Сочинение детство горький 7 класс по плану

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Алеша Пешков.Харктеристика героя.doc

Урок развития речи. 7 класс

Сочинение-характеристика литературного персонажа.

2) развивать и совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся, умение характеризовать литературного героя;

3) развивать наблюдательность, любознательность к жизни других людей, воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Скорлупы у нас много; взглянешь – человек, а узнаешь – скорлупа одна, ядра- то нет, съедено.

Чем привлекла вас эта книга? Какие герои вам особенно запомнились, почему?

Почему рассказ о чужом детстве, чужих незнакомых людях так интересен?

Чему он вас научил?

Работа с тренажером по мультимедийному уроку.

*Определите, какому герою соответствует данная портретная характеристика?

* Каких героев тут нет? ( дядьев Якова и Михаила.)

* Чей портрет хотелось бы воссоздать после прочитанного произведения? (Портрет Алеши)

Цель нашего урока – воссоздать портрет Алеши Пешкова, какой он человек? Какие черты характера его отличают, чем он нам интересен? Итогом наших наблюдений станет сочинение – характеристика литературного персонажа.

На доске записаны прилагательные, определяющие характер человека. Выберите те, которые соответствует характеру Алеши.

Включите прилагательные в предложения, доказывающие верность вашего выбора. Например: Алеша поэтичный человек, он умеет замечать красивое, яркое в жизни: любуется бабушкиным танцем, ее речью, нравится кудрявый огонь пожара.

Работа с примерным планом сочинения.

11.Основная часть. Чужой в семье Кашириных.

1) Наблюдательность и одаренность Алеши.

4) Любовь к хорошим, чистым людям и влияние их на Алешу.

-Какие эпизоды помогут вам раскрыть природную наблюдательность Алеши, одаренность.

-В чем проявлялся протест против жестокости и несправедливости?

-Кто оказал хорошее влияние на Алешу?

Соотнесите данные цитаты из повести с пунктами плана сочинения.

Какую цитату можно использовать во вступлении?

Какую в основной части, какую в заключении сочинения?

3. «В детстве я сам представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог.

Написание сочинения на черновике.

Домашнее задание: дописать сочинение.

11.Основная часть. Чужой в семье Кашириных.

1) Наблюдательность и одаренность Алеши.

4) Любовь к хорошим, чистым людям и влияние их на Алешу.

-Какие эпизоды помогут вам раскрыть природную наблюдательность Алеши, одаренность.

-В чем проявлялся протест против жестокости и несправедливости?

-Кто оказал хорошее влияние на Алешу?

11.Основная часть. Чужой в семье Кашириных.

1) Наблюдательность и одаренность Алеши.

4) Любовь к хорошим, чистым людям и влияние их на Алешу.

-Какие эпизоды помогут вам раскрыть природную наблюдательность Алеши, одаренность.

-В чем проявлялся протест против жестокости и несправедливости?

-Кто оказал хорошее влияние на Алешу?

3. «В детстве я сам представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог.

3. «В детстве я сам представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог.

В доме, кроме них, жили еще два сына, Алешины дяди, с семьями. Мать с дедом не особо ладили, она не рада была тому, что вернулась в родительский дом, но жизнь не оставила ей выбора. Алеше дед тоже не понравился, он показался ему злым и жадным. В доме деда телесные наказания были делом обычным. Раз в неделю дед наказывал детей за провинности, а иногда просто для профилактики. Особенно Алешу возмущало то, что дед бил бабушку.

Мать после перенесенного несчастья отдалилась от Алеши. Бабушка стала для него самым близким человеком. Она казалась похожей на большую добрую медведицу. Когда она улыбалась, глаза светились теплым приятным светом. Она была полная, сутулая, а все ее движения были ловкие, как у кошки. Бабушка рассказывала много интересных историй, жалела Алешу. Ему запомнились ее отношения с богом. Он был для бабушки родным и близким существом, которому она рассказывала обо всем, что происходило в ее жизни.

Она была трудолюбивая, смелая, находчивая. Когда однажды случился пожар, бабушка, не испугавшись, кинулась в огонь спасать животных.

Подрастающий мальчик жил в семье. Но однажды его отец умер, и главный герой меняет место жительства и живет у бабушки.

Был момент, когда героя побили очень сильно. Мальчик задумывается о том, что помощи ждать не от кого, нужно рассчитывать только на самого себя. В его семье часто были скандалы и побоища. Естественно всё это нарушает психику ребенка, и меняют его восприятие жизни. Но к счастью у мальчика был друг цыган. Ребята очень сильно дружили и помогали друг другу во всех непростых ситуация.

Парень действительно очень много натерпелся в своей жизни и в частности в детстве. Множество избиений и унизительных ситуаций, причем от своих родных людей. У мальчика сильный характер и сломать его внутри практически невозможно и он, не смотря на все трудности, смотрит в будущее с надеждой на лучшее. Все больше он убеждается в том, что только он сам сможет себе помочь все это пережить.

Герой вырастает и действительно становится человеком. Парень получает должное образование, делает неплохую карьеру и вообще просто становится настоящим человеком. Во многом ему нужно благодарить свою бабушку, которая передала ему свой характер, который привык постоянно бороться и всему противоречить.

Вариант 2

Мальчик Алеша постоянно подвергается нападкам со стороны своих домочадцев, его частенько обижают, тем самым заставляют чувствовать себя никому не нужным, одиноким и несчастным. Мальчишка изо всех сил старается держаться, переживая эти страдания. Одна лишь бабушка относится к внуку нормально, так как по своей натуре она добрый и отзывчивый человек. Хотя характер ее частенько меняется, в зависимости от настроения, она искренне любит Алёшу, а он отвечает ей взаимностью. Именно благодаря бабушке мальчик научился любить и прощать людей, несмотря на то, что практически всё своё детство он не видел от них ничего хорошего.

Однажды Алёшу избивают до такой степени, что он вынужден лежать в постели. Мальчик понимает, что больше так продолжаться не может, он просто не выдержит такой жизни. Как поступить, что делать? Обратиться за помощью совершенно не к кому, остаётся надеяться только на самого себя.

Есть правда один человек, которому Алеша абсолютно доверяет. Это цыганенок Иван. Его подкинули в эту семью ещё во младенчестве, так он здесь и остался в качестве подмастерья. Несмотря на то, что цыгану было уже 19 лет, в душе он был сущий ребенок. Он развлекал детей карточными фокусами, мастерил бумажные поделки и это доставляло ему настоящее удовольствие, Иван сам веселился и радовался этим забавам не меньше ребятни. Цыганенок сочувствовал Алёше и бывало, когда того наказывали поркой, он подставлял свою руку под плётку, чтобы принять боль мальчика на себя. Эти поступки характеризуют его как смелого и готового к самопожертвованию человека.

На протяжении всей повести автор заставляет читателя сопереживать главному герою, а также вынуждает задуматься о том, что несмотря ни на что, человек должен верить и надеяться на лучшее. Алеша жил этой верой и в итоге стал настоящим человеком, добрым и чутким.

Сочинение рассуждение по рассказу Детство Горького

Жизнь Алеши и его семьи очень непростая, в ней много трудностей и проблем, главной из которых можно назвать нестабильность, некоторую непредсказуемость и неспокойность. В ней почти нет тепла, комфорта, мало понимания. Также семья была очень бедной, и мальчику даже не на что было купить книгу для занятий в школе, из-за чего на уроки его не пускали.

Помимо материального неблагополучия детство мальчика было омрачено еще множеством других испытаний – морально-нравственного характера. Горький стал свидетелем и участником суровых законов купеческой среды. В его семье считалось нормальным, если дед избивает бабушку, идет непрестанная борьба за наследственное имущество матери, дети издеваются над другими детьми, если те слабее их и т.д.

Тяжелый след в душе главного героя оставила череда смертей его близких. Алеше рано пришлось пережить смерть отца, братьев, матери, гибель Цыганка.

Однако и хорошее тоже было в жизни мальчика. Воплощением добра, света и тепла была для Алеши его бабушка, человек поистине духовный, нравственный. Бабушка и внук были очень близки, именно благодаря ей, в душе мальчик еще теплилась надежда, что в этом мире есть хорошие достойные люди. Она заложила в нем любовь и стремление к жизни, веру в добро, веру в лучшее.

Еще одним светлым лучиком в жизни Алеши стал Хорошее Дело. Человек этот было хорошо образованным, в то же время мальчика всегда тянуло к знаниям, к науке, оттого ему было с ним интересно.

Сочинение по повести Горького Детство

Несколько интересных сочинений

За что вы любите зиму? Ответ очевиден – за красоту. Ведь так прекрасно, когда выходишь на улицу: сугробы, деревья в снегу, земля покрыта белоснежным покрывалом. Это так прекрасно…


Пример сочинения 1

Повесть “Детство” — это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой — Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя.

С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. Мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый. Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток. Мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.

Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело. Он не раз говорил своему деду об этом, но тот злился еще больше.

Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек — это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, к которым тот всегда прислушивался.

Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей. Те, к кому он был больше всех привязан, — это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цыганок был сказочным героем, а Хорошее Дело всегда давал ценные советы, которые впоследствии помогли Алеше. Он подолгу общался с ним. Иной раз они просто сидели и молчали, думая о чем-то своем. Хотя Хорошее Дело никто не любил и Алеше запрещали встречи с ним, их дружба продолжалась, а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спокойно мог все рассказать ему, поделиться своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут. Таким образом, этот старый человек в какой-то мере научил его жить и понимать других людей.

Мне понравился этот мальчик, потому что у него доброе и чуткое сердце, потому что он выделяется из толпы мрачных, нежизнерадостных людей. Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.

Пример сочинения 2

До того как Алеша попала в дом своих родственников, он ничего не знал о насилии. Дед его – отец матери – был человеком не только жестоким, но и крайне несправедливым. В страхе он держал весь дом. Детей наказывали здесь за любую провинность. И даже если вина ребенка была не доказана, он подвергался жестокому избиению.

Проанализировав поступки мальчика, можно сделать вывод, что от родственников он отличался стремлением к справедливости и состраданием к чужому горю. В доме деда атмосфера была бездуховной. Человек и его переживания не брались в расчет. У Алеши были все шансы стать похожим на одного из обитателей этого мрачного жилища. Однако несправедливость, с которой он столкнулся, вылилась в стремление бороться за свои права, способствовала развитию лучших человеческих качеств.

Дед был откровенным самодуром. По любому поводу он приходил в ярость. А с годами стала все больше развиваться в нем жадность, принявшая в последние годы патологические формы. Человек в этом доме не имел никакой ценности. Материальные ценности были превыше всего. Но, несмотря на это, жизнь рядом с такими людьми стала для Алеши Пешкова хорошей школой жизни.

В доме деда жил слепой мастер. И дядья, обладая чрезвычайно скудным интеллектом, регулярно потешались над ним. Насмешки над его слепотой веселили их. А сыновья их – двоюродные братья Алеши – быстро переняли у отцов подобный способ развлечения. Главный герой повести Горького не только не подражал взрослым в этом неприглядном деле, но уже с ранних лет стал понимать, насколько низко ведут себя его родные. К Григорию он испытывал сострадание.

Стоит отметить еще нескольких персонажей, которые не связаны родственными связями, но оставили след в душе Алеши.

Алеша Пешков – личность, в формировании которой особую роль играла борьба добра и зла. Она не имела открытого характера. На жестокость и глупость деда жена его не отвечала подобным. Но мальчик, на примере своей бабушки, понимал, что зло побороть можно лишь любовью и добротой. Алеша Пешков на всю жизнь сохранил образ этой женщины в своем сердце.

В доме деда, помимо его жены, сыновей и внуков, жил Иван – подкидыш, за внешность которого его и наделили характерным прозвищем. Был он красивый, черноволосый, похожий на цыгана. В доме к нему все относились как-то особенно. Удивительно, но до мельчайших подробностей помнил Горький детство. Описание событий в повести и людей, которые повлияли на формирование его внутреннего мира, — доказательство тому. Образ Цыганка представлен в повести довольно ярко. Следует сказать, что прозвище он это получил не только из-за внешних данных, но и за склонность к воровству. Все же, как ни странно, любил Алеша его именно за честность. Иван был искренним человеком и стал настоящим другом нашему герою во время пребывания в доме деда.

После случая с отчимом Алеша снова оказался у деда. Василий Васильевич настоял на том, чтобы обеды они с бабушкой готовили по очереди, и каждый на свои деньги. При этом он всегда экономил. Герою пришлось самому зарабатывать: после школы он шел собирать ветошь и продавал ее по дешевке. Заработанное отдавал бабушке и однажды подсмотрел, как она плакала над его пятаками.

В школе приходилось туго. Здесь Алешу звали тряпочником, и никто не хотел с ним сидеть. Но экзамены в третий класс он все же сдал, за что получил в награду похвальный лист и несколько книг. Последние мальчик снес в лавку, когда Акулина Ивановна слегла и жить стало не на что.

Читайте также: