метод экстраполяции, предположить доброкачественность и надежность передачи того материала, источник которого до нас в оригинале не дошел.
Аргументы первой группы ученых нам представляются более убедительными. Применительно же к нашей теме необходимо отметить, что во времена Арнобия и Лактанция numina, извлеченные апологетами из трудов антикваров и грамматиков, выглядели именно реликтами архаической эпохи, что и обусловило интерес к ним со стороны христианских авторов.
Такой же сенсационный оттенок, как и изыскание апологетами остатков раннего политеизма, носили описание и расшифровка мистерий и связанных с ними мифов, которые ранее были тайной для непосвященных. Так Арнобий, описывая греческие ритуалы и мифологическое толкование Омофагий, Фесмофорий, Себадийских, Элевзинских, Элемунтских мистерий, празднеств Венеры Кипрской и Корибантов (Adv. n., V, 19— 22), сохранявшиеся в римскую эпоху, с сарказмом воспроизводит отдельные неблаговидные детали. Выявляя нелепость с. 109 рассматриваемых ритуалов, он развенчивает и такой оплот язычества, как тайные мистерии.
Итак, исходя из сказанного можно выделить следующие характерные черты христианской апологетики в ее полемической части с язычеством. В поисках сенсационных разоблачений христианские авторы обращались к трудам языческих теологов и антикваров с целью выявления непрезентабельных подробностей раннего политеизма и тайных мистерий. Это обусловливало односторонний характер приводимой ими информации, а именно отрыв сообщаемых данных от реальной народной религии. Однако христианские писатели не вносили в свои сообщения намеренных искажений, о чем говорит точность ссылок и что определялось возможностью изобличения в неточности или искажении со стороны оппонентов-язычников. Таким образов, информация о римской религии, содержащаяся в христианских писаниях, при некоторой ее односторонности вполне достоверна и может быть использована в качестве исторического источника при исследовании римского политеизма.
Читайте также: