Сочинение колотый сахар паустовский

Обновлено: 05.07.2024

Каждый “слой” композиции отличается особой стилистикой, которую возможно донести до детей с помощью интонаций.

Северный летний пейзаж написан нежной акварелью, он вызывает ощущение лёгкой грусти и тревоги. Абзацы можно рассматривать как периоды, как строфы стихотворения в прозе. Короткие простые предложения гармонично чередуются со сложными, не громоздкими, легко членимыми на синтагмы предложениями: “Северное лето всегда вызывает тревогу. Оно очень непрочно. Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю тёплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озёра в зеркала, сияющие тихой водой. Солнце на севере не светит, а просвечивает как будто через толстое стекло. Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озёр, и всё ещё дышит оттуда запахом снега”.

Осмысляя рассказ, понимаешь, что описание хрупкости северного лета вызывает в сознании ощущение хрупкости культурных ценностей; осознаёшь значение исторической памяти народа и тревожишься за то, что её “небогатое тепло может внезапно иссякнуть”. Тонкое поэтичное описание обретает новый смысл; ощущаешь привкус горечи — от того, что за последние десятилетия так много мы потеряли.

Для чтения “пейзажных” абзацев выберем повествовательные интонации, окрашенные особой доверительностью и вместе с тем некоторой таинственностью.

“Бытовая” часть рассказа построена по законам повествования: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Каждый герой имеет яркую речевую характеристику. Читая, постараемся передать особенности речи каждого героя.

Первый, кого мы встречаем, — “вихрастый веснушчатый милиционер”. Автор не описывает нам его голоса, но мы представляем, что голос у него ломающийся, мальчишеский, отрывистый. Характерное для него слово — “давай”: “А ну, давай не курить на пристани!”, “А ну, давай, дед давай выясняй свою личность!”, “Давай отнеси дедушке”. Глаголы, которые он употребляет, — повелительного наклонения. Но приказывает милиционер скорее по должности, в нём нет желания повелевать, подчинять себе других.

Второй герой — “толстый равнодушный человек, стриженный бобриком”. Он до конца рассказа так и не получит имени.

В доме, куда приходят рассказчик и человек, “стриженный бобриком”, — девочка с тряпичной куклой, старуха, которая вяжет в горнице (вспоминается Арина Родионовна), и “худой пыльный старик”. Девочка и старуха говорят “нараспев”, так, как до сих пор говорят коренные жители Русского Севера, окая и не понижая в конце предложения, а повышая голос и как бы протягивая два последних слога: “Ночуй, желанный…”.

Спокойно, задумчиво, с чуть заметной иронией звучит голос старика: “Такого, как ты, ни сон, ни ум не обогатят. Терпи — притерпишься”.

Беседа людей, собравшихся в доме старухи, богата интонациями и оттенками чувств. Диссонансом певучему голосу старухи и размеренному, непременно окающему говору старика звучит резкий голос человека, “стриженного бобриком”: он угрожает, торжествует, допрашивает старика, озадаченно молчит и продолжает несколько растерянно, затем опять наполняется угрозой. Старик продолжает говорить спокойно, словно взвешивая и оценивая человеческую сущность собеседника.

Разговор в горнице старухи продолжается, но меняется его характер. Милиционер сокрушается, слушая рассказ старика, обижается, что ему предлагают прочитать “документ”, сухо обращается к человеку, “стриженному бобриком”, а затем, густо краснея, передаёт девочке гостинец для дедушки — свёрток с колотым сахаром и баранки. Он не слышал, как старуха сокрушалась о том, что не успела купить сахару; ночью ему негде было купить гостинец — скорее всего, и сахар, и баранки он взял у себя дома. Подарок молодого милиционера — проявление той самой “ласковости людской”, от которой так не хочется уходить старику.

Завершается рассказ картиной северного лета, которая вновь напоминает нам о хрупкости тепла — тепла в природе и в жизни человеческой: “Городок уходил в солнечный тусклый туман, в тишину и даль летнего дня, и низкорослые леса уже охватывали нас тёмным кругом. Северное лето стояло вокруг — неяркое, застенчивое, как светлоглазые здешние дети”.

Подготовившись к выразительному чтению рассказа, идём на урок.

Урок 1. Историко-культурный контекст времени создания рассказа

— Рассказ, который мы с вами сегодня будем читать, посвящён Русскому Северу. Так называют Архангельскую и Вологодскую область, где живёт коренное русское население. В древние времена заселили люди этот суровый край, долго хранили они и хранят до сих пор обычаи и нравы старины.

Покажем ученикам на географической карте Русский Север, Онежское озеро. Расскажем, что вплоть до восьмидесятых годов XX века автомобильных дорог было здесь мало. Основным был водный транспорт: небольшие корабли плавали по рекам и озёрам, перевозя людей и грузы.

Хорошо, если учитель сможет подготовить фотографии или репродукции картин, изображающих природу, бревенчатые дома и церкви Русского Севера.

— Откройте учебник и найдите дату создания рассказа (1938 год). Что вы знаете об этом времени? Какие события происходили тогда в нашей стране?

Расскажем восьмиклассникам, что тридцатые годы XX века — трагическое время в истории нашей страны. Россия тогда была республикой Советского Союза, власть в стране принадлежала коммунистической партии, а фактически одному человеку — Сталину. Страна была охвачена энтузиазмом первых пятилеток, когда возводились новые заводы и гидроэлектростанции, когда комсомол был верным помощником партии. В то же время постоянно “разоблачались” новые “враги народа”, невинных людей ссылали в концлагеря (в рассказе: “Может, он беглец из концлагеря…”) и расстреливали. В стране нагнеталась всеобщая подозрительность. Главным считался пролетариат; “элементы”: зажиточное крестьянство, духовенство, интеллигенция.

II. Словарная работа.

Перед чтением рассказа объясним ученикам слова и выражения, которые обозначают уже ушедшие из нашей жизни реалии, как правило, непонятные современным детям. Можно опираться на знания, которые есть у детей.

— Что такое “колотый сахар”? Как вы его себе представляете?

— Стрижка бобриком — то же, что стрижка ёжиком: короткие, торчащие вверх волосы.

Человек, “стриженный бобриком”, подозревает, что старик — “подпольный монах”. Объясним, что монастыри при советской власти были закрыты, монахи подвергались преследованию.

— Что такое комсомол? Люди какого возраста могли быть комсомольцами?

В рассказе говорится о двух ленинградских девушках-комсомолках, дочерях капитанов. Поможем ученикам представить этих девушек.

— Дом колхозника — название гостиницы для крестьян-колхозников, приезжающих по делам в город.

Теперь ученики готовы слушать рассказ. Предложим им следить за чтением учителя по тексту.

III. Выразительное чтение рассказа учителем.

Закончив чтение, выдержим паузу, затем предложим ученикам рассказать о своих чувствах, ощущениях, впечатлениях от рассказа. Важно, чтобы они не сбивались на общие фразы, а рассказывали именно о личных переживаниях. Пусть это будет несколько слов, но они будут сказаны от сердца.

Домашнее задание

Выписать фразы, звучащие как пословицы (7–10 предложений).

Индивидуальное задание: подобрать репродукции северных пейзажей; нарисовать иллюстрацию; подобрать музыку, подходящую к рассказу.

Урок 2. Композиция рассказа. Изображение северной природы и быта городка Вознесенье. Герои рассказа, их портретные и речевые характеристики. Смысл предания. Значение песни в жизни человека и народа. Прославление добра и поэзии в рассказе.

I. Композиция рассказа.

Предложим восьмиклассникам подумать над композицией рассказа, выделим пейзажную, повествовательную части и семейное предание рода Федосьевых.

— В виде какого образа можно представить себе композицию рассказа?

Можно предложить детям образ ореха: чашечка зелёных листиков — скорлупа — ядро. Возможно, ученики предложат свой образ. Можно зарисовать схему композиции рассказа.

II. Изображение северной природы и быта городка Вознесенье.

— Каким вы представляете себе северное лето после прочтения рассказа? Почему?

Прочитаем четыре первых абзаца.

— Найдите эпитеты, которыми пользуется автор для создания впечатления и настроения (тона) рассказа.

Отметим эпитеты и выражения: “серебряная луна”, “белые ночи, полные бесцветного блеска”, “от недолгих ночей”, “лесной низкорослый край”, “небогатое тепло”, “скромное солнце”, “всё вокруг казалось белым”.

— Каким вы представляете себе городок Вознесенье?

Городок лежит на берегу большого озера. Вдоль улиц стоят старинные бревенчатые дома. Дороги земляные, по обочинам заросли травой. Вдоль домов положены дощатые тротуары, какие до сих пор сохранились в некоторых северных городах. Цветёт черёмуха в садах.

— Что увидел рассказчик, войдя в дом? Какие старинные слова он употребляет?

“Скрипучая крутая лестница”, “чистая горница”. Девочка баюкает тряпичную куклу. Стол застилают чистой суровой (из толстых льняных ниток) скатертью, от которой пахнет ржаным хлебом. На столе поёт самовар.

— В какую эпоху погружает нас описание горницы? Какие ассоциации связаны у нас со словом “горница”, с образом старухи, которая вяжет за столом?

…И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

III. Герои рассказа, их портретные и речевые характеристики.

Разделим класс на три группы, предложим им найти слова, характеризующие внешность, речь и поведение трёх героев: 1) милиционера; 2) старухи; 3) человека, “стриженного бобриком”. После пяти-семи минут самостоятельной работы ученики делятся своими наблюдениями.

Милиционер. “Вместе с мальчишками удил рыбу вихрастый веснушчатый милиционер”; “За ним шёл вихрастый озабоченный милиционер…” Он часто произносит слово “давай”: “А ну, давай, дед, — сурово сказал милиционер, — давай выясняй свою личность! Налаживай документы!” К деду он обращается сначала сурово, требует документы, но соглашается его “вытерпеть” и слушает рассказ деда. Рассказ трогает его до глубины души: “От сердца, значит, пел, — пробормотал, сокрушаясь, милиционер”. Он отказывается проверять документы деда: “Мне её (бумагу) читать нет теперь надобности. Я тебя и так вижу. Сиди, дедушка, отдыхай”. Отправив человека, “стриженного бобриком”, в Дом колхозника, он приносит деду гостинец: свёрток с колотым сахаром и баранки, который он сунул в руки девочке: “Давай отнеси дедушке, — сказал он и густо покраснел. — Скажи, гостинец. Мне самому некогда, надо на пост становиться”.

Старуха. “В горнице вязала за столом старуха в железных очках…”

“Старуха встала и поклонилась мне в пояс.

— Ночуй, желанный, — сказала она нараспев. — Ночуй, будь гостем дорогим. Только тесно у нас, не взыщи, — придётся на полу постелить”.

“Старуха поставила самовар. Она певуче сокрушалась, что нету у неё в доме ни кусочка сахару: забыла купить. Самовар ей жалобно подпевал”.

Особенно ярко характеризует старуху обращение её к гостям — слово “желанный”: “А ты живи, желанный, — сказала старуха. — У тебя лёгкая жизнь, простая, таким только и жить”. Старуха и её дом воплощают в себе старинный жизненный уклад с его добротой, простотой и мудростью.

В конфликт с этим укладом, с доверием к миру и гостеприимством вступает позиция человека, “стриженного бобриком”. Автор характеризует его так: “За мной увязался толстый равнодушный человек, стриженный бобриком.

Небо выцветало от скуки от одного присутствия этого человека”.

Мы понимаем, что этот человек и был именно бесталанным хозяйственником, почувствовавшим свою силу. Его портфель, набитый бумагами, становится символом власти бюрократии.

“Человек, стриженный бобриком, оживился. Глаза его сделались сверлящими и свинцовыми. Он тяжело хлопнул портфелем по столу.

— Безусловно чуждый старик, — сказал он с торжеством”.

Он чувствует себя вправе судить и осуждать чужую жизнь, требовать у других отчёта и угрожать. После спокойного ответа старика он озадаченно молчит и решает вызвать представителя закона. Он входит в дверь без стука, ведёт себя бесцеремонно, грубо. Но во второй половине рассказа мы его не видим и не слышим, он как бы теряется, растворяется в доме. Лишь милиционер официально-отчуждённо обращается к нему: “А вы, гражданин, — милиционер обернулся к человеку, стриженному бобриком, — лучше шли бы ночевать в Дом колхозника, там вам способнее. Идёмте, я вас доведу”.

— Дома вы выписывали фразы, которые звучат как пословицы. Прочитайте их.

Один ученик читает записи, сделанные дома, другие дополняют его.

“Такого, как ты, ни сон, ни ум не обогатят. Терпи — притерпишься”.

“Нигде нету для меня чужбины”.

“В юности хлеб сеял и хлеб собирал, нынче сею доброе слово и собираю иные чудесные слова”.

“Сырой человек, неспелый…” “От таких бывает в жизни одна суета”.

“Всё, родимый, надо от сердца делать”.

“Песенную силу беречь надо. Какой народ петь не любит — плёвый тот народ, нету у него правильного жизненного понятия”.

“Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы”.

— Кому принадлежат эти фразы?

— Как описывает автор старика?

“Худой пыльный старик с закрытыми глазами”.

— Почему автор использует эпитет “пыльный”? Что он означает?

“Пыльный” — не грязный. В памяти возникает выражение “пыль дорог”, и нам представляются босые пыльные ноги старика, странника, прошедшего большой путь.

Старуха называет странника “бездомным”, “бродячим стариком”: “чего с него спрашивать?” Сам старик иначе понимает свою миссию в жизни: “Сеятель я и собиратель”. “Родом я отовсюду”, — отвечает он на вопрос и гордо называет своё имя: “А зовут меня Александр”.

Старик — единственный человек из собравшихся в горнице, которому автор даёт имя. Старик произносит своё имя не в уменьшительной, не в народной форме, его нельзя назвать традиционно крестьянским. Мы осознаём значение имени старика позже, когда он рассказывает слушателям о знаменитом земляке.

— Как вы думаете, в чём основное противоречие (конфликт) этой части рассказа?

Выслушаем ответы детей и поможем им осознать противоречия между талантом и бесталанностью, доверием и подозрительностью, свободой, открытостью к миру и страхом перед явлениями, которые нельзя запротоколировать и взять под контроль. Паустовский чётко обозначает основной конфликт времени. Как же разрешается этот конфликт? (Через обращение к историческим корням народа.)

IV. Смысл предания. Значение песни в жизни человека и народа. Прославление добра и поэзии в рассказе.

Обратимся к преданию, которое рассказывает дед слушателям. Его можно разделить на две части. Первая часть — встреча деда Прохора, “великого певца”, с Пушкиным — великим поэтом.

— В чём вы видите смысл первой части?

Дед Прохор зачарован стихами поэта: “такой красоты слова — лучше всякой моей песни”. У подлинной, высокой поэзии нет сословных границ: её понимают и дворяне, и крестьяне. Два истинно талантливых человека, к какому бы сословию они ни принадлежали, всегда поймут и оценят красоту, как оценил дед Прохор стихи, а Пушкин — песни “ямщика и певуна”.

Перечитаем вторую часть. В ней чётко обозначено противоречие между властью, требующей подчинения, и творческой свободой человека: “Кого же это, думает, и в могилу, страдальца, в оковах везут, кого ж это царь и после смерти боится?” И торжествующе звучат слова жандарма: “Ну, так теперь петь не будешь!” (В принципе, это тот же конфликт, что и в диалоговой части рассказа, но как бы сконцентрированный, углублённый.)

Почему же дед Прохор начинает петь над гробом поэта? Он чувствует глубокое горе, он не хочет дать жандармам возможность торжествовать над свободой и красотой. Его пение над гробом Пушкина — протест против насилия и в то же время последняя дань великому русскому поэту. “Великим певцом” называет старик своего деда не только за красоту его песен, но и за величие и благородство его души.

— Что говорит старик о значении песни в жизни человека и народа? Почему, по-вашему, так важно сохранить “песенную силу”?

В песне проявляется душа народа, но не только проявляется. Песня взращивает, развивает эту душу. А если душа “сухая”, тогда торжествует формализм и бюрократия, равнодушие и жестокость.

— Предание о встрече деда Прохора с Пушкиным — это своего рода испытание, через которое проходят все слушатели. Как в ответ на это раскрываются их души? Что побеждает в этом рассказе?

Ученики приходят к выводу, что в рассказе побеждают добро и поэзия.

Ученики показывают иллюстрации или репродукции, которые они нарисовали или подобрали; слушаем музыкальные иллюстрации к рассказу.

Внутри бытового сюжета, как свеча в ладонях, раскрывается история, переносящая нас еще на сто лет назад и обжигающая ощущением причастности к судьбе своего народа, к великой тайне творчества.

Северный летний пейзаж написан нежной акварелью, он вызывает ощущение легкой грусти и тревоги. Абзацы можно рассматривать как периоды, как строфы стихотворения в прозе. Короткие простые предложения гармонично чередуются со сложными, не громоздкими, легко членимыми на синтагмы предложениями: «Северное лето всегда вызывает тревогу. Оно очень непрочно.

Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю теплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озера в зеркала, сияющие тихой водой. Солнце на севере не светит, а просвечивает как будто через толстое стекло.

Глаголы, которые он употребляет, — повелительного наклонения. Но приказывает милиционер скорее по должности, в нем нет желания повелевать, подчинять себе других.

Подготовившись к выразительному чтению рассказа, идем на урок.

Урок 1. Историко-культурный контекст времени создания рассказа

— Рассказ, который мы с вами сегодня будем читать, посвящен Русскому Северу. Так называют Архангельскую и Вологодскую область, где живет коренное русское население. В древние времена заселили люди этот суровый край, долго хранили они и хранят до сих пор обычаи и нравы старины.

Покажем ученикам на географической карте Русский Север, Онежское озеро. Расскажем, что вплоть до восьмидесятых годов XX века автомобильных дорог было здесь мало. Основным был водный транспорт: небольшие корабли плавали по рекам и озерам, перевозя людей и грузы.

Хорошо, если учитель сможет подготовить фотографии или репродукции картин, изображающих природу, бревенчатые дома и церкви Русского Севера.

— Откройте учебник и найдите дату создания рассказа . Что вы знаете об этом времени? Какие события происходили тогда в нашей стране?

II. Словарная работа.

Перед чтением рассказа объясним ученикам слова и выражения, которые обозначают уже ушедшие из нашей жизни реалии, как правило, непонятные современным детям. Можно опираться на знания, которые есть у детей.

— Стрижка бобриком — то же, что стрижка ежиком: короткие, торчащие вверх волосы.

— Что такое комсомол? Люди какого возраста могли быть комсомольцами?

В рассказе говорится о двух ленинградских девушках-комсомолках, дочерях капитанов. Поможем ученикам представить этих девушек.

— Дом колхозника — название гостиницы для крестьян-колхозников, приезжающих по делам в город.

Теперь ученики готовы слушать рассказ. Предложим им следить за чтением учителя по тексту.

III. Выразительное чтение рассказа учителем.

Закончив чтение, выдержим паузу, затем предложим ученикам рассказать о своих чувствах, ощущениях, впечатлениях от рассказа. Важно, чтобы они не сбивались на общие фразы, а рассказывали именно о личных переживаниях. Пусть это будет несколько слов, но они будут сказаны от сердца.

Выписать фразы, звучащие как пословицы .

Индивидуальное задание: подобрать репродукции северных пейзажей; нарисовать иллюстрацию; подобрать музыку, подходящую к рассказу.

Урок 2. Композиция рассказа. Изображение северной природы и быта городка Вознесенье. Герои рассказа, их портретные и речевые характеристики. Смысл Предания.
Значение песни в жизни человека и народа. Прославление добра и поэзии в рассказе.

I. Композиция рассказа.

Предложим восьмиклассникам подумать над композицией рассказа, выделим пейзажную, повествовательную части и семейное предание рода Федосьевых.

— В виде какого образа можно представить себе композицию рассказа?

Можно предложить детям образ ореха: чашечка зеленых листиков — скорлупа — ядро. Возможно, ученики предложат свой образ. Можно зарисовать схему композиции рассказа.

II. Изображение северной природы и быта городка Вознесенье.

— Каким вы представляете себе северное лето после прочтения рассказа? Почему?

Прочитаем четыре первых абзаца.

— Найдите эпитеты, которыми пользуется автор для создания впечатления и настроения рассказа.

— Каким вы представляете себе городок Вознесенье?

Городок лежит на берегу большого озера. Вдоль улиц стоят старинные бревенчатые дома. Дороги земляные, по обочинам заросли травой.

Вдоль домов положены дощатые тротуары, какие до сих пор сохранились в некоторых северных городах. Цветет черемуха в садах.

— Что увидел рассказчик, войдя в дом? Какие старинные слова он употребляет?

На столе поет самовар.

…И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.

III. Герои рассказа, их портретные и речевые характеристики.

«Старуха встала и поклонилась мне в пояс.

Мы понимаем, что этот человек и был именно бесталанным хозяйственником, почувствовавшим свою силу. Его портфель, набитый бумагами, становится символом власти бюрократии.

«Человек, стриженный бобриком, оживился. Глаза его сделались сверлящими и свинцовыми. Он тяжело хлопнул портфелем по столу.

Он чувствует себя вправе судить и осуждать чужую жизнь, требовать у других отчета и угрожать. После спокойного ответа старика он озадаченно молчит и решает вызвать представителя закона. Он входит в дверь без стука, ведет себя бесцеремонно, грубо. Но во второй половине рассказа мы его не видим и не слышим, он как бы теряется, растворяется в доме.

— Дома вы выписывали фразы, которые звучат как пословицы. Прочитайте их.

Один ученик читает записи, сделанные дома, другие дополняют его.

— Кому принадлежат эти фразы?

— Как описывает автор старика?

Старик — единственный человек из собравшихся в горнице, которому автор дает имя. Старик произносит свое имя не в уменьшительной, не в народной форме, его нельзя назвать традиционно крестьянским. Мы осознаем значение имени старика позже, когда он рассказывает слушателям о знаменитом земляке.

— Как вы думаете, в чем основное противоречие этой части рассказа?

Выслушаем ответы детей и поможем им осознать противоречия между талантом и бесталанностью, доверием и подозрительностью, свободой, открытостью к миру и страхом перед явлениями, которые нельзя запротоколировать и взять под контроль. Паустовский четко обозначает основной конфликт времени. Как же разрешается этот конфликт?

IV. Смысл предания. Значение песни в жизни человека и народа. Прославление добра и поэзии в рассказе.

— В чем вы видите смысл первой части?

— Предание о встрече деда Прохора с Пушкиным — это своего рода испытание, через которое проходят все слушатели. Как в ответ на это раскрываются их души? Что побеждает в этом рассказе?

Ученики приходят к выводу, что в рассказе побеждают добро и поэзия.

Ученики показывают иллюстрации или репродукции, которые они нарисовали или подобрали; слушаем музыкальные иллюстрации к рассказу.

Паустовский побывал на севере, в Мурманске и Карелии, несколько раз. Очевидно, в рассказе упоминается последняя поездка 1935 г., летняя.

Литературное направление и жанр

Паустовский – писатель 20 века, которому удалось не быть соцреалистом. Он даже не пытался им быть, наследуя в своём творчестве традиции реалистов 19 века. Современному читателю текст Паустовского порой кажется даже слишком смелым. Критике в рассказе подвергается только государственный функционер, в то время как остальные герои, включая советского милиционера, представляются людьми симпатичными и душевными. В маленьком рассказе изображены типичные жители маленького северного городка (старуха и её тихая внучка, милиционер, удящие рыбу мальчишки), приехавшие на отдых девушки – дочери капитанов, рассказчик, государственный функционер и старик-песенник. По соотношению душевных и бездушных людей, а также по социальной принадлежности той и другой группы читатель может делать вывод обо всём советском обществе. Но, очевидно, такая аналогия не бросалась в глаза в 1938 г. Ещё более смелым было сделать носителем русской души и истории русского песенника. Паустовский не мог не знать о расстрельном съезде украинских бандуристов – носителей украинского духа и украинской истории. После 1933 г. даже бандура и кобза был признаны классово чуждыми.

Тема и проблематика

Несмотря на острую социальную проблематику, которая прочитывается в подтексте, рассказ был напечатан. Очевидно, цензура посмотрела на героев глазами гуманиста Паустовского и увидела в рассказе только психологическую проблематику, которая в нём тоже есть. Если посмотреть на рассказ с этой точки зрения, то все его герои, советские люди, хороши. Все они умеют видеть красоту природы и человеческой души, ценят друг друга и заботятся друг о друге. Все, кроме стриженного бобриком функционера. Род занятий отрицательного героя неважен, а основная мысль рассказа о красоте человеческих отношений состоит в том, что умение видеть красоту мира – основа красоты души человека.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит северным летом в городке Вознесенье на Онежском озере и занимает менее суток. Рассказчик приплыл на пароходе и пошёл искать ночлег в городе. За ним увязался другой приезжий.

Приют рассказчику дала живущая в бревенчатом доме старуха. У нее уже остановился старик-странник. Спутник рассказчика спросил у старика документы, а когда тот отказался их предъявить, пошел за милиционером.

Милиционеру старик сначала рассказал историю о своём деде, певуне-ямщике Прохоре Федосьеве.

Этот рассказ в рассказе – сердцевина произведения Паустовского. Дед встречался с Пушкиным, когда тот был в ссылке в Михайловском под надзором монахов Святогорского монастыря в 1825-1826 гг. Возможно, речь идёт о других приездах Пушкина в Михайловское, где он бывал в 1827, 1834 и 1836 гг. Дед пел Пушкину любимую песню поэта. Ямщицкая песня описывает огромное холодное пространство русской жизни, омытое слезами живущих в нём людей. Это ключ к пониманию рассказа: умение видеть скромную красоту рождается из неярких пространств, холодов и нужды родины, сочувствия к человеку. Так же рождается и песня.

В следующий раз Прохор Федосьев пел Пушкину в 1837 г., когда того в обвязанном верёвками гробу везли из Петербурга в Михайловское. Он пел всю дорогу, несмотря на то что жандарм бил его ножнами в спину, и на всю жизнь потерял голос.

Название рассказа на первый взгляд кажется случайным. В завязке рассказа старуха-хозяйка сокрушается, что забыла купить сахар, а в развязке милиционер передаёт её внучке гостинец для собирателя песен – свёрток сахара и баранки.

Почему сахар колотый? Это было доступное лакомство тех времён, подобное современным конфетам, его ели с чаем вприкуску.

Герои рассказа

Главный герой – песенник Александр Федосьев, который рассказывает историю двух встреч своего деда с Пушкиным. Сначала главный герой описан глазами рассказчика как худой пыльный старик с почти белыми, как у слепого, глазами. Бабушка, хозяйка дома, характеризует его как бездомного, бродячего старика, с которого нет спроса.

Тихая светлоглазая девочка – воплощение женского материнского начала. Она баюкает тряпичную куклу, позволяет переночевать путникам. Именно ей милиционер вручает колотый сахар.

Её бабушка гостеприимна, и всех гостей она называет желанными, дорогими гостями. Она защищает странника, а не только молча сочувствует ему, как внучка.

Вихрастый веснушчатый милиционер, в отличие от бюрократа, - человек душевный.

Художественное своеобразие

Рассказ начинается идиллическим пейзажем северного лета. Этот пейзаж серебряный, белый, наполненный бесцветным блеском (эпитеты). Это пейзаж полутонов, где белые ночи подобны коротким дням и сливаются в сумерки. Солнце на севере скромное, будто просвечивает через толстое стекло, как зима просвечивает сквозь летнее непрочное тепло. Лето наполнено сияющей тихой водой, озёра похожи на зеркала и весь мир кажется белым. Небо туманное и зеленеющее, так что одинокая туманная звезда кажется очень большой, а озеро тусклым. Такой же неяркий и день, уходящий в солнечный туман, в тишину и даль летнего дня.

Под стать пейзажу, в котором преобладают отсветы и блеск, тихие неяркие жители городка. Мальчишки белобрысы и говорят шепотом, чтобы не спугнуть рыбу, девочка у калитки бревенчатого дома тихая и светлоглазая, глаза старика-песенника белые, как у слепого.

В рассказе почти ничего не происходит, в нём всё статично: вот мальчишки и вихрастый милиционер удят рыбу. Вот девочка баюкает куклу. Две девушки смотрят у калитки на тусклое озеро. Сидит, прислонившись к стене, худой и пыльный старик. Жизнь северного городка – это ряд сменяющих друг друга акварельных зарисовок. Единственное тёмное пятно в белёсом пейзаже – чёрные поплавки, к которым прикованы взгляды мальчишек. В статичном поведении людей тоже есть такое исключение – это милиционер. Он рыжий и вихрастый, совершает множество дел: то ловит рыбу с мальчишками, поругивая их за курение, то приходит проверить документы, а в конце приносит в дом, где остановился старик-песенник, гостинец – колотый сахар. И снова уходит по делу – становиться на пост. Эта бурная внешняя деятельность оттеняет статичность и тихую душевную работу остальных героев.

Паустовский – писатель 20 века, которому удалось не быть соцреалистом. Он даже не пытался им быть, наследуя в своём творчестве традиции реалистов 19 века. Современному читателю текст Паустовского порой кажется даже слишком смелым. Критике в рассказе подвергается только государственный функционер, в то время как остальные герои, включая советского милиционера, представляются людьми симпатичными и душевными. В маленьком рассказе изображены типичные жители маленького северного городка (старуха и её тихая внучка, милиционер, удящие рыбу мальчишки), приехавшие на отдых девушки – дочери капитанов, рассказчик, государственный функционер и старик-песенник. По соотношению душевных и бездушных людей, а также по социальной принадлежности той и другой группы читатель может делать вывод обо всём советском обществе. Но, очевидно, такая аналогия не бросалась в глаза в 1938 г. Ещё более смелым было сделать носителем русской души и истории русского песенника. Паустовский не мог не знать о расстрельном съезде украинских бандуристов – носителей украинского духа и украинской истории. После 1933 г. даже бандура и кобза был признаны классово чуждыми.

История странника

Деда его звали Прохором, и был у него великий дар — пение. Человек свой голос беречь должен, да вот только Прохор не уберег его — сорвал. Как-то раз на ярмарке он познакомился с А.С. Пушкиным. Поэт, заслушавшись Прохора, предложил пойти в питейное заведение. И беседовали они до самой ночи. Вернулся дед хмельной, веселый, но не от вина, а от красоты слов, которыми разговаривал с ним Пушкин.

Однажды среди ночи подняли деда по служебному распоряжению. Увидел он странный гроб, который был веревками увязан, спросил Прохор у жандармов, кто там лежит. И услышал, что Пушкин — застрелили его на дуэли. Повез дед его и так горестно, печально ему стало, что он не выдержал и запел. А морозная ночь стояла. Вернулся Прохор, а оказалось, что голос он сорвал, и с тех пор говорил только шепотом.

Задела эта история милиционера, проникся он добрыми чувствами к старику и не стал удостоверение его смотреть. Рассказчик решил посмотреть и увидел, что старик оказался собирателем народных песен, сказок. Когда гости ушли, мудрый старец сказал, что плохо, когда у человека черствая душа — от этого жизнь теряет все свои краски.

колотый сахар краткое содержание брифли

Тема и проблематика

Несмотря на острую социальную проблематику, которая прочитывается в подтексте, рассказ был напечатан. Очевидно, цензура посмотрела на героев глазами гуманиста Паустовского и увидела в рассказе только психологическую проблематику, которая в нём тоже есть. Если посмотреть на рассказ с этой точки зрения, то все его герои, советские люди, хороши. Все они умеют видеть красоту природы и человеческой души, ценят друг друга и заботятся друг о друге. Все, кроме стриженного бобриком функционера. Род занятий отрицательного героя неважен, а основная мысль рассказа о красоте человеческих отношений состоит в том, что умение видеть красоту мира – основа красоты души человека.

Домик старушки

В горнице они увидели старушку в железных очках и прислонившегося к стене старика. Он был очень худ, и по его одежде было видно, что он много ходит, потому что она была вся в пыли. Тем временем девочка сказала своей бабушке, что один из вошедших просится заночевать.

Старушка поклонилась в пояс и радушно пригласила остаться в ее домике, хотя из-за тесноты придется спать на полу. Говорила она нараспев. В это время в разговор вступает незнакомец.

Константин Паустовский колотый сахар краткое содержание

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит северным летом в городке Вознесенье на Онежском озере и занимает менее суток. Рассказчик приплыл на пароходе и пошёл искать ночлег в городе. За ним увязался другой приезжий.

Приют рассказчику дала живущая в бревенчатом доме старуха. У нее уже остановился старик-странник. Спутник рассказчика спросил у старика документы, а когда тот отказался их предъявить, пошел за милиционером.

Милиционеру старик сначала рассказал историю о своём деде, певуне-ямщике Прохоре Федосьеве.

Этот рассказ в рассказе – сердцевина произведения Паустовского. Дед встречался с Пушкиным, когда тот был в ссылке в Михайловском под надзором монахов Святогорского монастыря в 1825-1826 гг. Возможно, речь идёт о других приездах Пушкина в Михайловское, где он бывал в 1827, 1834 и 1836 гг. Дед пел Пушкину любимую песню поэта. Ямщицкая песня описывает огромное холодное пространство русской жизни, омытое слезами живущих в нём людей. Это ключ к пониманию рассказа: умение видеть скромную красоту рождается из неярких пространств, холодов и нужды родины, сочувствия к человеку. Так же рождается и песня.

В следующий раз Прохор Федосьев пел Пушкину в 1837 г., когда того в обвязанном верёвками гробу везли из Петербурга в Михайловское. Он пел всю дорогу, несмотря на то что жандарм бил его ножнами в спину, и на всю жизнь потерял голос.

Название рассказа на первый взгляд кажется случайным. В завязке рассказа старуха-хозяйка сокрушается, что забыла купить сахар, а в развязке милиционер передаёт её внучке гостинец для собирателя песен – свёрток сахара и баранки.

Почему сахар колотый? Это было доступное лакомство тех времён, подобное современным конфетам, его ели с чаем вприкуску.

Немного о северном лете

Светившая луна, по наблюдениям рассказчика, была не нужна в те дни — на севере уже наступили белые ночи. Северное лето — удивительное, загадочное и прекрасное. Солнечный свет превращает озера в огромные чистые зеркала, а его сияние напоминает о том, что зима лишь на время спряталась и скоро снова подует морозной свежестью.

колотый сахар краткое содержание

Герои рассказа

Главный герой – песенник Александр Федосьев, который рассказывает историю двух встреч своего деда с Пушкиным. Сначала главный герой описан глазами рассказчика как худой пыльный старик с почти белыми, как у слепого, глазами. Бабушка, хозяйка дома, характеризует его как бездомного, бродячего старика, с которого нет спроса.

Тихая светлоглазая девочка – воплощение женского материнского начала. Она баюкает тряпичную куклу, позволяет переночевать путникам. Именно ей милиционер вручает колотый сахар.

Её бабушка гостеприимна, и всех гостей она называет желанными, дорогими гостями. Она защищает странника, а не только молча сочувствует ему, как внучка.

Вихрастый веснушчатый милиционер, в отличие от бюрократа, — человек душевный.

Поиск ночлега

Этот человек был занят только своими делами, говорил косноязычно и был скучен. Рассказчику показалось, что даже небо становилось бледнее только потому, что его разговоры были скучны.

Паустовский колотый сахар краткое содержание

Добрый поступок

Старик обрадовался доброму поступку милиционера и сказал, что из-за людской доброты ему хочется жить дальше. Бабушка ему ответила, что такие добрые и чистые люди, как он, долго живут на свете. Потом рассказчик уехал в другой город и во время плавания наблюдал за северным летом.

Каждый “слой” композиции отличается особой стилистикой, которую возможно донести до детей с помощью интонаций.

Северный летний пейзаж написан нежной акварелью, он вызывает ощущение лёгкой грусти и тревоги. Абзацы можно рассматривать как периоды, как строфы стихотворения в прозе. Короткие простые предложения гармонично чередуются со сложными, не громоздкими, легко членимыми на синтагмы предложениями: “Северное лето всегда вызывает тревогу. Оно очень непрочно. Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю тёплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озёра в зеркала, сияющие тихой водой. Солнце на севере не светит, а просвечивает как будто через толстое стекло. Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озёр, и всё ещё дышит оттуда запахом снега”.

Осмысляя рассказ, понимаешь, что описание хрупкости северного лета вызывает в сознании ощущение хрупкости культурных ценностей; осознаёшь значение исторической памяти народа и тревожишься за то, что её “небогатое тепло может внезапно иссякнуть”. Тонкое поэтичное описание обретает новый смысл; ощущаешь привкус горечи — от того, что за последние десятилетия так много мы потеряли.

Для чтения “пейзажных” абзацев выберем повествовательные интонации, окрашенные особой доверительностью и вместе с тем некоторой таинственностью.

“Бытовая” часть рассказа построена по законам повествования: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Каждый герой имеет яркую речевую характеристику. Читая, постараемся передать особенности речи каждого героя.

Первый, кого мы встречаем, — “вихрастый веснушчатый милиционер”. Автор не описывает нам его голоса, но мы представляем, что голос у него ломающийся, мальчишеский, отрывистый. Характерное для него слово — “давай”: “А ну, давай не курить на пристани!”, “А ну, давай, дед давай выясняй свою личность!”, “Давай отнеси дедушке”. Глаголы, которые он употребляет, — повелительного наклонения. Но приказывает милиционер скорее по должности, в нём нет желания повелевать, подчинять себе других.

Второй герой — “толстый равнодушный человек, стриженный бобриком”. Он до конца рассказа так и не получит имени.

В доме, куда приходят рассказчик и человек, “стриженный бобриком”, — девочка с тряпичной куклой, старуха, которая вяжет в горнице (вспоминается Арина Родионовна), и “худой пыльный старик”. Девочка и старуха говорят “нараспев”, так, как до сих пор говорят коренные жители Русского Севера, окая и не понижая в конце предложения, а повышая голос и как бы протягивая два последних слога: “Ночуй, желанный…”.

Спокойно, задумчиво, с чуть заметной иронией звучит голос старика: “Такого, как ты, ни сон, ни ум не обогатят. Терпи — притерпишься”.

Беседа людей, собравшихся в доме старухи, богата интонациями и оттенками чувств. Диссонансом певучему голосу старухи и размеренному, непременно окающему говору старика звучит резкий голос человека, “стриженного бобриком”: он угрожает, торжествует, допрашивает старика, озадаченно молчит и продолжает несколько растерянно, затем опять наполняется угрозой. Старик продолжает говорить спокойно, словно взвешивая и оценивая человеческую сущность собеседника.

Разговор в горнице старухи продолжается, но меняется его характер. Милиционер сокрушается, слушая рассказ старика, обижается, что ему предлагают прочитать “документ”, сухо обращается к человеку, “стриженному бобриком”, а затем, густо краснея, передаёт девочке гостинец для дедушки — свёрток с колотым сахаром и баранки. Он не слышал, как старуха сокрушалась о том, что не успела купить сахару; ночью ему негде было купить гостинец — скорее всего, и сахар, и баранки он взял у себя дома. Подарок молодого милиционера — проявление той самой “ласковости людской”, от которой так не хочется уходить старику.

Завершается рассказ картиной северного лета, которая вновь напоминает нам о хрупкости тепла — тепла в природе и в жизни человеческой: “Городок уходил в солнечный тусклый туман, в тишину и даль летнего дня, и низкорослые леса уже охватывали нас тёмным кругом. Северное лето стояло вокруг — неяркое, застенчивое, как светлоглазые здешние дети”.

Подготовившись к выразительному чтению рассказа, идём на урок.

Урок 1. Историко-культурный контекст времени создания рассказа

— Рассказ, который мы с вами сегодня будем читать, посвящён Русскому Северу. Так называют Архангельскую и Вологодскую область, где живёт коренное русское население. В древние времена заселили люди этот суровый край, долго хранили они и хранят до сих пор обычаи и нравы старины.

Покажем ученикам на географической карте Русский Север, Онежское озеро. Расскажем, что вплоть до восьмидесятых годов XX века автомобильных дорог было здесь мало. Основным был водный транспорт: небольшие корабли плавали по рекам и озёрам, перевозя людей и грузы.

Хорошо, если учитель сможет подготовить фотографии или репродукции картин, изображающих природу, бревенчатые дома и церкви Русского Севера.

— Откройте учебник и найдите дату создания рассказа (1938 год). Что вы знаете об этом времени? Какие события происходили тогда в нашей стране?

Расскажем восьмиклассникам, что тридцатые годы XX века — трагическое время в истории нашей страны. Россия тогда была республикой Советского Союза, власть в стране принадлежала коммунистической партии, а фактически одному человеку — Сталину. Страна была охвачена энтузиазмом первых пятилеток, когда возводились новые заводы и гидроэлектростанции, когда комсомол был верным помощником партии. В то же время постоянно “разоблачались” новые “враги народа”, невинных людей ссылали в концлагеря (в рассказе: “Может, он беглец из концлагеря…”) и расстреливали. В стране нагнеталась всеобщая подозрительность. Главным считался пролетариат; “элементы”: зажиточное крестьянство, духовенство, интеллигенция.

II. Словарная работа.

Перед чтением рассказа объясним ученикам слова и выражения, которые обозначают уже ушедшие из нашей жизни реалии, как правило, непонятные современным детям. Можно опираться на знания, которые есть у детей.

— Что такое “колотый сахар”? Как вы его себе представляете?

— Стрижка бобриком — то же, что стрижка ёжиком: короткие, торчащие вверх волосы.

Человек, “стриженный бобриком”, подозревает, что старик — “подпольный монах”. Объясним, что монастыри при советской власти были закрыты, монахи подвергались преследованию.

— Что такое комсомол? Люди какого возраста могли быть комсомольцами?

В рассказе говорится о двух ленинградских девушках-комсомолках, дочерях капитанов. Поможем ученикам представить этих девушек.

— Дом колхозника — название гостиницы для крестьян-колхозников, приезжающих по делам в город.

Теперь ученики готовы слушать рассказ. Предложим им следить за чтением учителя по тексту.

III. Выразительное чтение рассказа учителем.

Закончив чтение, выдержим паузу, затем предложим ученикам рассказать о своих чувствах, ощущениях, впечатлениях от рассказа. Важно, чтобы они не сбивались на общие фразы, а рассказывали именно о личных переживаниях. Пусть это будет несколько слов, но они будут сказаны от сердца.

Домашнее задание

Выписать фразы, звучащие как пословицы (7–10 предложений).

Индивидуальное задание: подобрать репродукции северных пейзажей; нарисовать иллюстрацию; подобрать музыку, подходящую к рассказу.

Урок 2. Композиция рассказа. Изображение северной природы и быта городка Вознесенье. Герои рассказа, их портретные и речевые характеристики. Смысл предания. Значение песни в жизни человека и народа. Прославление добра и поэзии в рассказе.

I. Композиция рассказа.

Предложим восьмиклассникам подумать над композицией рассказа, выделим пейзажную, повествовательную части и семейное предание рода Федосьевых.

— В виде какого образа можно представить себе композицию рассказа?

Можно предложить детям образ ореха: чашечка зелёных листиков — скорлупа — ядро. Возможно, ученики предложат свой образ. Можно зарисовать схему композиции рассказа.

II. Изображение северной природы и быта городка Вознесенье.

— Каким вы представляете себе северное лето после прочтения рассказа? Почему?

Прочитаем четыре первых абзаца.

— Найдите эпитеты, которыми пользуется автор для создания впечатления и настроения (тона) рассказа.

Отметим эпитеты и выражения: “серебряная луна”, “белые ночи, полные бесцветного блеска”, “от недолгих ночей”, “лесной низкорослый край”, “небогатое тепло”, “скромное солнце”, “всё вокруг казалось белым”.

— Каким вы представляете себе городок Вознесенье?

Городок лежит на берегу большого озера. Вдоль улиц стоят старинные бревенчатые дома. Дороги земляные, по обочинам заросли травой. Вдоль домов положены дощатые тротуары, какие до сих пор сохранились в некоторых северных городах. Цветёт черёмуха в садах.

— Что увидел рассказчик, войдя в дом? Какие старинные слова он употребляет?

“Скрипучая крутая лестница”, “чистая горница”. Девочка баюкает тряпичную куклу. Стол застилают чистой суровой (из толстых льняных ниток) скатертью, от которой пахнет ржаным хлебом. На столе поёт самовар.

— В какую эпоху погружает нас описание горницы? Какие ассоциации связаны у нас со словом “горница”, с образом старухи, которая вяжет за столом?

…И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

III. Герои рассказа, их портретные и речевые характеристики.

Разделим класс на три группы, предложим им найти слова, характеризующие внешность, речь и поведение трёх героев: 1) милиционера; 2) старухи; 3) человека, “стриженного бобриком”. После пяти-семи минут самостоятельной работы ученики делятся своими наблюдениями.

Милиционер. “Вместе с мальчишками удил рыбу вихрастый веснушчатый милиционер”; “За ним шёл вихрастый озабоченный милиционер…” Он часто произносит слово “давай”: “А ну, давай, дед, — сурово сказал милиционер, — давай выясняй свою личность! Налаживай документы!” К деду он обращается сначала сурово, требует документы, но соглашается его “вытерпеть” и слушает рассказ деда. Рассказ трогает его до глубины души: “От сердца, значит, пел, — пробормотал, сокрушаясь, милиционер”. Он отказывается проверять документы деда: “Мне её (бумагу) читать нет теперь надобности. Я тебя и так вижу. Сиди, дедушка, отдыхай”. Отправив человека, “стриженного бобриком”, в Дом колхозника, он приносит деду гостинец: свёрток с колотым сахаром и баранки, который он сунул в руки девочке: “Давай отнеси дедушке, — сказал он и густо покраснел. — Скажи, гостинец. Мне самому некогда, надо на пост становиться”.

Старуха. “В горнице вязала за столом старуха в железных очках…”

“Старуха встала и поклонилась мне в пояс.

— Ночуй, желанный, — сказала она нараспев. — Ночуй, будь гостем дорогим. Только тесно у нас, не взыщи, — придётся на полу постелить”.

“Старуха поставила самовар. Она певуче сокрушалась, что нету у неё в доме ни кусочка сахару: забыла купить. Самовар ей жалобно подпевал”.

Особенно ярко характеризует старуху обращение её к гостям — слово “желанный”: “А ты живи, желанный, — сказала старуха. — У тебя лёгкая жизнь, простая, таким только и жить”. Старуха и её дом воплощают в себе старинный жизненный уклад с его добротой, простотой и мудростью.

В конфликт с этим укладом, с доверием к миру и гостеприимством вступает позиция человека, “стриженного бобриком”. Автор характеризует его так: “За мной увязался толстый равнодушный человек, стриженный бобриком.

Небо выцветало от скуки от одного присутствия этого человека”.

Мы понимаем, что этот человек и был именно бесталанным хозяйственником, почувствовавшим свою силу. Его портфель, набитый бумагами, становится символом власти бюрократии.

“Человек, стриженный бобриком, оживился. Глаза его сделались сверлящими и свинцовыми. Он тяжело хлопнул портфелем по столу.

— Безусловно чуждый старик, — сказал он с торжеством”.

Он чувствует себя вправе судить и осуждать чужую жизнь, требовать у других отчёта и угрожать. После спокойного ответа старика он озадаченно молчит и решает вызвать представителя закона. Он входит в дверь без стука, ведёт себя бесцеремонно, грубо. Но во второй половине рассказа мы его не видим и не слышим, он как бы теряется, растворяется в доме. Лишь милиционер официально-отчуждённо обращается к нему: “А вы, гражданин, — милиционер обернулся к человеку, стриженному бобриком, — лучше шли бы ночевать в Дом колхозника, там вам способнее. Идёмте, я вас доведу”.

— Дома вы выписывали фразы, которые звучат как пословицы. Прочитайте их.

Один ученик читает записи, сделанные дома, другие дополняют его.

“Такого, как ты, ни сон, ни ум не обогатят. Терпи — притерпишься”.

“Нигде нету для меня чужбины”.

“В юности хлеб сеял и хлеб собирал, нынче сею доброе слово и собираю иные чудесные слова”.

“Сырой человек, неспелый…” “От таких бывает в жизни одна суета”.

“Всё, родимый, надо от сердца делать”.

“Песенную силу беречь надо. Какой народ петь не любит — плёвый тот народ, нету у него правильного жизненного понятия”.

“Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы”.

— Кому принадлежат эти фразы?

— Как описывает автор старика?

“Худой пыльный старик с закрытыми глазами”.

— Почему автор использует эпитет “пыльный”? Что он означает?

“Пыльный” — не грязный. В памяти возникает выражение “пыль дорог”, и нам представляются босые пыльные ноги старика, странника, прошедшего большой путь.

Старуха называет странника “бездомным”, “бродячим стариком”: “чего с него спрашивать?” Сам старик иначе понимает свою миссию в жизни: “Сеятель я и собиратель”. “Родом я отовсюду”, — отвечает он на вопрос и гордо называет своё имя: “А зовут меня Александр”.

Старик — единственный человек из собравшихся в горнице, которому автор даёт имя. Старик произносит своё имя не в уменьшительной, не в народной форме, его нельзя назвать традиционно крестьянским. Мы осознаём значение имени старика позже, когда он рассказывает слушателям о знаменитом земляке.

— Как вы думаете, в чём основное противоречие (конфликт) этой части рассказа?

Выслушаем ответы детей и поможем им осознать противоречия между талантом и бесталанностью, доверием и подозрительностью, свободой, открытостью к миру и страхом перед явлениями, которые нельзя запротоколировать и взять под контроль. Паустовский чётко обозначает основной конфликт времени. Как же разрешается этот конфликт? (Через обращение к историческим корням народа.)

IV. Смысл предания. Значение песни в жизни человека и народа. Прославление добра и поэзии в рассказе.

Обратимся к преданию, которое рассказывает дед слушателям. Его можно разделить на две части. Первая часть — встреча деда Прохора, “великого певца”, с Пушкиным — великим поэтом.

— В чём вы видите смысл первой части?

Дед Прохор зачарован стихами поэта: “такой красоты слова — лучше всякой моей песни”. У подлинной, высокой поэзии нет сословных границ: её понимают и дворяне, и крестьяне. Два истинно талантливых человека, к какому бы сословию они ни принадлежали, всегда поймут и оценят красоту, как оценил дед Прохор стихи, а Пушкин — песни “ямщика и певуна”.

Перечитаем вторую часть. В ней чётко обозначено противоречие между властью, требующей подчинения, и творческой свободой человека: “Кого же это, думает, и в могилу, страдальца, в оковах везут, кого ж это царь и после смерти боится?” И торжествующе звучат слова жандарма: “Ну, так теперь петь не будешь!” (В принципе, это тот же конфликт, что и в диалоговой части рассказа, но как бы сконцентрированный, углублённый.)

Почему же дед Прохор начинает петь над гробом поэта? Он чувствует глубокое горе, он не хочет дать жандармам возможность торжествовать над свободой и красотой. Его пение над гробом Пушкина — протест против насилия и в то же время последняя дань великому русскому поэту. “Великим певцом” называет старик своего деда не только за красоту его песен, но и за величие и благородство его души.

— Что говорит старик о значении песни в жизни человека и народа? Почему, по-вашему, так важно сохранить “песенную силу”?

В песне проявляется душа народа, но не только проявляется. Песня взращивает, развивает эту душу. А если душа “сухая”, тогда торжествует формализм и бюрократия, равнодушие и жестокость.

— Предание о встрече деда Прохора с Пушкиным — это своего рода испытание, через которое проходят все слушатели. Как в ответ на это раскрываются их души? Что побеждает в этом рассказе?

Ученики приходят к выводу, что в рассказе побеждают добро и поэзия.

Ученики показывают иллюстрации или репродукции, которые они нарисовали или подобрали; слушаем музыкальные иллюстрации к рассказу.

Читайте также: