Сочинение философские взгляды базарова и их испытание жизнью

Обновлено: 30.06.2024

Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений


Сочинение по вашей теме Философские взгляды Базарова и их проверка жизнью в романе Тургенева Отцы и дети. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Отцы и дети > Философские взгляды Базарова и их проверка жизнью в романе Тургенева Отцы и дети

Сочинение на тему Философские взгляды Базарова и их проверка жизнью в романе Тургенева Отцы и дети, Отцы и дети

Важно обратить внимание на то, что И. С. Тургенев вовсе не выступает против сути этого течения, которое заключается в критическом оценивании прописных истин и суждений, вырабатывании собственной точки зрения по каждому вопросу. Автор ставит целью показать так называемый искусственный нигилизм, нечто, доведенное до абсурда.

Нигилизм Базарова - не здоровое сомнение в принятых истинах, а слепое отрицание всего, чем жили многие поколения людей. Но если разобраться с этим тщательнее, получается, что у Базарова есть принцип - отрицать принципы. Это совершенно не соответствует системе его убеждений и уже является достаточно серьезным противоречием. Базаров отрицает все, что считалось важным: и любовь, и искусство, и дружбу, и даже смерть.

Так ли пуста душа Базарова, как кажется? Вряд ли. Внутри него нет того равнодушия, которое он показывает окружающим. Нигилизм для него - в первую очередь способ возвышения над самим собой, в своих глазах. Это легко доказать тем, что у Базарова есть друг (несмотря на отрицание дружбы), а также тем, что у него появляется возлюбленная (несмотря на отрицание любви).

Получается, что нигилизм Базарова с его ценностями противоречит его действительному духовному миру. Но между тем, чтобы сказать добрые, ласковые слова Аркадию на прощание, и тем, чтобы сохранить свой авторитет нигилиста в глазах друга, Базаров выбирает второе. Он ни за что не хочет предать свои принципы и убеждения, даже несмотря на внутренний порыв искренности.

Сложнее Базарову противиться внезапно появившемуся любовному чувству к Анне Сергеевне Одинцовой. Он сам понимает, что терпит поражение, но ничего не может поделать. Для Базарова любовь - истинное чувство, которое, словно ураган, сметает все на своем пути. Этому чувству, по мнению героя, надо отдаваться полностью. Но такая глубина недоступна его возлюбленной, она не отвечает взаимностью на эту страсть и даже боится ее.

Любовь сметает в том числе и систему ценностей Базарова. Он понимает, что это вовсе не напускное чувство, что оно реально и он охвачен им. Нигилизм Базарова, который был для него смыслом его жизни, терпит крах, поэтому герою остается только одно - умереть.

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — "строительное искусство"). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову "архитектура". Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. "Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. "

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман "Рудин", начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа "Рудин" состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа "лишних людей", их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: ". Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали".

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая "образ и давление времени", он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, "было будущее России", на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность "быть передавателями цивилизации народу". Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, "лишними людьми".

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность "лишних людей". Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей "лишними" в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: "Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. "

В "Рудине" наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа "Рудин", — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле "Рудина".

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи "о значении просвещения и науки, об университетах. ". С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика "Современника" видела в "Рудине" новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: "При многих недостатках "Рудина" в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя".

отрицает вещи, которых не знает

или не понимает; поэзия, по его

мнению, ерунда; читать Пушкина -

потерянное время; заниматься

музыкою - смешно, наслаждаться

Евгений Васильевич Базаров - молодой нигилист, возвращающийся из Петербурга к своим родителям и остановившийся на время в доме отца своего друга. Тургенев описывает внешность главного героя так: "Длинное и худое лицо с широким лбом… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум". О мировоззрении Евгения мы узнаем во время его пребывания в доме Кирсановых.

В романе Тургенева "Отцы и дети" затрагиваются философские (то есть вечные, постоянно актуальные) проблемы, и тут Базаров доказывает, что он действительно нигилист (от латинского nihil - ничто): считая, что "в теперешнее время полезнее всего отрицание", он отвергает многие философские убеждения. О том, как проходят испытания взглядов Евгения жизнью, мы узнаем по ходу повествования.

Базаров преследует романтизм в любых проявлениях. Поэтому, когда Аркадий рассказывает ему историю жизни своего дяди, нигилист отзывается о любви так: "И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения". Последние его слова о любви в этом разговоре были такими: "Это все романтизм, чепуха, гниль, художество".

Главный герой относится к искусству так же презрительно, как и к любви. При этом он считает бесполезным творчество не только великих мастеров, но и художников-нигилистов, которые видят Рафаэля "чуть не дураком, а сами бессильны и бесплодны до гадости, а у самих фантазия дальше "Девушки у фонтана" не хватает". И о тех, и о других он отзывается: "По-моему, Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его".

Во время своего пребывания в доме Одинцовой Базаров в одной из бесед высказывает свое отношение к личности человека: "Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех… Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других". По его мнению, разница между "глупым и умным человеком", "добрым и злым" есть, но как "между больным и здоровым".

Естественно, такой материалист, как Базаров, и представить себе не может, что над судьбою каждого властны какие-то силы. Он считает, что только сам человек строит свою жизнь, от него она зависит, изменить свою судьбу под силу каждому, у кого есть на то желание.

Философские взгляды Базарова не выдержали испытания в жизни. Любовь, над которой он смеялся, вечна, и она не исчезнет лишь потому, что кто-то в нее не верит. Более того, главному герою самому не удалось избежать ее уз. Все началось с того, что Базаров "сконфузился" при первой встрече с Одинцовой, а закончилось признанием: "… я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились".

Искусство, которое презирал Евгений, доказало свою ценность тем, что творения великих живописцев, скульпторов, писателей, поэтов сохранились до наших дней, вызывая собой восхищение современных людей. Они, несомненно, будут сохранены и в будущем, пользуясь такой же известностью у наших потомков.

То, что нравственные качества одного человека отличаются от качеств другого, большинство людей знало всегда. Современные психоаналитики Юнг и Фрейд считают: человек настолько сложен, что не может до конца понять сам себя. Каждая личность - сосуд, который никогда не может быть исчерпан до дна, то есть изучить человека полностью (в психологическом отношении) невозможно.

В неправоте своего убеждения относительно возможности каждого человека управлять своей судьбой Базаров уверился на собственном горьком опыте. Заразившись во время вскрытия трупа человека, который умер от тифа, и лежа на смертном одре, он вынужден был признать, что причиной его гибели стал случай: "Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная".

Читайте также: