Сочинение интерпретация стихотворения фета вольный сокол

Обновлено: 01.07.2024

Зачастую человек настолько погружен в социальную жизнь, что даже не знает самого себя. Он пытается быть лучшим для других, но забывает, какой он сам. Изменить себя практически невозможно, поэтому большинство перемен в угоду шаблонам, которые выстраивает общество, представляют собой тонкие маски, накинутые на настоящую бездну человеческой души. У вас есть смелость приподнять эти маски, этот покров, чтоб посмотреть на себя? Вас это пугает?

И. Тютчева “Святая ночь на небосклон взошла…” я бы отнесла к философской лирике. Лирический герой, оставшись без защиты, стоит лицом к лицу с самим собой, своей душой. Видит ли он что-то родное? Он стоит перед неизвестностью, оставшись без опоры внешнего мира. Неизвестность всегда пугает. Лишившись мира, окружающего его, “человек, как сирота бездомный, стоит теперь и немощен и гол” и даже не подозревает, что дом можно найти в самом себе, что эта чуждая ему бездна таит в себе целый неизведанный мир.

Неужели интересней летать в чужом космосе, даже не изведав свой? Мир вокруг вас может в любой момент рухнуть. И что же?

Неужели у вас больше ничего не останется? Не бойтесь. Прыгните в эту бездну. Или всё ещё страшно?

В лирике мы часто можем встретить похожие образы у различных поэтов. Стихотворения Ф. И. Тютчева “Как океан объемлет шар земной…” и А. А. Фета “На стоге сена ночью земной…” на первый взгляд очень похожи. Но так ли это?

Лирический герой текста Тютчева находит внутри себя, в бездне своей души, он словно по течению, несется в глубинах своего сознания. Где же лирический герой текста Фета? Он уносится ввысь, к звездам, в космос, но вместе с тем погружается в бездну. Что же их отличает? Герой Фета не проваливается, он “будто в длани мощной” тонет в глубину. У него есть защита, в то время как герой стихотворения Тютчева не имеет такой опоры. Да и нужна ли она ему? Он растворился в этой бездне, он находится в бесконечной гармонии с самим собой, да и герой Фета будто уже никуда не попадет, ведь сверху вечность и снизу вечность. Он повис в ней на этой мощной длани. В бесконечном погружении есть остановившееся время, мгновение, доля секунды и вечность.

Я считаю, что в этих стихотворениях нет отрицательных чувств. Оба лирических героя находятся в некой, разной, но столь похожей гармонии с собой, временем, моментами жизни и самой жизни.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Лирический герой фетовских творений, погруженный в совершенный мир природы, много знает о поведении и образе жизни птиц. Воробей, купающийся в песке перед дождем, или последняя песня “любовника роз” соловья, неожиданно прозвучавшая над угрюмым садом, – образы крылатых персонажей детализованы, логичны, соотнесены с лирической ситуацией. Органично вписанные в реальный сюжетный план и окруженные положительным эмоциональным контекстом, они осмысливаются на символическом уровне как воплощение поэтического вдохновения, полета романтической

Молодой, полный сил сокол – центральный персонаж и адресат стихотворения 1884 г. Лирический субъект, восхищенный бесстрашием и мощью хищной птицы, обращается к прошлому, к этапу взросления птенца.

Зачин организуется комплексом страдательных причастий с отрицательным значением, выступающих в роли однородных сказуемых: “не вскормлен” – “не унесен” – “не холено”. Анафора противопоставляет образ свободной птицы изнеженному питомцу, чье существование зависит от людской заботы.

Центральный эпизод задает координаты художественного

пространства, в срединной точке которого располагается высокий старый дуб с гнездом, где начал земную жизнь персонаж. С первых дней птенцу пришлось вести борьбу со стихией и голодом, и привычка к противостоянию закалила характер, развила способность смело встречать опасность. Показателен результат воздействия неблагоприятных обстоятельств на персонажа: автор описывает его при помощи глагола “дразнили”.

Олицетворение – ведущий художественный прием, организующий структуру центрального образа и фоновой зарисовки. Восходящее солнце наделяется взглядом, дерево характеризуется эпитетом “умирающее”, а растущий птенец испытывает эмоции, подобные человеческим. Разрабатывая антропоморфную трактовку, поэт опирается на тенденции русского фольклора, где сокол символизирует удалого молодца.

Закономерен триумфальный финал взросления, которое завершается уверенным и широким полетом. Лексема “поплыл” указывает на плавную траекторию движения мощных крыльев. Мотив полета, знаковый для фетовской лирики, позволяет соотнести образ с категорией художественного творчества, свободного от мелких и преходящих тем.

В стихотворном посвящении Шиллеру тема поэтического процесса аллегорически связана с обликом другой хищной птицы – царственного орла. Лирический герой восторженно именует адресата “орлом”, создавшим “могучие, светлые” песни.

В июле 1931 года Пастернак впервые прибыл в Грузию, приняв приглашение поэта Паоло Яшвили, с которым подружился еще в Москве. В гостеприимной горной стране Борис Леонидович провел три месяца, что оставило сильнейший отпечаток на его дальнейшем творчестве. В августе 1932 года свет увидела книга “Второе рождение”. Открывало ее произведение для лирики Пастернака программное – “Волны”.

Грузинская тема в нем стала основополагающей. Впоследствии Борис Леонидович еще несколько раз посещал кавказскую страну, культура которой оказалась ему так близка. Кроме того, он активно занимался переводами трудов местных писателей, посвящал им литературоведческие статьи. По сути, Грузия была для Пастернака второй родиной.

Поэт многого не успел сказать о ее богатой духовной жизни, прекрасном языке, великолепной архитектуре.

Практически для всех стихотворений Бориса Леонидовича, посвященных кавказской теме, характерен историзм. Касается это и анализируемого текста. Поэта интересует история Грузии и пребывания в ней русских людей. Среди его творческих ориентиров – одновременно и романтический подход Лермонтов, и реалистический взгляд Толстого.

Кстати, в первоначальном варианте “Волн” фигурировало имя Льва Николаевича. Чувствуется и влияние пушкинской лирики, посвященной Кавказу. Вообще стоит отметить, что в конце 1920-х – начале 1930-х произошла переориентация Пастернака в сторону творчества Александра Сергеевича.

В рассматриваемом тексте Борис Леонидович предсказывает собственную будущую манеру. Сначала он упоминает немоту (отсылки к “Silentium!” Тютчева и “Silentium” Мандельштама), затем – простоту, вполне очевидно подразумевая простоту поэтического изъяснения. Тот же Пушкин – чрезвычайно сложный поэт, неизмеримы смысловые глубины принадлежащей ему лирики.

При этом стих Александра Сергеевича прост, потому и возникает иллюзия, что понять его творчество может буквально каждый читатель. К такому уровню, начиная примерно с 30-х годов, стремился и Пастернак.

Стихотворение “Волны” стоит воспринимать как своеобразное вступление к сборнику “Второе рождение”. По форме оно напоминает цикл, состоящий из отдельных лирических произведений, которые объединяет общий сюжет – путешествие из Владикавказа в Грузию. В нем заявлены ключевые темы и мотивы, развивающиеся в последующих текстах вышеназванной книги.

Анализ стихотворения — Вольный сокол. Русский язык и литература

Жанр произведения – пейзажная лирика. Поэт с восторгом описывает природу. Рифмовка в тексте перекрестная, есть мужские и женские рифмы.

А.А. Фет в своих произведениях проводит параллель и неразрывность человека с природой.

Анализ 2

Произведение является составной частью позднего периода творчества поэта и относится по жанровой направленности к пейзажной лирике.

Структурная композиционная схема стихотворения представляет собой четыре четверостишия (катрена), которые во взаимосвязи образуют законченную картину пейзажного образа. Повествование в произведении ведется от лица лирического героя, который описывает взросление хищной птицы, характеризующейся смелостью и свободолюбием, несмотря на пройденные жизненные сложности, трудности и испытания.

Среди художественных средств выразительности в произведении, используемых для указания структуры центральных образов и изложения фоновых зарисовок, присутствуют многочисленные лаконичные эпитеты, разнообразные метафоры, а также олицетворения. Звуковая динамика повествовательного содержания подчеркивается автором многосоюзной фразой, замедляющей речевую нагрузку и придавая ей яркую выразительность.

Кроме того, в стихотворении используется прием анафоры, позволяющей противопоставить образ свободного сокола изнеженным питомцам, существование которых зависит от заботы человека. Также поэт применяет в повествовательном содержании тенденции, заимствованные из русского фольклора, демонстрируя образ сильной птицы в качестве удалого молодого парня, тем самым иллюстрируя антроморфное трактование страдательными причастиями, имеющими отрицательно значение.

Отличительной особенностью стихотворения является детальное описание пространственной зарисовки в виде умирающего дуба, склонившегося над бушующим морем во время шторма.

Финал произведения представляется поэтом в виде триумфа взросления гордой и независимой птицы, который демонстрируется в виде уверенного и широкого полета с плавной траекторией двигающихся мощных крыльев. Образ сокола используется поэтом в качестве символа творческого человека, создающего величественные, светлые песнопения.

Фет был всегда восхитительным поэтом и писателем. Его стихотворения были напечатаны во многих издательствах. По сегодняшний день он не забыт людьми. Многие его вещи пошли в музей и теперь сберегаются как экспонаты показывая людям история прошлых лет.

Он писал на разные тематики, в его стихах были изображены не только повести о любви, погоде и семье. Также он любил животных и природу. В стихотворении "Вольный сокол" автор описывает гордую и независимую птицу, которая никогда ничего не боится. Сокол парит над землей и наблюдает за людьми. Порой жизнь бывает жестока и люди не понимают что такое свобода, они ловят птиц и садят в клетку, не зная что их нельзя приручить.

Дразнили молодую силу
И зной, и голод, и гроза,
И восходящему светилу,
Глядел ты за море в глаза."

В этих строчках автор описывает сильную волю птицы, как он сквозь бурю и холод, добывает себе пищу. Как ему бывает тяжело и в трудную минуту ему не к кому обратится. Может под этими словами, Фет описывает свое душевное состояние. Лирический поэт, часто был одинок, и темными вечерами он вглядывался в темнеющее небо и думал о чем-то далеком и прекрасном. С таких пор у него появилось чувство достоинства и страха. Он не боялся умирать, а напротив боялся одинокой жизни. Он не мог стать свободным как эта птица, его что-то всегда тянуло на землю к своему дому и семье. Так и сокол, гордо расправляя крылья парил над своей территорией и никуда от нее не улетал, что бы ему это не стоило.

Картинка к стихотворению Вольный сокол

Вольный сокол Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Баллады - особый вид поэтического творчества В.Жуковского. В балладах Жуковский показывает жизнь не как на самом деле, а выдуманную. В его балладах вершится справедливый суд, показаны высокие человеческие отношения.

1898 год стал для великого писателя Александра Блока годом терзаний и любовных переживаний. В один прекрасный день он взял и отправился в Петербург, в родовое имение, в котором не появлялся довольно долго. Здесь и произошла встреча поэта

Можно сказать, что не было ни одного поэта, который бы ни писал о любви. Александр Сергеевич посвящал этому великому чувству достаточно много своих произведений. Вся его лирика - это словно отражение душевных переживаний лирического героя.

Стихотворение вышло в свет лишь после смерти Фёдора Ивановича в 1876 году. Никто не знает точной даты его написания. Многие подметили, что Тютчев при написании своих стихотворений подходит к ним с философской стороны.

Данное стихотворение наряду с еще тремя многие пушкиноведы объединяют общностью тем и образов. Связано все это с тем, что посвящены эти стихи Е.Воронцовой – возлюбленной поэта, связь с которой официально до сих пор не доказана.

Читайте также: