Сочинение как я работаю на уроке русского языка

Обновлено: 05.07.2024

Для взрослого человека неотъемлемой частью его жизни становится работа. Труд и принесение пользы другим являются достойными целями и занятиями. Нам, то есть еще молодым людям, труд практически не известен, но и с этого небольшого возраста нужно учиться работать.

На самом деле для этого существует учебный распорядок, мы трудимся своим умом на уроках, мы выполняем домашнюю работу, для того чтобы лучше усвоить материал и приложить какие-то дополнительные усилия к изучению интересующего предмета. Именно добросовестная учеба во многом приучает к работе, но тут следует проявить разум.

Легко учиться так, чтобы только получать высокие оценки, к примеру, со всем соглашаться, совсем не спорить с преподавателем, выполнять любые указания, быть крайне спокойными, делать только так как говорят. Иногда, для того чтобы хорошо учиться на самом деле не так нужны знания, об этом все понимают. Есть способы где-то просто сделать много рутинных заданий, где-то просто понравится педагогу и в итоге получить оценки совсем не за знания, а за покладистость и прилежность.

От этого никуда не деться, но выбор как учиться работать делаем мы сами и именно такими людьми мы станем потом. Тот, кто учится только ради оценок, будет работать только ради денег, не для пользы других или каких-то еще высоких целей. Понятно, плоды такой работы не всегда будут ценными и полезными.

Поэтому, когда мы учимся работать на примере учебы, нам нужно проявлять разумность. Следует порой даже бороться за знания, следует стремится к добросовестности и честности. Тогда мы разовьем привычку поступать подобным образом и в дальнейшем и устроимся на достойную работу, сможем действительно делать мир лучше.

Использовать разумно собственные старания, осознавать для чего мы делаем то или иное – вот основа, на которой мы учимся работать. Даже простые профессии требуют разумного отношения и плох тот работник, который этого не понял и даже будучи взрослым не умеет нормально работать. Такому человеку трудно устроиться в обществе, так как общественные отношения – всегда обмен своими умениями и трудом, мы всегда получаем и отдаем и так существует мир.

Работа представляет собой в каком-то смысле отдавание себя на благо других. Конечно, за работу платят деньги, но есть нечто большее, чем просто зарплата и покупки, также как и в школе есть нечто большее чем просто оценки и аттестат.

Сочинение 2

Умение работать – важное качество, которое ценно для любого человека, особенно для начальства и руководителя. Трудящиеся сотрудники приносят своему работодателю больше прибыли, чем обычные.

С детства каждого из нас учат быть ответственным и трудолюбивым. Все эти качества начинают проявляться с садика и школы. Такие детки всегда чем-то заняты, нет такого момента, чтобы они сидели без дела. Если говорить о детском садике, то такие ребятишки либо собирают конструктор, либо листают книжки, либо играют с другими детьми и проявляют лидерские качества.

В школе с трудолюбием дела обстоят посложнее. Дети пытаются копировать взрослых, благодаря этому им кажется, что они уже ими стали. Но, когда дети растут, их увлечения начинают меняться.

Что обычному ребёнку нужно для счастья? Игрушки, гаджеты и друзья. В школе в младшем блоке дети находятся под контролем родителей, по этой причине оценки и качество учёбы хорошие. Но как только дети переходят в подростковый период, они уже не находятся под тем уровнем контроля. И ответственность ложиться на плечи юного ученика. Если у него нет цели, ради которой стоит учиться и трудиться, то успеваемость резко упадет.

Если подросток имеет мечту, например, стать врачом или спасателем. Он будет трудиться, не покладая рук. Умение работать в таком возрасте означает прилежно учиться и думать о будущей профессии. Чтобы достичь своей цели, нужно приложить массу усилий. Чтобы поступить в медицинский вуз или вуз МЧС, нужно обладать знаниями, умениями и навыками.

Для получения знаний обязательно постоянное обучение: то есть писать самостоятельные и контрольные работы на положительные отметки, читать литературу по нужной тематике, изучать проекты специалистов, ставить эксперименты.

В случае с поступлением в ВУЗ МЧС нужны физические навыки: физическое развитие должно быть на качественном уровне, способность не паниковать и правильно действовать в различных ситуациях.

Также в этом возрасте работа проявляется в помощи старшим, например, волонтёрские и активистские клубы. Можно работать на простых работах, например, раздавать листовки и приглашать на различные мероприятия.

Всегда надо помнить, что человек работает качественно, когда у него есть цели и гарантия того, что ему заплатят за проделанную работу. Уметь работать обязательно, потому что без этого качества очень сложно жить. Особенно для мужчин это принципиально важно.

По русскому языку 7 класс

Приучаться к труду лучше всего с детства, ведь потом изменить человека будет очень не просто. Наверное, каждый задумывался над тем, зачем взрослые уже начиная с самых малых лет, стараются давать нам небольшие поручения и с каждым годом их становиться все больше. Ведь каждый хотел порезвиться и продлить свое беззаботное детство. А все это делается для того, чтобы в будущем на человека можно было положиться и он смог заботиться о себе сам, а не садиться на шею родителям.

Нужно искать такую работу, при которой человек будет заниматься любимым делом и заодно получать деньги. Если он нашел себе такое занятие, то он точно выбрал верный путь. Именно так и хотят жить большинство людей, именно так и выглядят счастливые люди. И каждый должен стремиться к такой жизни. Ведь многие дети уже с начальных классов начинают выбирать себе профессию. Конечно, чаще всего с взрослением у ребенка появляются другие увлечения и соответственно другие планы на жизнь.

Конечно у каждого хоть немного, но присутствует лень. Именно из-за нее люди не пытаются что-то изменить в своей жизни. Для того чтобы брать что-то от жизни нужно обязательно соблюдать дисциплину. Ведь если мы будем поддаваться своей лени, то потом будет гора несделанных дел. У людей, которых с детства не приучили к труду это очень ярко выраженный недостаток. Человек становиться неинтересным, совершенно ни в чем не заинтересованный, не способный обеспечить себя и позаботиться о себе.

Лень властвует над людьми, из-за чего они не могут себя реализовать. Но если ее победить и начать работать над собой, то каждый сможет наслаждаться плодами своей жизни.

Учимся работать

Учимся работать

Популярные сочинения

Сегодня мне хочется рассказать одну замечательную историю из моего детства, которая оставила след в моей душе навсегда.

Любовь всегда будет самой глубокой темой для любого поэта и писателя. Это чудесное нежное чувство способно стать вдохновением для множества творческих деятелей

Знания о родном языке необходимы для каждого его носителя. Язык помогает людям познавать мир, получать любую информацию, а также он учит выражать свои мысли.

Школа является главным местом, где каждый человек получает достоверные знания о своём языке. Преподаватели русского языка обучают учеников правилам, которые, так или иначе, влияют на построение грамотной речи. Во многом только от самого обучающегося зависит то, какие из знаний, полученных в школе, он будет применять на практике.

Как и любая другая наука, русский язык подвергается изменениям. На сегодняшний день большинство носителей русского языка используют в своей речи упрощённые формы слов, а также смешивают его с диалектом представителей англоязычных стран.

Такая форма общения наиболее удобна для современной молодёжи. Однако подобное отношение к родному языку приводит к его деградации. Некоторые школьники и их родители не видят смысл в познании языковых норм и в изучении грамоты. Они заявляют о том, что все эти правила только затрудняют процесс обучения, из-за чего школьники вынуждены тратить своё время на то, что им никогда не пригодится в жизни.

Если следовать современной тенденции общения и неполноценно использовать нормы русского языка в речи, то в скором времени он утратит свою самобытность. Поэтому я считаю, что школы не должны кардинально менять программу обучения. Ученикам важно знать историю своего родного языка, вот почему все орфоэпические, орфографические, пунктуационные и иные нормы должны быть изучены школьниками. Единственное, что важно добавить в школьную программу — обучение учеников применению всех языковых норм на практике, в особенности во время диалога с другими людьми. Когда мы не практикуем живое общение на иностранном языке, то все его теоретические аспекты забываются. Также происходит и с родным языком. Конечно, очень сложно привить себе навыки грамотного общения, так как мы живём среди большого количества людей, которые не задумываются о важности сохранения родного языка, а также не понимают необходимости в усовершенствовании своей речи.

В некотором роде можно согласиться с теми, кто считает, что значительная часть знаний, полученных на уроках русского языка в школе, зачастую не применяется учениками в жизни. Мы действительно не используем в своей речи устаревшие слова, которые непосредственно являются частью школьной программы. Слова высокого значения, также упоминаемые на уроках русского языка, нами практически никогда не используются в обыденной речи. Но как бы бесполезно не звучали данные правила в представлениях большинства русскоязычного населения, знать их необходимо хотя бы для того, чтобы отдавать дань прошлому и понимать, что из себя представлял наш язык раньше.

Школьные уроки русского языка нисколько не бессмысленны, ученики, чьи амбиции и стремления в познании высоки , всегда будут брать максимум из тех знаний, которые дают им преподаватели. А те учащиеся, которым не интересен собственный язык, также относятся и к другим наукам. Носители русского языка должны уважать свою культуру, стремиться её сохранить и даже усовершенствовать. Невозможно стать уважаемым человеком, не имея способностей грамотно выстраивать свою речь. Труды великих учёных и писателей создавались не без знаний, которые давала им школа.

Подводя итог вышесказанному, хочется ещё раз подчеркнуть, что современная система обучения школьников русскому языку является гарантом создания грамотного поколения, её упрощение приведёт только к потере уникальности родного языка.

Моим самым любимым школьным предметом всегда был русский язык. Во-первых, я гуманитарий, и у меня есть языковые способности. Во-вторых, этот предмет основан на практике. Изученные на уроках русского языка правила часто применяются в реальной жизни.

Но русский язык я люблю не только за простоту усвоения материала. На мой взгляд, язык – основа всего школьного обучения. Без хорошего знания русского языка невозможно грамотно описать физические процессы, доступно объяснить сущность химических реакций, прочитать рассказ и проанализировать его, изучить основы общественного и государственного устройства, увлекательно рассказать об образе жизни животных и выращивании растений, правильно написать названия стран и континентов и даже красиво петь. Иными словами, не зная русского языка изучать другие предметы очень тяжело. В языке отражается история, природа, мировоззрение, достижения науки, духовная культура, мораль. Язык способствует развитию художественной литературы.

На уроках русского языка мы учимся грамотно писать и говорить, вежливо изъясняться, лаконично выражать свои мысли, а также уместно использовать слова и различные языковые конструкции. Уроки русского языка, безусловно, учат грамотности. Но помимо этого они помогают уживаться в обществе, поскольку включают в себя усвоение норм этикета. И это совсем не удивительно: ведь язык – важнейшее средство общения.

По уровню знания языка и манере речи можно говорить о характере человека. Например, если человек произносит слова неправильно, нечётко или с неверным ударением, неграмотно пишет, то его можно назвать малообразованным. Как правило, в современном мире это чаще всего относится к пенсионерам или людям, вообще не посещавшим школу по каким-то причинам. Но, к сожалению, нарушение акцентологических, морфологических и даже орфографических норм можно заметить и у образованных людей юношеского или зрелого возраста. Это касается не только обычных людей, но и тележурналистов.

Наверное, русский язык является моим любимым предметом неспроста. Возможно, свою жизнь я свяжу с его активным использованием, и буду содействовать его процветанию. Я думаю, что без знания языка, без грамотности в современном мире не может жить ни один человек, поскольку язык организовывает жизнедеятельность всего нашего общества и обслуживает его потребности, а также характеризует личность.

Сочинение на тему Мой любимый школьный предмет

Любимый школьный предмет. Думаю, не ошибусь, если предположу, что у большинства людей, это Русский язык.

По праву мы можем гордиться своим языком. Великий и могучий, как писал о нем классик, обладает сокрушительной силой убеждения, четкого описания эмоционального настроения, гибкостью философских умозаключений.

Самый богатый, многогранный и красивый в мире, одаренный русской душей, нашей национальной смекалкой, множеством сложнейших оборотов. Немало иностранцев изучают именно русский язык, восхищаются его богатством, уникальностью музыкального звучания.

И поэтому тоже мы с удовольствием изучаем его сами, гордясь своей принадлежностью к этой стране. Тем, что именно на этом языке написаны великие произведения классиков поэзии и прозы.

Абсолютное первенство в использовании русских слов принадлежит, безусловно, незабвенному Александру Сергеевичу Пушкину. Поражает воображение, что его словарный запас составлял более 24000 слов.

Подумать только, что из одного слова можно преобразовать множество форм, огромное количество его значений. Язык народа, в первую очередь говорит о его национальной культуре и наследии.

Жаль, что сейчас наш богатейший язык упрощается и захламляется современниками иностранными словами и оборотами. Когда на каждый предмет, действие, настроение, в русском языке имеет не один собственный разнообразный эпитет, забытый и заброшенный.

Конечно, русский язык сложен в изучении даже для русского человека. Возможно поэтому, все чаще люди используют более простые в употреблении и в значении, иностранные слова. Так проще, легче. Мы обленились на столько, что забываем дорогу в библиотеки.

К счастью есть люди, глубоко увлекающиеся изучением родного русского языка. Они знают, сколько нового и интересного скрыто для лентяев в глубине знаний о своем языке. Ведь средний человек употребляет 7000 слов в лексиконе. И сравнивать здесь себя с Пушкиным глупо. Можно смело сказать, что по сравнению с великим поэтом, мы не русские.

Человек любящий свою страну, должен знать и изучать свой родной язык не меньше, чем ее историю. Тогда по праву он сможет с гордостью носить имя русского человека, живущего в России, стране с самым глубоким, могучим и богатым языком во всем мире.

Также читают:

Картинка к сочинению Русский язык

Популярные сегодня темы

Яков был, действительно, верным…но, видно, не тому человеку. Всё-таки верная служба должна быть вознаграждена. А тут хозяин повел себя подло, за это и получил страшное наказание от всё ещё верного слуги.

Произведение Абрамова рассказывает о тяжелой жизни лошадей. Вначале автор трогательно описывает свои детские воспоминания о деревенской природе и о прогулках на луг, где паслись животные.

Жил малахитовых дел мастер Прокопьич, искусной работой славился. Но был он еже стар. И решил барин, что Прокопьичу пришла пора передать свое дело ученику. Велел барин приказчику найти смышленого мальца



Сочинение — это один из популярных видов школьной работы, которые подразумевает грамотное, четкое, логически выстроенное изложение своих мыслей на заданную тему. После долгих экспериментов сочинение вновь заняло почетное место в школьной программе и включено в список обязательных испытаний на ЕГЭ.

Люди, которые не умеют
и не учатся связно говорить и писать,
как правило, не умеют и не научаются думать.
А.Н. Привалов

Классификация сочинений

Для начала разберемся, какие виды сочинений существуют. Ведь для каждого из них существуют свои критерии и свои правила написания и оформления. Знакомство с сочинением как видом письменной работы начинается уже в начальной школе. Вот в градации от простого к сложному и рассмотрим виды сочинений.

В методике существует несколько классификаций сочинений (по объему, по жанру, по характеру темы). В наиболее общей классификации принято выделять три основных вида:

  • Сочинение-описание. К ним относятся такие распространенные виды сочинений, как описание героя, сочинение по картине, описание пейзажа, интерьера и т.д. Отличительная особенность таких сочинений — в постепенном переходе от общего к частному. Ключевое значение для такого вида сочинения имеет правильный выбор художественно-изобразительных средств.
  • Сочинение-повествование, или сочинение-рассказ. Здесь главный упор делается на структуру изложения материала. Обязательно присутствуют такие компоненты, как завязка, кульминация и развязка. По сути, сочинение-повествование — это рассказ о каком-либо событии, описание действия.
  • Сочинение-рассуждение — один из наиболее сложных видов письменной работы. К этому виду относятся такие жанры сочинений, как отзывы, обзоры, эссе, сочинение на свободную тему. Для такого вида сочинений важно грамотно сформулировать главную мысль, идею — тезис. Затем идет построение доказательств (примеров, подтверждающих тезис). И заканчивается сочинение-рассуждение подведением итога — ответом на главный вопрос.

Учим писать сочинение правильно: важные аспекты

Рассмотрим по порядку, как научить ребенка писать сочинение правильно, на что обратить внимание.

Этап 1. Работаем над темой сочинения

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

  • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева "Отцы и дети". Какие темы сочинений могут быть предложены? "Образ Базарова в романе", "Конфликт отцов и детей", "Любовь в романе", "Композиционный особенности романа" и т.д.
  • При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
  • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, темы "Жизненный путь Печорина", ключевое слово — "путь", т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или "Чтение — вот лучшее учение". Ключевые слова — "чтение", "учение". Значит, в сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
  • Прием "Редактор". Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею

Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, "Критики о Пушкине". И ученик "растекся мыслью по древу", не выделив сути.


Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.

Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться "объять необъятное". Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.

Пример: "Любовь в жизни человека". Можно ограничиться тем, что выбрать два вида любви: материнскую и романтическую (к противоположному полу). Для каждого вида — пара-тройка примеров из литературы и из жизни. В заключении — вывод: важна / нужна / не нужна любовь в жизни человека. Все! Тема раскрыта.

Важно донести до учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей. И от того, какую идею выберет ученик, зависит и содержание сочинения.

Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, "Моя комната". Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного — к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к общему описанию чувств и эмоций.

Итак, правило формулировки главной идеи: "Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем".

Прием, развивающий умение формулировать идею

Выберите одну общую тему и попросите учащихся предложить как можно больше идей развития этой темы. И, наоборот — для узкой темы ученики должны подобрать как можно больше идей ее развития и обобщения.

Совет: Работу можно провести в игровой форме, разделив класс на небольшие группы.

Этап 3. Составляем план сочинения

План — "альфа и омега" любого сочинения, так как он задает рамки и помогает логически последовательно излагать свои мысли. Учить составлению плана необходимо уже в начальной школе.

Любое сочинение, вне зависимости от вида и жанра, содержит три главные составляющие: введение, основная часть и заключение.

  • Чтобы научиться выделять эти смысловые части, желательно составлять планы на предварительных уроках, Например, прочитали произведение — попросите учащихся составить план и выделить основные части. Прочитали параграф учебника — то же самое: составьте план.
  • В методике существует и такой прием, который учит выделять отдельные фрагменты текста: предложите ученикам текст, в котором абзацы перемешаны. Ученики должны расположить абзацы в логической последовательности, дав название каждому.
  • Очень важно, чтобы план соответствовал заявленной теме. Поэтому можно предложить учащимся заранее составленные планы по теме сочинения и попросить их оценить соответствие. Работу можно проводить в группах или в парах.

А вот проводить этап составления плана можно до или после сбора материала. Бывает, что ученик выбрал тему, обозначил границы и сформулировал главную идею, а о чем писать — не представляет. Тогда лучше сначала собрать материал, а потом составить план. Главное, чтобы составление плана не проходило уже после написания сочинения.

Этап 4. Собираем материал

Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.

Поиск материалов для сочинения

Искать материалы можно в разных источниках:
книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете

Для начала стоит обговорить с учениками, что разные типы сочинений имеют свои языковые особенности. Так, для сочинения-описания важны прилагательные, причастия и существительные. В таком виде сочинения все строится в ответе на вопрос "Какой…"

Для сочинения-повествования важны глаголы и существительные, так как часто эти сочинения посвящены описанию какого-либо события, действия.

  • Один из методических приемов предлагает собирать материал в таблицу.

Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:

Пункты плана

Что? Кто?

Какой?

Что делает?

Варианты предложений

Знаменитый, русский, популярный

Написал картину в … году

2. Передний план картины

1. Время года — зима

1. Суровая, холодная

2. Тонкая, кудрявая

3. Старый, рассохшийся

1. Наступила, вошла в свои права

2. Дрожит от холода, пригорюнилась

3. Укутался снегом

1. На картине изображена суровая зима.

1. Художник изобразил ненастный зимний день.

3. Задний план, детали картины

    также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Например, для сочинения по теме "Зимний лес" учащиеся составляют кластер ключевых слов: Зимний лес — деревья, животные, небо, поляна, погода. Затем первичные понятия дополняются характеристиками: деревья — скинули листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы, и т.д.
  • Работа по вопросам. В младших классах учитель может воспользоваться заранее составленными вопросами, ответы на которые и будут в итоге представлять сочинение.

Например, для сочинения на тему "Мой лучший друг", ученикам можно заранее предложить заполнить анкету:

  1. Как зовут твоего друга?
  2. Где вы с ним познакомились?
  3. Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.)
  4. Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
  5. Какое у твоего друга хобби?
  6. Как вы любите проводить время? И т.д.
  • Прием "Дневник памяти". При работе над сочинением у детей нередко возникает "страх чистого листа" (есть в психологии и такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный "дневник памяти". Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: "Писательство не в голове, а на кончиках пальцев". Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, "раскидать" по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

Этап 5. Пишем сочинение

После того, как составлен план и собран материал, приступаем непосредственно к написанию сочинения.

  • Пишем на черновик. Некоторые учителя не обращают внимания на оформление черновика. Между тем, это очень важно, ведь многие ученики пишут в черновиках так, как они писали бы уже готовое сочинение. Такой вариант не дает возможности корректировки и исправлений (если только орфографических ошибок).

Можно предложить следующий прием:

  • Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
  • Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.
  • Работаем над введением. Чаще всего затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение написать?

Методисты советуют научить учеников оставлять введение "на потом", и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот прием позволит составить грамотное введение, которое, действительно, будет задавать тему и тон всему сочинению.

Варианты вступлений:

Чтобы облегчить задачу, учитель может предложить варианты вступлений, которые используются чаще всего. Рассмотрим на примере темы "Что такое любовь? (по роману М. Лермонтова "Герой нашего времени"):

  • Ряд вопросов по теме: Что такое любовь? Существует ли она? Всегда ли дарит только счастье? Эти вопросы рассматривает в своем произведении М. Ю. Лермонтов.
  • Рассуждение о заглавии. Любовь. Объяснить это понятие однозначно невозможно, потому что это чувство многогранно. И для каждого человека любовь проявляется по-своему. Вот об одной стороне этого многоликого чувства и пишет М.Ю. Лермонтов.
  • Диалог с собеседником. Задумывались ли вы о том, что такое любовь? Многие ответят, что любовь — это чувство, дарящее радость, счастье. Но всегда ли это так? Попробуем найти ответ, обратившись к роману М. Лермонтова "Герой нашего времени".
  • Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения.
  • Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом произведении.
  • Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения произведения (просмотра картины, переживания случая и пр.).

То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.

  • А начинать лучше с… заключения. Здесь работает "правило Штирлица": в памяти остаются только последние слова. Обычно при написании сочинения на завершающем этапе голова уже перегружена, и редко удается написать яркую концовку. А оценивается правильный и грамотный вывод очень высоко. К тому же, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнестись с планом — на те ли вопросы будут даваться ответы, правильно ли выбраны примеры и цитаты.

В школьной методике есть великолепное упражнение, которое помогает учить написанию заключения. Это всем знакомые упражнения, в которых предлагается закончить рассказ. Рассказ обычно дается событийный. А если предложить закончить текст описания, рассуждения? Этот прием помогает выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания концовок.

Этап 6. Проверка сочинений

После того, как сочинение написано в черновике, необходимо провести проверку. На этапе обучения желательно проверку проводить в классе, заранее обсудив с учащимися типичные ошибки: орфографические, пунктуационные, стилистические, речевые. Проверка строится в два этапа:

Этап 7. Анализ сочинений

Многие учителя пренебрегают этим этапом обучения сочинению, предпочитая молча проверить, объявить оценки, в крайнем случае — зачитать пару самых удачных (неудачных) сочинений.

Анализ сочинений

Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе

Важно проводить полномасштабный анализ вместе с учениками, выявить не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще всего. Можно посвятить этому весь следующий урок или факультативное занятие. Но анализ должен быть!

Конечно, мы рассмотрели лишь наиболее общие приемы, которые используются на уроках, когда нужно научить ребенка писать сочинение. Потому что, например, сочинение в формате ЕГЭ в силу своей специфики требует отдельной статьи. Но, надеемся, что эти советы помогут учителям в подготовке уроков, посвященных сочинениям.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: