Сочинение каковы мотивы поведения старцева в приведенном фрагменте первое посещение дома туркиных

Обновлено: 17.05.2024

Первая часть не столько событийная, сколько описательная. В ней автор кратко рассказывает о городе С., акцентируя внимание на его серости и однообразности. Главным достоинством города оказывается семья Туркиных, описанию ее членов А.П. Чехов посвящает объемный абзац. Уже в этой части читатель знакомится с Дмитрием Ионычем Старцевым. Молодой перспективный доктор получает приглашение в гости от Туркина. Пребывание Старцева в усадьбе интересной семьи и есть главное событие данной главы рассказа.

Описание пребывания у Туркиных автор оформляет в виде диалогов Старцева и хозяев дома. Используя такой прием, автор приближает читателя к героям, дает возможность сделать первые выводы об их характерах и жизненных ценностях.

Между событиями первой и второй главы проходит больше года. За это время Старцев ни разу не был у Туркиных, но вот получил письмо от Веры Иосифовны. Таким образом, в центре второй части снова оказывается посещение Старцевым Туркиных. В этой главе в сердце молодого человека зарождаются теплые чувства к Екатерине Ивановне. Он пытается добиться сердца красавицы. Таким образом, на передний план выступают отношения молодых людей и ключевые события, связанные сними.

Чехов располагает ситуации так, чтобы напряжение читателя и героев росло. Он расширяет локус сюжета, вводя в текст описание городского кладбища. Мрачное место служит не только фоном событий, но инструментом психологизма. Дмитрий Старцев так и не дождался Котика на кладбище. Он направляется домой. На этой ноте заканчивается вторая часть.

Эта часть уже не столько описательная, сколько психологическая: каждый поступок героев можно объяснить обстоятельствами их жизни, о которых читатель узнал ранее. В некоторых абзацах Чехов позволяет себе лаконично прокомментировать внутреннее состояние Старцева, хотя обычно автор предпочитает оставаться незамеченным.

Главное события этой главы – встреча с Екатериной Ивановной, во время которой очерствевшая душа Ионыча таки вырывается наружу, хоть и ненадолго. Котик же признает свои ошибки, насколько искренне – дело другое.

Пятая часть – финальная. От других она отличается предельным лаконизмом. А.П. Чехов рассказывает о судьбе каждого героя, демонстрируя, к чему привели их поступки. Эта главу стоит рассматривать параллельно с первыми двумя, чтобы увидеть контраст между старыми и новыми образами героя.

Аватар пользователя Настя

Вопросы к заданию

Аватар пользователя Евгения

После первого посещения дома Туркиных Старцев напевает "Твой голос для меня и ласковый и томный", что, конечно же пророчествует о его чувстве, возникшему к Котику год спустя. Возможно, то, что он изменил строчку (ведь в оригинале "Мой голос для тебя. "), "пророчествует" о симметричном изменении ситуации, когда его полюбит Екатерина Ивановна.

Цитата же в самом начале повести "Когда еще я не пил слез из чаши бытия", отсылающая к самому тексту, говорит о духовной жизни Старцева.

Не нарушайте ж, я молю,

Вы сна души моей;

И слова страшного – люблю –

Не повторяйте ей!

Эта последняя цитата о том, что душа спит, "пророчествует" о духовном сне (или духовной смерти) Старцева.

Можно предложить ученикам текст А. Дельвига, также стихотворение М.Лермонтова "Чаша бытия". Предложить поразмышлять над этим образом - образом чаши бытия, почему слезы, откуда взялся этот образ (образ чаши) в культуре, и что он обозначает. Почему его вводит в текст рассказа А.П. Чехов.

Аватар пользователя Елена Стребличенко

Согласна с вами. А урок по "Чаше бытия" - очень интересная идея.

"Элегия" Дельвига печальна, потому что молодость осталась в прошлом, а вместе с ней юношеские чаяния, мечты, надежды, любовные переживания, стремления. Может быть, в порыве влюбленности, Старцев уже понимал, что вскоре его чувства, как и молодость, пройдут, и все успокоится, утрясется. Можно поразмышлять с учениками на тему "молодости души". Почему одни люди и в 50-60 к чему-то стремятся, мечтают, "горят", а другие уже в юности стары душой, как Старцев (и фамилия-то у него говорящая).

До визита к Туркиным.

Весной, в праздник — это было Вознесение, — после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и всё время напевал:

Когда еще я не пил слез из чаши бытия.

В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди.

После визита к Туркиным.

Он зашел еще в ресторан и выпил пива, потом отправился пешком к себе в Дялиж. Шел он и всю дорогу напевал:

Твой голос для меня, и ласковый, и томный.

Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать.

Чтобы ученики убедились в этом, предложу им послушать романс и ответить на вопрос, соответствует ли настроение музыкального произведения состоянию героя в тот момент, когда он напевает романс. И еще вопрос.

Стихотворение Дельвига заканчивается так:

Не нарушайте ж, я молю,

Вы сна души моей

И слова страшного "люблю"

Не повторяйте ей!

В каких строчках стихотворения Дельвига как будто предсказана причина превращения доктора Старцева в Ионыча? (Этот вопрос уместен, если рассказ прочитан до конца)

Послушаем и этот романс.

В чем совпадает и в чем не совпадает настроение лирического героя стихотворения и Старцева в эту бессонную ночь?

…мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.

А чем полна душа доктора Старцева? Можно ли назвать его романтическим героем?

Сделаем вывод о том, что доктор Старцев если не романтический герой, то, несомненно, человек, обладающий художественным воображением, чутьем. Что он охвачен ощущением полноты жизни. Вряд ли уже влюблен, но наверняка предчувствует любовь, ожидает ее, волнуется, ее музыка звучит в его сердце.

От чего предостерегает читателей Чехов, показывая жизненный путь доктора Старцева?

Показывая жизненный путь доктора Старцева, Чехов хочет предостеречь нас от духовной деградации и показать пример того, как дурное общество может влиять на хорошего человека.

Так, умный и интеллигентный доктор Дмитрий Ионыч превратился в обычного обывателя, которого теперь все величали по-простому Ионычем. Сам того не замечая, Ионыч слился с серой толпой невзрачного города. Если раньше в душе Дмитрия Ионыча было место высоким чувствам, любви, то после нескольких лет жизни среди необразованных людей эти чувства вытеснили новые идеалы – деньги и богатство. В результате такого духовного обнищания Ионыч перестал видеть красоту в Екатерине Ивановне, утерял интерес к своей благородной работе и приобрел мнимые ценности.

В каких произведениях русских писателей затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды и в чем эти произведения можно сопоставить с чеховским Ионычем?

Проблема взаимоотношений личности и среды затрагивается в драме А.

Подобно чеховскому городу С., Калинов Островского населяют бездуховные, малообразованные люди, главной ценностью которых являются деньги. Нравам Калинова противопоставляется Катерина, свободолюбивая и мечтательная девушка, а городу С. – интеллигентный и подающий надежды доктор Старцев.

Илья Ильич Обломов с детства воспитывался в среде, которая считала труд наказанием, не видела смысла в глубоком образовании и возводила в культ пищу и сон. Как и Ионыч, Обломов перенял нравы окружающей его среды и не смог бороться с ними, пытаясь сохранить в себе лучшие человеческие качества.

Таким образом, если Катерина борется с порядками Калинова и протестует против них, то Ионыч и Обломов перенимают нравы города С. и Обломовки без бунта.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.


Задания Д5 C2 № 1288

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

— Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, — сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. — Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.

— Прекрасно! — сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. — Вы где учились музыке? — спросил он у Екатерины Ивановны. — В консерватории?

— Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.

— Вы кончили курс в здешней гимназии?

— О нет! — ответила за неё Вера Иосифовна. — Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.

— А всё-таки в консерваторию я поеду, — сказала Екатерина Ивановна.

— Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

— Нет, поеду! Поеду! — сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.

А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю.

Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

— А ну-ка, Пава, изобрази! — сказал ему Иван Петрович.

Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:

И все захохотали.


Задание 1 № 1276


Задание 2 № 1277


Задание 3 № 1279

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

В задании "Беликов", а в ответе "Старцев"

Все верно в пояснении - прочтите внимательно.


Задания Д7 № 1282

Укажите литературное направление, к которому относится чеховская проза.


Задания Д6 C1 № 1289

Таким образом, быт и нравы обывателей в произведениях Чехова и Толстого примитивны, бестолковы, фальшивы.


Задание 4 № 5965


Задание 5 № 7960

Читайте также: