Сочинение галимжан ибрагимов эсэрлэре буенча

Обновлено: 05.07.2024

Ызыл ччклр
Г. Ибраимов татар прозасыны чишм башында тору
чылардан.
Гасыр узгач та, ул иат иткн срлрне популярлыгы
кимеми, дипне сйлм матурлыгы кннн-кн шакка
тыра.
Без зебез белн булган вакыйгаларны еш кына башка
ларга сйлибез, кайвакыт хатларга салабыз, мма бик сирк
лребез ген язучы булып кит. Матур итеп сйл, язу оста
лыгы ркемг д бирелмгн шул. леге слт шул ук ва
кытта кешене з телен ни дрд яратуын, миллтен ни
дрд хрмт итен д крстеп тора.
Бхссез: Г. Ибраимов зур талант иясе. гр без ул
иат иткн срлрне телен йрнск, аларны трле
суртл чараларына байлыгын крербез. Кызыл ччклр
д н шундыйлардан.
Язучы шактый тармаклы сюжетка ия бу срне хикя
ген дип атый м башына: Кызыл ччклр хикясе
якты, азат кннр чен крш юлында лак булган ип
тшлрг багышлана, дип язып куя. леге эпиграфтан
ук дипне яа тормыш очен кршчелрне кызы л
ччклрг тилве, аларга кызыл ччклр китере ала
шыла. Гадтт, яу кырында лгннр каберен кызыл кан
ферлр салалар.
Кызыл ччклр образы срне кенечле язмышлар ха
кында булачагына да ишарли сыман. Кызыл тсне крш
тсе, кан тсе булуы безне ммбезг мгълм, шунлыктан
эпиграф булмаса да, без хикя д канкойгыч вакыйгалар
турында сйлнчген фаразлар идек.
Г. Ибраимов, срне тэсирен кчйт, мгънсен ки
йт максатыннан, борынгыдан килгн традици
ялрг д ияреп, укучыга и элек з тормышын
нан кечкен ген бер хикят сйли. Ул аны тари
хи вакыйгаларга бйле рвешт исен тшер ке
бек.
ср герое пира вакытта авыл аша узып баручы бер моса
фир аа бер уч тутырып орлыклар бир, аларны ччрг,
карарга, стерерг, рчетерг киш ит. Бтен авыл, тир-
як озакламый кып-кызыл ччклрг кмел.
Элекке вакытларда яхшылык таратып, нр йртеп,
белем лшеп йрче мгърифтчелр булган. Карт миа
н шундый бер кеше дип алашыла. Язучы бу очракта
игелекле эшлрне, булышлык итс, ки таралуын ала
тырга тели.
Согы вакытта срдге кызыл ччклрне ямьсезлп
алатучылар да юк тгел. Анда ч тарату, терешлр бил
гесе крлр, бит дип бу ччклрг бары тик яхшы эшлр
мгънсе ген салган м революцияне д изге гамлдн,
аны хакындагы фикерне таратучыларны да яхшы ке
шелрдн санаган. Кызыл орлыкларны чччелрне днья
ны шакшыдан, чптн арындыручылар, кешелр келен
два алып килчелр, аларга ярдм кулы сузучылар дип
санаган ул.
Башлангыч срдн дрес фикер чыгаруга юнлеш бир
д инде. Мин, заманга ярашу чен, китапларда язучы уз
дырган фикерне бозып алатуны яратмыйм. Аны белн
килешмск, язучы кебек уйламаска ммкин, мма аны
ни хакында йтерг телгнен алауга ирешерг кирк.


Хотите услышать интересный рассказ на татарском языке? Сегодня мы поговорим о человеке с большой буквы, который жил не в самое лучшее время, но который сумел пронести свои идеи сквозь время и достучаться до потомков. Для того чтобы лучше познакомиться с этой личностью, сначала разберемся в биографии татарского мальчика, который вырос в семье муллы.

Первое знакомство

Галимджан Ибрагимов – это известный татарский писатель, который считается зачинателем татарской литературы советского периода. Является героем труда. По политическим причинам был репрессирован, но в 1955 году его реабилитировали. Он стоял у истоков татарского литературного дела, а кроме того, был выдающимся человеком, который действовал и не боялся говорить, когда стоило молчать. Каждый должен знать о таких людях, которые строят свою эпоху. Галимджан Ибрагимов – это человек из той породы, которая не может терпеть несправедливость и смело кидается в бой.

галимджан ибрагимов

Галимджан Ибрагимов: биография

Мальчик был рождён 13 марта 1887 года в деревне Султанмуратово Уфимской губернии. На сегодняшний день эта территория является Аургазинским районом Республики Башкортостан. Мальчик родился в семье муллы. Как известно, это служитель мусульманского культа. Российская империя называла муллами не только знатоков мусульманских традиций, но также образованных людей и учителей. Если смотреть на факты, то можно понять, что в России мулла приравнивался к священнику, и неспроста. Каждый из них состоял при определённой мечети, при этом их деятельность четко регулировалась указами чиновников. При этом на Кавказе муллой называли духовенство низшего ранга.

татарские писатели

Биографические данные о писателе весьма скудны, так как он не любил публичности и мемуаров не писал. При этом история всё же сохранила основные заслуги татарского писателя, за которые его следует уважать и ценить.

Учёба

медресе галия

Профессиональная деятельность

рассказ на татарском языке

Книги по лингвистике

уроки татарского языка

Преподавание

Начиная с 1913 года писатель начал совмещать свою литературную деятельность с преподавательской. Это было вызвано простой житейской необходимостью иметь какие-то деньги для существования. Преподавательскую карьеру он начал в своей первой и родной школе. Он преподавал уроки татарского языка, которые давались ему великолепно. Он был мастером слова. Галимджан Ибрагимов не только отлично знал свой язык, но также умел блестяще подать материал для детей, которые только начинали изучать азы.

Революционная деятельность

Как уже было сказано ранее, герой нашей статьи занимал активную жизненную позицию и никогда не молчал, когда происходила некая несправедливость. В 1912 Ибрагимов переехал в Киев. Вскоре после его приезда в городе образуется тайная мусульманская организация, которая действует против интересов правительства. Через некоторое время выясняется, что ее лидером был Галимджан. В следующем же году его арестовывает полиция, но уже скоро отпускает по причине недостаточного количества прямых улик. Несмотря на то что молодого человека отпустили, он ещё длительное время находился под бдительным присмотром.

Ситуация в стране периодами накалялась. Понятное дело, что полностью выразить свое негодование в действиях было невозможно, так как это было равносильно составлению собственного приговора. Из-за этого взгляды и мысли писателя полностью отразились в его литературном творчестве.

галимджан ибрагимов биография

Его деятельность заметили политические активисты, которые получали всё больше власти, и в 1917 году писателя пригласили во Всероссийское учредительное собрание.

Творчество

Всё творчество Ибрагимова можно разделить на несколько вех: учебная литература, романы, повести и пьесы. Рассказ на татарском языке от этого писателя – это некая дверка в совершенно иной мир, где правит сила слова и величие голоса. Для того чтобы понять, как писал этот оригинальный и талантливый человек, следует прочесть хотя бы одно его произведение – тогда всё сразу станет понятным. Его книги понятны детям и взрослым. Более того, они одинаково интересны всем возрастным категориям. Переводы на русский язык его трудов были сделаны гораздо позже, чем написаны сами работы. Разница буквально в 20-30 лет. Это вызвано тем, что во время написания книг Ибрагимова запрещали читать, а полиция сделала всё для того, чтобы такое имя вообще забыли.

После революции

После революции Галимджан продолжал свою деятельность дальше. Он всё также преподавал уроки татарского языка и обучал детей правильному произношению. С 1920 по 1924 годы он был сотрудником издательского отделения и преподавателем в Коммунистическом университете в Казани. Как можно заметить, Галимджан Ибрагимов, биография которого не сильно пестрит фактами, всё же никогда не сидел на месте. Жизнь его постоянно проходила в движении, он часто менял места работы. Кроме того, он всегда был на виду у власти, так как его деятельность нередко противоречила политике партии.

изгнание из медресе заки шакирда

В 1925 году он стал председателем Академического центра при Наркомате просвещения. Вплоть до 1937 года он был заместителем председателя Мусульманского комиссариата.

Арест

Спокойная жизнь и работа продлились недолго. В августе 1937 года Ибрагимов был арестован. Это произошло в красивом городе Ялте. Всё случилось быстро: сначала его сдали в городской отдел полиции, а затем доставили в Казань. Здесь его заперли в тюремной больнице, как говорится, без суда и следствия. К сожалению, это не просто речевой оборот, а реальность. Суда никто не проводил, и приговора не было. Просто в один прекрасный момент все книги писателя были удалены из библиотек, а его имя стало запрещено вспоминать. Вот так просто всё делалось: раз - и нет больше такого человека.

Говорить наверняка сложно, но вскоре писатель умер. 21 января 1938 года его не стало. Было ли это последствием пыток и издевательств или же естественной смертью - трудно сказать, так как вся информация засекречена, и даже самые близкие люди Ибрагимова не знают, как всё обстояло на самом деле. Эта история закончилась очень печально, хотя человек прожил достойную жизнь. Существует много разных мнений о том, почему Ибрагимов так рано и так быстро умер. Узнать точную причину смерти великого человека вряд ли когда-то удастся. Только после кончины писатель был реабилитирован, в принципе, как и многие другие люди, имя которых было стёрто со страниц истории.

Память

Галимджан Ибрагимов, биография которого закончилась весьма трагично, всё же увековечен в культуре. В Казани установлен посмертный памятник писателю, который расположен на Арском кладбище. Также именем Ибрагимова назван Казанский институт и проспект в городе. В 1987 году в родном селе активиста открылся музей его имени. В Казани установлен бюст писателя и есть действующая гимназия его имени. В честь этого человека также названа улица в Уфе, и там же можно увидеть мемориальную доску. Татарский художник Ханиф Хабибрахманов сделал барельеф Галимджана.

Содержание

Да и пара вы, говорят, очень удачная — красивая да работящая. Живём мы и вправду хорошо. В деревне нас другим в пример ставят. Мать счастью нашему не нарадуется. Скоро и маленький появиться должен. Вчера всю ночь с Асмой глаз не сомкнули, все о ребёнке говорили. Сам я хочу дочку и чтобы на Асму была похожа. А она говорит: «Пусть будет мальчик и чтобы вылитый ты.

Тётушка Фархи — полная противоположность такой характеристики. Она весела, жизнерадостна и уверена в себе. Характерна её речь: «- Ты, — говорит она, — видно, боишься девок?! Твои дружки, глянь-ка, давно уж детьми обзавелись… Долго ли нам ждать.

Вот дочка у деда Шахи, как яблочко наливное, и работящая — первая в деревне. Красотою и статьювсем взяла, давай не зевай, девка в самом цвету… А приданого-то… видимо-невидимо, как говорится, в дом не уместится…". Речь тётушки изобилует просторечиями, афоризмами, меткими словечками и характеристиками. При этом она мудра и проницательна, способна разрядить напряжённую атмосферу

На третий же день они воркуют, словно голубки. Такие пары живут доверяясь более инстинкту, чем разуму. И в этом отношении их тоже можно назвать детьми природы. А вот два парня повздорили на покосе из-за давнего конфликта на природе. Зной ужасный, и одному из них становится плохо.

И вот уже все суетятся вокруг него, приносят воду (а ведь идёт пост — пить и есть можно только вечером) и увозят домой, чтобы он отлежался в холодке. Да, бывают и ссоры, и драки, как в любом социуме, но более всего автор старается показать духовную и внешнюю красоту народа в их совместном труде. Вот люди собрались на помощь одинокой старушке, из-за старости уже не могущей справляться с обычными делами. Работа закипает, и никто не злится, что оторван от обычных дел, а наоборот, собравшиеся получают моральное удовлетворение: «…Как бы краснеть не пришлось. Делать нечего, мы тоже взяли в руки серпы. Просо высокое, нагибаться не надо, спина вряд ли заболит…

Работать одно удовольствие". Ибрагимову удаётся через мировосприятие героя показывать взаимоотношения разных людей. Небольшие зарисовки, короткие замечания, меткие наблюдения — и читателю нарисована яркая картина. Интересно показаны взаимоотношения молодёжи — парней и девушек: «Впрочем, помочь и работой-то назвать нельзя — смех да шутки вокруг… Есть тут и певцы, и мастера побалагурить. Иной раз запоют частушку — аона колючая, девушек за живое берет. Те, конечно, в долгу не остаются, отвечают ещё хлеще.

Бывает, и протяжную затянут, все вместе…". Очень многое можно почерпнуть из этого маленького эпизода. Живой, разнообразный, весёлый и талантливый народ, который и работать умеет, и к живой беде отзывчив. А ещё эти люди — носители народной культуры. Сколько, наверное песен можно услышать от них, сколько шуток и прибауток, пословиц и поговорок можно узнать. Перебрасывание частушками между парнями и девушками — это обычная пикировка молодых людей, своеобразная проверка характеров, а переход к протяжной песни — истинное раскрытие лирической души народа, стремление обрести настоящую любовь. Помочь для этих людей — естественное дело. Именно благодаря помочи герой и героиня сближаются, и как будто в благодарность за добрые дела Бог благосклонно посылает им такое прекрасное чувство: «Случилось так, что только нырнул я в заросли, как передо мной возникла Асма.

Система образов рассказа выстроена таким способом, что главной центральной точкой в ней является лирический герой Хафиз, толчком к его действиям является Асма, а яркая галерея образов односельчан героя является как бы обрамлением мира, в котором существует герой и его любовь. Любовь и труд, труд и любовь — вот чем живут эти люди, которых с такой любовью, подчас юмором описывает Ибрагимов. Они — настоящие дети природы — искренние, в чём-то простые, в чём-то загадочные, и нет им жизни без их родной земли, из которой они произрастают. Заключение

По типу художественного мышления натурализм в творчестве Галимджана Ибрагимова реализовался в двух типах — реалистическом и романтическом. Свой творческий путь он начал как реалист-бытописатель с рассказа «Изгнание шакирда

Бикмухаметов Р. Галимджан Ибрагимов // Вместе с народом / Р. Бикмухаметов. — М: Советский писатель, 1959

Бурнаш Ф. Избранные статьи / Ф. Бурнаш — Казан: Тат.кит. нэшр., 1978

Ганиева Р. Татарская литература: традиции и взаимосвязи / Резеда Ганиева. — Издательство КГУ, 2002

Галимуллин Ф. Г. Эстетика / Ф. Г. Галимуллин . — Казань: Мэгариф, 1998

Губайдуллин Г. Новые произведения Галимджана Ибрагимова / Г. Губайдуллин // Вестник научного общества татароведения, 1925

Гуляев Н. А. Теория литературы // Н. А. Гуляев . — М.: Высшая школа, 1977

Ибрагимов Г. Собрание сочинений. — Т.

Ибрагимов Г. Адэминэр / Галимждан Ибрагимов. — Казань: Татарстан, 1998

Ибрагимов Г. Эсэрлэр

СигезТомда. Хикэялэр (1907 — 1929) / Г. Ибрагимов. — Казан: Тат.кит. нэшр.,

1974. Т. 1. Катаев В.

Б. Натурализм на фоне реализма (О русской прозе рубежа XIX — XX вв.) / В. Б. Катаев // Вестник Московского университета.

Серия 9. Филология. — М., 2000.

— № 1.Миловидов В. А. Романтический натурализм (проблемы стиля). Проблемы взаимодействия литературных жанров и стилей в зарубежной литературе XIX — XX вв. //

В. А. Миловидов. — Калинин: КГУ, 1990

Миловидов В. А. Поэтика натурализма. / В. А. Миловидов . — Тверь: ТГУ, 1996

Родина Т. Натурализм и антинатурализм. / Т. Родина // Вопросы эстетики. Выпуск 2. — М.: Искусство, 1971

Саляхова З. Г. Натурализм в творчестве Галимджана Ибрагимова. — Автореферат на соискание степени кандидата филологических наук. — Казань, 2004

Ибрагимова «Изгнание Закишакирда из медресе"/ З. Г. Саляхова // Ученые записки преподавателей факультета татарской филологии и истории Казанского государственного университета (2002) — Казань, 2002. — С. 149−159 .Саляхова З. Г. Свойство олицетворения натуралистических приемов в произведениях Г. Ибрагимова / З. Г. Саляхова // Милли мэдэният. — 2003.— № 3. — С.69 — 70. Толмачёв В. М. Натурализм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / В.

Ибрагимов Галимджан Гирфанович

Российская Империя в годы своего заката отличалась закостенелой системой управления. Считавшиеся политически неблагонадежными люди, особенно из национальных окраин, практически не могли получить образование или изменить общественный статус. Ситуация изменилась в первые годы Советской власти после Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года.

Бунтарское детство

Будущий известный татарский литератор и общественный деятель родился в семье деревенского муллы 12 марта 1887 года в деревне Султанмуратово. В царской России это была Уфимская губерния, Стерлитамакский уезд. В современное время – Республика Башкортостан, Аургазинский район.

Галимджан Ибрагимов в 1913 г.

Галимджан Ибрагимов в 1913 г.

Многообразие взрослой жизни

В этот период молодой человек увлекся политической деятельностью, активно участвуя в создании партии татарских социал-революционеров (эсэров). Уже после революции он вошел в состав Комиссариата, который занимался вопросами мусульман России.

Галимджан Ибрагимов в молодости

Галимджан Ибрагимов в молодости

В 30-х годах занимал ряд руководящих должностей одного из наркоматов и проводил преподавательскую работу в Казанском Коммунистическом университете.

Вместе с тем талантливый человек много и плодотворно писал. Его произведения имели разный объем и тематическую направленность. Заметен вклад Ибрагимова в теорию татарской литературы и языковедения. Неоценима его работа и на поприще журналистики. По инициативе Галимджана Гирфановича и при его непосредственном участии было создано несколько газет и журналов. В знаменательных датах его биография выглядит так:

Галимджан Ибрагимов в 1932 г.

Галимджан Ибрагимов в 1932 г.

Немного шпионских страстей

Историки называют этого человека суперменом своего времени. На то были свои причины. Он всегда был бунтарем с интеллигентскими привычками. Очень характерен для него факт из биографии. В разгар гражданской войны отважного татарина отправили в тыл колчаковских войск. Он сменил внешность, имя и под видом переводчика на участке одной из дивизий перешел фронт. Сначала он изображал перевозчика воды, потом ямщика. Под конец, с раздобытым свидетельством на торговлю Ибрагимов колесил по Уралу и Сибири, собирая необходимые разведывательные сведения. Параллельно отважный разведчик вел агитацию среди населения за большевиков.

Близкий человек и в беде рядом

Напряженная работа во всех сферах деятельности подорвала здоровье мужчины. В марте 1927 года он заболел туберкулезом. В связи с этим фактом Галимджан Гирфанович переехал в Ялту. Там свои последние 10 лет жизни он посвятил борьбе с болезнью. С 1933 года Ибрагимов был женат на Хадиче Мухаметовне Фаткуллиной. Самоотверженная женщина жила и ухаживала за больным Галимджаном. Она была рядом с ним в момент, когда прикованного к постели больного писателя пришли арестовывать.

Заключение

Историки отмечают, что далеко не до конца оценен вклад Галимджана Ибрагимова в создание республики Татарстан. Многие из ученых признают за ним первенство в высказывании самой этой идеи. Несомненно, этот выдающийся общественный деятель приложил массу сил для создания Татарской автономии.

Писатель Галимджан Ибрагимов

Писатель Галимджан Ибрагимов

Читайте также: