Сочинение доклад в научном стиле на тему баба яга пленительный женский образ русских сказок

Обновлено: 02.07.2024

8. Малаховская А.Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. – СПб: Алетейя, 2007.

13. Сивка-бурка. Русские волшебные сказки / в обработке Аафнансьева А.Н. – М.: Стрекоза, 2007. – 143 с.

Прошла пора чудес,

Теперь кругом прогресс,

Глухих лесов уж больше не осталось.

Из злостного врага

Нам другом стала, перевоспиталась.

Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить. Таких героев немного. Среди них меня больше всего заинтересовала Баба-Яга, потому что ее образ может меняться. Баба-Яга – персонаж загадочный. Чаще всего это отрицательная героиня, лихое существо, которое пугает, но одновременно и притягивает. Так кто же она, эта загадочная старушка? Мне захотелось познакомиться с ней поближе.

Актуальность исследования. Тема значима для современного человека, желающего знать основы своей народности. Многие поколения детей вырастут на русских народных сказках, где Баба-Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна и добра. Все чаще ее называют хранительницей домашнего очага и находят в ней положительные черты. В сказках добро всегда побеждает зло, и плохие герои, в том числе и Баба-Яга, становятся хорошими.

Русские народные сказки

Образ Бабы-Яги в русских народных сказках.

Цель исследования: проанализировать образ Бабы – Яги в русских народных сказках и сделать вывод о её сущности.

– изучить литературные и мифологические материалы о происхождении Бабы-Яги;

– проследить эволюцию образа Бабы-Яги, ее возраста, жилища, средств передвижения;

– определить практическую значимость данного образа.

Гипотеза исследования. Если Баба Яга отрицательный персонаж, то может ли она быть положительной героиней.

– накопление материала, постановка гипотезы;

– анализ полученных результатов исследования.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, при проведении классных часов и викторин.

Происхождение и родословная Бабы-Яги

Бабой называли каменного грубого истукана на древних курганах.

Начнем с имени: Баба – главная женщина во всех культурах.

Многие ученые настаивают на том, что Баба-Яга божественная сущность, прародительница рода человеческого.

На самом деле нет сказки, где бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд – перепекание больного ребенка. Баба-Яга – Бабка–повитуха. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал.

Сказку всегда предваряет миф. Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства. Баба – Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба – Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.

Вывод: Таким образом, Баба Яга, символизирующая женщину как Великую Мать, богиню – повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых, может служить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги.

Внешний вид Бабы Яги

Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Баба-Яга любит загадывать загадки и разрешать их.

У Бабы-Яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы – связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-Яга, видимо, умершая. Костяная нога – умершая так давно, что тело истлело. Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Вывод: внешний вид героини всегда разнообразен, но ее всегда можно соотнести с образом русской женщины.

Где живет Баба-Яга?

Здесь нашел отражение древний обычай: когда хоронили покойника, к телеге, везущей гроб, привязывали ветки, чтобы замести след покойника, чтобы не вернулся он в мир живых.

Вывод: Баба Яга не просто ведьма. Она – проводник в потусторонний мир, мир мертвых. Об этом говорит все вышеперечисленное: и непривлекательный внешний вид, и костяная нога, и черепа на заборе, и то, что живет она за огненной рекою, (или у реки Смородины), на границе миров.

Избушка Бабы Яги

Живет она в избушке, да не в простой, а на курьих ножках. Избушка заслуживает того, чтобы рассмотреть ее повнимательнее- страшное это место!

Почему избушка стоит на куриных ногах? Возможно, в некоторых сказках прообразом Яги стали ведуньи. Эти женщины знали целебные свойства растений, заговоры, умели лечить людей. Знания такого рода передавались по женской линии и хранилось в строгом секрете, поэтому селились ведуньи отдельно, часто в лесу. Чтобы уберечься от опасностей дикого леса и предотвратить гниение дерева избушку ставили на столбы.

Или в сказке подчеркивается таким образом, что жилище Яги не принадлежит к земному миру, а как бы парит между мирами.

Что же говорит Яга, когда добрый молодец входит в избушку?

– Фу-фу, русским духом пахнет!

– Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам в ложку садится, сам в рот катится!

Вывод: мы определили, что образ сказочной Бабы Яги связан со славянской мифологией, где ей принадлежала роль лесной старухи, волшебницы, ведьмы.

Функции Бабы Яги в русской сказке

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы – Яги

Мы знаем много сказок, где Баба Яга помогает герою. Таким образом она выступает Ягой-помощницей. Что же наша добрая старушка делает для молодца?

Помогает в переходе.

Прежде всего она помогает ему перейти из нашего мира в потусторонний, из Яви в Навь. Это ее главная задача в данной ипостаси.

Указывает дорогу и дает совет.

Дарит волшебные предметы.

А еще есть сказки, которые, как мне кажется, приоткрывают завесу тайны и показывают нам, откуда берет начало образа доброй Бабы Яги, дарительницы, советчицы и помощницы- в славянской мифологии.

Баба Яга в этом случае – трансформированный образ Великой богини, Мокоши (или Макоши), единственного женского божества в древнеславянской мифологии. Некоторые исследователи видят здесь символику матриархата. А почему же она настолько некрасива? С приходом Христианства на Русь языческие боги неохотно сдавали свои позиции. Многие постепенно изменились, но не ушли совсем. И Баба Яга в этом случае превратилась в безобразную, но добрую старуху.

Она или ее помощники похищают детей, оставленных без присмотра на улице. Гуси-лебеди унесли братика, за которым недоглядела сестра, посадила его на травку, а сама убежала играть с подружками. Ивашка плыл один в лодочке, а Баба Яга обманула его и унесла с собой, собираясь съесть.

Почему же именно на лопату и в печь? В старину существовал на Руси такой обряд: хилых, слабых новорожденных детей обмазывали тестом, клали на хлебную лопату и трижды на короткое время помещали в теплую печь, читая ритуальные наговоры. Ведь печь в традициях древних славян имела особое значение, символически соединяя в себе три стихии – воздух, землю и огонь, считалась источником жизненной силы.

Может быть этот обычай нашел отображение в сказке, а может быть более древний обряд посвящения юношей в мужчины. Юноша должен был символически сгореть и возродиться.

Яга здесь олицетворяет опасность для детей, оставленных без присмотра взрослых. А уж дети, попавшие одни в лес и заблудившиеся (вспомним, что избушка Яги находится в неведомом месте), чаще всего были обречены на смерть. Но доброе сердце и смекалка помогут вернуться домой живыми и невредимыми.

Баба Яга испытывает героя сказки

И ни за что бы не справится Василисе с заданием, если бы не волшебная куколка, подарок матери. Или заставляет пасти табун волшебных кобылиц, которые по ее приказу разбегаются по полям, по лесам, и не собрать бы их, если б не помощники.

В этой роли Баба Яга, хотя и помогает главному герою, но не от чистого сердца, а ищет для себя какую-то выгоду, корысть.

Вывод: в волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница, Яга-советчица, Яга-повелительница, Яга-охранительница, Яга-прародительница.

Образ Бабы Яги может быть как положительным, так и отрицательным; сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Какая Баба-Яга в сказках?

1. Сначала я провела опрос среди учеников моего класса. Мне нужно было узнать, что думают другие ученики о Бабе-Яге. Им было предложено ответить на вопросы:

Вывод: в ходе опроса мы выяснили, что большинство ребят считают Бабу-Ягу отрицательным персонажем

Далее я самостоятельно анализировала образ Бабы-Яги. Для этого мною было прочитано 6 русских народных сказок и просмотрены художественные фильмы, где говорилось о Бабе-Яге. Во всех этих работах Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но она либо помогает, либо нет.

Результаты своего исследования я записала в таблицу.

Вывод: в девяти произведениях из пятнадцати, мною проанализированных, Баба Яга выступает как положительный персонаж. Значит её нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.

Образ Бабы Яги в искусстве

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

МКОУ Поначёвская основная общеобразовательная школа №28

В чём заключается загадочный образ Бабы Яги в русских народных сказках.

по литературному чтению

учитель русского языка и литературы

1. Методологические характеристики исследования

2 . Кто такая Баба Яга?

2.1. Портрет и атрибуты Бабы-Яги

2.2. Баба Яга в русских народных сказках

2.3. Общие выводы

1. Методологические характеристики исследования.

Актуальность.

Проблема. Передо мной стала проблема, так кто же она, эта загадочная

старушка? Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи работы:

Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге;

Прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;

Провести опрос по теме работы среди учащихся;

Проанализировать образ Бабы-Яги и сделать выводы.

Объект исследования. Образ Бабы -Яги.

Предмет исследования. Русские народные сказки.

Гипотеза.Баба-Яга не только отрицательная, но и положительная героиня

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов, наблюдение, классификация, обобщение.

Чтобы ответить на все поставленные вопросы нужно было:

прочитать много русских народных сказок

научиться анализировать сказки

находить полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями возникновения образа Бабы-Яги

учиться делать выводы

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.

2 . Кто такая Баба Яга?

Я живу в лесной избушке,

Очень милая старушка,

Костяной стучу ногой,

Все зовут меня Ягой.

Баба-Яга — один из самых ярких женских сказочных образов.

БАБКА,БАБА, БАБУШКА — женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту; родоначальница.

Повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребенком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой и почитали, чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью. О Бабе-Яге повествуют сказки и славянская мифология.

2.1 Портрет и атрибуты Бабы-Яги

Она отшельница, но у неё есть родственники. В некоторых сказках у бабы Яги есть дочери и их зятья, сыновья и их снохи, племянники и племянницы, три или сорок сестёр, которые действуют с нею заодно. А Василиса, во всех сказках представляющая собой самые положительные качества, – это племянница бабы Яги.

Образ Бабы Яго амбивалентен. Она может съесть не понравившегося ей путника, а может наградить. Может уничтожить или послужить средством возрождения его к новому началу.

Основываясь только на человеческих критериях, невозможно добиться повышения уровня осознания – обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы. Баба Яга – олицетворяет эти сверхъестественные силы, она умеет управлять процессом трансформации.

Остается добавить, что по нашим понятиям место проживания Бабы-Яги – этой хранительницы пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой – вполне могло находиться именно в поморских краях. Не зря большинство сказок про Бабу-Ягу записано именно в Архангельской области. [5]

Таким образом, происхождение образа Бабы-Яги остается загадкой. В сказках данный персонаж является проводником между миром мертвых и миром живых.

2.2. Баба Яга в русских народных сказках

Среди учащихся начальных классов я провёл опрос, так как мне стало интересно: что думают ученики о Бабе Яге?

Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

В опросе участвовали 9 учеников начальной школы.

Большинство учеников –считают Бабу Ягу - представительницей зла, колдуньей и похитительницей, некоторые считают, что Баба Яга достаточно добрый персонаж . Таким образом, опрос показал, что образ Бабы Яги может быть как положительным так и отрицательным.

Я прочитал двенадцать русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге:

Баба Яга и Заморышек.

Морской царь и Василиса Премудрая.

8. Сказка о молодильных яблочках и живой воде.

9. Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.

11. Царевна – Лягушка.

12. Финист- ясный сокол

В сказках Баба Яга – старая некрасивая бабка, которая умеет колдовать, воровать детей, летать в ступе, заметая следы помелом. Злобная Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая умеет поворачиваться к лесу задом, а пришедшему к ней передом. На службе у Яги могут оказаться не только разные лесные жители - змеи, лягушки, чёрные кошки, вороны, но и нечисть - черти, например, или сказочные существа - кикиморы. А о том, что она не всегда злючка, она и сама иногда вспоминает. Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Она может быть и доброй, и мудрой. В разных сказках Баба Яга разная и судить однозначно о её образе нельзя.

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

1. Яга-воительница ;

5. Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём):

«… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:

6. Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и похитителя.

2.3.Общие выводы

Таким образом, исследование подтверждает гипотезу, что Баба-Яга не только отрицательная, но и положительная героиня.

3. Заключение.

В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнала значение многих непонятных слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. Мне очень понравилось анализировать сказки.

Я поняла, что нужно всегда внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Оказалось, что Баба Яга всегда разная. У нее много ролей, много всегда видов. Она бывает не только злой, но и доброй, хозяйственной, гостеприимной. Взрослые рассказывают нам о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться человеком. Сама Баба Яга совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на стороне зла. Благодаря своему исследованию я узнала много нового и интересного.

Перспективный план: В дальнейшем хочу изучить мифический образ и проанализировать влияние истории на развитие образа. Мне так же будет интересно прочитать и проанализировать сказки народов мира, где есть схожий с русской Бабой Ягой персонаж.

Надеюсь, что мои исследования будут интересны и ученикам, и учителям и пригодятся при проведении уроков и внеклассных мероприятий.

скачать МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №6"

г. УФА, РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

РБ, г.Уфа, ул.Набережная реки Уфа, д.41/3

Исследовательская работа на тему:

Руководитель:

Урманова Виолетта Альфатовна

Автор:

Рогачева Елизавета Артуровна

Оглавление

Введение. стр.1
Происхождение образа………………………………….стр3
Что хорошего можно сказать про Бабу Ягу. стр7
Мифология образа ……………………………………. стр7
Заключение………………………………………………стр10

Использованная литература…………………………..стр11

Кому-то удавалось увидеть сгорбленную хромую старуху неопределённого возраста, в одежде мотаной - перемотанной и с посохом в руках. Известно, что эта женщина оснащена летательным аппаратом с вертикальным взлётом и способом управления в виде метлы. Уточнённой информации устройстве этого образца не обнаружено.

Жилищем Бабы-Яги являлась избушка на курьих ножках. Она представляла собой маленькую лачугу с перекошенной дверью и одним отверстием вместо окна.

Нужно отметить успехи Бабы-Яги в области алхимии. Она занималась изготовлением психотропных и смертельно опасных продуктов в личных целях. Из этого можно сделать вывод, что вышеописанная Баба-Яга являлась пленительным образом русских сказок.

Происхождение образа
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающи-ми из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу.

Так, Баба-Яга это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён - жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями.

Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить.

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.

Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых.

Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

Еще одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.

Что хорошего можно сказать про Бабу Ягу
В отличие от ведьм, Баба-Яга нередко помогает герою повествования. Именно к ней приходит Иван или иной богатырь. Забота у него немалая, надо вернуть похищенную волшебником красавицу. А как это сделать, может подсказать только Баба-Яга. Обратим внимание, Яга это делает бескорыстно, ничего взамен от героя не требует. Хозяйку лесной избушки отличает хлебосольство. Она встречает незваного гостя, будто родственника. В баньке выпарит, накормит как следует. Даст совет, а то и волшебного коня и оружие. Баба-Яга-хранительница различных волшебных ремесел. Василиса Прекрасная у ней выучилась великолепно ткать и шить. Характер у Бабы-Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Нерадивость, лень - не переносит, накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее - все молодые волшебницы. Поэтому в наших волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа.

Мифология образа
В русских волшебных сказках от мифологического образа Бабы-Яги, так же как и от Кощея или трехглавого Змея веет глубокой стариной. Попробуем собрать воедино мелкие штрихи в описании историй с Бабой-Ягой - ведь они несут печать религиозных представлений о волшебстве наших предков тысячелетней давности.

В сказке о Василисе Прекрасной Баба-Яга выведена как волшебница прямо-таки космического масштаба. Она каждый день в ступе весь белый свет облетает, следит за порядком. Боги рассвета, дня и ночи-все у нее в услужении. Вокруг дома Яги частокол с черепами, вместо ворот-кости, вместо замков - челюсти. В этом описании, видимо, сохранились еще легенды каменного века о всемогущей власти женской богини.

Обычно описание черепов на заборе Яги рассматривают как свидетельство ее людоедства. Ничего подобного. В этой ужасающей наше воображение картине отражен древний культ черепа. Кости и черепа умерших некоторые примитивные народы даже современного времени хранят вместо памяти об умерших предках. И даже кормят их с ложки, как, например, папуасы Новой Гвинеи.

Образ Бабы-Яги, видимо, когда-то связывался с огненными культами, которые совершали и женщины-жрицы, и мужчины-жрецы. Может быть, именно поэтому в сказке череп с забора у дома Яги пышет волшебным пламенем. Кроме огненной магии, наша лесная волшебница, вероятно, принимала участие в обрядах испытания молодежи, которую учили терпеть боль. Поэтому в сказках появились сцены, когда Яга может из спины героя вырезать ремни или в печь его на лопате заталкивать. Но ни один герой от этих испытаний не погиб. Так что не садист Яга, а строгий испытатель мужества и интеллекта героя.

И наконец, следует рассказать о совершенно необычном образе Бабы-Яги в русских заговорах, в которых она предстает как великая жрица любви. В старинных заклинаниях на любовь часто упоминается огромный дуб, что растет в чистом поле. Из-под корней этого дерева, услышав мольбу о помощи, выходит Баба-Яга. Прекрасный молодец просит Бабу-Ягу приворожить возлюбленную. Волшебница зажигает тридевять (то есть 27) дубовых поленниц. И от этого волшебного пламени в душе и всем теле девушки вспыхивает такое же горячее ответное чувство. В другом варианте молодец просит помощи у 77 Баб-Яг и у их 77 Баб-Ягишен. Снова эти волшебницы своими заклятьями, клюками и метлами вселяют страсть в тело девушки. Они разжигают дикий огонь в 77 медных печах. От того адского пламени в девушке вспыхивает великое желание любви. Она уже без молодца теперь не может ни жить, ни спать, ни пить, ни есть. Становится безумной от любовной горячки.

Вот так-то. У кого богиня любви - прекрасная Афродита, а у нас Баба-Яга. Не думайте, однако, что она все время была такой безобразной. В одной из волшебных сказок в лесной избушке на курьих ножках герой застает лесную фею дивной красоты. Она стережет подступы к волшебному саду с молодильными яблоками. И ткать она мастерица, и кони у нее волшебные есть в конюшне. Так что не всегда, значит, Баба-Яга была старухой, есть что и нам поведать и вспомнить.

Есть сказки, где Баба Яга всё-таки помогает добрым героям или отпускает их, дав нужный совет. А в сказке о Кощее Бессмертном она даже помогает Ивану убить злодея и освободить Василису. Иногда в мультфильмах Бабу Ягу показывают доброй старушкой, которая была злой, потому что её никогда никто не любил и не жалел, а когда к ней отнеслись по-доброму, оказалось что Баба Яга доброжелательная, любит каждое живое существо и просто несчастная старушка, но всегда может прийти на помощь доброму человеку.

Так что, нельзя однозначно сказать, где злой герой, а где добрый. Ведь внешность обманчива.

Для себя я могу сказать, что Баба Яга может быть пленительным женским образом.

Используемая Литература

3.Словарь литературоведческий. Автор - Фасмер.

Составить доклад в научном стиле на тему "баба яга - пленительный женский образ из русских сказок".


Образ Баба - яги в русских сказках связан прежде всего с переходом героя в потусторонний мир.

В сказках баба - яга чаще выступает в роли воительницы, помогающей герою дарительницы и советчицы , иногда - жрицы любви, способной внушить девице или молодцу пламенное чувство.

Вопрос Составить доклад в научном стиле на тему "баба яга - пленительный женский образ из русских сказок"?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Литература и соответствует программе для 5 - 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


Какая была царица? Почему погибла мачеха? У кого спрашивал Елисей о помощи найти царевну? Куда попала царевна? У кого она убиралась.


Пущину, Узник, Зимнее утро, Буря, Воевода, Красавица, Муза.


Сказка о царе салтане дубровский капитанская дочка.


Чи виникає у вас відчуття, що ви – самотня людина, відрізана від світу, нікому не потрібна і внутрішньо спустошена? Якщо так, то не впадайте у відчай. Одні люди люблять проводити багато годин на самоті, щоб поміркувати над своїм життям, зануритись ..


Сказка "Снежная королева" произвела на меня невероятное впечатление. Она детская и наивная, но сохранила в себе ту магию детства, которой нам всем так не хватает. Искушонный читатель, философ, профессор, клерк и все остальные высокие личности вздро..

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Образ Бабы Яги в русском эпосе. Исследовательская работа. . Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цель и задачи проекта Рассмотреть образ Бабы Яги в русских народных сказках и выявить роль данного персонажа. Узнать о происхождении и развитии образа Бабы Яги в русском фольклоре. Изучить разные источники и выявить роль Бабы Яги в русских народных сказках. Провести анкетирование и сопоставить мнения детей и взрослых о Бабе Яге. Подвести итог по исследуемому образу известном с детства герое. (Проанализировать факты)

Происхождение образа По одной из версий, Баба Яга в русских сказках изначально была Бабой Йогой. Дело в том, что древнее знание и йога, как метод и средство познания мира, по версии самих же индийских брахманов, родились в древнейшей цивилизации планеты, в землях Арктиды (Гипербореи). Другой образ, отождествляемый исследователями с Бабой Ягой, - призрачная и неуловимая Златая Баба, чей кумир пытались отыскать множество исследователей и охотников за сокровищами (ведь культовая статуя, по преданию была отлита из чистого золота), но всегда ей удавалось ускользнуть от чужих глаз. Третья теория основана на влиянии страшилок английского моряка А. Беттела о племени Яга, появившемся из лесов экваториальной Африки и находившемся в матриархате. По его словам, Яга были жестокими людоедами. Таким образом, на русские сказки могли повлиять страшные байки о племени Яга.

Атрибуты В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга — каннибал). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай : когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых.

Теперь стоит описать жилище Бабы Яги Известный специалист в области мифологии А. Л. Баркова трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“, скорее всего, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.).

Немного об обряде перепекания В избушке Яги обязательно присутствует печка. Она топится обычно, чтобы изжарить непрошеного гостя, чтобы испытать его на прочность и стойкость. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации.

Кот -Баюн У Бабы-Яги живёт и кот. Он должен быть обязательно черного цвета. Кот помогает Яге в её магических заклинаниях и считается её другом. Но у Яги необычный кот, а Кот-Баюн. Роста он огромного, шерсть черная, как уголь, глаза горят недобрым огнем. Он самый главный помощник: наделен большой мудростью, хитростью и силой. А еще у него особенный голос. Звук его слышен за семь верст. А если замурлычет – напустит на кого захочет заколдованный сон, который не отличишь от смерти.

Полкан Полкан - существо с телом коня и головой человека. Персонаж этот невзрачен с виду, даже уродлив: маленький, с горбом и длинными ушами. Но он мудр, немного плутоват и добр: понимает людей и говорит человеческим голосом.

Ипостаси Бабы Яги в русских народных сказках 1) Яга – дарительница, которая подразделяется на четыре вида: Яга – покровительница Яга – повелительница Яга – дарительница Яга – советчица 2) Яга – воительница 3) Яга – похитительница Также, выделяют особый разряд – Яга – прародительница.

Анекдоты с Бабой Ягой Ребенок не ест манную кашу. - Сейчас Бабу-Ягу позову. - Баба-Яга тоже не будет есть эту кашу. Наряжается Баба Яга для вечеринки. Принимается за прическу. Смотрит, а у нее на голове осталось всего три волоса. – Ну, ничего , пойду с косичками! Стала заплетать косички. Пока заплетала, один волос выпал. – Ну, ничего, пойду с хвостиками! Стала заплетать хвостики. Пока заплетала, один волос выпал. – Ладно уж, пойду с распущенными!

Заключение Сегодня мы попытались выяснить происхождение и сущность образа Бабы Яги как персонажа русского фольклора. Не то, чтобы совсем, но можно сказать, что мы выполнили поставленную задачу. Мы рассмотрели различные точки зрения на происхождение образа и все они кажутся нам правдоподобными, рассмотрели сущность Бабы Яги и те функции, которыми ее наделили наши предки. В нашем мире можно что-либо понять лишь по косвенным фактам. Даже самые великие ученые познавали мир по ощущениям. Мы можем перемещаться во времени, видеть будущее и прошлое только в фантастических фильмах. Следовательно, максимальная точность всех утверждений не превышает 55%. Можно сказать точно только то, что с течением времени все изменяется, некоторые вещи люди помнят долго, а подчас мгновенно забывают. Кто-то любит приукрасить свой рассказ, кто-то порой просто рассеян. Именно поэтому у нас есть много вариантов русских сказок. Сейчас у нас особые традиции и нравы, но никто не знает, что будет дальше… Поэтому в своей работе мы попытались максимально проникнуть в образ Бабы Яги, но существующие точки зрения на происхождение, сущность данного образа дает нам возможность продолжить исследовательскую работу по данному герою. И напоследок нам осталось сказать всего лишь два слова: Продолжение следует …

Читайте также: