Сочинение есть ли выбор у гамлета

Обновлено: 07.07.2024

Условно трагедию можно разделить на пять частей:

  1. Завязка.(Встреча с призраком)
  2. Развитие действий (Фразмент, в котором Гамлет притворяется сумасшедшим)
  3. Кульминация (диалог с Гертрудой)
  4. Смерть Офелии
  5. Развязка (Дуэль и смерть героев)

Главное действие, главная трагедия, главный конфликт пьесы происходят в душе и мыслях главного героя. Гамлет — сам. Кто бы не находился рядом, но главные вопросы трагедии: открытие существования зла в жизни, поиск собственного отношения к этому злу, выбор собственной позиции борьбы с этим злом, ответственность за свои действия — со всеми этими проблемами Гамлет должен разобраться самостоятельно.

Датский принц Гамлет развертывания событий пьесы учится в Германии в известном университете, имеет дома вельможную невесту и предусмотрено благополучное будущее.

Он полон страстной любви к жизни и веры в совершенство человека. Но его вызывают домой на похороны отца, который скоропостижно скончался. С этого и начинаются события.

Смерть — это всегда грустно, но очень скоро Гамлет узнает, что отца смерть не была естественной, что отца убил родной брат, дядя принца. И этого еще мало — убийца, захватив трон, женился вдовой брата, матерью Гамлета.

Значит, иметь изменила не только отца, но и сына. Гамлет клянется помотатися за смерть отца. Это становится главным содержанием его жизни.

Но сами события является главным в пьесе, а реакция, размышления, колебания Гамлета. Трагически разрушились все представления о мире и человечестве. От истинной веры в человека не осталось и следа.

Зло требует наказания. Но убийство — это зло и тогда, когда убивают негодяя!Получается, чтобы наказать зло, следует и самому стать на путь зла?

Убежать от жизни, чтобы избежать борьбы? Но смерть не уменьшит зла в мире, наоборот, ненаказанное зло распространяться.

Смириться со злом? Это все равно, что будет способствовать ему. Да и совесть, и тень отца не позволят успокоиться. К тому же Гамлет — принц, он с детства знает, что судьба его семьи может влиять на судьбу его страны. Эта ответственность тоже мешает Гамлету принять окончательное решение и начать действовать.

Гамлет находится в очень тяжелом моральном состоянии, почти на грани безумия.Его страдания причиняют страдания окружающим.

Так жертвой тяжелого внутреннего состояния Гамлета становится безвинная Офелия. А душу Гамлета бередят мысли о необходимости битвы с несправедливостью мира.

Почему именно на его долю выпала необходимость вести эту войну? И он имеет на это право? Гамлет болезненно понимает и собственные недостатки: тщеславие, честолюбие, мстительность …

Так, мстительность он считает недостатком, злом. А не отомстить — попустительством злу …

Сомнения, муки, промедления являются естественными для Гамлета. Умная, мыслящий человек должен понимать, что бездумное выбор, спонтанные действия не могут привести ни к чему хорошему.

Наконец, промедление принца вызывает его гибель. Но мы понимаем, что, к сожалению, Гамлет должен был погибнуть, потому конфликты, противоречия в его душе невозможно решить однозначно и покой в этой жизни он вряд ли нашел бы.

Серьезность отношения героя к глубинным человеческим проблемам вызывает уважение и восхищение.Поскольку в нашей реальной жизни многие привыкли мыслить лишь поверхностно, а поступки совершать не задумываясь.

Гамлет столь ответственный, в нем живет такое мучительное стремление совершать правильно, что нельзя не восхищаться.

Проблематика и основные темы пьесы

Конечно, Шекспир поднял ряд острых для своего времени вопросов, которые стали проблематикой пьесы. Это жажда справедливости и преобладание христианских мотивов, а кроме того становление моральных проблем.

Основное место в трагедии занимает проблема нравственности. Она же и является конфликтом. Находясь в состоянии аффекта, движимый жаждой мести, Гамлет убивает нескольких человек, но при этом он не осуждает себя.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

В чём же причина этого феномена?

Гамлет симулирует сумасшествие. Зачем? Для того, чтобы усыпить бдительность короля-убийцы? Но ведь Гамлет мог бы убить Клавдия несколько раз на протяжении действия пьесы, а уж определённо он мог это сделать в тот момент, когда застал короля за молитвой. Но Гамлет ищет действительные доказательства причин гибели отца, о чём свидетельствует хотя бы пьеса об убийстве герцога Гонзаго, разыгранная бродячими актёрами под режиссурой принца.

Кроме этого, Гамлет ответственен и за смерть Гильденстерна и Розенкранца, а вся вина последних заключалась только в том, что они были послушными, исполнительными царедворцами.

Возможно, если бы Гамлет вовремя, не откладывая дел в долгий ящик, совершил правосудие над Клавдием, то тем самым были бы предотвращены все те несчастия, которые из-за так называемой жалости Гамлета обрушились на Датское королевство.

Произведения Шекспира любили мои бабушка и мама. Читаю его и восхищаюсь пьесами я. Потому что темы: любовь и ненависть, предательство и дружба, месть и прощение – вечны. И Гамлет, этот страдающий и ищущий истину герой, будет жить и волновать душу всегда.

ЧЕМ БЛИЗКОК ГАМЛЕТ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ?

Сочинение рассуждение ** тему: 1. Гамлет идеальный герой своего времени. 2. Быть или не…

Гамлет — настоящий гуманист, он хорошо понимал недостатки в свое время и мог бы быть мудрым правителем.

Гамлет надеялся, что король и сам теперь сознается в совершенном преступлении. Он и сознается, но один на один, только в монологе с собой. Гамлет теряет благоприятный момент и дает возможность выиграть королю, который плетет против него новые сети зла.

Гамлет умеет быть решительным — убивает же он Полония, думая, что то король; отправляет хладнокровно на смерть Гильденстерна и Розенкранца, с горькой иронией, о. Почему же Гамлет так долго не осмеливается отомстить Клавдию, наказать его?

Не только об отплате за личную несправедливость или только месть за убитого отца думает Гамлет — душу его теребят размышления о необходимости битвы с мировым злом.

Вечные вопросы бытия

Вопрошать о последних истинах мироустройства способен либо человек, находящийся в трагической ситуации, либо тот, чье сознание пребывает в пограничном состоянии. Именно таково положение Гамлета, который переживает стресс встречи с призраком собственного отца, узнает имя виновника его гибели и получает просьбу отомстить убийце.

Но ответы на вопросы о справедливости мироустройства и смысле жизни не всегда оптимистичны. Чаще всего они не облегчают существования, но, напротив, ставят человека в ситуацию крайнего выбора: быть или не быть.

Поэтому публично вопрошать и получать ответы на эти вопросы позволено либо шутам, либо сумасшедшим. Это понимает принц Датский, с готовностью принимая образ безумца, которого видят в нем окружающие. Об этом известно и автору пьесы, который заставляет Гамлета произносить свой главный монолог с черепом царского шута в руках.

Все прочие, кто прочно погружен, в трясину удобного мира, даже не подозревают о существовании его оборотной стороны. Королева Гертруда не видит призрака убитого мужа, с которым говорит Гамлет. И незнание истины спасает ей жизнь.

Сомнение удерживает от немедленной мести и принца. Пока в его распоряжение есть только слова обвинения. А чтобы совершить поступок, обнажить шпагу ему необходима абсолютная уверенность в виновности Клавдия, который должен выдать себя действием.

Но какова сила стали в битве – таково и могущество слова при разыскании истины.

Своим оружием Гамлет выбирает слова, которые приглашенные актеры произносят во время представления. Наблюдающий за действом Клавдий крайней степенью взволнованности обнаруживает свою причастность к убийству. И тогда, получив подтверждение словам призрака в реальности, Гамлет принимает окончательное решение о мести.

Для мыслящего человека проблема выбора, особенно если речь идет о выборе моральном, всегда трудна и ответственна. Несомненно, конечный итог определяется рядом причин и в первую очередь ценностной системой каждой отдельной личности. Если в своей жизни человек руководствуется высшими, благородными порывами, он, скорее всего, не решится на антигуманный и преступный шаг, не нарушит известные христианские заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй и т.

Главный герой в порыве мести убивает нескольких человек, его поступки вызывают неоднозначные чувства, но осуждение в этом ряду стоит на последнем месте.

“Быть или не быть, вот в чем вопрос”, – сомнения терзают главного героя вплоть до финальной сцены. Он потрясен теми событиями, которые нежданно-негаданно обрушились на его голову. Смерть отца в результате кровожадного и подлого убийства, предательство матери, которая, казалось, так любила отца, но меньше чем через два месяца вышла замуж за брата покойного

Мать Гамлета трудно назвать преступницей, но в глазах сына на ней лежит тяжкая моральная вина: она нарушила долг верности, забыв покойного мужа.

Гамлет видит две измены людей, связанных семейными и кровными узами: его матери и брата короля. Если уж самые близкие люди преступают законы родства, то чего можно ожидать от других? Иллюзорные представления рухнули, и это заставляет Гамлета по-новому взглянуть на окружающую действительность. Мир вокруг для него не просто помрачнел – он перевернулся, обнаружив изнанку привычных ценностей, понятий, идеалов, которые вдруг приобрели “двойной смысл”, многозначность.

Перед ним предстает масса неразрешенных вопросов, и главный из них: надо ли бороться с существующей несправедливостью или следует примириться с тем, какова жизнь?

Можно предположить, что до страшных происшествий, нарушивших его душевный покой, Гамлет был человеком цельным, его мысли и воля не расходились с делом. С тех пор как Призрак потребовал отомстить обидчику, Гамлет постоянно ощущает противоречие: его сознание ясно говорит, что он должен сделать, но ему не хватает воли, решимости. С другой стороны, можно предположить, что отнюдь не отсутствие воли оставляет Гамлета долгое время без действия.

Недаром тема смерти постоянно возникает в его рассуждениях: она находится в прямой взаимосвязи с осознанием бренности бытия.

Монолог “Быть или не быть” демонстрирует нам, что в душе Гамлета происходит огромная внутренняя борьба. Все происходящее вокруг настолько опротивело ему, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. Героя волнует сама тайна смерти: что она такое – сон или продолжение тех же мук, которыми полна земная жизнь?

… Вот в чем трудность;

Какие сны приснятся в смертном сне,

Когда мы сбросим этот бренный шум, –

Вот что сбивает нас; вот где причина

Того, что бедствия так долговечны.

Страх перед неизвестностью, перед этой страной, откуда не возвращался ни один путник, нередко заставляет людей вернуться в реальность и не помышлять о безвестном крае, откуда нет возврата.

Рассуждения Гамлета прерываются в связи с появлением Офелии. Перед возлюбленной, отвергнувшей его, Гамлет играет роль сумасшедшего. Его слова, на первый взгляд, лишены смысла.

Но могут ли сумасшедшему принадлежать слова: “…власть красоты скорее преобразит добродетель из того, что она есть, в сводню, нежели сила добродетели превратит красоту в свое подобие”. Любит ли он Офелию? Несомненно, любит.

Но в критический момент, находясь на грани жизни и смерти, на грани реального безумия, вызванного тем, что он никак не может решиться на месть, Гамлет жесток к той, которая его предала. Он советует Офелии уйти в монастырь, при этом гордость не позволяет ему спросить, чем был вызван поступок возлюбленной. В порыве разочарования Гамлет, продолжая играть роль безумного, признается: “К моим услугам столько прегрешений, что мне не хватает мыслей, чтобы о них подумать, воображения, чтобы придать им облик, и времени, чтобы их совершить”.

Что, как не горечь от предательства, говорит сейчас устами принца! В истории с Офелией Гамлет оказался перед выбором: как сильный и смелый мужчина он мог простить девушку, но избрал совершенно другой путь.

Смерть продолжает волновать его воображение. Мы помним, какие мысли у Гамлета вызвал найденный случайно череп придворного шута Йорика. Бесконечно остроумный, чудеснейший выдумщик, тысячу раз он носил на спине маленького Гамлета. И вот от него ничего не осталось: “Ступай теперь в комнату к какой-нибудь даме и скажи ей, что, хотя бы она накрасилась на целый дюйм, она все равно кончит таким лицом, – говорит Гамлет, – посмеши ее этим”.

В этом эпизоде появление Офелии, вернее того тела, которое раньше звалось Офелией, не прерывает размышлений Гамлета. Негодование принца вызывает голосящий в могиле сестры Лаэрт. Понятно, что, несмотря на кажущуюся жестокость по отношению к Офелии, Гамлет чувствует угрызения совести, связывая ее безумство со своими поступками и словами.

Его сердце разрывается от боли, и вся скопившаяся желчь выливается на безутешного в горе Лаэрта.

Как мне кажется, именно в этот момент, видя бьющегося в истерике Лаэрта, Гамлет приходит к очевидному разрешению своей проблемы выбора, хотя его слова и принимают за бред безумца:

Нет, покажи мне, что готов ты сделать:

Рыдать? Терзаться? Биться?

Напиться уксусу? Съесть крокодила?

Я тоже. Ты пришел сюда, чтоб хныкать?

Чтоб мне назло в могилу соскочить?

Заройся с нею заживо, – я тоже.

Гамлет обвиняет Лаэрта не в бездействии, а в том, что его поведение абсурдно, бессмысленно. Не так ли он сам ставил пьесу перед королем – убийцей, упрекал мать? Чего он достиг этими поступками?

Только того, что враг почувствовал опасность и предпринял вдвое больше усилий для того, чтобы обезвредить Гамлета.

Согласившись на схватку с Лаэртом, Гамлет поступает не как безумец. Однако обратим внимание: дух противоречия тревожит его даже в миг опасности.

Гамлет поступает благородно, предлагая публично извиниться в причинении умышленного зла Лаэрту. Лаэрт говорит о неотмщенной попранной чести, но движет им отнюдь не природное благородство: в его планы входит умышленное убийство Гамлета. (Во-первых, Лаэрт уверен в своем искусстве фехтования, а во-вторых, его оружие обработано смертельным ядом.) Возможно, Гамлет и не нанес бы решающего удара, но высшие силы распорядились справедливо: коварный Лаэрт был наказан и погиб от собственного же оружия.

Нельзя оправдать убийство одного человека другим убийством, но необходимо помнить, что для Гамлета были созданы невыносимые условия. Он хотел жить, жить достойно, руководствуясь только законами справедливости, но окружающие, погрязшие в своих греховных побуждениях, поставили жизнь Гамлета под угрозу. В глазах читателей он остается нравственно чистым, ибо преследовал благородные цели, и зло, которое он совершал, всегда было ответом на козни его противников.

Общепризнано, что Шекспир умел придать любому сюжету, даже использовавшемуся ранее, новый блеск, в привлекательной для него фабульной ситуации найти нечто глубоко жизненное, выражающее дух современной ему Европы. Удивительно, но этот дух воспринимается и современными читателями: все философские темы, поднятые Шекспиром несколько сотен лет тому, актуальны и в наше время.

Можно предположить, что до страшных происшествий, нарушивших его душевный покой, Гамлет был человеком цельным, его мысли и воля не расходились с делом. С тех пор как Призрак потребовал отомстить обидчику, Гамлет постоянно ощущает противоречие: его сознание ясно говорит, что он должен сделать, но ему не хватает воли, решимости. С другой стороны, можно предположить, что отнюдь не отсутствие воли оставляет Гамлета долгое время без действия. Недаром тема смерти постоянно возникает в его рассуждениях: она находится в прямой взаимосвязи с осознанием бренности бытия.

* … Вот в чем трудность; Какие сны приснятся в смертном сне, Когда мы сбросим этот бренный шум, — Вот что сбивает нас; вот где причина Того, что бедствия так долговечны.
* Страх перед неизвестностью, перед этой страной, откуда не возвращался ни один путник, нередко заставляет людей вернуться в реальность и не помышлять о безвестном крае, откуда нет возврата.

Как мне кажется, именно в этот момент, видя бьющегося в истерике Лаэрта, Гамлет приходит к очевидному разрешению своей проблемы выбора, хотя его слова и принимают за бред безумца:

* Нет, покажи мне, что готов ты сделать: Рыдать? Терзаться? Биться? Голодать? Напиться уксусу? Съесть крокодила? Я тоже. Ты пришел сюда, чтоб хныкать? Чтоб мне назло в могилу соскочить? Заройся с нею заживо, — я тоже.

Гамлет обвиняет Лаэрта не в бездействии, а в том, что его поведение абсурдно, бессмысленно. Не так ли он сам ставил пьесу перед королем-убийцей, упрекал мать? Чего он достиг этими поступками? Только того, что враг почувствовал опасность и предпринял вдвое больше усилий для того, чтобы обезвредить Гамлета. Согласившись на схватку с Лаэртом, Гамлет поступает не как безумец. Однако обратим внимание: дух противоречия тревожит его даже в миг опасности. Гамлет поступает благородно, предлагая публично извиниться в причинении умышленного зла Лаэрту. Лаэрт говорит о неотмщенной попранной чести, но движет им отнюдь не природное благородство: в его планы входит умышленное убийство Гамлета. (Во-первых, Лаэрт уверен в своем искусстве фехтования, а во-вторых, его оружие обработано смертельным ядом.) Возможно, Гамлет и не нанес бы решающего удара, но высшие силы распорядились справедливо: коварный Лаэрт был наказан и погиб от собственного же оружия.

Нельзя оправдать убийство одного человека другим убийством, но необходимо помнить, что для Гамлета были созданы невыносимые условия. Он хотел жить, жить достойно, руководствуясь только законами справедливости, но окружающие, погрязшие в своих греховных побуждениях, поставили жизнь Гамлета под угрозу. В глазах читателей он остается нравственно чистым, ибо преследовал благородные цели, и зло, которое он совершал, всегда было ответом на козни его противников.

Общепризнано, что Шекспир умел придать любому сюжету, даже использовавшемуся ранее, новый блеск, в привлекательной для него фабульной ситуации найти нечто глубоко жизненное, выражающее дух современной ему Европы. Удивительно, но этот дух воспринимается и современными читателями: все философские темы, поднятые Шекспиром несколько сотен лет тому, актуальны и в наше время.

Сочинение: У.ШЕКСПИР

Трагедия У. Шекспира "Гамлет" по праву признана од­ной из самых великих философских трагедий, поскольку она затрагивает вопросы, на протяжении многих веков бес­покоящие мыслящих людей: что такое жизнь и что такое смерть? в чем причина бед и несчастий в судьбе человека? может ли человек избежать или уничтожить зло или нуж­но принять жизнь такой, какая она есть?

Мы присутствуем при рождении и развитии внутренне­го конфликта принца Датского Гамлета. Что же послужи­ло его причиной?

Король, отец Гамлета, умирает при невыясненных обстоятельствах (предполагается, что его в саду ужалила змея), а мать, не выждав и месяца траура после его кончины, выходит замуж за Клавдия, брата покойного короля, и раз­деляет с ним трон.
[sms]

Призрак отца, сообщив Гамлету настоящую причину смерти короля (Клавдий во время сна влил ему яд в ухо), призывает принца к мести.

Все это ломает представления Гамлета о мире и своем месте в нем. Больше всего его ранит не сам факт ужасно­го преступления, а то, что Клавдий сохраняет личину добродетельности и порядочности, а мать-королева стоит ря­дом с ним:

Нет месяца! И целы башмаки,

В которых гроб отца сопровождала.

Так зло и несправедливость входят в жизнь Гамлета, и он понимает, что уже никогда не будет прежним. Принц решает воспротивиться совершаемому злу, но остается один, поскольку школьные друзья его предают, а любимая де­вушка становится послушным орудием в руках врагов. Испытанные Гамлетом потрясения пошатнули его веру в человека.

Принц надевает маску безумия, которая помогает ему скрыть горечь, смятение и боль и дает ему право говорить правду в лицо людям, не приукрашивая ее. Ужасно то, что все принимают болезнь Гамлета за чистую монету.

Гамлет — человек своего времени и живет по его зако­нам, которые требуют немедленной мести за отца. Но принц не желает уподобляться убийце Клавдию, "вору, своровав­шему власть и государство". Он хочет не убийства, а ра­зоблачения зла и поэтому выжидает, испытывая при этом тяжкие муки совести из-за своей бездеятельности. Однако эта отсрочка дает ему возможность и время для решения важнейших вопросов о выборе, смысле жизни, судьбах века:

Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними разом. Умереть. Забыться
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений, . Присущих телу.

Мысли о самоубийстве ("не быть") Гамлет отвергает сразу, поскольку понимает, что это не разрешит проблему и не принесет облегчения его страдающему сердцу.

"Быть" для принца — значит сопротивляться злу, дей­ствовать в соответствии со своими убеждениями и верой. Но и здесь не все так просто, поскольку зло заключено не в одном Клавдии, а весь мир вокруг полон несправедливо­сти и обмана. Гамлет берет на себя задачу "восстановить" расшатавшийся век, но осознает, насколько эта задача не­померна для одного человека.

Усугубляя трагедию, Гамлет нечаянно убивает Поло­ния, отца Офелии. Вскоре из-за принца девушка теряет рассудок.

Эти беды подгоняют Гамлета, он укоряет себя за медли­тельность и нерешительность, ведь месть еще не осуществ­лена. Но его непокорность и внешнее сопротивление уже сделали свое дело: совесть Клавдия задета, и он лишился покоя, народ в стране ропщет.

Спасаясь от принца и желая его смерти, король по­сылает его в Англию, но Гамлет разрушил его планы, внезапно вернувшись. С горечью узнает принц о смерти любимой им Офелии. К тому же приехал брат Офелии, Лаэрт, который полон ненависти к Гамлету и жаждет отомстить за своего отца. В отличие от самого Гамлета, чей отец убит коварно и злодейски, Лаэрт не желает ждать и не слишком церемонится в выборе средств мести. Он вступает в сговор с королем, после чего Гам­лета приглашают на "дружеский" поединок, где Лаэрт должен ранить его отравленной рапирой. Перед поедин­ком Гамлет, подозревая очередной обман и злодейство, не изменяет ни себе, ни своим нравственным принципам. Он признает свою вину за нечаянное убийство Полония и просит у Лаэрта прощения.

Трагедия У. Шекспира "Гамлет" по праву признана одной из самых великих философских трагедий, поскольку она затрагивает вопросы, на протяжении многих веков беспокоящие мыслящих людей: что такое жизнь и что такое смерть? в чем причина бед и несчастий в судьбе человека? может ли человек избежать или уничтожить зло или нужно принять жизнь такой, какая она есть?

Мы присутствуем при рождении и развитии внутреннего конфликта принца Датского Гамлета. Что же послужило его причиной?

Король, отец Гамлета, умирает при невыясненных обстоятельствах (предполагается, что его в саду ужалила змея), а мать, не выждав и месяца траура после его кончины, выходит замуж за Клавдия, брата покойного короля, и разделяет с ним трон.

Призрак отца, сообщив Гамлету настоящую причину смерти короля (Клавдий во время сна влил ему яд в ухо), призывает принца к мести.

Все это ломает представления Гамлета о мире и своем месте в нем. Больше всего его ранит не сам факт ужасного преступления, а то, что Клавдий сохраняет личину добродетельности и порядочности, а мать-королева стоит рядом с ним:

Нет месяца! И целы башмаки,В которых гроб отца сопровождала.

Так зло и несправедливость входят в жизнь Гамлета, и он понимает, что уже никогда не будет прежним. Принц решает воспротивиться совершаемому злу, но остается один, поскольку школьные друзья его предают, а любимая девушка становится послушным орудием в руках врагов. Испытанные Гамлетом потрясения пошатнули его веру в человека.

Принц надевает маску безумия, которая помогает ему скрыть горечь, смятение и боль и дает ему право говорить правду в лицо людям, не приукрашивая ее. Ужасно то, что все принимают болезнь Гамлета за чистую монету.

Гамлет - человек своего времени и живет по его законам, которые требуют немедленной мести за отца. Но принц не желает уподобляться убийце Клавдию, "вору, своровавшему власть и государство". Он хочет не убийства, а разоблачения зла и поэтому выжидает, испытывая при этом тяжкие муки совести из-за своей бездеятельности. Однако эта отсрочка дает ему возможность и время для решения важнейших вопросов о выборе, смысле жизни, судьбах века:

Быть иль не быть, вот в чем вопрос.Смиряться под ударами судьбыИль надо оказать сопротивленьеИ в смертной схватке с целым морем бедПокончить с ними разом. Умереть. ЗабытьсяИ знать, что этим обрываешь цепьСердечных мук и тысячи лишений, Присущих телу.

Мысли о самоубийстве ("не быть") Гамлет отвергает сразу, поскольку понимает, что это не разрешит проблему и не принесет облегчения его страдающему сердцу.

"Быть" для принца - значит сопротивляться злу, действовать в соответствии со своими убеждениями и верой. Но и здесь не все так просто, поскольку зло заключено не в одном Клавдии, а весь мир вокруг полон несправедливости и обмана. Гамлет берет на себя задачу "восстановить" расшатавшийся век, но осознает, насколько эта задача непомерна для одного человека.

Усугубляя трагедию, Гамлет нечаянно убивает Полония, отца Офелии. Вскоре из-за принца девушка теряет рассудок.

Эти беды подгоняют Гамлета, он укоряет себя за медлительность и нерешительность, ведь месть еще не осуществлена. Но его непокорность и внешнее сопротивление уже сделали свое дело: совесть Клавдия задета, и он лишился покоя, народ в стране ропщет.

Спасаясь от принца и желая его смерти, король посылает его в Англию, но Гамлет разрушил его планы, внезапно вернувшись. С горечью узнает принц о смерти любимой им Офелии. К тому же приехал брат Офелии, Лаэрт, который полон ненависти к Гамлету и жаждет отомстить за своего отца. В отличие от самого Гамлета, чей отец убит коварно и злодейски, Лаэрт не желает ждать и не слишком церемонится в выборе средств мести. Он вступает в сговор с королем, после чего Гамлета приглашают на "дружеский" поединок, где Лаэрт должен ранить его отравленной рапирой. Перед поединком Гамлет, подозревая очередной обман и злодейство, не изменяет ни себе, ни своим нравственным принципам. Он признает свою вину за нечаянное убийство Полония и просит у Лаэрта прощения.

Читайте также: