Сочинение горе от ума действие 2 явление 5

Обновлено: 02.07.2024

Приехавший из-за границы Чацкий встречен Фамусовым с надеждой, так как Фамусову нужно выдать Софью замуж за перспективного и дальновидного человека, с чинами и деньгами. Ради того, чтобы определиться, Молчалин или Чацкий будет его зятем, Фамусов говорит с Чацким о жизни и службе.

Для Чацкого все, что происходит в фамусовской Москве – дико и противно. Он называет клоунами тех, кто падает перед императрицей, смешит ее, чтобы она дала звание. Да и вообще всех, кто гонится за статусом. Чацкий даже не просто не понимает их, скорее презирает.

По мнению Чацкого, мундир прикрывает необразованность общества Фамусова. Эти люди боятся всего нового, и особенно тех людей, которые занимаются науками и искусством. Ему неприятно нахождение в таком обществе.

Сталкивая Чацкого и Фамусова лицом к лицу, Грибоедов явно дает понять, что общество Фамусова должно быть уничтожено, а на смену ему должны прийти такие люди, как Чацкий.

Основные сюжетные линии и герои

При рассмотрении основных сюжетных линий необходимо выделить их участников. В первом случае — это люди одного возраста. Чем и объясняется некоторая наивность и пылкость чувств. В пьесе присутствует любовный треугольник:

Чацкий и Фамусов

Эти линии сюжета в тексте комедии взаимодействуют друг с другом.

До появления Чацкого герои лгут друг другу, пытаясь что-либо скрыть. Для них это норма. И именно поэтому правдивые слова Чацкого в его монологах вызвали в других персонажах такое негодование и смену настроения.

Зарождение конфликта

Фамусов не желает слушать Чацкого

Сперва юноша только и может беседовать о Софье, дочери Фамусова, в которую влюблен с детства. Последний же, не желающий выдать дочь за Чацкого, наоборот, пытается уйти от этой неприятной ему темы. Но Чацкий не воспринимает слова Фамусова. Мысли о возлюбленной не покидают Чацкого, и он снова говорит о девушке.

Постепенно разговор Фамусова с молодым человеком меняется и становится напряженнее. Беседа о Софье перетекает в конфликт принципов, взглядов на жизнь, понятий нравственности и порядочности. Но отпечаток личного остается в этом споре, даже когда он превращается в совсем не личный. Тема Софьи не пропала, а переросла во второй завуалированный подтекст. Именно это есть причина вспыльчивости героев дискуссии.

Столкновение мнений

Чацкий спрашивает : Кто судьи

Фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему родному, национальному. Чацкий же, несмотря на то что последнее время провел заграницей, наоборот, ценит свою культуру, свой язык, свои традиции. Он критикует крепостное право, считая, что любой человек достоин свободы и что взгляды и убеждения — это личное дело каждого.

Ситуация обостряется тем, что герой видит реакцию Софьи на незначительную травму Молчалина. Чацкий умен и умеет читать между строк. Он догадывается, что больше не мил той, которую любит. Он понимает, что планы на счастливый брак с любимой девушкой рушатся и возвращение на Родину теряет свой смысл. Он усвоил этот урок.

Ученики на уроке

Для Фамусова, Скалозуба и Молчалина во главе угла стоит чин, богатство. Для Чацкого — принести пользу обществу.

Главная цель монолога Фамусова - навести Скалозуба
на мысль о женитьбе,
но здесь же в комнате присутствует Чацкий
(он находится несколько поодаль и потому Фамусов
не спешит его представлять Скалозубу) ;
Чацкий все слышит, в любую минуту может вмешаться
в разговор,
да и Скалозуб заметил, конечно, незнакомого молодого
человека.
Фамусову каким-то обиняком необходимо дать понять,
что этот гость случайный и полковнику не соперник.
Но начинает свою речь Фамусов не вполне удачно: в
ерный себе, он хвалит московское родовое дворянство.
Смысл в этом, конечно, есть:
тем самым Скалозубу дается понять, что Фамусовы в Москве
не последние люди. Однако, произнеся: "по отцу и сыну честь",
Фамусов спохватывается, вспомнив, что его собеседник вовсе
не может похвастаться предками, и тотчас оговаривается,
что главное - не знатность, а богатство:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, – Тот и жених.

Ему досадно, что с языка его сорвалось слово "плохенький"
(оно не случайно, конечно, сорвалось: как ни лебезит Фамусов
перед Скалозубом, о себе он лучшего мнения!) ,-
и Фамусов меняет тему, нападает на "разумников" ,
которых "в семью не включат", почти кивая на Чацкого.
Тут надо как-то объяснить, почему же в дом, где имеется
невеста, вхож этот молодой человек, и Фамусов ссылается
на известное московское гостеприимство.
Здесь, однако, его подстерегает новая опасность:
он задел "разумников" и Чацкий может вступить в разговор
и испортить всё дело, - так рождается комплимент "юношам" .
Но оставить эту похвалу без напоминания об
"отцах отечества" Фамусов просто не может; правда,
говорит он сейчас о них тоже с оглядкой на Чацкого-
только бы он молчал! - в памяти ещё свежа
"карбонар­ская речь" Чацкого о Максиме Петровиче,
и Фамусов даёт Чацкому отступное:
"об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их.. .беда!" - но тут он
спохватывается, что беда, если Скалозуб что-нибудь
заключит из его слов, и сводит эту тему на нет:
"поспорят, пошумят и разойдутся" , заодно -
для Чацкого прежде всего - подчеркивая их значимость
и необходимость ("без них не обойдется дело") .
Между тем Фамусов, в хитрых своих намёках,
далеко ушёл от основной темы, и он форсирует её,
вспоминая дам и произнося похвалу им в скалозубовских
выражениях ("Скомандовать велите перед фрунтом!") ,
а здесь уж недалеко и до дочек,
ведь московским (именно московским!) девицам
даже прусский король "дивился не путем"
(то есть необычайно).
Это козырный ход под Скалозуба, для которого прусская
школа лучшая в воинском деле.

Причудливая смена тем в монологе Фамусова,
обозревающего все слои московской знати,
и комическая двусмысленность его похвал -
всё находится в тесной связи с той драматической
ситуацией,
в которой этот монолог произносится.

Жил-был Молчалин. Вот жил он жил в старом вонючем городишке и решил жениться. А девок в городишке не было путных. Маман егоная уже всю плешь ему проела, мол де женись скорее, окаянная твоя сила, а то не доживу до внучеков, помру и копыта отброшу на тот свет. Молчалин только сопел носом и тихо матерился. Однажды в воскресение он пошёл в церковь и когда ползал кругом алтаря, крестясь и охая, увидел в проходе женские ножки, обтянутые в простые чулки, несуразно засунутые в старые штиблеты. Он так испугался, что чуть не обделался. Но соизволил оставить только небольшую лужицу под собой. Это была ОНА! Мечта всей его жизни, Софья Фамусова, дочь урядника Чацкого. Софья, уставившись своими глазами на образ святого Николая, не заметила путавшегося под её ногами серое вещество в дурацкой шляпе и пошептав ещё немного Отче Наш, поковыляла к выходу из церкви. Так Молчалин потерял сон и каждую ночь подвывал местным собакам, глядя на луну и глотая слюнки после пропажи аппетита и отсутствия желания жить. Осенью к Чацкому приехал внучатый племянник Троекуров Силантий Палыч--большой охотник до бабских юбок и пьяница. Вот тут то и началось: он тоже положил глаз на Софью и давай за ней ухлястывать. А Молчалину это не понравилось и он поступил на курсы дзю-до к кузнецу Вакуле. Тот его стал учить, как делать подножки и махать кулаками во все стороны, но у Молчалина это плохо выходило и он плюнул на это дело и пошёл в трактир пить пиво с раками. А там уже целый час сидел Силантий и глушил горилку. Увидев своего врага, Молчалин взял стакан водки и плеснул ею в харю Силантия, у того аж челюсть с зубами выпала, которую тут же подобрала местная шавка Тузик и была такова. Началась потасовка, все столы и стулья были переломаны, алкаши, до этого оторопело смотревшие на сие безобразие, с самозобвением стали мутузить друг друга. А Познер, владелец трактира, вунул револьвер и давай всех стрелять, жалко же имущество, от отца доставшееся, царство ему небесное. Через час приехал Чацкий со своей дружиною и забрали всех в кутузку. Софья про это услышала и стала горевать. Долго горевала, целый год. Но это продолжалось недолго и весной Софья вышла замуж за лейтенанта Шмидта и уехала с ним в Гондурас продавать шаурму австралийским аборигенам. Те долго ничего не ели и уже готовили бунт, но благодаря Шмидту и правителю Эрдогану удалось перекрыть водород на газопроводе и пустить по запасной ветке эшелон с гуманитарной помощью прямо в логово террористов. Те все напились от горя и были все повязаны и засунуты, куда надо. Через 3 недели Софья родила тройню и ушла в декрет на 15 шекелей, 10 из которых тут же были пожертвованы в Ватикан Папе Римскому Бенедикту 4-ому на шапочку, коя должна быть на голове всякого уважающего себя христианина. Конец 5-го действия.

Ироническое отношение Чацкого к представителям прошлого века, к тем, кто для Фамусова является идеалом, Грибоедов также передает с помощью анафоры и коротких предложений:

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдье!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Этими словами заканчивается первая часть монолога, в которой, как я уже сказала, автор рисует портрет отцов.

Чацкий взволнован. Со всей своей страстью хочет он убедить Фамусова в том, что представители старшего поколения – враги свободной жизни, казнокрады, жестокие крепостники. Они, убежден Чацкий, не могут служить образцом подражания для молодежи. Мне кажется, он не может усидеть на месте, а быстрыми шагами ходит по комнате, иногда останавливается, словно пораженный тем, о чем он рассказывает.

Монолог имеет большое значение для характеристики Чацкого. Мы представляем героя как человека, ненавидящего крепостное право, выступающего за независимость человеческой личности. Он понимает, что старые порядки себя изжили и нужно строить новые отношения, основанные на свободе и равноправии. Нужно развивать науки и искусство, а не стремиться к богатству и служебной карьере.

Герой выступает как прямой и честный человек, главное для которого не личное благополучие, а процветание родной страны.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

А судьи кто? — Задревностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима…Всегда готовые к журьбе,Поют все песнь одну и ту же,Не замечая об себе:Что старее, то хуже.Где, укажите нам, отечества отцы,Которых мы должны принять за образцы?
Далее Чацкий с возмущением упоминает о случаях, когда помещики продавали своих крепостных. Конечно, он прав в своем негодовании, и поэтому, читая комедию Грибоедова, мы как-то забываем, что Чацкий и сам является помещиком. Что творится в его имении? Об этом мы не знаем, однако, учитывая то обстоятельство, что Чацкий три года не бывал дома, можно сделать вывод, что в его имении распоряжаются управляющие. А уж как они там управляют одному Богу известно…

Но именно так задумал Грибоедов характер своего героя. Если предположить, что Чацкий реально хочет что-то сделать для улучшения нравов своих современников, то он явно избрал не тот путь. Своими тирадами он в конце концов восстанавливает против себя все московское общество. Но практической пользы от этого нет никакой ни лично Чацкому, ни России, которой он, по собственному признанию, был бы рад служить, если при этом не пришлось прислуживаться перед начальством. Монологи Чацкого не только демонстрируют нам либеральные взгляды и ораторское мастерство героя комедии Грибоедова, они также свидетельствуют о его неумении определять, что и где действительно имеет смысл говорить. Как полагают некоторые литературоведы, комизм положения Чацкого заключается в том, что его характер задуман как характер героя трагедии, однако действует он в комедийных ситуациях. Монологи Чацкого становятся все длиннее, а вот слушатели врассыпную бросаются прочь от него. Но Чацкий, увлеченный собственным красноречием, может довольно долго не замечать, что его никто не слушает — в этом отношении показателен монолог, который начинается словами:

В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,Собрал вокруг себя род вечаИ сказывал, как снаряжался в путьВ Россию, к варварам, со страхом и слезами…
И снова, как это ни парадоксально, Чацкий прав, обличая пустое подражание Западу, которое так часто, словно эпидемия, охватывает умы русских. Кто его слушает? В какой-то момент пламенный оратор приходит в себя, оглядывается по сторонам и видит, что на него никто не обращает внимания: молодежь танцует, старики играют в карты. А вот претензии, которые Чацкий предъявляет к Софье в своем последнем монологе, представляются необоснованными и оттого смешными:

Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Когда, где Софья завлекала Чацкого надеждой? В детские годы? По крайней мере, в рамках комедии мы ничего подобного не видим: напротив, сам Чацкий при встрече с Софьей после трех лет разлуки отмечает ее холодность.

Один здравомыслящий человек на 25 глупцов

Один адекватномыслящий человек на 25 болванов

Противостояние обществу

Анализ монолога Чацкого говорит о том, насколько сложно человеку прижиться в обществе, в котором царят другие настроения и идеи. Грибоедов в своей комедии предупредил читателей об изменениях, произошедших в кругах декабристов. Если раньше вольнодумцы могли спокойно выступать со своими речами на балах, то теперь реакция консервативного общества усилилась. Декабристы конспирируются, перестраивают деятельность обществ в соответствии с новыми правилами.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

События, изображенные в пьесе, происходят в послевоенные годы (после войны 1812 года), когда начинает разворачиваться движение декабристов. Появляются два противоборствующих лагеря. Это передовые дворяне и консерваторы. В пьесе передовых дворян…

Урок-практикум по литературе в 9 классе.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая

  1. Усвоить монолог в единстве формы и содержания.
  2. Повторить основные умения по анализу языка в стихотворном произведении.
  3. Научиться по речи распознавать характер человека.
  4. Обучить формированию собственного мнения о герое.
  1. Развивать ключевые компетенции и внимание.
  2. Развивать логическое мышление, умение делать выводы, обобщать.
  3. Развивать творческие способности учащихся.
  1. Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.
  2. Формировать у учащихся морально-ценностные качества.
  1. Развивать умение работать с текстом художественного произведения, умение грамотно проводить комплексный анализ текста.
  2. Развивать представления учащихся об экспрессивных возможностях разных синтаксических конструкций.

Беседа с классом:

а) Встреча героя с Софьей (он раздражен и огорчен)

б) Встреча с Фамусовым (Чацкий еще более разочарован)

а) Что такое риторический вопрос? (Вопрос, не требующий ответа)

б) Почему Чацкий задает эти вопросы и сам на них отвечает? (Уверен в том, что на них ему никто не ответит)

в) Назовите виды сложных предложений в этом монологе.

г) Как характеризуют эти предложения героя? (Умный, образованный, начитанный)

д) Какова композиция монолога? (Первая половина – о старом поколении, вторая половина – о новом поколении)

е) Сколько частей в первой половине монолога? (Две части)

ж) Сколько частей во второй половине? (Две)

Вывод: Чацкий обладает стройной речью, умеет мыслить логически. Он хороший оратор.

Вывод: честно служащие Отчизне люди все-таки есть, но их мало.

2-я группа: определите стиль монолога (публицистический), найдите признаки стиля, используя доказательства к ним из текста монолога.

Ребята, сегодня вы убедились в том, что к тексту художественного произведения нужно относиться вдумчиво и внимательно. При таком подходе всегда можно собрать нужный материал к сочинению.

Один на 25 глупцов

Противостояние обществу

Анализ монолога Чацкого говорит о том, насколько сложно человеку прижиться в обществе, в котором царят другие настроения и идеи. Грибоедов в своей комедии предупредил читателей об изменениях, произошедших в кругах декабристов. Если раньше вольнодумцы могли спокойно выступать со своими речами на балах, то теперь реакция консервативного общества усилилась. Декабристы конспирируются, перестраивают деятельность обществ в соответствии с новыми правилами.

Противоборство обществу

Анализ монолога Чацкого гласит о том, как трудно человеку прижиться в обществе, в каком царствуют другие настроения и идеи. Грибоедов в собственной комедии предупредил читателей об конфигурациях, произошедших в кругах декабристов. Если ранее вольнодумцы могли расслабленно выступать со своими речами на балах, то сейчас реакция ограниченного общества усилилась. Декабристы конспирируются, перестраивают деятельность обществ в согласовании с новыми правилами.

Читайте также: