Сочинение егэ по тексту с диалогом

Обновлено: 02.07.2024

Поговорим ещё раз о самой сложной и самой дорогой части 27-го задания - о комментарии. За него можно получить сразу шесть первичных баллов по К2. А можно и ноль, если вместо комментария дан простой пересказ текста.

Чем же комментарий отличается от пересказа?

При пересказе мы передаём содержание всего прочитанного текста. В комментарии мы говорим не о всех событиях, а только о тех эпизодах/поступках персонажей, которые помогают раскрыть сформулированную нами проблему. Причём нас интересуют исключительно два фрагмента, наиболее ярко иллюстрирующих проблему. Остальные события текста в комментарии мы не рассматриваем.

Так как в комментарии мы должны проследить движение авторской мысли от проблемы к определённому выводу (позиции автора), рекомендую писать не о действиях героев, а о действиях автора:

  • автор знакомит нас с героем,
  • автор акцентирует наше внимание на каких-то его поступках,
  • автор ставит героя перед сложным выбором,
  • автор противопоставляет что-то чему-то или сравнивает что-то с чем-то,
  • автор что-то предполагает, доказывает или опровергает и так далее.

Иными словами, когда мы говорим о действиях героев, мы пересказываем, когда пишем о действиях автора - мы комментируем.

Приведу конкретный пример, опираясь на текст А.Грина "Слепой лежал тихо, сложив на груди руки и улыбаясь" (рассказ "Голос и глаз") с реального ЕГЭ 2016 года. Сам текст есть как на сайте ФИПИ в открытом банке заданий, так и на многочисленных сайтах, посвящённых подготовке к ЕГЭ. Если кто-то не найдёт, могу оставить в закреплённом комментарии после публикации.

Итак, если мне надо будет пересказать этот текст, мой сжатый пересказ будет выглядеть примерно так:

Больной Рабид находится в клинике для слепых. За ним ухаживает медсестра Дези. Молодой человек не может видеть лица девушки, но слышит её голос и влюбляется в него. Он ждёт выздоровления после операции, чтобы увидеть Дези и рассказать ей о своих чувствах. Девушка, в свою очередь, ждёт прозрения Рабида со страхом, так как считает себя некрасивой и боится, что молодой человек разочаруется, увидев её. Когда с глаз больного была наконец снята повязка, Рабид посмотрел на девушку с восхищением, так как "в этот момент его, рождённое тьмой, точное представление о ней было и осталось таким, какого не ожидала она".

Если мне надо будет написать комментарий, то я буду делать акцент на действиях автора:

Александр Грин знакомит читателей со слепым пациентом Рабидом, который никогда прежде не видел ухаживающую за ним медсестру Дези. Автор обращает наше внимание на доброту Дези, её отзывчивость, готовность в трудную минуту прийти на помощь больному. С искренней теплотой А.Грин описывает первую встречу прозревшего Рабида и Дези, думающей о его выздоровлении со страхом и грустью.

Кроме того, в комментарии мы не просто приводим в пример эпизоды, иллюстрирующие проблему, но и показываем, как именно этот пример связан с проблемой. Иначе говоря, мы поясняем его. В комментарии, кроме непосредственно пересказа, должна быть и точка зрения пишущего сочинение, его собственный анализ приведённого примера.

Можно сделать вывод, что комментарий - это выборочный пересказ текста с элементами анализа.

Если есть необходимость, могу опубликовать целиком сочинение по тексту А. Грина. Правда, там со связью между примерами, как всегда, загвоздка, но я ещё подумаю над ней. Хотя мне не хочется думать о логических связях, мне хочется весны и тепла. Но пока имеем то, что имеем.

В мае 2021 года мои ученики писали пробник Статграда по тексту Андреева про бабку Анну. Три лучших сочинения с соблюдением всех требований нового формата ЕГЭ привожу в данной статье. На них можно ориентироваться при подготовке к экзамену.

(1)Мне было около двенадцати лет, когда я ослеп от голода. (2)Слепота поразила мои глаза зимой сорок второго года, когда мы с матерью были эвакуированы в Поволжье. (3)К лету сорок второго года зрение вернулось, но я был тогда как костлявый цыплёнок. (4)В июне я отправился в деревню наниматься в колхоз, чтобы подкормиться. (5)В колхоз меня взяли бы охотно, тогда требовалась любая пара рук. (6)Но оплатить работу трудоднями и продуктами могли лишь осенью. (7)А мне нужно было есть уже сейчас, летом. (8)И тогда подсказали мне пойти работать к бабке Анне Смирновой в богатое волжское село Усть-Курдюм. (9)Бабка Анна согласилась взять меня и обещала кормить каждый день два раза, а в воскресенье и трижды. (10)И за это определила она мне дело: доставать воду из колодца и поливать грядки с огурцами.

(11)Усть-Курдюм стоит на горе. (12)Берег к Волге сходит крутой, обрывистый, метров пятьдесят высотой, и колодец во дворе был глубиной поболее пятидесяти метров. (13)А огород у бабки был две тысячи квадратных метров, двадцать соток, и все эти квадратные метры она засадила огурцами. (14)И в то страшное, жаркое, испепеляющее лето я должен был все огурцы до последнего кустика поливать обильно, утром и вечером ежедневно. (15)Это значит, надо было поднять с глубины, в которой и воды-то не видать было, до ста вёдер, отнести их на гряды и разлить воду по лункам. (16)А в промежутках между утренним и вечерним поливом надо было очистить, отряхнуть все листья от пыли и грязи, чтобы она не мешала солнцу освещать листья и наливать огурцы соком. (17)И вот я таскал на своих цыплячьих косточках эти бесконечные вёдра и поливал эти бесконечные ряды огурцов.

(18)Бабка Анна хорошо знала не только агротехнику. (19)Ей была знакома и психология. (20)Горожане готовы были платить любые деньги за довоенную забытую невидаль, за сказочную роскошь — за огурцы, за воспоминание о своём счастливом прошлом. (21)И она это знала вперёд и сажала у себя на участке не картошку, не просо, не лук, не жито, которые нужны были голодным людям, как сама жизнь, — потому не сажала, что их снимешь один раз — и конец, а огурцы всё время идут волна за волной, был бы полив, а солнышка в Поволжье сколько хочешь! (22)И она увозила в город мешки огурцов и привозила из города мешки денег.

(23)А я таскал и таскал эти будто кирпичами нагруженные вёдра, рвал свои мышчонки изо дня в день, из недели в неделю без выходных. (24)Правда, однажды дала она мне с какой-то радости жареных шкварок, целое блюдце (я чуть концы не отдал от этой непривычной пищи), и однажды разрешила в воскресенье на лодке сплавать на остров: отпустила нарвать и навялить сумку дикого луку нам с матерью на зиму.

(25)А ведь все эти тысячи рублей вырастали и устремлялись в её бездонные мешки не только из благодатной земли, но и из моего непосильного детского труда.

(26)Я видел, как самоотверженно работали от зари до зари колхозники: женщины, инвалиды, старики и подростки, — я видел, с каким радушием, с какой русской открытостью делились они всем, чем могли, с эвакуированными к ним горожанами. (27)А бабка Анна не упускала свой случай, она делала деньги…

(28)…А осенью я вернулся в город, мать устроила меня помощником наладчика на пошивочную фабрику, и я стал получать рабочую карточку и восемьсот граммов хлеба ежедневно. (29)И главное, очень сердечно относились ко мне швеи в цеху, они помогали сшивать вечно рвущиеся старые ремни на шкивах и не нервничали, когда я не умел сразу наладить включение заглохнувшего мотора. (30)Вот это были правильные люди.

(31)Прошли с тех пор уже десятилетия, а я всё помню их доброту.

* Юрий Андреевич Андреев (1930−2009) — советский и русский прозаик, литературовед, публицист.

Во время войны люди голодали, поэтому важна была каждая крошка. Они делились друг с другом продуктами и деньгами, чтобы вместе выживать в такие трудные времена. Тем не менее не все были щедрыми, встречались и те, кто даже в этой ситуации не делился с остальными, а продолжал зарабатывать деньги, используя чужой труд и заставляя страдать других. В данном тексте автор ставит проблему чрезмерного эгоизма.

В тексте повествование ведется от первого лица, рассказчик вспоминает о своем детстве. Ему нужно было что-то есть, но в колхозе, куда он хотел наняться, еду могли отдать только осенью, поэтому он решил поработать у бабки Анны. Та обещала кормить его два-три раза в день, а он должен был поливать грядки с огурцами, для чего ему пришлось носить много тяжелых ведер с водой. Это был непосильный труд для маленького ребенка. Анна же ездила продавать огурцы и получала много денег. Она ни с кем не делилась полученным, только продолжала зарабатывать, заставляя ребенка каждый день без выходных поливать огурцы. Так как она весь заработок оставляла себе, то никак не приближала победу в войне, а у ребенка, который у нее работал, остались плохие воспоминания. Автор показывает, что она не была к юному рассказчику добра и снисходительна, равнодушно относилась к тому, как тяжело ему давался этот труд. Анна выращивала не то, что нужно голодным людям, а огурцы, которые приносили высокий доход. Ее эгоизм и желание наживы плохо влияли на здоровье мальчика, а также никаким образом не помогали обществу. Когда юный рассказчик поливал грядки, он видел, как трудились люди в колхозе и делились с эвакуированными всем, чем могли. Когда же он вернулся в город, мать устроила его на пошивочную фабрику, где люди не нервничали, если у него не сразу все получалось, а швеи помогали ему сшивать ремни. Они очень сердечно относились к ребенку, поэтому он надолго запомнил их доброту. Автор показывает, как важно на войне быть отзывчивым и щедрым, помогать друг другу, ведь тогда так будет гораздо проще пережить это тяжелое время. А если человек эгоистичен и думает лишь о наживе, он совершенно равнодушно относится к здоровью и благополучию других, что делает ситуацию только хуже, ведь он заставляет других страдать, чтобы ему самому жилось лучше. Противопоставляя Анну и людей, работавших на фабрике и в колхозе, автор через мысли рассказчика показывает читателю, как эгоистичное поведение воспринимается другими людьми.

Я полностью согласна с автором. Действительно, если человек думает лишь о себе и о своей наживе, он ничем не сможет быть полезным для общества и навсегда останется одиноким. Например, в рассказе Горького "Старуха Изергиль" говорится о Ларре, эгоистичном человеке, который хотел получать все, что ему захочется, при этом ничего не давая взамен. В племени, куда он пришел, его не приняли, а за то, что он убил дочь одного из старейшин, решили наказать. Они сказали, что Ларра будет вечно скитаться по земле без возможности умереть или вернуться к людям. Так и произошло в конце рассказа. Он хотел слишком многого лишь для себя, поэтому остался совершенно одинок, никто не любил его, в обществе он никому был не нужен, а его существование не несло в себе никакого смысла. Именно поэтому эгоизм - негативная черта характера, с которой надо бороться, чтобы не быть отвергнутым остальными.

Таким образом, будучи эгоистичным собственником, на войне человек не приносит никакой пользы, не заботится о других и позволяет им умирать и страдать. Поэтому очень важно было уметь делиться, быть отзывчивым, чтобы проходить через все трудности войны вместе с остальными, разделяя горе и радость, с каждым днем приближая свой народ к победе.

В современном мире большое значение имеют материальные ценности, так как люди стремятся приумножить свой достаток. Иногда желание разбогатеть становится настолько сильным, что человек готов пойти на всё ради достижения своей цели. Как проявляется жажда наживы и эгоизм? Такова проблема, поставленная Ю. Андреевым в данном тексте.

Таким образом, эгоизм и жажда наживы являются негативными качествами характера, так как они ослепляют человека, делая его жестоким и равнодушным к окружающим. Думая о собственном достатке, нельзя забывать и про других людей, потому что они могут нуждаться в нашей помощи и заботе.

Человеческий эгоизм может проявляться по-разному, но самой страшной его формой является жажда наживы, потому что она заставляет людей забыть о доброте и гуманности и использовать любые методы для достижения цели. Именно поэтому Юрий Андреевич Андреев ставит в данном тексте проблему стремления к наживе любой ценой.

В заключение хотелось бы сказать, что огромное количество людей готово получить лёгкие деньги, используя безнравственные методы. Но это неправильно, потому что человечество не должно забывать о доброте, милосердии, сочувствии и бескорыстии. Ведь если мы будем руководствоваться этими принципами гуманности, то наш мир станет лучше!

Примерный круг проблем:

Проблема непонимания во взаимоотношениях людей. (Какие могут быть причины ощущения человека, что его не понимают? Как можно преодолеть это ощущение?) Авторская позиция: Человек может ощущать, что его не понимают, в связи с тем что он сам не понимает себя. Кроме того, ощущение непонимания со стороны общества может объясняться отсутствием у человека должного воспитания. В этом случае важно, чтобы кто-то близкий, более мудрый и хорошо разбирающийся во взаимоотношениях людей, объяснил причины и указал пути преодоления такого ощущения.

Проблема значимости воспитания. (Почему хорошее воспитание необходимо человеку? Как стать воспитанным человеком? Какими необходимыми качествами должны обладать воспитанные люди?) Авторская позиция: Хорошее воспитание необходимо человеку, чтобы не чувствовать себя чужим в интеллигентном обществе, чтобы не ощущать непонимания со стороны окружающих. Чтобы стать воспитанным человеком, нужно трудиться днём и ночью, постоянно работать над собой, проявляя волю, много читать. Воспитанные люди всегда вежливы и снисходительны по отношению к окружающим, чистосердечны и честны, а если обладают талантом, то относятся к нему с уважением, развивая его.

Проблема отношения к таланту. (Как люди воспринимают человека с талантом? Как человек должен относиться к своему таланту?) Авторская позиция: Талант ставит человека в обособленное положение по отношению к другим, поскольку, например, талантом художника обладает один человек из двух миллионов; таланту прощается многое. Человек должен с уважением относиться к своему таланту, развивать его, не тратя время, которое можно посвятить развитию таланта, на пустые занятия.

Готовое сочинение ЕГЭ №1

Как часто каждому из нас кажется, что нас не понимают, что другие люди относятся к нам предвзято, потому что им невдомёк, какие мы умные и прекрасные! Мне кажется, что текст, который я прочитал, посвящен именно этой проблеме. Почему человека, может быть, не понимают окружающие его люди или почему он сам ощущает себя непонятым? Рассматривая эту проблему, Антон Павлович Чехов видит причину в том, что, возможно, его брат, жалующийся на непонимание, и сам не до конца понимает самого себя. А в этом случае, конечно, ему кажется, что и окружающие его не вполне понимают. Чехов дает своему брату характеристику, указывая на его хорошие и дурные качества, поясняя, что и те, и другие, возможно, очевидны для окружающих его брата людей. Но сам он, не замечая за собой вины, думает, что его обвиняют в чем-то напрасно.

Кроме того Антон Павлович Чехов видит еще одну причину недопонимания, которое может царить между человеком и окружающим его обществом. Эта причина – воспитание, точнее — какие-то его огрехи. А. П. Чехов указывают на недостатки, которые свойственны его брату, но это не дурные качества характера или его личности — это недостатки, касающиеся именно его поведения. Иногда его брат, по мысли писателя, ведёт себя недостаточно серьезно или недостойна своего таланта и интеллекта. Это происходит потому, что юноше недостает воспитания, то есть просто умения вести себя в обществе, сдерживать какие-то свои порывы и какие-то фразы, которые настраивают окружающих людей против этого человека. Писатель дает советы, как можно работать над собой, чтобы избавиться от этих проблем и стать по-настоящему приятным другом и собеседником.

Я думаю, автор хочет сказать, что если человек сам сумеет как следует понять себя и разобраться в своих своём характере и своих проблемах, то он увидит, что у него появилось больше добрых друзей и его отношения с другими людьми стали намного лучше. Если же человек сам не в силах разобраться в себе, то ему может помочь старший друг или старший брат — кто-то более опытный, кто может дать добрый совет. И тогда любой человек, работая над собой, сумеет стать намного лучше и добиться того, чтобы у него стало больше друзей и чтобы его лучше приняли в том обществе, которое ему нравится.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Человек может обладать любыми достоинствами, но они обесцениваются, если он не воспитан должным образом. В предложенном тексте А.П. Чехов поднимает проблему значимости воспитания и размышляет о том, как стать личностью, которую все уважают. А для этого нужно сначала научиться внимательному отношению к людям.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: хорошее воспитание необходимо, чтобы не чувствовать себя чужим в интеллигентном обществе. Воспитанные люди всегда вежливы и снисходительны по отношению к окружающим. Чтобы таким стать, надо развиваться, стремясь к совершенству.

Таким образом, каждый человек должен воспитать себя сам, если он хочет достичь вершин.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

Оба примера – иллюстрации, дополняя друг друга, доказывают, что мерилом культурного человека являются не только черты интеллигентности, но и беспрерывный труд. Труд днем и ночью! На мой взгляд, в этом и заключается позиция автора. Я полностью разделяю точку зрения писателя: признаки воспитанности очень многогранны, и появиться сами по себе без упорного труда в характере человека они не могут.

Таким образом, воспитанный человек – это индивидуум, насыщенный массой положительных качеств, развивающихся в течение всей жизни.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

Эти примеры-иллюстрации, на которые обращает внимание знаменитый писатель, используя прием детализации, позволяют сформулировать его позицию: воспитанный человек обладает многогранными качествами, которые проявляются в его уважении и честности по отношению к близким и окружающим. Я разделяю позицию автора: людей с хорошими манерами, благодаря их воспитанию, отличают уважение к друзьям и знакомым, близким и родным, вежливость, искренность и сдержанность.

Таким образом, воспитанный человек должен обладать всеми важными качествами, характеризующими интеллигентных людей.

Готовое сочинение ЕГЭ №5

Каковы причины, по которым мы чувствуем, что нас не понимают? Как преодолеть это ощущение? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А. П. Чехова.

Раскрывая проблему непонимания во взаимоотношениях людей, автор использует форму письма. Адресат – брат писателя, который часто жалуется, что его не понимают. Автор с иронией отмечает, что на это не жаловались даже Гёте и Ньютон, подчёркивая этим, что жаловаться на непонимание нельзя, это очень плохо. Он пытается доказать своему брату, что тот сам себя не понимает, и пытается раскрыть его положительные и отрицательные качества. К положительным относятся такие, как доброта, великодушие, искренность, талантливость. Недостаток отмечается только один: крайняя невоспитанность. Затем автор письма перечисляет качества, необходимые человеку для понимания в обществе: уважительность, снисходительность, правдивость. Оба эти примера, дополняя друг друга свидетельствуют о том, что воспитанные люди не могут чувствовать себя непонятыми, они не чувствуют себя в обществе чужими и не тяготятся им.

Авторская позиция заключается в следующем: человек может ощущать, что его не понимают, так как он и сам не может понять себя. Кроме того, ощущение непонимания может объясняться отсутствием у человека должного воспитания. Хорошо, если рядом окажется мудрый человек, который разбирается во взаимоотношениях людей и укажет на пути преодоления ощущения непонимания.

В заключение хочу подчеркнуть, что не стоит жаловаться на непонимание со стороны окружающих: это дурная привычка, которая свидетельствует о пробелах в воспитании.

Готовое сочинение ЕГЭ №6

Позиция автора такова: человеку необходимо хорошее воспитание, чтобы не чувствовать себя чужим в интеллигентном обществе и не ощущать непонимание со стороны окружающих. Я согласен с мнением автора текста. У общества есть свои негласные правила, которые необходимо соблюдать. Отсутствие воспитания создает дистанцию с окружающими людьми, которая может быть очень болезненной для человека. Воспитанность – это проявление уважения к людям и к тем правилам, которых они придерживаются.

Человеку необходимо хорошее воспитание, чтобы не быть изгоем общества, а чувствовать себя его полноправной частью.

Готовое сочинение ЕГЭ №7

Как стать воспитанным человеком и для чего человеку нужно хорошее воспитание? На эти вопросы отвечает в своем тексте русский писатель А.П. Чехов.

Автор текста явно выражает свою позицию: для того чтобы не тяготиться нахождением в обществе и не чувствовать себя чужим в нем, нужно воспитывать себя, долго и упорно работая над собой.

Трудно не согласиться с автором. Действительно, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, нужно быть человеком воспитанным, поэтому так важно постоянно работать над собой, делая себя с каждым разом лучше. Данная мысль находила отражение во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что воспитание очень важно в становлении интеллигентной личности человека, поэтому необходимо работать над собой, чтобы стать воспитанным человеком.

Готовое сочинение ЕГЭ №8

В чем проявляется воспитанность и невоспитанность человека? Над этой проблемой предлагает задуматься Антон Павлович Чехов, великий русский писатель.

Автор, рассуждая над вопросом, говорит о том, что очень часто человек ловит себя на мысли, что его никто не понимает. Несмотря на все свои хорошие качества или даже выдающиеся таланты он остаётся один. Причина такого одиночества, может являться невоспитанность человека. Она проявляется в том, что отталкивает людей от себя, тем самым становится тяжёлой ношей для её обладателя.

Так читатель понимает, что несмотря на все хорошие стороны человека, некультурность может стать барьером на пути к общению с другими людьми.

Писатель обращает наше внимание на то, что воспитанным людям присущ ряд качеств такие как: уважение и сострадание к окружающим, честность и ненавязчивость. Это список можно продолжать ещё долго, но самое главное это то, что человек должен беспрерывно трудиться над собой, что бы стать по — настоящему воспитанным человеком. Действительно, быть культурным- это постоянно совершенствоваться.

Оба примера, дополняя друг друга, показывают, в чём проявляется воспитанность.

По мнению автора, чтобы прослыть воспитанным человеком и заполучить доверие других людей, необходимо требовать с самого себя хорошего отношения к другим людям.

Таким образом, воспитанность и невоспитанность человека проявляется в его поступках и очень часто является определяющим фактором восприятия другими людьми нас со стороны.

Готовое сочинение ЕГЭ №9

Воспитание – это основа всей нашей жизни, помогающая взаимодействовать в обществе. Почему же так важно быть воспитанным? Этим вопросом задается Антон Павлович Чехов в предложенном фрагменте текста.

В другой части текста Антон Павлович Чехов в предложениях 20-38 рассказывает о качествах воспитанных, интеллигентных людей. Тем самым автор показывает важность воспитанности, так как она помогает жить, а не существовать в этом мире.

Таким образом, рассматривая две эти диаметрально противоположные ситуации, мы можем посмотреть на предложенную выше проблему с разных сторон и сделать правильный вывод.

Позиция автора такова: необходимо воспитываться и не стоять ниже уровня среды . Для этого нужен беспрерывный дневной и ночной труд.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть важность быть воспитанным. Воспитанность позволяет людям сосуществовать в мире и гармонии, то есть, в какой-то степени, является гарантом жизни.

(5)Уверяю тебя, что, как брат и близкий тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую. (6)Все твои хорошие качества я знаю как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. (7)Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. (8)По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен. (9)Ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, неехиден, незлопамятен, доверчив. (10)Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. (11)Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на два миллиона.

(12)Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. (13)Недостаток же у тебя только один. (14)В нём и твоя ложная почва, и твоё горе. (15)Это твоя крайняя невоспитанность. (16)Извини, пожалуйста. (17)Дело в том, что жизнь имеет свои условия. (18)Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным.

(19) Воспитанные люди, по моему мнению, такие.

(20) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (21)Живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! (22)Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

(23)Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. (24)Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

(25)Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

(26)Они чистосердечны и боятся лжи как огня. (27)Не лгут они даже в пустяках.

(28) Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего.

(29) Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.

(30)Они неболтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. (31)Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

(32)Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и стремление помочь.

(35)Они не суетны. (36)Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.

(37)Если они имеют в себе талант, то уважают его. (38)Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.

(39)Таковы воспитанные. (40)Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. (41)Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. (42)Тут дорог каждый час.

Выпускники считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому — написание сочинения. Поэтому к подготовке этой теме нужно подойти основательно.

1. Алгоритм написания сочинения

2. План сочинения ЕГЭ

Структура сочинения состоит из следующих разделов:

  1. Вступление.
  2. Проблема.
  3. Связка.
  4. Комментарий (1-й пример) + Пояснения к комментарию + Связка.
  5. Комментарий (2-й пример) + Пояснение к комментарию + Связка.
  6. Позиция автора — как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме. 1-2 предложения.
  7. Собственная позиция. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства) — 1-2 предложения: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
  8. Заключение.

Вступление

Как начать сочинение?

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
  • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
  • На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
  • Порассуждать об эпохе, вспомнить факты из биографии писателя, кратко поговорить глобально о поднятой теме.

Клише для вступления в сочинении:

Комментарий к проблеме

В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений.

Структура комментария:

  • Пример из текста.
  • Пояснение примера.
  • Смысловая связь между примерами.
  • Пример-иллюстрация из текста.
  • Пояснение.

Требования к комментариям:

  1. Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать частичное цитирование с пояснением. Важно. Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть.
  2. Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная или другие связи в тексте.
  3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
  4. Соответствие заявленной проблеме.
  5. 0 баллов ставится в комментарии если:
    • Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
    • Комментарий не написан.
    • Комментарий написан без опоры на текст.
    • В комментарии присутствуют фактические ошибки.

Ошибки в комментариях:

  • Комментарий не полностью основывается на тексте.
  • Плохой пример комментария.
  • Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.

В комментарии не должно быть:

Как писать комментарий?

Клише для комментария:

  • Автор считает (что?)
  • Автор отмечает важность (чего?)
  • Автор рассказывает (о чём?)
  • Автор размышляет (о чём?)
  • Автор обращает внимание на (что?)
  • Автор подчеркивает (что?)
  • Автор раскрывает проблему на примере
  • Автор делает акцент на том, что
  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

Аргументы

Аргументы должны быть:

  1. Точными.
  2. Развёрнутыми и убедительными.
  3. Доказывать вашу точку зрения.

Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя. Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницу

— Разборы экзаменационных заданий

Сочинение на ЕГЭ 2019. Как собрать полный балл

Новое сочинение ЕГЭ по русскому языку вызывает много вопросов. Все ищут примеры сочинений 2019 года. Их есть у нас, так как на форум "Могу писать" регулярно приходят сочинения, которые мы проверяем бесплатно. Если кто ещё не нашёл это замечательное место, жмите на вкладку "Форум" в верхнем меню сайта.
Перед тем, как рассматривать примеры сочинений, обязательно ознакомьтесь с новыми критериями оценивания сочинений в 2019 году. Смотрите статью Сочинение на ЕГЭ по русскому языку 2019. Новые правила

Как написать сочинение ЕГЭ 2019 и собрать полный балл. Пример работы с комментариями эксперта

Анна Петровна уже давно не имела никаких иллюзий относительно своей единственной родственницы.

Не было для нее никакой загадки и в этих визитах, и в показном этом внимании.

Бог знает, откуда взялась у них эта жалкая жадная уверенность! Причиной тому было скорее всего то, что их, конечно же, болезненно потрясли (Анна Петровна заметила это) та легкость, та пренебрежи­тельность даже, с какими рассталась она в свое время с теми несчаст­ными тысячами. Марина, помнится, едва лишь начала свое нытье (явно не на один день рассчитанное) относительно стесненности своих финан­совых обстоятельств, как Анна Петровна, которая даже на их взгляд была человеком разумным, так беспечально и равнодушно отдала в ру­ки чужим людям (а что они ей чужие, это они тоже хорошо сознавали), без расписки отдала, без свидетелей, — этакую сумму.

И тут Анна Петровна всегда довольно-таки ехидно хихикала про се­бя, живо представляя восторженно-алчные глазенки и мечтательно- слюнявые улыбочки Марины, тайком обсуждающей со своим галанте­рейным мужем мифические капиталы своей бабки.

Нужно заметить, что Анна Петровна никогда и ни единым словом не пыталась их разубеждать.

В этом была, конечно, довольно простая и довольно бесцеремонная хитрость.

Страх оказаться совершенно одной, безо всякой помощи, когда слу­чится последняя болезнь, отвратительная мысль о том, что плохо и не­брежно похоронят, — это было сильнее высокомерной неприязни, ско­рее, брезгливости, которую она питала с некоторых пор к внучке и ее новому мужу.

В чем причина нравственных страданий старого человека? Почему пожилые люди не редко остаются одинокими? Именно эти вопросы волнуют Г.Н. Головина.

Авторская позиция заключается в том, что одной из причин одиночества является отсутствие духовных связей между родственниками и наличие в отношениях между ними лишь расчёта и корысти.

Я абсолютно согласна с писателем и считаю, что разрыв между поколениями несёт не только одинокую старость, но и ведёт к духовному обнищанию общества. К сожалению, в наши дни очень часто встречаются семьи, в младшее поколение забывает о своих родителях, уходя с головой в учёбу или личную жизнь. Нередко встречаются ситуации, когда старики, при живых родственниках оказываются в домах престарелых, трагично заканчивая свой жизненный путь вдали от самых близких людей.

Подводя итоги, я хочу сказать, что необходимо заботиться о людях, которые нас воспитали, вложили душу. Нельзя ставить материальные блага выше семейных ценностей.

Ирина Яшина при участи Анны Кузнецовой, Дарьи Сметаниной, Елены Дудиной и Аллы Баландиной.

В чем причина нравственных страданий старого человека? Почему пожилые люди не редко остаются одинокими? Именно эти вопросы волнуют Г.Н. Головина.

Проблема определена и сформулирована верно. Удачно подобраны два вопроса, не повторяющих друг друга, а дополняющих, уточняющих аспект рассматриваемой проблемы.

Поставив вопрос таким образом, можно далее рассуждать не только об одиночестве, но и о нравственных страданиях, которые испытывают одинокие люди.

Полужирным шрифтом выделены места, в которых показано, что делает автор текста. Это и называется анализ. Эти фразы становятся центральными связующими звеньями комментария, они не дают автору сочинения углубиться в пересказ, способствуя выполнению главной задачи сочинения – показать умение понимать и трактовать прочитанный текст, а не просто его пересказывать.

Зеленым цветом выделены примеры-иллюстрации из исходного текста. Они представлены в виде сжатого пересказа с фрагментарным цитированием. Примеры соответствуют композиционному членению текста, отражая два значимых эпизода: отношение Марины к бабушке и внутренний монолог Анны Петровны. Примеры показывают, что делают герои текста. Примеров должно быть два.

Синим цветом выделены пояснения к приведенным примерам. Пояснения показывают, что понимает читатель текста, наблюдая за действиями героев. Пояснения связаны с проблемой текста и помогают глубже раскрыть позицию автора по проблеме.

Красным цветом выделен фрагмент, в котором отражается смысловая взаимосвязь между приведенными примерами. Смысловая связь определена верно.

Авторская позиция заключается в том, что одной из причин одиночества является отсутствие духовных связей между родственниками и наличие в отношениях между ними лишь расчёта и корысти.

Авторская позиция обозначена верно. Логический каркас сочинения не нарушен: дается ответ на вопросы, поставленные в начале сочинения.

Я абсолютно согласна с писателем и считаю, что разрыв между поколениями не только несёт одинокую старость, но и ведёт к духовному обнищанию общества. К сожалению, в наши дни очень часто встречаются семьи, в которых младшее поколение забывает о своих родителях, уходя с головой в учёбу или личную жизнь. Нередко встречаются ситуации, когда старики, при живых родственниках оказываются в домах престарелых, трагично заканчивая свой жизненный путь вдали от самых близких людей.

Выражено согласие с авторской позицией и сформулирован собственный тезис по проблеме (выделен синим цветом).

Дарья не повторила мнение автора, а вывела осмысление проблемы на новый уровень. Автор рассуждал о разрыве родственных связей как причине одиночества, а Дарья говорит о последствиях этого разрыва. Подтверждает свое суждение Дарья примерами из жизненного опыта.

Подводя итоги, я хочу сказать, что необходимо заботиться о людях, которые вложили в нас душу, воспитали. Нельзя ставить материальные блага выше семейных ценностей.

В заключительной части содержится эмоциональный призыв – это хороший прием для концовки. Благодаря заключению текст сочинения приобрел смысловую завершенность, что обеспечило сохранение балла за логику и композицию (К5).

Максимальный балл за логику и композицию сочинения можно получить при соблюдении следующих требований:

- логических ошибок нет

- текст правильно разделен на абзацы

- в тексте есть вывод

- есть переходы между абзацами

-все изложено в логической последовательности.

В сочинении Дарьи эти требования соблюдены. Правда, абзац с комментарием следовало бы разделить на два, проанализировав каждый пример отдельно. Однако снять за это балл мы не можем. В образцовом сочинении, которое разбирали эксперты Рособрнадзора по тексту из демоверсии, оба примера были показаны в одном абзаце.

Я абсолютно согласна с писателем и считаю, что разрыв между поколениями не только несёт одинокую старость, но и ведёт к духовному обнищанию общества. К сожалению, в наши дни очень часто встречаются семьи, в которых младшее поколение забывает о своих родителях, уходя с головой в учёбу или личную жизнь. Нередко встречаются ситуации, когда старики, при живых родственниках оказываются в домах престарелых, трагично заканчивая свой жизненный путь вдали от самых близких людей.

Тоска одиночества отчетливо звучит еще в одном эпизоде, где читатель знакомится с рассуждениями героини о наступивших тяжелых временах, когда родственные чувства измеряются количеством рублей на сберкнижке.

Этот критерий предъявляет требования к точности и выразительности речи.

Точность речи предполагает отсутствие речевых ошибок (смешение паронимов, употребление слов в неверном значении и т.п.). Вот почему максимальный балл по К6 можно получить лишь при наличии максимума по К10.

Помимо точности, речь должна обладать выразительностью как на уровне лексики (метафоры, эпитеты, сравнения…), так и на уровне синтаксиса (ряды однородных членов, обособленные обороты, разные виды СП, параллелизм). Все это в тексте Дарьи есть, выделено полужирным.

Почему пожилые люди не редко остаются одинокими?

Нередко встречаются ситуации, когда старики , при живых родственниках оказываются в домах престарелых, трагично заканчивая свой жизненный путь вдали от самых близких людей.

Лишняя запятая после слова старики не влияет на количество баллов по К8.

А вот наличие частицы перед составным союзом потому что требует запятой внутри союза. Это уже ошибка и потеря балла.

Автор хочет донести до нас, что старушка больше всего на свете боится остаться одной , совсем никому не нужной.

внучка вместе с мужем забрали у старушки все сбережения

что разрыв между поколениями не только несёт одинокую старость , но и ведёт к духовному обнищанию общества.

Может ли разрыв нести старость? На мой взгляд, здесь нарушение лексической сочетаемости. Одна речевая ошибка позволяет сохранить максимум по К10 и по К6.

Если посчитать за ошибку речевую шероховатость – повтор союза что, то можно снять два балла – по К10 и по К6.

Это железные баллы. Просто никого не оскорбляйте в своем сочинении и внимательно обращайтесь с датами, фамилиями, названиями.

Сочинение проверяют два эксперта. Чтобы избежать расхождения в количестве баллов, нужно доводить текст до безукоризненного состояния.

Пример сочинения с ошибками. Разбор работы по критериям 2019 года

А теперь посмотрите разбор сочинения на 14 баллов. Посмотрите, как выпускник потерял баллы.

Сочинение прислала Гульшат Шарипова. Мы благодарим Гульшат за работу, так как девушка пробует писать. А это позволит многим научиться на её ошибках. И сама она хорошо подготовится к экзамену. А кто ничего не пишет и думает, что достаточно посмотреть на чужие примеры сочинений, того на ЕГЭ этого года ждут сюрпризы.

(20)Прежде сияющий и счастливый взгляд ребёнка сделался хмурым, как осенние небеса, на него легла тень, которая лучше тысячи словарей могла бы рассказать, что такое грусть. (21)И мне кажется, что именно в этот миг он утратил свою доверчивость и непосредственность и, сам того не желая и не понимая, раньше времени повзрослел. (22)Он усвоил жестокий жизненный урок: надо молчать, сталкиваясь с непониманием, прятать в глубине души свои сокровенные мечты, не говорить о прекрасном, а высказывать лишь то, что другие хотят услышать.

(23)И если сначала я увидела ребёнка, то теперь передо мной был взрослый человек, на чьих плечах лежал груз пережитого, груз боли и грусти. (24)Почему мы обрекаем на гибель красоту и невинность? (25)Где тот ребёнок, который когда-то жил в нас и чей голос до сих пор должен был бы звучать в нашем сердце, пробуждая неисчерпаемое любопытство и потребность в любви? (26)Неужели мы больше не способны воспринимать доброе и чистое? (27)Неужели наше взросление обязательно связано с потерей детского умения удивляться?

(28)Печальным оказался тот день, когда я увидела этого ребёнка.

(29) Теперь я неустанно буду всматриваться в лица окружающих в поисках другого такого же взгляда, который поведает мне о бесхитростности первых идеалов, ещё не загрязнённых разгулом современного ритма жизни.

(30) Я буду искать юные, пытливые и нежные глаза; глаза, в которых отражается тоска по * и вечным вопросам, что находят ответ лишь в глубине человеческой души, спящей сегодня в ожидании лучших времён.

Почему дети в современном мире рано взрослеют? Безусловно, этот вопрос волнует многих и требует тщательного анализа. Над этой проблемой предлагает задуматься и Делия Стейнберг Гусман.

Таким образом, размышляя над проблемой, Делия Стейнберг Гусман приходит к следующему выводу: ранее взросление ребенка обусловлено поведением взрослых. Именно они заставляют ребенка замолкнуть, спрятать свои мечты глубоко в душе.

Трудно не согласиться с автором. Ведь в самом деле, в современном мире дети взрослеют отчасти благодаря безразличию родителей. Они способствуют тому, что ребенок теряет любопытство, становятся такой же частью общества, в котором не говорят о прекрасном, а молчат.

Посмотрите видеоразбор сочинения.


В этом разборе не учтена орфографическая ошибка "ранее взросление". Мы сочли, что это опечатка.

Читайте также: