Сочинение эссе на тему воспитание авторитарное свободное гуманистическое каким ему быть

Обновлено: 04.07.2024

Основная цель гуманной педагогики: воспитание благородства и великодушия в подрастающем поколении. Это начинается с раннего возраста в семье и продолжается в саду и школе.

Содержимое публикации

Гуманная педагогика считает самым важным ценность человека как личности, его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы.

Гуманная педагогика формирует личность, которая руководствуется в жизни гуманистическими духовными ценностями, способна выбрать свою точку зрения и делать выбор на её основе, ставить и решать проблемы, помогать другим людям. Важнейшая способность такой личности – способность к творчеству в любой области жизни.

Гуманная педагогика опирается на идеи великих педагогов - Яна Амоса Коменского, Песталоцци, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, которые стремились к формированию личности каждого ребёнка и раскрытию её талантов.

Фундаментальные духовные качества личности формируются с детства. Осознание себя как личности, поиск нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней являются основополагающими для каждого. Если взрослые не могут дать эти ответы, то дети вырастают и остаются с глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами один на один. Это является основной причиной любых проблем в жизни.

Гуманная педагогика прежде всего предлагает организовать жизнь ребёнка так, чтобы его энергия была направлена на созидательные занятия.

Такой подход к ребёнку приводит к тому, что он учится улучшать что-то в своей жизни, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. У него формируются основные духовные качества личности, нравственные ориентиры и понимание своего места в жизни, своих целей и выбора.

Основным условием воплощения идей гуманной педагогики является, в первую очередь, воспитатель, и только после этого - содержание, средства, методы и формы.

Понятно, что меня не может не касаться то, что меня окружает. Это прежде всего и отношение к моим родным, близким и отношение к тому, что происходит в нашей нелегкой, на мой взгляд в современной жизни: а также и отношение к людям, которые попали в беду. Но есть безусловно отношение к моей работе, которое является важной для меня, потому что я занимаюсь воспитанием детей. Что является не легким действием для меня, так как каждый день и даже каждый час в течении дня окружают маленькие дети, из которых нужно вырастить и воспитать по-настоящему добрых и ответственных в первую очередь детей.

Основная цель гуманной педагогики: воспитание благородства и великодушия в подрастающем поколении. Это начинается с раннего возраста в семье и продолжается в саду и школе.

Но наблюдая все это, меня всегда беспокоил вопрос: почему же несмотря на усилия родителей, я не имею ввиду всех, дети в большинстве своем часто вырастают не такими, какими их хотят видеть родители. Я также понимаю, что не все что касается воспитания полноценного человека можно предусмотреть, предугадать их будущее. Поэтому проблема воспитания полноценного человека и является основной на ряду с другими. Все сказанное выше, не может не беспокоить окружающее нас общество, по моему мнению и меня в том числе.

Данная проблема не может оставить равнодушной, поэтому профессия воспитателя стала для меня нужной. Работая воспитателем, в детском саду ежедневно наблюдаю за детьми младшего возраста понимаю, что не все дети одинаково воспитаны. Одни из них требуют внимание, ласки. Другие часто не желают выполнять просьбы воспитателей. Некоторые дети ведут себя обособленно, отчужденно.

Как же быть? В этом случае стараешься каждому ребенку подходить индивидуально и для этого бесспорно нужно огромное терпение и выдержка, чего я и придерживаюсь. И самое главное детей надо любить, из какой бы семьи он не происходил. В этом мое твердое убеждение.

Гуманная педагогика принимает классическое утверждение: воспитатель сам должен быть воспитан. Воспитатель должен быть примером благородства и великодушия, искренности и сочувствия, доброречия и доброты, терпения и сотрудничества. Эти и другие соответствующие черты воспитатель проявляет в ежедневных отношениях с детьми, с родителями, с коллегами, с членами собственной семьи, со всеми.

Одной из значимых идей педагогики является воспитание нравственности, которая выступает как основное направление, обозначенное во ФГОС ДО. Согласно утверждения К.Д. Ушинского, нравственные начала в человеке подразумевают развитие таких качеств, как организованность, человечность, порядочность и старательность, а также уважение к себе, осознание собственного достоинства и, в тоже время, скромности. Сам образ педагога несёт воспитательное значение, является действенным средством воспитания. Обращение к нравственности невозможно грубыми методами. Тактичность воспитателя – одно из основополагающих условий получения желаемого результата. При этом К.Д. Ушинский утверждает, что необходимо умело сочетать как меры поощрения, так и наказания, взыскания. Лишь убеждением, обращённым к внутреннему миру ребёнка, возможно предупреждение всего негативного и нежелательного в воспитании. Обучение через убеждение в его необходимости – вот основополагающая идея истинно гуманного подхода к воспитанию.

Сотрудничество педагога и детей подразумевает не прямую, упрощённую передачу им знаний, а, прежде всего, создание обстановки, побуждающей к учению, создание соответствующего развивающего воспитательного пространства. Главный вдохновитель новой волны педагогики С.Л. Соловейчик, определял сотрудничество как совместную работу равных. Каждый ребёнок свободен в проявлении творчества. Самостоятельность и ответственность – качества, которые способствуют уважению ребёнка к себе и признание в ребёнке личности. В ребёнке заложен чистый источник, обладающей неограниченной энергией духа. Поэтому возможности, заложенные при его рождении огромны. Подозрение ребёнка в неспособности к выполнению каких-либо действий означает удаление от истинной природы ребёнка, что свидетельствует о профессиональной некомпетентности педагога.

Что такое гуманная педагогика для меня?

— Гуманная педагогика в моём понимании — это постоянное взаимодействие с ребёнком. Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ученику, вести себя так, чтобы ребёнку было комфортно. Я использую гуманную педагогику не только в своей работе с детьми, но и в семейных отношениях: при общении с родственниками, да и всеми людьми, окружающими меня.

Гуманная педагогика не занимает место в моей жизни. Она и есть моя жизнь: каждый день с утра до вечера я погружена в неё. Ведь если ты занимаешься воспитанием, то первое, что ты должен сделать — воспитать себя. Поэтому ты не можешь быть в группе с детьми одним человеком, на улице — другим, а дома — третьим. Ты должен быть цельной личностью и благородным человеком, чтобы воспитать таких же детей. Поэтому гуманная педагогика со мной каждую секунду.

Теоретическое и практическое обоснование темы эссе.

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Ранее, в дошкольных учреждениях нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, культуры поведения этикета, а методами нравственного воспитания были убеждение и внушение). На современном этапе, доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как толерантность, сострадание, добро, милосердие, справедливость, щедрость, гуманизм.

Итак, что же такое гуманизм и гуманность?

Гуманизм – признание ценности человечества, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека, как критерия оценки общественных ценностей.

Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. На мой взгляд, это одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения. Гуманистические ценности теперь являются основой реализации ФГОС и ФГТ.

Я считаю, что ведущим проявлением гуманизма является любовь к детям и воспитание любви в детях. Задача педагога, не только любить детей, но и научить их любить людей: своих родителей, братьев и сестёр, друзей и всех тех, кто живёт с ними. Нужно сформировать у них базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности, которые и называются гуманными чувствами (такие, как добро, мать, Родина, хлеб, искусство, честь, достоинство, справедливость и д. р). Они и закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке.

Доброжелательность, заботливость является свидетельством человечности личности – чуткого, внимательного отношения к людям. Важную роль в воспитании человечности играет включение ребёнка в мир людей. Дети должны осознавать, что взаимоотношения людей являются большой ценностью, их следует поддерживать и обогащать, уважая чувства и интересы других. Педагог должен помочь детям увидеть связь, как хорошего в человеке, так и отрицательного. В разговорах о честности, например, можно выяснить, почему люди говорят неправду (боятся наказания, хотят казаться лучше и т. д). Дети должны прийти к выводу, что у правды есть много врагов, такие как страх, зависть, жадность.

Воспитание гуманистических принципов личности начинается с первых лет жизни детей. Они приобретают опыт общения с близкими людьми в процессе совместной с ними предметной и игровой деятельности. Нужно избегать ошибок семейного воспитания, недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно, чтобы оно изменяло ребёнка к лучшему, чтобы он любил делать всё только хорошее.

Применяемые в педагогике гуманизма принципы требуют соблюдения следующих правил:

1. достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

2. признания права каждого ребёнка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать - значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

3. помощи ребёнку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции "Я сам", желания самому решать свои проблемы;

4. понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь людям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для людей и люди открыты для общества;

5. стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим подготовить инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких людей с другими людьми.

Основополагающая ценность гуманизма – это ценность человека. Ценность человека может проявляться в двух ипостасях:

- как ценность другого человека;

Что же касается формирования профессионального интереса у ребенка в будущем, то он не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес, как правило, появляется стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности, ценности объекта либо деятельности. Ребенок ещё в раннем детстве, принимает на себя разные профессиональные роли, проигрывает связанное с ним поведение, и заканчивает в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. И каким, будет его выбор профессии, зависит от тех духовных ценностей и потребностей, которые были заложены в детстве, которые им движут в настоящем. Интересы, основанные на личных способностях, чувствах, гуманности сильнее и более реалистичны, чем интересы, обусловленные факторами престижа или принятой в данном обществе системы ценностей. Поэтому, каждый, кто выбирает профессию педагога, должен понимать, что он берет на себя ответственность за тех, кого будет учить и воспитывать. Вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем.

Итак, принцип гуманизма в педагогике полагает признание ценности ребёнка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребёнка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном сомоопределении, интеграции его в общество. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, общение, основанное на доверии.

Гуманистический подход в образовании в современных условиях Введение новых педагогических технологий в педагогическое образование детей продиктовано наблюдающейся в современной культуре сменой опарадигмы.

Кружковая работа в детском саду. Положение об организации работы кружка ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КРУЖКА (Название кружка, организация, группа)1. Структура кружка:[ •Общее положение •Основные задачи •Организация.

Однако педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей.

С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание:

1) воспитывать детей нужно в страхе и повиновении;

2) воспитывать детей нужно добротой и лаской.

Если бы жизнь категорически отвергала один из подходов, то он уже давно прекратил бы свое существование. Но в этом-то и вся сложность: в одних случаях большую пользу обществу приносят люди, воспитанные в жестких правилах, с суровыми взглядами на жизнь, с упрямыми характерами и неуступчивыми взглядами, в других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди.

В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику приходится вести государствам, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые уже давно живут спокойной, благополучной жизнью, преобладают гуманистические тенденции воспитания.В обществах, ведущих постоянную борьбу, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего.Вот почему вопрос, как воспитывать детей, – прерогатива не столько науки, сколько самой жизни.


Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания его естественное развитие. В наши дни эта теория вылилась в мощное течение гуманистической педагогики и приобрела многочисленных сторонников во всем мире.

Среди российских педагогов, активно выступавших за гуманизацию воспитания, – Л.Н. Толстой, К.М. Вентцель, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Благодаря их стараниям российская педагогика сделала значительные уступки в пользу детей. Но гуманистические преобразования пока не завершены, российская школа продолжает их умножать.

Гуманистическая педагогика– это система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса, развивающихся по своим возможностям. С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способностей к свободе.

Гуманистическая педагогика ориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и организации определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманистическая педагогика требует:

1) человеческого отношения к воспитаннику;

2) уважения его прав и свобод;

3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

5) уважения права ребенка быть самим собой;

6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

7) ненасильственного формирования требуемых качеств;

8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Во всем мире известны творцы гуманистических педагогических систем – М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе. Созданные ими направления теперь нередко именуются педагогиками.

2. Катя, 7 лет. Семья Кати гостили у родственников в другом городе. Через день по возвращению родственники позвонили и сообщили матери Кати, что у их дочери в день отъезда гостей пропала коллекция почтовых марок.

Марки обнаружили у Кати под подушкой, она их тайно взяла из коллекционного альбома.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Гост

ГОСТ

Авторитарное воспитание

Авторитарное воспитание – это воспитание, в основе которого лежит беспрекословное подчинение воспитанника (учащегося) педагогу.

Сущность авторитарного воспитания заключается в том, что взрослые, которые занимаются воспитанием (воспитатель, педагог, родитель и т.д.) очень требовательны и строги по отношению к детям, держат их под постоянным и жестким контролем. Просьбы и жалобы, не отвечающие запросам со стороны взрослого – игнорируются, так как считаются баловством. Мнение взрослого ставится выше мнения ребенка. От ребенка требуют беспрекословного послушания, в случае если ребенок ослушался, то его неминуемо ждет наказание.

Авторитарный тип воспитания – это низкая удовлетворяемость потребностей и нужд ребенка и высокие требования со стороны взрослого.

При авторитарном типе воспитания, взрослые не вникают в нужды ребенка, их не интересуют его жизненные проблемы и желания. Так же им не интересен внутренний мир ребенка и его переживания.

Авторитарное воспитание вызывает у детей серьезные психологические проблемы, возникновение агрессии. У мальчиков чаще всего развивается несамостоятельность, у девочек – недостаточная целеустремленность.

В процессе такого типа воспитания у детей формируются две крайности:

  • С одной стороны, дети закомплексованы, имеют низку самооценку и целеустремленность. Боятся ошибиться, самостоятельно принять решение. Чужое мнение их пугает и расстраивает.
  • С другой стороны они могут проявлять агрессивность, очень наглы и эгоистичны. В подростковом возрасте могут бросать вызов старшим или даже обществу, совершать безумные поступки. Их ненависть и агрессивное поведение вызваны желанием причинить такую же боль, как они ощутили в детстве другим людям.

Дети, которые были воспитаны в авторитарной семье, психологически разрушены и опустошены, имеют множество комплексов. Пытаясь заглушить свою боль и заполнить душевную пустоту, они часто совершают поступки, которые противоречат нравственным и моральным нормам. В последствие из детей вырастают взрослые, которые решая свои психологические проблемы, совершают правонарушения.

Готовые работы на аналогичную тему

В том случае, если ребенок не справляется с требованиями, которые ему предъявляет авторитарный взрослый, то его наказывают и унижают. Все это может вызвать протест и враждебность по отношению к взрослому. Это связано с тем, что в силу возраста ребенок не может иначе сохранить собственное достоинство и отстоять себя.

В настоящее время, в современной школе, до сих пор считается, что эффективным является именно авторитарный стиль воспитания. Это мнение сохранилось еще со времен советской школы и присуще учителям старой закалки.

При авторитарном типе воспитания, ребенок не воспринимается как равный участник воспитательно-образовательного процесса. Его мнение не учитывается. И это несмотря на то, что все больше молодых и прогрессивных педагогов доказали на собственном практическом опыте неэффективность авторитарного воспитания и успешность применения гуманистического подхода к воспитанию.

По своей природе авторитаризм эффективен в младшем возрасте, в этот период у детей присутствует безусловное уважение личности педагога. Однако с возрастом дети начинают проявлять нежелание подчиняться чьему-то мнению, они начинают относиться к педагогу ровно так же, как и он относится к ним (могут повысить голос, показывают непослушание и т.д.). Все это формирует у детей неверную модель поведения, оказывает негативное влияние на психологическое развитие.

Гуманистическая педагогика

Гуманистическое направление в педагогике является относительно молодым. Оно возникло в конце 50-х начале 60-х годов в Америке. В основе гуманистического воспитания, положены идеи гуманистической психологии.

Гуманистическое воспитание имеет личностно-ориентированный характер и направлено на преодоление авторитаризма в воспитании и обучении детей.

В центре воспитательно-образовательного процесса ставится личность ребенка, его интересы, мнения, стремления, желания и т.д. Исходя из потребностей и возможностей детей, педагог выстраивает процесс воспитания.

Основная цель гуманистической педагогики – это формирование полноценной и разносторонне развитой личности, обладающей необходимым набором знаний, умений и навыков.

В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться при реализации процессов обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:

  1. Создание эмоционально положительной и благоприятной среды, комфортной для воспитания и обучения.
  2. Дети являются равными участниками педагогического процесса, они имеют возможность принимать равное активное участие в педагогическом процессе.
  3. Установление благоприятного эмоционального климата в детском коллективе, основанном на межличностных отношениях в группе (классе).
  4. Реализуемые педагогом образовательные программы должны быть направлены на максимальное развитие творческого потенциала и возможностей каждого ребенка.
  5. Предоставление детям возможности обсуждения с педагогом возникающих в процессе обучения и воспитания проблем, совместный выбор методов и средств их преодоления, осуществление самооценки собственной деятельности.
  6. Отказ от использования жесткой оценочной шкалы успеваемости, которая оказывает на детей определенное психологическое давление.

Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей.

Читайте также: