Сочинение дума о моем поколении

Обновлено: 05.07.2024

"Печально и гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно".
Поэта огорчает то, что многие его современники живут "ошибками отцов и
поздним их умом". Речь здесь идет об идейном наследии декабристов,
отвергнутом новым поколением.
Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее
надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью
поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств,
ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Поколение Лермонтова,
вступившее в жизнь после поражения декабристов, было обречено на
беспощадную растрату сил в условиях Николаевской реакции. Стихотворение
заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских
рассуждений:
"Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда".
Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица
прогрессивной интеллигенции, которая не хочет мириться с николаевским
режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не может предпринять.
"Дума" воспринимается как призыв, как сигнал к пробуждению гражданского
самосознания.

Поэзия М. Ю. Лермонтова и спустя полтора столетия сохраняет свое редкостное обаяние, потому что в ней мы находим "союз волшебных звуков, чувств и дум". Многие проблемы, интересовавшие поэта, давно ушли в прошлое и стали историей. Но его поэзия по-прежнему актуальна и в наше время. Каждый мыслящий человек, даже далекий от искусства и литературы, рано или поздно задумывается о судьбе того поколения, к которому принадлежит. Что он оставит миру? Чем запомнится, заслужив добрую славу или упрек? Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. И мы имеем прекрасную возможность узнать, что думал великий поэт о своем поколении, какую судьбу ему предрекал, обратившись к таким его произведениям, как "Дума" и "Монолог".
Подчистить надо слегка

Вам недостает времени, чтобы придумать сценарий, игру, викторину, вопросы к зачету? Задумали что-то необычное? Заходите ко мне на блог. Надеюсь не разочаровать вас. Методические материалы, примеры уроков и игр, веселые уроки, варианты проверочных работ, тесты, сценарии, стихи, впечатления, сочинения - все это вы найдете в моем блоге - блоге учителя литературы, работающего более 30 лет в одной из гимназий Эстонии. Приглашаю учеников, настоящих и бывших, а также их родителей. Я всем гостям рада.

четверг, 24 октября 2013 г.

Размышляем о своём поколении. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Дума".

В программе по литературе есть стихотворение М.Ю. Лермонтова "Дума". Мы с учениками долго "подбираемся" к нему, чтобы размышления и боль поэта стали понятны.
Вот как это происходит.

1. ПОКОЛЕНИЕ.

Замените, пожалуйста, это слово, используя парафраз.

Обсудите и напишите на листочках достоинства и недостатки, присущие вашему поколению. Приготовьтесь объяснить свою точку зрения и ответить на вопросы одноклассников.

+ Целеустремлённые
+Свободные, умеющие разрушать рамки
+ Творческие

-Поколение живущих по принципу "Человек человеку конкурент"
- Равнодушные к поэзии
-Ценящие виртуальный мир больше, чем реальный

Когда на доске появится кластер, созданный и осмысленный учениками, можно приступать к разговору о стихотворении Лермонтова "Дума". Объясняем непонятные слова. Размышляем, есть ли в горьких раздумьях поэта о поколении 30 годов 19 века то, что можно сказать и о поколении начала 21 века. Обмениваемся мнениями, спорим.

Прошу ребят дома прочитать стихотворение маме или папе, бабушке или дедушке - любому человеку из другого, не их поколения. Кстати, выяснилось, что многие родители знают стихотворение Лермонтова наизусть, что удивило их детей. Прошу спросить, что думают о поколении, к которому относятся их почти взрослые дети, находят ли они в них черты, о которых писал Лермонтов.
На следующем уроке продолжаем разговор о поколении начала 21 века, но смотрим на него глазами родителей.

Портрет моего поколения неоднозначен. В него входят разные люди: с различными интересами, целями и образом жизни. Однако, несмотря на все различия, у современных людей общие черты. Рассмотрим это на примерах.

Моё поколение – люди, живущие очень быстро. Они стремятся получить хорошее образование, занимаются карьерным ростом, уделяют этим занятиям много времени , сил и средств. Всё это желательно получить в молодости. Зрелые годы для них – это создание семьи, материальные блага, которые они будут использовать. Такие люди живут в стремительном ритме. Они жители мегаполисов, часто переезжают за границу, для них не важны страны, государства, религии, традиции и культура. Эти особенности , скорее мешают им приспособиться к другому обществу. Они очень практичны, умеют зарабатывать деньги. Почти всё им удаётся. Однако, не все из них бывают счастливы. Потому что в погоне за материальными благами они оставляют на потом свои чувства. Это любовь и благодарность к родителям, заботу о них. Отношения между такими молодыми людьми не могут быть взаимными, они не способны просто любить, жалеть, сострадать. Даже создавая семьи, они продолжают работать на свой имидж, не занимаясь детьми, часто оставляют их с нянями. Не все из них даже в зрелые годы способны осознать, что главное в жизни – быть кому-то нужным, любимым. Родных людей не заменят роскошные квартиры и машины, счета в банке.

Другая часть моего поколения – люди, стремящиеся жить за счёт других. Они никогда ни к чему не стремятся, не получают хорошего образования, редко успешны в работе. Вырастая, они становятся очень озлобленными на жизнь, считают, что все вокруг подлецы и воры. Часто жалуются на жизнь, не стараясь ничего в ней изменить. Если у них есть что-то в жизни, то это, как правило, то, что осталось от родителей. Я думаю, что они также несчастливы. По крайней мере, ни себе, ни другим они не могут дать ничего хорошего. Однако и среди современных молодых людей есть те, кто стремится к активной жизненной позиции, при этом, не зацикливаясь только на личной выгоде. Я говорю, прежде всего, о волонтёрах. Вот кому свойственно милосердие, сострадание. Особенно в последний год число таких добровольных помощников значительно увеличилось. Они, как могут, помогают всем, кто нуждается в этом: больным и одиноким старикам, детям, инвалидам. Постепенно такое движение становиться всё более популярным не только на практике, но и в социальных сетях. Устраивая различные мероприятия, концерты, сборы средств, эти достойные члены общества все пожертвования передают нуждающимся в лечении. Вот кто умеет достойно жить и дарить радость другим.

2 вариант

Мое поколение, конечно, очень разное… Хотя сейчас меньше молодежных движений, чем раньше. Нет таких ярких эмо, панков… У нас, вообще, больше ценится индивидуальность, а не принадлежность к какой-нибудь группе.

Если нарисовать этот портрет, то на нем парень и девушка. В руке у девушки обязательно будет пластиковый стакан с кофе. Напиток типа капучино и обязательно с сиропом! А ещё сейчас девчонки предпочитают рисовое, миндальное и подобные заменители молока. У парня – стакан со смузи, там полезная смесь со шпинатом и овсянкой. Едят они суши и бургеры с пиццей!

Девушка практикует йогу, а парень – бои без правил! Умеют кататься на сигвее…

Их интересует защита окружающей среды, толерантность, саморазвитие. Они любят путешествовать! Читать книги, хоть и с экрана, общаться, хоть и по смартфону. Любят ретро-музыку из девяностых! Мечтают создать своё дело, а не устроиться в крутую фирму. Предпочитают работать с берега океана, но не из душного офиса. Мы многозадачные, долго работать над одним проектом тоже надоедает. Дольше стараемся оставаться молодыми и свободными, а не сразу создавать семью. В интернете ориентируемся лучше, чем у себя на кухне.

В общем, мне нравится такой собирательный образ. Я ещё немного юн для него и, возможно, лет через пять-десять всё изменится… Но пока я вижу портрет поколения таким! Ещё посмотрим: если что-то не понравится в этих образах, то как раз их и поменяем.

Рассуждение 3

Определенные моральные ориентиры и установки свойственны каждому поколению. Не существует людей, у которых не было бы всего этого. Многие поколения раз за разом претерпевает различные изменения под воздействием окружающих обстоятельств.

Огромное количество литераторов по всему земному шару описывают свое поколение с точки зрения культуры, литературы и других сфер жизни человека. В произведении Герой нашего времени показан типичный представитель дворянского сословия тех лет. В меру противоречивый образ разбавляется реалистичным описанием его плюсов и минусов, а также поведение.

У каждого поколения есть свои герои. У кого-то это герой войны, а у кого-то деятели искусства. Михаил Шолохов в произведении Тихий Дон показал пример героя того времени - Григория Мелехова. Он смог раскрыть свой образ не только через описательные черты, но еще и непосредственные поступки, описанные автором.

Если говорить о поколениях после войны, то у них немного сменились ориентиры, и они стали подражать другим образам. У людей, росших в шестидесятые годы, явным кумиром был Юрий Гагарин, отождествляющее в те времена тогдашних идеалов.

Каждое поколение пытается создать что-то новое с опорой на старое. Поначалу люди отвергают всё старое, однако со временем они восстанавливают это, сохраняя и приумножая уже накопленные знания.

Портрет современного поколения до конца не сформирован, так как тяжело понять, какие события на него повлияют. Влияние массовой культуры также не лишено какого-либо смысла, так как она колоссальное. Массовая культура определяет сознание современного поколения, в то время как раньше люди старались быть более локальными, принимая во внимание традиции и окружение.

С приходом в нашу жизнь интернета ситуация изменилась, так как огромное количество информации, которая есть в сети, влияет на мышление подростков, формируя их картину мира. Информационный голод прошлых поколений сменился на переизбыток информации, характерный для современных людей.

Скорее всего, из-за переизбытка информации люди будут гораздо более избирательно относится к и употреблению. Скорее всего, это найдет свое отражение в творчестве современных писателей. Тему переизбытка информации в современных поколениях поднимал известный писатель Пелевин. Он считал, что именно это очень сильно влияет на мировосприятие, формируя ложные или правильные представления.

Поколения сменяют друг за другом, и из-за отсутствия какого-либо понимания, случаются серьезные проблемы, связанные не только с мировоззрением, но и взглядом на окружающую действительность.

Также читают:

Картинка к сочинению Портрет моего поколения

Популярные сегодня темы

Капитан Алексей Иванов, главный герой рассказа, за несколько лет, потерянных на войне, лишился способности к искренней эмпатии и навыка разрешения частых бытовых проблем

Произведение А. П. Чехова Вишнёвый сад было написано на рубеже эпох. В стране назревала революция. Люди начинали мечтать о новых горизонтах, а писатели старались найти выход из противоречий

Михаил Юрьевич Лермонтов был одним из ярчайших русских поэтов, также он писал прозу, был автором драм и художником. В его творчестве наблюдается сочетание множества направлений: гражданского, философского, личных мотивов. Его стихи отвечали потребностям, которые на тот момент существовали в духовной жизни русских людей. Судьба поколения 1830-х в лирике Лермонтова стоит особняком.

Судьба поколения 1830 х в лирике Лермонтова

Первый период творчества

Первая часть творчества относится ко времени, когда русская литература характеризовалась романтизмом, который был связан с идеями Великой Французской революцией (1789−1790) царствованием и победами Александра I. Тогда в России с приходом либерального императора наблюдался небывалый эмоциональный подъём.

Вторая половина, обличительная

Далее стихи великого поэта отражают обстановку, которая была в обществе в связи с событиями, происходившими после 1825 года. К власти пришёл новый царь, Николай I, который был врагом либеральных идей.

Он:

Царь Николай I

  • жестоко подавлял вольнодумство;
  • казнил декабристов;
  • усилил цензуру;
  • учредил Третье отделение;
  • поощрял доносы.

ретье отделение, являвшееся органом политического сыска, созданное царём в 1826 году, сыграло колоссальную роль в том ощущении духоты, стеснённости в действиях и в мыслях, неприкаянности и никчёмности, которое воцарилось в стране. Всё это нашло отражение в следующем этапе творчества Михаила Юрьевича.

Эпоха безвременья

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова

В сочинениях Лермонтова судьба поколения 30-х годов XIX века выходит на первый план. В них противопоставляются предшествующее и нынешнее поколения. Первое — отцы-декабристы, а второе — современники поэта. Декабристам были присущи великие идеи, стремление к светлым идеалам, к переменам в обществе. Однако их деятельность имела печальный конец: иллюзии рассеялись, предводители восстания были казнены, а участники его сосланы на каторгу.

Как следствие, современники Лермонтова уже лишены веры в лучшее, печальный опыт декабристов уничтожил в них какие-либо желания к общественной деятельности, к попыткам хоть как-то проявить себя на пользу Отчизне.

Таким образом, в тридцатые годы наступила так называемая эпоха безвременья, когда одни идеи в обществе уже ушли, а другие ещё не успели прийти им на смену. Как поэт и патриот Лермонтов не мог равнодушно взирать на такое печальное положение вещей, он принимал его близко к сердцу и выражал своё отношение в стихах.

Далее он выражает пессимизм по поводу будущих дней своих современников, говоря, что их грядущее или темно, или пусто.

Свой пессимизм поэт объясняет негативными качествами детей богатых родителей, которых с ранних лет уже томит жизнь, их путь ровен и лишен цели. Далее в этом сочинении поэта Лермонтова о судьбе его поколения говорится, что русские дворянские интеллигенты постыдно равнодушны и к добру, и к злу. Они вянут без борьбы уже в начале своей деятельности. Михаил Юрьевич с горечью отмечает, что молодые люди позорно малодушны перед всякой опасностью, а перед властью они склоняются, словно презренные рабы.

О презрении потомков

Что же интересует сверстников поэта? Это:

  • балы;
  • дуэли;
  • шумное веселье;
  • сплошные развлечения.

Лермонтов в думах

Всё, что остаётся нынешнему поколению — спокойствие, благопристойность, сытая и невозмутимая самоуверенность.

Таким образом, поэт считает, что жизнь этих людей прожита зря, без высоких дум и стремлений, без страстей, без идеалов. Потомкам они не оставят никаких духовных ценностей и тем останется только презирать их.

Сомнения и отрицание

Отчаяние и скепсис, выраженные Михаилом Юрьевичем, обусловлены общественной трусостью и бездеятельностью, оторванностью от политической борьбы. Эти чувства возникают в те эпохи, когда возвышенное индивидуальное сознание мечется в процессе поисков достойной жизни, но найти её не может. В такие периоды мысли становятся мучительными, они представляют собой единственную реальную силу, которая способна возвратить живого человека к деятельной борьбе.

В эти времена общественное сознание выливается в негативную форму и выступает в виде сомнений и отрицания. Через них мыслящее общество училось трезво смотреть на жизнь, преодолевая противоречия в собственном сознании. Самоанализ и рефлексия были особой, специфичной формой неприятия жестокой реакции, формой общественного протеста.

Подлинность и истинность слов поэта

Герцен и Белинский

И действительно, стихотворение производит довольно мрачное впечатление. В нём печаль сливается с негодованием, обличением, горьким осуждением, жалобой, тоской и иронией. Поэт выплёскивает свою обнажённую душу, обуреваемую чувствами. Он вскрывает сознание своего поколения изнутри. И это придаёт его словам подлинность и истинность.

Тема маскарада является символичной. В стихотворении слышится насмешка над фальшью светского общества. В воображаемом прошлом поэта присутствуют светлые мечты, которые в его сознании приходят в противоречие с призрачной реальностью. Она пропитана враньём и прячется под маской. И эта грязь, сопровождающая действительность, в душе Лермонтова вызывает презрение. Поэт пишет, что перед ним мелькают образы бездушных людей.

Такая позиция ещё раз свидетельствует о неравнодушии поэта, о его стремлении изменить окружающую действительность.

Другие произведения

Раздумья о своём поколении Лермонтов продолжает и во множестве других произведений. Среди них можно назвать:

Таким образом, Лермонтов с большой гордостью и отрадой вспоминает о событиях 1812 года. И сравнение с нынешним поколением говорит, что смельчаки остались в прошлом, а им на смену пришли малодушные, слабые люди, которые ищут безопасности и покоя.

В заключение хочется сказать, чем дороги сочинения Лермонтова моему поколению. Их написал зрелый человек, страстный патриот, который знал жизнь, и хотел сделать её лучше. И, обличая пороки потерянного поколения, призывал его к деятельной борьбе за высокие идеалы.

Читайте также: