Сочинение девушка и смерть горький

Обновлено: 03.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В течение нескольких лет в XI классе во время изучения творчества М. Горького я отвожу два урока на рассказы, посвященные теме любви и материнства. Убедилась, что эта проблема вол­нует учащихся. Разрешать ее они пытаются, используя свой небольшой жиз­ненный опыт и советы друзей. И конечно, далеко не всегда обращаются для осмысления их к произведениям литературы, в частности к произ­ведениям М. Горького

В течение нескольких лет в XI классе во время изучения творчества М. Горького я отвожу два урока на рассказы, посвященные теме любви и материнства. Убедилась, что эта проблема вол­нует учащихся. Разрешать ее они пытаются, используя свой небольшой жиз­ненный опыт и советы друзей. И конечно, далеко не всегда обращаются для осмысления их к произведениям литературы, в частности к произ­ведениям М. Горького.

Любовь к женщине, любовь, воспеваемая веками и тысячелетиями,— прекрасная и нетлен­ная.

После вступительного слова объ­являю тему урока, который как бы делится на шесть этапов, каждый из которых имеет свои задачи и ориентирован на определенное произве­дение.

На этом этапе урока задаю учащимся лишь один вопрос: в_сказке Девушка и Смерть — образы аллегорические. Олицетворением каких жиз­ненных начал служит Девушка, а каких Смерть? Учащиеся без особого труда отвечают, что Девушка олицетворяет Свет, Любовь, Жизнь. Смерть же — Мрак, Темноту, слепую силу уничтоже­ния.

Оба эти произведения романтические. Что руко­водило Горьким в выборе именно этого метода изображения действительности?

Даю следующие задания:

1. Определите сюжет рассказа.

В основе рассказа — эпизод из загубленной жизни одиннадцатилетней девочки.

2. Что вас поразило в этом рассказе?
Ответы обычно бывают самые разнообразные, но сводятся они к одному: поражает трагическое равнодушие девочки к своей судьбе.

3. Определите тему рассказа.

Главная тема — несостоявшегося детства, по­руганного материнства. (Здесь я объясняю от­личие понятий тема и идея произведения, предупреждаю, что для определения идеи не­обходимо тщательно его проанализировать.)

4. Первые три абзаца — экспозиция рассказа.
Какова действительность, изображенная в экспо­зиции?

5. Какую песню поет девочка? Почему?

Ответ на этот вопрос обычно вызывает затруд­нение. Тогда, задавая простые вопросы (кто обыч­но поет колыбельные песни? Какие чувства в них выражаются? Пел ли кто-то этой девочке колыбельные? Какой извечный закон природы поэти­чески звучит в колыбельной песне?), подвожу ребят к ответу: в колыбельной песне, которую поет девочка, баюкая жалкую самодельную куклу, выражен великий инстинкт материнства.

Вместе с ребятами приходим к выводу: рас­сказчику, услышавшему песню и увидевшему гла­за девочки, раскрылся внутренний мир этого маленького существа, где с необыкновенной чис­тотой и непосредственностью проявилось все то, что заложено природой в женщине-матери.

7. Когда происходит перелом в повество­вании?

Как только девочка увидела постороннего чину. Читаем это предложение. Следя по тексту отмечаем оттенки голоса: звенящий, тусклый, скучный. Только ли голос изменился? Тихим, нежным голосом девочка пела колыбель­ную песню, баюкая свою мечту о материнстве. Нельзя петь колыбельную песню тусклым, скуч­ным голосом. Но. кукла спрятана в карман, теперь девочка перед лицом жестокой действи­тельности произносит циничные, грубые, при­вычные слова. Это момент наивысшего напря­жения в действии рассказа — кульминация. Из­менился голос, изменились манеры поведения, со­держание речи. Перед нами просто другой человек!

Проследим затем, как описывает Горький ее глаза. В момент перелома мы не видим глаз девочки, видим лишь вздрагивающие брови. А глаза затем вновь широко открытые, ясные, пе­чальные. Почему? (Можно помочь учащимся, напомнив, что глаза называют зеркалом души.)

Вместе приходим к выводу: жестокая дейст­вительность вынудила девочку таким способом добывать средства к существованию, пока не за­тронули, не разрушили ее души. Девочку еще можно спасти, изменив окружающую жизнь.

8. Какой художественный прием лежит в основе рассказа?

9. Определите авторскую позицию.

Размышляя над последним вопросом и послед­ней фразой рассказа, мы приходим к выводу, что всем ходом повествования автор призывает так изменить действительность, чтобы не гибло в чело­веке то хорошее, что заложено природой.

К случайному спутнику женщина обращается: мне тебя — молодой ты, сильный, а жи­вешь зряшно, я и говорю: идем-ка со мной!

— На морской берег, там, я знаю, есть хорошие места: ты гляди — вон какая земля здесь ласко­вая до человека, а там еще лучше.

Сначала говорю об истории создания рассказа.

Теперь переходим к анализу текста рассказа, с которым учащиеся познакомились дома. Вмес­те с учащимися находим ответы на вопросы.

Спрашиваю учеников: каким настроением про­никнут рассказ?

Читайте также: