Сочинение и его место в литературном образовании школьников

Обновлено: 08.07.2024

Формирование коммуникативной компетенции является первоочередной задачей креативно-деятельностного подхода в обучении родному языку. Коммуникативная компетенция в рамках концепции ФГОС определяется, как способность организовать своё речевое и неречевое поведение целесообразно задачам общения. Речевая, языковая, компенсаторная, социокультурная и учебно-познавательная компетенции являются основными составляющими коммуникативной компетенции .

Не стоит забывать, что сочинение служит действенным средством воспитания: такой вид творческой деятельности инициирует эмоциональный отклик, приучает детей осмысливать и оценивать свой жизненный опыт, учит выявлять причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию, получаемую посредством взаимодействия с объективной реальностью. Сочинения, как в устной, так и в письменной формах, различаются по степени самостоятельности, по источникам материала, по способам подготовки, по жанру и по языку.

  • понимать заданную тему или находить свою собственную, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления свой работы.
  • оценивать объект своего сочинения, выражать свою позицию к явлениям объективной реальности.
  • прорабатывать собранный материал,
  • выделять приоритетный материал, относящийся к теме напрямую, осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения.
  • располагать материал, соблюдая логическую связь между структурными элементами сочинения, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность.
  • отбирать подходящие средства языка, строить корректные синтаксические конструкции;
  • самостоятельно обнаруживать недочёты и ошибки в своем тексте, а также в речи других одноклассников, уметь исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанный текст, оттачивая своё лингвистическое чутьё.

В начальных классах широкие “общие” темы трудны для восприятия учащихся. Тема “Осень” настолько обширна, что ребёнок не может даже приблизиться к её раскрытию хотя бы потому, что объём его сочинения ограничен. Нельзя будет даже произвести целенаправленный отбор материала, т.к. цель сочинения не является ясной из формулировки темы. Поверхностное раскрытие темы – распространенный недостаток детских сочинений. Обратим внимание на то, что дети не всегда умеют найти границы темы. Они отражают в письменной работе всё, что ассоциативно связывается в их сознании с темой. Приведу пример сочинения, озаглавленного “Золотая осень”:

“Быстро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень. Воздух стал холоднее. Лес теперь совсем тихий, только листья шуршат под ногами. Первыми стали опадать листья на осине и берёзе. По небу плавают серые тучи. Дни стали короче. Бывают нечастые заморозки.

Деревья скоро будут стоять голые. Река стала холодная и синяя. В лесу редко появляются грибы. Лес почти уже без листьев. Белка запасает на зиму орехов и грибов. Медведь готовит себе берлогу к зиме. Птицы улетают в жаркие страны, на юг”.

Про такое сочинение можно сказать, что в нём соблюдается последовательность, есть наличие точных наблюдений, но оно не соответствует теме. Учащийся не понял темы “Золотая осень”, не сумел верно идентифицировать эпитет, включенный в заголовок, не смог её ограничить, придать сочинению нужную стилистическую окраску, внести элемент экспрессии.

Работа над темой – это её обсуждение и отбор материала: выбор того, что относится к теме, и мотивированный отказ от того, что не имеет к ней отношения. Ясная и конкретная формулировка темы помогает школьникам полноценно раскрыть её.

Предложим вариант подготовки к сочинению на тему “Золотая осень” в третьем классе. За неделю до назначенного сочинения эффективно провести беседу об осени, предложив для обсуждения следующий набор вопросов: Почему говорится “золотая осень”? Можно ли назвать золотой всю осень; В каком месяце бывает пора, которую называют золотой осенью? Опишите признаки золотой осени. Какие вы знаете картины, на которых изображена данная пора? Знаете ли вы стихотворения об осени - о её золотой поре?

Еще один рекомендуемый этап подготовки – организованная прогулка в парк, во время которой дети бродят по желтеющей аллее, собирают листья, дышат осенним ароматом. Предложенные превентивные виды работы позволят учащимся избежать ошибок и с удовольствием отсортировать в сознании материал для работы.

Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная мотивация учеников к плодотворной работе над темой, к ее пониманию и последующему раскрытию.

При подготовке детей к написанию сочинений возникает другой животрепещущий вопрос, а необходим ли план рассказа, сочинения? В начальных классах роль плана обязательна при подготовке любой творческой работы. От предварительного составления планов можно отказаться лишь при подготовке рассказов-импровизаций, зарисовок картин природы, писем, а также сочинений-миниатюр. Но даже и эти рассказы, письма ребёнок априори намечает мысленно. В младших классах рекомендуется простой, компактный план из 3-5 частей. Формулировки пунктов можно оформить как вопросы, повествовательные предложения и назывные предложения. Учащиеся вначале учатся делать план на материале прочитанных произведений и пересказывать их в соответствии с планом, составлять картинный план, а после - составлять план изложения.

Предложить ученикам готовый план будет ошибкой, это значит лишить их самостоятельности и творчества, создавать видимость успеха и в то же время воспитывать у детей стремление использовать чужую мысль.

Эффективным стимулятором детского речевого творчества служит картина. Приобщая детей к живописи как виду искусства, опосредованно отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития речевого словаря, связной речи учащихся, ориентироваться на смысловую значимость языка, широко использовать его изобразительно-выразительные средства.

Ученики младших классов могут содержательно самостоятельно составить рассказ по картине при условиях:

1) Если они будут понимать содержание картины;

2) Если они будут обладать специфическими знаниями, необходимыми для разбора любого объекта изобразительного искусства (жанр картины, композиция, роль цвета).

Среди сочинений по картине выделяют три вида:

1) повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

2) повествовательные сочинения по одной картине, где картина даёт толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;

3) описание картины.

Описание картины по праву считается одной из самых сложных форм творческой работы. В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя: во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, её композицию (передний план, задний план, расположение предметов); в-третьих: действующих лиц, действие, если оно есть, и, наконец, идейный смысл, “настроение” картины.

Начиная с первого класса, практикуется устное описание картины (“Расскажи, что ты видишь на картине”). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

Приведем пример описания пейзажа И.Шишкина “Рожь”.

“На картине нарисовано золотое поле ржи. Рожь хорошая, высокая, густая, колосья тяжёлые, даже стебли сгибаются. Уже близится пора уборки.

По полю проходит просёлочная дорога. По ней редко ездят, она поросла травой. По сторонам дороги растёт бурьян.

Местами во ржи растут огромные сосны. Наверное, здесь раньше был лес. Его вырубили, а землю распахали.

Сосны ветвистые, широкие. Они выросли на просторе. Сосны мешают ржи, но их не рубят, потому что они очень красивые.

Хорошо в этом золотом поле. Над головой – синее-синее небо”.

Читая данную работу, можно прийти к выводу, что ученик сумел понять картину, заметил такие детали, как бурьян у дороги, сумел сделать умозаключения (по ней редко ездят; здесь раньше был лес). В конце сочинения учащийся выразил свои чувства, вызванные картиной.

Стоит обратить внимания на тот факт, что в процессе беседы по картине обогащается словарный запас учеников, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором соответствующей лексики, необходимой для выражения личного эмоционального восприятия. В течение беседы по картине учащиеся невольно проявляют интерес к раскрытию ее содержания, и именно такой интерес способствует усвоению новых понятий и номинаций.

В результате многолетней практики мы пришли к выводу, что основополагающий фактор успешности проведения данного типа работы - это наличие интереса воспитанников к темам сочинений. Творческие работы можно разнообразить по видам и характерам заданий: это и сочинения по пословицам и опорным словам, по личным наблюдениям и впечатлениям, по картине, можно практиковать такой тип работы, как отзыв о прочитанной книге. Отзывы о прочитанных книгах (как вид сочинения) очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве ученик даёт субъективную оценку прочитанному (или просмотренному) кинофильму или спектаклю. Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчётливее уяснить идейное содержание и художественные детали.

На уроках русского языка, например, в 3-4 классах, в которых преобладают сильные, одаренные ученики, с врожденной орфографической зоркостью и творческой предрасположенностью, можно предложить написать сочинение – лингвистическую сказку, которая обеспечивает нестандартную методическую интерпретацию учебного материала. Например, “Сказка о знаках препинания”, “Семья слов”, “Бал местоимений в сказочной стране”, “Спор антонимов и синонимов”, “Падежные приключения окончания” и т.д. Такой вид работы продуктивен не только в плане развития коммуникативной компетенции и простору фантазии ребенка, но способствует более глубокому усвоению грамматического правила или явления.

Такой вид творческой работы, как сочинение, актуален не только на уроках словесности. Можно предложить творческую работу на уроках окружающего мира. Например, “Проект путешествия”. Вначале урока можно провести вводную беседу, включающую комплекс заданий: “Представьте себе, что вы начальник экспедиции, которая отправляется в большое путешествие по Земле. Составьте проект такого путешествия: наметьте маршрут, решите, какие вам потребуются виды транспорта; подумайте, какие места на вашем маршруте будут самые главные и интересные для экспедиции”. Или другой вариант: детям приходит письмо из Африки (от африканского друга) и требуется написать письма-ответы. Вызвала неподдельный интерес у учеников и такие темы: “Бурый Медведь в гостях у Белого Медведя” или “Как появились полезные ископаемые”.

Известно, что дети живут в мире сказок и фантазий, поэтому такие сочинения будут для них интересной, захватывающей работой. Главная задача учителя – подбирать или придумывать такие темы, которые будут актуальными для контингента учащихся.

Правильно подобранные учителем творческие темы являются эффективным средством нравственного воспитания учащихся, способствуют расширению кругозора школьников, способствуют активизации мыслительных процессов, выявлению причинно-следственных связей. Преимущества письменных творческих работ заключаются в том, что они формируют коммуникативный и словесно-творческий потенциал учащихся, зачатки которого начинают оформляться с начальной ступени общего среднего образования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выступление на секции учителей русского языка

Роль сочинения в обучении русскому языку

hello_html_f001a4a.jpg

Что дает сочинение?

Сочинение самоутверждает школьников, развивает интерес к языку и литературному творчеству.

Сочинение – это уникальное дидактическое средство развития . воспитания, обучения школьников, развитие личности в целом.

Сочинение – это творческая работа, оно требует самостоятельной мысли ребенка, активности, увлеченности, внесения чего-то своего,

личного в составляемый текст. Выбор оборотов речи и предложений,обдумывание композиции,отбор материала, установление логических связей,проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех творческих сил.

Сочинение при правильной постановке дела является эффективным средством воспитания.Оно возбуждает эмоции,приучает детей осмысливать и оценивать виденное ,пережитое.развивает наблюдательность,учит улавливать причинно-следственные связи,сопоставлять и сравнивать ,делать выводы.Постепенно дети учатся выражать свои мысли и знания,все усложняющиеся и по содержанию и по форме.Эмоциональность младших школьников позволяет опираться на живое ,непосредственное восприятие ,на наблюдения,на жизненный опыт детей.Обучаясь связной речи,школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным,т.е. степень самостоятельности учащихся возрастает.Дети любят живое действиеСочинение помогает детям глубже осознать свои чувства ,приучает к строгому и последовательному мышлению,повышает самоуважение ,развивает интерес к творчесту.Дети рассказывают о самом интересном и близком, их сочинения развивают и повышают активность,учатся понимать

жизнь вокруг себя , а значит развивают личность в целом.

Школьники любят сочинение,любят именно за его творческий характер ,за то что в нем можно проявить самостоятельность,писать свое.

Таким образом ,сочинения являются одним из средств повышения общей культуры подрастающего поколения,формирования его мировоззрения, эстетических и нравственных взглядов.

Т.А.Ладыженская пишет:,что рассказывать детям правду о жизни и о них самих,развивать чтов них богато и причудливо,а не вкладывать готовые души и разумы.Надо открывать детям глаза на мир – огромный,прекрасный и многообразный.Учить видеть, слышать.И если человек научилсявидеть и слышать,он никогда не скажет пустого ,рыбьего слова.Все в нем воспротивиться стандарту,поверхностному,пустому штампу.


— То, что происходило в последнее десятилетие с нашим образованием и с русским языком, конечно, нельзя назвать нормальным. Я тоже преподаю в университете и вижу студентов. Они плохо могут говорить и плохо пишут. Это во многом следствие того, что сочинение ушло из числа предметов, необходимых для поступления в вузы… Когда я стал председателем Комитета Государственной думы по образованию, я занял однозначную позицию. Возвращение сочинения — огромное наше общее достижение.

О важности сочинения не просто как средства проверки знаний, но как важнейшего инструмента обучения, мотивирующего учеников хорошо формулировать мысли, рефлексировать по поводу прочитанного, да и в целом – читать, говорили и другие выступавшие.

– Сочинение – один из инструментов привития любви к чтению. Оно расширяет кругозор, делает школьников более эмоциональными, более духовно богатыми, – уверена Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки РФ. По её мнению, нужно использовать новые технологии в обучении, чтобы завоевать внимание школьников, иметь возможность выдержать конкуренцию с современной индустрией развлечений: телевидением, кино, компьютерными играми.

Сотрудница Московского института открытого образования Людмила Дудова, одна из членов экспертной группы, разрабатывавшей критерии сдачи сочинения в школе, считает очень важным отметить: сочинение призвано решать задачи воспитания, а не только образования.

Кризис чтения, напомнила она, переживаем не только мы, а всё человечество, и сочинение — один из инструментов преодоления этого кризиса. Поскольку оно побуждает к размышлению над прочитанным, заставляет осмысливать своё место в мире, чего современным ученикам явно не достаёт. Кроме того, подготовка к сочинению развивает словарный запас ученика, выполняет функцию эстетического воспитания (выбор для чтения серьёзных произведений, а не детективов).

Самая главная, по мнению специалиста, задача выпускного сочинения состоит не в том, чтобы просто проверить знания по русскому языку и литературе, а чтобы оценить ценностную систему мира ученика – и подтолкнуть в ходе подготовки к саморефлексии.

– Мы не только формируем языковую личность, но и посредством языка формируем ту самую ментальность, которая отличает человека, говорящего и думающего на русском языке, – считает Дудова.

Но это – задача максимум. Между тем, сразу несколько важных практических вопросов остаются нерешёнными, и, самое главное, в среде экспертов пока нет согласия на этот счет.

Об этом, в частности, говорила ещё одна докладчица, Майя Пильдес (директор Академической гимназии № 56, Санкт-Петербург). Она рассказала, как эксперты подошли к возвращению сочинения в школы в прошлом учебном году, какими принципами при этом руководствовались.

По мнению Пильдес, все выбранные решения на данном этапе являются оптимальными. Она просила коллег не настаивать на изменениях, по крайней мере, в ближайшие 1-2 года.

Даже начало конференции показало, что и среди экспертов нет единства относительного такого важного вопроса, как проверка грамотности сочинения. Если одни настаивают на том, что грамотность проверяется на экзамене по русскому языку, а задача сочинения – иная, другие не могут согласиться с этим подходом, настаивая на возврате к традиционным для России принципам оценки сочинения. Не случайно (об этом рассказала Л. Дудова) при голосовании в рабочей группе мнения разделились поровну, и лишь голос председателя Натальи Солженицыной склонил чашу весов всё же в сторону проверки грамотности.

Уже на первом пленарном заседании развернулась дискуссия. Последовало много вопросов от педагогов: почему нельзя пользоваться текстами источников на сочинении? Уместно ли проводить сочинение в середине зимы, когда не пройдена ещё вся программа по литературе в выпускном классе? Когда станут известны точные требования к итоговому сочинению 2015 года (на этот интересующий многих вопрос Наталья Третьяк ответила, что требования к выпускному сочинению на ближайший год останутся прежними)? Как оценивать однотипные ошибки?

Сочинение в школе писали, что называется, во все времена. Во всяком случае, в Советском Союзе и России 90-х – 2000-х. Некоторым исключением стали годы, когда в ЕГЭ нужно было только отвечать на тестовые вопросы и давать краткие ответы. Сегодня же ситуация постепенно меняется, и в рамках экзамена ученикам опять надо писать сочинение.

Зачем мне надо писать сочинения, ведь я потом не буду писателем?

Зачем писать сочинения

Зачем мучить детей сочинениями?

Таким образом у ученика развивается воображение и творческое мышление. Также, конечно, оно учит пользоваться развёрнутыми предложениями, а не какими-то обрывками фраз. В таком случае ваша конкурентоспособность на рынке труда и в жизни серьёзно увеличится.

Как же научиться писать сочинения?

Конечно же, научиться писать сочинения в одночасье нельзя. Всё делается поэтапно.

Всё это продолжается в среднем и старшем звене. Здесь уже добавляются более серьёзные произведения, такие как романы классиков и современных авторов. Кроме того, на этом этапе школьники уже имеют кое-какой жизненный опыт и могут написать рассуждение на какую-то тему, актуальную для общества, например, тему добра и зла.

Конечно, никогда нельзя научиться писать сочинение, если единственная вещь, которую вы читаете – это посты ВКонтакте и других соцсетей, а также кто в каком платье на какую вечеринку пришёл. Нужно читать как можно больше и разных авторов.

В основном сочинения пишутся по русскому языку и литературе. Кроме этого, их ещё практикуют на уроках истории и обществознания, ведь ученик должен ещё и уметь оценить роль того или иного исторического деятеля или какие-то происходящие в обществе процессы. Также к сочинениям можно отнести пишущиеся на уроках иностранного языка письма и другие виды текстов.

Какие бывают сочинения?

Какие бывают сочинения

Есть целый ряд оснований для разделения сочинений. Первое из них – по тематике (содержанию). По этому основанию они делятся на сочинения на темы изучаемых предметов (лингвистические, литературные, исторические и т.д.) и на темы из жизни (проще говоря, на свободные темы). Особую роль здесь играют сочинения на уроках литературы.

По второму основанию – типу создаваемых текстов – выделяют сочинения – повествования, описания, рассуждения и сочинения –рассказы, заметки, статьи в газету, репортажи, портретные очерки и т. д.

Есть разделение по форме и стилю речи. Здесь выделяют устные и письменные сочинения, сочинения, основанные на устном рассказе (история из жизни) и текстах разного рода книжных стилей (делового, научного, публицистического, художественного).

Также сочинения могут различаться в зависимости от того, на основании чего они пишутся. Здесь выделяют сочинения на основе личного жизненного опыта и сочинения на основе прочитанного литературного произведения.

Как пишется сочинение?

Если пишется сочинение по картине, то учитель вместе с учениками должен разобрать, что изображено на ней, что это может означать. Если же работа пишется по произведению, то, как правило, происходит это в конце изучения, а значит, это произведение уже разобрано, дана характеристика его героям (вместе с отношением к ним автора) и происходящим в нём событиям.

Также учитель должен ознакомить учеников с особенностями текста произведения и того сочинения, которое им предстоит написать.

Какова структура сочинения?

Какова структура сочинения

С чего начать сочинение?

В основной части анализируется само литературное произведение. В ней не должно быть пересказа произведения, а также приведения сведений, которые не имеют никакого отношения к теме произведения.

Заключение содержит подведение итогов с обобщением сказанного.

Как оценивается сочинение?

Уже начиная с 4 класса, за сочинение ставятся две оценки: первая – за содержание (насколько выдержана тема, богат показанный в работе словарный запас и так далее), вторая – за грамотность, т.е. за наличие / отсутствие лексических, грамматических, синтаксических ошибок.

Напутствие

Алгоритм написания сочинения-рассуждения: грамотная организация для отличного результата

Алгоритм написания сочинения-рассуждения: грамотная организация для отличного результата

Не всем учащимся легко дается изложение своих размышлений, многие на создание таких текстов тратят кучу времени. Но эта проблема поправима: надо лишь запомнить.

Какие есть речевые клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку и как их использовать

Какие есть речевые клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку и как их использовать

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку – важная часть. Оно может принести вам целых 24 (если в переводе, то 42, а это почти половина) балла, а на ЕГЭ воевать нужно за.

Сочинение на ЕГЭ: как писать авторскую позицию к проблеме

Сочинение на ЕГЭ: как писать авторскую позицию к проблеме

При написании сочинения на ЕГЭ многие сталкиваются с тем, что авторская позиция к проблеме не всегда лежит на поверхности, иногда надо долго и упорно.

План сочинения-рассуждения по литературе: методика написания

План сочинения-рассуждения по литературе: методика написания

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку: шаблон и клише для написания

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку: шаблон и клише для написания

Работа всегда идёт быстрее и легче, когда есть шаблон, — это экономит время и помогает избежать лишней механической работы. Для сочинения на ЕГЭ по русскому.

Учимся писать тезис для сочинения-рассуждения и достойно аргументировать

Учимся писать тезис для сочинения-рассуждения и достойно аргументировать

Сочинение-рассуждение предполагает под собой письменный текст, написанный на тему, над которой автор долго и упорно рассуждал и в последствие пришел к.

Для чего нужен план сочинения для ЕГЭ по русскому языку, клише для сочинения

Для чего нужен план сочинения для ЕГЭ по русскому языку, клише для сочинения

Многие учащиеся наивно полагают, что написать сочинение — задание не самое сложное. Ведь что может быть проще, чем просто излагать свои мысли и точку зрения по.

Читайте также: