Сочинение дон кихот вечный образ в литературе

Обновлено: 02.07.2024

Вечные образы литературы … Образы, которые не перестают волновать все новые и новые поколения читателей, образы, вдохновляют на творческие поиски поэтов, писателей, художников разных времен, образы, которые теряют историческую конкретику и воспринимаются как мировые, общекультурные образы-символы.

Бессмертная книга задумывалась как пародия, высмеивающая рыцарские романы, такие популярные в Европе XVI века, когда жил и творил Сервантес. Но замысел писателя ширился, и на страницах книги оживала современная ему Испания, изменялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую.

Гамлет твердо стоит на стороне добра против зла. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и наказать зло.

Его нерешительность не является проявлением трусости, он смелый, откровенный человек. Его колебание — следствие глубоких размышлений о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийцу своего отца. Он колеблется, потому что воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают преступника. Гамлет - человек со сложным духовным миром, полным контрастов и противоречий.

Начитавшись многочисленных рыцарских романов, Алонсо Кихано придумывает себе рыцарское имя Дон-Кихот Ламанчский, к которому позднее Санчо Панса добавляет прозвище Рыцарь печального образа. Он отправляется в странствия в поисках приключений. Каждое приключение, каждая подробность этого странствия раскрывают контраст между воображаемой жизнью и суровой реальной действительностью. Отсюда возникают необыкновенные приключения с ветряными мельницами, стадом баранов, каторжниками, кукольным театром. Своим поведением Дон-Кихот вызывает насмешки и лишь изредка жалость, но в его рассуждениях часто звучит глубокая мудрость и неизменная любовь к людям. Устами Дон-Кихота Сервантес высказывает передовые, демократические идеи.

Совместное странствование рыцаря и его оруженосца освобождает их от иллюзий не сразу, а только после ряда трагикомических и поучительных событий и встреч. Возвратившись домой, Дон-Кихот перед смертью выносит убийственный приговор рыцарским романам. Как образ бескорыстного борца Дон-Кихот сохраняет свое обаяние и поныне.

Что представляет собой рыцарь Дон-Кихот? Обыкновенно говорят так: Сервантес понял, что рыцарство умерло, нет больше почвы для рыцарей, последний рыцарь должен быть смешным. Он вывел такого разоренного рыцаря, который сохранил какие-то лоскутья от славного века. На пути его встречаются трактирщики, разносчики, судьи, а не прежняя арена для средневековых приключений. Сервантес с иронией и меткостью описывал этот простой прозаичный мир трактирщиков и лавочников.

Комизм состоит именно в том, что, живя среди них, Дон-Кихот не отрешился от средневековых представлений. Он налетает с копьем на мельницу, принимая ее за великана. Он бросается высвобождать разбойников, которые его же колотят. Дон-Кихот делает на каждом шагу нелепости, находится в разгоряченном, полном иллюзий состоянии. Он ударяется лбом в действительность, и мы хохочем. По этому толкованию, главное значение Сервантеса в том, что он похоронил феодализм…Сервантес сам хорошенько не знал, как относиться к Дон-Кихоту[11].

Хоронить-то феодализм он хоронил, но хоронил не просто. Он хохотал над этим феодализмом, но и оплакивал его лучшие черты – лучшие рыцарские заветы. Вы помните, что в первые времена феодализма, когда духовенство старалось приспособить христианство с его любовью к ближнему, с его идеалом служения вечной правде к феодальному строю, оно выставляло высокий идеал рыцаря, воина-монаха, который делает все во имя Христа и совершает свои подвиги на благо ближнему.

Конечно, это был только идеал. Когда рыцарство стало вырождаться, это фантастическое представление пережило себя в рыцарских романах и легендах. И Сервантес, который сам был благородным человеком, был сам Дон-Кихотом и считал, что настоящий человек должен отдать себя за ближнего, был лучшим представителем тогдашней буржуазии в ее протесте и в ее стремлении вырваться из когтей неправды, – этот представитель вольной, неопределившейся еще буржуазии преклоняется перед старым идеалом. Он рад бы, чтобы мир был таким, каким хочет его видеть Дон-Кихот.

К сожалению, он не таков. Сочувствует ли Сервантес трактирщику, лавочнику? Ничуть не бывало. Вы сразу видите, что реальный мир для него пошл, полон неправды, полон насилий. Этот герцогский двор, эти шуты гороховые, которые издеваются над Дон-Кихотом так жестоко, так нелепо, – вы чувствуете, насколько выше их всех Дон-Кихот. Мир зол, мир гадок, а Дон-Кихот добр, он готов заступиться за всех, готов все отдать за других. Однако мир силен, а он слаб. Вот это и делает его комичным.

Вот эти противоречия и дают такую многоцветность, многокрасочность, такую глубину произведению Сервантеса и делают Дон-Кихота вечной фигурой. Два слова об оруженосце Санчо Панса. На первый взгляд, Сервантес относится к Санчо Панса очень неуважительно. Правда, Санчо Панса лучше знает действительность и должен бы быть менее смешон, чем Дон-Кихот. Если отделить его от Дон-Кихота, он ни одного трактирщика не примет за хозяина замка, не будет просить о посвящении в рыцари, не будет нападать на крестный ход или стадо баранов, думая, что это войско. Ничего этого он не сделал бы. В сущности в нем ничего смешного нет, – между тем мы смеемся над ним. Почему? Потому что он благородным речам Дон-Кихота противопоставляет простые, пошловатые пословицы. И вы чувствуете, что тот парит в небесах и говорит велеречивые, но прекрасные вещи, а этот семенит за ним на коротких толстых ногах и все время очень близок к земле. Он, пожалуй, близок к ней до пошлости, и надо было бы им рассориться; но положение смягчается тем, что Санчо Панса всегда соглашается с Дон-Кихотом. Санчо готов отказаться от своего здравого смысла.

Мы видим в нем черты глубокого добродушия, поражаемся его сердечным качествам, его бескорыстию. Дон-Кихот ему обещает всякие блага, но ведь ничего этого нет, даже жалованья ему не платят. Иногда Санчо собирается уйти от своего вождя, но сейчас же раскаивается, плачет, волосатыми кулаками утирая лицо: я с вами, добрый рыцарь! В том, что он здоровым мужицким сердцем чувствует, что Дон-Кихот – прекрасный человек, есть нечто странное. Мы чувствуем, что есть что-то общее между этим глубоко прозаическим, толстым Санчо и самим рыцарем, что недаром Санчо является его преданным сподвижником.

Мало того, что издеваются над Дон-Кихотом – издеваются и над Санчо, делают его, для издевки, губернатором несуществующего острова. Но вспомните, каким был губернатором Санчо: ведь он был мудрым губернатором!

Чтобы судить о правильности этого установившегося отношения к Дон-Кихоту и выяснить образ Дон-Кихота, необходимо ответить на три вопроса:

2. История интерпретации образа позднейшими его исследователями и истолкователями (чем обусловливается тот или иной характер этих толкований).

3. Черты донкихотизма в последующей мировой литературе и их корни. Только ответив на эти три вопроса, можно сказать, в какой мере правильно обычное идеалистическое истолкование образа Дон-Кихота.

Много раз указывалось, что книга Сервантеса возникла как пародия на рыцарский роман и образ Дон-Кихота – как пародия на описываемых в нем рыцарей. Сам Сервантес об этом свидетельствует и в прологе и в заключении.

Рыцарский роман был посвящен главным образом необыкновенным переживаниям и фантастическим героическим деяниям рыцаря. Реальных картин жизни средневекового общества в нем было немногим больше, чем в средневековых мистериях. То были рыцарские легенды о жизни, а не художественная хроника жизни, хотя само собой понятно, что и из этих легенд, как из всякого рода фантастических произведений, можно было вычитать очень много о той реальной жизни, которая породила эту фантастику. Основное отличие романа Сервантеса от рыцарского романа, прежде всего, в том, что это – реально-бытовой роман о современной Сервантесу Испании[15].

Литература — странная вещь. Иногда современникам поэта или писателя кажется, что рядом с ними — гений. Они зачитываются его произведениями, а проходит время — и почти никто не может вспомнить, что за автор такой был. А иногда современники не понимают, не могут оценить все величие художника, рядом с которым им посчастливилось жить. Умирает художник в бедности, непризнанным … А последующие поколения открывают и открывают для себя его произведения, признают его талант.

Эти герои будто выходят из произведений и живут своей самостоятельной жизнью. их портреты пытаются создать художники и скульпторы, композиторы, драматурги, поэты посвящают им свои произведения. Есть в мире немало и памятников героям, сошедшие со страниц книг.

Когда кого-то называют Ромео, мы понимаем, что речь идет о человеке, для которого главное — любовь. Любовь, возвышает, поднимает к небесам и одновременно затмевает все вокруг. Вряд ли Ромео мог трезво оценивать и воспринимать окружающий мир. И он, и Джульетта жили одним — любовью.Любовь была для них воздухом и смыслом бытия. их трагический финал оборвал их жизни, но не любовь, уже сотни лет вдохновляет человечество.

Еще в одной трагедии Шекспира мы находим совсем другой вечный образ. Это — глубоко трагический образ Гамлета. Он хорошо понимает действительность и непоколебимо стоит на стороне добра. Он непримирим ко злу, смелый и решительный, но как быть, если зло — в его семье? Как дать достойный отпор воровству, если для того, чтобы наказать убийцу отца, следует разрушить жизнь матери? Гамлет глубоко задумывается над природой зла, он считает, что месть — это тоже зло. Потому убийство — это убийство, даже если убиваешь негодяя. Образ Гамлета — это образ ответственного, мыслящего человека, который осознает, что переход к решительным действиям в конфликте добра со злом может породить новое зло.

Можно, пожалуй, привести еще много примеров вечных образов в литературе. Но общее у них одно: все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления, пытаются решить вечные проблемы, которые мучают людей любого поколения.

Вечные образы

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе.

Цели:
Выработка навыков работы над сочинением.Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения.Развитие литературно-творческих способностей учащихся.Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства.Формирование личностного подхода к проблеме.Развитие речи учащихся.
Оборудование:

Дон Кихот, является главным персонажем произведения. Данный герой вживается в роль рыцаря, он является образом человека умеющего мечтать, человека полного решимости, смелости, уверенности в своих силах. Познакомившись ближе с персонажем, читатель становится более мечтательным, начинает верить в свои силы намного больше, чем ранее. Его история заставляет задуматься над жизнью, начать смотреть на реальность иначе.

Читая произведение, со стороны можно понять, что главный герой произведения, считает что, живёт в век рыцарства, однако это не так. Несмотря на прошедшее время, Дон Кихот продолжал верить в свои силы и следовать своей жизненной цели. Ни на что не обращая внимания, в том числе и насмешки со стороны других людей.

У Дон Кихота была доброе сердце, ему никогда не верилось что люди могут врать, лицемерить, лгать друг другу. Например, в произведении он даже помог мальчику, которого обижал его жестокий хозяин. Главный герой произведения, искренне полагал, что все люди должны быть справедливыми и помогать друг другу искренне.

Исходя из всего рассказа, можно понять что главный персонаж, является фантазером. Но это никак не мешает ему жить и наслаждаться прожитой жизнью. Наоборот его фантазии и мечты, позволяют ему двигаться к своей цели с большой жизнерадостностью и оптимизмом по жизни.

Он был справедливым и умел с точностью до слова выражать свои мысли. Он никогда не позволял никому обижать слабых. Даже словом, он никогда не позволил бы, никому обидеть свою возлюбленную, Дульсинею.

2 вариант

Это связано в основном с тем опытом, который ему приходится пережить по ходу своего путешествия. Он сталкивается с людьми, которые приняли его за умалишенного, а также, как-то раз героя сильно избили. Дон Кихоту кажется, что тот двор, которые все считают за обычный, является замком с роскошным видом, а обычную крестьянку он принимает за невероятно красивую и утонченную Дульсинею. Из-за того, что герой не находит солидарных во мнении с ним людей, он сталкивается с недопониманием со стороны окружающих, которые сопровождают героя злыми взглядами и словами.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Дон Кихота

Популярные сегодня темы

В своем рассказе Солженицын поднимает тему праведников в России. Простые люди, готовые жертвовать своей жизнью для других, не ожидая благодарности – редкость. Именно такой автор видит свою героиню.

Итак, на картине изображены планеты. Но внимание приковывает именно та, которая зарождается в данную минуту. Она поднимается из-за горизонта и моментально ослепляет всех людей. Вокруг разносятся ярко-оранжевые лучи

Екатерина Сергеевна Локтева является младшей сестрой Анны Сергеевны Одинцовой. Катя – одна из самых ярких второстепенных героев романа.

Читайте также: