Сочинение интерпретация фрагмента текста

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Сочинение- интерпретация Особенности творческой работы и приемы подготовки к сочинению С 2.2 Составитель – методист ОМЦ ЦОУО Глухова С. В." — Транскрипт:

1 Сочинение- интерпретация Особенности творческой работы и приемы подготовки к сочинению С2.2 Составитель – методист ОМЦ ЦОУО Глухова С. В.

3 Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки. Интерпретация - толкование, объяснение, раскрытие смысла фрагмента текста. (Сл. Д.Н. Ушакова) Интерпретация фрагмента текста состоит в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Адекватность интерпретации зависит от точности и правильности восприятия текста, соотношения его элементов. Основой интерпретации текста является его содержательный анализ.

4 (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку". (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги хоть сто рублей! он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя. посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой узлом на пузе завязанной рубашке. (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости. (26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку. (По В. Крапивину)

5 Часть 3 (сочинение-рассуждение) выполняется на основе того же текста, который предложен для работы над тестовыми заданиями. Шесть заданий с выбором ответа (А) проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий. Такой анализ соотносится с комплексным анализом содержания текста, который используется как на уроках русского языка, так и на уроках литературы Задания А проверяют: понимание основной проблемы, позиции автора или героя, характеристики героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.

6 Этапы работы над сочинением: Анализ фрагмента текста - этап понимания: понять предмет анализа; сформулировать суждение (тезис); дать пояснения к тезису. Интерпретация фрагмента текста - этап объяснения: объяснить смысл фрагмента текста обосновать (подтвердить) высказанное суждение о смысле фрагмента текста примерами- аргументами из текста. Вывод - этап обобщения: Личностное отношение к герою, к теме или проблеме текста.

7 Анализ фрагмента текста: на первом этапе необходимо понять предмет анализа Финал текста обычно указывает (прямо или косвенно) на основную мысль (идею). А главная мысль текста (идея) небольшого по объему произведения всегда связана с главным героем и главным событием и выражает отношение героя (-ев) к этому событию. Отношение – это чувства, переживания, размышления, впечатления героя, вызванные описанным событием. Главный герой – мальчик, главное событие - встреча с маленькой скрипачкой. Отношение – чувства, переживания, вызванные этой встречей. Таким образом, предмет анализа : чувства, переживания мальчика, вызванные встречей с маленькой скрипачкой.

12 Примером-аргументом в сочинении- интерпретации не может служить интерпретируемая фраза. Способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны прежде всего с цитированием, а также с применением вставных конструкций (указания в скобках на номера соответствующих предложений).

14 Вывод - личностное отношение к герою, к теме или проблеме рассказа: Герою надолго запомнится эта встреча.

15 План работы над сочинением С2.2 Анализ фрагмента текста: определить и понять предмет анализа; сформулировать тезис; дать пояснения к тезису. Интерпретация фрагмента текста: объяснить смысл фрагмента текста обосновать (подтвердить) высказанное суждение о смысле фрагмента текста аргументами. Вывод: Выразить личностное отношение к герою, теме или проблеме текста

16 Структура рассуждения Тезис (-ы) (тезис об общем смысле фразы и пояснения, комментарий; тезис-интерпретация текста) Примеры-аргументы Вывод

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

· Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)

· Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo) Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

· Дoкaзaтeльствa, пpимepы Микpoвывoд Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

· Дoкaзaтeльствa, пpимepы Микpoвывoд

III. Заключение (60-70 слов)

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;

2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

· тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,

· тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + 1 Аргумент

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

· По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.

· Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

· Оптимaльнoe кoличeствo – 2.

· Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

· привести из литературных источников.

· выделить в отдельный абзац.

· в конце каждого абзаца написать микровывод.

· к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

· если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, .

· Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что.

· Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …

· Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: .

Для перехода к основной части

· В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

· Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.

· Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к .

· Обратимся к произведениям художественной литературы

· За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

· Размышляя о . я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором.

· Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

· Сегодня мы понимаем, что. (основная мысль сочинения)

· Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, . (основная мысль сочинения).

· Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что. (основная мысль сочинения)

Алгоритм работы над сочинением:

1. Внимательно прочитать формулировку темы.

2. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.

3. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.

5. Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.

6. Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения

7. Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.

8. Выстрой логическую последовательность своих доказательств.

9. Запиши их, составляя план.

10. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.

11. Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения

12. Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком.

Практические советы в написании итогового сочинения:

1. Как писать вступление?

o Вступление должно быть 60-70 слов.

o Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?

o Отражено ли это во вступлении?

o Намечена ли цель сочинения?

o Сужена ли тема?

2. Есть ли переход к основной части?

o Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….

o Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о.

o Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?

o Так в произведении…показан….

o Именно…( один из этих вариантов!)

Как писать основную часть?

o Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);

o Обращение к произведению (указаны автор, название);

o Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);

o Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;

o Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;

o Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!);

o То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще одно произведение, где поднимается тема…. - ….;

o О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;

o Об этом же писал…;

o Это же волновало….;

o Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.

Как писать заключение?

o В заключении — 60-70 слов.

o Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции. Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

o Клише для начала заключения:

5. Подводя итог, хочется сказать:…

6. Таким образом, мы понимаем, что….

7. Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

Для аргументов

Обращение к произведению

· Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…

· Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).

· Тема (. ) раскрывается в произведении… (автор, название).

· Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и . (имя писателя) в. (название произведения).

· Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).

· Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

· Вспомним героя повести… (автор, название).

· Обратимся к роману… (автор, название).

· Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

· Автор повествует о…

· Писатель размышляет о…

· Писатель обращает наше внимание…

· Писатель заостряет наше внимание на …

· Он акцентирует внимание читателя на…

· Этот поступок героя говорит о .

· Мы видим, что герой поступил так потому.

· Автор показывает, к каким последствиям привело.

· Этому герою/поступку автор противопоставляет.

· Он ставит нам в пример…

Промежуточный вывод:

· Писатель считает, что…

· Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

· Мы можем прийти к выводу.

Для заключения

· Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

· Невольно напрашивается вывод…

· Таким образом, мы приходим к выводу: …

· Итак, можно сделать вывод, что…

· В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о . Будем помнить о.

· Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

· В заключение хочется выразить надежду на то, что…

· Хочется верить, что…

· Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

· Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

· Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.014)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендуется использовать при подготовке к сочинению - рассуждению 9.3 в 9 классе.

Технологическая карта урока по русскому языку 9 класс

УМК Ладыженской Т.А.

Цели: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 9.3, знать структуру текста и уметь написать текст по данной теме.

1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста - рассуждения, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3) воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как патриотизм, отзывчивость, человечность, стремление прийти на помощь.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Средства обучения: компьютер, видеофильмы, памятки, словари: словарь синонимов, словарь антонимов, толковый словарь С.И.. Ожегова Д.Н. Ушакова, учебный словарь сочетаемости слов русского языка/под ред. Н.П. Денисова, В.В. Морковкина.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Тип урока. Урок развития речи

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

1) Приветствие учащихся, учителей. Проверка готовности к уроку.

2) Всё ближе и ближе один из главных праздников нашего народа – День Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня мы будем работать над сочинением, в котором попробуем поразмышлять о том, что же стало залогом Победы почти 75 лет назад…

Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний, эмоциональный настрой

- Что означают даты, записанные на доске? (08.09.1941 – 27.01.1944)

- Разгадайте предложенную анаграмму: ВЕЖОМТУС (мужество). Вот оно, ключевое слово, нашей работы сегодня.

Эмоциональный настрой.

Отгадывают слово, записывают в таблицу.

Демонстрируют знания истории (блокада Ленинграда)

- Сформулируйте цель нашего урока.

4. Мозговой штурм

(актуализация ведущих знаний)

- Давайте повторим композицию сочинения – рассуждения:

1.Тезис. ( Что это?)

Какой тезис мы должны доказать? (Что такое мужество?)

Записали тезис., Что должны с ним сделать? (Прокомментировать, т.е. дать свою оценку – см. таблицу 1)

2. Аргументы. (Один из прочитанного текста (самый простой аргумент – поступок героя), второй – из Вашего жизненного опыта. Что это значит? Откуда можно взять аргумент? См. таблицу 1).

Положение, определение, которое мы должны доказать.

Работа с таблицей 1.

5. Работа с текстом, анализ текста

- Прочитайте текст Л. Овчинниковой (распечатки у детей на столе).

- Прочитайте задание к сочинению 9.2,9.3.

- Как этот текст связан с темой урока? (т.е. какова тема и главная мысль текста).

6. Словарная работа

- Дайте определение слова мужество. (Толковый словарь С.И. Ожегова,

Д.Н Ушакова, есть словарь на компьютере) . Записать в таблицу 2.

- Подберите синонимы к слову мужество (словарь). Записать в таблицу 2.

- Подберите антонимы к слову мужество (словарь). Записать в таблицу 2.

- Подберите существительные к этому слову (словарь). Записать в таблицу 2.

- Каким бывает мужество? (подобрать прилагательные) (словарь). Записать в таблицу 2.

- Что может мужество? (подобрать глаголы – помочь, спасти, поддержать,сохранить, сохранить присутствие духа…) (словарь). Записать в таблицу 2.

- Составьте словосочетания со словом мужество (собрать мужество, набраться мужества, иметь, проявить., не терять,сохранить,обрести, восхищаться ..)

Высказывают свои мысли.

Отвечают на вопросы, записывают в таблицу 2 синонимы, антонимы, работают со словарем сочетаемости слов русского языка/под ред. Н.П. Денисова,

9. Включение в систему знаний (применение собранного материала на практике)

- Итак, мы собрали материал, необходимый для написания сочинения и 9.2,и 9.3.

- А теперь с помощью наших приемов попробуем создать вступление.

- Назовите эти приемы (дефиниция, ассоциация, аналогия, презентация)

1 вариант Что такое мужество? Это слово в моем сознании связано с такими понятиями, как … (используем синонимы, которые мы подбирали…)

2 вариант. Когда я произношу слово мужество, то сразу вспоминаю (синонимы из таблицы) смелость,героизм, силу духа жителей и защитников блокадного Ленинграда.

Что такое мужество? Мужество – это нравственное качество, которое заключается в способности человека (глаголы из таблицы) преодолеть страх, пожертвовать собой в минуту опасности…

Презентация

Что такое мужество? Когда летчика Алексея Маресьева …

Комментарий (что это?) См. таблицу 1.

Как перейти к аргументам? См. таблицу 1.

(Докажем это примерами из текста Л. Овчинниковой. Или : Обратимся к тексту Л. Овчинниковой.

Найдите 1 –ый аргумент из текста (Что доказываем? (примеры мужества). Самый простой аргумент – это поступок героя (героев).

2-ой аргумент. Как начать? Что может быть аргументом из Вашего жизненного опыта? См. таблицу 1.

- Ребята приготовили материалы к уроку, которые могут быть вторым аргументом к сочинению.

- Какие примеры мужественного поведения вы можете привести из художественных произведений?

- Как ввести 2-ой аргумент? См. таблицу 1.

Вывод. Итак (таким образом), такое моральное качество как мужество, свойственно сильным людям, которые не отступят перед испытаниями, не струсят в минуту опасности, когда жизнь и благополучие других становятся превыше собственных.

-Такк что же стало залогом победы нашего народа в Великой Отечетственной войне?

Примерный план сочинения интерпретация поэтического текста.

Первое и самое главное – выразительно, вдумчиво прочитайте стихотворение

  1. Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта? Кому или чему, какому событию посвящено стихотворение?
  1. Какой мелодический ритм вы почувствовали? Какими средствами достигается почувствованное вами звучание?

Какова композиция стихотворения? Какие мотивы возникают в стихотворении?

Какой мотив (микротема) становится главным?

  1. Какими средствами выразительности показаны мысли, чувства, переживания лирического героя?
  1. Как воспринимается стихотворение в контексте исторической эпохи, литературы?

9. Какое чувство оставило стихотворение?

Стихотворение … было создано, написано, опубликовано…

Стихотворение выражает чувства автора (восприятие автором) периода, эпохи, времени…

Стихотворение вошло (включено автором) в цикл, сборник, том…

Стихотворение посвящено (кому? чему?) …

Стихотворение вызывает сложные (противоречивые, яркие, незабываемые, сильные) чувства (эмоции)…

Стихотворение привлекает внимание ярким и образным языком (необычным звучанием, особым мелодическим ритмом, яркими образами)

Когда читаешь стихотворение, чувствуешь неторопливый, плавный ритм…

Медленный, плавный ритм стихотворения как будто завораживает (привлекает внимание)…

Стихотворение звучит резко, отрывисто …

В стихотворении чувствуется напряжённый, маршевый, песенный ритм…

Это звучание (ритм) достигается (обеспечивается, создаётся, возникает) благодаря стихотворному размеру ( интонации, звуковой организации: ассонансу (преобладанию гласных звуков), диссонансу (преобладанию согласных звуков), рифме)…

Стихотворение разделено (не разделено) на строфы…

Стихотворение начинается и заканчивается строфами…

Стихотворение можно разделить на две части…

Стихотворение построено на антитезе (контрасте, противопоставлении) …

Тема стихотворения я (основной мотив) раскрывается от строфы к строфе…

Главная мысль (идея) в том, что…

Лирический герой переживает (испытывает, чувствует) себя…

Душевное состояние лирического героя раскрывается при помощи художественно-изобразительных средств: тропов (эпитетов, метафор, олицетворений и т. д.), стилистических фигур, лексических и грамматических средств.

Тема стихотворения звучит и в произведениях поэтов …

Образы стихотворения перекликаются с образами в произведениях…

Тема стихотворения (главная мысль, идея) не нова…

Стихотворение оставило сложные (противоречивые, яркие) чувства (эмоции, впечатление) …

Читайте также: