Сочинение две россии поэме гоголя мертвые души сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Две России в поэме Гоголя “Мертвые души”. “Мертвые” и “живые” души в поэме Гоголя.
В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”. Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь.

И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в “аду”-I том “Мертвых

душ”, затем “в чистилище” – II том “Мертвых душ” и “в раю” – III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.

Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть “мертвые души” поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица; мечтательный человек.

Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: “Черт

знает, что такое!” Его мечтательность – это праздность, паразитизм, безволие. В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится “дубинноголовой” в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить.

Это тип человека себе на уме. В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он – лицо открытое, удалое, прямое.

Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева – безразличное панибратство с каждый встречным и поперечным, его живость – это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия – пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя,- “нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины”.Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый скопидом.

Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души.

Завершает эту галерею “мертвых душ” “прореха на человечестве” Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин – крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности. К галерее помещиков, которые являются по существу “мертвыми душами”, примыкают и губернские чиновники.

Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и “носит всегда с собой какой-то особенный запах”.

Кучер Селифан – не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, .Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых автор задумался и задался вопросом: “Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?”Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие “соль земли”.

Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть!

Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ.

На мой взгляд, Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" - помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы проявляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что "Мертвые души" можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века. В памяти сразу всплывает и другое величайшее произведение русской литературы - "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, являющееся, по выражению Белинского, "энциклопедией русской жизни".

Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Как похожи они на помещиков из романа "Евгений Онегин"!

Вот Манилов. Обходительный, с приятными чертами лица, "но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару", мечтательный. Кто знает, не погибни Ленский на дуэли, не превратился бы он, как и предсказал Пушкин, вот в такого Манилова?

Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат.

Коробочка, хозяйственная и суетливая, напоминает постаревшую мать Татьяны Лариной, которая "солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы".

Кутилу Ноздрева вполне можно представить в буяновском "картузе с козырьком", а "превосходного хозяина" Плюшкина сопоставить с "владельцем нищих мужиков" Гвоздиным.

Подробно, безжалостно описывает Гоголь чиновников города Н., имеющих много общего и с чиновниками в "Ревизоре". Пушкин в своем романе дает портрет подобного чиновника, отставного советника Флянова, одним штрихом: "Тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут".

Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: "Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?"

Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли", взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".


Пример сочинения 2

В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в "аду"-I том "Мертвых душ", затем "в чистилище" -II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.

Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть "мертвые души" поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица; мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: "Черт знает, что такое!" Его мечтательность - это праздность, паразитизм, безволие. В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.

В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он - лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное панибратство с каждый встречным и поперечным, его живость -это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя,- "нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины".

Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души. Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве" Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности. К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами", примыкают и губернские чиновники.

Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, .Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых автор задумался и задался вопросом: "Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?" Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли". Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть!

Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".


Пример сочинения 3

Русь будущего, которую писатель только угадывает, где будет место развернуться таланту живого русского народа, высокая мечта постоянно сталкивается на страницах поэмы с этой страшной реальностью. Но Гоголь не расстается с верой в лучшее будущее страны. В образах крестьян — каретника Михеева, плотника Степана Пробки, кирпичника Милушкина и других, стоящих за спинами своих хозяев, писатель угадывает и силу, и хватку, и талант.

И хотя нет ответа, куда же мчится Русь, ее необъятный простор пророчит и беспредельную мысль, и богатыря, сумеющего разрушить крепостнический мир, построить мир лучший.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте изобразить путь Чичикова сначала в "аду"- I том "Мертвых душ", затем "в чистилище" - II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни. Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть "мертвые души" поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица, мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликните: "Черт знает, что такое!" Его мечтательность - это праздность, паразитизм, безволие. В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная она вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме. В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам 2 сущности Ноздрева: сначала он - лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное панибратство с каждым встречным и поперечным, его живость - это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебоширствах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, "нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины". Собакевич сродни Коробочке. Он, так же как и она, накопитель. Только, в отличие от Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души. Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве" Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности. К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами", примыкают и губернские чиновники. Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: "Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?" Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли". Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".

Сочинение на тему Две России в поэме Гоголя

Сочинение на тему Две России в поэме Гоголя

На титульном листе поэмы "Мертвые души" изображена символизирующая путь России, коляска Чичикова. Вокруг нее множество человеческих черепов. Гоголь, при издании "Мертвых душ", захотел сам оформить титульный лист. Это было очень важно для него, книга выходила в свет одновременно с картиной Иванова "Явление Христа народу". Через все творчество Гоголя красной нитью проходит тема жизни и смерти, тема возрождения. Гоголь видел свою задачу в исправлении и направлении на истинный путь человеческих сердец, эти попытки были предприняты через театр, в гражданской деятельности, преподавании и, естественно, в творчестве.

Есть мнение, что Гоголь задумал создать поэму "Мертвые души" по аналогии с поэмой Данте "Божественная комедия". Это и определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения. "Божественная комедия" состоит из трех частей: "Ад", "Чистилище" и "Рай", которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома "Мертвых душ". В первом томе Гоголь показывает страшную действительность российской жизни, воссоздает "ад" современной жизни. В последующих двух томах Гоголь хотел изобразить возрождение России. Себя он видел писателем-проповедником, рисующим на страницах своего произведения картину возрождения России, выводящим ее из кризиса.

Художественное пространство первого тома поэмы составляют два мира: реальный мир, где главное действующее лицо – Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь.

В поэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу.

Привилегированное положение дворянства накладывало на него ответственность за экономическое и культурное развитие государства. Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" — помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы появляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что "Мертвые души" можно назвать литературным исследованием русской жизни первой половины XIX века.

Очевидно, Гоголь не собирался противопоставлять жизнь чиновников и помещиков удушливой атмосфере жизни крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не розовыми красками. Лакей Петрушка спит, не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер Селифан — не дурак выпить. И Петрушка с Селифаном, и два мужика, спорящие, доедет ли колесо до Москвы,— русские люди, но не лучшие. Истинный образ народа видится, прежде всего, в описаниях умерших крестьян. Ими восхищаются и автор, и Чичиков, и помещики. Их уже нет, но в памяти людей, их знавших, они приобретают былинный облик.

"Милушкин, кирпичник, мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного ! А Еремей Сорокоплехин ! да этот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ. Каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные ". Так хвалится своими крестьянами Собакевич. Чичиков возражает, что они уже умерли и они только "мечта". "Ну, нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете: машинища такая, что в эту комнату не войдет… А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади…"

И сам Павел Иванович, разглядывая списки купленных крестьян, будто видит их наяву, и каждый мужик получает "свой собственный характер". "Пробка Степан, плотник, трезвости примерной",— читает он и начинает представлять: "А! Вот он… вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!" Дальше мысль подсказывает ему, что Степан исходил с топором все губернии, съедал хлеба на грош, а в поясе приносил, верно, рублей сто. На протяжении нескольких страниц знакомимся мы с разнообразными судьбами простых людей. Мы видим русский народ полным сил, талантливым, живым, добрым. С восторгом говорит писатель и о живом, метком русском слове, что вырывается из самого сердца.

Но не всегда русские люди покорны властям. Обиды могут довести их до мести. В "Повести о капитане Копейкине" рассказывается, как герой Отечественной войны 1812 года, инвалид, обиженный чиновниками, собирает вокруг себя вольных людей, способных выступить на защиту своих интересов.

Россия встает перед нами во всем своем величии. Не та Россия, где чиновники берут взятки, помещики проматывают имения, крестьяне пьянствуют, где плохие дороги и гостиницы. А другая, в которой писатель видит Русь "птицей-тройкой". "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?" И образ страны-тройки сливается с образом мастера, снарядившего "дорожный снаряд". Гоголь видит Русь великой, указывающей путь другим; видится ему, как обгоняет Русь иные народы и государства, которые, "косясь, постораниваются и дают ей дорогу".

К сожалению, история рассудила по-иному. Не удалось нашей стране обогнать другие. В других чинах и обличиях ныне здравствуют Ноздревы, Чичиковы, Маниловы и Плюшкины. Да жива Русь, "птица-тройка". И не могут не послышаться, несмотря на неурядицы, "иные, доселе не бранные еще струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержия ". И хочется верить нам, россиянам, что пророческими окажутся слова писателя: "Подымутся русские движения… И увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…"

Тема настоящей и будущей судьбы России — основная тема поэмы-романа. Страстно верил Гоголь в лучшее будущее России и беспощадно развенчивал "хозяев жизни", считавших себя создателями духовных ценностей и носителями высокой исторической мудрости. Образы чиновников и помещиков ничтожны и являются воплощением нравственного уродства.

Итак, в первом томе "Мертвых душ" Гоголь вскрывает все недостатки и отрицательные стороны русской действительности, показывает, во что превращаются души людей. Горячо любя Россию и надеясь на ее возрождение, Гоголь хочет, чтобы люди, прочитавшие поэму, ужаснулись бы своей жизни и пробудились бы от мертвого сна. Это задача первого тома. Гоголь говорит о живой бессмертной душе России, описывая страшную действительность и рисуя перед нами в лирических отступлениях свой идеал русского народа. Перенести этот идеал в реальную жизнь Гоголь задумывал в последующих двух томах своего произведения. Но оживить мертвые души и показать переворот в душе русского человека, к сожалению, он так и не смог. Эта творческая трагедия Гоголя переросла в трагедию всей его жизни.

Такая сторона особенно проявлялась в богатых слоях общества, да и простые люди небыли лишены этого.

Несмотря на то, что все эти люди играют отрицательных героев романа, все они личности, каждый индивидуален по своему, но тем ни менее у них есть нечто общее. То, что их всех объединяет это необразованность, бескультурье, небольшой интеллект, огромная страсть к деньгам и наживе, жестокость и невежественное обращение к крепостным и просто маленьким людям.

Такова была Россия во времена Гоголя, такой он ее видел, и где-то актуальной остается и по сей день. Чиновники этой небольшой провинции, как и везде иногда не чисты на руку, господствует коррупция, стремление каждого мало-мальски высокого чиновника обогатиться за счет простого народа, отсутствие боязни наказания за свои поступки, полная безнаказанность во всех сферах, и полная круговая порука.

И вся Россия это – именно этот город N. Главное здесь материальное богатство, деньги и власть.

Но как говорилось ранее, простой народ также является частью Росси и они показывают другую сторону России, но так же не блестящую ее сторону.

Безграмотность, уровень духовности неимоверно низок на тот момент.

Как и над богатым сословием смеялся автор, так же высмеивает и простой люд. Иронизируя недотепу Петрушку, который страсть как любил читать книги, но к сути от прочитанного не вникал.

Положительной стороной крепостничества это стремление к свободе, талантливость и трудолюбие.

2 вариант

Но сложно было бы описать страну, не затронув её населения. Н.В.Гоголь уделяет большое внимание характеру и нравам помещиков, которых посещает Чичиков. Благодаря этому мы понимаем, что на момент создания произведения Россия переживает не лучший период: страну населяет множество несправедливых, эгоистичных и лицемерных людей.

Так, в образе Манилова нам изначально предстаёт радушный и гостеприимный помещик. Однако он совершенно равнодушен к своему хозяйству и крестьянам, погружён в собственные мечты, для осуществления которых не предпринимает никаких действий, лишь ожидая их внезапного исполнения.

Собакевич - также человек, не лишённый радушия. Внешне он похож на медведя - зверя, символизирующего Россию. В то время как Собакевич заботится о собственной сытости, лишения терпят его крепостные и даже приятели. Собакевич неуступчив и упёрт.

Коробочка - образ самой настоящей русской женщины. Её бережливость, грамотное ведение хозяйства вызывают уважение, но привычка прибедняться и отсутствие образования совсем не красят помещицу.

Ноздрёв - кутила и пьяница. Он так же легко расстаётся с людьми, как и сходится с ними. Предательство друзей и даже собственных детей ничего для него не значит. Ноздрёвы - одно из самых печальных, и, увы, распространённых явлений на Руси.

Плюшкин - персонаж, вызывающий сочувствие. Потеря того, что было дорого помещику, вызывает в нём желание любой ценой удержать при себе то, что осталось, нажить ещё больше. Хозяйственность была положительной чертой Плюшкина, но она же и убила в нём человеческий облик.

Образ самого города N, в котором автор отражает всякий уездный город России, пестрит серыми и жёлтыми оттенками, бедностью и воровством. Н.В. Гоголь иронично описывает городские пейзажи, но от этого не становится менее печально.

Итак, к концу произведения автор, создав удивительный образ тройки, мчащейся в светлое будущее, передает в нём свои надежды на спасение России. Его родина сильна и непоколебима и не может, несмотря на все испытания, не воспрянуть однажды и не переменить настоящего положения дел к лучшему.

Сочинение 3

Автор показывает частое невежество господствующих сословий на примере поместного дворянства. Гоголь описал целую галерею образов, полных пороков и невежества. Здесь расточитель Манилов и бережливая Коробочка, пройдоха Ноздрев и хозяйственный Собакевич. Особняком стоит скряга Плюшкин, до уровня ничтожности которого не смог опуститься еще никто из помещиков. Несмотря на все недостатки этих героев, каждый из них у автора – индивидуальность, неповторимая личность. Но у всех много общего: культурная необразованность, низкий интеллект, страсть к деньгам, жестокость к крепостным, безнравственность. В поэме автор характеризует не только отдельных помещиков, то и чиновников города в целом. Все они нечисты на руку, стремятся обогатиться за счет народа. Они не боятся наказания за свои деяния, потому что во всю силу работает круговая порука, потому что вся страна – подобие города N. На примере чиновников этой провинции Гоголь изображает пороки всего самодержавно-крепостнического строя.

В поэме автор не ограничивается обличением господствующих сословий. Он затрагивает тему путей исторического развития России. Становится понятно, что к середине XIX столетия деньги в стране встают для всех на первый план. Предприимчивые люди готовы на любые уловки ради материального блага. Примером такого предпринимателя становится главный герой поэмы – Чичиков. Он относится к сословию поместных дворян, но доход от усадьбы ему неинтересен. Главное его стремление – собрать капитал, причем делает он это незаурядными способами, удивляя своей изобретательностью. Но автор не восторгается своим героем, а высмеивает его пороки, как недостатки других помещиков.

Подводя итоги, автор рассуждает о судьбе России, утверждает, что есть в ней еще нерастраченные силы, которые смогут удержать ее на плаву. Несмотря ни на что, Гоголь верит в Русь, сравнивает ее с тройкой, которой уступают дорогу другие страны.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ России в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Знакомство с образом одного из главных героев рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий" - с Порфирием - происходит на платформе Николаевского вокзала. Там он случайно встретил своего давнего школьного приятеля Мишу.

Представить жизнь без мечтаний нельзя. Каждый из нас когда – либо хотел воплотить ту или иную мечту в реальность. В детстве все люди очень любили помечтать, но зачастую их мечты больше напоминают шутки.

Дело было зимой. Школьник Федя Рыбкин вернулся домой с прогулки, он катался на коньках на катке. Он увидел, что дома никого не было. Сестра Рина ушла гулять, потому что она уже сделала заданные ей уроки и ушла играть с подругами

Николай Лесков – знаменитый писатель, публицист и мемуарист, имя которого всегда было на слуху. Именно Лескова называли самым русским из всех писателей, его талант описывать жизнь русского человека именно

Мать вставала рано утром. Автор вспоминает, что он как-то раз тоже встал рано и пошел ловить перепелок с помощью силка. Перед уходом мать напоила сына чаем с молоком, очень вкусным и ароматным.

Читайте также: