Сочинение функции знаков препинания в простом осложненном предложении

Обновлено: 08.07.2024

В простом предложении (ПП), ничем не осложненном, не требуются никакие знаки препинания. Об осложненном ПП говорят, если в структуре есть:

  1. Однородные (ОЧП), второстепенные или входящие в грамматическую основу.
  2. Обособленные ЧП. Это второстепенные – определения (выражены прич. оборотом или прилагательным), обстоятельства (в структуре это деепричастие, одиночное или в обороте), дополнения. Приложения как разновидность определения тоже требует обособления в ряде случаев.
  3. Сравнительные обороты.
  4. Уточняющие ЧП, главные или второстепенные.
  5. Вводные слова, предложения.
  6. Вставные конструкции.

Осложненное ПП анализируют, чтобы правильно расставить знаки препинания. При однородных ЧП ставят или не ставят запятую. На выбор влияет компоновка ОЧП и союзное/бессоюзное соединение элементов перечисления.

Однородные члены предложения

ОЧП относятся к одному слову, если это второстепенные ЧП, отвечают на один вопрос. По сути, представляют собой перечисление, количество элементов которого не ограничено. В одном ПП возможно несколько рядов однородных ЧП. Каждая цепочка требует отдельного анализа для расстановки знаков препинания.

В одном ПП возможно несколько рядов однородных ЧП.

В примере – три ряда ОЧП (определения, подлежащие, сказуемые).

Ставить запятую надо

ОЧП разделяют запятыми, когда:

  • между элементами перечисления нет союзов (веселые, азартные, легкие на подъем);
  • служебное слово повторяется (руководителиштаба, иактивисты, извеньевые);
  • бессоюзное соединение ОЧП сменяется перечислением с повторяющимся союзом (руководители штаба,начальникиотрядов, иактивисты, извеньевые);
  • используют составные союзы (не толькоруководителиштаба иактивисты, но и звеньевые);
  • Если связка ОЧП с союзом в предложении повторяется, то между блоками знаки ставят так же, как между простыми ОЧП, а внутри блока запятая не нужна (веселые и азартные, легкие на подъем и трудолюбивые).

Все случаи постановки знаков препинания при ОЧП с примерами.

Теперь море сияло уже не сплошь, лишь в нескольких местах.

Если в осени первоначальной короткая, но дивная пора…

На взгляд-то он хорош, да зелен.

[ О, да (=но) О ]

Да, это был прекрасный, хотя и несколько печальный город.

Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы!

[ и О, и О, и О ]

Известно, что цветут лучше всего собирать или утром, или вечером.

[ или О, или О ]

С чужими я либо робел, либо важничал.

[ либо О, либо О ]

Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем ваших.

[ как О, так и О ]

Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.

[ не только О, но и О ]

Он рощи полюбил густые, уединенные, тишину, и ночь, и звезды, и луну.

[ О, О, О, и О, и О ]

Ставить запятую нельзя

Два однородных, между которыми одиночный союз, завершают цепочку перечисления или стоят особняком – это единственная ситуация, когда между ОЧП, не объединенными в повторяющиеся блоки, знаки ставить нельзя.

Остальные примеры из таблицы не относятся к однородным, но напоминают эту структуру, поэтому, анализируя строение ПП, учитывают фразеологизмы и другие цельные выражения, в которых при повторяющихся словах и союзах знаки ставить нельзя: и стар и млад, ни жив ни мертв и др.

В окно виден широкий луг, речка и лес позади неё.

Принёс он смертную смолу да ветвь с увядшими листами…

Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.

На бесконечном, на вольном просторе шум и движенье, грохот и гром.

[ О и О, О и О ]

Бегут говорливые дроги ни шатко ни валко, как встарь.

[ ни О ни О ]

Запоминай!

  • ни то ни сё,
  • и так и этак,
  • ни тот ни другой,
  • ни да ни нет,
  • и день и ночь
  • и стар и млад,
  • и смех и горе,
  • ни жив ни мёртв,
  • ни взад ни вперёд,
  • ни рыба ни мясо,
  • ни дать ни взять.

Запятая не ставится также между двумя однородными членами предложения, соединенными повторяющимся союзом и образующими тесное смысловое единство.

Обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов, например: Были и лето и осень дождливы.

Отдельные правила оформления для слов, являющихся ОЧП или подобных им:

правила: два сказуемых, сливающихся в одну целую смысловую единицу (ждем не дождемся);

Определения: однородные и неоднородные

Запятые между определениями вызывают затруднения, так как не всегда эти ВЧП однородные:

Запятые между определениями вызывают затруднения, так как не всегда эти ВЧП однородные:

Другие знаки препинания

ОЧП, при которых есть обобщающее слово (ОС), оформляют с помощью двоеточий или тире. Эти знаки зависят от взаимного расположения ряда ОЧП и (ОС), а запятые между элементами перечисления ставят строго по правилам, приведенным выше.

Двоеточие ставится:

  1. После обобщающего слова перед однородными членами.
    • Питаются бобры исключительно растительной пищей: болотными и луговыми растениями, водорослями, осокой, корою деревьев.

  2. Перед однородными членами при отсутствии обобщающего слова в научной и деловой речи.
    • Собрание постановляет: а) отчёт утвердить; б) внести в решение соответствующие дополнения.

  3. При перечислении, находящихся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно.
    • Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Н. Гоголь)

Тире ставится:

  1. Обобщающие слова, стоящие поле ОЧП, отделяются от них ТИРЕ: Поручни, компасы, бинокли – всё это было медное.
  2. Если перед обобщающим словом имеется вводное слово, то запятая перед вводным словом опускается: В вестибюле, в коридоре – словом, всюду толпились люди.
  3. ТИРЕ ставится после ОЧП, если ими предложение не заканчивается: Повсюду: в клубе, на улицах, в домах – происходили шумные разговоры.

Не так часто, но встречаются предложения, в которых ОЧП выражены парой слов – контекстуальных антонимов. Это противопоставление подчеркивает тире между ОЧП: Не рощица – непроходимая чаща стояла на пути.

В таких предложениях тире (для проверки) заменяют противительным союзом (не рощица, а непроходимая чаща).

Во-первых, к ним относятся однородные члены предложения и обособленные члены предложения.

  • Я купил хлеб и молоко;
  • Геолог, он объездил всю страну.

Во-вторых, слова и словосочетания, не являющиеся членами предложения и не входящие в его структуру: вводные и вставные конструкции, обращения и междометия.

  • Может быть, он дома;
  • Летите, голуби, летите;
  • Увы, все пропало!

Общие правила

Знаки препинания в осложненном предложении:

1. Запятая (две запятые) в осложненном предложении:

…Козак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе (А. Пушкин). Еловый лес самый угрюмый, зато и самый величественно тихий (Н. Никонов).

Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо (И. Тургенев)

Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (А. Чехов).

Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потоплённые луга (А. Пушкин).

Ключница его, красивая женщина лет тридцати, из русских, ходит в шёлковых платьях и носит золотые кольца и серёжки (И. Тургенев)

Он, художник, никогда раньше не видел такого разнообразия красок (К. Паустовский).

Мы сидели под берёзой четыре часа, отдыхая и наслаждаясь отдыхом (В. Солоухин).

Снег, словно мёд ноздреватый, лёг под прямой частокол (С. Есенин).

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России (М. Салтыков-Щедрин).

Потом сразу, одним ударом, из леса выдохнуло дым (К. Паустовский).

Этот сорт яблок был скороспелый, или, как говорят садоводы, ранный, то есть самый подходящий для детей (В. Солоухин).

Природа многим одарила человека, и в том числе магией слова (В. Кугультинов)

Как хорошо ты, о море ночное… (Ф. Тютчев) Да, такова была моя участь с самого детства! (М. Лермонтов)

Ох, как же я вернусь в дом, прямо не знаю (К. Паустовский)

2. Тире (два тире) в осложненном предложении:

Жизнь — это гармония. И жить — значит не нарушать гармонии (К. Федин).

Обычное луговое разнотравье да низкий кустарник посреди долины — вот и весь пейзаж (В. Солоухин)

На крокетной площадке, на лужайке, в беседке — всюду та же неприязненная тишина (В. Катаев)

В углу гостиной стояло пузатое бюро на пренеле- пых четырёх ногах — совершенный медведь (Н. Гоголь).

Какая-то ненатуральная зелень — творение скучных беспрерывних дождей — покрывала жидкою сетью поля и нивы (Н. Гоголь)

3. Двоеточие (двоеточие и тире) в осложненном предложении:

при однородных членах предложения (после обобщающего слова перед перечислением)

Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (К. Паустовский).

Суворов развивал в русском солдате лучшие его качества: выносливость, умение совершать длительные и быстрые переходы, воевать в любой обстановке, в любых условиях, стойко и мужественно переносить все лишения и невзгоды боевой жизни (М. Бубеннов)

При однородных членах предложения (после обобщающего слова; после ряда однородных членов перед продолжением предложения)

Везде и всюду: в поле, в лесу, в лугах — всё зазеленело и расцвело (М. Пришвин).

И всё это: огромная и пышная вершина клёна, светло-зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черёмух, солнце, синева неба — всё поражало своей густотой, свежестью и новизной (И. Бунин)

4. Восклицательный знак в осложненном предложении:

5. Скобки в осложненном предложении:

Цезарь (так звали льва в зверинце) спит и тихо взвизгивает (А. Куприн)

Обратите внимание! Структура простого предложения может осложняться различными конструкциями.

Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Структура простого предложения может осложняться различными конструкциями.

Знаки препинания при уточняющих членах предложения. Основные правила:

1. Обособляются и выделяются запятыми

Вверху, над вершинами дубов, где ровно синела глубина неба, собирались облака.

Это было глубокой осенью, в холодный и сумрачный день.

В то время, именно год назад, я ещё сотрудничал по журналам.

По всей ширине Лены торчали в разных направлениях огромные льдины, или, по местному, торосъя.

Уже на Кавказе я узнал, и то не от капитана, что он был четыре раза тяжело ранен.

Рассказы были крайне любопытны, даже с драматизмом, и производили сильное впечатление.

В людях есть много благородства, много любви, самоотвержения, особенно в женщинах.

Некоторые казаки, и Лукашка в том числе, встали и вытянулись.

2. Не обособляются

Кибитка ехала по узкой дороге, или, точнее, по следу, проложенному крестьянскими санями.

Голос или, скорее, шёпот был едва слышен.

3. Уточняющие члены предложения могут выделяться ТИРЕ.

Пунктуация в осложнённом предложении

Предложения с вводными и вставными конструкциями

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения, с вводными и вставными конструкциями (обращениями).

Вводные конструкции

Вводные конструкции чаще всего выделяются запятыми:

  • Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы… (М. Лермонтов)

Вводные конструкции, стоящие непосредственно после союза, отделяются от него запятой:

  • Ей надо передать ночью важное и, должно быть, невесёлое письмо (К. Паустовский).

Союз а может входить в структуру вводной конструкции, и тогда запятая после него не ставится:

  • Он не очень образован, а может быть, и не умён (А. Островский).

Если вводная конструкция (слово или словосочетание) стоит после ряда однородных членов предложения и предшествует обобщающему слову, то перед ней ставится тире, а после неё — запятая:

  • Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду… чувствовалось приближение осени (В. Арсеньев).

При сочетании двух вводных слов между ними ставится запятая:

  • Признаться, право, было б жаль мне опечалить их (М. Лермонтов).

Если вводное слово (сочетание) стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется:

  • Спокойно потягивает трубочку смуглый, коренастый капитан, по-видимому итальянец или грек(В. Катаев).
  • Я взял с собой непромокаемый плащ и резиновые сапоги до колен, в такую погоду просто незаменимые конечно(Л. Дмитриев).

Однако в середине обособленного оборота вводная конструкция выделяется запятыми по общему правилу:

  • Местность кругом была ровная, прятаться на ней было негде, за исключением, пожалуй, кустарника, росшего на опушке (Б. Полевой).

Пунктуация в осложнённом предложении

Вставные конструкции

Вставные конструкции выделяются тире или скобками:

  • Несмотря на быстрый ход поезда, можно было заметить под мостами мгновенные отблески звёзд в тёмной — не то болотной, не то речной — воде.
  • В одно ясное, холодное утро (из тех, какими богата наша русская осень) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом…

Если внутри вставной конструкции должны быть знаки препинания, они сохраняются, включая вопросительный и восклицательный знаки в конце вставной конструкции:

  • Всё помню: фонари на шторах… Здесь — рот, глаза, дрожанье плеч (и разноцветный писем ворох, напоминающий — не сжечь! )

Междометия

Междометия выделяются запятыми или после них ставится восклицательный знак (при восклицательной интонации).

  • Жизнь, увы, не вечный дар. Увы! Татьяна увядает: бледнеет, гаснет и молчит (А. Пушкин)

Не отделяются запятой междометия:

  • а) стоящие перед ты и вы, за которыми следует обращение. Ах ты, степь моя, степь широкая! Ах вы мои хорошие, заходите.
  • б) ах, ох, ух, эх, ай, ой, образующие цельные сочетания с другими словами. Ах я глупец! Ох эти пересуды! Ух и здорово! Эх и устал я! Ай какая ты! Ой как кольнуло!

Пунктуация в осложнённом предложении

Итак, простое осложненное предложение – это такая синтаксическая единица, в конструкцию которой, кроме обычных членов предложения, входят также другие конструкции без грамматической основы. Имеются в виду вводные слова, обращения и вставки.

Часто простые осложненные предложения путают со сложными, ведь они напоминают их по структуре, отличаясь вместе с тем по семантике.

Разница между сложным предложением и простым осложненным заключается в том, что у сложного две и больше грамматических основ, а у простого – только одна.

Таким образом, если найти подлежащее и сказуемое (или только один из этих главных членов, если речь идет об односоставном предложении), то легко определить, какое именно это предложение.

Каждый ученик знаком со знаками препинания: точкой, запятой, тире, двоеточием и даже многоточием. Роль пунктуации в предложении и тексте очень значительная, так как все эти знаки служат для выражения различной интонации и выделения смысловых оттенков.

Если бы в предложенном нам тексте не было бы тире (предложения №5 – №10), то мы не поняли бы, что перед нами диалог. Кроме того, в тексте множество восклицательных знаков (предложения №4, №8, №12). Автор передает чувство восхищения поступками героев рассказа.

Таким образом, пунктуация очень важна и нужна, потому что человек для точного выражения своих мыслей и разнообразных чувств обязательно использует знаки препинания.

Какова роль знаков препинания в тексте?

Очень часто на вопрос о роли пунктуации как системы знаков препинания в русском языке люди отвечают по-разному. Многие считают, что без правил пунктуации можно обойтись. Я же считаю, что роль знаков препинания в речевой практике чрезвычайно важна.

В соответствии с коммуникативными задачами и пунктуационными нормами они выполняют две основные функции: смысловую и интонационную, облегчая понимание письменного текста и помогая выразить темп, ритмику и мелодику речи.

Знаки препинания несут и смысловую нагрузку. Попробуем представить, что из предложения №7 исчезнут все знаки препинания. Тогда оно превратится в простой набор слов, лишенных смысла.

Значит, без пунктуации в языке не обойтись, так как знаки препинания помогают нам выражать свои мысли ясно и точно.

Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять.

Без запятых на письме не обойтись, так как они не только расставляют эмоционально-интонационные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

К примеру, в предложении №1 запятые помогают воспринимать и понимать информацию. Они разделяют однородные члены предложения, благодаря этому нам ясна смысловая связь между словами.

А в предложении №15 запятые помогают соблюдать правильную интонацию при чтении. Они выделяют обращение, а в устной речи мы используем звательную интонацию.

Итак, без запятых мы не сумели бы точно, ясно и понятно выразить свои мысли.

Пунктуация – это система правил постановки знаков препинания. Верно расставленные знаки препинания помогают прочесть и понять текст. Все они, в том числе и двоеточие, выполняют две функции: смысловую и интонационную.

Так, в предложении №8 двоеточие интонационно разделяет два простых предложения в составе сложного бессоюзного, в устной речи в конце сложного предложения мы используем интонацию разъяснения предыдущей части высказывания.

Двоеточие несёт и смысловую нагрузку. Если в предложении №4 вместо двоеточия поставить запятую, тогда обобщающее слово встанет в один ряд с однородными членами и потеряет обобщающий смысл.

Следовательно, двоеточие – очень важный пунктуационный знак препинания, без которого смысл высказывания был бы не ясен.

Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает правила постановки знаков препинания. Восклицательный знак, как и другие знаки препинания, выполняет важные функции: интонационную и смысловую.

Во-вторых, восклицательный знак помогает понять смысл высказывания. Если в предложении №6 знак завершения заменить на вопросительный знак, то смысл предложения изменится с утвердительного на вопросительный.

Таким образом, мы видим, что восклицательный знак обеспечивает пишущего эффективными возможностями для передачи различных смысловых и эмоциональных оттенков.

Можно ли представить письменную речь без тире? Так ли нужны нам эти непонятные палочки? А может быть, вполне возможно обойтись без них, облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Я считаю, что роль тире в речевой практике очень важна.

Тире, как и другие знаки препинания, помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Вот предложения №9 - №15, в которых тире используется для оформления диалога, нам ясно, кто из героев произносит определённые реплики.

Кроме того, тире выполняет и интонационную функцию. Например, в предложении №14 с помощью тире указывается на то, что в высказывании есть пропуск слова. Когда мы будем произносить это предложение, то обязательно сделаем паузу на месте тире.

Итак, тире – это не просто палочка, а очень важный знак препинания, без которого сложно обойтись.

Сочинение - рассуждение на тему "Функции знаков препинания в простом осложненном предложении"
Что такое пунктуация? Собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или "ноты письменной речи"?Как ответить на эти вопросы - каждый решает сам.
Я считаю знаки препинания "нотами письменной речи", потому что они выполняют важные функции.
Во - первых, они разделяют предложения в тексте, выделяют различные обороты ( причастные, деепричастные, вводные конструкции) , отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точки в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию (Листья кружаться в воздухе и медленно падают на землю.). Поставленное же в конце предложения многоточие позволяет выразить состояние человека, его задумчивость, погруженность в свои мысли, чувства ( Осень. ). Вопросительный знак в конце предложения предполагает наличие вопроса (Как долго простоит тёплая осенняя погода на дворе?) .
Во - вторых, запятые внутри простого предложения выделяют вводные слова и предложения, причастные и деепричастные обороты, обращения. Выделительные знаки помогают читателю соблюдать паузы при чтении. Пауза позволяет не только прочитать произведение с правильной интонацией, но и понять внутреннее состояние, чувства героя ( Я, гуляя в сентябре по березовой роще, задумываюсь о короткой красоте осенней природы.) .
Безусловно, без знаков препинания не обойтись : они руководят интонацией, помогают оформлять мысли, делают текст не бессмысленным набором слов, а доступным для чтения и восприятия.

С пунктуацией всё в порядке. Орфография:
(Листья кружатся (нет Ь) в воздухе и медленно падают на землю.) .

Композиция:
Во-первых и во-вторых повторяют информацию об оборотах:
Во - первых, они разделяют предложения в тексте, выделяют различные обороты ( причастные, деепричастные, вводные конструкции)
Во - вторых, запятые внутри простого предложения выделяют вводные слова и предложения, причастные и деепричастные обороты, обращения.

Нужно уточнить информацию о простом предл. , о разделении простых в сложном вообще нет в задании.

Все знаки препинания внутри простого осл. предл. передают логику предложения, связь между его частями, вносят дополнительную информацию, передавая оттенки смысла, выделяют в его составе специфические конструкции.
Во-первых, они выделяют обособленные члены предл. ( обос. определения, выраж. прич. об. , обособл. обстоят. , выраж. дееприч. об. , обособл. дополн. , выраж предложными сочетаниями) , вводные и вставные конструкции, обращения, междометия.
Во-вторых, знаки препинания выделяют однородные члены и обобщающие слова при них (запятые, двоеточие, тире)
В-третьих, помогают различить свои и чужие слова (предл. с прямой и косвенной речью, с цитатами)
Кроме того, выделительные знаки помогают читателю соблюдать паузы при чтении. Пауза позволяет не только прочитать произведение с правильной интонацией, но и понять внутреннее состояние, чувства героя (многоточие, свидетельствующее о прерванности речи или взволнованности героя, автора)
Таким образом, пунктуация организует семантику и логику речи .

Читайте также: