Сочинение история одного слова написать о происхождении слова и его вариантах произношения

Обновлено: 04.07.2024

В этом материале содержатся подробные методические рекомендации по выполнению проекта. Это мини проект, который подразумевает основную роль ребёнка в изложении материала, помогает совершенствовать навыки оформления работы, навыки поиска информации в дополнительной литературе.

Оценить 907 0

Учитель начальных классов:

Прусакова Елена Владимировна

Методические рекомендации.

Весь проект выполняется на листах формата А (скреплённых степлером), приносится в файле. Все записи ребёнок делает сам, по желанию на страницах проекта можно информацию иллюстрировать. При выставлении отметки учитывается аккуратность и яркость оформления, грамотность и каллиграфия.

Выполнить работу до _______________

Лист 1 – титульный.

Верхняя часть: (можно проиллюстрировать)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

г. Королёв Московской области

Обучающий мини - проект

по родному (русскому) языку

Учитель: Прусакова Е.В.

(желательно использовать цветную пасту при списывании данной информации)

Происхождение слов в русском языке.

(В верхней части листа) История одного слова.

Составные части этого раздела:

Выбираем и записываем слово.

Находим (или рисуем иллюстрацию)


П ишем историю происхождения этого слова.

Образец выполнения - лист 3.

В своём проектенельзя использовать пример, приведённый в образце.

Вся информация пишется прописными буквами учеником.


Облепиха – одно из древнейших растений, использовавшихся человеком. Её пыльцу находили в раскопках древних поселений в Скандинавии, где она обосновалась сразу после ледникового периода.

Название этого растения связывают с его внешним видом. Если мы внимательно посмотреть на веточку, то увидим, как ягоды плотно её облепили.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Я тоже работаю по программе Неменского постоянно ищу что-то новенькое, ваши презентации просто клад. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Ладонь

У наших предков слово ладонь звучало когда-то совсем по-другому: долонь. И значение у слова было такое: обращенная к долу (то есть вниз, к земле) сторона руки. Со временем в слове долонь произошла перестановка звуков, и оно стало звучать иначе: лодонь. А затем (под влиянием господствующего в литературном языке аканья) безударная гласная о в слове перешла в а: ладонь. Так получилось современное написание и произношение этого знакомого всем нам слова. Однако родственные слова до сих пор живут в языке в своём первоначальном виде: долина (низина), подол (низ одежды), Подольск (город в низине реки).

Зонтик

Всем знакомо и понятно это слово — казалось бы, оно самое что ни на есть обыкновенное. Но и у него есть интересная история. Прибыло оно к нам из Голландии, совершив путешествие через 2 моря, вместе с самим зонтиком, который по-голландски называется “зоннедек”, что значит “покрышка” или “закрытие от солнца”. Но слово “зоннедек” оказалось крайне неудобно и непривычно для нашего произношения. Поэтому его начали переделывать на русский лад: стали произносить по образцу уже существующих в языке слов бантик, кантик. Так из зоннедек получился зонтик. Получившееся слово даже стало вести свою самостоятельную жизнь. Когда хотят сказать о зонтике большого размера, то его изменяют опять же по образцу: бантик — бант, кантик — кант, зонтик — зонт. В итоге получилось слово зонт, как видите, ещё меньше похожее на заимствованное у голландцев зоннедек.

Карусель

Конечно, вы не раз катались на деревянных лошадках или в лодочках каруселей, но, наверное, не задумывались, почему, кроме обычных сидений, на карусели есть деревянные лошадки и лодочки? А лодочки и лошадки попали на карусель совсем не случайно. Несколько столетий назад, в пору Средневековья, существовали пышные рыцарские праздники — турниры. Вооружённые рыцари, закованные в железо, верхом на могучих конях вступали в единоборство друг с другом. Часто такие рыцарские поединки заканчивались смертью, но в этом не видели ничего особенного, и даже не считали такой исход преступлением. Французский король Генрих II однажды тоже решил принять участие в рыцарском турнире и посостязаться со знаменитым рыцарем Монгомери в силе и ловкости. Турнир этот состоялся в 1559 году, и на нём король Генрих II был смертельно ранен. С тех пор рыцарские турниры были запрещены. Вместо них стали устраивать торжественные скачки по кругу. Такие скачки назвали “карусель” (от итальянских слов карола — хоровод и селла — седло), что буквально означает “хоровод в седле”. Самые блестящие карусели устраивали в Париже во времена царствования короля Людовика XIV. Перед королевским дворцом Тюильри проезжали пышно разодетые всадники со своими роскошными дамами. Они делились на партии, съезжались и разъезжались, образуя красивые фигуры. Во времена французской революции 1789 года были изобретены более доступные для простого народа карусели — вертящиеся сооружения с лошадками и лодочками. В таком виде карусель сохранилась до наших дней.

Субботник

Во времена царской России субботником считался вовсе не праздник чистоты и порядка, как сегодня.

Хотя кое-какое отношение к порядку это понятие имело. В гимназиях XIX века по субботам ученикам устраивали Из истории культуры и письменности коллективные порки. Заядлые прогульщики и беспросветные двоечники были постоянными гостями субботников, так как пороли, в первую очередь, за плохую успеваемость и неподобающее поведение.

Теперь понятно, откуда у нас такое подсознательное нежелание посещать субботники.

Тянуть канитель

Когда мы что-то очень медленно делаем, про нас говорят: “Тянет канитель”. Выражение это пришло из недалёкого прошлого, когда на Руси в рукоделии применялась для вышивания металлическая нить. Мастерам стоило большого труда вытягивать такую нить из раскалённой проволоки. Эта нить и называлась “канитель”. Вышивать ею тоже было очень трудной, медленной и кропотливой работой. Тогда же и родилось выражение тянуть канитель. Теперь уже никто и не знает, как выглядела канитель, и не вышивают рукодельницы таким способом давно, а выражение в языке сохранилось.

Прописать ижицу

Ижица — старинное название последней буквы древне-славянской азбуки. Как же связана эта буква с угрозой наказания? Ведь прописать ижицу — значит “проучить, наказать”, а также “сделать внушение кому-нибудь”. Возникло такое выражение в старой школярской среде, в бурсацком обиходе. А дело всё в том, что в древнесла-вянской азбуке были 3 очень коварные буквы: фита, ять и ижица — они стали символами трудности письма. Писались эти буквы в нескольких словах (или в нескольких десятках слов), которые надо было запомнить, заучить, зазубрить. “От фиты подвело животы”, — говорили в старину ученики, овладевающие премудростями грамоты. Фитой назвали в ту пору школьного грамотея, заумника, неимоверными усилиями овладевшего сложными навыками. А о лодырях говорили так: “Фита да ижица — к ленивому плеть ближится”. Прописать ижицу буквально значило “выпороть розгами за невыученное”. Любопытно, что и по своему внешнему изображению ижица напоминала перевёрнутый кнут или пучок розог. Отсюда, по всей вероятности, и возникло шутливо-ироническое прописать ижицу. Со временем это выражение вышло за пределы школярского жаргона и приобрело более общее значение: “жестоко наказать кого-нибудь, проучить”. Теперь оно обычно употребляется как выражение угрозы и является синонимом к фразеологизмам: показать, где раки зимуют; показать кузькину мать.

В ногах правды нет

“Садись, ведь в ногах правды нет”, — так издавна говорят в русском народе. Существуют разные версии происхождения этого выражения. Знаток народного языка и толкователь русских крылатых выражений, С. Максимов связывает словосочетание правда в ногах со средневековым судебным русским обычаем, который назывался правёж. Правёж — даже не суд, а скорее расправа с должником, при которой того били по босым ступням и пяткам или же заставляли стоять на снегу без сапог и лаптей. В то время и появились такие поговорки, как искать правду в ногах; душа согрешила, а ноги виноваты; дай срок, не сбей с ног и некоторые другие. Со временем правёж ушёл в прошлое, но память о нём осталась в народной речи, в её живом употреблении, а выражение в ногах правды нет даже стало шутливым. Действительно, в старину человек, который пришёл в дом и стоял, переминаясь с ноги на ногу, не знал, с чего начать, напоминал должника на правеже. Вот тогда и приходила на выручку шутливая поговорка, которая приглашала гостя присесть и начать неторопливую беседу: садись, в ногах правды нет, то есть “нечего церемониться, сядем рядком да поговорим ладком”. Многие привычные для нас выражения на самом деле связаны с древними и давно забытыми обычаями, поверьями и обрядами.

Язык, речь и их связующее звено

Как уже было сказано, слово — компонент языка и речи. Одновременно с этим оно является и их связующим звеном. Известно, что язык может развиваться вне зависимости от человека, в то время как речь — индивидуальное его свойство. Через нее может проявляться своеобразие психики отдельной личности, помимо того что при помощи нее будет передаваться информация, производиться контроль и регулирование общения с окружающими.

Роль слова в жизни людей существенно зависит от того, кто и в каком значении его использует. Вот почему при рассмотрении его влияния важно учесть все стороны данного явления.

Корова и каравай

В глубокой древности слово для людей было не просто обозначением предметов и понятий — оно было символом. Люди были уверены, что слово обладает магической силой, что им можно и зло предотвратить, и удачу призвать. Хотите узнать, почему, например, мясо коровы мы не называем словом Коровина? И откуда вообще взялось слово говядина? И что общего у слова говядина со словом каравай? В языке древних индоевропейцев для обозначения любого скота было одно слово — говядо. А слово корова имело смысл “рогатая говядо”. И коров в те давние времена выращивали люди вовсе не для получения мяса и молока, а для жертвоприношений своим богам. И только когда люди стали употреблять в пищу коровье молоко, они заменили в ритуалах жертвоприношений реальное животное на выпеченную из теста рогатую фигуру — коровай. Считалось, что такая жертва должна принести счастье и благополучие, поэтому приговаривали так: Как на наши именины Испекли мы каравай! Вот такой высоты! Вот такой высоты! Каравай, каравай, Кого хочешь выбирай! Теперь трудно и поверить, что слова корова и каравай вообще как-то связаны друг с другом. А на самом деле так от слова корова образовалось слово каравай.

Девушка

Получается, что у предков славян девушками считались только женщины, не просто достигшие детородного возраста, но уже родившие и кормящие своих чад. А вот в современном понимании наличие детей статус девушки исключает.

Рукавицы, перчатки, варежки

Предполагают, что из всех перечисленных слов самым древним является рукавицы. На древность этого слова указывает его распространение во всех или почти во всех славянских языках — в польском, словацком, чешском, болгарском и сербохорватском. Слово рукавица составлено из 2 корней: первый корень определить легко — это рука, второй — известен у нас в глаголе вить. Получается, рукавица — значит “обвивающая руку”. Интересно, что во многих славянских языках существует слово ногавица — название для специальной одежды на ногу, то есть “обвивающая ногу”. В словацком языке ногавицы — это “брюки, штаны”, поляки и чехи называют ногавицами “штанины”, в словенском языке ногавицы — это “чулки или носки”. И в памятниках древнерусской письменности часто встречаются оба слова — ногавицы и рукавицы. А вот со словом перчатки история другая. Сначала в языке использовалось словосочетание перстяные или перста-тые рукавицы (такое название можно найти в Смоленской грамоте 1229 года). Со временем словосочетание заменилось одним словом перчатки, но везде хорошо просматривается старый корень перст, то есть “палец”. Перчатки — это рукавицы с перстами (с пальцами). А вот по поводу происхождения слова варежки существует даже не одна версия. Например, М. Фасмер считал, что слово варежки и известное в русских говорах слово вареги образовались из сочетания варяжские рукавицы. Другая версия (закреплённая в Этимологическом словаре русского языка под редакцией Н. Шанского) рассказывает о том, что слова вареги и варежки производятся от древнерусских глаголов варити и варовати, употреблявшихся в значении “охранять, защищать”. Но существует также и ещё более простое объяснение происхождения этих слов. Если обратиться к широкому кругу названий рукавиц, известных в областных русских говорах, то среди этих названий, оказывается, есть много слов, связанных с процессами обработки шерсти и изготовления рукавиц. Вот эти названия: вязанки, плетёнки, валеги (валеные рукавицы), катанки (катаные рукавицы). Сюда же относятся и вареги, варежки, образованные по названию процесса — варить (то есть кипятить). Дело в том, что готовые вязаные изделия из шерсти заваривали в кипятке, чтобы они стали более прочными и тёплыми. Получается, что варежки — это “варёные рукавицы”. В словаре Даля приведена такая поговорка: “Нужда рукавицу с варьгой сроднила”. Что она означает? Оказывается, в русском языке были широко распространены когда-то специальные названия для верхних рукавиц и для нижних. Конечно, чаще всего такие названия встречаются на Севере, на Урале и в Сибири — там, где нередко носят 2 пары рукавиц сразу. Существуют такие местные названия: вёрх-ницы, верхоньки, исподки. А в некоторых местностях рукавицами называют верхние кожаные или суконные рукавицы, а варьгами, варежками — нижние, вязаные. Отсюда, видимо, и выражение, записанное Далем.

Еще в древние времена люди прекрасно понимали силу и значение слов в жизни человека.

С древнейших времен люди старались говорить, используя определенные правила, коротко и ясно. На глиняных табличках шумеров еще в IV-II тысячелетиях до нашей эры найдены наставления о том, как вести себя в разговоре. В те далекие времена люди понимали, что нельзя говорить в раздраженном состоянии, ибо потом придется раскаиваться.

На древнем Востоке считалось наибольшим оскорблением уйти, не дослушав человека до конца.

Грубые словесные оскорбления, усиленные обидами и душевными переживаниями, могут вызвать серьезные заболевания. Злые слова несут отрицательную энергетику, нанося ущерб человеческой психике.

В противовес им добрые, сердечные слова и пожелания помнятся годами, привносят гармонию и спокойствие в человеческую душу. Но, к великому сожалению, в современной жизни мы часто забываем или не хотим говорить ласковые и нежные слова. Как было бы здорово, если бы люди не стыдились и не забывали благодарить друг друга, говорить красивые комплименты.

Нам Богом дан великий дар – язык, с помощью которого мы общаемся и передаем информацию. Нельзя забывать о великой ответственности в обращении с ним.

Посмотрите эти сочинения

Красный

В известной поговорке не красна изба углами, а красна пирогами прилагательное красный значит “хороший, приятный”. А такие устаревшие выражения, как красная птица, красный зверь означают “лучшая птица” или “лучший зверь”, то есть “самые хорошие и дорогие, предпочитаемые охотниками птица или зверь”. Даль в своём словаре писал так: “Красная дичь, высокая, все виды бекасов, также козуля, лебедь, глухарь и прочие; красный зверь — это медведь, волк, лиса, рысь и прочие”. В современном русском языке сохранилось много свидетельств о древнем значении слова красный. Прежде всего это, конечно, постоянный эпитет в народнопоэтической речи: красна девица, песни слова красные. Красный здесь означает “красивый, прекрасный, приятный”. В стихотворении Н. Некрасова “Крестьянские дети” есть строки, в которых слово красный употребляется в этом значении: Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано. В старинных названиях красные ворота, красный угол прилагательное красный означает “разукрашенный” и “почётный, парадный”. То же самое значение заключено и в собственных названиях Красное село и Красная площадь. Значения “лучший, приятный”, “красивый, украшенный” были самыми первыми значениями прилагательного красный. Для обозначения цвета применялось совсем другое слово — червонный. Так было и в древнерусском языке, и в украинском, и в белорусском. И только с XVIII века в словарях русского языка появилось новое, цветовое значение прилагательного красный. Оно стало его основным значением. Древнее, первичное значение, сохраняется только в устойчивых выражениях и оборотах. В XIX веке у прилагательного красный появилось ещё одно значение — “революционный”. В названии Красное знамя оно распространилось в европейских языках во время революции 1848 года. Вскоре в этом значении слово прочно укрепилось и в русском языке. Сейчас, в современном русском языке, прилагательное красный — не только очень выразительное, но и многозначное слово.

Небеса

Этому слову филологи дают Этимологический словарь Шанского Н. М., этимология слова небо довольно логичное объяснение.

Еще в древнейшие времена люди великолепно понимали силу и значение слов в жизни человека.

Вероятно, вам знаменита известная философская сказка о 3-х ситах Сократа. К известному древнегреческому мудрецу пришел знакомый, который желал поведать ему об одном его друге. И тогда Сократ попросил просеять его рассказ через три сита: правды, добра и выгоды. Оказалось, что вести, которые принес знакомый Сократа, не полностью честны, плохи и не принесут никакой выгоды. Тогда знатный философ спросил его, а для чего ему знать то, что хочет сказать ему знакомый.

В аллегоричной форме притча вещает нам о роли слов в жизни человека. Вспомните строки российского стихотворца Вадима Шефнера, разговаривающие о том, что словом можно убить, словом можно спасти. А всегда ли мы щепетильно и взвешенно выбираем слова, помня, как много они означают в людской жизни? Помним ли то, что слово это не просто символ, а нечто большее?

С древних времен люди старались сказать, используя определенные управляла, коротко и светло. На глиняных табличках шумеров еще в IV-II тысячелетиях до нашей эпохи найдены наставления о том, как вести себя в разговоре. В те далекие времена люди разумели, что нельзя говорить в раздраженном состоянии, ибо позже придется раскаиваться.

Законы Ману, являющие собой древнеиндийский сборник поведенческих норм, говорили, что нельзя произносить слова в удрученном состоянии. Непозволительно словами уязвлять либо устрашать иных.

На старом Востоке считалось величайшим оскорблением уйти, не дослушав человека до конца.

Грубые словесные оскорбления, усиленные обидами и искренними переживаниями, могут вызвать серьезные заболевания. Злобные слова несут отрицательную энергетику, нанося вред человеческой психике.

В противовес им добросердечные, сердечные слова и пожелания помнятся годами, привносят гармонию и спокойствие в людскую душу. Но, к большому раскаянию, в современной жизни мы нередко забываем либо не желаем разговаривать нежные и нежные слова. Как было бы здорово, если бы люди не стеснялись и не забывали благодарить друг друга, говорить красивые комплименты.

Нам Господом дан большой дар язык, с помощью которого мы общаемся и передаем информацию. Нельзя забывать о большой ответственности в воззвании с ним.

Слова имеют громадную силу, которую можно использовать во благо человека. Ведь конкретно они одежда наших мыслей, определяющих качество тех условий, в которых мы живем.


Теоретическоеосознание визуальнойдействительностина сегодняшний день является достоянием небольшой группы людей.

Современность требует от человекаспециальной визуальной образованности.

Более интенсивное, массовое подключение человека к изобразительному искусству, к произведениям полиграфической промышленности, дизайна и графики, появление новых насыщенных визуальным материалом профессий и способов общения предполагают и встречное развитие способности человека к визуальному восприятию.

Разные виды визуальной наглядности могут выступать как стимул и зрительно - смысловая опора для создания учащимися речевых произведений.

Репродукции картин, фотографии, схемы, таблицы способствуют развитию разных видов речевой деятельности, совершенствованию коммуникативных умений, интегрированию речи и искусства, формированию культуроведческой компетенции обучаемых.

Задания по картине, фотографии, схеме стимулируют речевую активность говорящего, поддерживают и направляют его речевую деятельность.

Уроки с использованием визуальной наглядности заинтересовывают учащихся, повышают их творческую активность.

Рассматривание картины, фотографии, таблицы, схемы приводит в действие мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблюдательности, внимательному отношению к языковым явлениям.

Применение средств визуальной наглядности помогает продуцировать письменную речь, обеспечивая ее логичность, полноту, лексико - грамматическое многообразие, организуя высказывание в смысловые блоки, вычленяя детали и формируя основную мысль высказывания, стимулирует употребление определенной лексики и комментирует значение слов и выражений.


Однажды на земле появилось первое слово оно звучало так ( привет ) .

Слово не имело значения .

Люди думали куда его применить .

И вот один человек предложил свою версию .

Все были против .

Слово разлетелось по всей земле .

Но в один день слово пропало .

Про него все забыли .

Появлялись другие слова но им быстро находили значения .

И тот человек придумал другую версию при встречи говорит слово привет .

Много голосов было за хорошую версию .

Сново слово разлетелось по земле .

Оно набирало большую популярность .

Не много по детски нет больше идей.


Сочинение на тему почему интересно узнавать историю происхождения слов?

Сочинение на тему почему интересно узнавать историю происхождения слов.


Помогите пожалуйста написать маленькое сочинение на тему : История одной фотографии 4 класс?

Помогите пожалуйста написать маленькое сочинение на тему : История одной фотографии 4 класс.


Сочинение на тему история имени Ирина и Настя от 100 слов?

Сочинение на тему история имени Ирина и Настя от 100 слов.


Мини - сочинение"история одного слова" Ватерпас?

Мини - сочинение"история одного слова" Ватерпас.


Мини сочинение на тему история одного слова?

Мини сочинение на тему история одного слова.


Сочинение на тему ''смешная история, ,?

Сочинение на тему ''смешная история, ,.


Сочинение - рассуждения на тему история?

Сочинение - рассуждения на тему история?


Сочинение на тему расскажу тебе одну весеннюю историю?

Сочинение на тему расскажу тебе одну весеннюю историю.


Сочинение на тему моя фантастическая история?

Сочинение на тему моя фантастическая история.


Сочинение на тему забавная история , история из жизни?

Сочинение на тему забавная история , история из жизни.


Написать сочинение на тему детская история 70 - 90 слов?

Написать сочинение на тему детская история 70 - 90 слов.


Перед - служебная часть речи предлог что - может быть вопросительным местоимением(что ты делаешь? ), относительным местоимением (думал, что сделать), иподчинительнымсоюзом в сложноподчиненном предложени (считай, что дело в шляпе). А также может быт..


Перед является предлогом.


Корни с чередованием И - Е В корнях бер - бир, блест - блист, дер - дир, жег - жиг, мер - мир, пер - пир, стел - стил, тер - тир, чет - чит пишется И, если за корнем следует суффикс А (иск. : сочетать, сочетание), если нету, то пишем Е Например : за..


1 - 4 2 - 1 3 - 3 4 - 3 5 - 4 6 - 2 7 - 1 8 - 4 9 - 1 10 - 3.


1)1 2)1 3)2 4)3 5)4 6)2 7)1 8)2 9)1 10)3.


Жара заставиланас войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, лёг на спину. Вот клён раскинул свои лёгкие ветки. Тихо шелестят в вышине листья. Я любуюсь их мирной игрой . Приятнолежать на спине в лесу.


Отяжелённой листвой, суффикс - ённ, а он бывает только у причастий, значит это слово ПРИЧАСТИЕ.


Предлогами являются за, через, перед, остальное : ты, вас - местоимения. Сок - существительное.


Предлогами являются : за, через, перед.


Запятая после "сад" и перед "и никуда". Грам. Основа " Мы вышли, пошли".

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: