Сочинение девушка и смерть горький
Обновлено: 03.07.2024
В течение нескольких лет в XI классе во время изучения творчества М. Горького я отвожу два урока на рассказы, посвященные теме любви и материнства. Убедилась, что эта проблема волнует учащихся. Разрешать ее они пытаются, используя свой небольшой жизненный опыт и советы друзей. И конечно, далеко не всегда обращаются для осмысления их к произведениям литературы, в частности к произведениям М. Горького
В течение нескольких лет в XI классе во время изучения творчества М. Горького я отвожу два урока на рассказы, посвященные теме любви и материнства. Убедилась, что эта проблема волнует учащихся. Разрешать ее они пытаются, используя свой небольшой жизненный опыт и советы друзей. И конечно, далеко не всегда обращаются для осмысления их к произведениям литературы, в частности к произведениям М. Горького.
Любовь к женщине, любовь, воспеваемая веками и тысячелетиями,— прекрасная и нетленная.
После вступительного слова объявляю тему урока, который как бы делится на шесть этапов, каждый из которых имеет свои задачи и ориентирован на определенное произведение.
На этом этапе урока задаю учащимся лишь один вопрос: в_сказке Девушка и Смерть — образы аллегорические. Олицетворением каких жизненных начал служит Девушка, а каких Смерть? Учащиеся без особого труда отвечают, что Девушка олицетворяет Свет, Любовь, Жизнь. Смерть же — Мрак, Темноту, слепую силу уничтожения.
Оба эти произведения романтические. Что руководило Горьким в выборе именно этого метода изображения действительности?
Даю следующие задания:
1. Определите сюжет рассказа.
В основе рассказа — эпизод из загубленной жизни одиннадцатилетней девочки.
2. Что вас поразило в этом рассказе?
Ответы обычно бывают самые разнообразные, но сводятся они к одному: поражает трагическое равнодушие девочки к своей судьбе.
3. Определите тему рассказа.
Главная тема — несостоявшегося детства, поруганного материнства. (Здесь я объясняю отличие понятий тема и идея произведения, предупреждаю, что для определения идеи необходимо тщательно его проанализировать.)
4. Первые три абзаца — экспозиция рассказа.
Какова действительность, изображенная в экспозиции?
5. Какую песню поет девочка? Почему?
Ответ на этот вопрос обычно вызывает затруднение. Тогда, задавая простые вопросы (кто обычно поет колыбельные песни? Какие чувства в них выражаются? Пел ли кто-то этой девочке колыбельные? Какой извечный закон природы поэтически звучит в колыбельной песне?), подвожу ребят к ответу: в колыбельной песне, которую поет девочка, баюкая жалкую самодельную куклу, выражен великий инстинкт материнства.
Вместе с ребятами приходим к выводу: рассказчику, услышавшему песню и увидевшему глаза девочки, раскрылся внутренний мир этого маленького существа, где с необыкновенной чистотой и непосредственностью проявилось все то, что заложено природой в женщине-матери.
7. Когда происходит перелом в повествовании?
Как только девочка увидела постороннего чину. Читаем это предложение. Следя по тексту отмечаем оттенки голоса: звенящий, тусклый, скучный. Только ли голос изменился? Тихим, нежным голосом девочка пела колыбельную песню, баюкая свою мечту о материнстве. Нельзя петь колыбельную песню тусклым, скучным голосом. Но. кукла спрятана в карман, теперь девочка перед лицом жестокой действительности произносит циничные, грубые, привычные слова. Это момент наивысшего напряжения в действии рассказа — кульминация. Изменился голос, изменились манеры поведения, содержание речи. Перед нами просто другой человек!
Проследим затем, как описывает Горький ее глаза. В момент перелома мы не видим глаз девочки, видим лишь вздрагивающие брови. А глаза затем вновь широко открытые, ясные, печальные. Почему? (Можно помочь учащимся, напомнив, что глаза называют зеркалом души.)
Вместе приходим к выводу: жестокая действительность вынудила девочку таким способом добывать средства к существованию, пока не затронули, не разрушили ее души. Девочку еще можно спасти, изменив окружающую жизнь.
8. Какой художественный прием лежит в основе рассказа?
9. Определите авторскую позицию.
Размышляя над последним вопросом и последней фразой рассказа, мы приходим к выводу, что всем ходом повествования автор призывает так изменить действительность, чтобы не гибло в человеке то хорошее, что заложено природой.
К случайному спутнику женщина обращается: мне тебя — молодой ты, сильный, а живешь зряшно, я и говорю: идем-ка со мной!
— На морской берег, там, я знаю, есть хорошие места: ты гляди — вон какая земля здесь ласковая до человека, а там еще лучше.
Сначала говорю об истории создания рассказа.
Теперь переходим к анализу текста рассказа, с которым учащиеся познакомились дома. Вместе с учащимися находим ответы на вопросы.
Спрашиваю учеников: каким настроением проникнут рассказ?
Читайте также: