Сочинение фамусов и молчалин в комедии горе от ума

Обновлено: 05.07.2024

Образы Фамусова и Молчалина среди остальных участников комедии занимают одно из основных мест наряду с главным героем Чацким.

Персонажи Фамусова и Молчалина, несмотря на внешние различия, разницу в возрасте, общественное положение, имеют внутреннее глубокое сходство, поскольку имеют одинаковые жизненные принципы и мировоззрение.

Алексей Степанович Молчалин, молодой провинциал из Твери, подчиненный Фамусова, которого последний осчастливил должность секретаря. Алексей тоже придерживается консервативных взглядов и свято исполняет отцовский наказ – угождать всем людям и следовать закону зависимости от других. Молчалин четко усвоил, что в жизни необходимо иметь близких покровителей, даже если приходится всецело зависеть от их воли. Самое главное, это не потерять расположение покровителя. Этому он готов даже на унижение перед сильными мира сего, лишь бы его принимали в свете, ведь он не имеет высокого чина и поэтому не может иметь своего суждения.

Оба героя – посредственные, недалекие личности и в умственном отношении, и по способностям, и по жизненным идеалам. Главный их талант – умение приспособиться к определенной ситуации и к нужным людям, достигнуть очередной ступеньки в карьерной лестнице, невзирая на откровенное злоупотребление служебным положением. Оба считают, что основная жизненная цель – это отличная репутация в светском обществе.

Двуличие Молчалина, которое так высоко ценит фамусовское общество, играют с Фамусовым злую шутку. Его дочь оказывается обманутой смышлёным Молчалиным, который решает влюбить в себя девушку в угоду начальнику, одновременно крутя роман с ее горничной.

Разница в героях совсем небольшая и состоит в том, что Фамусов уже достиг определенного положения в обществе, а Молчалин только на пути к достижению желаемой цели. Но и тот, и другой – представители века минувшего, презирающие обездоленных и уважающие лишь себе подобных, которых неукротимо влекут чины и безграничная власть денег. Молчалин и Фамусов существуют по законам лицемерия, подобострастия, лжи, низости и не считают порочными пьянство, разврат.

Таким образом, можно утверждать, что два человека, разных по возрасту, являются представителями одной культуры. Поэтому их разрыв, из-за возникшего в конце комедии недоверия Фамусова к Молчалину, по мнению Чацкого, будет временным и недолгим.

Сочинение Фамусов и Молчалин сравнительная характеристика

Произведение Грибоедова “Горе от ума” наполнено различными яркими образами, метафорами, персонажами, и прочими вещами, которые делают произведение более интересным для читателя, а главное, помогают донести до него его смысл.

Комедия “Горе от ума” является отличным примером донесения своей мысли до людской массы. С помощью сатиры автор передаёт нам очень тяжёлую проблему прошлого, настоящего, и будущего времён. Эта проблема – конфликт различных поколений. Суть произведения состоит в том, что старое поколение никогда не сможет примириться с новым, а новое, соответственно, со старым. Так было, есть, и будет всегда, что нам и пытается донести Грибоедов.

В произведении присутствует множество персонажей, которые представляют ту или иную эпоху, но интереснее всего из них Фамусов, Молчанин и Чацкий. Если Чацкий является поколением новым, старающимся преодолеть пережитки прошлых лет, то Фамусов и Молчанин являются обитателями прошлого поколения, которые живут в консервации, не пуская в свой мир ничего нового. Оба они придерживаются мнения, что главное в жизни это твоя репутация, и не важно как ты её заслужил, главное чтобы она была хорошая. Ни один, ни другой не побрезгуют унижениями ради своей репутации. За это один уважает другого.

Но есть в них пара тройка различий. Они находятся на разных личностных ступенях, так как Фамусов уже отслужившийся, отстоявший мужчина, а Молчанин же не имеющий чинов молодой человек, работающий у того же Фамусова. По данной причине Фамусов относится к Молчанину с пренебрежением, однако уважает того за его взгляды и убеждения.

В их отношениях явно проглядывается лёгкая нотка взаимного недопонимания, но если Фамусов и может что-то сказать Молчанину, то же, как аллегорично в его фамилии выразил его позицию Грибоедов, не говорит ни слова, из чего мы можем сделать вывод, что Молчанин привык подчиняться и выполнять приказы, нежели делать по своему, впрочем, как и Фамусов.

Грибоедову отлично удалось показать их характеры, а через них соответственно, и донести мысль произведения, раскрыв главную его проблему, которая была описана выше.

Вариант 3

Фамусов уже не молодой мужчина, который заигрывает со служанкой Лизой. Жена Фамусова умерла и он остается с дочкой и говорит о том, что наймет ей вторую маму, но не понимает что это невозможно. Однако глядя на отца Софья все же учится у него притворяться, что даже Чацкий не заподозрил ее обмана.

Фамусов неординарный человек он то в одну минуту ругает, то в другую уже хвалит, не каждый может его понять и принять. Павел Афанасьевич всегда рад принимать у себя в доме гостей, он приветлив и любит веселиться. Все действия данного произведения происходят у него в доме. Фамусов ненавидит книги и говорит, если бы он смог собрать их все он бы их сжег без сожаления.

Павел Афанасьевич больше человек материальный, чем душевный и ему очень бы хотелось быть богатым и независимым. Фамусов хочет выдать свою дочь за богатого жениха и постоянно об этом ей говорит и неважно будет Софья его любить или нет. Фамусов не уважает своих слуг и не считает их за людей, для него они кто угодно, но только не люди. Ему нравится, когда ему прислуживают и постоянно перед ним лебезят, он считает что лишь так можно чего-то добиться.

Помощником Павла Афанасьевича Фамусова является Молчалин Алексей Степанович. Молчалин спокойный услужливый человек, которому проще склонить голову, чем отстоять свою честь и достоинство. Главной целью для него является карьера и положение в обществе, ради этого он готов на многое, даже ухаживать за дочкой Фамусова.

Алексей Степанович имея корыстные цели, убеждает Софью в том, что влюблен в нее, но на самом деле в его сердце живет любовь к служанке Лизе. Даже когда его план раскрывают, он никак не отреагировал на это и собирается продолжить службу, когда Фамусов отправит Софью в другой город. Молчалин потихоньку обзаводится знакомствами и связями именно поэтому он и терпит унижения со стороны гостей Фамусова. Он готов прислужить каждому из гостивших в доме лишь бы его заметили и обратили на него внимание. Алексей Степанович постоянно пытается угодить и говорит приятные вещи людям с высшего света.

Молчалин оказался лицемерным человеком, который ради своей карьеры и благосостояния готов обманывать и изворачиваться. Алексей Степанович являлся неким звеном в фамусовской цепи рабского молчания. В те времена хотели заставить всю Россию молчать и сделать рабами всех ее жителей. Грибоедов в своем произведении раскрыл много проблем, которые стоит искоренять. Ведь выбор для каждого человека свой, кто-то хочет прислуживать и готов идти по головам к благополучию, а кто-то добивается всего честным путем.

Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений

В принципе, с этим выражением я согласен. Действительно, смысл быть умным и сильным, если одному быть против всего мира? То есть тратить свои ум и силу на то, чтобы бороться с миром!

Долгожданное лето наконец наступило. Оно сразу же одарило нас жаркими деньками, палящим солнцем и теплым, невероятно приятным ветерком. Нельзя было найти человека, который не радовался бы такой замечательной погоде

Выбор жизненного пути является основной проблемой, поднятой автором в произведении и раскрытой на примере двух героев в лице полковника и Ивана Васильевича

В произведении не прописано отдельно образы чиновников. Их образы появляются прямо с самого начала произведения. Например, аферист Чичиков является льстивым человеком

Эта сказка рассказывает о добрых людях и чудесах, произошедших с ними. Один из главных героев сказки Бажова - одинокий старик Кокованя.

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера "Семейная тайна", которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией "Горе от ума", которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим "единым лицом двадцатитысячную армию". В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?"

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства("века минувшего") и прогрессивного дворянства ("века нынешнего"). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — "забрать все книги бы да сжечь".

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители "века минувшего" чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время "ужасным веком". Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием "ума" во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: "Умный, бодрый наш народ", — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу "Горе от ума", по оценке критиков, самая "антибарственная" комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Данное произведение иллюстрирует жизнь, существовавшую за много лет до нас, и бытующую в наше время. Здесь видны два вида людей, противостоящих друг другу. Чацкий воплощает общество, которое думает не так, как его современники, он хочет изменить свою жизнь и сделать ее прогрессивной. Фамусов же олицетворяет московских светских людей, которые не хотят ни в коей мере менять свою жизнь, они живут так, как привыкли. Дом Фамусова становится сценой, где и происходят все события. Главным его единомышленником является Молчалин.

Фамусов важный высокопоставленный человек, который души не чает в своей дочери Софье. Чиновник очень зависит от мнения и отношения к нему светских людей, что и заставляет его противостоять Чацкому.

Фамусов и Молчалин имеют много общего. Несмотря на то, что первый принадлежит другой возрастной категории и руководит вторым. Павел Афанасьевич имеет большое влияние в светском обществе из-за прямого влияния на благосостояние его членов с помощью управления казенным домом. У Молчалина в большей степени роль прислуги, которая готова носить чужую собачку, чистить одежду. Он находится как бы в тени Фамусова.

Независимо от внешних различий, у героев схожие ценности и взгляды на жизнь. Эти мужчины не признают любые проявления новизны. Фамусов придерживается консервативных взглядов. Он привык жить так, как жили предки из поколения в поколение. Молчалин, так же, как его праотцы, живет всем угождая. Для них обоих законом является взгляд общественности. Даже ухажером Софьи он становится только потому, что не может не угодить дочери большого человека. Никаких чувств к ней он не испытывает, поэтому позволяет себе ухлестывать еще и за служанкой Лизой. А Фамусов, не зная того, боится увидеть в женихах небогатого провинциала.

Оба превыше всего ценят службу. Они считали, что это единственный путь к успеху. Никто и не удивится, если, добившись успеха, Молчалин станет точной копией Фамусова.

Молчалин и Фамусов являются представителями прошлого. Оба идеализируют власть, финансовое благополучие, прислуживание выгодным людям. Отличие между ними только в том, что Фамусов уже имеет все, чего хотел добиться и не хочет этого потерять, а Молчалин лишь ставит перед собой цели.

Произведение было написано довольно давно, но тематика не потеряла актуальность и в наше время. И сегодня есть люди не замечающие, тех, кто ниже по статусу, как Фамусов. Есть и подобные услужливому Молчалину.

Фамусов и Молчалин

Фамусов и Молчалин

Популярные сочинения

Одной из замечательных поэтесс ХХ века была Марина Цветаева. Самой главной темой её поэзии была тема Родины. В 1917 году она не смогла принять новый строй в России, и вместе с мужем, белым офицером

Произведение является первым серьезным сочинением писателя, в котором в качестве прототипов он использует наблюдения в отношении своих приятелей, знакомых.

 А. С. Грибоедов

Сходство помещика и секретаря

Анализ Молчалина и Фамусова

В характеристике Молчалина и Фамусова множество общих черт. Конечно, второй старше первого и значится его руководителем. Господин Фамусов чрезвычайно уважаем московским обществом по причине того, что является управляющим при казённом доме и оказывает влияние на благосостояние большой группы людей.

Молчалин выполняет роль прислуги: носится с чужими собачонками, вычищает сукно и тому подобное. Павел Афанасьевич громко и властно говорит, а у Молчалина тихая манера себя вести, он молчун.

Сходства и различия знатного помещика и его секретаря

Молчалин оказывает знаки внимания Софии только потому, что не в состоянии не угождать обожаемой дочери почитаемого им Фамусова. Для него девушка не выступает в качестве завидной невесты, в планах героя нет женитьбы на ней. Он питает нежные чувства к служанке Лизавете. Фамусов опасается, что провинциальный бедняк придёт свататься к нему в уважаемое семейство.

Жизненные ценности героев

Эти грибоедовские герои питают страсть к чинам и презирают тех, у кого нет статуса. Для достижения собственных целей они готовы на всё. Для них наиболее важно ловко устроиться и приобрести любыми средствами положительную репутацию.

Для угоды помещику Фамусову делает вид, что влюблён в его дочь, но в действительности сама она нежеланна в качестве будущей супруги. Девушка же не замечает этого, ведь находит в нем важные для нее качества.

Софья в Молчалине ценит какие-то определенные, видимые только ей черты — скромность, спокойность, неболтливость, услужливость. Он постоянно находится рядом, способен целую ночь провести в беседах с девушкой и не отводить от неё своего взгляда.

Павел Афанасьевич Фамусов

Не стесняется быть ничтожным и смехотворным в глазах высших начальников для получения продвижений по службе и приобретения материальных благ. Просвещение и образованность — чуждые темы для господина Фамусова.

По своей натуре является консерватором, отрицает любые прогрессивные и новаторские идеи. Заботливый и внимательный среди близких и друзей, но позволяет себе жестокость и грубость в адрес слуг.

Характерные особенности персонажей

Фамусов — житель Москвы, представитель знатного дворянского рода. А Молчалин — провинциал из далёкой Твери.

Отношение к карьере и деньгам

Алексей Степанович Молчалин

Помещик Фамусов давно овдовел, содержит дочь Софию семнадцати лет. Чтобы отдать ее выгодно замуж, батюшка организует балы и ужины в собственном доме. Для него имеет значение, чтоб жених был высокого чина и при деньгах. Надо сказать, в делах сердечных у дворянина лишь финансовый интерес. В его мире правят знатный статус и деньги, нет места для уважения, искренней любви и тому подобным чувствам.

Главные стремления Фамусова:

  1. Достижение высоких званий и чинов.
  2. Обогащение.
  3. Получение выгоды любыми путями.

Алексей Степанович Молчалин — безродный юноша из отдалённой провинции. Он никому не известен, состояния и богатств у него нет. Стремится остаться на службе у господина Фамусова, разделяет его взгляды и жизненные ценности. Молчалин получил чин асессора, когда поступал в секретари. Это даёт право на личное дворянство. Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фамусова, потому как он приятен для помещика, они близки в мировоззрении и жизненных приоритетах: не болтлив, не прочь услужить, характер хитрый, меркантильный и изворотистый. Старается продвинуться в светском обществе как можно выше, но пока у него только крохи с барского стола.

Связь с Чацким

Чацкий

В какой мере Чацкий находится в противостоянии московским нравам, в таком же объёме Фамусов зависит от них. Персонажи расположены на противоположных полюсах во взглядах на общественные ценности, что создаёт конфликтность между ними.

Фамусов имеет высокий пост, души не чает в дочери Софии, но чересчур зависим от московского общества — это его ставит в дополнительное противостояние с Чацким. У Молчалина роль также сопоставима с основным героем. Они оказываются в конфликте из-за сердечных чувств к Софье Фамусовой.

Между дворянином Фамусовым и его секретарём Молчалиным чрезвычайно много сходства, различны они лишь поверхностно: помещик в годах, а его служащий — молодых лет.

П. Я. Вяземский отмечал, что Грибоедов своеобразно выстроил свою комедию, предприняв принцип расширения сцены и круга персонажей, где становятся чрезвычайно достойными внимания все без исключения действующие лица. Этим автор расширил границы всего литературного искусства.

В завершении стихотворной комедии следует монолог Чацкого, который высказывает свои идейные воззрения, моральные ориентиры. Образ молодого новатора, приехавшего из-за границы, созвучен и близок по духу с настроениями, которые во время выхода пьесы в печать летали в воздухе самодержавной России.

Опасные речи прогрессивного Чацкого названы в произведении сумасшедшими. Современники Русского государства времени Грибоедова укоренены в сложившемся крепостническом быте и не хотят что-либо менять.

Читайте также: