Сочинение кто может нас понять нежный возраст

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Селиверстова Виктория Викторовна

Организация: МАОУ СШ №9

Населенный пункт: г.о. Красноуфимск Свердловской области

Участники заседания:

  1. Трифонова О.Н., заведующий ГИМЦ, председатель.
  2. Ильченко Л.М., учитель русского языка и литературы школы№ 3
  3. Мережникова Л. Е., учитель русского языка и литературы школы№ 9
  4. Адыева Л.А., учитель русского языка и литературы школы№ 2
  5. Мерзлякова Е.А., учитель русского языка и литературы школы№ 2
  6. Сыропятова Н.В., учитель русского языка и литературы школы№ 1,

Библиотекари ?

Команды обучающихся 10 классов средних общеобразовательных учреждений городского округа Красноуфимск (школы № 1,2, 3, 9) Количество участников от каждого общеобразовательного учреждния – 7 человек.

Цель: возрождение ценности чтения, привлечение интереса к книге и литературе, пропаганда лучших произведений разных видов и жанров, повышение интереса к чтению, освоение читательских компетенций, развитие читательского мастрства, создание условий, способствующих эмоциональному восприятию художественного произведения, что поможет обучающимся лучше подготовиться к итоговому сочинению по литературе в 11 классах, которое с 2014 года является допуском к ЕГЭ

При обсуждении рассказа А.Геласимова “Нежный возраст” развивать у обучающихся способность анализировать прочитанное, формировать навыки публичных выступлений, умение ставить проблемные вопросы и решать их,

воспитывать позитивное отношения к жизни, добрые человеческие качества, совершенствовать навыки работы в группах.

  1. Автор, название, жанр.
  2. Кому, по-вашему, будет интересен этот рассказ? О чем он?
  3. Время и место действия.
  4. Основные персонажи.
  5. Как начинается? Насколько интригует завязка?
  6. Каков конфликт? Насколько он показался вам интересным, важным для современной жизни? Какова проблема поставлена автором?
  7. Чем интересен рассказ в целом?
  8. Какой эпизод особенно вам запомнился? Почему?
  9. Какие персонажи показались особенно интересными?
  10. Какое впечатление произвел язык, стиль автора?
  11. Какие фразы запомнились?
  12. Что вам дало чтение этого рассказа?

В каком жанре написано произведение?

  1. Обратите внимание на числа дневника. В течение какого времени ведется дневник? Почему такой короткий промежуток времени?
  2. Какие события произошли в жизни подростка за два месяца?
  3. Почему у героя нет имени? Даже родители, когда обращаются к сыну, не называют его имени?
  4. Почему рассказ называется “Нежный возраст”? Какое противоречие заложено в названии?
  5. Какие поступки совершают “нежные” дети и взрослые?
  6. Что происходит в семье подростка? Как он это воспринимает?
  7. Почему подросток не может найти поддержки в семье, школе, а находит ее на улице?
  8. Зачем мальчик занялся музыкой, к которой у него не было способностей, бросив престижные занятия теннисом?
  9. Почему подросток привязался к учительнице за столь короткий срок?
  10. Почему не боялся казаться смешным, выгуливая котов старой учительницы?
  11. В рассказе противопоставляются два учителя (музыки и тенниса). В чем смысл противопоставления?
  12. Зачем учительница настаивала на том, чтобы мальчик посмотрел фильм?
  13. Почему последние разговоры с учительницей были о бабушке героя и о смерти?
  14. Как в рассказе решается проблема отцов и детей?
  15. Чья позиция, отца или матери, кажется вам более понятной?
  16. Прочитайте последнюю запись дневника. Какие чувства вызывает у вас диалог героя с матерью? На чьей вы стороне?
  17. Почему дневник обрывается не на предательстве матери, а на смерти учительницы?
  18. В конце мальчик теряет брелок. Зачем автор ввел эту художественную деталь в текст?
  19. Как вы думаете, что ждет героя в будущем? Дает ли нам автор надежду на благополучный финал?

Ход заседения (план)

  1. Год литературы. Почему на государственном уровне назрела необходимость говорить о значении литратуры?
  2. Объявление темы заседания, участников, членов жюри, условий взаимодействия участников .
  3. Постановка цели:

Что читать? Как читать? Как использовать прочитанное при подготовки к сочинению по литературе и по русскому языку?

1)В каком жанре написан рассказ? Почему?

2)Кто герой рассказа? Сколько ему лет? Как его зовут? Почему? Какой он человек?

Кто находится рядом с героем рассказа?

3)Какие проблемы встают перед героем рассказа?

- непонимания в отношениях с родителями

- поиска истинных и ложных друзей

- завоевания авторитета в компании

- проблема поиска себя

- старости и смерти

- поиска идеала, любви

Почему герой их остро переживает, но не может разрешить?

4)Роль семьи в жизни человека

Взаимоотношения родителей. Причины.

Отношение родителей к сыну.

5) Подросток и школа

Почему герой за помощью не обращется к учителям?

6) Герой и его сверстники

Антон Стрельников, высокий Андрей, девочки, Семенов

Какое значение сыграли в судьбе мальчика? Почему не могут помочь?

7) Октябрина Михайловна. Кто она? Какая? Как живет? Как повлияла на жизнь героя? Почему?

10) Последняя запись. Смысл открытого финала . Почему герой больше не будет писать в дневнике?

18. Идейное содержание рассказа

20. Читать – это здорово!

21.Слово жюри.

Примерный ход рассуждений участников заседания и их выводы:

Нашему герою повезло ( и об этом рассказ) – ему встретилась Октябрина Михайловна.

Отец Семенова – то ли бандит, то ли депутат – знает лишь один метод семейного воспитания – побои. Когда наш герой узнает от Антона Стрельникова одну из страшных историй избиения Семенова его отцом, один из детских ужасов несчастного ребенка материализуется в сне главного героя.

Современные дети и их родители – потерянное поколение и потерявшееся поколение – говорит нам этот рассказ.

Кто же примирит его с этой действительностью?

Думаю, что рассказ Андрея Геласимова нужен современной школе. Он честен до обнажения. И это именно то, что нужно современным подросткам, ищущим ответы на свои вопросы.

Рассказ написан в форме дневника 14-летнего подростка, который охватывает небольшой период его жизни (всего-то около 2-х месяцев). Мы даже не знаем имени главного героя. Но зато узнаем, о чем он думает, что происходит в его жизни и в его душе. В рассказе много недосказанного, того, что остается за пределами дневниковых записей, и об этом читатель может только догадываться.

Такая форма подачи материала дает возможность автору не оценивать события: он просто показывает нам взгляд на окружающий мир 14-летнего подростка и оставляет право читателю самому делать выводы о прочитанном. Бросается в глаза противоречие между названием рассказа и реальной жизнью героя, его восприятием окружающей действительности. Нежный возраст, быть может, потому что РАНИМЫЙ? Потому, что в этом возрасте ребенок часто чувствует себя одиноким, незащищенным от несовершенного, недружественного мира.

В начале рассказа окружающий мир враждебен, агрессивен и вызывает лишь раздражение и ненависть главного героя: «Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма

Они подружились, и мальчик доверяет ей свои проблемы, и даже помогает выгуливать её котов. Как оказалось, Октябрина Михайловна пользуется авторитетом среди дворовых пацанов, и это помогает герою подружиться с ними.

Октябрина Михайловна вспомнила, как папа (только он тогда был еще не папа, а просто неизвестно кто) однажды пришел на день рождения к маме в костюме клоуна. Шел в нем прямо по улице, а потом показывал фокусы. В подъезде и во дворе. Все соседи вышли из своих квартир. Она говорит - было ужасно весело. Все смеялись и хлопали

Родители мальчика так и не сумели помириться: мама пытается устроить свою личную жизнь и уезжает в Швейцарию. Читатель догадывается, что этот выбор дается ей нелегко, и она сильно переживает. Но даже на прощание разговора по душам с сыном не получается.

Читатель не знает, как сложится судьба главного героя, но хочется верить, что уроки жизни Октябрины Михайловны останутся с ним навсегда.

Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Совершенствовать навыки работы в группах.

Воспитание позитивного отношения к жизни.

Сегодняшний наш урок хочу начать стихотворными строчками:

Кто может нас понять?
Кому же интересны мы?
Ведь даже родителям наплевать
О чем наконец наши сны.
Мы можем кого-то любить
А еще ненавидеть можем
Мы можем хорошими быть
И можем плохими быть тоже.
Вам всем не судьба нас понять …

Послушать вам нас хоть раз…
Мы можем негодовать …

Разочаруюсь в вас…

Это стихотворение я нашла в Интернете, автора, конечно же, нет. Невозможно пройти мимо, ведь это же крик детской души. Знакомо вам такое отчаяние?! Думаю, да!

Несколько слов о самом авторе.

Родился в 1966 году в городе Иркутске. В 1987 г. окончил факультет

иностранных языков Якутского государственного университета. После этого

учился на режиссерском факультете ГИТИСа (ныне – РАТИ) в мастерской

Анатолия Васильева. В 1996–1997 гг. А. Геласимов стажировался в

Халльском университете (Великобритания). Защитил кандидатскую

Диссертацию по английской литературе.

Был доцентом кафедры английской филологии Якутского государственного университета, преподавал стилистику английского языка. С 2002 года живет в Москве.

Книги А. Геласимова переведены на французский, немецкий,

итальянский, венгерский, эстонский языки. Их проходят на спецкурсах

современной русской литературы в МГУ, Литинституте.

Прозу Андрея Геласимова отличает, в первую очередь, непривычное

для сегодняшней литературы реальное и доброе отношение к

действительности. В ней нет ни осуждения, ни пафоса разоблачения, ни

сетований на превратности судьбы. Жизнь воспринимается такой, какая она

есть. Остроумные сюжеты, свободная и артистичная манера повествования –

вот, пожалуй, основные характеристики творчества А. Геласимова.

Выявление первичного восприятия рассказа.

- Какое ваше первое впечатление от произведения?

(непривычная форма повествования дневниковые записи)

- Для чего люди ведут дневник? Может быть, у кого-то из вас есть опыт ведения дневника?

(чувствительный, чуткий, легко ранимый, беззащитный)

- Какой временной промежуток охватывает рассказ? (с 14 марта по 14 мая). Как вы думаете, это конец рассказа? Появятся ли еще записи в дневнике?

- О чем пишет главный герой? Какие проблемы поднимаются в рассказе?

- проблема взаимоотношений родителей и детей;

- проблема одиночества среди людей;

- проблема дружбы, поиска истинных и ложных друзей; завоевания авторитета в компании сверстников;

- проблема поиска себя;

Работа в группах. Учащиеся работают с текстом, подбирают характеристики, цитаты: главный герой и те, кто находится рядом с ним.

Выступления учащихся, составление таблицы:

Андрей (улица). Что важно для героя? (мнение ровесников)

«Андрей… не хотел бить. Просто все решили…)

Вывод: Почему только Октябрина Михайловна стала для героя близким человеком? Как повлияла она на жизнь героя?

1. Помогает понять родителей, одноклассников, дворовых ребят.

3. Меняется речь героя. В начале рассказа много жаргонизмов, грубой экспрессивной лексики.

5. Демонстрируется фрагмент из фильма «Римские каникулы.

- Какие слова, сказанные Октябриной Михайловной герою, кажутся вам самыми главными? (дневниковая запись от 24 апреля 1995 гола)

6. Последняя запись в дневнике 14 мая 1995 года.

Октябрина Михайловна умерла. Вчера вечером. Больше не буду писать.

- Почему герой не хочет больше писать? Почему ни отъезд матери, ни потеря друзей не произвели на него такого сильного впечатления?

7. Домашнее задание.

Автор оставил финал открытым. Обдумайте все, о чем мы сегодня говорили. Буду рада, если кому-то наш разговор, хотя бы немного, помог разобраться в себе, сделать правильные выводы…

Геласимов. Нежный возраст

Первое впечатление по прочтении рассказа – каюк.А вспомнив всё…

Зачем дневник и неклассический психологизм

Классический психологизм это превалирование внутреннего монолога или внутренней диалогичности слов (проявление намерения говорящего). А неклассический это подсознание в первую очередь.

"14 марта 1995 года. 16 часов 05 минут (время московское)

Сегодня проснулся оттого, что за стеной играли на фортепиано. Там живет старушка, которая дает уроки. Играли дерьмово, но мне понравилось. Решил научиться. Завтра начну. Теннисом заниматься больше не буду".

При перечитывании его взрослому понятно, что время дня указано не зря. После какого-то размышления "я"-повествователь "решил". Даже вероятнее, что он сам не сознает, что его тянет к музыке юношеский идеализм, все больше приходящий в столкновение с грубой жизнью. Следующая "запись" уже явно показывает взрослому читателю, что так и есть.

"15 марта 1995 года.

И плаванием заниматься не буду. Надоело. Все равно пацаны ходят только для того, чтобы за девчонками подглядывать. В женской душевой есть специальная дырка".

Парню невдомек, что работает подсознательный механизм вытеснения стыдного из жизни и сознания.

И так можно пройтись по всему рассказу и видеть подобные ситуации.

Минус-приемом все время оказывается ненапечатанное, взрослое сознание, наше, читательское, для которого "я"-повествователь прозрачен, как стеклышко, ибо все это мы знаем по себе или по своим сверстникам. И мы знаем будущее этого "я". Нормальный человек будет.

А чтоб "ему" (не нам) будущее было не известно, применена форма дневника. "Он" записывает только то, что было. Предположений о предстоящем он не фиксирует.

И автор бросает героя "в минуту, злую для него". Как Пушкин Онегина.

Только реалист Пушкин (еще и этим) хотел (без пессимизма) сказать, что жизнь не поддается обустройству в соответствии с идеальными намерениями. А Геласимов… Из-за того, что читатель прозревает, в общем-то, итоговую нормальность героя, автор тут скорее нормативщик, так сказать, по сравнению с Пушкиным 1830-го года. Причем у Геласимова оптимизм и нормативизм касаются и нынешней судьбы России, постперестроечные несчастья которой прекрасно просвечивают сквозь жизнь маленького ее гражданина.

На такое впечатление работает и тот факт, что при каждом столкновении героя с жизнью пусть и не практически, но нравственно побеждает его юношеский идеализм. Это постоянство (еще и Семенов такой же, и высокий Андрей – прямо морально-политическое единство внуков с бабушкой, Октябриной Михайловной) могло б отдавать пошлостью, но оно стоит на заднем плане. А на переднем – столкновение противоречий: подсознания мальчика и имеющегося в виду сознания взрослого. На переднем плане вкусная такая художественность.

Да еще и кончается рассказ жутко. Сообщив о смерти Октябрины Михайловны, "я" прекращает ведение дневника. Больше он не будет им спасться от неприятностей, как бы выделяя их себя написанием. Дальше будет что-то принципиальное не то, что было. – Что?

Тут очень далеко от пошлости.

Есть такие математические объекты – странные аттракторы. Они описываются дифференциальными уравнениями. Т.е. все происходит причинно при такой переменной, как время. И вдруг, с какого-то момента, решение этой системы дифференциальных уравнений становится хаотическим, непредсказуемо скачет. Как погоду нельзя предсказать. Как кометы существуют такие, траекторию которых нельзя вычислить. Некоторые заговорили о конце причинности как камня в фундаменте мира. А на самом деле странный аттрактор не совершенно черт-те куда скачет, а - в своей области определения. Как погода – в климате данной местности.

В связи с этим всем вспоминается определение Натева о специфической (больше ничем не исполняемой) функции искусства: непосредственное и непринужденное испытание сокровенного мироотношение человека с целью совершенствования человечества.

Кого-то какое-то произведение может и сломать. Но человечество только закаляется от такого шарахания то в огонь, то в воду (противочувствия от противоречивых элементов).

Читайте также: