Сочинение геродота о земле ассирийцев

Обновлено: 04.07.2024

Общие представления Геродота о Скифии существенно отличаются от гекатеевых. Гекатей причислял к скифским все народности Северо-Восточной Европы и Северной Азии, а также Кавказа. Геродот же ограничивает Скифию весьма тесными рамками как с запада и востока, так и с севера. Скифская земля, по его словам, простирается от нижнего течения р. Истра и его притока Тиаранта на западе, до р. Танаиса на востоке.

На север же Скифия, имеющая, форму квадрата, простирается на 20 дней пути (IV, 101). На севере за скифской землей в направлении с запада на восток простираются земли невров, андрофагов, меланхленов, будинов. На востоке со скифами граничат родственные им савроматы и меоты, а на юге в Таврике - тавры, которых Геродот также строго отличает от скифов.

17. Бли­же все­го от тор­го­вой гава­ни бори­сфе­ни­тов(а она лежит при­бли­зи­тель­но в середине всей при­пон­тий­ской зем­ли ски­фов) оби­та­ют кал­ли­пиды — эллин­ские ски­фы;

пле­мя под назва­ни­ем али­зо­ны. Они наряду с кал­ли­пида­ми ведут оди­на­ко­вый образ жиз­ни с осталь­ны­ми ски­фа­ми, одна­ко сеют и пита­ют­ся хле­бом, луком, чес­но­ком, чече­ви­цей и про­сом. Север­нее али­зо­нов живут ски­фы-зем­ледель­цы. Они сеют зер­но не для соб­ст­вен­но­го про­пи­та­ния, а на про­да­жу

18. За Бори­сфе­ном же со сто­ро­ны моря сна­ча­ла про­сти­ра­ет­ся Гилея, а на север от нее живут ски­фы-зем­ледель­цы. Их элли­ны, живу­щие на реке Гипа­нис, назы­ва­ют бори­сфе­ни­та­ми, а сами себя эти элли­ны зовут оль­ви­о­по­ли­та­ми. Эти зем­ледель­цы-ски­фы зани­ма­ют область на три дня пути к восто­ку до реки Пан­ти­ка­па , а к севе­ру — на один­на­дцать дней пла­ва­ния вверх по Бори­сфе­ну.

За рекой Герром идут так назы­вае­мые цар­ские вла­де­ния. Живет там самое доб­лест­ное и наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ное скиф­ское пле­мя. Эти ски­фы счи­та­ют про­чих ски­фов себе под­власт­ны­ми. Их область к югу про­сти­ра­ет­ся до Тав­ри­ки, а на восток — до рва, выко­пан­но­го потом­ка­ми сле­пых рабов, и до гава­ни у Мео­тий­ско­го озе­ра по име­ни Крем­ны. Дру­гие же части их вла­де­ний гра­ни­чат даже с Танаи­сом. Север­нее этих цар­ских ски­фов живут мелан­х­ле­ны — дру­гое, не скиф­ское пле­мя

На чем основывается проводимое Геродотом разделение северочерноморских племен на скифские и нескифские, ясным становится далеко не сразу, ввиду чрезвычайной непоследовательности этого разделения. Так, савроматов, говорящих, по его словам, на скифском языке (IV, 117), он не считает скифами ввиду их смешанного происхождения от скифских юношей и амазонок. Остальные пограничные и названные выше племена имеют скифские обычаи и говорят, видимо, в большинстве случаев на скифском языке. Это прямо засвидетельствовано для будинов (IV, 108),

Гелонов же он четко отделяет по языку и обычаям, и называет их говорящими на варианте эллинского языка, и так же то,что у гелонов есть города и храмы, пускай и из дерева.

22. За буди­на­ми к севе­ру сна­ча­ла про­сти­ра­ет­ся пусты­ня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фис­са­ге­ты — мно­го­чис­лен­ное и свое­об­раз­ное пле­мя. Живут они охотой. В тех же кра­ях по сосед­ству с ними оби­та­ют люди по име­ни иир­ки.

Геродот описывает даже охоту иирков:

Охот­ни­ки под­сте­ре­га­ют добы­чу на дере­вьях (ведь по всей их стране густые леса). У каж­до­го охот­ни­ка нагото­ве конь, при­учен­ный лежать на брю­хе, чтобы мень­ше бро­сать­ся в гла­за, и соба­ка. Заме­тив зве­ря, охот­ник с дере­ва стре­ля­ет из лука, а затем вска­ки­ва­ет на коня и бро­са­ет­ся в пого­ню, соба­ка же бежит за ним.

Геродот обходит молчанием и лишь об андрофагах говорит определенно, что они изъясняются на особом, нескифском языке. Из чего, во всяком случае, ясно, что Геродот руководствовался вовсе не этническим признаком для выделения скифских племен из числа нескифских, а также не культурно-бытовым.

Описания скифских племен Геродот, судя по всему, распостраняются вплоть до алтайских скифов. Судя по описанию аргиппеев , это именно алтайские саки- бреющие головы,оставляющие лишь косицу на затылке справа. Причем брили головы мужчины и даже женщины, судя по находкам -(Укокская красавица. Мумия жрицы с бритой головой, косицей на темени и в парике). Судя по описаниям, жилища Аргиппеев были подобны жилищу Одиссея- основой дома служило дерево, вокруг которого ставилась юрта. Но, возможно это был род шатра, с большой жердью посередине, но из белого войлока.

Далее Геродот описывает исседонов,вероятнее всего это усуни-исуйцы Сибири. Находки на Иртыше Саргатской, Таштыкской культур подтверждают правоту Геродота.

Об обы­ча­ях исседо­нов рас­ска­зы­ва­ют сле­дую­щее. Когда уми­ра­ет чей-нибудь отец, все род­ст­вен­ни­ки при­го­ня­ют скот, зака­лы­ва­ют его и мясо раз­ру­ба­ют на кус­ки. Затем раз­ре­за­ют на части так­же и тело покой­но­го отца того, к кому они при­шли. Потом все мясо сме­ши­ва­ют и устра­и­ва­ют пир­ше­ство. С чере­па покой­ни­ка сни­ма­ют кожу, вычи­ща­ют его изнут­ри, затем покры­ва­ют позо­ло­той и хра­нят как свя­щен­ный кумир. Это­му куми­ру еже­год­но при­но­сят обиль­ные жерт­вы. Жерт­во­при­но­ше­ния совер­ша­ет сын в честь отца, подоб­но тому, как это про­ис­хо­дит на поми­наль­ном празд­ни­ке у элли­нов. Этих людей так­же счи­та­ют пра­вед­ны­ми, а жен­щи­ны у них совер­шен­но рав­но­прав­ны с муж­чи­на­ми.

Специфика погребального культа Исседонов-усуней-исуйцев так и осталась подобной временам катакомбной культуры. Тела, покрывают глиной, моделируя маски по лицу мертвого. Есть находки, подобные описанию Геродота- когда внутри глиняной куклы помещали кости покойного, иногда только его череп.

Так что свидетельства Геродота бесценны с научной точки зрения, дополняют данные археологии, и , иногда помогают понять настоящий смысл находок археологов. И земля Гилея,само имя этой скифской территории порождает массу вопросов. Читается же не Гилея , а Илея. Так что вероятно, это земля Велеса, ведь и определенное время в мифах именуется веками Велесовыми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздаточный материал. Исторический источник. Геродот.

… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.

Раздаточный материал. Исторический источник. Геродот.

… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.

Раздаточный материал. Исторический источник. Геродот.

… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.


На чем основывается проводимое Геродотом разделение северочерноморских племен на скифские и нескифские, ясным становится далеко не сразу, ввиду чрезвычайной непоследовательности этого разделения. Так, савроматов, говорящих, по его словам, на скифском языке (IV, 117), он не считает скифами ввиду их смешанного происхождения от скифских юношей и амазонок. Остальные пограничные и названные выше племена имеют скифские обычаи и говорят, видимо, в большинстве случаев на скифском языке. Это прямо засвидетельствовано для будинов (IV, 108), в отношении же остальных племен вопрос о языке Геродот обходит молчанием и лишь об андрофагах говорит определенно, что они изъясняются на особом, нескифском языке. Из чего, во всяком случае, ясно, что Геродот руководствовался вовсе не этническим признаком для выделения скифских племен из числа нескифских, а также не культурно-бытовым.


Костяком геродотовой Скифии является сеть рек, русла которых и имена он, несомненно, имел перед глазами, начертанными на древнеионийской карте. На западе Скифии Геродот называет пять северных притоков Истра: Порат, Тиарант, Арар, Напарис и Ордесс (IV, 48). В следующих строках Геродот поясняет, что Арар, Напарис и Ордесс впадают в Истр между Поратом и Тиарантом.
Реки для Геродота, как было сказано, служили главным географическим ориентиром и границами материков, стран и отдельных племен. Называемые и описываемые им скифские племена Геродот распределяет преимущественно между перечисленными выше реками, пользуясь для этого, очевидно, также и картой, на которой племенные наименования значились наряду с наименованиями рек. При описании племен Геродот использует, помимо чисто географических данных, обильный этнографический и мифологический материал. То обстоятельство, что некоторые социальные или бытовые черты в достаточно стереотипной форме повторяются в отношении нескольких племен, свидетельствует о способах обработки им этого материала. Так, обычай поедания умерших родителей вместе с мясом домашних животных рассказывается применительно к массагетам и исседонам (I, 216; IV, 26); справедливость и приоритет в священно судебных делах среди соседей приписывается исседонам, энареям и аргиппеям; счастливой и беззаботной жизнью отличаются массагеты и исседоны.
Другие же черты социально-бытового характера, вроде упомянутых погребальных обрядов, свободы брачных отношений и равноправия полов, Геродот, видимо, также черпал из какого-то источника, где подобные обычаи приписывались скифам вообще и затем на основании своих соображений приписывал их тем или иным племенам. Это подтверждается как будто бы его замечанием о том, что общность жен, приписываемая эллинами скифам вообще, в действительности свойственна лишь быту массагетов.


Рассмотренными именами исчерпывается у Геродота перечисление племен, населяющих Скифию.


Здесь уместно будет привести рассказ Геродота о происхождении скифов(книга IV).
"…5. По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
6. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т. е. царскими. Эллины же зовут их скифами…"


Сам Геродот считает скифов пришельцами с востока, потесненными массагетами (IV, 11) и потеснившими в свою очередь киммерийцев, которые из-за этого принуждены были удалиться в Малую Азию.
Киммерийцев же Геродот склонен считать автохтонным населением Восточной Европы, в частности Боспора Киммерийского.
Так, говоря о скифском походе в Азию, он имеет в виду, несомненно, киммерийский поход. Чувствуя это и сам, он объясняет появление скифов в Азии преследованием ими киммерийцев.


Двадцативосьмилетняя дата господства скифов в Азии (I, 106) также скорее всего должна быть отнесена к киммерийской хронологии. А скифов, дошедших, по словам Геродота, до Сирии (I, 105), хроника Набонида (Набонид — последний царь Нововавилонского царства 556 — 539 года до н. э., из X Нововавилонской (халдейской) династии) называет киммерийцами. Легенду, передаваемую Геродотом, о гибели скифов на пиру, устроенном для них Киаксаром (I, 106), Страбон (Страбон. География в 17 книгах. Перев. Г.А. Стратановского. Д., 1964. XI, 8, 4) в слегка измененном виде рассказывает о саках, совершавших, подобно киммерийцам и трерам, походы и в Переднюю Азию и в Каппадокию, где их после произведенного ими грабежа и пира истребили персидские полководцы.

Такова грандиозная по своим средствам и материалу картина древней Скифии и прилегающих к ней северных стран, начертанная Геродотом. До сих пор его скифский рассказ является наиболее содержательным источником о северных странах. Интенсивные археологические исследования на территории древней Скифии оживили и подтвердили рассказ Геродота богатейшими данными из области материального быта и искусства скифов.

1.Геродот. История. Серия: Историческая библиотека, АСТ Москва(2007 г.).

2.Плиний Старший. Естественная история // Античная
география, М.: Гос. Изд-во геогр. лит., 1953. Перевод Н. М. Подземской.

3.Страбон. География в 17 книгах. Перев. Г.А. Стратановского. Д., 1964.

4. Л. А. Ельницкий. Знания древних о северных странах. – М.: Гос. изд-во географической литературы, 1961.

5. А.А. Нейхардт. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. Л.: 1982. 240 с.

Хороший перевод Геродота и др. авторов у А.Е. Безсмертного (в книге Латышева В.В.). Там он более приближен к оригиналу, чем у Мищенко и других, более поздних авторов.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Древняя Ассирия на протяжении нескольких столетий играла важнейшую роль на Ближнем Востоке и во многом определяла ход истории. Унаследовав все лучшее из военно-административного искусства предшественников, она, в свою очередь, послужила образцом административно-военного устройства и эффективного ведения войны для всех последующих восточных и средиземноморских государств. Имперские каноны, заложенные ассирийскими царями, были унаследованы последующими великими державами.

Можно выделить ряд общих черт, объединяющих Древнюю Ассирию с великими государствами Персии, Рима и даже с США и Советским Союзом. Но вместе с тем есть что-то, что выделяет эту державу на общем историческом фоне. Это прежде всего умопомрачительный послужной список первой мировой империи. Военные успехи и величие Ассирии отразились в Библии, у Геродота и донеслись до современности, поражая наше сознание картинами жестоких сеч и расправ над побежденным врагом.

Как же получилось так, что небольшая страна, располагавшая довольно ограниченными возможностями, смогла добиться такого положения и такой славы?

Основой ассирийского могущества была военная сила. Ассирийское общество существовало в конечном счете благодаря войне, военной добыче, эксплуатации покоренного населения, а то и откровенному грабежу окружавших стран. Чтобы побеждать, необходим соответствующий механизм, и ассирийцы имели его — их армия не знала себе равных на полях сражений в течение длительного времени. Ни одна из держав прежде не сталкивалась со стольким разнообразием государств и народов в качестве своих военных соперников. Ассирийцы на протяжении своей истории воевали с хурритами, хеттами, урартами, касситами и халдеями Вавилонии, с арамеями и эламитами, с таинственными гутиями и туруккейцами, с мушками, мидянами, персами, маннейцами, с киммерийцами и скифами, египтянами, греками, с финикийцами, израильтянами, арабами. Не раз противостояли они разным коалициям. Этот опыт не мог пройти даром. Нововведения ассирийцев в военной области обогатили военную науку во всех ее областях.

Ассирийцы создали совершенно новый род войск — регулярную кавалерию, которая затем на протяжении почти трех тысячелетий играла важнейшую роль в боевых действиях.

Ими была создана первая крупная регулярная армия. Несомненным плюсом явилось разделение армии на рода войск, грамотно взаимодействующие друг с другом. К сожалению для самих ассирийцев, их военный опыт был очень быстро перенят народами, которые они угнетали. Этим опытом воспользовались урарты. Затем так же поступили Вавилон и Мидия. Царь последней, Киаксар, согласно Геродоту,

Ассирийские военные первыми ввели инженерные контингенты как отдельный род войск. Они задолго до эллинистических военачальников применяли комбинации осадных башен и таранов. Есть мнение, что посредством финикийцев наука осадного дела Ассирии пришла в Карфаген, а затем и к сицилийским грекам[268]. Греки также, судя по всему, позаимствовали у ассирийских военных оптимальную форму конских удил, применявшихся в VII веке до н. э.[269]

За столетия до римлян ассирийцы сооружали во время походов укрепленные лагеря.

Заслугой ассирийских инженеров является создание первоклассной для Древнего мира системы дорог, которая, хоть и опосредованно (через персидское и эллинистическое господство), послужила образцом для римлян.

Ассирийцы первыми массово ввели практику закаливать сталь, что позволило им получать высококачественное железное оружие.

Помимо чисто военного наследия можно говорить и об административном. Если правители Мидии и Вавилона им не воспользовались, даже скорее наоборот, то сменившие их персы Ахемениды

Подобно Ассирии, в Персидской империи

Похожи были у персов и принципы комплектования армии. Если же обратиться к еще более частным сходствам, то военные отряды и группы работников в Персидской империи разбивались на более мелкие контингенты, во главе которых стояли десятники, как и в Ассирии.

Нельзя забыть и про опыт депортаций, Ахеменидами, впрочем, не особо практиковавшихся. Подсчитано, что за период с 830 по 640 год ассирийскими властями было депортировано и расселено порядка 4,5 миллиона человек[271]. Пожалуй, столь массовые депортации повторились уже только на просторах сталинского СССР. Политика насильственных переселений имела широкие последствия и способствовала экономическому благосостоянию и интеграции населения империи[272]. Депортации населения применялись затем вавилонянами (вспомним разрушение Иерусалима Навуходоносором II), а веками позже персами Сасанидами, успешно воевавшими с Римом.[273]

Приведенные примеры — лишь небольшая обнажившаяся перед нами часть связующего моста меж культурами двух великих держав древности. Персидские государственные деятели, конечно же, очень хорошо были осведомлены о методах управления ассирийцев и умело применяли эти знания.

13. Заключение

Заключение

Заключение Что бы ни делалось, история тамплиеров всегда будет окутана туманом, сгущаемым по неким предвзятым соображениям. И если, заканчивая наше эссе, мы не можем прийти к формальным выводам, значит ли это, что наш труд был бесполезен? Мы полагаем, что благодаря тем

Заключение

Заключение О Петербурге можно рассказывать бесконечно. По Петербургу можно гулять часами, днями, всю жизнь, наслаждаясь самим фактом пребывания в великом городе на Неве, в Северной столице, в культурной столице России.Опытные путешественники в каждом городе стараются

Заключение

Заключение Анализ событий Смутного времени показывает, что суть их состояла в борьбе за верховную власть. Прекращение династии московских князей в 1598 г. поставило перед русским обществом небывалую проблему – выбор нового государя. Поскольку никаких правовых норм для

Заключение

Заключение

Заключение

Заключение Политическая роль русского масонства не кончилась XVIII веком. Масонские организации пышно расцвели в александровское время. Но значение отдельных направлений масонства изменилось. Рационалистические либеральные организации, скудно и слабо представленные в

Заключение

Заключение Как показывают вешепрведенная информация, сионистский терроризм был проблемой в течение более чем двадцати лет. Он остается серьезной проблемой и сегодня.Утверждая еврейское превосходство, сионистская террористическая сеть осуществляет свою активность в

Заключение

Заключение «Человек приобретает мудрость опытом жизни, который богат отрицаниями, и чем продолжительнее его опытность, тем глубже его мудрость: так и учебное, равно как и всякое заведение, имеющее свою историю, т. е. органически развивавшееся, потому что историю может

Заключение

Заключение Национализм слишком многообразен, чтобы его можно было объяснить одной общей теорией. Во многом содержание и особая направленность различных национализмов определяются исторически различными культурными традициями, незаурядными действиями лидеров и

Заключение

Заключение Прибыв в конечный пункт нашего путешествия, читатель уже достаточно узнал, чтобы сделать собственные выводы. Первым, безусловно, станет то, что великие потрясения рождают великих людей: Черчилль, единственный воин среди политиков и единственный политик среди

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Нам остается еще ответить на вопросы, поставленные в начале книги. Прежде всего, какие обстоятельства позволили Германии занять в X в. доминирующее положение в Западной Европе и осуществить широкую внешнеполитическую экспансию, приведшую к созданию

Заключение

Заключение Прочтя последнюю главу, можно было бы сделать необоснованный вывод, что автор будто бы верит в космогоническую теорию Гербигера и основывающуюся на ней гипотезу Беллами о причине катастрофы Атлантиды, причем даже в большей степени, чем в другие теории. Однако

Заключение

Заключение

Заключение

Заключение Будет ли будущее повторением прошлого?Характеристика Сталина, предложенная автором этой книги, противоречит тем, которые выдвигаются многими американскими, европейскими и русскими историками. Кажется сомнительным, что внешняя политика Сталина зиждилась на

Читайте также: