Сочинение хождение по мукам егэ

Обновлено: 05.07.2024

Открывается роман изображением Петербурга – столицы Российской империи. Первая небольшая главка, своего рода заставка к роману, весьма многозначительна, содержательна и важна как для понимания темы романа, так и его идейной направленности. Ее_”,нужно прочитать в классе и дать глубокий комментарий. Несмотря на то, что роман “Сестры” был произведением о современности, сама-то современность рассматривается в нем как следствие исторического развития страны. “Связь времен”, прошлого и настоящего, чувствуется но всем.

же странице романа вспоминается дьячок петровских времен, который, увидев “кикимору – худую бабу и простоволосую” “кричал в кабаке; Петербургу, мол, быть пусту”. За что был “пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно”.

Затем с помощью литературных реминисценций из Пушкина и Гоголя А. Толстой обращает внимание на произведения колоссального художественного воздействия -“Медный всадник” и “Шинель”, в которых классики подымали важнейшие социальные проблемы, раскрывали страшные конфликты с глубоко гуманистических позиций, защищали “маленького человека”. И даже мысли

современного поэта Бессонова о Петербурге, представляющие собою “лишь мечту, бред, возникший в его голове, отуманенной вином, любовью и скукой”, перекликаются с гоголевским утверждением в “Невском проспекте”: “Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!”.

Тогдашняя столица Российской империи – наследница и продолжательница двухвековой петербургской традиции. Необходимо обратить внимание на преобладание мрачных красок в обрисовке Петербурга: “туманные улицы”, “мрачные дома с темными окнами”, “дремлющие дворники”, “хмурый простор Невы”, “неуютные и нерадостные дворцы”, “глаза, как городская муть”, “бредовые видения”, “бешеные взрывы фантазии”, “петербургские призраки”, “полуночная жизнь”, “эпидемия самоубийств”, “истерические женщины”, “кровавые и возбуждающие процессы”, “зараза”, “биржевые махинации”, “вывихнутые мечты”, “разрушение”, “пошлость”, “пороки и извращения”, и т. п. Все это создает картину всеобщего разложения и умирания Российской империи.

Первая глава накладывает отпечаток на все последующее повествование, которое нельзя свести только к рассказу о судьбе двух сестер. Во второй главе” как бы конкретизирующей большую картину Петербурга, говорится о сборищах членов общества “Философские вечера”- представителей декадентского искусства. Вполне естественно, что в них участвуют в большинстве представители буржуазной интеллигенции, здесь высказываются бредовые идеи: “повернитесь к прошлому задом! Кто там у меня за спиной?

Венера Милосская? А что – ее можно кушать? Или она способствует рощению волос? Я не понимаю, для чего мне нужна эта каменная туша?

Но искусство, искусство, брр. ”. По определению Александра Жирова, Сапожков, провозглашающий такие речи, говорит “как пророк”, “то, чего мы все втайне хотим, но сказать боимся”.

Но и здесь, среди людей, оторванных от народа, звучат мысли о народе, о том, что “он все-таки проснется и заговорит”, что “народ могут разбудить только фабричные свистки” и тогда все окончится “большой кровью”. В этой главе впервые появляется И Даша Булавина, которую портретной характеристикой (“подперев кулачком подбородок, сидела молодая девушка, в суконном черном платье, закрытом до шеи”), Толстой сразу же выделяет из числа присутствующих. С образом Даши читатель не расстанется вплоть до последней страницы трилогии.

Запоминается своей безудержной фантазией и необычностью суждений Сапожков, который впоследствии “выломится” из этой среды, примкнет к красным, сохранив при этом экспрессивность и парадоксальность суждений. В третьей главе Даша, которой “некогда было теперь ни думать, ни чувствовать помногу” из-за занятости, все же обратила внимание на “неопределенные, тревожные и радостные слухи о том, что готовится какая-то перемена”.

Мир большой жизни постоянно врывается в затхлую атмосферу интеллигентских салонов. Из шестой главы мы узнаем, что Катя по просьбе своего мужа, Николая Ивановича Смоковникова, устраивает “литературный спектакль с негласной целью сбора в пользу комитета левого крыла социал-демократической партии,- так называемых большевиков”. Она же рассказывает Даше о встрече с Акундиным, который “уверяет, что в самом ближайшем времени у нас будет революция. Понимаешь, на заводах, в деревнях – повсюду брожение.

Ох, поскорее бы. Николай Иванович до того обрадовался, что повел меня к Пивато, и мы выпили бутылку шампанского, ни с того ни с сего, за будущую революцию”. Слова “ни с того ни с сего” весьма уместны: ни Николай Иванович, ни Катя не понимают сущности революции и их порыв ни на чем не основан.

И, несмотря на это, Николай Иванович провозглашает среди своих друзей: “Революция, господа, революция нужна нам немедленно. Иначе мы просто задохнемся”.

В десятой главе романа впервые появляется “неизвестный человек”, который от имени “Центрального Комитета” вручает рабочим, идущим со смены, листовки. А через два дня после этого на механическом заводе взбунтовались рабочие. Рабочий мир, мир труда и революции властно врывается в судьбы героев романа и в судьбы всей страны.

Вместо хилых, безвольных, пресыщенных и развратных лиц интеллигентского мира в романе появляются “мускулистые и рослые рабочие” с “отрывистым, жестким голосом”, действуют они “быстро и решительно”. Появляется “стачечный комитет”, который ведет переговоры с администрацией завода, а “рабочие большими группами стояли на заводском дворе и ждали” результатов этих переговоров.

Прошли века, а мужики остались те же и то же отношение к ним. Даже во время обучения ведения атаки для них нет иных слов, кроме “Сволочи, сукины дети. ”. Во время войны в России “все тронулось, сдвинулось…”.

Неудачи на фронте порождали у солдат жгучую мысль: “пропала Россия, продали нас”. Коренным образом за три года войны изменились рабочие: они “ругали войну, царя, царицу, Распутина и генералов, были злы и все уверены, что после войны “грянет революция”

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Интеллигенция и революция в романе А.Толстого "Хождение по мукам".

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Трилогия “Хождение по мукам” — это роман о русской интеллигенции, о ее пути к Октябрьской революции. Работа над эпопеей, над одним из главных созданий художника, продлилась больше 20 лет, от одной эпохи к другой, от гражданской войны к Отечественной. I часть трилогии — роман “Сестры” — он писал в 1919—1921 годах, II часть — “Восемнадцатый год” — в 1927—1928 годах, и III — “Хмурое утро” —в 1939—1941 годах. В “Хождении по мукам” встречаются стержневые для Толстого вопросы: куда и как движется история, что ждет Россию, какая роль принадлежит воле отдельного человека в главном общественном движении эпохи? В I части романа— в “Сестрах”— предреволюционное буржуазное общество, его нравы, искусство, политика, охваченная “духом разрушения”. В картинах быта, в выразительных зарисовках героев художник верно передал атмосферу жизни петербургской интеллигенции. Особую социальную заостренность приобретают в романе “Сестры” образы интеллигентов-либералов — адвокат Смоковников, журналист Антошка Арнольдов, члены редакции буржуазной газеты “Слово народу”. А. Толстой метко очерчивает физиологию либералов — их мизерное двоедушие, карьеристские устремления. В ироническом освещении автор дает описания картин и стихов футуристов, с их вывернутыми понятиями о красоте и путаницей ассоциаций. Поэт Бессонов изображен в романе как мрачный пророк всеобщей гибели, загадочный и демонический гений. Он завораживает юную Дапгу своими стихами, пропитанными ядом философии “расточения”. В душе Даши спорят два начала, два увлечения — “бессоновское” и “телегин-ское”. В романе сразу же бросается в глаза лейтмотив образа инженера Телегина, мотив ценности реального и надежного. С Телегиным для Даши связаны надежды на духовно крепкую, серьезную, не выдуманную жизнь. Чувство национальной чести, стремление к сближению с народной жизнью^ нравственная чистота — все это отличает Телегина, как и Дашу, Катю, Рощина, от декадентствующей интеллигенции. Телегин теснее других связан с реальностью, с трудной жизнью. Его демократичность — залог верного выбора пути — на стороне революции. Но в романе эти два мира — мир сестер и исторической жизни — пока существуют порознь. Главные герои романа “Сестры” — натуры внутренне подвижные, честные перед своей совестью. “Идея России” и идея революции в “Сестрах” еще не соединены. Во II части трилогии — “Восемнадцатый год” — сердцевиной произведения становятся кардинальные проблемы эпохи революции, народа и интеллигенции в период гражданской войны. Основной пафос “Восемнадцатого года” — пафос великих трудностей, мук борьбы и их преодоление. Через весь роман проходит образная идея года — “урагана”, разбушевавшейся крестьянской стихии. Роман открывается эпизодом совещания совнаркома, на котором обсуждается вопрос об угрозе, нависшей над Республикой. Заканчивается “Восемнадцатый год” картиной трагической гибели черноморского флота, контрреволюционный мятеж и, наконец, о покушении на Ленина. Драматичны образы людей из народа, которые наиболее рельефно выписаны в романе “Восемнадцатый год” — Семен Красильников, Мишка Соломин, Чертоногов. А. Толстой в этом романе рисует начало гражданской войны в образах войны-митинга. Враги революции представлены в романе различными фигурами — Корнилов, Деникин, Каледин и другие белогвардейцы. Просветленность преобразующего себя мира и человека — основной мотив последней книги трилогии “Хмурое утро”. В образах “Хмурого утра” брезжит не только “утро” военных побед, но и утро “Молодой России”, начавшей строить. Финал романа — картина партийного съезда в Большом театре с волнующим обсуждением ленинского проекта электрификации, преобразования страны. В образах героев войны в “Хмуром утре” А. Толстой показывает гармоничность характера. Особенно интересна в этом отношении образная связь-отталкивание между Латугиным и Шарыгиным. Если Латугиным движет сила чувств, вдохновение, то в образе рабочего Шарыгина обрисован человек, усвоивший “главное” в революции — ее “науку, разум, дисциплину”. Между Латугиным и Шарыгиным идет постоянный спор об этом. Ивана Гору в романе “Хмурое утро” мы видим впервые глазами Даши. Иван Гора выглядит здесь существом непроницательным, чуждым всякой жалости, но в какой-то момент его душа открывается своей другой стороной. Ценой трагических потерь в своей жизни герои преодолевают расплывчатые, гуманистические идеалы; вместе с инженером Телегиным и офицером Рощиным Катя и Даша Булави-ны приходят к революционному народу, познают радость обновления, принесенного Октябрем. На страницах трилогии оживает политическая и военная стратегия Октябрьской революции. Герои “Хождения по мукам” стали участниками и свидетелями всех важнейших событий времени. В финале трилогии-эпопеи герои навсегда осознают свое родство с родиной и народом. Художественный мир трилогии захватывает нас героизмом и страданием, через которые проходит русский народ. В “Хождении по мукам” впервые столь ярко раскрылось богатство языка А. Толстого.

Сочинение на тему Интеллигенция и революция в романе А.Толстого Хождение по мукам Стр. 1

Сочинение на тему Интеллигенция и революция в романе А.Толстого "Хождение по мукам"
Толстой А. Н.
Стр. 1

Сочинение на тему Интеллигенция и революция в романе А.Толстого Хождение по мукам Стр. 2

Сочинение на тему Интеллигенция и революция в романе А.Толстого "Хождение по мукам"
Толстой А. Н.
Стр. 2

Он продолжает придерживаться своих политических взглядов (оппозиция), не хочет помогать правительству донести нужную информацию до народа в нелёгкий для страны период.

Второй из приведённых примеров дополняет первый, помогая писателю показать различные мнения героев о значении средств массового информирования в сложную ситуацию для государства.

Автор считает, что роль прессы в военное время велика, газеты и власть должны объединиться, чтобы люди понимали происходящее вокруг и были готовы к трудностям.

Я согласна с позицией автора. Действительно, журналы и газеты, социальные плакаты имеют большое значение в стране. Они оповещают граждан об опасности, готовят к переменам. Во время Великой Отечественной войны люди слушали информацию по радио о событиях фронта, вдохновлялись героическими поступками солдат, узнавали о надвигающейся опасности. Все эти действия СМИ помогли народу победить врага.

В заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что в военный период роль прессы значительна, и чтобы государство добилось успеха необходимо объединение власти и информационных служб.

Содержание сочинения

К3. – 1(из 1). Позиция автора прозвучала верно.

К4. – 1 (из1).Своё согласие выражено, подтверждено читательским опытом.

К5. – 2(из 2). Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

К6. – 1 (из 2). Точность и выразительность речи.

Грамотность

К7. – 3(из 3)Соблюдение орфографических норм

К8. – 2 (из 3)Соблюдение пунктуационных норм.

К9. – 2 (из 2). Соблюдение грамматических норм

К10. – 2 (из 2) Соблюдение речевых норм.

К11. – 1 (из 1) Соблюдение этических норм.

К12. – 0 (из 1). Допущено фактическая ошибка.

Заключение эксперта. Проблема поставлена верно. Правильно отобраны два примера-иллюстрации. Надо поработать над комментарием. В первом случае допущена фактическая ошибка. Второй звучит очень слабо. Следовало бы сказать, что полковник тоже знает о брожении в обществе, но подчеркивает, что война – это очень серьезное дело и не только для правительства, а для всего русского народа. Подчеркнуть, что он убедителен, потому что оперирует фактами. У него трезвый взгляд военного на события. Поэтому мы проникаемся его правотой. И тогда авторская позиция, прозвучавшая у вас верно, будет логически связанной со всем комментарием. Желаю удачи.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Алексей Николаевич Толстой — один из интереснейших художников двадцатого века. Свое крупнейшее произведение — трилогию “Хождение по мукам” он стал писать в двадцатые годы, находясь в эмиграции. С думами о Родине он начал свой роман “Сестры”, первую часть трилогии.
Трагическое ощущение утраченной родины — один из важнейших мотивов романа “Сестры”. Это исповедь художника перед самим собой, перед судом своего народа. В основе сюжета — судьба сестер Булавиных, Екатерины Дмитриевны и Даши, история их любви, радостей и огорчений. В их поэтических образах отражены самые светлые стороны человеческой души, раскрывающейся навстречу счастью. Философия личного счастья дана в романе в любви Кати к офицеру Рощину и Даши — к инженеру Телегину. Но вот в их маленький эгоистический мирок входят события крупного, исторического масштаба — первая мировая война и начало революции, — те события, которые опрокинули вместе со всем привычным укладом буржуазного существования и собственные представления героев о смысле жизни.
Толстой отчетливо показывает духовный крах русской интеллигенции, оторванной от интересов народа, в образах адвоката Смоковникова и поэта Бессонова, историческую обреченность всей старой России, ее враждебных народу классов с их упадком в культуре и искусстве. Революционная буря развеяла по земле, как сухие листья, эту “умственную аристократию страны”, приверженцев религиозно-философских доктрин и завсегдатаев загородных ресторанов. “. И вот, среди летящего праха и грохота рушащегося храма, два человека, Иван Ильич и Даша в радостном безумии любви, наперекор всему, пожелали быть счастливыми”. Верно ли это? — спрашивает писатель. И всем дальнейшим развитием романа он утверждает, что счастье может быть полноценным только тогда, когда в нем воплощено честное служение своей родине и вера в ее будущее. Это еще не те новые убеждения Телегина, какие сложатся у него в поисках своего места в борьбе революционного народа, но правильные мысли возникают у Ивана Ильича на войне и на петроградском заводе. “Васька Рублев — вот кто революция. ” — говорит однажды Телегин об одном из передовых рабочих, выведенных в первой книге трилогии. Среди представителей народа, простых людей ищет Толстой своих положительных героев.
Рощин же думает вначале, что его “великая Россия перестала существовать с той минуты, когда народ бросил оружие”. Он уверен, что “пройдут годы, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется одно только кроткое, нежное сердце” его Кати, и снова наступит мир без тревог и борьбы.
Но утратив свои прежние представления о родине, герои Толстого обретут новые. Какие они — не знал еще и сам писатель. Главное — в них есть вера в Россию, ее величие и силу. Телегин с гордостью утверждает, как бы полемизируя с Рощиным: “Великая Россия пропала! Уезд от нас останется,— и оттуда пойдет русская земля. ”
В 1927 году писатель приступил ко второму роману трилогии “Хождение по мукам” — “Восемнадцатый год”. Новый роман выдвигал на первый план идею счастья народа и родины как символ высшей исторической справедливости. События революции становятся центром романа. В том, как органически сливается судьба основных героев этого произведения с судьбой родины и народа, как широко раздвигаются рамки изображения самих революционных событий, сказывается новый размах эпического дарования А. Толстого.
Сквозь бурный 1918 год проходят герои писателя, преображаясь в благодатной грозе революции. Находит свое место в рядах народа инженер Иван Ильич Телегин, глубоко уверовавший в слова питерского рабочего Василия Рублева, что Россию спасет одна только советская власть и что “сейчас нет ничего на свете важнее нашей революции”.
Приходит к правде народа, правде Телегина, мятущаяся Даша, которая говорит однажды своему отцу, что “если все большевики такие, как Телегин. стало быть, большевики правы”.
Всем своим нежным и кротким сердцем ощущает величие совершающегося Екатерина Дмитриевна Булавина. И только Рощин плутает звериными тропами врага революции, связав свою судьбу с белой армией. Лишь после того, как Рощин поймет, что великое будущее России — в народе, а не в разложившемся корниловско-деникинском воинстве, он найдет в себе мужество порвать с контрреволюцией и начать новую жизнь. Наступит раскаяние, а с ним и очищение. В широких эпическихмасштабах и развернутых картинах показывает Толстой жизнь в восемнадцатом году.
В тридцатые годы писатель работал над романом “Хмурое утро”, которым завершилась трилогия “Хождение по мукам” — это художественная летопись революционного обновления России. Трилогия писалась больше двадцати лет. Толстой считал ее основным произведением во всем своем творчестве. Писатель говорил, что тема трилогии — “потерянная и возвращенная родина”. “Хождение по мукам” — “это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны”.
Через “глубокие страдания, через борьбу” пришел он к этому ощущению вместе со своими героями. Герои Толстого уверены, что мир должен и может быть перестроен ими для добра. Разными путями они пришли к этому, встретившись новыми людьми в конце романа.
Знаменательно, что Толстой заканчивает свой роман взволнованными патриотическими словами того своего героя, чей путь к новой Родине был особенно сложным и противоречивым,— словами Рошина. Слушая доклад, он говорит Кате: “Ты понимаешь — какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки. Мир будет нами перестраиваться для добра. Все в этом зале готовы отдать за это жизнь. Это не вымысел,— они тебе покажут шрамы и синеватые пятна от пуль. И это — на моей Родине, и это — Россия. ”
Лучшие свои творческие силы отдал А. Толстой созданию трилогии.

Читайте также: