Сочинение эссе на литературную тему 8 класс презентация

Обновлено: 18.05.2024

Презентация на тему: " Эссе как жанр сочинения. А) Эссе в переводе с французского – попытка, проба, опыт, набросок, который сочетает в себе подчёркнутую индивидуальную позицию." — Транскрипт:

1 Эссе как жанр сочинения

2 А) Эссе в переводе с французского – попытка, проба, опыт, набросок, который сочетает в себе подчёркнутую индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением материала. Б) Эссе – это прозаическое произведение (этот признак не является обязательным) небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно – окрашенное слово. (Литературный энциклопедический словарь,1987 г.)

3 Эссе может быть посвящено философским, историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам и многому другому. Законом жанра является предельная открытость автора, его позиции, мысли. Это очень похоже на театр одного актёра, где нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.

4 Жанровые особенности необычное вступление; свободная композиция; небольшой объем; предельная открытость автора, его позиции и мысли; установка на диалог с читателем; вывода чаще всего нет, вопрос остается открытым; стиль отличается афористичностью, образностью, эмоциональностью.

5 Художественно- выразительные средства языка: Антитеза Гипербола Метафора Олицетворение Градация Риторические вопросы Вводные слова Вопросительные, побудительные предложения

8 Беседа по тексту: – Что показалось вам неожиданным в этом тексте? – Как вы понимаете слова Гейне, вынесенные в эпиграф? – Определите жанр этого текста, перечислите его характерные признаки.

12 Обломов чистосердечен и мягок. Он не лишен такого драгоценного качества как совесть. И мне так хочется верить в то, что совестливость- это также черта и моего характера. И уж точно, как Илья Ильич, я не способна причинить никому зла. Кажется, что Обломов не способен никого любить, но вспомним жаркую слезу Ильи Ильича, когда ему приснилась мать. Искренне он любил и Штольца, Ольгу, Агафью Матвеевну. Пусть эта любовь была разной, но ведь жили же чувства в этом человеке! Я тоже без остатка отдаюсь чувствам: люблю беспредельно своих родных, друзей, животных, природу … Люблю ЖИТЬ! Несмотря на ту нравственную катастрофу, которая происходит с Обломовым, его тоже любят, так как Илья Ильич способен притягивать к себе. В конце романа Захар с любовью и грустью говорит о своём хозяине, что тот изнеженный, неумелый, требующий ухода человек, однако, имеющий сердце, которое способно дарить счастье людям. Эти слова я отношу и к себе. Я тоже требую заботы и внимания, но и сама стараюсь дарить добро и радость! Как же я люблю Обломова – моего любимого литературного персонажа! Чернявская В.

13 Помните: Эссе состоит из нескольких абзацев (от 3-х до 10-ти), оптимальный размер эссе 6 абзацев. Главная мысль или тезис сочинения обычно формулируется во введении, но не всегда в первом предложении. Не стремитесь сразу браться за ручку, сначала представьте, что читатель известно по этому поводу, подумайте, как перейти к тому, что он может узнать нового. Написав эссе, прочитайте введение и заключение. Эти абзацы должны содержать много похожей информации, но не могут быть полностью идентичны.

Мастер-класс Проект Учитель русского языка и литературы Костенок Л.Н. МБОУ Новоу

№ слайда 1

Мастер-класс Проект Учитель русского языка и литературы Костенок Л.Н. МБОУ Новоукраинская СОШ

Показать возможности развития письменной речи учащихся через проектную деятельно

№ слайда 2

Показать возможности развития письменной речи учащихся через проектную деятельность. Показать композиционные и художественные возможности жанра эссе. Научить методическим приемам структурирования эссе.

Важно уметь обобщать или синтезировать большой объем информации. Необходимо умет

№ слайда 3

Важно уметь обобщать или синтезировать большой объем информации. Необходимо уметь грамотно, связно, доступно и красиво формулировать свои мысли. Умение писать эссе востребовано на различных олимпиадах и конкурсах.

 Эссе (с французского essai – попытка, проба, очерк, от латинского exagi

№ слайда 4

Эссе (с французского essai – попытка, проба, очерк, от латинского exagium – взвешивание) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссе - литературный жанр, основанный на ассоциативном мышлении.

Родоначальником эссе считается французский философ Мишель де Монтень (1533 – 159

№ слайда 5

Родоначальником эссе считается французский философ Мишель де Монтень (1533 – 1592). Эссе появилось в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека. В 1580 году Монтень опубликовал книгу, которую назвал "Les Essais" (Опыты) (фр. "еssai" - очерк, попытка, проба).

- Небольшой объем; - Конкретная тема; - Открытое личностное осмысление; - Свобод

№ слайда 7

- Небольшой объем; - Конкретная тема; - Открытое личностное осмысление; - Свободная композиция; - Парадоксальность, афористичность, образность; - Разговорная интонация и лексика.

Определение позиции и четкая формулировка идеи (тезиса) эссе. Чтобы сформулирова

№ слайда 8

Определение позиции и четкая формулировка идеи (тезиса) эссе. Чтобы сформулировать значимую идею, необходимо проанализировать материал, относящийся к проблеме, выявить аргументы в пользу различных точек зрения. Исключительно важно четко определить идею эссе до начала его написания. Все, что вы напишете, должно быть направлено на обоснование вашей идеи: в начале эссе должна быть дана ее четкая и сжатая формулировка, в главной части осуществлено ее исследование, в заключении - вновь обращение к идее.

Характер изложения эссе. Важен критический анализ теоретических положений и личн

№ слайда 9

Характер изложения эссе. Важен критический анализ теоретических положений и личные аргументированные комментарии и идеи в связи с ними. С самого начала четко обозначайте, за что или против чего аргументируете.

стремитесь быть краткими, насколько возможно. Эссе должно иметь четкую логическу

№ слайда 10

стремитесь быть краткими, насколько возможно. Эссе должно иметь четкую логическую структуру Следуйте нормам лексики и грамматики литературного языка

Вступление — один абзац. Используйте ловушки для привлечения внимания, такие как

№ слайда 11

Вступление — один абзац. Используйте ловушки для привлечения внимания, такие как: цитата, стихотворение, вопрос, размышления, необычные факты, идей или смешные истории. Основная часть — 2-3 абзаца. Выражайтесь понятно. Подкрепляйте основные идеи фактами, размышлениями, идеями, яркими описаниями, цитатами или другой информацией или материалами, которые интригуют и захватывают внимание читателя. Не допускайте тавтологии. Заключение — один абзац. Продемонстрируйте ваш потенциал в данной области. Покажите ваши взгляды на проблему. Какие действия вы планируете в вашем будущем предпринимать в отношении данного вопроса. Укажите вашу главную мысль.

Уточните для себя тему, уясните особенности заявленной темы. Продумайте, в чем

№ слайда 12

Уточните для себя тему, уясните особенности заявленной темы. Продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы. Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему. Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции. Шаг 1

Шаг 2 Определите желаемый объем и цель каждой составной части. Составьте тезисн

№ слайда 13

Шаг 2 Определите желаемый объем и цель каждой составной части. Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи. создайте из наиболее удачных мыслей каркас будущей работы.

Шаг 3 Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры. На

№ слайда 14

Шаг 3 Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры. Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя. Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Шаг 4 Помните: эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно, как пра

№ слайда 15

Шаг 4 Помните: эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно, как правило, отражает только один вариант, одну мысль и развивает ее. Это ответ на один вопрос. Старайтесь отвечать четко на этот поставленный вопрос и не отклоняйтесь от темы.

Шаги 5 - 9 проверьте грамматику и синтаксис; расставьте грамотно акценты: концен

№ слайда 16

Шаги 5 - 9 проверьте грамматику и синтаксис; расставьте грамотно акценты: концентрируйте внимание читателя на наиболее важных моментах; проверьте стиль и грамотность своего творения: проверьте текст на соответствие основным признакам: композиционное, стилистическое единство, связность, логичность, законченность; внесите необходимые изменения; напишите окончательный вариант.

Выполните проект: написание эссе на тему «Учитель в современном обществе: воспит

№ слайда 17


№ слайда 18

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Да что же это такое?! ЭССЕ

Описание презентации по отдельным слайдам:

Да что же это такое?! ЭССЕ

Да что же это такое?!
ЭССЕ

А если наше понимание литературного произведения ещё не оформилось в чёткие.

А если наше понимание литературного произведения ещё не оформилось в чёткие аргументы и выводы, а если преобладают пока только эмоциональные оценки?
Вступление, основная часть, заключение…
Соответствие теме и её полное раскрытие…
Аргументация своих высказываний примерами из текста, использование цитат…

Классическое сочинение
о литературных персонажах, о сюжете литературного произведения…
Тогда пишем эссе!

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к л.

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание).
Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Эссе – сочинение НЕБОЛЬШОГО объёма и СВОБОДНОЙ композиции, выражающей ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, НЕ ПРЕТЕНДУЮЩЕЕ на исчерпывающую трактовку…
Что вам более всего нравится в этом определении? Почему?

Почувствовали разницу?Текст №1 Александр Сергеевич – «солнце.

Всякое сочинение, в котором на первый план выходит личность пишущего, напомин.

Всякое сочинение, в котором на первый план выходит личность пишущего, напоминает нам о жанре эссе…

Наиболее характерные черты сочинения – эссе на литературную тему:Сосредоточен.

Наиболее характерные черты сочинения – эссе на литературную тему:
Сосредоточенность на личном, субъективном понимании произведения, его сюжета, героев, тематики и проблематики.
Более свободная композиция, необязательное наличие чётко выраженного подхода к теме во вступлении и оформленных выводов в заключении (эссе может завершаться вопросом!).
Особая роль неожиданных переходов от одной мысли к другой, ассоциаций, сравнений параоксальных выводов, эмоциональных восклицаний.
Использование изобразительно-выразительных средств языка/метафор, эпитетов, сравнений, гипербол и т.д./
Небольшой объём /как правило/.

Пушкин! С самим именем Пушкина у нас невольно связывается вздох о.

И ещё Жанр ЭССЕ стал популярным в последние годы /хотя создатель этого.

Важно написание эссе и для молодого специалиста.
То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Презентация: Эссе как жанр сочинения

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Эссе как жанр сочинения

Эссе как жанр сочинения


Слайд 2

Основные сведения о жанре

Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. ассоциации- связь. возникающая при определенных условиях между двумя ощущениями, восприятиями, идеями, произведениями искусства и т.


Слайд 3

Жанровые особенности

необычное вступление; свободная композиция; не слишком большой объем; предельная открытость автора, его позиции и мысли, эмоциональность; моделирование ситуации диалога с возможным читателем; оригинальный вывод, возможно в форме обращения к читателю, предложения недосказанные (фигура умолчания) и др. использование средств изобразительности, особенно риторических вопросов, сравнений, антитезы; возможность использования назывных и безличных предложений; использование цитат (чаще всего частичное цитирование высказываний литературных героев, писателей и поэтов, знаменитых людей)для подтверждения собственных мыслей или, наоборот, для опровержения чьих – либо убеждений.


Слайд 4


Слайд 5

Художественно-выразительные средства языка:

2. Риторические вопросы помогают привлечь внимание читателей к теме эссе, к ходу авторской мысли. Может ли человека не интересовать история его Отечества? Надо ли доказывать, что основа будущего — в настоящем? Разве возможна жизнь человека без любви к Родине?


Слайд 6

3. Сравнение помогает ярче и точнее выразить мысль. Па свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом. Ум и доблесть — единственное мерило. Велик тот, кто подаёт великий пример. (В. Гюго)


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10

Структура школьного эссе

1.Вступление а) привлечь внимание читателя, заинтересовать его; б)утверждение – заявлена главная идея эссе 2.Основная часть а) 2-3 мысли, которые вы развиваете, высказывая свою позицию; б) каждое высказывание подтверждается на примере литературного произведения, соответствующего вашей мысли. 3. Заключение. Совет, вывод, мнение, часто обыгрывается вступление или тема сочинения. Последние предложения в эссе являются крайне значимыми. Во-первых, они должны завершать Вашу мысль. Во-вторых, у читателя они должны оставить в памяти яркий след. Важно, чтобы вывод возвращался к главной идее. Другими словами, он должен содержать то, что было написано во введении.


Слайд 11


Слайд 12

Прочитайте и прорецензируйте работу ученицы: Обломов во мне.


Слайд 13

У меня, как и Ильи Ильича, чувства часто берут верх над разумом. Я также доверчива: тарантьевы и затёртовы обводят меня вокруг пальца. В Обломове нет расчётливости, хитрости, жадности. Обращая внимания на эти черты, всегда думала о своей мамочке, которую всегда корят за бескорыстность, бесхитростность, детскую доверчивость. Не скрою, мне очень нравятся эти черты, хотя я сама иногда хитрю и жадничаю, но никогда (я в этом уверена) я не была и не буду, как и Обломов, жестокой к окружающему миру. К сожалению, мне не хватает такого прекрасного свойства характера как терпимость. Нет её и в современном обществе. Зато я удивляюсь терпимости моей тёти к людям, хотя, в отличие от Обломова, она всё-таки не до такой степени терпелива и снисходительна к людям, как Илья Ильич. Она не требует к себе уважения, а мне, например, этого очень бы хотелось. Я прилагаю все усилия для того, чтобы окружающие видели во мне человека умного, чего-то достигшего в жизни. Илья Ильич, на мой взгляд, чистейшей воды эгоист. Но ему простительно, поскольку таковым было его воспитание: ему с детства внушали, что он лучше других и на него должны работать люди, которые находились в его подчинении. Черты эгоизма есть и во мне (я часто ловила себя на этой мысли, читая произведение…)


Слайд 14

Обломов чистосердечен и мягок. Он не лишен такого драгоценного качества как совесть. И мне так хочется верить в то, что совестливость- это также черта и моего характера. И уж точно, как Илья Ильич, я не способна причинить никому зла. Кажется, что Обломов не способен никого любить, но вспомним жаркую слезу Ильи Ильича, когда ему приснилась мать. Искренне он любил и Штольца, Ольгу, Агафью Матвеевну. Пусть эта любовь была разной, но ведь жили же чувства в этом человеке! Я тоже без остатка отдаюсь чувствам: люблю беспредельно своих родных, друзей, животных, природу … Люблю ЖИТЬ! Несмотря на ту нравственную катастрофу, которая происходит с Обломовым, его тоже любят, так как Илья Ильич способен притягивать к себе. В конце романа Захар с любовью и грустью говорит о своём хозяине, что тот изнеженный, неумелый, требующий ухода человек, однако, имеющий сердце, которое способно дарить счастье людям. Эти слова я отношу и к себе. Я тоже требую заботы и внимания, но и сама стараюсь дарить добро и радость! Как же я люблю Обломова – моего любимого литературного персонажа! Чернявская В.


Слайд 15

Возможные вопросы, которые вы можете задать себе. Что заставило меня обратиться к данной теме? Отличаюсь ли я от тех героев, о которых хочу размышлять? О каждом человеке, которого вы упомянули: почему я назвал именно этого человека? стремлюсь ли я стать таким как он? Почему мне нравится или не нравится какое – то качество в герое? Ч то полезного я вынес из этой ситуации?


Слайд 16

По литературной форме эссе предстают в виде: рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма и др.

Читайте также: