Сочинение кузебай герд толон но туннэ

Обновлено: 07.07.2024

Кузеба́й Герд (настоящее имя Кузьма́ Па́влович Ча́йников; 14 января 1898 года, дер. Большая Докья, Малмыжский уезд, Вятская губерния — 1 ноября 1937 года, Сандормох, Карелия) — удмуртский поэт, прозаик, драматург, национальный и общественный деятель. Активист удмуртского национально-культурного строительства.

Содержание

Биография

Родился 2 (14) января 1898 года в деревне Покчивуко (Большая Докья), нынче Вавожского района в семье удмурта, был пятым сыном. В семь лет лишился отца и мать отдала его в земскую начальную школу. Учительница, видя его способности, по окончании школы отправила его в Вавожскую школу. С детства отличался любознательностью, тянулся к книгам. В 1912 году поступил в Кухорскую учительскую семинарию. В семинарии пользовался уважением. По всем предметам, кроме математики у него были пятерки. 3 мая 1916 года закончил эту семинарию. Осенью 1916 года Кузебай Герд был назначен заведующим Большеучинской двухклассной школой.

Научная деятельность

Значение научной деятельности Герда было очень велико. Он был инициатором создания первого общества по изучению удмуртской культуры, ещё будучи студентом. До этого Герд делал много для просвещения родного народа. В ноябре 1918 года он явился организатором вотского культурно-просветительского общества, которое проводило множество мероприятий, в том числе и различные концерты и спектакли на удмуртском языке. К. Герд считал родной язык основным орудием просвещения для любого народа. Именно поэтому и просвещение удмуртов должно базироваться на родном языке и национальной культуре.

Сложившееся в Вотской области отношение к Герду стало серьёзным препятствием в его дальнейшей деятельности. В 1929 году руководители Вотского обкома ВКП(б) посчитали нецелесообразным назначение Герда преподавателем вотской секции отделения национальных меньшинств Ленинградского пединститута. В это же время Герд был зачислен кандидатом в аспиранты Академии наук СССР, но вскоре был отозван в Ижевск и получил скромную должность преподавателя областной советско—партийной школы. Позднее, осенью 1931 года, также не состоялось назначение Герда преподавателем Удмуртского пединститута. [2]

Литературная деятельность. Творчество

В своем поэтическом творчестве К. Герд использовал все жанровое богатство лирической поэзии — от небольшого лирического стихотворения до романа и баллады. Он ввел в удмуртскую поэзию новые поэтические формы: сонет, триолет, различные виды верлибра. Произведения К. Герда получили широкое признание и переведены на языки народов СССР, венгерский, финский, английский, немецкий языки. Творчество К. Герда оказало плодотворное воздействие на последующие поколения удмуртских писателей. Своими лучшими стихами, поэмами и научными трудами К. Герд внёс достойный вклад в сокровищницу мировой литературы и культуры. [7]

Известные произведения поэта

Мы сеем и сеем…
А жать подоспеют за нами другие,
С радостью выйдут в поля большие.
Мы сеем и сеем!

Наши посевы — слова -
Взойдут у дорог золотою стеною,
Будут шуметь, наклоняться волною
Наши посевы — слова.
Мы сеем и сеем…
А жать подоспеют за нами другие -
Может быть, свяжут в снопы тугие,
Может быть, стопчут посевы благие…

Пусть!
Мы сеем и сеем…

Конец жизни

Память

Реабилитирован в 1958 году, но и после официальной реабилитации в 1960-70-е годы имело место предвзятое, обусловленное идеологическими догмами партийного руководства Удмуртии, отношение к его творчеству. Объективная оценка значимости жизни и деятельности Кузебая Герда, признание по достоинству его заслуг состоялось лишь в 1980-90-е годы. [3]

Именем поэта названа улица в Ижевскe. Создана Национальная гимназия имени Кузебая Герда. [9]

В 1998 году, в год столетия поэта, был открыт его дом-музей. [10]

В 2000 году Национальному музею Удмуртской республики [11] присвоено имя Кузебая Герда. 2 ноября 2005 года рядом с музеем был торжественно открыт памятник. [12] [13]

Кузебай Герд – известный поэт, прозаик, переводчик, драматург, фольклорист, этнограф, общественный и национальный деятель Удмуртии. Создал первую хрестоматию для детей-удмуртов, которую признал Государственный ученый совет в Москве, как лучшую книгу для обучения детишек всех национальностей Поволжья. Большинство детей изучали литературу по книге Кузебая Герда.

Детство и юность

Кузебай Герд в юности

С 1922-го по 1925-й годы Герд был студентом Высшего литературно-художественного института имени Брюсова. Именно там он встретил множество высокоодаренных людей, посещал лекции, которые читали знаменитые ученые. В годы учебы в институте увлекся научной работой, особенно ему нравилось посещать фольклорные семинары академика Соколова.

В 1926 году организовал и возглавил удмуртскую писательскую организацию ВУАРП. В то же время занял должность директора в Удмуртском областном краеведческом музее.

Литературная деятельность

Кузебай Герд

Кузебай Герд

Кузебай Герд заслужил право считаться основоположником удмуртской литературы для детей. Он автор более восьмидесяти стихов и полсотни рассказов, где касается социальных явлений, а также знакомит детишек с красотой природы родного края. А главное – язык изложения, доступный, простой, образный, яркий, именно такой, который хорошо понимают дети самых разных возрастов. Кузебай в совершенстве знал удмуртский, марийский, русский языки, читал на финском, коми, венгерском, немецком языках. Многие из его произведений написаны на русском.

Библиография Кузебая Герда впечатляет своей многогранностью. Он писал научные работы, статьи на тему литературоведения, фольклористики, этнографии, лингвистики, педагогики. Эти статьи – настоящая находка для тех, кого интересует жизнь и быт народа Удмуртии.

Кузебай Герд

Удмуртский поэт, прозаик, драматург, общественный деятель

Трофим Борисов и Кузебай Герд — две уникальные и во многом незаурядные, с героической и драматической судьбой личности, люди высочайшей культуры и глубочайшей образованности, чья многогранная и плодотворная деятельность является примером безграничного и бескорыстного служения своему народу. С их именами связан сложнейший процесс образования автономии Удмуртии и национально-государственного
строительства в 20-30-е гг. XX в. Процесс, начало которому было положено еще в мае 1917 г., когда прошел I съезд народностей Поволжья и созданы первые культурно-просветительные общества Глазовского и Елабужского уездов, сыгравшие важную роль в деле самоопределения удмуртского народа. Читать далее →

Вечером вчера
…Незабудки во ржи собирал.
Долго в поле бродил.
Был я в поле один.
Незабудки срывал,
Песню пел-напевал.
Солнцу спать наступала пора.
Рожь чуть слышно вчера
Мне шептала о тайне своей,
Что скрывала она от людей. Читать далее →

До конца ржаного поля, как покинул дом родной,
Все-то девушки-удмуртки шли по тропочке со мной,
И незрячие старушки, чтоб вернуться мне домой,
Мне на росстань песни пели стороны моей родной.

— Уезжаешь от нас, улетаешь опять,
Мы опять остаемся одни.
Разговоров твоих нам теперь не слыхать —
Будто в яме сидеть нам все дни…
Читать далее →

Я ни разу не видел море,
Я ни разу не видел юг.
И мне кажется, в синем просторе
Я увижу лишь поле и луг.
Говорят, что оно красиво —
Как живое, дрожит при луне…
Но милей мне родные нивы,
Стук цепов на удмуртском гумне.
Что там волны упруги и дики,
Чайки в небе, как белый снег…
Но милей мне полынь с повиликой,
Облака в голубой вышине.
Мой курорт — наши вотские гурты,
Мое море — просторы полей,
Где в волнах, точно в море, удмурты
Жнут свой хлеб, пригибаясь к земле.
Наше поле не хуже моря,
И красивей его во сто раз,
Где колосья, с ветрами споря,
Гнутся, бьются с зари до утра!
Наше поле весной голубое…
А потом, как начнет цвести,
В бледно-желтом томясь покое,
Ждет поры, чтоб зерно принести.
А когда нальется, созреет,-
Станет ярким, как яркий день,
Золотыми брызгами веет,
В берегах голубых деревень…
Я ни разу не видел море,
Я ни разу не видел юг.
И мне кажется, в синем просторе
Я увижу лишь поле и луг…

Зарни шунды пуксиз‚
Калык изьны выдӥз‚
Азвесь толэзь ӝужаз‚
Куинь пол атас чоръяз.

Калык ужам бераз
Изе шуныт корказ…
Малы‚ эше‚ бӧрдкод—
Укно дурад пуккод?

Али удмурт понна,
Шудо улон понна,
Гажан эше‚ жадьтэк
Ужа ӵыдэтскытэк.

До конца ржаного поля, как покинул дом родной,
Все-то девушки-удмуртки шли по тропочке со мной,
И незрячие старушки, чтоб вернуться мне домой,
Мне на росстань песни пели стороны моей родной.
Читать далее →

Запись опубликована 14.01.2012 автором palesmurt в рубрике Стихи, Тексты с метками рус, стихи на русском.

Край ты мой родимый,
Край ты мой родной!
Скоро, край любимый,
Распрощусь с тобой!

С песенной отвагой
По чужим полям
Я пойду бродягой
К голубым краям.
Читать далее →

Кузебай Герд (настоящее имя Кузьма Павлович Чайников; 14 января 1898, дер. Большая Докья, Малмыжский уезд, Вятская губерния — 1 ноября 1937, Сандормох, Карелия) — удмуртский поэт, прозаик, драматург, общественный деятель. Активный стороннник просвещения и национального возрождения удмуртского народа.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Проект Жизнь и творчество Кузебая Герда. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Проблема: современный читатель мало знаком с творчеством удмуртских писателей и поэтов, в частности с творчеством Кузебая Герда. Проблема: современный читатель мало знаком с творчеством удмуртских писателей и поэтов, в частности с творчеством Кузебая Герда. Актуальность: развитие современного общества предполагает знание своей родной литературы и поэтах.

Цель: узнать, какой вклад внёс Кузебай Герд в развитие удмуртской литературы. Цель: узнать, какой вклад внёс Кузебай Герд в развитие удмуртской литературы. Задачи: Познакомиться с биографией писателя. Узнать об особенностях литературного творчества Кузебая Герда. Найти воспоминания современников писателя. Выяснить, какую роль сыграли произведения Кузебая Герда в удмуртской литературе.

Биография Кузебай Герд родился 2 (14) января 1898 года в деревне Покчивуко (Большая Докья), нынче Вавожского района в семье удмурта, был пятым сыном.С детства отличался любознательностью, тянулся к книгам. В 1912 году поступил в Кукарскую учительскую семинарию. По всем предметам, кроме математики у него были пятерки. 3 мая 1916 года закончил эту семинарию.

Осенью 1916 года Кузебай Герд был назначен заведующим Большеучинской двухклассной школой. В январе 1918 года был назначен членом правления уездного союза и заведующим Вотского отдела при уездном народного образования. Работая в Малмыже, развивает бурную деятельность по просвещению коренного населения уезда: создает в селах драматические кружки, пишет для них пьесы и переводит произведения русских драматургов. Осенью 1916 года Кузебай Герд был назначен заведующим Большеучинской двухклассной школой. В январе 1918 года был назначен членом правления уездного союза и заведующим Вотского отдела при уездном народного образования. Работая в Малмыже, развивает бурную деятельность по просвещению коренного населения уезда: создает в селах драматические кружки, пишет для них пьесы и переводит произведения русских драматургов.

В 1925 году руководителей общества, в том числе Герда, обвинили в национальной ограниченности и стремлении отделиться от СССР. Краеведческое движение пошло на убыль.За короткий творческий период жизни К. Герд опубликовал более 120 статей по различным вопросам культуры и науки (около 40 из них на русском языке, 5 — на венгерском, финском, немецком языках), выпустил более 20 собственных книг, в том числе 3 сборника стихов и поэм, 3 сборника народных песен. В 1925 году руководителей общества, в том числе Герда, обвинили в национальной ограниченности и стремлении отделиться от СССР. Краеведческое движение пошло на убыль.За короткий творческий период жизни К. Герд опубликовал более 120 статей по различным вопросам культуры и науки (около 40 из них на русском языке, 5 — на венгерском, финском, немецком языках), выпустил более 20 собственных книг, в том числе 3 сборника стихов и поэм, 3 сборника народных песен.

В марте 1920 года его пригласили на работу в удмуртский комиссариат на должность заведующего издательским отделом. В 1922 году поступает учиться в Высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова В марте 1920 года его пригласили на работу в удмуртский комиссариат на должность заведующего издательским отделом. В 1922 году поступает учиться в Высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова

В 1929г. Герд был зачислен кандидатом в аспиранты Академии наук СССР, но вскоре был отозван в Ижевск и получил скромную должность преподавателя областной советско—партийной школы. В 1929г. Герд был зачислен кандидатом в аспиранты Академии наук СССР, но вскоре был отозван в Ижевск и получил скромную должность преподавателя областной советско—партийной школы.

В годы учебы в литературном институте Герд серьёзно занимался фольклористикой, выпустил ряд сборников фольклора. Свою научную деятельность поэт продолжал в аспирантуре при Московском научно-исследовательском институте национальных и этнических культур народов Востока. В годы учебы в литературном институте Герд серьёзно занимался фольклористикой, выпустил ряд сборников фольклора. Свою научную деятельность поэт продолжал в аспирантуре при Московском научно-исследовательском институте национальных и этнических культур народов Востока.

Он ввел в удмуртскую поэзию новые поэтические формы: сонет, триолет, различные виды верлибра. Творчество К. Герда оказало плодотворное воздействие на последующие поколения удмуртских писателей. Своими лучшими стихами, поэмами и научными трудами К. Герд внёс достойный вклад в сокровищницу мировой литературы и культуры. Он ввел в удмуртскую поэзию новые поэтические формы: сонет, триолет, различные виды верлибра. Творчество К. Герда оказало плодотворное воздействие на последующие поколения удмуртских писателей. Своими лучшими стихами, поэмами и научными трудами К. Герд внёс достойный вклад в сокровищницу мировой литературы и культуры.

1920-х годах начинается резкая критика Герда и его литературного творчества. Основное содержание критики являлось подходом художественного творчества с позиций идеологии правящей партии, рассматривающей литературу, прежде всего, как орудие классовой борьбы 1920-х годах начинается резкая критика Герда и его литературного творчества. Основное содержание критики являлось подходом художественного творчества с позиций идеологии правящей партии, рассматривающей литературу, прежде всего, как орудие классовой борьбы

стихи Утро Зора Ночь прошла. Светло. Зловеще близилась гроза, Проснулся далекий лес. Блеск молний ослеплял глаза. Заря на грани небес И в этот миг на свет родилась Багровым трепещет крылом. Ребёнок- девочка…Возилась Горящим машет веслом. Слепая бабушка у печки: Пламя бежит по земле. Молилась предкам, ставя свечки. Пылают поля и лес, Ребёнок плакал..Имя дать Плещет солнечный блеск. Не знали как. Ну, где же знать? Ночь прошла. Светло.. 1922 Вдруг слышат дождик со двора- И дали имя ей- Зора!

Роль произведений в удмуртской литературе Кузебай Герд прилагает усилия для того, чтобы об удмуртской культуре знали, чтобы ей помогали расти деятели других народов. Произведения К. Герда большей своей частью являлись классикой удмуртской литературы. Широта и смелость, точность языка, яркая образность, утверждение действительности в процессе борьбы за идеалы социальной справедливости делают поэзию К. Герда глубоко современной. Произведения поэта не только воспитывали в человеке человека, но и учили многому.

Вывод В своей работе мы познакомились с основными этапами жизни Кузебая Герда. Проследили его творческий путь, узнали об особенностях литературного творчества. Разузнали, что думают современники и критики о поэте и его творчестве. Выяснили, какой вклад внёс и какую роль сыграли произведения Кузебая Герда в удмуртской литературе.

Читайте также: