Сочинение дочь советской киргизии

Обновлено: 05.07.2024

Картина Семена Чуйкова "Дочь Советской Киргизии" в свое время прославилась на весь мир и стала одним из символов развития СССР. Но, не все знают, что судьба героини картины Айжамал Огобаевой сложилась скорее грустно и печально.

Для того, чтобы создать максимально приближенное к реальности полотно, Семен Чуйков специально приехал в Киргизскую АССР. Как это часто бывает, художник долго не мог найти подходящую модель и подходящий ему типаж девушки случайно увидел на улице в селе Орто Сай.

Девушку звали Айжамал, биограф художника отмечала, что она произвела на Семена Чуйкова большое впечатление: помимо очарования юности, в девушке чувствовалась и большая духовная сила, а ее лицо было: "(. )полно внутренней сосредоточенности, живого ума и по-своему красиво(. )". Художнику в полной мере удалось перенести свои впечатления на холст, иначе "Дочь Советской Киргизии" не стала бы так широко известна и в СССР и за рубежом.

Семен Чуйков захотел помочь необычной девушке "выбиться в люди" и предложил ей помочь поступить в любой из Московских ВУЗов по выбору. (с его обширными связями это было вполне реально). Айжамал была согласна, но ее мать категорически воспротивилась такому повороту событий и девушка осталась в селе Орто Сай.

В итоге Айжамал не получила ни высшего, ни даже среднего специального образования и прожила всю жизнь в родном селе. Девушка рано вышла замуж за своего односельчанина Камчыбека Огобаева, работавшего сторожем при колхозном табуне. В семье Огобаевых родилось четверо детей (один ребенок умер в раннем возрасте).

С учетом того, что муж Айжамал работал сторожем, а она сама всю оставшуюся жизнь была домохозяйкой, можно предположить, что жизнь "Дочери Советской Киргизии" была не только скучной и зацикленной на бытовых проблемах, но и бедной и духовно и материально.

В отличие от своего прототипа, картина "Дочь Советской Киргизии" зажила вполне заслуженной "звездной жизнью": Семен Чуйков получил за нее Сталинскую премию (50 000 рублей, после денежной реформы 1947 года это были огромные деньги), картину постоянно отправляли на зарубежные выставки, где она неизменно привлекала внимание публики и критиков. А на всемирной выставке в Брюсселе 1958 года "Дочь Советской Киргизии" даже получила золотую медаль.

В наше дни "Дочь Советской Киргизии" выставлена в Третьяковской галерее среди шедевров Советской живописи, рядом со знаменитым "Александром Невским" П. Корина.

В наше дни "Дочь Советской Киргизии" выставлена в Третьяковской галерее среди шедевров Советской живописи, рядом со знаменитым "Александром Невским" П. Корина.

Вероятно, можно сказать, что Айжамал Огобаева прожила по своему счастливую и достойную жизнь, но, кто знает, какие возможности в жизни она упустила, не воспользовавшись случаем, предоставленным ей самой судьбой.

Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста лайкните ее и добавляйтесь в подписчики. Спасибо!

Талант Огобаев считал, что это было неправильное решение. Ведь девочка упустила редкую возможность изменить свою судьбу. Если бы Аимжамал получила образование в Москве, говорил он, то могла бы стать выдающимся общественным или государственным деятелем. Как, к примеру, первый министр иностранных дел и глава министерства культуры Киргизской ССР Кулийпа Кондучалова. Эта обычная киргизская девушка, благодаря полученному образованию и своей целеустремленности, сумела сделать блестящую карьеру и многое сделала для своей страны. Именно во время её работы на посту министра искусство Киргизии получило международное признание.

Дочь Советской Киргизии

Не следует забывать, что картина была написана в 1948 году. Дочь Киргизии, которую изобразил художник на своей картине, живёт в новых условиях и строит новое, коммунистическое общество.

Киргизские девочки часто поражают утонченной восточной красотой. Однако здесь нарисовано круглое, скуластенькое лицо. Такие можно встретить всюду. Семён Чуйков умышленно не наделил свою героиню романтической внешностью. Он делает акцент на глубоко посаженных глазах, где читается работа мысли. Современная дочь Киргизии понимает, что знания дают уверенность в своих силах. Однако её загорелые рабочие руки говорят о том, что она не только учится, но и работает.

Довольно своеобразно смотрится композиционное решение картины. Стоит знойное, сухое лето. Трава пожелтела, выгорела. Солнце жжёт нещадно, укрыться негде. В прозрачном воздухе далеко видны стройные силуэты гор с белыми шапками снега на вершинах. Вблизи виднеются коричневатые горы, покрытые растительностью. У подножий виден зелёный покров, отдельные деревья и группа построек. В степи пасётся стадо.

Набросков к полотну было немного

Чуйков создавал картину на натуре в пригороде Фрунзе. Завершающий этап работы проходил в его мастерской, где ныне открыт музей. Художник поставил перед собой цель изобразить собирательный образ человека нового общества. Хотя особенностью творчества Чуйкова была тщательная и кропотливая работа над этюдами, эскизами, в этот раз он не создал большого числа набросков к полотну.

Один из немногочисленных известных этюдов к картине находится в собрании Пермской государственной художественной галереи.

Татьяна Попова, заведующая отделом живописи Музея изобразительного искусства имени Г. Айтиева, считала, что картина стала для художника символом обновлённой жизни киргизского народа. Именно в ней Чуйков представил своё понимание человека, олицетворявшего Советскую Киргизии.

Магнетическая притягательность картины

Искусствовед Дениз Актанова написала впоследствии:

Критики о картине

Эта картина неоднократно выставлялась за пределами страны

Родом из Киргизии

Начинал Чуйков как литератор-очеркист, однако изобразительное искусство одержало верх над любовью к литературе. В 1924 он поступает в ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские в Москве) и учится в мастерской Роберта Фалька. Позднее много работал как педагог. В том числе в Институте пролетарских изобразительных искусств в Ленинграде. Был одним из создателей и председателем правления Союза художников Киргизской ССР.

В 1934 по его инициативе в Пишпеке была открыта первая в республике картинная галерея (ныне Киргизский музей изобразительных искусств-авт.). На ее базе Чуйков организовал первую в республике художественную школу-студию. В 1939 она получила статус Художественного училища. Жил в основном во Фрунзе, в Москве бывал лишь наездами.

Главная картина мастера

Посмотреть все фотографии серии

23:16 02.06.2012 Фотографий: 32 Хайфа. Выставка цветов-2012 03:00 01.01.1970 Фотографий: 0

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Статистика



Вся жизнь и творческая судьба художника Чуйкова была связана с Киргизией. Десятки картин и эскизов, сотни этюдов. Кульминацией в "Киргизской сюите" Чуйкова стало небольшое, на первый взгляд скромное полотно - "Дочь Советской Киргизии". Эта картина была закончена в 1948 году. Она стала в советском искусстве своего рода символом свободного Востока, пробудившегося к активной, самостоятельной жизни.
Казалось бы, изображенное на полотне можно исчерпать несколькими словами: по широкому пастбищу идет девочка-киргизка, прижимая к груди стопку книг. В сущности, в картине больше ничего и не происходит. Одержимый высокой идеей - показать молодого человека наших дней, создать образ обновленной, молодой, свободной страны, художник избирает сложный путь. Наверное, куда легче и проще было бы рассказать о преобразованной киргизской земле в сюжетном полотне, где само событие раскрывало бы тему, где можно было бы выразить задуманное в столкновении разных характеров, во взаимоотношениях людей. Художник же избирает однофигурную композицию. Единственный герой и природа - вот та основа, на которой строит свое произведение Чуйков. Однофигурная композиция всегда требует особенной ответственности художника: ведь здесь приобретают громадное значение малейшие нюансы движения, постановки фигуры в полотне. Чуйкову удалось найти то единственно верное положение фигуры в плоскости холста, когда малейший сдвиг влево или вправо, изменение среза картины внизу или вверху привели бы к нарушению внутренней логики композиции, ее закономерной связи с основой идеи. Далеко не случайно, что художник оставляет перед девочкой чуть большее расстояние от края холста, чем позади нее. Это соотношение пространства тотчас рождает в полотне ощущение движения. Очень точно найдено и направление движения героини: если бы Чуйков показал ее идущей прямо на зрителя, изобразил бы строго в фас, это привнесло бы ненужную плакатность, в какой-то мере лишило бы картину того ощущения широких просторов, которое играет столь важную роль в эмоциональном строе этого произведения.

  • Запись понравилась
  • 1 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 1Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки









    Стремясь создать образ обобщенный, художник строит композицию на монументальных соотношениях крупных форм. Чуть заниженный горизонт дает возможность показать фигуру девочки почти целиком на фоне неба. И оттого, что зритель смотрит на картину словно бы снизу, хрупкая, тонкая фигурка приобретает особую весомость, монументальность, значительность. Это усиливается и строгим, очень цельным силуэтом, четко рисующимся на гладком фоне ясного неба.

    Художник строит образ на сдержанности, строгой простоте, внутренней сосредоточенности. Киргизские девочки нередко поражают утонченной восточной красотой. Но и здесь художник не поддается искушению восхитить, привлечь зрителя природной красотой черт лица. Круглое, скуластенькое, с глубоко посаженными глазами лицо героини - самое обыкновенное, каких тысячи встретишь в аулах и кочевьях киргизского края. Но в этом лице явственно ощутима работа мысли, но плотно сжатые, неулыбчивые губы, твердый, прямой взгляд выдают характер целеустремленный и цельный. Гладко зачесанные волосы открывают высокий чистый лоб. Такое спокойное достоинство может нести в себе только человек, который обрел право свободно выбирать дорогу своей жизни.

    По силе и значительности образа, по эмоциональной насыщенности, поэтической взволнованности, по яркому живописному богатству "Дочь Советской Киргизии" должна быть отнесена не только к лучшим работам автора. Она по праву входит в золотой фонд советской живописи.

    Художник назвал героиню дочерью страны, подчеркнув типичность ее образа. И действительно эта сельская девушка стала лицом Кыргызстана.


    Полотно находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. В настоящее время его можно увидеть в постоянной экспозиции одного из залов советской живописи Новой Третьяковки. Авторские копии с полотна принадлежат Музею изобразительного искусства имени Гапара Айтиева в Бишкеке и Румынской национальной художественной галерее в Бухаресте.

    Изображение на картине

    История создания и судьба картины

    Авторские повторения картины

    Для Национального музея искусств имени Гапара Айтиева художник сделал авторскую копию в 1950 году (её размеры также 120 × 95,5 см). В настоящее время эта картина экспонируется в зале Семёна Чуйкова в данном музее.

    Признание и награды

    Модель художника

    Моделью для художника стала киргизская девочка из села Орто-Сай, которую звали Айжамал Огобаева (киргизский искусствовед Джамал Уметалиева считала, что художник не стремился к портретному сходству и значительно отступил от подлинного облика девочки, сделав образ глубоко национальным). Близкий родственник Айжамал, Талант Огобаев, который сам впоследствии стал художником, писал позже, что когда Чуйков создавал свою картину, девочке было 13 или 14 лет. Художник подружился с Айжамал и предлагал взять её с собой в Москву для получения хорошего образования. Мать девочки выступила против этого и не позволила ей уехать. Талант Огобаев считал, что это было неправильное решение, так как девочка упустила редкую возможность круто изменить свою судьбу.

    Художественные особенности и замысел художника

    Советские искусствоведы и культурологи 1950—1960-х годов о картине

    Советские искусствоведы и культурологи 1970—1980-х годов о картине

    Современные российские и зарубежные искусствоведы и культурологи о полотне

    Современный киргизский искусствовед пишет о картине:

    Актанова отмечает, что Чуйков изображал простых людей, их искренность и непосредственность. Он избегал места, привлекающие туристов. Много раз приезжая на Иссык-Куль, он никогда не рисовал озеро. Монументальность картины создаётся за счёт того, что девочка идёт почти рядом со зрителем, который видит её отчётливо и очень близко. Она идёт смелыми и быстрыми шагами на фоне неба, создаётся впечатление, что она стремительно проходит мимо зрителя. Её целеустремлённость передаётся не жестами, а взглядом. Девочка, с точки зрения искусствоведов, не отличается исключительной красотой в восточном или европейском понимании, но покоряет зрителей сдержанностью, внутренней уверенностью, сильным характером. Немного опущенная вниз линия горизонта даёт возможность художнику показать фигуру девочки с книжками в руке почти целиком на фоне неба и цепочки гор. Зритель смотрит на картину несколько снизу.

    Проводилась параллель между девочкой с картины Чуйкова и женскими персонажами писателя Чингиза Айтматова, младшего современника Семёна Чуйкова.

    Конечно, планшет и наушники невероятно тривиальны. Но пусть будет так. Хорошо, что мы можем безнаказанно изменять святыню. Я за свободное творчество. Не должно быть ничего, что заставляет нас бояться дышать. Я хочу, чтобы в моей стране мы не боялись шутить… Мы будем сильны только тогда, когда сможем относиться с юмором к любым фактам нашего прошлого, вместо того, чтобы тратить силы на борьбу с ветряными мельницами.

    — Кристофер Риклетон. Дочь Советской Киргизии получит свой iPad

    Дочь советской Киргизии Семен Чуйков

    Дочь советской Киргизии [1948] Стремясь создать образ обобщенный, художник строит композицию на монументальных соотношениях крупных форм. Чуть заниженный горизонт дает возможность показать фигуру девочки почти целиком на фоне неба. И оттого, что зритель смотрит на картину словно бы снизу, хрупкая, тонкая фигурка приобретает особую весомость, монументальность, значительность.

    Это усиливается и строгим, очень цельным силуэтом, четко рисующимся на гладком фоне ясного неба.

    Чуйков не наделяет свою героиню внешними приметами взволнованности, романтической приподнятости. Зритель не увидит здесь эффектных жестов. Напротив, художник строит образ на сдержанности, строгой простоте, внутренней сосредоточенности. Киргизские девочки нередко поражают утонченной восточной красотой. Но и здесь художник не поддается искушению восхитить, привлечь зрителя природной красотой черт лица.

    Круглое, скуластенькое, с глубоко посаженными глазами лицо героини — самое обыкновенное, каких тысячи встретишь в аулах и кочевьях киргизского края. Но в этом лице явственно ощутима работа мысли, но плотно сжатые, неулыбчивые губы, твердый, прямой взгляд выдают характер целеустремленный и цельный. Гладко зачесанные волосы открывают высокий чистый лоб.

    Такое спокойное достоинство может нести в себе только человек, который обрел право свободно выбирать дорогу своей жизни. Глазом стороннего наблюдателя невозможно было бы в обыденном, каждодневном открыть эти черты нового национального характера. Нужно было шаг за шагом, десятилетиями наблюдать жизнь народа, видеть, как постепенно, по крупицам выкристаллизовывается образ нового человека, чтобы с такой силой убедительности выразить это в живописном произведении. Чуйков сам вместе с киргизским народом прошел этот сложный путь — от пробуждения к первым шагам самостоятельной свободной жизни.

    Он родился в Киргизии. Еще мальчиком, бродя с самодельным фанерным ящиком с красками по горам Киргизии, он наблюдал жизнь киргизской бедноты. «Рваные, прокопченные дымом многочисленных кочевок войлочные юрты, — вспоминает художник, — казалось, состояли из одних заплат, и все же дыр в них было еще больше. Ночуя в них, я, помню, без труда созерцал звездное небо через дырявый войлок.

    Но никогда Чуйков не ограничивается простым повторением однажды найденного: от картины к картине художник как бы шлифует, оттачивает характер, делает его глубже, многограннее.

    К этой вершине своего творчества художник подходил долгие годы. Именно поэтому в картине с такой силой проявились самые характерные особенности художнического мировоззрения, творческого метода Чуйкова. Неразрывно связаны с характером замысла и колористический строй, живописная манера Чуйкова.

    Проблема обобщения жизненных явлений потребовала и живописной обобщенности, широты, свободы живописного языка.

    Контрастное соотношение трех основных цветов картины — синего, красного и белого — рождает чувство бодрости, радости. Лиловатые, серебристые и перламутровые тона создают в холсте богатейшую гамму. Светотеневые переходы решены необычайно живописно.

    Читайте также: