Сочинение каким должен быть тренер психологического тренинга

Обновлено: 05.07.2024

Отдавая детей на занятия спортом, разные родители преследуют разные цели. Кто-то хочет развить в юном даровании силу, выносливость, упорство, пластичность. Другие устремлены только к большим победам. В мыслях они всегда видят своих детей в числе первых и с олимпийской медалью на груди.

Вне зависимости от фантазий и желаний, взрослые должны внимательным образом подойти к выбору спортивной секции. И пункт номер один, который нельзя обойти стороной, – выбор тренера. Здесь нельзя ошибиться, ведь этот человек должен стать для ребенка примером и авторитетом на многие годы. Он будет раскрывать его спортивный потенциал, подбадривать в трудные моменты и вести к победе (или просто поддерживать в нем интерес к спорту).

Именно от тренера зависит, захочет ли ваш ребенок заниматься спортом или напрочь забросит его уже в самом начале.

Сначала поинтересуйтесь у других родителей, которые уже водят детей к преподавателю, как он общается с детьми, насколько квалифицирован в данном виде спорта.

А затем смотрите на следующие моменты.

Достижения и опыт тренера

Поинтересуйтесь, как долго тренер специализируется в этом виде спорта. Есть ли у него награды? Насколько он контролирует все тренировочные процессы? Сколько за его спиной соревнований и, конечно, сколько чемпионов он смог воспитать?

Если этот показатель ниже среднего, то и квалификация наставника чаще всего невысока.

Степень вовлеченности тренера

Как правило, качество преподавательской деятельности выше там, где на учителя приходится меньше учеников. Ведь мало просто прийти на занятие и повторять то, чему вас хочет научить тренер. Главное – быть полностью вовлеченным в процесс, а для этого преподаватель должен уделять подопечному больше времени. Тем более когда дело касается выполнения спортивных разрядов.

Сильный характер тренера

Тренер должен быть справедливым, чутким, терпеливым, понимающим, по ситуации – строгим, иметь организаторские способности, поддерживать ребенка в начинаниях, заступаться за своего ученика.

Другими словами, он должен уметь находить общий язык с подопечными.

Даже Евгения Канаева, звезда отечественной художественной гимнастики, ставила на первое место именно эту способность у тренера.

Срок работы на тренировочной базе

Можно смело ее рассматривать и после выяснения всех интересующих нюансов записывать туда ребенка.

Образование тренера

Желательно, чтобы тренер имел соответствующее образование. Он должен разбираться в педагогике, психологии, хорошо ориентироваться в нюансах медицины (могут случиться травмы, их лучше предотвратить).

Способность мотивировать

На любых соревнованиях тренер должен поднимать боевой дух подопечного и давать необходимые рекомендации. Не важно, какой это вид спорта – интеллектуальный, как шахматы, или физический, как плавание, художественная гимнастика, борьба или футбол.

Другими словами, он должен уметь заряжать маленького спортсмена на победу.

А в случае поражения поддержать и не расстраивать еще больше едкими замечаниями. В противном случае у воспитанника могут появиться комплексы.

Способность к эмпатии

Любой спорт связан не только с физическими, но и эмоциональными нагрузками. Поэтому тренер должен уметь развивать в подопечных не только мышцы, ловкость и смелость, но также логику, смекалку, правильное мышление.

Википедия рассказывает нам о том, что первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении, основал в 1946г. Курт Левин вместе с коллегами. А в 60-е годы возникли тренинги социальных и жизненных умений (social&life skills training), опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса. Эти тренинги применялись для профессиональной подготовки учителей, консультантов и менеджеров в целях их развития и психологической поддержки.

Несмотря на ощутимый спад активности в период кризиса, тренинговая деятельность развивается, происходит все большая дифференциация тренингов и обособление отдельных направлений, серьезно повышаются качество и профессионализм работы тренеров. Этому способствуют тренинги тренеров, помогающие молодым ведущим освоить профессию. Создана Международная Ассоциация профессионалов развития личности, которая ставит перед собой задачи выработки профессиональных стандартов ведения тренингов развития личности, аттестации тренеров и тренинговых компаний.

Как ведущий психологических тренингов, тренер работает чаще всего в трех вариантах.

Первый вариант – быть внутренним тренером в той или иной организации (компании), проводя тренинги для сотрудников этой организации. Чаще всего это работа бизнес-тренера, но в некоторых компаниях (например, крупных сетевых компаниях) это проведение личностных тренингов, направленных на выработку коммуникативных умений, лидерских качеств, умению работать с людьми.

Второй вариант – стать тренером, сотрудничающим с тем или иным тренинговым центром. Тогда менеджеры тренингового центра будут организовывать рекламу тренингов и возьмут на себя все организационные моменты (организацию помещения, сбор денег, уплату налогов).

И третий вариант – выбрать путь тренера-фрилансера, работающего свободным образом, самостоятельно набирающего группы и решающего все организационные вопросы.

Понятно, что эти три достаточно разные жизненные и рабочие ситуации, и профессиограммы тут будут несколько отличаться.

Те тренеры, которые выбирают фриланс, и, как следствие, большую гибкость в управлении собственным временем, должны понимать, что им придется совмещать собственно тренинговую деятельность, в которую входит сбор информации по теме, методическая работа, совершенствование своих навыков, с работой по рекламе и набору собственных тренингов (сюда входит создание и поддержка своего сайта, написание книг и статей на темы проводимых тренингов, ведение тематических рассылок в интернете, создание клиентской базы, продумывание маркетинговых стратегий, может быть, даже обзвон клиентов по телефону). Понятно, что не все люди способны на такое совмещение разноплановой деятельности.

Чаще всего, тренеры работают в помещении: это могут быть актовые залы, тренинговые классы, комнаты в офисных центрах. Качество помещения влияет как на удовлетворенность клиентов тренингом, так и на работоспособность тренера. Если помещение неудобно расположено, если до него тяжело добираться, или если оно тесное, плохо освещенное, с неудачной вентиляцией, - людям будет некомфортно, они вынуждены будут отвлекаться на быт, что повлияет на их оценку тренинга.

Какие основные требования к залу, чтобы было удобно работать и тренеру, и участником? На группу из 20 человек зал должен быть площадью не менее 40 кв.м., стулья должны свободно передвигаться, в зале должны быть маркерная доска или флипчат, монитор для трансляции видеоматериалов (или, как вариант: проектор с экраном), музыкальный центр с CD и дистанционным управлением. Участникам организаторы тренинга обычно раздают бэйджики, на которых каждый может написать свое имя (это облегчает общение во время занятия), ручки, планшеты и бумагу или блокноты для записей, и стол с чаем и печеньем для маленьких перерывов. Часто тренеры готовят раздаточные материалы для участников. Туда могут входить шаблоны и таблицы для использования во время тренинга, а также краткий обзор информации по теме, для закрепления пройденного материала.

Какие основные требования к ведущему личностных тренингов?

Это и особые и профессиональные, и личностные особенности, причем все они самым тесным образом переплетены.

Дело в том, что в тренинговой деятельности одним из самых важных элементов является сама личность тренера. Не тема, даже не его профессионализм, а – личность: его жизненная позиция, его отношение к людям, его жизненный опыт, его энергия и его чувство юмора…. Это особенно важно, если тренер ведет не корпоративные (для сотрудников какой-либо организации), а открытые тренинги (те, на которые люди приходят по собственному желанию). Именно в открытых тренингах люди чаще приходят на тренера, а не на тренинг, поэтому ведущий открытых тренингов – всегда личность; и чаще всего, ведущие открытых тренингов – люди взрослые, уже сложившиеся, имеющие свой стиль, свою аудиторию и свою, выработанную годами, жизненную позицию.

В любом случае, ведущий психологических тренингов должен иметь психологическое образование и сертификаты, подтверждающие квалификацию для проведения тренингов данной тематики. Те тренеры, которые работают с детьми младше 18 лет, должны иметь соответствующее образование и квалификацию.

Тренер может вести тренинги кратковременные (от часа до нескольких часов), однодневные (от 6 до 8 часов), или многодневные (2-3 или более дней подряд). В любом случае это очень серьезная не только эмоциональная, но и физическая нагрузка, поэтому тренер должен обладать хорошим здоровьем и физической выносливостью. Естественное требование – поставленный голос. Говорить много часов подряд, иногда озвучивая большой зал и перекрывая чужие голоса может только тренер, которые уделил внимание правильной постановке голоса, и умеет беречь свои связки, грамотно направлять свой голосовой поток.

Поскольку ведущие психологических тренингов обучают людей, особые требования могут быть предъявлены не только к их моральным качествам, но даже… к их образу жизни. Несоответствие декларируемых ценностей тем, которым тренер реально придерживается в жизни, обязательно будет отмечено участниками тренинга и, конечно, не будет способствовать повышению авторитета тренера. Трудно агитировать за здоровый образ жизни курящему человеку, не следящему за своим собственным здоровьем, - примерно так же, как вести тренинги коммуникативных навыков – грубому и конфликтному.

Для того, чтобы группа работала качественно и плодотворно, очень важно, чтобы в группе была атмосфера доверия, в которой люди легко могли бы задать все волнующие их вопросы и высказать все имеющиеся сомнения и протесты, и вообще чувствовали бы себя комфортно. Значит, задача ведущего – создать и поддерживать такую атмосферу, а также научить саму группу такую атмосферу создавать. И шире - основная задача ведущего - научить группу работать самостоятельно.

На психологических тренингах часто возникают вопросы целеполагания, даже если они не связаны с темой тренинга напрямую, - поэтому хорошо, если тренер сам умеет грамотно ставить цели, и умеет объяснить принципы целеполагания другим.

Особенно важный и особенно трудный навык, отличающий опытного тренера от начинающего, это умение работать с группой, уметь быстро входить в контакт, чувствовать группу, управлять настроем группы и сложными процессами, происходящими в группе - групповой динамикой.

Основное преимущество работы тренером, – это возможность общения с самыми разными людьми, – может быть и основной трудностью данной профессии. Необходимость все время быть в центре внимания может стать причиной утомления и профессионального выгорания, поэтому тренеру важно включать в планы время для отдыха и восстановления сил. С другой стороны, общение с людьми, имеющими различный опыт и взгляды чрезвычайно обогащает и помогает развиваться и в личностном, и в профессиональном плане.

На главную Лекции и практикум по психологии Тренинги Личность и деятельность ведущего психологический тренинг

1. Предмет работы ведущего в тренинговой группе
2. Функции ведущего тренинговой группы
3. Роли ведущего психологический тренинг
4. Этапы работы ведущего психологический тренинг
5. Требования к личности ведущего психологический тренинг

Список литературы

Предмет работы ведущего в тренинговой группе

Функции ведущего тренинговой группы

H. В. Клюева выделяет следующие функции ведущего группы [1,с.51].
I. Руководящая функция. Ведущий определяет цели работы группы, разрабатывает и осуществляет соответствующую программу действий своих и участников группы, устанавливает, разъясняет, аргументирует нормы и правила работы и взаимодействия в группе, обеспечивает методическое сопровождение занятий. Степень выраженности руководящей позиции тренера зависит от формы проведения тренинга и индивидуального стиля общения ведущего с группой, его работы, но она не должна вести к снижению активности участников и перекладыванию всей ответственности только на ведущего.
2. Аналитическая функция. Ведущий проводит анализ, обобщает и комментирует процессы происходящие в группе. Комментарии могут быть высказаны в виде:
- описания происходящего в группе на основе собственных наблюдений;
- перечисления и классификации происходящего в группе с использованием соответствующего понятийного аппарата;
- высказывания гипотез дальнейшего развития процессов в группе или развития ситуации с объяснением причин.
3. Экспертная функция. Ведущий помогает каждому участнику оценить свое поведение и понять, как оно повлияло на других, участникам группы разбирать и оценивать сложившуюся в группе ситуацию, предоставляет актуальную информацию по сложившейся ситуации или проблеме.
4. Посредническая функция. Ведущий организует групповые процессы, вмешивается в них, когда группа испытывает затруднения во взаимодействии.
Роли ведущего психологический тренинг
Исходя из рассмотренных в предыдущем вопросе функций ведущего психологический тренинг, можно выделить наиболее характерные для него роли [3].

роли ведущего


Рисунок 2. Роли ведущего психологический тренинг


Этапы работы ведущего психологический тренинг


С.И. Макшанов выделяет четыре стадии группового процесса, которые присутствуют в тренинге любой направленности, и характеризует деятельность ведущего на каждом из них. Это стадии: создания работоспособности, ориентации, изменений, завершающая [2].
Этап создания работоспособности в группе. Задачи деятельности ведущего на этом этапе:
- диагностика группы в целом и каждого ее участника;
- привлечение внимания группы к идеям, повышающим вероятность создания персональных смыслов для участия в
работе; акцентирование значимости задач целей тренинга для личности и группы;
- создание реалистичных представлений о целях, организации, содержании работы и коррекция ожиданий по отношению к ее результатам;
- создание благоприятных возможностей для проявления активности всеми участниками группы, что связано с универсальной потребностью в позитивном эмоциональном контакте;
- проведение первых конструктивных совместных действий, как начала создания истории группы.
Деятельность ведущего направлена на помощь участникам группы в преодолении напряженности и неопределенности, организацию знакомства участников и формирование первичных представлений друг о друге, уточнение целей и задач работы группы, ознакомление с правилами взаимодействия в группе, организацию их обсуждения, понимания и принятия.
На этом этапе работы тренера могут проявиться ошибки комплектования группы, связанные с игнорированием ведущим требований к комплектации группы, методических особенностей тренинга и принуждением членов группы к участию в тренинге без их добровольного согласия: ошибки комплектования группы, неоправданные ожидания участников, сохраняющееся напряжение и тревожность.
Этап ориентации. Задачи деятельности ведущего на этом этапе - уточнение и конкретизация каждым участником своих индивидуальных целей в тренинге.
Ведущий создает условия для самостоятельного обнаружения каждым участником тех сторон личности, которые нуждаются в развитии или коррекции, и возможных вариантов более продуктивной деятельности. Ведущий обращает внимание группы на сильные стороны участников и на совершаемые ими ошибки, не высказывая оценок. В связи с этим ведущий также создает условия для осознания участниками целей тренинга и определения его субъективной пользы.
К характерным эффектам этапа ориентации относятся
- изменение мотивации (повышение активности группы, появление связей с конкретными участниками и тренером, адекватные отношения сотрудничества и соперничества),
- конкретизация и индивидуализация целей, осознание ранее незамеченных особенностей поведения и деятельности, обнаружение и принятие идей, связанных с целями программы,
- завершающееся структурирование группы (выделение лиц, на которых ориентируется группа, оформление отношений).
Этап изменений. Задачи деятельности ведущего на этом этапе- создание условий для последовательного освоения участниками способов деятельности и решения проблем, ориентируясь на принципы движения от простого к сложному и последовательной интеграции достигнутых результатов. На этапе изменений ведущий учитывает при организации работы на занятиях, отборе содержания занятий и выборе методов его реализации темпы продвижения каждого участника и группы в целом к целям тренинга и регулирует возможность активного участия членов группы в ее работе.
Завершающий этап тренинга. Задачи деятельности ведущего на этом этапе - создание условий для получения каждым участником и группой в целом обобщенной и индивидуализированной информации об эффективности работы, возможностях ее продолжения, проработке вариантов применения полученных результатов на практике. Ведущий организует обсуждение впечатлений участников о работе в тренинге в целом, проводит процедуры измерения субъективных результатов тренинга.


Требования к личности ведущего психологический тренинг


Таблица 5. Качества личности ведущего психологический тренинг

1) Свободная ориентация в концептуальном многообразии психокоррекционной работы

2) Последовательность и настойчивость в проведении своего теоретически
обоснованного концептуального замысла и своей линии проведения тренинга

Тренер по психологии кто это

Психологические тренинги стали модными в последнее время. К ним прибегают не только бизнесмены, но и люди, которые хотят развить уверенность в своих силах. В этом случае обойтись без специального специалиста, как тренер-психолог просто невозможно. А потому стоит остановиться и рассмотреть, что за специалист тренер по психологии кто это, что должен знать и уметь.

Особенности профессии

Чаще всего, к психологу идут, когда возникают сложности в жизни, которые негативно сказываются на общем психическом состоянии. Одним из возможностей выбраться из такого кризиса может помочь, согласно ресурсу Википедия, специалист ведущий психологические тренинги. Ведь в том случае, когда вам удалось найти профессионала, вы получаете возможность быстро решить все свои проблемы.

И если в России такая служба только набирает популярность, то на Западе люди давно поняли пользу от такого рода занятий. Причем забота о своем психическом здоровье должна выходить на первый план.

Тренер психолог занимается составлением как группового, так и индивидуального плана занятий, направленных на устранение психологических барьеров и сомнений, мешающих двигаться вперед, развиваться.

Рассматривая что за профессия тренер по психологии, стоит сказать, что это специалист, отлично разбирающийся в психологии человека. Только это поможет ему в выполнении служебных обязанностей.

В каких видах деятельности может принимать участие

Как специалист, тренер по психологии может выступать со следующими видами тренингов:

  • помощь по поиску работы. В этом случае человек учится хорошо ориентироваться в различных видах деятельности. Сам тренер занимается развитием лучшей социальной адаптации и помогает повысить свой уровень мотивации. В результате человек может получить уверенность в своих силах, появляется целеустремленность;
  • занятия для пожилых людей позволяют им более позитивно воспринимать все изменения, которые происходят вокруг них. Одновременно с этим снимаются многие психологические барьеры;
  • могут проводиться тренинги для детей, благодаря которым ребенок лучше развивается, у него повышается самооценка, появляется стимул лучше учиться, адаптироваться в социальную среду. Все это позволит быстрее находить общий язык с одноклассниками и сверстниками;
  • проводятся занятия с людьми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности. Тренинги помогают сформировать позитивное отношение к своей жизни. У них повышается стрессоустойчивость и стимулируется познание чего-то нового, что позволяет найти свое место в этой жизни;
  • могут проводиться специальные занятия для подростков, на которых тренер по психологии, помогает развить их эмпатию, делает целевые установки, развивает целеустремленность и упорство, снимает страхи и неуверенность перед будущим.

Все это будет возможно, если только сам тренер по психологии хорошо разбирается в жизни и психологии различных групп населения, с учетом из возрастных характеристик.

Настоящий специалист всегда сумеет подобрать ключ к каждому из свих учеников. Это позволит ему определять свои цели в жизни, отделять ложное от истинного.

После тренингов люди легко расстаются со своими страхами и легче входят в коллектив, лучше адаптируются в неизвестной для них обстановке. Существенно упрощаются взаимоотношения между людьми, в том числе с близкими и незнакомыми людьми.

Какие бывают тренера психологи

Стоит сказать, что большая часть настоящих профессионалов является узкими специалистами, что позволяет им в совершенстве освоить предмет и легче, доступнее доносить его до своих учеников.

Стоит рассмотреть подробно, чем занимается современный тренер по психологии. Он может работать в следующих областях:

  • в рекламном деле; ;
  • проведение тренингов по акмеологии, помогая людям находить пути самореализации;
  • детская психология;
  • творчество.

Такой специалист будет необходим везде, где требуется рассматривать человеческие взаимоотношения, что позволит выявлять факторы, которые будут тормозить развитие и мешать к дальнейшему росту.

Кто может быть психологическим тренером

В число основных качеств, которые должен иметь этот специалист, входят следующие требования личностного характера:

  • чуткость и толерантность;
  • высокая сдержанность и стрессоустойчивость;
  • уметь сопереживать ближнему;
  • быть дружелюбным к тем, с кем приходится общаться;
  • обладать высокой коммуникабельностью;
  • при этом уметь абстрагироваться от излагаемых ему чужих проблем, что означает, что он не станет перекладывать их на свои плечи;
  • иметь хорошо развитый интеллект;
  • уметь сохранять в тайне чужую личную информацию.

Рассматривая описание личностных качеств, хочется добавить такие важные как аналитическое мышление и умение делать правильные выводы из полученной информации. Причем вне зависимости от самочувствия и настроения, всегда выражать позитив и дружелюбие.

Основная характеристика профессии

Характеристика профессии видна если изучить плюсы и минусы, которыми она обладает. Давайте рассмотрим их более подробно:

  • тренер по психологии имеет возможность выбирать работать самостоятельно или устраиваться на работу в организацию;
  • следует всегда быть готовым узнавать что-то новое, заниматься саморазвитием, изучая и применяя на практике новые техники;
  • начинающие психологи не могут похвастаться большими зарплатами, однако со временем он может заработать репутацию и собрать клиентскую базу, что позволит в несколько раз увеличить свои доходы;
  • всегда имеет место моральное удовлетворение от проделанной работы.

Из минусов стоит назвать трудности на первом этапе, когда приходится преодолевать свои страхи и неуверенность, особенно если приходится выходить перед большой аудиторией.

Вывод

Теперь вы ознакомились с такой важной и необычной профессией, как тренер по психологии кто это такой. Узнали, чем занимается и кому стоит обратить внимание на специальность в будущем. Мы надеемся, что полученная информация стала полезной и детям, и взрослым.

Читайте также: