Сочинение ибн ал асира

Обновлено: 02.07.2024

В 731 году хазарский принц и полководец Барс-бек (ум. 731) попросил помощи у царя Лакза для совместного выступления против арабского полководца ал-Джарраха ал-Хаками (ум. 730). Арбис откликается на просьбу Барс-бека и выступает со своим 40 000-ным войском. Объединённое войско лезгин, хазар и табасаранцев (согласно ал-Куфи, это войско насчитывало 300 000 человек) преследовало войско ал-Джарраха до Ардебиля (город на северо-западе современного Ирана) и в битве вблизи этого города ал-Джаррах ал-Хаками был убит, а его войско полностью уничтожено. Спаслось лишь около семьсот солдат из его войск, которые бежали и укрылись в горах. Это тяжелое поражение ал-Джарраха сотрясает Халифат, который начинает готовиться к новому походу на Кавказ.

В 735 году халиф назначает Марвана ибн Мухаммада наместником на Кавказе. Для отмщения лакзанам (лезгинам), Марван посылает 60 000-ное войско под предводительством полководца ал-Каусара ибн ал-Асвада ал-Анбари против Лакза. В открытом бою, уничтожив 10 000 солдат ал-Каусара, Арбис заставил арабское войско разделиться на две части. Во время этого боя ал-Каусар не смог избежать стрелы Арбиса и погиб. Увидев отступающее войско, потерпевшее большие потери, а также труп своего лучшего военачальника ал-Каусара, Марван мобилизовал все свои силы против Лакза. Но Марван передумал наступать на Лакз, послушав своего наместника в Дербенте Усайда ибн Зафир ас-Сулами, который, хорошо зная о силах царства Лакз, отговорил Марвана от этого похода. Таким образом, Билисан, место где развернулось грандиозное сражение, превратилась в неприступную для арабов крепость. Увидев, что в ближайшем будущем ему невозможно будет захватить Лакз, Марван решил захватить другие царства Дагестана — ас-Сарир, Кумух (ныне Лакский р-он), Зирехгеран (совр. сел. Кубачи, Дахадаевский р-он). Марван пытался несколько раз хитростью захватить крепость Билисан, но ему не удавалось сделать это.

«…После этого Марван ибн Мухаммад стал покорять одну крепость за другой, пока не покорил все крепости стран ас-Сарир, Хамзин, Туман и Шандан, а также и те, до которых добрался. Затем он возвратился назад и остановился в городе ал-Бабе, где его захватила зима. Когда пришла весна, он призвал всех царей гор и к нему прибыли цари из Ширвана, Лайзана, Филана, Табарсарана и других стран, кроме Арбиса ибн Басбаса, царя лакзов, который отказался прибыть к нему. Марван ибн Мухаммад выступил и вскоре достиг села под названием Билистан, расположенного в среднем течении реки Самур. После этого он разрешил своим воинам совершать набеги на страну лакзов, и они начали опустошать, грабить и жечь. И так продолжалось в течение года… Арбис не выдержал этих событий и длительной осады и однажды ночью покинул свою крепость и бежал с некоторым числом своих воинов. Однако Марван о его бегстве не узнал.

Говорит [автор]: Арбис бежал до тех пор, пока не приблизился к городу Баб ал-абвабу. Здесь беглецы увидели пастуха-гуляма и Арбис сказал своим воинам: „Возьмите барана из стада этого пастуха! “. Они взяли одного барана, и Арбис сделал в этом месте стоянку. После этого он снял свою одежду и остался в кафтане. Спутники его разбрелись, некоторые стали свежевать барана и готовить пищу, а некоторые — пасти своих коней.

Говорит [автор]: Затем подошел этот пастух, у которого в руках были лук и стрелы, и встал за деревом. Вдруг он выпустил в Арбиса стрелу и убил его.

Говорит [автор]: Его спутники набросились на него и стали кричать на своем языке: „Ты убил царя!“ Пастух убежал и добрался до селения и рассказал всем о том, что он сделал.

Говорит [автор]: Пастух направился дальше и вскоре вошел в город Баб ал-абваб. Он добрался до эмира города Усайда ибн Зафира ас-Сулами и сообщил ему обо всем.

Говорит [автор]: Усайд тотчас же вскочил на коня и с несколькими воинами прибыл к месту, где лежал убитый Арбис ибн Басбас. Он приказал отрезать его голову, забрал все, что при нем было и вернулся в город ал-Баб. Затем он вызвал своего сына Йазида, передал его голову [Арбиса] и сказал: „Отправляйся к эмиру Марвану и представь ему голову“.

Говорит [автор]: Йазид отправился и доехал до Марвана, который в это время находился напротив одной крепости в среднем течении реки Самур. Йазид ибн Усайд попросил разрешения войти к Марвану и ему разрешили. Он вошел и приветствовал Марвана, который спросил: „Как себя чувствует твой отец, о Йазид?“ Тот ответил: «Прекрасно, да ублаготворит Аллах эмира! А я пришел к тебе с новостью!“ Тот спросил: „А что это за новость?“. Йазид сказал: „Голова Арбиса ибн Басбаса!“.

Говорит [автор]: Марван удивился этому и сказал: „Горе тебе! Арбис сейчас в своей крепости, а ты утверждаешь, что пришел ко мне с его головой?!“.

Говорит [автор]: Тогда Йазид ибн Усайд рассказал ему о том, что произошло с Арбисом. Марван приказал надеть голову на его копье и выставить перед крепостью. Затем муслимы воскликнули: „Аллах велик!“. Защитники крепости вылезли на стены и увидели голову своего владыки Арбиса. Они взяли эту голову и были посрамлены и покорились. Им был дарован аман и их оставили в своем городе. Их обязали ежегодно доставлять в город ал-Баб 10 тысяч [мудд] провианта.

Зная о воинственном духе жителей Лакза, Марван не потребовал унизительного налога рабами у этого царства, а потребовал лишь 10 000 пудов пшеницы для снабжения войска в Дербенте. Несмотря на жестокость, Марван уважал достойного противника, и поэтому не только не дал обещанные 100 000 дирхемов пастуху, предательски убившему Арбиса, но наоборот, велел отрубить ему голову.

Таким образом ал-Балазури указывает, что в 740 г. Лакз, в отличие от других княжеств Северо-Восточного Кавказа, был передан Марваном ибн Мухаммадом под управление мусульманина Хашрама ас-Сулами. Как можно понять из Ибн Хордадбеха (ок. 820–ок. 912/913, по др. данным 885), Лакз был включен при этом в провинцию Арминийа, откуда, однако, по сведениям Ибн ал-Факиха, он вышел, по-видимому, во второй половине IX в.

Несмотря на то что ал-Куфи придерживается неверной датировки военных действий Марвана против царя ал-Лакза, его рассказ содержит целый ряд дополнительных деталей, отсутствующих у других арабо-персидских авторов. Так, выясняется, что осада крепости Билистана была очень длительной и продолжалась целый год. А поскольку 118 г. х. начался 21 января 736 г., то надо полагать, что осада крепости Билистан, начавшись в конце зимы или начале весны, завершилась в начале весны следующего года, когда уже наступил 119 г. х. (11 января 737 г.), что и дало основание ал-Куфи или его источнику говорить о том, что осада продолжалась целый год: в действительности она длилась несколько меньше. Дело в том, что в начале 737 г. Марван уже должен был вести подготовку к решительному рейду в глубь Хазарского каганата и, следовательно, не мог отвлекаться на действия против Лакза. Иначе говоря, сдача крепости Билистан должна была произойти в конце января или начале февраля 737 года.


Автор: ‘Али Албанви


АБУ ИСХАК ИБРАХИМ ИБН АЛ-ВАЛИД (ум. 750) — халиф из династии ‘Умаййадов, сын халифа ал-Валида I.

АЛИКБЕРОВ, АЛИКБЕР КАЛАБЕКОВИЧ (род. 1964) — российский востоковед, историк и исламовед.

АРГУН (1250/1255 или 1259–1291) — четвёртый ильхан государства Хулагуидов (1284–1291), старший сын Абага-хана, внук Хулагу.

АРТАМОНОВ, МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ (1898–1972) — советский археолог и историк. Основатель советской школы хазароведения, директор Государственного Эрмитажа. Главные труды посвящены истории и культуре хазар, скифов и ранних славян.

АЛ-ВАЛИД ИБН ЙАЗИД (706–744) — ‘умаййадский халиф, правивший в 743–744 годах. Источники сообщают, что у него были необычайно длинные пальцы рук и ног (арахнодактилия) и что он необычайно рано (в 30 лет) начал седеть. Наследовал своему дяде Хишаму ибн ‘Абд ал-Малику.

АЛ-АНБАРИ, АЛ-КАУСАР ИБН АЛ-АСВАД — мусульманский полководец, родом из Сирии.

БАРС-БЕК, БАРДЖИЛЬ (ум. 731) — хазарский принц и военачальник. Сын правящего кагана. Несколько раз возглавлял хазарскую армию в войнах с арабами, в том числе во время самого масштабного вторжения хазар в Закавказье в 730/31 году. Впервые упоминается в источниках в 722 году, когда он встретил проникшую в Хазарию арабскую армию под командованием ал-Джарраха ал-Хаками. Несмотря на численное преимущество (40 тыс. хазар против 25 тыс. арабов), потерпел поражение в битве на реке ар-Ран к северу от Дербента.

БУНИЯТОВ, ЗИЯ МУСАЕВИЧ (1923–1997) — советский и азербайджанский учёный, востоковед, академик Академии наук Азербайджана, ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

АЛ-БАЛАЗУРИ, АБУ-Л-ХАСАН АХМАД ИБН ЙАХЙА ИБН ДЖАБИР ИБН ДА’УД (ок. 820–892) — арабский историк. Известен также как переводчик и поэт.

ГЕНКО, АНАТОЛИЙ НЕСТОРОВИЧ (1896–1941) — российский и советский языковед, кавказовед, историк, этнограф, первый исследователь абазин, убыхов, хыналугцев, цахур.

ГУЖДАХАМ ИБН САЛЛАР (ум. 1072) — брат ширваншаха Фарибурза I ибн Саллара (1063–1096).

АЛ-ГАРНАТИ, АБУ ХАМИД МУХАММАД ИБН ‘АБД АР-РАХИМ АЛ-АНДАЛУСИ (1080–1170) — арабский богослов, путешественник, исламский миссионер. Место рождения Гранада, Ал-Андалус, Испания. Учился в Александрии и Каире (Египет).

ИБН АЛ-ФАКИХ, ИБН АЛ-ФАКИХ АЛ-ХАМАДАНИ — арабский географ рубежа IX века и X века.

ИБН АЛ-АСИР, ИЗЗ АД-ДИН АБУ-Л-ХАСАН АЛИ ИБН МУХАММАД АЛ-ДЖАЗИРИ (1160–ок. 1233/34) — один из наиболее известных исламских историков курдского происхождения. Встречается на русском языке транскрипция его имени как Ибн ал-Атир и Ибн ал-Афир.

АЛ-ИСТАХРИ, АБУ ИСХАК ИБРАХИМ ИБН МУХАММАД АЛ-ФАРИСИ (ок. 850–934) — персидский географ родом из Истахра. Первый по времени представитель классической арабской географической школы, сочинение которого дошло до нас. Биографические данные о нем отсутствуют полностью. Известно только, что он жил в первой половине IV/X в.

ЙАЗИД ИБН АЛ-ВАЛИД ИБН ‘АБД АЛ-МАЛИК (701–744) — халиф из династии ‘Умаййадов. Правил в течение шести месяцев с апреля по октябрь 744 года.

АЛ-КАЗВИНИ, АБУ ЙАХЙА ЗАКАРИЙА ИБН МУХАММАД (ок. 1203–1283) — арабский учёный и литератор.

МАРВАН II ИБН МУХАММАД ИБН МАРВАН (688–750) — арабский полководец; последний, четырнадцатый, арабский халиф династии ‘Умаййадов. Марван занял пост наместника Арминийи и Азарбайджана сразу же после отставки Масламы ибн ‘Абд ал-Малика (685–738). В источниках сообщается о четырех походах, произведенных арабами против дагестанских владетелей в период наместничества на Кавказе Марвана ибн Мухаммада. Первый рейд, совершенный в 117 г. х. (735 г.), был направлен против туманшаха, второй — против правителя ал-Лакза (в 118 г. х. — 736 г.), третий — против туманшаха (120 г. х. — 738 г.); четвертый поход — против Сарира, Зирихгерана (совр. сел. Кубачи и его округа), Хамзина (Хамрин) и др. — начался в 121 г. х. (739 г.) и завершился к концу 740 г. или, может быть, даже несколько позже, но не позднее 743 г., когда Марван отбыл в Сирию и ввязался в борьбу за трон халифа. Марван был убит в войне с ‘Аббасидами, которые вслед за этим и пришли к власти в халифате.

МИНОРСКИЙ, ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ (1877–1966) — русский востоковед и дипломат, исследователь истории, исторической географии, литературы и культуры Персии и Закавказья. Незаурядный геополитик.

МИХАЭЛ ЯН ДЕ ГУЕ (1836–1909) — голландский арабист.

МАС’УД ИБН НАМДАР —курдский автор XII века, историк.

МУФАРИДЖ ИБН МУЗАФФАР — глава дербентских раисов.

ПАУЛЬ, ГЕРМАН (1846–1921) — немецкий лингвист, профессор, идеолог школы младограмматиков, один из выдающихся лингвистов XIX в.

АС-СУЛАМИ, ЙАЗИД ИБН УСАЙД — был правителем Аррана до 769 г. На рубеже VIII и IX в. среди правителей Арминийи мы встречаем еще двух сыновей вышеупомянутого Йазида — Халида и Ахмада, и одного его внука — ‘Абд ал-‘Алу ибн Ахмада.

АС-СУЛАМИ, УСАЙД ИБН ЗАФИР — наместник Дербента, отец Йазида ас-Сулами. По данным ал-Балазури, был женат на армянской княгине из области Сюник.

АС-СУЛАМИ, ХАШРАМ — арабский наместник в Лакзе. Родоначальником последующих царей ал-Лакза.

АЛ-ХАКАМИ, АЛ-ДЖАРРАХ ИБН ‘АБД АЛЛАХ (ум. 730) — арабский полководец. Известен своими кампаниями против хазар на Кавказском фронте, кульминацией которых стала его смерть в битве при Мардж-Ардебиле в 730 году.

АЛ-ХАМАВИ, ШИХАБ АД-ДИН АБУ ‘АБД АЛЛАХ ЙАКУТ ИБН ‘АБД АЛЛАХ (род. между 1178 и 1180 годом–1229) — мусульманский учёный и писатель, филолог, путешественник, историк и географ.

ШИХСАИДОВ, АМРИ РЗАЕВИЧ (род. 1928) — советский и российский востоковед, историк, исламовед.

АТ-ТАЙИ, АЛ-ХАРИС ИБН АМР — арабский полководец, правитель Армении.

УЗБЕК-ХАН, СУЛТАН ГИЙАС АД-ДИН МУХАММАД (ок. 1283–1341) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) с 1313 года; сын Тогрула (Тогрулджая, Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура; племянник хана Тохты. При нём государственной религией Золотой Орды был признан ислам.

ХАЛИФА ИБН ХАЙЙАТ, АБУ АМР ИБН ХАЛИФА ИБН ХАЙЙАТ АЛ-ЛЯЙСИ АЛ-УСФУРИ (ок. 777–854) — арабский историк.

ХАШРАМ АХМАД ИБН МУНАББИ — царь лакзов, эмир Дербента (953–954).

ХИШАМ ИБН ‘АБД АЛ-МАЛИК (691–743) — ‘умаййадский халиф, правивший с 723 по 743 годы.

АЛ-ХИЛАЛИ, ’АСИМ ИБН ЙАЗИД ИБН ‘АБД АЛЛАХ — наместник в Азербайджане и Арминийи.


ХАРАДЖ (араб.) — государственный налог в странах ислама, который взимается с иноверцев (кафиров) за пользование землей и другой собственностью согласно мусульманскому преданию.

5. Магомедов Р.М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002.

8. Смокотина Д.В. Поход Марвана 757 г. и проблема локализации славянской реки восточных авторов // Вестник томского государственного университета. Вып. №1 (5). 2009. С. 110–122.

9. Шагинян А.К. Формирование новой этнической и конфессиональной карты армянского и южно-кавказского нагорий при арабах // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2012. Вып. №2. C. 57–64.

Ибн аль-Аси́р (араб. ابن الاثير ‎‎), Иззудди́н Абуль Ха́сан А́лий бен Моха́ммед бен Абделькари́м эль-Дже́зери (12 мая 1160, Джезират-ибн-Омар — 1233 или 1234, Мосул) — один из наиболее известных арабо-курдских историков. Встречается на русском языке транскрипция его имени как Ибн аль-Атир и Ибн аль-Афир.

Содержание

Биография

Учился в Мосуле, Иерусалиме и Дамаске, сражался с Саладином против крестоносцев, исполнял дипломатические поручения у багдадских халифов. В доме его сходились лучшие учёные и литераторы того времени; историк Ибн-Хелликан был его другом.

Труды

Ссылки

Примечания

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Монгольская империя : источники
Путешественники, летописцы: Абу-ль-Фарадж | Киракос Гандзакеци | Вардан Аревелци | Гетум Патмич | Инок Магакия | Джувейни | Джузджани | Елюй Чуцай¹ | Ибн аль-Асир | Хамдаллах Казвини | Карпини | Бенедикт Поляк | Лонжюмо | Марко Поло | Рашид ад-Дин | Рогерий | Рубрук | Сун Лянь | Фома Сплитский | Георгий Пахимер | Чан-чунь | Юлиан | Ябалаха и Саума
Источники: Алтан дэбтэр | Джами ат-таварих | Сокровенное cказание | Мэн-да бэй-лу | Чанчунь си-ю цзи | Хэй-да ши-люэ | Юань ши | Дэбтэр марпо
Позднейшие летописцы: Абулгази | Дандин | Мэргэн-гэгэн | Саган Сэцэн | Шамба
Позднейшие летописи: Алтан-тобчи (XVII век) | Алтан-тобчи (XVIII век) | Болор толь | История Асарагчи | Эрдэни-йин тобчи
Источниковеды, переводчики: Иакинф (Бичурин) | В. П. Васильев | Г. Гомбоев | Палладий (Кафаров) | С. А. Козин | Б. И. Панкратов | В. Г. Тизенгаузен | Я. И. Шмидт
¹ курсивом выделены авторы, произведения которых не переведены на русский язык, и сами произведения
† источник не сохранился

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Историки по алфавиту
  • Арабские историки
  • Историки XIII века
  • Курды

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Ибн аль-Асир" в других словарях:

Ибн аль-Асир — (1160 1233), арабский историк. Основные труды по всеобщей истории; биографический словарь сподвижников Мухаммеда. * * * ИБН АЛЬ АСИР ИБН АЛЬ АСИР (1160 1233), арабский историк. Основные труды по всеобщей истории, биографический словарь… … Энциклопедический словарь

ИБН АЛЬ-АСИР — (1160 1233) арабский историк. Основные труды по всеобщей истории, биографический словарь сподвижников Мухаммеда … Большой Энциклопедический словарь

Ибн аль-Асир — ИБН АЛЬ АСИ́Р (1160–1233), араб. историк. Осн. тр. по всеобщей истории, биогр. словарь сподвижников Мухаммеда … Биографический словарь

ИБН АЛЬ-АСИР — Изз ад дин Абу ль Хасан Али (1160 1234 или 1233) араб. историк. Род. в г. Джезират ибн Омар (на р. Тигре), умер в Мосуле. Его гл. труд Совершенный в истории или Полная история ( аль Камиль фи т тарих , в 12 тт.; европ. критич. изд.: Chronicon… … Советская историческая энциклопедия

Ибн-аль-Асир — (Афир, Алий Абуль Хасан бен Мохаммед эль Джезери, шейх Изз од Дин, мощь веры ) один из лучших араб. историков (1160 1232). Учился в Мосуле, Иерусалиме и Дамаске, сражался с Саладином против крестоносцев, исполнял дипломатические поручения у… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ибн Сауд Абд аль-Азиз — Абдель Азиз ибн Сауд عبدالعزيز آل سعود Ибн Сауд в 1927 году … Википедия

Тогда франки снарядились и выступили против Сирии. Говорят еще, что правители Египта из Алидов, увидев, как сильна сельджукская держава и как много земель захватили сельджуки в Сирии, вплоть до Газы, так, что между ними и Египтом не осталось другого государства, которое могло бы преградить путь сельджукам, помешать им войти в Египет и окружить страну со всех сторон, испугались и послали гонца к франкам, призывая их выступить против Сирии, чтобы захватить ее и быть между Египтом и остальными мусульманами, но Аллах лучше знает.

Ибн ал-Асир. Ал-Камил фи-т-тарих, т. 8. Каир, 1940, стр. 185—186.

Хронологический план свода

Хронологический план свода Ряды пустых годов наглядно обнаруживают способ составления свода по перечисленным источникам. В расположении собранного летописного материала составитель руководился хронологическим планом, положенным в основу всего свода. Для постройки

Хронологическая основа свода

Хронологическая основа свода Хронологическая канва, по которой выведен рассказ свода, служит одною из связей, придающих некоторую цельность разновременным и разнородным его частям и известиям, почерпнутым из столь разносторонних источников. В исходной точке этого

Предуведомление об истории всеобщей и собственно русской

Предуведомление об истории всеобщей и собственно русской I. Что такое история. История – слово греческое, означающее то же, что у нас события или деяния; и хотя некоторые полагают, что поскольку события или деяния это всегда дела, учиненные людьми, значит, приключения

Составление свода

Составление свода Такова внешняя история памятника, как она рассказана в официальном к нему предисловии. На комиссию возложена была двоякая задача: во-первых, собрать, разобрать и переработать в цельный свод действующие законы, разновременные, несоглашенные,

§ 2. Развитие историографии всеобщей истории государства и права

§ 2. Развитие историографии всеобщей истории государства и права Зарождение историко-юридических знаний Попытки познать, объяснить причины исторических перемен в политическом строе и праве начинаются с рождением исторических и политических знаний в истории мировой

Разработка Свода Юстиниана

Разработка Свода Юстиниана С падением в конце V в. Западной Римской империи хранителем традиции римского права осталась Византия (см. § 40). В период правления императора Юстиниана (527–565 гг.) там были предприняты важные политические и правовые реформы, осуществленные во

В обстановке полного единодушия

Л.П. Репина Т.Н. Грановский и идея всеобщей истории в России

Л.П. Репина Т.Н. Грановский и идея всеобщей истории в России Нет науки, более враждебной всякому догматизму, чем история… Т.Н. Грановский Только всеобщая история сообщает нам знание связи событий… Н.И. Кареев Траектория творческой жизни ученого – на разных ее отрезках –

Теория всеобщей изменяемости

Теория всеобщей изменяемости Итак, согласно буддийскому учению, окружающий нас мир — иллюзия, созданная бесконечными (по отношению к возможностям индивидуального психологического охвата) комбинациями дхарм. Эти комбинации представляют собой «мельчайшие носители

Разнообразие ислама во всеобщей исторической цепи

Разнообразие ислама во всеобщей исторической цепи Ислам развивался по своим собственным понятиям. Но в то же время он взаимодействовал с культурными традициями народов, попавших под его влияние. Ни одна традиция не может оставаться изолированной от других, существующих

За землю русскую. Век XIII - _1.jpg

Времена, о которых пойдёт речь в этой книге, кажутся нам бесконечно далёкими, едва различимыми в тумане прошлого. Чтобы попасть туда, мы должны, как терпеливые паломники, пройти путь длиною в семь столетий.

Мир в их глазах был простым и цельным. Они ещё не знали разрушительной силы пороха. Расстояние измеряли размахом рук или полётом стрелы, а время — сменой зимы и лета. Ритм их жизни был неторопливым и размеренным.

В начале XIII века по всей Руси стучали топоры, росли новые города и сёла. Русь была страной мастеров. Здесь умели плести тончайшее кружево и возводить устремлённые ввысь соборы, ковать надёжные, острые мечи и рисовать небесной красоты ангелов.

В начале XIII века Русь была одним из виднейших государств Кароны. Начавшаяся с 30-х годов XII века феодальная раздробленность не означала распада Древнерусского государства. Она были лишь новой политической структурой. Сохранялось этническое и культурное единство страны. За первые сто лёт раздробленности русские князья не отдали врагу ни одной русской области, ни одного города. Их могущество и богатство были известны по всей Европе. Владимирский князь Андрей Боголюбский нанимал в Германии мастеров для украшения своих белокаменных соборов, а галицкий князь Роман спасал Византию от нашествия половцев.

Имя татар пережило сам народ. Этим именем называли всю разноплеменную массу кочевников, пришедших из заволжских степей в 30-е годы XIII века.

Удивительна и во многом до сих пор неясна история монгольской империи. В начале XIII века разноязычные кочевые племена Центральной Азии пришли в движение. Словно притянутые магнитом алчности и страха, они соединились вокруг племени монголов, во главе которого в 1206 году встал сын одного из родовых вождей — Тэмуджин, принявший имя Чингисхана, то есть Великого хана.

Чингисхан построил государство и войско на принципах слепого подчинения и жесточайшей дисциплины. Монгольская знать стремилась превратить свой народ в послушное орудие для завоеваний и грабежей. Используя монголов в качестве стержня своей разноплеменной армии, Чингисхан заставлял участвовать в походах и воинов покорённых народов.

Завоевательные походы монголов во многом объяснялись уровнем их общественного развития, особенностями ведения хозяйства. И монгольском обществе сохранялись глубокие следы первобытнообщинных и рабовладельческих отношений, однако в целом и начале XIII века оно было уже раннефеодальным. Основой экономического и политического могущества монгольской знатью была собственность на землю.

Переход к феодализму у всех народов отмечен повышенной военной активностью, стремлением растущей феодальной знати к быстрому обогащению за счёт ограбления соседних земель. И в этом монголы не составляли исключения.

Крепнущая от похода к походу, от битвы к битве армия Чингисхана, покорив соседние кочевые племена, в 1211 году обрушилась на Северный Китай. Постепенно большая часть страны оказалась под властью завоевателей. Осенью 1219 года монголы в вторглись в Среднюю Азию. Сильнейшим государством в этом районе была держава хорезмшаха Мухаммеда. Однако и она быстро распалась под ударами степняков. Завоевав в 1221 году всю Среднюю Азию, монголы двинулись дальше, на территорию нынешнего Афганистана, Ирана и Индии. Одновременно Чингисхан направил большой отряд для завоевания Северного Ирана, Кавказа и причерноморских степей.

Этому походу Чингисхан придавал особое значение. Командовать отрядом он поручил своим лучшим полководцам — Джэбэ я Субэдэю. Действуя где силой, а где хитростью и коварством, они пробились на Северный Кавказ, разгромили аланов, предков современных осетин, и столкнулись с половцами. Потерпев несколько поражений, половцы обратились за помощью к русским князьям.

Русско-половецкое войско действовало неорганизованно, разобщённо, и 31 мая 1223 года на берегах речки Калки, недалеко от Азовского моря, было наголову разбито. После этого сражения ослабевший от долгих переходов и тяжёлых боёв отряд Джэбэ и Субэдэя повернул на восток и ушёл за Волгу.

Шли годы. На Руси стали забывать о татарах. Казалось, они бесследно растворились в бескрайних степях за Волгой. Однако за первым валом степного прибоя поднимался второй, ещё более грозный и сокрушительный.

Читайте также: