Сочинение гегеля философия права

Обновлено: 03.07.2024

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) является гениальным мыслителем-диалектиком, внесшим выдающийся вклад в прогресс человеческого познания. Значительное место в творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права, поэтому он вошел в историю не только как классик философии, но и как классик философии права.

В чем же состоит сущность философии права Гегеля и в чем ее методологические основы?

Истоки права, утверждал Гегель, находятся в сфере духа. А для этой сферы характерно разделение на противоположности и борьба между ними. Прежде всего, для нее характерна коллизия между тем, что есть, и тем, что должно быть. Но это же обстоятельство, с его точки зрения, есть преимущество духа.

Именно данное противоречие обусловливает необходимость философского осмысления права, рассмотрение разумности права.

Однако в поисках легитимации идеи права он отвергает попытки обращения к природе как образцу для себя, тем самым отвергает попытки натуралистической легитимации, характерной для философии эпохи Просвещения. Отвергает он и подход Канта к конструированию идеала, считая, что философия должна быть далекой от того, чтобы конструировать право и государство такими, какими они должны быть. Он отвергает также романтический субъективизм тех, кто считает, что основанием права и государства должны быть внутреннее чувство и сердце, что ведет к уничтожению как внутреннего нравственного и правового порядка в отношениях между людьми, так и публичного порядка и государственных законов.

Таковы мировоззренческо-методологические основы философии права Гегеля.

Для уяснения философского и политико-правового смысла гегелевской философии права важно установить, какое место занимает она в системе всей философии Гегеля.

Известно, что Гегель поставил перед собой задачу построить законченную теорию Вселенной. С этой целью он создает всеобъемлющую систему мышления, начальной ступенью которой выступает Абсолютная идея, которая является одновременно и Разумом, и Духом.

Таким образом, вся Вселенная развивается во всех аспектах.

Этот процесс, как считал Гегель, является логическим процессом. Каждая часть с логической необходимостью соединяется с любой другой частью. Любой аспект реальности основывается, таким образом, на разуме. Задача философии — показать, что все разумное является действительным, а все действительное разумным. Следовательно, не существует разрыва между опытом и идеей или между разумом и действительностью. Важно только видеть имманентную и вечную сущность во временной и преходящей видимости.

В своем диалектическом развитии идея, согласно Гегелю, проходит ряд последовательно восходящих ступеней благодаря движущей силе ведущего вперед противоречия. Идея в логике (т. е. на первой ступени философской системы) превращается в абсолютную идею (тезис). На второй ступени развития абсолютного начала идея обнаруживает себя вовне, то есть в природе.

Это — инобытие идеи (антитезис). На третьей ступени идея снова возвращается к себе, в область духа (синтез).

Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Таким образом, в рамках гегелевской философии, философия права представляет собой философию объективного духа. Диалектическая триада объективного духа представляет собой: 1) абстрактное право (тезис), 2) мораль (антитезис) и 3) социальную этику (синтез).

Как же рассматриваются в гегелевском учении эти три главных уровня развития понятия права?

Абстрактное право у Гегеля включает в себя те права и обязанности, которые принадлежат человеческим существам не потому, что они являются гражданами, а просто потому, что они представляют собой человеческие личности. Эти права делятся на три группы, а именно: собственность, контракт и ущерб (деликт и преступление). Право собственности является результатом свободной воли, поскольку какая-либо вещь может быть присвоена определенным лицом в качестве средства удовлетворения его потребности.

Присвоение является выражением верховенства воли лица в отношении вещей, путем демонстрации того, что они не имеют какого-либо собственного предназначения. Однако для Гегеля последствия права собственности, являющегося результатом действия свободной воли, заключаются не в том, чтобы собственность была поделена поровну между людьми, но, скорее, в том, что она должна быть разделена неравно, в зависимости от разных способностей и талантов. Антитезисом собственности является контракт, с помощью которого человек может отказаться от собственности посредством акта свободной воли.

Ущерб является результатом противопоставления индивидом себя всеобщей воле. Преступление поэтому представляет собой отрицание права. Целью наказания является восстановление права, или, другими словами, восстановление истинной воли преступника — той, которая находится в согласии со всеобщей волей.

Мораль является антитезисом абстрактного права. Мораль, по Гегелю, это рациональный фактор, а не субъективное чувство. Она является результатом ущерба, нанесенного индивидуальной волей, когда она становится отличной от всеобщей воли. Мораль состоит в том, чтобы следовать всеобщему, когда воля обнаруживает посредством диалектического процесса, что любая воля, противопоставляющая себя универсальной воле, является безнравственной.

Социальная этика (нравственность) у Гегеля представляет собой синтез абстрактного права и морали. В свою очередь она развертывается в триаде: 1) семья, 2) гражданское общество, 3) государство. Они являются институтами, в которых воля индивида обнаруживает себя в согласии со всеобщей волей. Рассмотрим коротко взгляды Гегеля на эти институты.

Семья является институтом, основанным на чувствах. Однако в браке две независимые личности теряют себя с тем, чтобы слиться в одну личность, так что брак становится институтом, основанным на разуме, к которому влюбленность не имеет отношения.

Гражданское общество возникает тогда, когда члены семьи приобретают независимый статус и больше не являются частью семьи. Таким образом, общество задумано как общество отдельных индивидов, преследующих свои специфические, эгоистические интересы, разделенное на сословия. Таких сословий три:

сельскохозяйственный класс, зависящий от природы, промышленный и коммерческий класс, зависящий от своей работы и мышления, и универсальный, или правящий класс, зависящий от разума. Гражданское общество нуждается в правосудии, которое регулирует взаимоотношения между людьми посредством опубликованных законов и судов, защиты их права на благосостояние с помощью полиции и формирования групп людей в ассоциации, способствующих осуществлению всеобщих целей общества, поскольку их цели более универсальны, чем цели индивида.

Государство является синтезом семьи и гражданского общества. Оно развертывается в триаде: 1) отношений государства к своим гражданам (внутренняя политика или конституция), 2) отношений государства с другими государствами и 3) перехода государства в мировую историю.

В своей внутренней политике государство является воплощением как индивидуальной свободы, так и всеобщей. Поэтому в его деятельности есть три аспекта: всеобщий (законы), особенный (применение законов к конкретным делам) и единичный (монарх). Таким образом, государство не является внешней властью, навязанной личности, но результатом реализации универсального характера самой личности. Государство, таким образом, считает Гегель, является воплощением свободы, выражением рациональной воли.

В отношениях государства с другими государствами нет объективной сферы всеобщего права. Проблемы в их постоянно изменяющихся отношениях, в конечном счете, решаются при помощи войн.

В синтезе перехода государства в мир истории действительное сознание какой-либо нации, которое актуализирует себя через взаимоотношения определенных рациональных умов, выступает как всеобщее сознание в процессе мировой истории. Право универсального всемирного разума является верховным правом.

Таким образом, под правом Гегель понимает не просто гражданское законодательство, но также и мораль, этическую жизнь и мировую историю. Именно потому, что эта концепция права объединяет знания в то, что он назвал истинной системой, исследовав диалектические стадии, он заключает, что государство стоит выше предыдущих стадий и является воплощением свободы в самой конкретной форме, подчиняющейся только высшей абсолютной истине мирового разума.

Гегелевское философское учение о праве было пиком в истории объективно-идеалистической мысли. Все последующее развитие философии нрава в XIX веке шло по нисходящей, уступая место социологии права. Однако неверно думать, что развитие философии и науки совпадает с развитием идеологических и политических воззрений, бытующих в обществе. Крах философско-спекулятивных систем под напором научно-технического прогресса и в связи с утверждением в научном сообществе методов объективных оценок окружающего человека мира не означает, что эти системы исчерпали свой мировоззренческий потенциал и стали архивным достоянием прошлого.

Одной из разновидностей правового объективизма указанного периода является историческая школа.

Вряд ли кто-то будет спорить с том, что до нашего времени произведения философии дошли не совсем целиком. Часть книг, рукописей просто исчезла, что-то стало за такой длительный период не актуально. Но любой значимый в истории философ, оставить что-то значимое после себя, которое пригодилось не только тому поколению в котором он жил, но и в наше время. После него остались его ученики, которые опровергали или соглашались с его философией, но большая часть рассматривала только с одной стороны.

Главным событием 17-18 веков стала французская революция, которая в свою очередь оказала огромное влияние на молодого Гегеля. Хотя к якобинскому террору (следующему этапу) революции философ относился крайне отрицательно.

1 Метод философии В.Ф.Гегеля

Гегель в своей философии права освещает формы объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Предмет философии права есть идея права - единство понятия права и его осуществления, наличного бытия, реализация понятия в действительности. В гегелевском учении в мире государства и права развертывается идея права, которая и есть свобода. Идеальная правовая действительность присуща сфере объективного духа.

«Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются:

1) “субъективный дух” – интеллект;

2) “объективный дух” - право, мораль, нравственность;

Философ в своих трудах раскрывает, что дух есть это сущее, а знание некого сущего порождает сущность созерцания. Расшифровывая бытие, как форму непосредственности ученый утверждает, что сила в истине. В созерцании выделяется предмет, а в предмете образ. В данной философии образ трактуется, как нечто многостороннее. Разум бесконечен, а интеллект действителен.

Философия – это объединение двух направлений искусства и религии. В религии раскрывается содержание и формы соединяясь в единое. Познание как абсолютное представление с одной стороны, а с другой как необходимость. Это движение и есть философия.

2 Философия права Гегеля

По Гегелю, часть философии составляет наука о праве, которые трактует понятие права вне науке права, а принимается как данное. Право позитивно, поэтому имеет позитивный элемент. Для права характерно духовное начало с исходной точкой свободной воли. Элементы чистой неопределённости по мнению Гегеля, составляют волю. Философ считает, что воля истинно бесконечна и возвращается в саму себя.

«Гегель трактует философское понятие “право” в следующих основных значениях:

1) право, как свобода (идея права)

2) право, как определенная ступень и форма свободы (особое право)

Тремя основными формами конкретизации понятия свободы и права являются: абстрактное право, мораль, нравственность. В сфере абстрактного права воля непосредственна и абстрактна. В сфере морали выступает право субъективной воли по отношению ко всеобщему - к праву мира. В сфере нравственности достигается синтез этих двух предшествующих абстрактных моментов.

3 Философское учение Гегеля о государстве

Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.

Семья – что-то созданное природной, которое построено на любви и чувствах.

Государство – общество людей со своими правами и каждый из них имеют свою значимость.

Гражданское общество – система, которая стоит на частной собственности и равенстве среди людей.

Гегель в своей теории считает, что для государства, важна правда, мораль, религия, благосостояние и богатство всех граждан. Цель государства составляют не обстоятельства, а право.

«Всеобщая государственная власть делится на специальные власти:

1) законодательную вообще;

2) административную и финансовую (чтобы создавать себе средства для осуществления свободы);

3) судебную (независимую) и полицейскую;

Законодательная – относится к законом, так как по содержанию присуща к внутренним делам. Власть является не только частью государственного устройства, но она так же и развивается. Государственный строй – прочная почва на которой стоит законодательная власть. Государственный строй меняется, но его изменения не сильно заметны. Например, если земли князей раньше были частными, а потом без всякого сопротивления стали государственными, то это случилось только потому что князья чувствовали неразделенность земель. Они хотели от государства каких-либо гарантий неразделенности земель и таким образом земли стали не только частными, но и государственными. Так же император раньше ездил по разным землям, чтобы решать судебные вопросы. После того, как люди стали образованнее, то и появилось необходимость, чтобы император передавал судебную власть другим людям. Таким образом произошло незаметный переход власти.

Характер государственного устройства зависит от того, взаимодействуют ли специальные, власти непосредственно центром правительства. А так же от того, какой строй в государстве: демократический, охлократический, аристократический, олигархический, монархический, деспотический.

Демократический – народный. Характеризуется тем, что наделен ли верховный центр правительства финансовой властью с целью управления налогами. Соединены или разделены некоторые власти одним должностным лицом. Принимает ли народ участие в управлении государством. Демократия может возникнуть и сохраниться только при простых, неиспорченных правах и маленьких размерах государства.

Охлократия, или господство черни, когда люди недостойных взглядов силой не допускают порядочных людей до государственных дел.

Аристократия — это такое государственное устройство, в котором право управлять государством имеют только определенные привилегированные семьи.

Олигархия, когда незначительное число семей, управляют государством.

Когда государством управляет один человек и власть переходит по наследству, такое государственное устройство называется монархией. В наследственной монархии исключены те споры и гражданские войны, которые могут возникнуть при смене престола в выборной монархии. Монарх не в состоянии непосредственно осуществлять всю правительственную власть и частично доверяет осуществление специальных властей коллегиям или же государственным чинам, которые именем короля под его надзором и согласно законам осуществляют возложенную на них власть. В монархии гражданская свобода более защищена, чем в других государственных устройствах.

Деспотизм, когда правитель осуществляет управление государством по своему усмотрению. Деспотическое правительство обладая наивысшей властью, в жертву приносит права граждан. Деспот обладает наибольшей властью и может использовать силы своего государства произвольно.

Народ может иметь как то, так и другое государственное устройство. Оно зависит главным образом от характера народа, от его нравов, степени образованности, от образа жизни и численности народа.

Конституция государства устанавливает в качестве внутреннего государственного права отношение специальных властей как к правительству — их высшему объединению, так и друг, к другу, а также отношение к ним граждан.

Но если посмотреть на это с другой стороны, то они не зависят друг от друга и могут нарушать эти правила. Таким образом прав у них не существует и они каждый придумывают свои права, сами сохраняют его и поэтому между ними ведется война.

Гегель пишет о том, чтобы на публике происходило прочтение законов решения суда присяжных. Так же он не соглашается с идеей полицейского государства.

Г.В. Гегль проводил анализ для того, чтобы найти что-то общение между личностью и интересами государства. В какие-либо отношения с государством мог вступать только человек принадлежащий к определенному сословию.

Вопреки всему постановка самой проблемы является большим успехом.

Социальные противоречия, вот, что является основой прогресса развития общества и государства. С одной стороны, люди становятся богаче, с другой растет класс бедного населения.

Заключение

В.Ф. Гегель внес огромнейших вклад в мировую культуру. Его суждения в большей степени оказываются верными. И правильно он написал, что философия шагает со временем и не может идти быстрее. Гегель не пишет прогнозы на будущее, а только подводит итоги того, что произошло за это время.

Гражданское общество – выполнение определенных целей личности, которая служит для себя.

«Три основных момента гражданского общества являются:

− система потребностей (характер потребности и удовлетворения, характер труда, имущество);

− отправление правосудия (право, как закон, наличное бытие закона, суд);

Все зависимости группируются как особенные сферы и используя обратное действие, имеют влияние на другие сферы при этом входят в контакт с ними, они могут и мешать. Эта взаимная связь представляет собой идеи отдельного индивидуума и сходна этим с планетной системой, хотя видны неправильные движения, но в этом можно различить ее законы.

При взаимоотношении потребностей и труда, используется своя рефлексия внутри себя, вообще в бесконечной личности, в (абстрактном) праве.

Право это внешняя необходимость в системе частных устремлений. Из понятия вытекает защита и существует лишь потому, что она полезна для потребностей. О праве может говорить только образованный, мыслить, а не чувствовать при этом приспособлять к предметам форму всеобщности и в воле. Когда люди создали для себя многообразные потребности насыщенные удовлетворением были созданы законы.

Действительность права раскрывается сознанием, оно действительно и поэтому имеет всеобщую силу.

Таким образом, я считаю, что философия права Гегеля оказало огромное влияние на последующею историю.

Список используемых источников

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 году в городе Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, 1788 году был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 года работал домашним учителем, далее служил директором гимназии Нюренберге. С 1801 года преподавал в Ненском университете. С 1816 года Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 года - Берлинского, где некоторое время был и его ректором.
Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Философия права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность.
В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.
Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.
Высшим моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств.
В данной работе основные вопросы Гегелевской философии о государстве и
праве.

Метод философии права Гегеля


Философия права Гегеля

Философское учение Гегеля о государстве

Заключение

Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.
В работе исследуются основные проблемы философии права Гегеля, ее связи с предшествующими философскими и юридическими учениями о праве и государстве, направления ее последующих интерпретаций XIX – XX вв.
Гегель, говоря о том, что философия способна лишь понять, но не омолодить некую устаревшую форму жизни уходящую в прошлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков после начала своего полета эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов приобретал все новый и новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не исчерпана, поскольку жизнь гегелевской философии права - в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью - продолжается.

Список использованной литературы:

1.Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт
философии. Из-во “Мысль”, Москва - 1990 г.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) - выдающийся представитель немецкой классической философии XIX века. Его система учений легла в основу философской мысли всего мира.
Гегельянство было основано на философии предшествующих мыслителей, в особенности на идеях ионийских натурфилософов и взглядах И. Канта.

Уровни развития права

Гегель выделяет три основные формы конкретизации свободной воли, которым соответствуют три уровня развития права: абстрактное право, мораль и нравственность.

  • Сфера абстрактного права есть выражение воли непосредственной и абстрактной. К данной сфере относится рассмотрение проблем собственности, договора и неправа.
  • Моральная сфера - право субъективной воли по отношению к праву мира. Здесь рассматриваются умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть.
  • В нравственной сфере две предшествующие абстрактные формы объединяются. В данной сфере рассматриваются положения о семье, гражданском обществе и государстве.
  • Идеи права – свободы на стадии объективного духа.
  • Особого права - определенной ступени и формы свободы.
  • Иерархии реализованных прав (мораль, семья, общество, государство).
  • Позитивного права - права как закона, являющегося разновидностью особого права.

Различение права и закона, по Гегелю, не ведет за собой их противопоставления. Философ говорит о том, что суть права может быть искажена в процессе его нисхождения от абсолютной до позитивной формы законодательства, поэтому не все законы человеческого общества являются правом.

К сфере неправа Гегель относит неправду, обман, принуждение и преступление. Преступление Гегель рассматривает в качестве сознательного нарушения права, а наказание - не только как средство восстановления этого права, но и права преступника, заложенного в преступлении. Снятие преступления через наказание приводит к морали.
Мораль и абстрактное право - два односторонних момента, приобретающие свою конкретную реализацию в нравственности, а свобода - в семье, гражданском обществе и государстве.

Семья, гражданское общество и государство

В устройстве гражданского общества Гегель выделяет сословия:

  • Субстанциальное (землевладельцы—дворяне и крестьяне).
  • Промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники).
  • Всеобщее (чиновники).

Мировая история

Мировая история рассматривается немецким идеалистом в качестве прогресса в осознании степеней свободы, составляющей нравственную человеческую сущность. Это осязание и становится причиной постепенного освобождения человечества. На этом основании Гегель делит историю человечества на периоды восточного, античного и германского миров. Восточный мир не осознавал свою свободную сущность, по этой причине на Востоке процветало рабство. Античные Греция и Рим представляли собой фазу постепенного осознания своей свободы, именно это обстоятельство позволяло порабощать гражданам античных стран, как представителей соседних народов, так и своих соотечественников. Подлинную свободу, вытекающую из осознания духовной сущности, представляет только германский, европейский или христианский мир. Совершеннейшей реализацией политической разумности для Гегеля была Пруссия.

Политика-правовая система

Гегель являлся сторонников конституционной монархии, которая должна быть основана на разделении властей:

  • Верхняя - королевская власть государя.
  • Средняя - правительственные чиновники.
  • Нижняя - законодательный двухпалатный парламент, в котором верхняя палата — наследственная, а нижняя — выборная.

Политико-правовая система Гегеля основывается на объективных закономерностях всемирного развития и доказывает, что господство права во всех сферах общественной жизни, обеспечение равенства всех перед законом, недопущение пропасти между социальным и материальным положением верхов и низов - залог процветания государства и благополучия его граждан.

Большое влияние на взгляды Гегеля оказала Французская революция — главное всемирно-историческое событие той эпохи. Антифеодальный и антидеспотический

характер этой революции, ее первые шаги, идеи 1789 г. вызвали восторг и восхищение молодого Гегеля. вместе с тем для него характерно уже в эти годы резко отрицательное отношение к последующим этапам развития французской революции, к якобинскому террору. Такой подход к французской революции в принципе характерен для Гегеля и в последующие годы.

Политико-правовой проблематике была посвящена первая публикация Гегеля в 1798 г.— перевод и комментарии к работе швейцарского адвоката Ж. Карта, представлявшей собой критику бернской олигархии[1]. В своих комментариях молодой гегель остро критикует деспотический произвол и беззаконие в деятельности бернских властей, форму правления, не основанную на конституции, принципе разделения властей, гражданских законах.

Многие проблемы философско-правового профиля освещались Гегелем и в ряде других лекционных курсов, в частности в лекциях по истории философии, эстетике, философии религии и философии истории. Примечательно, что вся всемирная история трактуется им под философско-правовым углом зрения — как прогресс в сознании свободы и ее объективации в политико-правовых формах и институтах[12].

дается через раскрытие диалектического движения понятия права от его абстрактных форм до конкретных — от абстрактного права к моральности, а затем к нравственности (семье, гражданскому обществу и государству).

Идея права как предмет философии права означает единство понятия права и наличного бытия права, получаемого в ходе осуществления, объективации понятия права. Для понимания права важны как момент саморазвивающегося понятия права, так и система наличных определений права, которая получается в ходе осуществления понятия. «Структура, которую понятие сообщает себе в процессе своего осуществления,— отмечает гегель,— есть другой существенный для познания самого понятия момент идеи, отличный от формы, которая есть только понятием[18].

Читайте также: