Сочинение фатализм герой нашего времени в романе

Обновлено: 17.06.2024

Вывод. Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, оттого, что не может найти применение и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Но вывод из этого сделал не мрачный не пессимистический, а привел к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.

V. Комментирование оценок за урок.

VI. Домашнее задание.

Признаки фаталиста

Фаталистическое мировоззрение, естественно, накладывает свой отпечаток и на характер человека:

Кто такой фаталист

Фаталист – это человек, верящий в судьбу. В то, что будущее предопределено свыше, и повлиять на него невозможно. Слово это происходит от латинского fátalis (определенный судьбой), fatum (судьба, рок). Фаталисты считают, что жизненный путь человека, ключевые повороты его судьбы можно предсказать, но нельзя изменить.
С точки зрения фаталиста человек, как поезд, двигается по определенному судьбой маршруту от станции к станции, не зная, что будет дальше, и не имея возможности свернуть с маршрута. А расписание заранее составлено высшими силами и соблюдается неукоснительно. А люди – лишь своего рода винтики в огромном механизме, каждый из них имеет свою функцию, и выйти за пределы очерченного судьбой предназначения невозможно.

Фатализм в античности и современности

кто такой фаталист

Смысл сюжета

Читатель попадает в сложную ситуацию. Автор позволяет ему рассуждать и искать свое решение поставленной проблемы. Судьба есть или нет? Что значит, подчиниться року?

Как Печорин испытывает судьбу?

Данный вопрос касается не только последней главы романа Фаталист. Склонность Печорина проверять свои нервы и судьбу на прочность заметна также в главе Княжна Мери.

Герой вместо того, чтобы сразу раскрыть заговор противников, позволяет Грушницкому вершить его судьбу. Он не только замалчивает правду, но и позволяет ему стрелять первым. Уверенность в том, что смерть не придет сегодня, не покидает Печорина даже на краю обрыва. В душе Печорина сильные чувства причудливо переплетаются со склонностью наблюдать со стороны даже за собой, не вмешиваться, а лишь отслеживать происходящее, сохраняя при этом холодный рассудок. Этот момент в полной мере раскрывает образ Печорина: его попытки убежать от скуки не остановит даже опасность смерти.

В последней главе Печорин прыгает в окно к вооруженному казаку-убийце и чудом остается невредимым.

По сюжету, Печорин решается испытать судьбу, как это сделал ранее в тот же день офицер Вулич, выстреливший себе в голову (но пистолет дал осечку).

По иронии судьбы Вулич в тот же день погибает от руки пьяного казака, зарубившего его шашкой. После этого казак запирается в избе, и никто не знает как его обезвредить.

Печорин, по примеру Вулича, решает рискнуть и вызывается добровольцем. Он прыгает в окно избы, и пуля пролетает у него над плечом. В тоже время дым мешает казаку найти свою шашку и в результате его связывают.

После этого случая все называют Печорина героем, а сам он задается вопросом, как не стать фаталистом после такого случая.

Вулич и судьба

Офицер проверил судьбу, попытавшись выстрелить себе в лоб. Осечка доказывала, что он не может сам руководить смертью. Кто-то свыше избирает день гибели человека, сам он не вправе решать, когда умирать. Вулич пытается доказать сослуживцам свою идею рока. Офицеры не могут понять причину осечки. Сухой порох, неисправность оружия? Но в голове все равно стоит суть пари: судьбой нельзя управлять.

Сочинение на тему верит ли печорин в судьбу

Отношение к смерти

То, что произошло в этот вечер, сильно огорчило. Печать смерти прошла мимо, почему? Вопрос мучает Печорина, но темная ночь отвлекает, заставляя внимательно смотреть под ноги.

Испытание

Лермонтов, рисуя портрет Печорина, считает, что он обладает многими положительными качествами, которые не смог раскрыть, так как он, ограничен внешними обстоятельствами и не способен активно стремиться к свободе.

Читаемое в разделе:

В своей поэме Михаил Юрьевич Лермонтов проводит постоянную параллель между жизнью главного героя и природой. Она помогает поэту усилить чувство свободы.

Ранее опубликованные в разделе:

В своей поэме Михаил Юрьевич Лермонтов проводит постоянную параллель между жизнью главного героя и природой. Она помогает поэту усилить чувство свободы.

Новые материалы раздела:

  • Родине посвящено не одно лирическое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема любви к отечеству всегда была близка поэту, но звучала несколько.

Глава открывается описанием случая на офицерской пирушке, где военные играют в карты, разговаривают и пьют вино. Поручик Вулич рассуждает о предопределении, он готов доказать, что жизнью каждого управляет судьба, поэтому он не может умереть случайно, из неосторожности. Доказать это герой хотел на своем примере: Вулич поспорил с Печориным о предопределении, взял пистолет и навел на себя. В последнюю секунду он выстрелил в подброшенную карту, но вышла осечка. Сначала окружающие подумали, что случайно выбранный пистолет оказался незаряженный, однако следующий выстрел в фуражку доказал обратное.

Фатализм был присущ Вуличу как страстному игроку, причем о карточной игре он думал даже в минуту бесконечных перестрелок с чеченцами. В остальном же это был хладнокровный и достаточно циничный человек, совсем как Печорин. Вулич является своеобразным двойником главного героя. При этом в выражении лица поручика Печорин перед выстрелом прочитал печать смерти. Спор показал, что предопределение существует, доказательства этому последовали и далее.

Автор: Мария Копусова

Автор: Самый Зелёный · Published 31.01.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 02.08.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 04.11.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Главою "Фаталист" М.Ю. Лермонтов завершает повествование о Григории Александровиче Печорине, главном персонаже романа "Герой нашего времени". Нарушая хронологию событий, автор выстраивает сюжет произведения таким образом, чтобы знакомство читателя с Печориным происходило постепенно.

Последний эпизод подводит итог всему содержанию и добавляет в психологический портрет мятущегося молодого офицера последние штрихи, помогающие раскрыть причину его поступков.

Нам становится понятным, почему герой приносит окружающим только горе, разрушает чужие судьбы и никак не может обрести собственное счастье.

Сюжет "Фаталиста" развивается достаточно стремительно, насыщен событиями, не всегда объяснимыми и в какой-то степени таинственными, поэтому читатель находится в постоянном напряжении. Безрассудное пари, которое во время карточной игры закончил ПЕчорин с поручиком ВУличем, разрешилось неожиданно. Предметом спора стал вечный вопрос: "Может ли человек своевольно распоряжаться своей жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута. " Оставшись в живых после попытки застрелиться и доказав, что, если не суждено в данную минуту умереть, этого и не случится, Вулич, возвращаясь домой, сталкивается с пьяным казаком и погибает от его рук. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Эта новость настолько поразила Печорина, что он, подобно своему сопернику, тоже решается испытать судьбу и смело, в одиночку, идет обезоруживать обезумевшего казака с одной мыслью: будь что будет.

Название главы в полной мере относится ко всем основным героям этой истории. Фаталистом мы называем Вулича, молодого серба, храброго и решительного, способного на оригинальные и странные выходки. Именно он предложил самого себя для проведения доказательств о том, что судьба каждого человека предопределена. Фаталистом является Максим Максимыч, искренне считающий, что "каждому свое на роду написано". Фаталистом можно назвать и главного персонажа романа. Предсказав смерть своему сопернику, Печорин вскоре и сам поверил в роковые стечения жизненных обстоятельств.

В начале этого эпизода мы видим его как и всегда, равнодушным к людям. Он хладнокровно заявляет Вуличу: ". Или застрелитесь =, или повесьте пистолет на прежнее место, и пойдемте спать". Когда же произошла осечка, не порадовался счастливому исходу дела, а настойчиво, вызывая раздражение и гнев смельчака, эгоистично повторил: ". Вы непременно должны нынче умереть". Однако известие о смерти сослуживца заставило взволноваться и в финале мы видим, что Печорина не оставляет мысль о существовании судьбы предначертанной каждому, но следовать этому закону или нет, человек, по его мнению, определяет сам. Герой признается, что вся жизнь его была цепью сплошных противоречий уму и сердцу, поэтому он самостоятельно назначает себе печальную участь - разрушает судьбы и счастье других людей.

Два героя заглядывают смерти в глаза чуть ли не каждый день во время сражений, при этом оба не дорожат своими жизнями. Но кто из них больший фаталист?

Ответу на этот вопрос и посвящено содержание финальной части романа. Думается, что это все же главный герой произведения. ВУлич принес смерть только себе, а Печорин погубил многих и физически, и психологически. Грушницкий, Бэла, княжна Мэри, Максим Максимыч, Вера, слепой из Тамани - это далеко не окончательный список жертв Печорина. Он сам - тяжелый рок для людей, встречающихся ему в жизни. Но не судьбой ему предопределена такая участь. Эту роль, к сожалению, он выбрал намеренно. Своего героя М, Ю. Лермонтов не судит и предоставляет право читателям сформировать собственное отношение к характеру и поступкам главного персонажа.

Читайте также: